Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Эссе заговори чтобы я тебя увидел сократ. Ежегодный литературный конкурс детских произведений

    Эссе заговори чтобы я тебя увидел сократ. Ежегодный литературный конкурс детских произведений

    March 26th, 2017 , 12:33 pm

    Все успешные люди имеют привычку при первых же контактах внимательно прислушиваться к словам , которые вы говорите и к тому, как вы формулируете свои мысли.

    Достаточно немного послушать человека, чтобы понять, что на самом деле у него в голове.



    Почему?

    Потому что через вашу речь проецируется то, что происходит у вас в подсознании, особенно, когда вы спокойны, не заинтересованы или в состоянии злости.

    Впуская в свою жизнь человека, помните, что вы впускаете часть своей судьбы.

    Избегайте общения с «токсичными» людьми, имеющими «дефицитное» мышление, но в тоже время умейте с ним корректно общаться и обходиться, не встревая в ненужные конфликты.

    Такие люди находятся на низком уровне вибраций, их «болезнь» заразна. Вы не должны быть «помойной ямой» для их проблем.

    Они не задумываются о том, что, если твердить одно и то же, то это «одно и то же» будет постоянно с ними происходить. В мире много людей, которые не хотят избавляться от проблем и чужеродных программ, и вы не несете ответственности за результаты их жизни.

    Ваше поведение и образ мышления практически полностью контролируется вашим окружением.
    Вы становитесь похожими на тех, с кем больше всего контактируете. Вы представляете собой психоэнергетическое среднее трех-пяти человек, с которыми чаще всего общаетесь.

    Задумайтесь: Кто вас окружает? Какую музыку вы позволяете себе слушать? Какие фильмы вы смотрите? Какую информацию и эмоции вы впускаете в себя, смотрите ли вы новости, какие? Не являетесь ли вы “придатком” к своему телевизору, если это ваше постоянное окружение? На что и на кого вы тратите свободное время?

    Окружение имеет большое влияние еще на один аспект вашей жизни – на вашу энергетическую безопасность.

    Ваша сила определяется тем количеством энергии, которое вы способны принять у Вселенной, накопить, сберечь и реализовать.

    Энергетически взаимодействуя с другими людьми, мы сталкивается с разными типами эмоциональных вибраций, как позитивными, так и негативными, и эти вибрации могут нарушать ваш энергетический баланс.

    Поэтому старайтесь избегать «некорректного» общения, или хотя бы минимизируйте его. В таких случаях помните о контроле над своими эмоциональными реакциями, слушайте собеседника «вполуха», отвлеките себя мыслями о чем-то другом, читайте про себя молитву.

    Не давайте никому питаться вашей энергией, пресекайте попытки отнять ее у вас...(с)

