Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Бальмонт я был в избушке на курьих. Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ". Постановка проблемного вопроса

    Бальмонт я был в избушке на курьих. Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта

    Тема: К.Д.Бальмонт «Камыши», «У чудищ»

    Цель урока:

    А) предметная – продолжать знакомить с лирическими произведениями Константина Дмитриевича Бальмонта «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», раскрыть идейное содержание стихотворений, эмоциональное и эстетическое содержание;

    Б) метапредметная – способствовать развитию внимания, развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

    В) личностная – воспитывать бережное отношение к природе, нравственные качества, интерес к писателям и произведениям русской литературы.

    УУД:

    Предметные: ориентироваться в литературоведческих понятиях «рифма», «строка», «строфа», используют их в речи при обсуждении произведения.

    Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

    Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

    Личностные: проявлять свое отношение к произведению;

    Оценивать собственную учебную деятельность.

    Технологическая карта

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    На уроке мы все будем наблюдать,

    Ответы полные давать.

    Невозможно стать культурным

    Без родной литературы!

    А чтобы урок пошёл каждому впрок,

    Активно в работу включайся, дружок!

    2. Проверка д.з.

    Чтение наизусть стих-я

    Ребята, что вы знаете о поэте К.Д. Бальмонте?

    Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провёл в деревне. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. С некоторыми стихами мы уже знакомы. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе и красоте. Детство К. Бальмонта прошло в деревне Владимирской области. Мать ввела его в мир музыки, сама прекрасно играла на фортепиано. Отец – тихий, молчаливый человек, любивший деревню, лес, природу. Он с детства учил сына понимать красоту полей, лесов. Бальмонт не стал музыкантом, но научился «превращать тоску в напев: его стихи прославились музыкальностью, певучестью, мечтательностью». Умер Бальмонт в декабре 1942 года, в Париже, во Франции, оккупированной фашистами. В Россию и мёртвым ему не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано: Константин Бальмонт - русский поэт. Поэзия Константина Бальмонта через много-много лет вернулась к нам, и сегодня мы познакомимся с книгой его стихов "Фейные сказки".

    Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью.

    Сегодня на уроке прочитаем стихотворения из этого сборника

    Отвечают дети, учитель добавляет ответы

    Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить её на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому неудивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос стал знаменитым поэтом.

    3. Этап первичного восприятия

    Послушайте стихотворение «Камыши» и постарайтесь представить себе картины, описанные поэтом в стихотворении.

    Дети слушают

    4. Этап выявления специфики восприятия

    Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

    Какую картину вы себе представили?

    Давайте с вами выясним, почему это стихотворение вызвало у вас такие чувства. Откройте это стихотворение в учебнике на странице 36.

    Страшно, неприятно, грустно и т.д.

    Болотная глушь, темно, мрачно, ночь, шуршат камыши, полночный месяц, змеи, жабы

    5. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

    Прочитайте начало стихотворения.

    Что рассказывает нам о камышах поэт?

    Что происходит в полночь?

    Когда наступает полночь?

    Как вы понимаете выражение «забрезжил мелькающий свет»?

    Какую картину вы бы нарисовали?

    Каким настроением пронизана картина и почему?

    Какие слова и словосочетания передают страх, тоску?

    Ребята, как вы думаете, о каком лике идет речь? Почему этот лик умирающий?

    Как вы понимаете слово «трясина»?

    Кого напоминает трясина? Как автору удалось представить трясину живой? Что он использует, какие слова?

    Опишите болото?

    О чем же говорят камыши?

    Как шуршат камыши?

    Что они чувствуют?

    Как вы думаете, почему же тоскливо камышам?

    - Кто был внимательным, тот услышал в стихотворении какие-то звуки. Какие звуки нам показал автор?

    Правильно. Какие же звуки помогают нам услышать шуршание, шелест? Перечислите их.

    Какую опасность таит в себе болото? Как об этом говорит автор?

    Что этими словами хотел показать поэт?

    Ребята, подберите к слову «бесшумно» антоним.

    «Короткая пауза /, длинная пауза, // очень длинная пауза///»

    Следующее двустишье.

    Читаем следующее двустишье и т.д.

    Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

    Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

    В двенадцать часов ночи.

    Показался, замелькал, появился свет.

    Показать как страшно камышам в болоте, как там одиноко, бесшумно.

