Войти
Логопедический портал
  • Неправильный книжный блог
  • Как построить месть королевы анны
  • Какие царства живых организмов выделяют в природе Как называется царство
  • Методика профильного обучения биологии Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического обр
  • Вторичная структура белка
  • Империя цивилизации хеттов Чем выделялись хетты от прочих племен междуречья
  • Оловянный исключение. Вход в систему. Лексическое значение: определение

    Оловянный исключение. Вход в систему. Лексическое значение: определение

    Тема русского языка «Правописание "н" и "нн" в прилагательных» знакома каждому школьнику. Однако, окончив общеобразовательное заведение, многие люди начинают забывать самые простые правила и совершают большое число ошибок во время создания какого-либо текста. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, в каких случаях пишутся суффиксы "н" и "нн" в прилагательных. Также вашему вниманию будут представлены некоторые исключения из сложившихся правил. Их следует запомнить.

    Определение части речи

    Называют знаменательную которая обозначает непроцессуальный признак предмета, а также выступает в предложении в качестве определения или же именной части сказуемого и отвечает на следующие вопросы: «какое?», «какая?», «какой?», а также «чей?» и «какие?».

    Общая информация

    «Правописание "н" и "нн" в прилагательных» - это очень важная тема в русском языке. Ведь без знаний таких простейших правил довольно сложно составить грамотный текст или даже письмо.

    Следует особо отметить, что имена прилагательные могут образовываться как от имен существительных, так и от глаголов. Знание этих основ позволит вам лучше понять, сколько букв «н» требуется писать в том или ином случае.

    Правописание "н" и "нн" в прилагательных, произошедших от имен существительных

    Итак, давайте разберемся вместе, в каких же случаях следует ставить -нн-:


    В каких прилагательных, которые произошли от существительных, пишется "н"?

    Теперь вам известно, в каких случаях пишутся суффиксы -нн- в прилагательных (-онн-, -енн- и пр.), если они образованы от существительных. Однако этого недостаточно для грамотного составления текста. В связи с этим необходимо рассмотреть правила правописания суффиксов -ин-, -ян- и -ан-:

    1. В прилагательных, которые произошли от имен существительных с помощью вышеназванных суффиксов, всегда пишется только 1 буква «н». Приведем пример: кожаный (кожа), воробьиный (воробей), глиняный (глина), голубиный (голубь), вощаной (воск), журавлиный (журавль), дровяной (дрова), соловьиный (соловей) и пр. Однако у всех правил есть свои исключения. В данном случае это слова «стеклянный», «деревянный» и «оловянный». В них пишутся 2 буквы «нн», и их следует обязательно запомнить.
    2. В именах прилагательных, которые образуются без использования каких-либо суффиксов. Приведем пример: зеленый (зелень). Также необходимо запомнить следующие слова: пряный, румяный, свиной, юный и единый.

    Сколько букв «н» пишется в именах прилагательных, которые произошли от прилагательных?

    2 буквы «н» пишутся в том случае, если имена прилагательные образованы от прилагательных при помощью добавления суффикса -енн-, который указывает на большую меру какого-либо признака. Приведем пример: здоровенный, высоченный или широченный.

    Важные примечания, касающиеся описанных правил

    Правописание "н" и "нн" в прилагательных имеет и следующие особенности:

    Правописание "нн" в прилагательных и причастиях, произошедших от глаголов

    Итак, 2 буквы «н» следует писать, если:

    1. Имена прилагательные образованы от глаголов с приставками. Причем приставка не- практически никогда не влияет на написание "н" или "нн". Таким образом, в прилагательном с не- следует писать столько же букв «н», сколько и в прилагательном без данной приставки. Приведем пример: (связанный, скошенный, построенный).
    2. Если имеются такие суффиксы, как -ева- или -ова-. Приведем пример: организованная экскурсия, выкорчеванный лес и пр.). Исключения составляют следующие слова: жеваный и кованый . В данном случае ов- и ев- входят в корень, а не являются суффиксами.
    3. Если в предложении имеется какое-либо зависимое слово (например, плетенная из прутьев).
    4. Если имя прилагательное образовано от глагола, имеющего совершенный вид (например, решенная). Исключение составляет слово «раненый».