    Заговори, я чтоб я тебя увидел,
    Заговори, чтоб я тебя узнал.
    Чтоб я тебя случайно не обидел,
    Неуваженьем, чтобы не прогнал.
    Заговори со мною на досуге,
    Поговори со мною о былом.
    Когда ты станешь милой мне супругой,
    Чтоб завязалась наша жизнь узлом.
    Чтоб хорошо друг друга мы узнали,
    Пока огонь у нас в сердцах горит,
    Пока разлук серьёзных не познали
    Давай с тобой ещё поговорим.
    Сократ
    «Заговори, чтобы я тебя увидел» ; некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его и речь» – считал Сократ.
    Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь – отражение его внутреннего мира.
    Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет.
    Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение. Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценные минуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро.
    Умение говорить – это великое благо, данное человеку, с помощью которого он может высказывать свои мысли, передавать эмоции, чувства, переживания. К сожалению, не все умеют правильно пользоваться этим благом, часто злоупотребляя им. Что мы иногда можем услышать вслед, даже просто прогуливаюсь по улице? Да, можем услышать насмешки, подколы, оскорбления, проклятия, бранные слова, которые порой очень ранят. От слов человек может сильнее пострадать, чем от физической боли. Иногда, сказав лишнее, можем причинить сильную боль даже самому близкому и после сожалеем об этом, но «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В такие моменты важно уметь сказать «Прости», хотя далеко не все могут пойти на такой шаг, некоторым просто не хватает смелости. Из-за своей гордости или страха многие из нас предпочитают оставить все как есть, убежать от проблемы, чем попросту извиниться, причиняя другому человеку еще большую боль и в следствии разочарование.
    От умения правильно использовать речь зависит также возможность устроиться на работу. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» – говорил Наполеон Бонапард. Никто не возьмет на работу человека, который не может и двух слов связать или окажется не воспитанным хамом. Так что, очень важно совершенствовать свой словарный запас, следить за правильность и культурой речи и главное думать, что и когда нужно говорить.
    Нужно не забывать о том, что иметь хороший словарный запас, говорить умными фразами еще не является залогом успеха. Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связанно, не запинаясь, не мямля, не нарушая без причины текучесть голоса. Голос человека сам может привлекать или отталкивать слушателя. Это действительно так. Прислушайтесь к голосу одной из известных ведущих теленовостей на канале «1+1» Алле Мазур. Ее речь четкая и уверенная, что вызывает доверие и не возникает желания переключить на другой канал, а хочется дослушать выпуск до конца. Приятный голос телеведущей и четкое произношение привлекает слушателей.
    Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе не только информацию о предмете разговора, обсуждаемой темы, но и о нас самих. Речь раскрывает человека, показывая, насколько он развит, она дает общие темы, открывает путь для дальнейшего общения. Я соглашусь со словами Сократа. Чтобы увидеть человека изнутри и понять – нужно услышать его речь. Возможно, нам стоит задуматься об этом? Нужно совершенствовать свою речь и следить за тем, что и как мы говорим, ведь речь – это наша визитная карточка, которая может рассказать о нас абсолютно все.

    Сократ, как известно, был не просто философом, но ещё и прекрасным физиономистом, умеющим определять суть человека по его голосу, а также судить о характере и деловых возможностях собеседника по его умению грамотно строить речь, показывать себя, представлять свое Я. Потому он и просил каждого, кто хотел с ним познакомиться: «Заговори со мной…»! Сегодня, с полным на то основанием можно сказать, что античные встречи и беседы Сократа стали, своего рода, предтечей современных собеседований, исповедующих все то же сократовское мерило: «Каков человек, такова и его речь”

    Именно поэтому, приходя на собеседование в немецкую компанию и открывая рот, помните о том, что любое отступление от норм литературного произношения воспринимается собеседником как признак недостаточной культуры или отсутствия образования у говорящего.

    Само слово «со-бе-се-до-ва-ние»! – подразумевает энергию противостояния по принципу «спрашивайте (смотрю на вас) – отвечаю (смотрите, какой я есть)»… Так и хочется в нем поставить два ударения, и первое из них – «со». Ведь собеседование- это беседа-контакт, в которой просто необходимо «себя показать». Кстати, нелишне при этом вспомнить Лелика из кинокомедии Гайдая с его «Летять утки… Летять у-утки…» – и наш ироничный смех, вызванный безграмотной речью невежественного советского гангстера, казавшегося этаким весьма недалеким фонвизинским «недорослем». К слову сказать, на вопрос Фонвизина: «Отчего в Европе весьма ограниченный человек в состоянии написать письмо вразумительное и отчего у нас (в России) часто преострые люди пишут так бестолково?» – Императрица Екатерина II,будучи немкой по происхождению, но прекрасно освоившей грамматику русского языка, ответила так: «Оттого, что тамо (в Европе), учась слогу, одинако пишут; у нас же всяк мысли свои не учась на бумагу кладет»…

    Народная поговорка –«Язык мой, враг мой»! уже не один век предостерегает нас от речевой несдержанности, ошибок не только болтливого собеседника, но и того, кто не в ладах с фонетикой. Подумать только! – тысячелетиями человек учился произносить звуки, бездну времени потратил на изучение слов, но говорить грамотно учится до сих пор.
    Далеко не каждый может сегодня сказать: «Язык мой – друг мой». А в повседневной жизни нам не стоит забывать, что общение, беседа, любое собеседование – это прежде всего познание личности, того самого образа “я”; и именно правильное произношение характеризует и степень культуры человека, его способность «себя показать».

