Войти
Логопедический портал
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Почему нужно изучать русский язык?
  • Правила написания синквейна
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Тест "сенсорное и интеллектуальное развитие ребенка". Конспект занятия "признаки предметов" Тесты для изучения различных видов мышления

    Тест

    Елена Бобурова
    Занятие по математике «Свойства предметов»

    Цель : формировать представления детей о свойствах предметов .

    Образовательные задачи :

    Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами ;

    Объединять предметы в группы (по сходным признакам) и выделять из группы отдельные предметы , отличающиеся каким-либо признаком;

    Закрепить представление детей о свойствах предметов (цвет, форма, размер) ;

    Уточнить представления о формах геометрических фигур – треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник;

    Развивающие задачи :

    Развивать речь детей, наблюдательность, мыслительную активность умение и высказывать и обосновывать свои суждения;

    Развивать слуховое и зрительное внимание, умение рассуждать

    Воспитательные задачи :

    Воспитывать интерес к математике ;

    Воспитывать стремление оказывать помощь другим, умение работать в коллективе;

    Словарная работа : Обогащение прилагательными;

    Активизация : Сюрприз, свойства , сходства, различия, вывеска;

    Методы и приемы : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, проблемные вопросы, использование дидактических пособий, технических средств.

    Материал к занятию : игрушка – заяц, муляжи овощей, плоскостные овощи, геометрические фигуры, корзинка, цветы, плоскостные осенние листочки, игрушки, посудка, хлебобулочные изделия, картинки «обувь» , «одежда» , «мебель» .

    Техническое оборудование : Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Свойства предметов » , презентация физкультминутки «Елочка» .

    Ход занятия

    I.Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдувают с ладошки настроение) .

    Сегодня у нас необычное занятие . Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете дойти до него, если выполните все мои задания.

    К нам в гости пришел один очень знаменитый герой. А что это за герой, вы узнаете, если выполните первое задание.

    Перед вами на столе лежит листок бумаги, на нем точки с цифрами. Соедините по порядку цифры, и вы узнаете, что за герой пришел к нам в гости (Дети выполняют задание) .

    Молодцы! Вы правильно отгадали – это зайчик.

    II. Дети переходят на ковер, садятся по кругу.

    Воспитатель :

    Кто знает, какое сейчас время года?

    Дети : Осень.

    Воспитатель : А какие работы ведутся осенью в огороде?

    Дети : Осенью люди в огородах собирают урожай овощей, в садах собирают фрукты.

    Воспитатель : Наш зайка тоже решил собрать урожай овощей. Что он положил в корзинку? (Дети кладут муляжи в корзинку) .

    Какого цвета капуста?

    Дети : Зеленого.

    Какой формы капуста?

    Дети : Круглая.

    Какого цвета морковь?

    Дети : Оранжевая

    Какой формы морковь?

    Дети : Морковь похожа на треугольник.

    Воспитатель : А где растет морковь и капуста?

    Дети : капуста на земле, морковь в земле.

    Воспитатель : А почему вы не положили цветы в корзинку? Они ведь тоже растут в огороде.

    Дети : Это цветы, а зайка собирает овощи.

    Воспитатель : А почему осталось яблоко?

    Дети : Яблоко фрукт, а не овощ.

    Воспитатель : А по какому признаку вы выбирали эти предметы ? Потому что они вкусные, сочные, крупные?

    Дети : Нет, это – овощи, они растут в огороде.

    Воспитатель : Молодцы, вы справились и с этим заданием.

    III. Дети переходят к столу (на столе картинки с изображением овощей, геометрические фигуры) .

    Воспитатель : Разложите картинки. Что изображено на этих картинках?

    Дети : Овощи.

    Воспитатель : Какие свойства отличают их друг от друга?

    Дети : Цвет, размер, форма.

    Воспитатель : Рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

    Дети :

    Капуста зеленого цвета, по форме круглая, большая.

    Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник.

    Репка желтая, маленькая и круглая.

    Воспитатель : Почему вы не положили квадрат.

    Дети : Овощей похожих на квадрат нет.

    IV. (Проводится физкультминутка)

    V.Воспитатель : Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с зайчиком путешествие, отправимся в лес. Я загадаю вам несколько загадок, и, думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они. (Задание выводится на экран в виде презентации) .