    Правописание "н" в прилагательных, произошедших от глаголов

    Одна буква «н» пишется в прилагательных, которые произошли от глаголов без использования приставок. Приведем пример: некошеный, вязаный. Исключения составляют следующие слова: священный, медленный, невиданный, нечаянный, желанный, неслыханный, нежданный и негаданный.

    Буквы "н", "нн" в кратких прилагательных

    Помимо полных имен прилагательных, в русском языке имеются и краткие формы. Чтобы понять, как пишутся "н" и "нн" в кратких прилагательных, следует вспомнить правила про полных. Ведь они одинаковы для обоих форм.

    Приведем пример:


    Важные примечания по пройденному материалу

    Чтобы окончательно разобраться с тем, как необходимо писать прилагательные (с "н" или "нн"), необходимо рассмотреть следующие особенности:

    1. Обычно суффиксы -ян- и -ан- придают значение «предназначенный для чего-либо» или «сделанный из определенного материала». Например: дровяной, платяной; песчаный, глиняный.

    2. Чтобы грамотно составить текст, следует различать прилагательные, чья орфография связана с их значением.

    Ветреный, то есть «с ветром» (погода ветреная). Ветрянóй, то есть «приводится в действие при помощи силы ветра» (насос ветряной). В словосочетании «ветряная оспа» у имени прилагательного пишется 1 буква "н". Это связано с тем, что данное слово произошло от «ветрянка».

    Масленый, то есть «пропитанный маслом» (каша масленая). Масленые, то есть «льстивый» (масленый голос). Масляный, то есть «разведенный на масле» (печенье масляное).

    Серебрёный, то есть «подвергался серебрению» (прибор серебрёный). Серебряный, то есть «сделанный из серебра» (бутыль серебряная).

    Солёный, то есть «содержащий соль» (рыба солёная). Солянóй, то есть «состоящий из соли» (соляной столб).

    Итак, сначала необходимо определить, от какой части речи образовано прилагательное, так как оно может быть отыменным прилагательным, т. е. образованным от имени существительного, и отглагольным - образованным от глагола.

    Правило I. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

    1. Одна буква н пишется:

    • ан, ян, ин: кожа - кожан ый, глина - глинян ый, соловей - соловьин ый ; исключение: в словах деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый пишется две буквы н;
    • в первообразных прилагательных, или исконных прилагательных: багрян ый, един ый , зелен ый, красн ый, свин ой, син ий, прян ый, румян ый, юн ый. В данных прилагательных буквы н входит в состав корня.

    2. Две буквы н пишутся:

    • в прилагательных, образованных от существительных с основой на н и мя с помощью суффикса н : семя - семенн ой, лимон - лимонн ый.

    В прилагательном семенн ой два суффикса - ен и н , поэтому в слове пишется две буквы н . В слове лимонн ый одна буква н будет относится к корню, а вторая н - к суффиксу, поэтому в нем также будет писаться две буквы н .

    Примечание: прилагательное безымянный , образованное от существительного имя , сочетается только со словом палец (безымянн ый палец); с иными словами, например, станция, высота, герой и др. употребляется прилагательное безымённый (безымённ ая высота);

    • в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов онн-енн : торжество - торжественн ый, лекция - лекционн ый ; исключение: в слове ветрен ый пишется одна буква н , но в приставочных образованиях будет писаться уже две буквы н : без ветренн ый, об ветренн ый, про ветренн ый и т.д.

    Правило II. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов

      Одна буква н пишется:

      • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: коптить - копчен ая колбаса, вялить - вялен ая рыба; исключение : в словах деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недюжинн ый, нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, священн ый , чванн ый, чеканн ый пишется две н , несмотря на то, что эти слова образованы от глаголов несовершенного вида, а также в словах посажен ый (отец или мать), назван ый (брат или сестра), смышлен ый.

      От глагола задается вопрос: коптить (что делать?) - глагол несовершенного вида, поэтому образованное отглагольное прилагательное будет писаться с одной н - копчен ая колбаса.

