Войти
Логопедический портал
  • Характеристика пирогова из рассказа чудесный доктор Описание доктора из рассказа чудесный доктор
  • Основные моменты из жизни поэта
  • Урок «Построение касательных к окружностям
  • Православный психолог и его клиенты
  • «Ударим улыбкой по инфантилизму и равнодушию!
  • Организация балльно-рейтинговой системы успеваемости
  • Рабочая программа по предмету "основы финансовой грамотности". Рабочая программа финансовая грамотность Основы финансовой грамотности в школе программа

    Рабочая программа по предмету

    Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

    В ситуации глобального финансового кризиса даже западные экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения и улучшения финансовой подготовки в школе. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.

    Поэтому был разработан специальный учебно-методический комплекс (УМК), включающий в себя следующие элементы:

    • учебная программа,
    • материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения,
    • методические рекомендации для преподавателя,
    • контрольные измерительные материалы (КИМы),
    • материалы для родителей.

    Курс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.

    Финансовая грамотность: учебная программа. Профессиональное обучение

    Учебная программа ориентирована на компетентностный подход в обучении и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Программа предусматривает получение не только базовых знаний в финансовой сфере (предметные результаты), но также определённого набора умений, компетенций, личных характеристик и установок (метапредметные и личностные результаты) в соответствии с ФГОС.

    Учебная программа (PDF, 297 Кб)

    Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Профессиональное обучение

    В результате изучения курса обучающиеся узнают, как составлять семейный бюджет и осуществлять финансовое планирование в семье, рационально тратить деньги и делать сбережения; в чём суть страховой защиты и принципов функционирования пенсионной системы; что значит правильно пользоваться банковскими кредитами и вкладами; как защититься от финансовых рисков и подготовиться к открытию собственного бизнеса.

    Материалы для учащихся (PDF, 112.63 Мб)

    Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Профессиональное обучение

    Главное достоинство и отличительная особенность методических рекомендаций по этому курсу состоит в том, что они базируются на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. Пособие поможет преподавателю в формировании у обучающихся необходимых умений, компетенций в финансовой сфере, личных характеристик и установок. В нём подробно описываются тренажёры – задачи, упражнения, практические задания с родителями, эссе, кейсы. Даются рекомендации по проведению оценочных процедур, командных игр, дискуссий, викторин и др.

    Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.34 Мб)

    Финансовая грамотность: материалы для родителей. Профессиональное обучение


    Пособие содержит материалы просветительского характера, в которых рассказано о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Один из наиболее важных видов работы в рамках курса - совместные задания для обучающихся и родителей, которые позволят родителям стать активными участниками процесса по финансовому обучению детей.

    (PDF, 1.24 Мб)

    Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Профессиональное обучение

    Контрольные измерительные материалы представляют собой сборник заданий ко всем темам курса. Материалы содержат задачи, открытые вопросы, тесты, где нужно выбрать один правильный ответ из нескольких предлагаемых, и задания с множеством правильных ответов. Преподаватель может использовать эти задания при составлении контрольной и зачётной работ. Все задания в КИМах сгруппированы парами - по два теста или по две задачи, посвящённые одной и той же проблеме.

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

    5-9 классы

    Составитель:

    Порядина Елена Викторовна,

    учитель истории и обществознания

    2017 г.

    Содержание

    1. Пояснительная записка 3

    2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 5

    3. Содержание курса внеурочной деятельности 7

    4. Тематическое планирование 12

    I . Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

    2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

    3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

    Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

    Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

    Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

    Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

    Это определило цели данного курса :

    Формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

    Создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

    Формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

    Задачи:

    Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

    Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

    Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

    Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

    Воспитывать ответственность за экономические решения.

    Сроки реализации программы - 5 лет.

    Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

    Формы реализации программы.

    Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

    Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

    Методы обучения.

    На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

    В процессе обучения используются:

    1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

    2. Методы диалога и полилога;

    3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

    4. Игровые методы;

    5. Методы диагностики и самодиагностики;

    6. Технологии критического мышления;

    7. Информационно-коммуникационные технологии;

    8. Технологии коллективного метода обучения.

    Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

    II . Результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Планируемые результаты:

    Личностными результатами

    Осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

    Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

    Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

    Участие в принятии решений о семейном бюджете.

    Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

    Познавательные:

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

    Формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

    Регулятивные:

    Понимание цели своих действий;

    Планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

    Проявление познавательной и творческой инициативы;

    Оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

    Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

    Коммуникативные:

    Составление текстов в устной и письменной формах;

    Готовность слушать собеседника и вести диалог;

    Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    Умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

    Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

    Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

    Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

    Понимание и правильное использование экономических терминов;

    Освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

    Приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

    Развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

    Развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

    III . Содержание курса внеурочной деятельности

    5 класс (34 часа)

    Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

    Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа « Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи» . Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра « Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

    Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

    Познавательная беседа « Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

    Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

    Мини-исследование «Налоги». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство - это мы».

    Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

    Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

    6 класс (34 часа)

    Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).

    Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».

    Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).

    Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».

    Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).

    Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».

    Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).

    Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».

    Раздел 5. Ты - потребитель (4 часа).

    Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих - кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

    Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).

    Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».

    Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).

    Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».

    Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).

    Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».

    Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).

    Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».

    Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).

    Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».

    Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).

    Деловая игра. Конференция

    7 класс (34 часа)

    (5 часов).

    Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

    Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).

    Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

    Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа).

    Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

    Раздел 4. Инвестиции (6 часов).

    Правовая консультация « Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач « Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа « Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».

    Раздел 5. Страхование (4 часа).

    Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

    Раздел 6. Пенсии (3 часа).

    Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

    (3 часа).

    Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».

    Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).

    8 класс (34 часа)

    Раздел 1. Потребительская культура (3 часа).

    Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».

    Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).

    Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».

    Раздел 3. Потребитель - король на рынке (3 часа).

    Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».

    Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).

    Дискуссия «Разумные расходы - статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».

    Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов).

    Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».

    Раздел 6. Искусство покупать (5 часов).

    Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа « Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».

    Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).

    Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».

    Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов).

    Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»

    Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)

    Раздел 10. Защита проектов (1 час)

    9 класс (34 часа)

    Раздел 1. (8 часов).

    Тема 1. Происхождение денег.

    Тема 2. Источники денежных средств семьи.

    Круглый стол « От чего зависят личные и семейные доходы?»

    Тема 3. Контроль семейных расходов.

    Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

    Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).

    Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

    Практическая работа « Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

    Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

    Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

    Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).

    Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

    Правовая консультация « ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа « Чем поможет страхование?»

    Тема 8. Риски в мире денег.

    Познавательная беседа « Что такое финансовые пирамиды?»

    (8 часов).

    Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

    Круглый стол « Польза и риски банковских карт?»

    Тема 10. Собственный бизнес.

    Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

    Тема 11. Валюта в современном мире.

    Решение экономических задач « Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.

    Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

    Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

    Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

    Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

    Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

    IV . Тематическое планирование

    5 класс (34 часа)

    п / п

    Название темы

    Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)

    1.

    Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

    2.

    Доклад «Деньги».

    3.

    Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

    4.

    Творческое задание «Доходы семьи».

    5.

    Работа со статистикой «Расходы семьи».

    6.

    Викторина «Предметы первой необходимости».

    7.

    Викторина «Товары длительного пользования».

    8.

    Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

    9.

    Ролевая игра «Семейный бюджет».

    10.

    Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

    Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

    (6 часов)

    11.

    Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

    12.

    Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

    13.

    Решение логических задач «Страхование».

    14.

    Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

    15.

    Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

    16.

    Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

    Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

    17.

    Мини-исследование «Налоги».

    18.

    Аналитическая работа «Виды налогов».

    19.

    Познавательная беседа «Социальные пособия».

    20.

    Решение экономических задач «Социальные выплаты».

    21.

    Проект «Государство - это мы».

    Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)

    22.

    Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

    23.

    Творческое задание «Банковские услуги».

    24.

    Практическая работа «Вклады (депозиты)».

    25.

    Деловая игра «Кредит. Залог».

    26.

    Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

    27.

    Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

    28.

    Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

    29.

    Разработка бизнес-плана.

    30.

    Решение практических задач «Валюта в современном мире».

    31.