    Под кустами, под листами

    Мы попрятались в траву.

    Нас в лесу ищите сами.

    Мы не крикнем вам : «Ау!» (Грибы, ягоды) .

    Воспитатель :

    1). Назовите ягоды, изображенные на первой картинке (Малина, рябина, клубника) .

    Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду?

    Какие ягоды растут только в лесу?

    Кто в шляпе родится? (Грибы)

    Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, лисичка, мухомор)

    Что между ними общего? (У каждого гриба есть ножка и шляпка. Все они растут в лесу) .

    А какой гриб здесь лишний и почему? (Мухомор – ядовитый гриб, несъедобный, а остальные съедобные) .

    А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Ответы детей) .

    2). Собрались на поляне бабочка-красавица, гусеница-многоножка, змейка-веревочка, муравей-труженик и пчела - неугомонные крылышки.Завели они спор-разговор : кто из них на этой поляне лишний? Помогите разрешить этот спор.

    Дети :Лишняя змея : все остальные - насекомые.

    Воспитатель : А что у них общее?

    Дети : Все они животные, живут в лесу.

    VI.Воспитатель : Теперь мы поведем Зайчонка по нашему городу и заглянем в магазины.

    Вместе с детьми перемещаемся по группе, в разных местах расставлены предметы (игрушки, посуда, мебель, обувь, одежда) и развешаны вывески, но они перепутаны. Дети рассматривают предметы и угадывают название магазинов, меняют вывески местами.

    (Затем садятся за столы)

    Воспитатель : В каких магазинах продаются предметы , которые изображены на картинках?

    Дети : Игрушки в магазине «Игрушки» , а цветы в магазине «Цветы»

    Воспитатель : Что мы можем предложить на прощание Зайченку?

    Дети : Цветы.

    Воспитатель : Назовите эти цветы и обведите их красным карандашом, а игрушки синим карандашом (Дети выполняют последнее задание) .

    Итог занятия : Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились ваши ответы и рассказы о том, что растет и кто живет в лесу.

    Как называются овощи, и на какую форму они похожи. Рад он и вашим подаркам. Спасибо за интересное занятие .

    Публикации по теме:

    Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия-путешествия «Свойства предметов: цвет, форма» Цель: закрепление и уточнение представлений ребенка о свойствах предметов: цвете, форме. Задачи: - коррекционно - обучающие: продолжать.

    Конспект НОД для 2 младшей группы по ОБЖ «В мире опасных предметов» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дома, в детском саду. Уточнить знания детей о.

    Программное содержание: -познакомить детей с понятиями камень,дерево. -познакомить с понятиями тяжелый,легкий,шершавый,гладкий,тонет-не.

    Конспект утренней ритмической гимнастики №2 (без предметов) Дата проведения: 5 ноября 2014 года. Оборудование: аудиозапись. Задачи: Воспитательные – воспитание интереса к двигательной активности и.

    ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

    Цель: изучение признаков предмета (цвет, форма, размер, материал, вкус, название и т.п.)

    Задачи : образовательные:

    Повторить признаки предметов;

    Научить группировать предметы по какому-либо признаку.

    развивающие:

    Развивать внимание, наблюдательность, память;

    Способствовать развитию творческого и логического мышления.

    Воспитательные:

    Воспитать в ребенке творческое восприятие мира;

    Создавать условия для формирования культуры труда;

    Воспитать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

    Оборудование: мяч, набор простейших предметов, разнородных по материалу (например, деревянная и пластмассовая линейки); картинки, на которых изображены предметы с общим названием (посуда, одежда, растения и т.п.), можно использовать картинки детского лото.

    В ходе урока на доске записываются признаки предметов, рассмотренных в заданиях.

    Ход урока

      Организационный момент.

    Правила работы в тетради:

    Записи делаются простым карандашом;

    Раскрашивать задания необходимо цветными карандашами;

    Задания со звездочкой выполняются по желанию.

    II. Изучение нового материала.

    1. Признаки предметов. Цвет.