    Вот почему умение мыслить и четко излагать свою мысль античному философу виделись, что называется, на кончике языка: «Заговори…». Как же прав – на века – философ-стоик, как же нам подчас тяжело воспринимать речь человека, густо сдобренную орфоэпическими ошибками. Это связано с тем, что мы перестаем понимать смысл сказанного. Наше внимание переключается на «неправильность» произношения, говоря словами известного лингвиста и знатока русского языка Д.Э.Розенталя. Несколько лет назад в Московском Государственном Лингвистическом университете был поставлен интересный эксперимент. Филологов, носителей языка, попросили прослушать две записи, первая из которых содержала прочитанный без единой фонетической, но с некоторыми грамматическими ошибками немецкий текст, а вторая – идеально составленный грамматически и лексически текст, специально прочитанный с ошибками в произношении. Немецкие специалисты не услышали намеренно сделанных грамматических ошибок в первом тексте, зато отметили большое количество подобных во втором. И мне неожиданно подумалось: если слово с легкой руки поэта Владимира Маяковского названо «полководцем человечьей силы», то произношение слова – понятие стратегическое, имеющее далеко идущие последствия.

    Культура речи – это наше владение языковыми нормами. Это – лакмусовая бумажка, по которой можно выверять общую культуру человека. Это – наш «социальный» паспорт. Именно от манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Наша речь способна не только притягивать собеседников, но и отталкивать их. «Коверканье слов» допустимо, на мой взгляд, только в романе-сатире «12 стульев». Именно на его страницах небезызвестный Остап Бендер, хрестоматийный герой-мошенник, спрашивал у своего незадачливого напарника: «Сможете ли вы сказать по-французски следующую фразу: “Господа, я не ел шесть дней”? – Мосье,- начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, – мосье, гм, гм… же не, что ли, же не манж па… шесть, как оно: ен, де, труа, катр, сенк… сис… сис… жур. Значит, же не манж па сис жур». – «Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать!» …Комментарии, как говорится, излишни.
    Поверьте, авторитет говорящего на иностранном языке с сильным акцентом снижается, даже если слушающий не захочет в этом признаться. Все силы собеседника уходят на понимание отдельных слов, смысл же сказанного при этом практически полностью ускользает. Красивое, соответствующее нормам произношение, напротив, вызывает уважение со стороны собеседника и облегчает процесс общения.

    В заключение, приведу несколько фраз из дневника великого русского театрального режиссера К.С.Станиславского: «…Чтобы дать какую-то иллюзию своему голосу, банальные чтецы прибегают ко всевозможным голосовым фиоритурам, которые создают ту противную условность, квази–певучую речь и декламацию, от которой хочется бежать. Я ищу естественной музыкальной звучности. Мне надо, чтобы при слове «да» буква «а» пела свою мелодию, а при слове «нет» тоже самое происходило с буквой «е». Я хочу, чтобы в длинном ряде слов одни гласные незаметно переливались в другие и между ними не стукали, а тоже пели согласные, так как и у многих из них есть свои тянущиеся, гортанные, свистящие, жужжащие звуки, которые и составляют их характерную особенность. Вот, когда все эти буквы запоют, – тогда начинается музыка в речи…»

    Мне бы очень хотелось, чтобы мы все почаще слышали в разговорах, беседах и собеседованиях музыку слова, его неповторимое и такое особенное произношение.

    А.Степаненко, канд. фил. наук


    Заговори, чтоб я тебя увидел.