    Познавательная беседа «Валюта разных стран».

    32.

    Мини-проект «Благотворительность».

    33.

    Проект «Личный финансовый план».

    Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

    34.

    Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

    6 класс (34 часа)

    7 класс (34 часа)

    п / п

    Название темы

    Название раздела (количество часов)

    Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов)

    1.

    Дискуссия «Роль денег в нашей жизни».

    2.

    Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»

    3.

    Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».

    4.

    Творческая работа «Модель трех капиталов».

    5.

    Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».

    Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов)

    6.

    Познавательная беседа «Основные понятия кредитования».

    7.

    Практическая работа «Виды кредитов».

    8.

    Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?»

    9.

    Решение экономических задач «Арифметика кредитов».

    10.

    Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов».

    11.

    Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».

    12.

    Круглый стол «Финансовые пирамиды».

    13.

    Познавательная беседа «Ипотека».

    14.

    Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

    Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа)

    15.

    Решение практических задач «Обмен валют».

    16.

    Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод».

    17.

    Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

    Раздел 4. Инвестиции (6 часов)

    18.

    Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги».

    19.

    Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги».

    20.

    Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы».

    21.

    Познавательная беседа «Что такое ПИФы?»

    22.

    Выступления учащихся «Депозиты и их виды».

    23.

    Ролевая игра «Управляющие».

    Раздел 5. Страхование (4 часа)

    24.

    Творческая работа «Участники страхового рынка».

    25.

    Аналитическая работа «Личное страхование».

    26.

    Правовая консультация «Страховые накопительные программы».

    27.

    Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».

    Раздел 6. Пенсии (3 часа)

    28.

    Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование».

    29.

    Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы».

    30.

    Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»

    Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа)

    31.

    Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?»

    32.

    Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».

    33.

    Практическая работа «Социальный найм жилья».

    Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час)

    34.

    Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

    8 класс (34 часа)

    9 класс (34 часа)

    п / п

    Название темы

    Название раздела (количество часов)

    Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов)

    Тема 1. Происхождение денег

    1.

    Дискуссия «Деньги: что это такое?»

    2.

    Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

    Тема 2. Источники денежных средств семьи

    3.

    Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»

    4.

    Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

    Тема 3. Контроль семейных расходов

    5.

    Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

    Тема 4. Построение семейного бюджета

    6.

    Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»

    7-8.

    Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

    Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов)

    Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг

    финансовых организаций

    9.

    Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации

    10.

    Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

    Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

    11.

    Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»

    12.

    Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»

    13-14.

    Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).

    Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов)

    Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

    15.

    Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».

    16.

    Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».

    17.

    Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

    Тема 8. Риски в мире денег

    18.

    Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»

    19.

    Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»

    20-21.

    Осуществление проектной работы.

    Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов)

    Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

    22.

    Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»

    23.

    Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

    Тема 10. Собственный бизнес

    24..

    Выступления учащихся «Что такое бизнес?»

    25.

    Мини-проект «Как создать свое дело?»

    Тема 11. Валюта в современном мире

    26.

    Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»

    27.

    Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»

    28-29.

    Осуществление проектной работы.

    Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

    Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

    30.

    Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»

    31.

    Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

    Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

    32.

    Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»

    33-34.

    Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

    Разделы: Технология , Экономика

    I. Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

    Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

    3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143 .

    4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586 .

    5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

    6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

    Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

    Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

    Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

    Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах в рамках элективных курсов.

    Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

    Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

    Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
    Отличительной особенностью программы предмета «Основы финансовой грамотности» является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

    Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

    Задачи программы:

    Создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

    Формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

    Изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

    Освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

    Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

    Формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

    Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

    Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

    Воспитывать ответственность за экономические решения.

    II. Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

    Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

    На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

    Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

    • Деловые гры.
    • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
    • Работа с источниками экономической информации.
    • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в регионе.
    • Интерактивные технологии.
    • Групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
    • Экскурсии.

    III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

    Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

    Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

    IV. Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

    Структура и содержание предмета « Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

    В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

    Планируемые результаты обучения

    Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

    Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

    Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

    Таким образом , в результате обучения по данному предмету выпускник научится :

    Принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;

    Проводить своевременный финансовый анализ;

    Ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

    Планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

    Определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

    Основам взаимодействия с кредитными организациями;

    Основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

    Основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

    Выбирать страховые продукты и страховые компании;

    Принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

    Составлять личный финансовый план.