    Ребята, давайте посмотрим на окружающий нас мир. Нас окружают всевозможные предметы, вещи, а также живые существа. Все она разные и у каждого свои признаки, т.е. свойства. Какие вы знаете признаки предметов? (цвет, форма, материал, размер, вес и т.д.)

    Давайте рассмотрим цвет предмета. Почти все предметы имеют цвет.

    Какие бывают предметы по цвету? Есть предметы, не имеющие цвета, т.е. бесцветные.

    Какого цвета стекло, вода, лед? (бесцветные )

    Игра. «Назови цвет»:

      учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.

    Примеры: уголь – черный, помидор – красный, апельсин – оранжевый, трава – зеленая, снег – белый, солнце – желтое и т.п.

      Ученики передают мяч по цепочке (тот, кто ответил, называет следующее слово)

    Задание 1

    А) зеленая елка – зеленая лягушка

    Б) серый слон – серая мышь

    В) рыжая белочка – рыжая лиса

    Г) желтый цыпленок – желтый лимон

    Д) красный помидор – красная машина.

    Ученики должны соединить линией предметы одного цвета. Для этого раскрашивают предметы, цвет которых в природе известен. Цвет машины определяется в последнюю очередь, после того как дети пробуют соединить парами раскрашенные предметы. Только красному помидору нет пары. Значит, машины должна быть красной.

    2. Признаки предметов. Форма.

    Предлагаю рассмотреть форму предметов, поясняя, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, потому мы будем изучать только простые формы, т.е. формы геометрических фигур. Ученики должны назвать формы геометрических фигур: круглая, треугольная и т.д.

    Игра «Что такой формы?»

    Учитель загадывает классу любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы.

    Круг – тарелка, часы, компас, колесо

    Квадрат – кубик, коробка

    Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной формы.

    *А есть предметы, у которых нет формы?

    (если нет ответа, спрашиваю какая форма у воды, у молока, у воздуха).

    Вывод: жидкие тела и газы не имеют формы.

    Задание 2

    Ученики должны определить форму предмета (вызванный ученик называет ее) и нарисовать предмет такой же формы. (через опрос выявить и обсудить всевозможные варианты).

    Например: коробка прямоугольная, можно нарисовать прямоугольный конверт или флажок.

    Монета – круглая, можно нарисовать солнышко, яблоко, грушу, зеркало и т.д.

    Воздушный змей – треугольный, можно нарисовать треугольный флажок, пирамидку гору и т.д.

    Физпауза игра «Карлики - Великаны»

    По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Учитель тоже вместе с учениками выполняет все действия, но через некоторое время нужно начать делать ошибки.

    Команды даются в разбивку и в разном темпе.

    Можно устроить соревнование: ученики, сделавшие ошибку, садятся за парту, таким образом, останется победитель.

      Признаки предметов. Размер.

    Каждый предмет имеет свой размер. Размеры предметов можно измерять при помощи линейки и других приборов. Но часто о размере просто говорят: большой, маленький, средний, очень большой, очень маленький.

    Задание 3 по карточкам (самостоятельно)

    Ученики должны сравнить клубки по размеру и раскрасить их требуемым образом. Можно оценить 2-3 работы.

      Признаки предметов. Материал.

    Продолжаем описывать признаки предметов. Очень часто требуется сказать, из чего сделан некоторый предмет, т.е. назвать его материал.

    Называем различные предметы, а ученики называют материал, из которого он сделан.

    Карандаш – деревянный, тетрадь – бумажная, монета – металлическая, ручка – пластмассовая, лампочка – стеклянная.

    Задание 4

    Ученики определяют материал очередного предмета, а затем ищут предмет из того же материала и соединяют их цветной линией.

    Ответы: лампочка – стакан, тетрадь – конверт, гвоздь – пила, дом – карандаш.

    Какие еще признаки могут иметь предметы?

    А какие предметы бывают по весу? (легкие, тяжелые, очень тяжелые)

    Какие предметы бывают по вкусу?

    Можно напомнить детям предметы: лимон (кислый), мед (сладкий), соль (соленая0, перец и чеснок (горький).

    5. Общее название предметов.

    А еще каждый предмет имеет вое название, например, шкаф, дом, чашка, платье. Но еще предмет может иметь общее название, которое обозначает целую группу предметов. И в эту группу и входит данный предмет.