    У . Посмотрите на эпиграф.

    Как вы понимаете эти слова древнегреческого философа?
    Шк . Речь как способ обратить на себя внимание.
    У. Говоря, мы не просто демонстрируем умение строить простые и сложные предложения, различные синтаксические конструкции, мы так или иначе выражаем свое отношение к происходящему. Можно сказать: "я люблю тебя", и это будет не простое повествовательное предложение, это будет наше стремление бросить к ногам этого человека весь мир.

    "Заговори, чтоб я тебя увидел" – это только относительно устной речи справедливо?
    Шк . Наверное, это выражение даже больше к письменной речи относится. Устную речь можно дополнить мимикой. А в письменной именно слово говорит о нашей сути.
    У . Спасибо за наблюдение.

    Итак, предметом нашего разговора станет текст. Тема урока "Текст как средство самовыражения автора".

    Предлагаю вам сегодня проанализировать тексты, чтобы увидеть, за счет отбора каких языковых средств происходит самовыражение автора, и создать свой собственный текст, в котором вы сможете выразить себя.

    Существуют различные уровни организации текста: фонетический, лексический, синтаксический. Приглашаю вас к диалогу с текстом.

    История из прошлого века.

    1916г. В одной из литературных гостиных того времени С. Есенин записывает в альбом строчки

    Пусть поглупее болтают,

    Что их забрызгала мечта,

    Если и есть что на свете –

    Это одна пустота.

    У . Какое мироощущение выразил поэт?
    Шк . Одиночество, безысходность.
    У . Александр Блок, прочитав эту запись, спросил:

    "Сергей Александрович, вы действительно так думаете?"

    "Да", - просто сказал Есенин.

    "Тогда я должен вам ответить". Так появилось вступление к поэме "Возмездие".

    1 группа делает наблюдения на лексическом и синтаксическом уровнях.

    2 группа делает наблюдения на морфологическом и синтаксическом уровнях.

    На выполнение задания дается 5 минут.
    Лексический уровень

    Обилие антитезы: начало – конец

    сумрак – ясность

    сотри – увидишь

    Почему?

    2 позиции – их противопоставления.
    На морфологическом уровне:


    • Преобладание существительного. Почему? (Разговор о предмете, о сути жизни)

    • Глаголы повелительного наклонения. Почему? (Как призывает к читателю, к Есенину)

    • 6 местоимений ТЫ в одном отрезке стихотворения. Почему? (Очень личное. Разговор.)
    На синтаксическом уровне:

    • Неполные предложения с пропусками сказуемых.

    • Обращение (Оно усиливает эмоциональную направленность стихотворения)
    У . Итак, вернемся к мысли, что текст – диалог между читателем и его автором. С какой идеей обратился Блок к Есенину в 1916 г и к нам сейчас?
    Шк . Не отчаивайся. Надейся. Жизнь прекрасна.
    У . Я предлагаю вам сейчас выразить свое мироощущение. Перед вами не текст, а языковая конструкция с пропусками.

    Задание: наполните эту языковую конструкцию своими мироощущениями, превратите ее в текст.

    Чтение текста.
    Вы почувствовали, насколько разные получились тексты?

    Вы заговорили – и я смогла вас увидеть. Говорите красиво.


    страница 1

    «Заговори со мной, чтоб я тебя увидел», - некогда сказал Сократ. Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, создающими иллюзию о его вкусах, взглядах на жизнь, внутреннем мире; человеку можно дать блестящее образование - но сущность его не ускользнёт от внимательного собеседника. Как ни странно, именно нематериальные слова, которые, как пар, выходят изо рта человека и растворяются - а на самом деле бережно хранятся - где-то в пространстве и времени, «скажут» о человеке всё.

    Нам нечасто приходится задумываться о сущности понятия «слово». Разве что в то время, когда учим своих детей говорить. Иногда такая необходимость возникает достаточно неожиданно, как, например, у меня в связи с сессией дочери. Филологический факультет, тот же, который когда-то закончила я сама... И вот мы уже вдвоём листаем учебники по языковедению, которые удалось достать, и пишем ответы на вопросы.

