Войти
Логопедический портал
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Выразительное чтение в начальной школе. Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила

    Выразительное чтение в начальной школе. Выразительное чтение: что это такое, навыки, правила

    Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

    Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

    Чтение характеризуется четырьмя критериями:

    • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
    • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
    • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
    • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

    Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

    Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

    Характеристика принципов обучения выразительному чтению

    Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

    Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

    Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

    • Интонация.
    • Логическое ударение.
    • Пауза.
    • Темп.
    • Высота и сила голоса.

    Интонация

    Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

    Компоненты интонации:

    • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
    • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
    • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
    • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

    Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

    Принципы выразительного прочтения

    Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

    Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

    Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

    • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
    • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
    • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
    • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
    • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
    • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
    • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

    Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

    Памятка родителям

    • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
    • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
    • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
    • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
    • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

    Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

    Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

    Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

    Руководство по чтению для ученика

    Памятка №1: Правила прочтения

    • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
    • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
    • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
    • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
    • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
    • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
    • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

    Памятка №2: Выразительное чтение

    Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

    • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
    • Дикция - произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
    • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
    • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
    • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
    • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

    Памятка №3: Правильная работа с книгой

    Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

    • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
    • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
    • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
    • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

    Выразительная декламация стихотворения

    Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

    Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

    Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.

    Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

    Консультация для родителей. Учим стихи с детьми дошкольного возраста

    Медведева Марина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 - «Лучики», Советского района г. Тулы

    Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов в данной возрастной группе, а так же важность развития интонационной выразительности у дошколят.
    «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
    Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
    Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
    При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
    - укрепление памяти;
    - выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
    - развитие творческих способностей ребенка;
    - расширение кругозора;
    - воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
    Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
    Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
    1. Стихотворение должно быть доступным.
    1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
    2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
    3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
    2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
    источником и средством обогащения образной речи, развития
    поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
    мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
    Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
    прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
    Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
    Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
    Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
    Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
    прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.
    Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
    Выучили и забыли?
    Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
    Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
    Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

    Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

    «Киска» И. Жуков
    -Здравствуй, киска, как дела?
    Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
    -Не могу я с вами жить,
    Хвостик негде положить.(обиженно)
    Ходите, зеваете,
    На хвостик наступаете! (сердито)
    «Строитель» Г. Ладонщиков
    Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
    Дятел строит новый дом,
    Хоть и сам еще не знает,(озадаченно)
    Кто прописан будет в нем.
    Подлетает к дятлу чиж:
    - Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
    Целый час в дупле осины, (удивленно)
    Как привязанный, торчишь!
    - Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
    Червяков достать хочу.
    Пообедаю на славу (с удовольствием)
    И осину полечу.
    «Пластилиновый пес» С. Махотин
    Не сердись на меня, (просьба)
    Пластилиновый пес.
    Получился кривым (с сожалением)
    Пластилиновый нос.
    Пластилиновый хвостик
    Висит, как шнурок,
    И немного помят
    Пластилиновый бок.
    Я потом, может быть, (надежда, обещание)
    Тебя снова слеплю,
    А сейчас я тебя (с любовью)
    И такого люблю.
    «Про снег» Н. Светлячок
    На полянку и лужок (умиротворенно)
    С неба падает снежок,
    С неба падает снежок
    Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
    Но пропел ему петух:
    - Может, это просто пух (резко, звонко)
    - Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)
    - Это рисовая каша!
    Ей ответили утята
    - Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
    Вышел маленький телёнок,
    Удивился как ребёнок, (удивленно)
    От мороза сжал бока,
    - Му-му, сколько молока! (медленно)
    А весёлый Ванечка (живее, весело)
    Взял из дома саночки,
    Побежал кататься в сад.
    Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
    «Черепаха» К. Чуковский
    До болота идти далеко, (озабоченно)
    До болота идти нелегко.
    "Вот камень лежит у дороги,(обрадовано)
    присядем и вытянем ноги"
    На камень лягушки кладут узелок.(не спеша)
    "Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)
    Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
    И за ноги их ухватил.
    А они закричали от страха:
    "да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)

    Ирина Моргунова
    «Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей

    Как по разному люди читают стихи ! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера . Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так , как разговаривает в жизни, с живой выразительностью , четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

    Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением . 1. Выбрать отрывок для выразительного чтения . 1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. 2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение . Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. 3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 4)Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение , которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю - более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова. 5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является

    источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий.

    прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

    Важны хорошие стихи современных поэтов . Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов , с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

    2. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым . Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением , нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением . Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок - ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением . Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения .

    3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте . При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

    4. Определить настроение стихотворения .

    Определите вместе с ребёнком , как, с каким настроением нужно читать текст ,

    с грустным или весёлым.

    Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку , с разным настроением : радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

    5. Расставить логическое ударение.

    Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

    После прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем , может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком , читать строчку , выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди , (взрослый читает для того , чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

    6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи , как правило, читаются медленнее , чем радостные, от типа речи (повествование читается быстрее , чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном) . Если ребёнку трудно менять темп , можно дать образец чтения или читать вместе с ним .

    Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку , что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду) . Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды) . Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки

    Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

    Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь , что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.

    Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения .

    «Киска» И. Жуков

    Здравствуй, киска, как дела?

    Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

    Не могу я с вами жить,

    Хвостик негде положить. (обиженно)

    Ходите, зеваете,

    На хвостик наступаете! (сердито)

    «Строитель» Г. Ладонщиков

    Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

    Дятел строит новый дом,

    Хоть и сам еще не знает (озадаченно)

    Кто прописан будет в нем.

    Подлетает к дятлу чиж :

    Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

    Целый час в дупле осины, (удивленно)

    Как привязанный, торчишь!

    Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

    Червяков достать хочу.

    Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.

    Важность вопроса, как научиться красиво читать, давно уже по достоинству оценена психологами и лингвистами всех рангов и мастей. И в детсаду, и в школе нас учат рассказывать с выражением стихи и прозу, позже, в некоторых вузах обучают искусству произнесения речей. Но красиво читать может далеко не каждый. Как научиться этому и какие упражнения для этого необходимо выполнять, рассказывается в данной статье.

    Как красиво читать стихи?

    Представьте, что перед вами раскрытая душа поэта. Поэтому стихи, особенно лирику, следует читать, максимально прочувствовав, пропустив через себя содержание художественного текста, написанного поэтом. Эпические произведения в стихах (например «Одиссею») нужно читать с некоторым отстранением, как бы констатируя происходящее. Басни следует читать «в лицах», представляя слушателям поведенческие интонации и мимику персонажей.

    • Перед прочтением прозы вслух необходимо несколько раз прочитать ее про себя, чтобы знать, о чем ведется повествование, какие герои участвуют в действии. Стихи перед декламированием лучше всего выучить наизусть, чтобы не «терять» строчки и не запинаться.
    • Перед декламированием займитесь собственной дикцией. Почитайте вслух несколько общеизвестных скороговорок, проверьте артикуляцию, поработайте над мимикой и жестами (профессиональные чтецы проделывают эти упражнения ежедневно по нескольку часов).
    • Соблюдайте расставленные в тексте знаки препинания, выделяя их интонационно. Повышайте и понижайте интонацию по мере прочтения предложений в тексте.
    • Купите или скачайте аудиозаписи известных чтецов и учитесь декламировать, повторяя мастеров. Этот метод обучения зачастую приводит к отличным результатам.

    О приёмах развития коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устному собеседованию в 9 классе рассказывает Шульгина Татьяна Викторовна , учитель русского языка и литературы МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа № 1» Суджанского района Курской области.

    Как прочитать выразительно и пересказать текст?

    (Подготовка к устному собеседованию – допуску к ОГЭ)

    В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

    Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

    В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

    Часто коммуникативные умения и навыки делят на

    • письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько композиционно четко составлен документ (текст), последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;
    • устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

    В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

    В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

    • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
    • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
    • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
    • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
    • знать особенности диалогической и монологической речи;
    • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность . Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств. Они нарабатываются вместе с социальным опытом человека.

    Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.

    Применительно к планированию и организации уроков русского языка уместно оперировать таким понятием, как коммуникативная компетенция.

    Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

    Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

    • владение той или иной лексикой,
    • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность),
    • умение соблюдать этику и этикет общения,
    • умение анализировать внешние сигналы,
    • ассертивность (уверенность),
    • владение навыками активного слушания,
    • владение ораторским искусством,
    • актерские способности,
    • умение строить высказывание и вести диалог,
    • эмпатия (осознанное или бессознательное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего).