    Задание «Дай общее название»

      показываю картинки с однородными предметами. Дети должны дать этим предметам общее название, например «овощи».

      Перечисляю однородные предметы, а ученик придумывает общее название. Например, акула, щука, карась – рыба; роза, ромашка, тюльпан – цветы.

    Задание 5

    Ученики должны определить, по какому признаку, т.е свойству, предметы объединены в одну группу, и подписать этот общий признак.

    Ответы: по цвету: голубые предметы

    По форме: прямоугольные предметы

    По материалу: деревянные предметы

    По названию: игрушки.

    Игра «Найди лишнего»

    Учитель договаривается с классом, какие предметы он будет перечислять (например, фрукты). Далее, в процессе называния очередного предмета, дети или сидят спокойно или хлопают в ладоши.

    Пример: яблоко, апельсин, булка, груша, арбуз, тыква, банан, абрикос, огурец.

    Задание 6

    Дети должны определить, по какому признаку ли по какой закономерности предметы собраны в группу, и выполнить требуемое действие, сохранив этот признак или закономерность.

    Дети должны заметить, что:

    Все предметы этой группы красные – значит ведро тоже красное

    Все предметы из этой группы прямоугольные, кроме стола, значит он лишний

    Дети должны проговорить вслух закономерность маленький средний большой, маленький, средний большой.

    Все предметы в этой группе металлические, значит и нарисовать надо металлический предмет.

    Данная группа имеет общее название «посуда», но утюг при этом является лишним.

    Задание аналогично пункту 3, но решается в 2 этапа: определяем форму фигуры: треугольник – квадрат, треугольник – квадрат. Определяем ее цвет: красный – желтый – зеленый.

    Задание 7 (самостоятельно).

    Ученики должны найти и обвести группы предметов, которые обладают общим признаком. Дети по очереди называют выделенные ими группы. Желательно выслушать как можно больше различных ответов.

    III. Итоги урока.

    Что нового узнали о признаках предмета?

    Чем активнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем быстрее и успешнее он развивается. Считается, что период интенсивного сенсорного развития - именно с трех до шести лет.

    Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорному развитию свойственна развивающая направленность. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов. Уровень интеллекта ребенка в дошкольном возрасте, в свою очередь, взаимосвязан с уровнем сенсорного развития. Общаясь со взрослыми, малыш со временем начинает ориентироваться в различных внешних проявлениях, свойствах, в пространстве и времени. Играя с различными предметами, все более точно определять форму, цвет, вес и т.д. Слушая речь, выделять различное произношение звуков, темп. Сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения, и для многих видов деятельности.

    Сенсорное и интеллектуальное развитие психологи оценивают по следующим умениям:

    • представление о форме предметов - умение ребенка выделять предметы определенной формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие по форме друг другу. В более старшем возрасте оценивается и уровень знания ребенка о различных геометрических фигурах и объемных формах,
    • представление о величине предметов - умение ребенка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды (от меньшего к большему и наоборот), выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и т.п.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами,
    • представление о цвете предметов - умение ребенка ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними, знания ребенка об основных цветах и оттенках, понимание отношений "часть-целое" - уровень развития умений ребенка разделять целое на части (определять, из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) и составлять целое из частей (складывать разрезные картинки и т.п.),
    • понимание пространственных отношений - умение ребенка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы (в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга (мишка за зайчиком, собачка рядом с мишкой и т.д.), понимание отношений "сходство-различие" - умение ребенка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам (например, по цвету, форме, величине, назначению и т.д.),
    • понимание отношений "общее-частное" - умение ребенка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства (стул, стол, диван - это мебель и т.д.),
    • понимание причинно-следственных связей - умение ребенка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке (лужи появились, потому что дождь прошел и т.д.),
    • объем знаний - является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребенка знаний о предметах и явлениях окружающего мира,
    • развитие математических представлений - наличие и уровень развития у ребенка элементарных математических знаний о количестве, числе, счетных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном расположении предметов,
    • временные представления - уровень развития у ребенка представлений о сезонных явлениях, чередовании времен года, месяцев, дней недели, частей суток и режиме дня, а также умение определять время по часам.
    С помощью таблицы вы сможете оценить знания ребенка об окружающем мире и умения производить действия с предметами и их частями, основываясь на имеющихся знаниях о свойствах предметов, их отношениях между собой и между частями отдельных предметов. Оценка уровня развития ребенка - это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно следует учить ребенка дальше. Постарайтесь быть максимально объективны к умениям своих детей, потому что часто, когда родитель сам оценивает уровень развития малыша, есть риск либо недооценить, а чаще переоценить его возможности. Переоценка возможностей ребенка приводит к вашим завышенным требованиям, что не даст возможности ребенку быстро добиться успеха. Недооценка его возможностей приведет ребенка, в конце концов, к скуке, ему не будет хватать интереса и занимательности.