    Две буквы н пишется:

    • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: сказать - сказанн ое слово, купить - купленн ые билеты; исключение: в слове ранен ый пишется одна буква н , в приставочных образованиях - две: из раненн ый, по раненн ый.

    От глагола задается вопрос: сказать (что сделать?) - глагол совершенного вида, поэтому образованного отглагольное прилагательное будет писаться с двумя н - сказанн ое слово;

    • в суффиксах ованн-еванн полных и кратких форм прилагательных, образованных от глаголов: взволновать - взволнованн ая актриса, актриса взволнованн а, организовать - организованн ые ученики, ученики организованн ы; исключение: в словахжеван ый, клеван ый, кован ый пишется одна буква н , так ова-ева входят в состав корня, а не являются частью суффиксов ованн-еванн , но в приставочных образованиях будет писаться две буквы н: про жеванн ый, ис клеванн ый, под кованн ый.

    1. С одной буквой н пишутся:

    1). Прилагательные с непроизводной основой:красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.

    2). Отымённые прилагательные с суффиксом -н: зимний (от: зима), летний (от: лето).

    3). Отымённые прилагательные с суффиксами -ан, -ян: песчаный, серебряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и -ин: мышиный, воробьиный (прил. со значением "принадлежности").

    Исключение:

    деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн .

    4). Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо.

    Исключение:

    Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
    данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный

    Не путай!

    В список исключений не входят слова непрошеный , незваный , названый , которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет , незваный гость , названый брат .

    5). Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - (м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н : красна девушка (от полной формы с одной буквой н : красный), красно солнышко, красны девушки.

    7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н : ветрено, аккуратно.

    2. С двумя буквами нн пишутся:

    1). Отымённые прилагательные с суффиксом -н, если корень существительного оканчивается на букву н : осенний, весенний, сонный.

    2). Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный.

    Исключение:

    ветреный человек , ветряная мельница , ветряная оспа , но безветренный день , подветренная сторона.

    3). Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн: корчёванный участок, бракованная вещь.
    Разберись, как образовано слово: бракованный←браковать + нн.
    Суффикс -нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва//-ова, -ева: корчёванный←корчевать, образованный←образовать.

    Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.

    4). Прилагательные-исключения:

    Исключение: деревянный , оловянный , стеклянный пиши с двумя буквами - нн .
    Исключение: данный , чванный , брошенный , желанный , купленный , виденный , деланный , жеманный , пленённый , лишенный , священный , читанный , отчаянный , чеканный , окаянный , неслыханный , невиданный , нечаянный , негаданный (см. пункт5).

    5). Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п.5 наряду с другими примерами).

    6). Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н ): ночь безлунна, советы ценны.

    7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн : искренне, обдуманно, безветренно.

    Изучая орфографические правила на уроках русского языка, мы нередко сталкиваемся с исключениями из правил, которые машинально заучиваем, не задумываясь о природе их происхождения. И учителя этот феномен русской орфографии не объясняют, а просто предлагают как факт. Меня же заинтересовали причины возникновения слов-исключений в русской орфографии. Думается, что данный материал можно использовать учителям-словесникам на уроках русского языка, так как знание исторических процессов в развитии языка необходимо для более успешного обучения.

    Предлагаю небольшой исторический комментарий, который мне удалось найти в различных научных трудах.

    1. Орфограмма: и, а, у после шипящих.

    Ярким примером исторического правописания в русском языке является буква и после согласных ж, ш. Мы говорим жы, шы, но пишем жи, ши, потому что так произносились эти сочетания на заре нашей письменности, когда согласные ж, ш были мягкими. И только три слова: жюри, брошюра, парашют, следуя транслитерационному принципу, пишутся через ю. В написании этих слов отражено и французское произношение и написание: жюри – jury, брошюра – brochure, парашют – parachute. Если бы эти слова были еще в древнерусском языке, то их написание целиком и полностью отражало бы традиционный принцип русской орфографии, так как ж, ш были мягкими. Но эти слова пришли к нам в XIX веке, когда ж, ш уже отвердели, и стали исключениями из правила.

    2. Орфограмма: буквы о – ё после шипящих в корне слова.

