Войти
Логопедический портал
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Многозначное слово «mean Как переводится слово mean
  • Лётчик-ас кожедуб иван никитович — трижды герой ссср
  • Краткая характеристика аси в повести "ася". Какие нравственные качества свойственны героям повести: Асе, Н.Н., Гагину? Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

    Краткая характеристика аси в повести

    Гагин – один из основных персонажей повести И. С. Тургенева «Ася», старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на «коммерше», то есть немецкой студенческой вечеринке. Он приехал в город на правом берегу Рейна, чтобы проводить больше времени с сестрой и заниматься любимым искусством. Здесь они познакомились с Н.Н. , которому было на тот момент 25 лет. Молодые стали проводить много времени вместе. Гагин показывал свои неоконченные этюды новому другу, делился взглядами на жизнь и даже рассказал историю их с Асей семьи.

    Ася была ему не родной, а сводной сестрой. После смерти матери Гагин уехал в Петербург на обучение. Тем временем у отца были отношения с горничной Татьяной, и на свет появилась Ася. Девочка рано осиротела, и отец Гагина взял ее к себе. Когда умер отец, заботы о девочке перешли к Гагину. Она была очень застенчивой и малообщительной, но с Гагиным они вскоре подружились.

    По натуре Гагин – человек мягкий, добродушный и дружелюбный, этакая настоящая русская душа. Ему также свойственны прямодушие и честность. Однако Гагину не хватает в характере цепкости и силы воли. Его этюды посредственны и он сам это понимает. Тем самым он обрекает себя на вечное дилетантство в искусстве. Он часто не доводит свои работы до конца. И даже в отношении к увлечению Аси он выбирает путь наименьшего сопротивления, что приводит к несчастной развязке.

    Ответ оставил Гость

    Ася - главная героиня. Незаконнорожденная дочь помещика и его крепостнойслужанки. После смерти матери и отца ее воспитанием занимается брат поотцу, Гагин. До семнадцати лет А. воспитывалась в одном из лучшихпетербургских пансионов. Затем Гагин, выйдя в отставку, отправляетсяпутешествовать по Европе и берет А. с собой. В маленьком немецкомгородке героиня встречается с молодым русским (Н. Н.) и влюбляется внего. История их любви обнаруживает резкую необычность психологии ипоступков А. Недоразумение, которое в жизни другого человекаблагополучно разрешилось бы в течение нескольких дней (или даже часов),приводит к бегству и бесследному исчезновению девушки. Характер героинисоткан из противоречий и крайностей. Ее искренность и прямота сразу жесмущают Н. Н. Мечты о любви сливаются у нее с идеалом жертвенногогероизма, с мыслью о молитве, о трудном подвиге, а в конце концов - стоской по чему-то запредельному.
    Эти черты «великой души» сближаютА. с пушкинской Татьяной и предвосхищают образы Лизы Калитиной(«Дворянское гнездо») и Елены Стаховой («Накануне»). А. напоминает такженекоторых героинь Достоевского. Их роднит сочетание ущемленности инеистребимой гордости, мучительное противоречие между стремлением ксамоутверждению и постоянно возобновляемым ощущением собственнойнеполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение»незаконнорожденной, которое А. воспринимает обостренно: для нее этонесправедливость абсолютно неисправимая, обрекающая ее на вечноенеравенство с другими людьми. Отсюда предельная напряженность душевнойжизни и эксцентричность поведения А. На протяжении повести героинюнесколько раз называют сумасшедшей. «Я иногда самой себя боюсь», -признается она.
    Любовь А. так же дисгармонична инапряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновениелюбви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает какединственную и решающую. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет, всущности, и дня вчерашнего. Поэтому любовь А. неизбежно оказываетсякатастрофичной.

    Гагин - старший брат Аси, путешествующийрусский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ниот кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этогостранствует по Европе. Г. мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н.,это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немноговялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекаетГ. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяетего отношение к увлечению А.: в сущности, Г. выбирает путь наименьшегосопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.

    Н.Н. - герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургеневалитературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в«Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт сокружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный,или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В егопсихологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своемугармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновеннымвпечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли невсе, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Асяассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинскойТатьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте.Характер героя особым образомсказывается в переживании любви: доверие к естественным движениямчувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, стяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенныечувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой илиприродой.Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становитсянапряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно вней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний герояпо-своему способствует трагической развязке.