    Если большая часть навыков ребенком усвоена, то вы можете делать вывод о том, что он развивается нормально и гармонично.

    Если же большая часть нормативных навыков ребенком еще не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени. Если вы обнаружили отставание в развитии какой-либо функции, не стоит делать скоропалительных выводов, т.к. это, возможно, происходит естественное временное его замедление перед очередным "рывком" в развитии. Но с другой стороны, отставание по нескольким параметрам или тем более в течение длительного времени, может служить признаком пока еще скрытой проблемы. И здесь опытный специалист может провести дополнительное обследование и получить важные результаты.

    Если ваш ребенок, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, усвоил также и большую часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии по всем или каким-либо отдельным показателям и линиям развития.

    Если задержка или опережение в развитии происходят частично и только в одной или двух областях, тогда может идти речь о негармоничном развитии.

    Все пособия, которые потребуются вам при работе с тестом, вы можете приобрести в нашем магазине.

    Показатели сенсорного и интеллектуального развития ребенка Возраст ребенка
    3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
    Подбирает предметы по цвету и оттенку. (Возьмите набор из 12 фломастеров и попросите ребенка надеть на фломастеры подходящие по цвету колпачки. Ребенок должен правильно подобрать хотя бы 8 колпачков.) *
    Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки. *
    Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый и другие. *
    Знает и подбирает по названию две геометрические фигуры из трех предложенных. (Дайте ребенку вырезанные из картона фигуры - круги, квадраты, треугольники (все по 3). Попросите его найти и дать вам кружок, квадрат, треугольник.) *
    Соединяет половинки фигуры, чтобы получить целую. (Проверьте с помощью квадрата, разрезанного на две части по диагонали. Положите детали на расстоянии 20 см друг от друга, перевернув одну из деталей на 180 градусов и попросите сложить квадрат. Ребенок должен сложить фигуру без какой-либо подсказки.) *
    Кроме основных геометрических форм, определяет и называет новые - ромб и овал. *
    Правильно называет простые и сложные геометрические формы, указывает их основные различия. *
    Умеет сопоставлять предметы по величине, длине, ширине, высоте. (Величина: возьмите 3 матрешки с разницей в 3 см. Спросите: "Где большая, маленькая, средняя?" Длина: дайте ребенку 2 полоски бумаги одинакового цвета и шириной 2 см каждая, длиной 18 см и 20 см. Спросите, какая длиннее, а какая короче. Поменяйте полоски местами и спросите еще раз. Ширина: дайте 2 полоски бумаги одинакового цвета, длиной 15-20 см каждая, шириной 2 см и 4 см. Спросите, какая широкая, а какая узкая. Поменяйте местами и повторите. Высота: спросите ребенка, что выше - стол или стул, а что ниже? Что выше - стол или шкаф? Что ниже?) *
    Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке. *
    Правильно ориентируется в пространстве, выполняя словесные инструкции с использованием предлогов "около", "рядом", "за", "между", "после", "перед". (Возьмите 7 любых игрушек и предложите поиграть с вами. Скажите: "Игрушки пошли в магазин и встали в очередь. Я буду называть, кто где стоит, а ты расставь их в нужном порядке". Например: "Возьми зайку, за ним поставь куклу, перед куклой поставь собачку, между зайкой и собачкой поставь мишку и т.д.") *
    Ориентируется в сторонах собственного тела. (Попросите ребенка показать, где у него правая нога, левое ухо, правый глаз.) *
    Ребенок может назвать предметы, находящиеся справа и слева от него. (Скажите ребенку: "Назови мне какой-нибудь предмет, находящийся справа от тебя. А теперь назови предмет, который находится слева от тебя. Какой еще предмет есть справа, слева?") *
    Ребенок правильно ориентируется в сторонах тела собеседника. (Попросите ребенка показать, где у вас левая рука, правый глаз и т.д.) *
    Может назвать имя, фамилию, возраст и половую принадлежность (Правильно отвечает на вопросы: "Ты мальчик или девочка? Когда ты вырастешь, ты будешь мужчиной или женщиной?") *
    Может назвать свой адрес: город (населенный пункт), улицу, номер дома и квартиры. *
    Может назвать дату своего рождения. (В ответ на вопрос: "Когда у тебя день рождения?" ребенок называет правильно число и месяц.) *
    Может верно, с точностью до месяца, ответить на вопрос: "Сколько лет тебе будет ровно через год?" *
    Может правильно назвать имя и отчество двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: "Как зовут твою маму, папу или кого-нибудь из близких взрослых?") *
    Может правильно назвать профессию или место работы двух и более близких ему людей. (Ребенок отвечает на вопрос: "Знаешь ли ты, где и кем работает твоя мама папа, бабушка, дедушка, дядя?") *
    На просьбу: "Назови четыре времени года" ребенок в любом порядке называет все времена года. Дает правильные ответы на вопросы: "Какое сейчас время года? В какое время года падает снег? В какое время года желтеют и опадают листья?" *
    Знает названия месяцев, относящихся к тому или иному времени года. (Правильно отвечает на вопросы: "Какие ты знаешь летние месяцы? Осенние? Весенние? Зимние?") *