    Выпускник получит возможность научиться :

    В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

    Распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

    Понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

    Понимать права и обязанности в сфере финансов;

    Владеть коммуникативными компетенциями;

    Анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

    Определять задачи в области управления личными финансами;

    Находить источники информации для решения финансовых задач;

    Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

    Формировать собственную финансовую стратегию;

    Решать финансовые задачи;

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

    Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

    Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

    Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    V. Содержание программы учебного предмета «Основы финансовой грамотности» (35 часов)

    Личное финансовое планирование (11 часов).

    Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

    Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

    Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

    Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

    Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок - деловая игра, творческая работа.

    Основные виды деятельности.

    Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

    Депозит (7 часов).

    Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

    Формы организации учебных занятий.

    Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

    Основные виды деятельности.

    Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

    Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

    Кредит (7 часов).

    Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

    Формы организации учебных занятий.

    Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

    Основные виды деятельности.

    Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

    Расчетно-кассовые операции (7 часов).

    Банковская система, экономические ситуации.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

    Формы организации учебных занятий.

    Урок - открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

    Основные виды деятельности.

    Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

    Повторение изученного (3 часа).

    Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

    Формы организации учебных занятий.

    Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

    Основные виды деятельности.

    Уметь применять на практике знания полученные на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

    VI. Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

    1. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2018 г.
    2. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2018 г.
    3. В.В.Чумаченко. Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2018 г.

    Интернет-ресурсы для ученика и учителя

    VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы финансовой грамотности»

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата проведения урока по плану
    10 «д»
    10 «ж»

    Дата проведения урока по факту
    10 «д»
    10 «ж»

    Личное финансовое планирование (11 часов)

    Знакомство с курсом «ОФГ»

    Человеческий капитал и успех

    Принятие решений о личном финансировании

    Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы

    Домашняя бухгалтерия. Доходы и расходы

    Составление личного финансового плана

    Творческая работа «Составление личного плана»

    Деловая игра «Моя стратегия»

    Депозит (7 часов)

    Накопления и инфляция

    Что такое депозит и какова его природа?

    Условия депозита

    Управление рисками по депозиту

    Повторение изученного по блоку «Депозит»

    Кредит (7 часов)

    Что такое кредит?

    Основные характеристики кредита

    Как выбрать наиболее выгодный кредит

    Как уменьшить стоимость кредита

    Типичные ошибки при использовании кредита

    Творческая работа «Кейс»

    Расчетно-кассовые операции (7 часов)

    Хранение, обмен и перевод денег

    Различные виды платежных средств

    Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации ».

    В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

    Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

    В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

    Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях.

    Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

    Финансовая грамотность: учебная программа. 8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


    В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

    Учебная программа


    Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

    Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.


    Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8 – 9 классы общеобразовательной организации


    Для каждого занятия определены цели (осваиваемые понятия, знания, компетенции), даны формы занятий и средства обучения. Пошагово описана организация учебной деятельности для достижения поставленных целей. Подобран дополнительный материал для учителя, который поможет ему при объяснении финансовых явлений или процессов. В конце каждого занятия предлагаются темы для проведения дискуссий как на занятиях, так и в кругу семьи.

    Методические рекомендации для учителя



    Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8 – 9 классы общеобразовательной организации

    Материалы призваны помочь семье научиться совместно с детьми решать возникающие финансовые проблемы. Характер материалов различен: это вопросы для совместного обсуждения финансовых тем, задания типа финансового тренажёра с ответами, дополнительные сведения по изучаемой теме для самих родителей. Предлагаются практические советы, которые позволят взрослым стать финансово грамотными и успешно справляться с финансовыми проблемами, а также научить этому своих детей.

    В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

    Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

    В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

    В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

    В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

    Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

    По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

    Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

    2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

    Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

    Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


    Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

    Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

    Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

    5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


    В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

    8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

    Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

    10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


    В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

    10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


    В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

    10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

    Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

    Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


    В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.