    Напомним, что в школьных учебниках данное правило звучит так: «В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: шорох, крыжовник, шов, капюшон и т.д.».Но если проследить механизм работы данного правила, то убеждаешься, что буква е – ё пишется тогда, когда ударение в слове на этом слоге непостоянно и при образовании новых слов переходит на другой слог: жёваный – жевать, жёны – жена, чёлка – чело и т.д. А в таких словах, как шорох, шов, чокаться, обжора, прожорливый, корневой слог при всех изменениях слова остается ударным и о не чередуется с ё. (Об этом, кстати, говорят такие ученые, как К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь и др.)

    Не следует ли поменять формулировку данного правила в школьных учебниках: «В корне после шипящих пишется ё, когда ударение на корне непостоянно; и пишется о, если корень остается ударным при всех изменениях слова»? Тогда ученикам не нужно будет запоминать огромное количество слов, которые попали в разряд исключений.

    А что же делать с такими словами, как шофер, шоссе, шоколад, жонглер и т.д., которые тоже почему-то рассматриваются составителями школьных учебников в этом правиле?

    Они все иноязычные и пишутся в соответствии с транслитерационным принципом, попадая в разряд словарных слов.

    И все же отдельно хочется рассказать еще о трех словах, так как их этимология вызывает особый интерес: крыжовник, чащоба, трущоба.

    Крыжовник. Этимологически в этом слове выделяются два суффикса: -ов-, -ник-. В современном русском языке, где слово крыж ушло в пассивный запас, корень сросся с суффиксом -ов-. Это и заставляет заучивать данное слово как исключение, в то время как в нем последовательно выдерживается правило написания о – ё в суффиксах после шипящих.

    Трущоба. Слово также образовано с помощью суффикса -об- от несохранившегося труща – «хворост, треск». Значит, и здесь применимо правило «О – ё в суффиксах после шипящих».

    Такому же принципу подчиняется и слово чащоба, образованное от хорошо известного нам словачаща. Оно имеет корень чащ и суффикс -об-.

    Конечно, в современном русском языке мы никак не соотносим слова трущоба и треск, крыжовник и крыж, и, возможно, здесь произошло опрощение. Но к слову чащоба мы до сих пор подбираем однокоренное чаща. Уместно ли тогда здесь применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова»?

    3. Орфограмма: буквы и – ы после ц.

    Написание букв и – ы после ц сложилось стихийно, но впоследствии эти написания прикрепились к определенным морфемам. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными. После ц пишется и в соответствии с мягким или полумягким произношением тех звуков, которые передаются в русском языке буквой ц, например: цивилизация из лат. сivilis, цитата – лат. citatum. В русском же языке буква цпередает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне (цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения.

    Парадокс! Но в русской орфографии исключениями стали собственно русские слова.

    4. Орфограмма: буквы е – и в личных окончаниях глаголов.

    В древнерусском языке глаголы делились на 4 тематических класса. К глаголам четвертого класса относились глаголы с нулевым суффиксом в основе настоящего времени и с суффиксом -и- в инфинитиве, а также с основой на ять () в инфинитиве, а после шипящих и йот на -а.Четвертый класс тематических глаголов относился ко второму спряжению!

    Например:

    обид-ти – обидиши;

    вид-ти – видиши;

    слыша-ти – слышиши.

    Таким образом, глаголы слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, гнать, держать, дышать, обидеть, смотреть, вертеть изначально были глаголами второго спряжения. А современная формулировка правила «сделала» их исключениями.

    Стелить. В современном русском языке имеются две формы этого глагола: стлать (1-е спряжение) и стелить (2-е спряжение). Но формы настоящего времени для обоих глаголов в литературном языке обычно употребляются общие: стелешь, стелет, стелют (то есть они изменяются по первому спряжению).

    Других оснований для данной группы исключений мы не нашли.

    5. Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.

    В русском языке последовательно происходили морфологические, словообразовательные и акцентологические изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.

    Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян- , но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн- . По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ный, олов-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный.