    Для начала нужно дать характеристику слова как языковой единицы.

    Любой носитель языка может выделить в своём либо чужом потоке речи отдельные слова - филологического образования для этого не нужно. В то же время ни одно из определений, данных лингвистами, не учитывает всех нюансов этого понятия. Некоторые учёные считают, что охарактеризовать его при помощи слова невозможно, что понятие слова не совместимо с нашим представлением о конкретной единице языка. Слова очень разные в пределах одного языка, а что уж говорить о сравнении слов, которые относятся к разным языкам (сравните: школа, учиться, и, для, ку-ку, англ . a, the).

    Но ведь надо же дать ответ, и мы выбираем самое подходящее - «звук либо комплекс звуков, за которыми закреплено определённое лексическое значение», - и радостно начинаем заполнять белое поле, стараясь не думать о том, что определение неточное, оно подходит и для морфем, и для предложений. И почему в украинском «залізниця» - это одно слово, а «железная дорога» - два? И что же тогда говорить об английском «вставать» - to get up? Сколько здесь слов: одно, два, а может, три? Прекрасно, и это только начало!Возникновение языка...

    Опять несколько учебников - и версии, версии, версии...

    Помню, как когда-то в школе я очень ждала, когда нам начнут преподавать биологию. Дело в том, что я была уверена: именно на этом уроке нам объяснят тайну жизни, ну как же ещё может начинаться такой предмет! Разница между жизнью и смертью для меня была совершенно непостижимой. Как и большинство детей, я не могла сформулировать вопрос так, чтобы меня поняли. Самой большой загадкой была работа сердца. Почему оно стучит? Что заставляет его работать? Конечно, тогда я не нашла ответа. Но биология всё должна была прояснить. И вот наконец-то первый урок... К сожалению, мне не удастся заинтриговать читателя: все на этом уроке были и сами всё слышали.

    Разочарование, подобное тому, детскому, я испытала, разбирая некоторые гипотезы о возникновении языка.Но оставим тему экзаменов, ведь и в обычной жизни есть над чем поразмыслить. Самые обыкновенные слова, которые мы ежедневно употребляем, иногда можно увидеть в совершенно ином свете. Возьмём хотя бы звукоподражательные слова. Наша речь имеет такое свойство: своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных она характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. В словах «квакать», «жужжать», «мяукать», «кукушка», «хохот», «топот» звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяукает кошка, мычит корова и так далее. Если изучающему русский язык известно значение слов «лягушка», «кошка» и «корова», то о смысле приведённых сказуемых он догадается по одной звуковой форме, так как слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Как здесь не вспомнить об аллитерации - повторении одинаковых или однородных согласных, которые придают особую выразительность сказанному. Так, в поговорке «От топота копыт пыль по полю летит» звукоподражательным является слово «топот»: звуками «т», «п», «т» передаётся идея слухового ощущения; в слове «копыто», взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному «к». А вот другой пример использования слова «топот», но уже из украинской литературы:

    Наступ потвор. Впертість убивць.
    Тупіт чобіт.
    Ближчає. Дужчає. Глибшає. Тяжчає.
    (Н. Бажан)

    Повторением согласных «п», «т», «б», «ж», «ш» создаётся выразительный звуковой образ печально известного марша немецкой армии.

    И раз уж мы затронули украинскую речь, позвольте дать несколько примеров из фразеологии, которые я очень люблю приводить своим ученикам. Для начала ответьте на вопрос: что нужно делать, чтобы о тебе сказали, что ты ведёшь себя, «як чумацька воша»? На самом деле всё очень просто - важничать. Вот ещё один фразеологизм, который не так легко сразу понять. Какое качество человека имеется в виду, если мы говорим о нём, что он «коту хвоста вузлом зав’яже»? Он ещё «з вареної крашанки курча висидить», «з-під стоячого підошву випоре», в него «і в ступі не влучиш». Теперь понятно, что речь идёт о сообразительном человеке. В противовес ему человек бестолковый - «ні цоб ні цабе»; если всё совсем плохо - «шкандибає на голову», если просто легкомысленный - «в нього цвіркуни в голові тріщать».