    Почему ученикам трудно рассуждать, вести диалог и читать вслух? Традиционно вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо . Слушание и говорение мы начинаем развивать еще до школы – в детском саду, затем переходим к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем сочинения, эссе, рассуждаем…

    В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверное, в этом и кроется боязнь учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения

    Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. Учим говорить на актуальные темы и аргументировать. Тематика монологических высказываний, предлагаемых на итоговом собеседовании, разнообразна. Это все то, что близко и понятно современному школьнику: ценность семьи, друзей; рассуждение на социальные вопросы, технический прогресс и его последствия, ценность книги, проблемы современной культуры, моды и тому подобное. Важно, чтобы ученик мог продемонстрировать умение не только создавать монолог и участвовать в диалоге, но и отстаивать свою точку зрения, аргументированно размышлять.

    Важна эмоциональная реакция экзаменатора!

    Не менее значима роль собеседника – экзаменатора. У него две задачи: первая - регулировать время учащегося при подготовке и во время ответа. Вторая - помочь учащемуся раскрыться при собеседовании, поддержать его, снизить чувство страха и неуверенности. Это требование в системе оценивания со стороны экзаменатора прописано как «эмоциональная реакция на действия ученика». Другими словами, экзаменатор должен обладать определенными навыками эмоционального интеллекта:

    Уметь видеть эмоции ученика,

    Контролировать свои эмоции,

    Поддерживать рабочий продуктивный настрой,

    Помогать выразиться юному собеседнику.

    В определенной степени, для экзаменатора это тоже определенный этап, направленный на умение продуктивно выстраивать беседу.

    1. Вызывайте детей к доске.

    По традиции старой советской школы, старайтесь вызывать ученика к доске и давать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.

    2. Проводите дискуссии

    Полезно создавать модели работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. На первом этапе это может быть небольшая дискуссия в течение нескольких минут. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.

    3. Анализируйте выступления

    Для выработки навыков выразительного чтения в качестве образца можно брать видеофрагменты телевизионных новостей, анализ речевого поведения тех или иных радио- и телеведущих, использовать для самостоятельной работы материалы центральных газет и журналов. Можно записывать небольшие выступления учащихся и затем анализировать их как самостоятельно, так и в группе. Главное – снижать порог страха, корректно давать замечания, уметь на них адекватно реагировать и развивать навыки.

    4. Подавайте хороший пример

    Учитель должен быть сам образцом речевого поведения, транслировать это на уроках. Кстати, это касается не только учителей русского языка. Навыками публичных выступлений , в том числе с точки зрения работы с интонацией, должны обладать все учителя – от историка до физика.

    1. Хорошо изучите структуру заданий устного собеседования.
    2. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке.
    3. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы.
    4. Не бойтесь высказывать собственное мнение.
    5. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривать теле- и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа.
    6. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика.

    Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке.

    1. Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения.
    2. Чаще задавайте вопросы:

    Как ты провел свое учебный день?

    Что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило?

    В чем ты чувствуешь себя более уверенным?

    Какие задачи на завтра ты определил?

    Как с ними готов справиться?

    Что ты видел?

    В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

    Говоря о подготовке девятиклассников к устной части ОГЭ, я рекомендую включать словесные разминки. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся создание презентации (картинка + основные положения (аспекты) для рассказа о себе или вопросы для беседы и рассуждения на заданную тему). Это помогает ученикам глубже понять структуру задания, учит составлять план ответа, определять главную мысль высказывания и подбирать ключевые слова для построения текста монологического характера.

    В 9 классе интересно не только отрабатывать навыки говорения, умение составлять тексты разных стилей, но и создавать ситуацию экзамена. Среди учащихся назначается организатор, который следит за временем; эксперты, которые отмечают нарушения речи. Фиксируя речевые недочеты, повторы и грамматические ошибки в построении предложений и формах слов, учащиеся в дальнейшем стараются в своём ответе избегать этих ошибок. Кроме того, по моему мнению, учащиеся проходят своеобразную психологическую адаптацию.

    Таким образом, формирование коммуникативных навыков с учётом требований современной действительности – одна из главных задач учителя русского языка и литературы в процессе учебной деятельности.