    В болоте дрожит умирающий лик.

    .

    Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

    Ночь, болото, в болоте чуть виден месяц, вокруг сыро, темно, только камыши бесшумно шуршат.

    Грустью, печалью, одиночеством, страхом.

    Дрожит умирающий лик; месяц печальный погибшей души; бесшумно, шуршат камыши

    Месяца. В болоте месяц плохо отражается, так как болото темное, в тине.

    Трясина – это болото, топкое, болотистое место

    Живого человека, существа. Он использовал глаголы: заманит, сожмет, засосет. (прием олицетворения)

    Едва виден месяц в болоте, тина, сыро.

    "Кого? Для чего? - камыши говорят, зачем огоньки между нами горят?"

    Тоскливо, бесшумно.

    Одиночество, тоску.

    Потому что вокруг мрачно, страшно, сыро, пахнет тиной

    Шуршание, шелест камышей.

    Слова с шипящим звуком помогают услышать шорох. В глуши, слышно, бесшумно, шуршат, и т.д.

    Трясина заманит, сожмет, засосет

    Громко, оглушительно, шумно.

    Полночной порою в болотной глуши

    Чуть слышно , | бесшумно , | шуршат камыши. ||

    вопросительно, с интересом, темп оживленный

    О чём они шепчут? | О чём говорят? |

    Зачем огоньки между ними горят? |

    Мелькают, | мигают | - и снова их нет. |

    И снова забрезжил блуждающий свет. ||

    Загадочно, темп средний

    Полночной порой камыши шелестят. ||

    В них жабы гнездятся, | в них змеи свистят.

    С беспокойством, темп оживленный

    В болоте дрожит умирающий лик . ||

    То месяц багровый печально поник. ||

    И тиной запахло. | | И сырость ползет. | |

    Трясина заманит, | сожмет , | з асосет . ||

    С беспокойством, темп оживленный

    " Кого? | Для чего? | - камыши говорят, | | -

    Зачем огоньки между нами горят?" ||

    загадочно, печально, тихо, темп медленный

    Но месяц печальный безмолвно поник. ||

    Не знает. | Склоняет все ниже свой лик. ||

    И, вздох повторяя погибшей души , |

    Тоскливо , | бесшумно , | шуршат камыши. |||

    6. Физкультминутка

    7.Этап первичного восприятия

    Мы продолжаем перелистовать страницы сборника «Фейные сказки», и я предлагаю вам послушать стихотворение «У чудищ».

    Предположите по названию, о чём будет это стихотворение?

    Как вы думаете, будет страшно?

    Представьте себе обстановку, в которой происходят события. Проследите, как ведет себя герой и какое у него настроение.

    О чудищах

    Да/нет

    Дети слушают

    8. Этап выявления специфики восприятия

    Совпали ваши предположения о содержании стихотворения?

    Какую вы представили картину?

    Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

    Откройте учебник на странице 37-38

    Нет, не совпали.

    Сказочный мир, баба Яга, Кощей, Змей

    Понравилось –как поэт рассказывает нам о сказочном мире, не понравилось что он стянул у старой 2 нитки бус и т.д.

    Дети открывают учебники.

    9. Этап перечитывания и анализа художественного произведения

    Прочитайте первое четверостишье.

    У кого побывал наш герой?

    Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги

    В какой избушке она живет?

    Что необычного в домике, в котором она живет?

    Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках?

    Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше? Какие строчки это доказываю?

    Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

    Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

    Об этом мы узнаем, прочитав второе четверостишье.

    Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги? Какие строчки помогают нам это понять?

    Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу?

    Охарактеризуйте героя.

    Какие слова поддерживаю веселый нрав героя? Какие слова можно употребить вместо этого слова?

    Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

    Что значит «ведьма»?

    Значит, что стянул наш герой?

    А почему именно две нитки бус?

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

    А где находится ее дом?

    Значит, она знает секреты нашего и волшебного мира?

    Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке». Как вы понимаете это выражение?

    Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

    Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

    Почему он радуется?

    К кому же мы теперь отправимся вместе с героем? Прочитайте третье четверостишье.

    Кто такой Кощей?

    Каким он является нам в сказках?

    Что хочет найти наш герой у Кощея?

    Ребята, как вы думает, что значит «жемчугов для песен»? Из чего состоят песни?