    А прилагательное стеклянный, сохранив старое ударение на суффиксе, одновременно с этим оставило и «усиленное н » – и попало в разряд исключений. Это слово, даже получая суффикс -ьн-, никогда не переносило ударение на корень, потому что и корень у него состоял из сверхкраткого ъ: стькльнъ – все слово состояло из одних сверхкратких гласных. После утраты слабых сверхкратких слово стькльнъ дало форму стклен, которая настолько сложна для произношения, что не сохранилась в русском языке.

    Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного видаветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн .

    Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

    6. Орфограмма: мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

    В современном русском языке во втором лице единственного числа формы повелительного наклонения могут быть трех видов:

    а) с конечным мягким согласным: будь, тронь, брось;

    б) с ударным конечным -и: ходи, пои, крои;

    в) с конечным после гласного: думай, знай, читай.

    Таким образом, формы повелительного наклонения образуются от чистой основы настоящего и будущего простого времени с чередованием твердого согласного с мягким и от чистой основы плюс суффикс -и-.

    А форма ляг стала исключением благодаря своей твердой согласной на конце. В этом случае звуковая материя оказывает сопротивление графической форме. Поставленный мягкий знак вызывает при чтении этой формы восприятие сочетания знаков гь . Между тем мягкие заднеязычные, как правило, не могут стоять в конце слов: в норме они так не употребляются. Иными словами, сюда «вмешивается» и произносительная норма русского языка – и слово произносится в соответствии с этой нормой.

    7. Орфограмма: о – е после шипящих в наречиях.

    Ещё. Мало кто знает, что слово ещё исконно являлось безударной частицей, в которой по правилу писалось ё. И уже потом это слово приобело значение «большее» и стало наречием. А правописание сохранилось.

    8. Орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях.

    Объяснить исключения уж, замуж, невтерпеж можно следующим образом: эти наречия произошли от существительного уж, терпеж, муж, которые относятся ко второму склонению и пишутся без мягкого знака.

    Интересен другой факт: наречие настежь образовано от предлога на и существительного второго склонения стеж (устар.) – «крюк, столб», однако это слово не стало исключением и пишется с мягким знаком.

    9. Орфограмма: суффикс страдательных причастий настоящего времени.

    Движимый. Данное причастие образовано от старинного глагола движити, относившегося ко второму спряжению, а значит, и пишется причастие с суффиксом -им-.

    10. Орфограмма: чередующиеся корни.

    Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.

    Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.

    Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож .

    Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.

    К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал мне кажется очень полезным.

    Для работы с орфографическими правилами мы взяли учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория», учебники для 5–9-х классов, авторами которых являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, а также учебное пособие «Русский язык» Д.Э. Розенталя для 10–11-х классов.

    Исторический комментарий к исключениям из орфографических правил //
    "Первое сентября. Русский язык" – 2006. – № 9.

    Було колись на світі двадцять п`ять олов`яних солдатиків, все брати, тому що народилися від старої олов`яної ложки. Рушниця на плечі, дивляться прямо перед собою, а мундир-то який чудовий — червоний з синім! Лежали вони в коробці, і коли кришку зняли, перше, що вони почули, було:
    — Ой, олов`яні солдатики!
    Це закричав маленький хлопчик і заплескав у долоні. Їх подарували йому на день народження, і він зараз же розставив їх на столі.
    Всі солдатики виявилися абсолютно однакові, і тільки один-єдиний був трошки не такий, як усі: у нього була тільки одна нога, тому що відливали його останнім, і олова не вистачило. Але і на одній нозі він стояв так само твердо, як решта на двох, і ось з ним щось і трапиться чудова історія.

    Відео: Казки: Зачарований хлопчик (Нільс і гуси)

    На столі, де опинилися солдатики, стояло багато інших іграшок, але самим помітним був гарний палац з картону. Крізь маленькі вікна можна було зазирнути прямо в зали. Перед палацом, навколо маленького дзеркальця, яке зображувало озеро, стояли деревця, а по озеру плавали воскові лебеді і дивилися в нього.
    Все це було куди як мило, але наймиліше була дівчина, яка стояла в дверях замку. Вона теж була вирізана з паперу, але спідничка на ній була з найтоншого батіста- через плече у неї йшла вузенька блакитна стрічечка, ніби шарф, а на грудях виблискувала блискітки не менш голови самої дівчини. Дівчина стояла на одній нозі, витягнувши перед собою руки, — вона була танцівниця, — а іншу підняла так високо, що олов`яний солдатик і не бачив її, а тому вирішив, що вона теж однонога, як і він.
    "От би мені таку дружину! — Подумав він. — Тільки вона, мабуть, зі знатних, живе в палаці, а у мене всього лише і є, що коробка, та й то нас в ній цілих двадцять п`ять солдатів, не місце їй там! Але познайомитися можна!"
    І він причаївся за табакеркою, яка стояла тут же на столі. Звідси він відмінно бачив чарівну танцівницю.