    Знает, какой день недели идет после названного и до него. Какой день наступит раньше, а какой позже на новой неделе. Правильно ориентируется в понятиях "вчера", "сегодня", "завтра" и т.п. (Правильно отвечает на вопросы: "Сегодня вторник, какой день был вчера? Будет завтра? Представь, что вчера была пятница, какой день сегодня?" И т.п.) *
    Может объяснить, почему снег бывает зимой, а не летом, для чего нужны глаза и уши, чем занимаются почтальон, врач, учитель. *
    Подбирает слова, противоположные по значению: "Лед холодный, а огонь...", "Днем светло, а ночью...". Правильно заканчивает предложение: "Я просыпаюсь утром, а иду спать...". *
    Знает названия не менее 3-5 видов транспорта. (Спросите: "Какие виды транспорта ты знаешь?") *
    Знает названия не менее 5 видов животных. (Спросите: "Каких животных ты знаешь?") *
    Знает названия диких животных, насекомых, рыб. *
    Знает названия детенышей животных. (Спросите: "Как называют детеныша собаки (кошки, лошади, свиньи, коровы, овцы, курицы)?" Неправильные названия (собачонок, лошаденок) не засчитываются.) *
    Знает названия цветов и деревьев. *
    Знает названия денежных знаков. *
    Знает названия некоторых городов, рек, стран. *
    Имеет представления о природе - о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах, о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений, о явлениях природы. *
    Имеет запас географических знаний - о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Знаком с профессиями людей, видами спорта. *
    Может сравнить предметы по существенным признакам и подобрать обобщающее слово. (Спросите ребенка: "Что общего между яблоком и грушей?" (Это фрукты.) " Что общего между ложкой и вилкой?" (Ими едят, это посуда, предметы домашнего обихода.) *
    Может сравнить предметы по существенным признакам и исключить лишний. (Скажите ребенку: "Я сейчас тебе назову слова, а ты мне скажешь, какое слово лишнее. Слушай: машина, автобус, велосипед, метро, колесо. Что здесь лишнее?") *
    Может назвать предмет, если ему описать этот предмет по известным признакам. (По описанию узнает предметы, которыми пользуется, называет их или находит их на картинках: "Чем мы едим?", " Чем пришиваем пуговицы?" Узнает и называет людей по описанию их функций: "Кто ведет машину?", " Кто лечит людей?") *
    Может самостоятельно осуществить классификацию предметов на основе имеющихся обобщений по одному признаку. (Возьмите по четыре картинки каждого вида с изображениями посуды и мебели. Попросите ребенка дать вам картинки, на которых нарисована мебель.) *
    Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятий. (Среди 20-30 различных картинок находит 4-5, которые можно объединить, и указывает, по какому признаку он их объединил.) *
    Дифференцирует количество независимо от формы и величины: обобщает методом исключения, мотивирует. *
    Умеет считать в прямом порядке. Знает значения слов "много", "мало", "один". *
    Может считать предметы в пределах пяти. Правильно может сосчитать, сколько ног у собаки, пять монет по копейке. *
    Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части. * *
    Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание. *
    Раскладывает по порядку последовательные картинки. *
    Может составить рассказ по серии сюжетных картинок. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения. *
    Устанавливает причинно-следственные связи. (Ребенок может объяснить, например, зачем в автомобиле нужны тормоза: снизить скорость, остановиться. Почему на деревьях шелестят листья: из-за ветра, движения воздуха. Почему может пахнуть дымом: пожар, костер, спички, еда подгорела.) *
    Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. *
    Находит отличия на похожих картинках. *
    Может найти истинное и ложное на картинке ("Что художник нарисовал неправильно?") * *
    Среди 10 игрушек или картинок находит по памяти те 5, которые вы ему до этого показывали. (Покажите ребенку пять картинок в течение 10 секунд, затем перемешайте их с другими пятью картинками и предложите найти среди всех картинок только те, которые показывали перед этим.) *
    Ребенок находит среди 20 картинок те 10, которые вы показывали ему перед этим. *
    Ориентируется на листе бумаги в клетку, выполняя задание по инструкции. (Скажите: "Давай сейчас поиграем так: я буду тебе говорить, на сколько клеточек и куда вести линию, а потом посмотрим, какой узор у тебя получится. Поставь карандаш в уголок любой клетки. Веди линию на одну клетку вправо, одну клетку вверх, две клетки вправо, одну клетку вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну клетку вниз, две клетки влево, одну клетку вверх, одну клетку влево, две клетки вверх. Посмотри: у тебя получился крестик". Каждую последующую команду давайте после того, как ребенок выполнит предыдущую.) *
    Находит в ряду других изображение, отличающееся от остальных. (Нарисуйте одним цветом в один ряд значки одного размера: ООХО. Спросите ребенка: "Какой значок отличается от других?") *
    Правильно понимает истинный смысл скрытых высказываний. (Попросите ребенка объяснить, что означают выражения: "золотое сердце", "золотая голова", "золотые руки", "на морозе уши горят", "сгореть от стыда", "дорога ложка к обеду" и т.п.) *
    Определяет время по часам со стрелками (или по рисунку с их изображением). *