    Простые ли это слова?

    Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

    Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

    К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

    Как называли змея в сказках?

    Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

    А зачем ему нужно узнать тайны?

    Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков, и узнать их дано не каждому.

    А наш герой сумел это сделать?

    Какими же качествами нужно обладать для этого?

    Прочитайте последнюю строчку в стихотворении. Почему так заканчивает поэт своё стихотворение?

    Настоящий поэт всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

    Ребята, а какое стихотворение вам напомнило это стихотворение? У какого поэта встречались сказочные существа?

    Сейчас вы должны вспомнить стихотворение А.С.Пушкина «У Лукоморья ….» и вместе с соседом по парте подумать и найти сходства и различия между ними.

    Какое по настроению стихотворение?

    Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

    Что своим произведением хотел сказать поэт?

    Я был в избушке на курьих ножках.

    Там всё как прежде. Сидит Яга.

    Пищали мыши и рылись в крошках.

    Старуха злая была строга.

    - У Бабы-Яги.

    В избушке на курьих ножках

    В избушке пищат мыши

    Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального, то есть нереального, сказочного.

    Там всё, как прежде.

    Но я был в шапке, был в невидимке.

    Стянул у Старой две нитки бус.

    Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.

    И вот со смехом кручу свой ус.

    Вернулся для того чтобы украсть у Бабы-Яги 2 нитки бус.

    Нет, не испугался. «И вот со смехом кручу свой ус.»

    Был в шапке-невидимке

    Герой смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

    -«Стянул». Взял, забрал, утащил, стащил

    Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии

    Ведьма

    Ведает, знает все секреты

    Тайны, секреты.

    На границе двух миров

    Исчез, сбежал, растворился.

    да, можно

    Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям

    - Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.

    Найду для песен там жемчугов.

    До самой пасти приближусь к Змею.

    Узнаю тайны – и был таков.

    Сказочный персонаж

    Бессмертным

    Жемчугов для песен

    Из слов

    Нет

    К Змею.

    Змей Горыныч.

    Он хочет узнать тайны

    Да

    Храбрым, смелым, не бояться препятствий.

    Озорник, добрый, храбрый, смелый, отважный, фантазер, дерзкий

    -«Узнаю тайны – и был таков».

    А.С.Пушкин «У Лукоморья…»

    Сходства: Что и у Пушкина и у Бальмонта рассказывается о Кощее и бабе Яге, они похожи по ритму и теме.

    Различия: Пушкин – рассказывает о событиях, наблюдая со стороны, а Бальмонт сам участвует в действии, происходящем в стихотворении.

    Весело, задорно, с юмором.

    Юмористическое, шутливое

    13. Этап обобщения

    Ребята, с творчеством какого поэта мы сегодня с вами работали на уроке?

    Какие стихотворения мы с вами читали на уроке?

    Какое понравилось больше всего? Почем у?

    Ребята, я надеюсь, что вам понравились стихотворения К.Д.Бальмонта, и вы обязательно познакомитесь еще с другими стихотворениями этого великого поэта

    Константина Дмитриевича Бальмонта

    -«Камыши», «У чудищ»

    14. Этап объяснения домашнего задания

    Ребята, запишите домашнее задание: выучить стихотворение К.Д.Бальмонта «У чудищ» наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.

    Дети записывают домашнее задание

    15. Этап рефлексии

    Расскажите, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли?

    Урок закончен.

    Когда читаешь внимательно, вчувствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть.

    Разделы: Начальная школа

    Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

    Задачи :

    1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

    2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

    3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

    Оформление и оборудование :

    • выставка книг К. Бальмонта;
    • портрет К. Бальмонта;
    • таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
    • иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

    Ход урока

    1. Вводная беседа

    – Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

    – Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

    ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

    ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

    ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

    – Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

    Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

    Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

    Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

    2. Сообщение темы урока, задач

    – Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

    3. Сообщение нового материала

    – Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

    Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

    Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

    СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

    Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

    – Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

    – А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

    Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

    Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

    – Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

    СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

    Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

    4. Постановка проблемного вопроса

    Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

    – Как вы думаете, почему оно называется именно так?

    – Кто такие чудища?

    – Назовите близкие слова.

    – Каких вы знаете чудищ?

    – Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

    5. Первичное чтение

    – Какую вы представили картину?

    – Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

    Физ. минутка

    Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

    Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

    Чтение про себя

    А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

    6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

    Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

    – Прочитаем первую строфу.

    – У кого побывал наш герой?

    Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

    Представим, в какой избушке она живет.

    Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

    – Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

    – Что необычного в домике, в котором она живее?

    – Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

    – Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

    – Какие строчки это доказываю?

    Там всё, как прежде.

    Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

    – Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

    Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

    – Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

    – Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

    Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

    – Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

    «Стянул».

    – Какие слова можно употребить вместо этого слова?

    – А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

    – Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

    – Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

    – Как называется этот прием в литературе?

    – А почему именно две нитки бус?

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

    – А где находится ее дом? (На границе двух миров).

    – Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

    Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

    – Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

    – Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

    – А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

    Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

    – Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

    К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

    Прочитайте третью строфу.

    – Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

    – Каким он является нам в сказках?

    – Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

    В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

    1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

    2. Коша – слуга.

    3. Коша – господин.

    – Что хочет найти наш герой у Кащея?

    – Что значит «жемчугов для песен»?

    – Из чего состоят песни? (Из слов) .

    – Простые ли это слова?

    Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

    Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

    – К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

    – Как называли змея в сказках?

    ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

    – От какого слова произошло это слово?

    Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

    – Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

    – А зачем ему нужно узнать тайны?

    Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

    – А наш герой сумел это сделать?

    – Какими же качествами нужно обладать для этого?

    Давайте составим словесный портрет героя.

    Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

    • озорник
    • добрый
    • храбрый
    • смелый
    • отважный
    • фантазер
    • дерзкий

    Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

    – Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

    7. Чтение стихотворения

    8. Обобщающая беседа

    Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

    Что своим произведением хотел сказать поэт?

    Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

    – Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

    9. Итог урока

    – Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

    Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

    Задачи :

    1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

    2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

    3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

    Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

    Задачи :

    1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

    2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

    3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

    Оформление и оборудование :

    1. выставка книг К. Бальмонта;
    2. портрет К. Бальмонта;
    3. таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
    4. иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

    Ход урока

    1. Вводная беседа

    – Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

    – Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

    ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

    ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

    ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

    – Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

    Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

    Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

    Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

    2. Сообщение темы урока, задач

    – Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

    3. Сообщение нового материала

    – Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

    Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

    Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

    СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

    Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

    – Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

    – А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

    Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

    Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

    – Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

    СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

    Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

    4. Постановка проблемного вопроса

    Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

    – Как вы думаете, почему оно называется именно так?

    – Кто такие чудища?

    – Назовите близкие слова.

    – Каких вы знаете чудищ?

    – Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

    5. Первичное чтение

    – Какую вы представили картину?

    – Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

    Физ. минутка

    Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

    Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

    Чтение про себя

    А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

    6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

    Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

    – Прочитаем первую строфу.

    – У кого побывал наш герой?

    Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

    Представим, в какой избушке она живет.

    Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

    – Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

    – Что необычного в домике, в котором она живее?

    – Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

    – Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

    – Какие строчки это доказываю?

    Там всё, как прежде.

    Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

    – Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

    Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

    – Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

    – Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

    Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

    – Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

    «Стянул».

    – Какие слова можно употребить вместо этого слова?

    – А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

    – Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

    – Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

    – Значит, что стянул наш герой?

    – Как называется этот прием в литературе?

    – А почему именно две нитки бус?

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

    – А где находится ее дом? (На границе двух миров).

    – Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

    Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

    – Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

    – Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

    – А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

    Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

    – Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

    К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

    Прочитайте третью строфу.

    – Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

    – Каким он является нам в сказках?

    – Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

    В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

    1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

    2. Коша – слуга.

    3. Коша – господин.

    – Что хочет найти наш герой у Кащея?

    – Что значит «жемчугов для песен»?

    – Из чего состоят песни? (Из слов) .

    – Простые ли это слова?

    Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

    Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

    – К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

    – Как называли змея в сказках?

    ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

    – От какого слова произошло это слово?

    Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

    – Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

    – А зачем ему нужно узнать тайны?

    Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

    – А наш герой сумел это сделать?

    – Какими же качествами нужно обладать для этого?

    Давайте составим словесный портрет героя.

    Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

    1. озорник
    2. добрый
    3. храбрый
    4. смелый
    5. отважный
    6. фантазер
    7. дерзкий

    Слайд 8

    Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

    – Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

    7. Чтение стихотворения

    8. Обобщающая беседа

    Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

    Что своим произведением хотел сказать поэт?

    Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

    – Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

    9. Итог урока

    – Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?


    Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Планета знаний».

    Тема урока. К.Бальмонт. «У чудищ».

    Цель: формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир.

    Задачи: 1.Познакомить с понятием символизма в поэзии.

    2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

    3. Содействовать воспитанию интереса к русскому фольклору, любознательности, активности.

    Оборудование: мультимедиа оборудование, презентация к уроку, учебник Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3 кл., рисунки детей.

    Ход урока.

    1.Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.

    2. Актуализация знаний . Слайд 1.

    В стране Вообразили бывает наш поэт.

    Туда идёт он через лес.

    Другой дороги нет.

    В тех дебрях чудища живут

    И тайны мира стерегут.

    Последуем за ним!

    Узнаем, где он вдохновение берёт.

    Вспомните строки стихотворения и ответьте на вопрос: что ждёт нас на этом уроке? (Встреча с поэтом.)

    Что мы должны узнать у поэта? (Где он берёт вдохновение)

    Где бывает наш поэт? (В стране Вообразили).

    Как поэт попадает в эту чудесную страну? (Туда идёт он через лес. Другой дороги нет.- Так ли просто пройти через лес?

    Но сказочный лес нас пропустит, если мы пройдём испытания.

    1) – Что отличает волшебную сказку от других сказок? (Ответы детей).

    Волшебные герои: Жар-птица, Баба Яга, Царевна-лягушка.

    Волшебные предметы: шапка-невидимка, ковёр-самолёт, меч-кладенец, скатерть-самобранка.

    Волшебные помощники: Сивка-Бурка, Коровушка, волк. Слайд 2.

    2) – Откуда пришли к нам волшебные сказки?

    Волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо. Он всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья. В треске сломанной ветки он чувствовал боль.

    Итак, испытания пройдены. Мы можем отправляться в чудесный загадочный мир волшебной сказки.

    3. Работа по теме урока .

    1. Сообщение о К.Бальмонте . Слайд 3. (Портрет)

    Сто лет назад в России читали стихи К.Д.Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить её на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому неудивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос стал знаменитым поэтом.

    Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист- поэт, который использует в своём творчестве слова-символы. Слайд 4.

    Символ – в переводе с греческого «примета». Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего. Например, вода – символ жизни. Как вы думаете. Почему?

    Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звёзды». Бальмонт в своём творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя. Слайд 5.

    Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

    Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

    2. Постановка проблемного вопроса.

    Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

    Как вы думаете, почему оно называется именно так?

    Кто такие чудища? Подберите синонимы.

    Каких вы знаете чудищ?

    Посмотрите на доску. Я попросила вас нарисовать чудищ, какими вы их представляете. (Дети комментируют)

    Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

    3. Первичное знакомство со стихотворением К. Бальмонта «У чудищ»

    (Прослушивается аудиозапись)

    Какую вы представили картину?

    Что вам понравилось, а что нет в поведении поэта?

    5. Физкультминутка. Слайд 6

    Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

    В тёмном лесе есть избушка,

    Стоит задом наперёд.

    В той избушке есть старушка –

    Бабушка Яга живёт.

    Нос крючком, глаза большие,

    Словно огоньки горят

    Ух, и страшная такая!

    Дыбом волосы стоят!

    6. Продолжение работы по теме урока.

    1.Чтение про себя. с.90.

    Прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию, ту силу голоса, с которой будете читать.

    Какое по настроению стихотворение? (юморист., шутлив.)

    Какие строки передают юмористический характер? (Там всё как прежде. Со смехом кручу. Стянул у старой.)

    2. Вторичное чтение и литературоведческий анализ .

    Прочитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

    Прочитаем первую строфу. (3 чел.)

    Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги? Слайд 7.

    Что вы знаете о Бабе-Яге? (Рассказывает подготовленный ученик)

    (Баба-Яга – героиня многих сказок. Её образ дошёл до нас из глубокой старины, когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в её глаза, они кажутся злыми, но приглядишься к ним, можно заметить, что её сердце наполнено не только злом, но и добром.)

    Из каких слов первой строфы можно понять, что Баба-Яга не такая уж злая?

    Что необычного в домике, в котором она живёт?

    Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

    Какие строки это доказывают?