    Разделы: Литература

    Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.

    Оборудование: на доске написана тема урока; карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе беседы; для домашнего задания – иллюстрации с изображением девушек

    Ход урока.

    I. Вступительное слово учителя.
    Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас мы обратимся к домашнему заданию.

    II. Учет знаний.
    1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
    («Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)

    2. Беседа по вопросам:
    - какой облик складывается из этих характеристик?
    (импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
    - как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?»

    III. Работа по теме урока.

    1. Запись темы в тетрадь.
    2. Работа по индивидуальным карточкам.

    Карточка 1.
    Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
    Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
    Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.

    Карточка 2.
    Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
    Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
    Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?

    3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
    4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»

    (глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».

    5. Анализ прочитанного эпизода.

    - о чем мечтает Ася?
    (пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)

    - о каких крыльях идет речь?
    (герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.

    - Как мечты Аси характеризуют её?
    (Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
    С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)

    - Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
    (Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).

    6. Ответ по карточке №2.
    (Работа по карточке №1 сдается учителю)

    7. Обобщение ответа

    Теория литературы
    Такой портрет называется психологическим , т. е. раскрывающим особенности личности героя.
    - В чем заключается психологизм портрета Аси?
    (В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
    - Что же происходит в душе девушки?
    (Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)

    Учитель:
    Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
    Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
    - Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
    - Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
    - Чем объясняется такое поведение?
    (Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)

    8. Слово учителя
    В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
    Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
    Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
    Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
    Т.Л . Литературный тип – обобщенный образ.

    - Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
    (по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» (приложение №1):
    - Душа, которую невозможно не полюбить;
    - Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
    - устремленность в будущее;
    - сильный характер, готовность к самопожертвованию;
    - активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
    Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
    9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
    Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)

    ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.

    Портрет героини Нравственные качества О чем мечтает Обобщение, выводы

    IV. Итог урока.
    - Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси?
    Подведение итогов урока, выставление оценок.

    V. Домашнее задание.
    Выбрать и выполнить задание из предложенных:
    1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода;
    2. Написать письмо Асе;
    3. Из данных портретов выбрать тот, который соответствует вашему представлению об Асе. Объяснить свой выбор (

    11аня99

    Ася - главная героиня. Незаконнорожденная дочь помещика и его крепостной служанки. После смерти матери и отца ее воспитанием занимается брат по отцу, Гагин. До семнадцати лет А. воспитывалась в одном из лучших петербургских пансионов. Затем Гагин, выйдя в отставку, отправляется путешествовать по Европе и берет А. с собой. В маленьком немецком городке героиня встречается с молодым русским (Н. Н.) и влюбляется в него. История их любви обнаруживает резкую необычность психологии и поступков А. Недоразумение, которое в жизни другого человека благополучно разрешилось бы в течение нескольких дней (или даже часов), приводит к бегству и бесследному исчезновению девушки. Характер героини соткан из противоречий и крайностей. Ее искренность и прямота сразу же смущают Н. Н. Мечты о любви сливаются у нее с идеалом жертвенного героизма, с мыслью о молитве, о трудном подвиге, а в конце концов - с тоской по чему-то запредельному.
    Эти черты «великой души» сближают А. с пушкинской Татьяной и предвосхищают образы Лизы Калитиной («Дворянское гнездо») и Елены Стаховой («Накануне»). А. напоминает также некоторых героинь Достоевского. Их роднит сочетание ущемленности и неистребимой гордости, мучительное противоречие между стремлением к самоутверждению и постоянно возобновляемым ощущением собственной неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое А. воспринимает обостренно: для нее это несправедливость абсолютно неисправимая, обрекающая ее на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда предельная напряженность душевной жизни и эксцентричность поведения А. На протяжении повести героиню несколько раз называют сумасшедшей. «Я иногда самой себя боюсь», - признается она.
    Любовь А. так же дисгармонична и напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновение любви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает как единственную и решающую. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет, в сущности, и дня вчерашнего. Поэтому любовь А. неизбежно оказывается катастрофичной.

    Гагин - старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе. Г. мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению А.: в сущности, Г. выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.

    Н. Н. - герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте.Характер героя особым образом сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или природой.Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя по-своему способствует трагической развязке.