    Цель: Закрепить умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

    Формировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Развивать логическое мышление. Продолжать учить высказывать свое мнение и приводить примеры. Воспитывать мотивацию к учению

    Организация занятия:

    1 часть – сидя на стульчиках

    2 часть – стоя в кругу (физкультминутка)

    3 часть – сидя на стульчиках

    4 часть – стоя полукругом

    5 часть – сидя на стульчиках

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный – картинки с изображением Карандаша (серия “Веселые человечки”), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

    Раздаточный – цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов – красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

    Ход занятия:

    I Свойства предметов – цвет. Цвета радуги.

    Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

    Воспитатель: - Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш) : «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

    Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши.

    Воспитатель: - Угадайте, что рассказали эти карандаши?

    Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

    Дети: - Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

    Дети: - Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

    Дети: - Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

    Дети: - Голубой: « Я незабудка, небо, лед!»

    Дети: - Синий: «Я чернила, море, василек!»

    Дети: - Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

    Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.

    Воспитатель: - Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

    Через поля, через луга

    Встала нарядная дуга.

    Дети: Радуга

    Воспитатель: - А кто знает цвета радуги?

    Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Можно предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

    II Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?»

    Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

    Мы все встали дружно в круг,

    Повернулись разом вдруг,

    (все поворачиваются на 180 градуса и идут в обратном направлении )

    А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

    Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2 – 3 раза.

    Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

    III Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.).

    1)Воспитатель:- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первый картинке?