    Т.е., получается, наш герой бывал там не раз и проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

    Как вы думаете, зачем он туда вернулся?

    Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу. (3 чел.)

    Испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

    Почему не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке)

    Смелый, с улыбкой встречает преграды на своём пути. У него весёлый нрав.

    Какие слова подтверждают весёлый нрав героя? (Со смехом, стянул)

    Какие слова можно употребить вместо слова «стянул»?

    Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Неслучайно автор употребил именно это слово.

    Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

    Значит, что стянул герой? (секреты)

    А почему именно 2 нитки бус? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живёт Баба-Яга.

    Где находится её дом? (На границе нашего и волшебного миров).

    Наш герой разведал тайны и «скрылся в дымке». Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

    Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом? (Нет, он поэт, ищущий вдохновение, познающий тайны мира и людей – темы для стихов.)

    Прочитайте последнюю строку. Чему он радуется? (Новым предстоящим открытиям).

    К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

    Прочитайте последнюю строфу. (3 чел.)

    Кто такой Кощей?

    Каким он является нам в сказках? Слайд 8.

    Почему его называют бессмертным? (Он владыка сказочного мира.)

    (В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова. 1. Кость – худой, костлявый. 2. Коша – слуга. 3. Коша – господин.

    Что хочет найти наш герой у Кощея?

    Что значит «жемчугов для песен»?

    Из чего состоят песни? (Из слов.)

    Простые ли это слова?

    Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всех сокровищ для настоящего поэта.

    Как называли змея в сказках? Слайд 9.

    От какого слова произошло его прозвище? (Гора)

    Выступает подготовленный ученик.

    (Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающий наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.)

    Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

    А зачем ему нужно знать тайны?

    Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков, и узнать их не каждому дано.

    А наш герой сумел это сделать?

    Какими же качествами нужно обладать для этого? Давайте составим словесный портрет героя. Перед вами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ. Слайд 10.

    Озорник

    Отважный

    Фантазёр

    Настоящий поэт всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям о мире. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабы-Яги, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир – это мир, в котором живёт поэт.

    Кто прочитает произведение, передав все чувства и переживания поэта?

    3. Выразительное чтение стихотворения

    7.Итог урока .

    Итак, о чём идёт речь в стихотворении? (Добре, смелости, тайнах)

    Что своим произведением хотел сказать поэт?

    Каким должен быть поэт, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас сказки?

    8. Дом. зад.

    Выучить наизусть. Слайд 11.

    Те, кто хочет попасть в волшебную сказку, должны читать стих “У чудищ” Бальмонта Константина Дмитриевича. У поэта высоко развито чувство прекрасного и фантазия. В произведении герой надел шапку-невидимку и пошел в гости к сказочным злодеям – Бабе-яге, Кощею Бессмертному и Змею Горынычу. Именно их и назвал автор чудищами. Но несмотря на то, что они страшные, герой их не боится, так как он невидим. Но в то же время, в нем самом нет зла и он не хочет причинить вреда. Почему? На это есть несколько причин. Первая – он чувствует себя ребенком, а любой ребенок хочет стать героем сказки. Вторая причина – он хочет узнать их тайны, которые они скрывают от добрых героев сказок. Автор сам отмечает – “Узнаю тайны – и был таков”. Кроме того, он смелый, храбрый и любит приключения, который “стянул у старой две нитки бус”, ищет “жемчуга” у Кощея и готов “до самой пасти” подлететь к Змею.

    Текст стихотворения Бальмонта “У чудищ” – одно из самых лучших стихотворений в русской литературе, которое нужно читать не только детям, но и взрослым, так как в суете дней и забот человек полностью забывает о чудесах. Благодаря задорному сюжету, его легко учить.

    Материал доступен только онлайн и может быть использован при подготовке к уроку чтения в начальных классах.

    Я был в избушке на курьих ножках.
    Там все как прежде. Сидит Яга.
    Пищали мыши и рылись в крошках.
    Старуха злая была строга.

    Но я был в шапке, был в невидимке.
    Стянул у Старой две нитки бус.
    Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
    И вот со смехом кручу свой ус.

    Пойду пожалуй теперь к Кощею.
    Найду для песен там жемчугов.
    До самой пасти приближусь к Змею.
    Узнаю тайны – и был таков.