    Но будем серьёзнее. Существует множество понятий, которые мы привычно выражаем словами, но не способны осмыслить, представить. Создатель, бесконечность, любовь, рай, ад - первое, что приходит в голову из этого ряда. Думаю, что эти слова ещё ждут нашего понимания. Когда-то обновлённый человек увидит всё иначе, шире. Ну а пока - имеем то, что имеем.Мне очень нравится афоризм Сократа, о котором я вначале вспоминала. Но, на мой взгляд, он не приемлем для филолога. Заговорить? Да пожалуйста! Словами можно играть, манипулировать, за ними удобно прятаться. Их можно затаскать так, что пользоваться ими будет неловко и банально. Вспомните образцы сочинений старшеклассниц из «Тома Сойера» Марка Твена. Сам автор охарактеризовал их так: «Одним из признаков, которым отличались эти сочинения, была сознательная, любовно взлелеянная меланхоличность; кроме того, расточительный и безудержный наплыв „высоких слов“, дальше - глупая манера лепить куда только можно особенно „яркие“ выражения и обороты, замусоливая их по самое никуда; а особенно бросалась в глаза и тягостно поражала назойливая и невыносимо убогая мораль, которая каждый раз помахивала своим куцым хвостом в конце каждого такого произведения».

    Как часто мы забываем, что лаконичность - признак совершенства. Не зря редакторы любят повторять, что полностью отредактированный текст - это афоризм.

    Наши давние предки пользовались очень небольшим количеством слов. Но с каким же благоговением они к ним относились! Одна из теорий возникновения такого фольклорного жанра, как загадка, утверждает, что своим появлением она обязана табу: люди не осмеливались называть определённые предметы или явления, чтобы не вызывать их дух, не осмеливались тревожить. Поэтому о них говорилось метафорически. Для нас загадка - это сжатое, аллегоричное описание событий, явлений, которые нужно разгадать. Мы лишь улыбаемся, когда слышим, что предки не называли существо, на которое шли охотиться, «чтобы оно не услышало», и не задумываемся: может, в чём-то они были умнее нас. Мы обращаемся к Богу, употребляя при этом обыкновенные слова, и не только верим, но и знаем, что нас слышат, - то есть осознаём эту важную функцию слова. В то же время сами не считаем нужным следить за тем, что говорим. Мы призываем Господа в свидетели своим «ей-Богу», и делаем это не только тогда, когда говорим правду. А уж произносить имя Творца всуе нам «Сам Бог велел». Если бы человек всегда мог помнить, что судить его будут как раз по тем словам, которыми он судил других, что своими словами он фактически творит себе суд, - он был бы несколько осторожней.

    Древо нашего языка очень разрослось, переплелось с другими растущими вблизи деревьями. Но для выполнения основного задания человека - для спасения души - необходимо не так уж и много. В конце концов, можно обойтись двумя словами: «Господи, помилуй».

    На человеке лежит огромная ответственность за пользование таким непостижимым словом. Конечно, филологу чаще, чем другим, приходится задумываться над сущностью этого понятия, поэтому мне очень хочется быть лаконичной, выдержанной, осторожной со словами. Старательно примерять их ещё до использования, а не сгребать в кучу перед исповедью, с досадой отмечая, что куча эта совсем не отличается от своих старших сестричек. И знаете, что в этой ситуации успокаивает встревоженную совесть? Правильно, слова.

    В данном случае - слова Шекспира: «Мне легче научить двадцать человек, как правильно поступать, чем быть одним из этих двадцати и следовать своим же поучениям».