    Дети: - Кукла и мишки.

    Воспитатель:- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?

    Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение – это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что… И дети называют признаки различия самостоятельно.

    Воспитатель: -Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются?

    Дети: -У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч – желтого и синего цвета, а воздушный шар – желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч – маленький, а воздушный шар – большой. Назначение у них тоже разное: мяч – игрушка, а воздушный шар – летательный аппарат.

    Воспитатель: - Сравните ежа и елку.

    Дети: -Ель на ежика похожа: еж – в иголках, елка – тоже, и «живут» они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик – животное, елка – растение.

    В более подготовленных группах работу можно организовать так: каждый ребенок по своему желанию выбирает одну из картинок и о ней рассказывает, а остальные дети дополняют.

    2) Воспитатель: - Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка?

    Дети: - Они оба оранжевого цвета.

    Воспитатель: - Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

    Дети в течение 1 – 2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.

    Воспитатель: - Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему?

    Примерные ответы детей:

    Дети: - Морковка и лиса оранжевые.

    Дети: - Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

    Дети: - Помидор и божья коровка красные.

    Дети: - Лягушка и яблоко зеленые.

    Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Айзат молодец – все линии провел правильно! Лия тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»

    3) Дети выполняют задание самостоятельно.

    Воспитатель: - А теперь вам предстоит найти признаки различия и исправить ошибки художника Незнайки.

    Самостоятельную работу можно провести в форме игры-соревнования: кто быстрее и больше найдет отличительных особенностей. Победители получают призы.

    IV . Физкультминутка «Смотри в оба!»

    Дети строятся в ряд (не более 7 – 10 человек ). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отварачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное – в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

    V . Закрепление умение выделять свойства предметов.

    1)Беседа овощах. Отгадывание загадок.

    Воспитатель: - Какие овощи вы знаете?

    Воспитатель: - Что растет у вас на огороде (например, на даче )?

    Воспитатель: - Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

    а)Красный нос в землю врос,

    А зеленый хвост снаружи.

    Нам зеленый хвост не нужен,

    Нужен только красный нос.

    Дети: Морковь

    б) Летом в огороде –

    Свежие, зеленые,

    А зимою в бочке –

    Желтые, соленые.

    Дети: Огурцы

    в) Круглый бок, желтый бок,

    Сидит на грядке колобок.

    Врос он в землю крепко.

    Что же это?

    Дети: Репка

    г) Он большой, как мяч футбольный,

    Если спелый – все довольны.

    Так приятен он на вкус!

    Что за шар это?

    Дети: Арбуз

    Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т.д. На фланелеграфе выставляются картинки-отгадки с изображением овощей. Можно устроить «путаницу»: выставлять картинки с ошибками, а затем их разбирать.

    2) Игра «На что похоже?».

    На фланелеграфе – картинки с изображением овощей.

    Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

    Примерные ответы детей:

    Дети: - Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный ) треугольник.

    Дети: - Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т.д.

    Воспитатель: - Что понравилось? Что показалось трудным?

    Воспитатель: - Посмотрите: на странице внизу Незнайка начал рисовать узор. Попробуйте его закончить дома.

    В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

    Понятие и роль

    Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

    Виды исследований

    Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

    Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

    • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
    • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
    • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
    • Диагностика поведения.

    Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

    Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

    Методология

    Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

    • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
    • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
    • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
    • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
    • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

    Метод тестирования

    Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

    Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

    Диагностика личности

    Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

    Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

    Тест "Перенос кубиков"

    В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

    По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

    Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

    Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

    Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

    По окончании теста психолог делает следующие выводы:

    • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
    • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
    • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
    • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

    Диагностика эмоциональной сферы

    Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

    Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

    Тест "Кактус"

    Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

    Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

    • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
    • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
    • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
    • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
    • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

    Диагностика интеллекта

    Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

    Тест "Включение в ряд"

    Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

    Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

    Тест "Классификация картинок"

    У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

    После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

    Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

    Тест "Поиск времени года"

    Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

    Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

    Тест "Найди отличия"

    Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

    Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

    Тест "Что было сначала, а что потом?"

    Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

    Готовность к школе

    Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

    Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

    Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

    Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

    Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

    Тест "Найди точно такой же"

    На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

    Тест "Запомни все предметы"

    Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.