    Увечері всіх інших олов`яних солдатиків, крім нього одного, помістили в коробку, і люди в будинку лягли спати. А іграшки самі стали грати — і в гості, і в війну, і в бал. Олов`яні солдатики ворушити в коробці — адже їм теж хотілося грати, — та не могли підняти кришку. Лускунчик перекидався, грифель витанцьовував по дошці. Піднявся такий шум і гам, що канарка прокинулася так як засвистить, і не просто, а віршами! Чи не рушали з місця тільки олов`яний солдатик та танцівниця. Вона як і раніше стояла на одному шкарпетці, простягнувши руки вперед, а він браво стояв на своїй єдиній нозі і не зводив з неї очей.
    Ось пробило дванадцять, і — клац! — Кришка табакерки відскочила, тільки в ній виявився не тютюн, немає, а маленький чорний троль. Табакерка-то була з фокусом.
    — Олов`яний солдатик, — сказав троль, — не дивися куди не треба!
    Але олов`яний солдатик удав, ніби не чує.
    — Ну постривай же, ось настане ранок! — Сказав троль.

    І настало ранок-встали діти, і олов`яного солдатика поставили на підвіконня. Раптом, по милості чи троля, або від протягу, вікно як розчиняться, і солдатик як полетить вниз головою з третього поверху! Це був жахливий політ. Солдатик взбросов млість в повітря, встромився каскою і багнетом між каменями бруківки, та так і застряг вниз головою.
    Хлопчик і служниця зараз же вибігли шукати його, але ніяк не могли побачити, хоча мало не наступали на нього ногами. Крикнув він їм: "Я тут!" — Вони, напевно, і знайшли б його, та тільки не пристало солдату кричати на все горло — адже на ньому був мундир.
    Почав накрапати дощ, краплі падали все частіше, і нарешті хлинув справжня злива. Коли він скінчився, прийшли двоє вуличних хлопчаків.
    — Диви!

    Как пишется "стеклянный"?

    — Сказав один. — Он олов`яний солдатик! Давай відправимо його в плавання!
    І вони зробили з газетного паперу кораблик, посадили в нього олов`яного солдатика, і він поплив по водостічній канаві. Хлопчаки бігли поряд і плескали в долоні. Батюшки, які хвилі ходили по канаві, яке стрімке було протягом! Ще б пак, після такого зливи!

    Кораблик кидало то вгору, то вниз і вертіло так, що олов`яний солдатик весь тремтів, але він тримався стійко — рушниця на плечі, голова прямо, груди вперед.
    Раптом кораблик пірнув під довгі містки через канаву. Стало так темно, ніби солдатик знову потрапив в коробку.
    "Куди мене несе? — Думав він. — Так, так, все це витівки троля! Ах, якби зі мною в човні сиділа та панянка, тоді будь хоч вдвічі темніше, і то нічого!"
    Тут з`явилася велика водяний щур, що жила під містками.
    — Паспорт є? — Запитала вона. — Пред`яви паспорт!
    Але олов`яний солдатик як води в рот набрав і тільки ще міцніше стискав рушницю. Кораблик несло все вперед і вперед, а пацюк пливла за ним навздогін. У! Як скреготала вона зубами, як кричала пливли назустріч друзкам і Соломіна:
    — Тримайте його! Тримайте! Він не сплатив мита! Він безпаспортний!

    Але протягом ставало все сильніше і сильніше, і олов`яний солдатик вже бачив попереду світло, як раптом пролунав такий шум, що злякався б будь-який сміливець. Уявіть собі, у кінця містка водостічна канава впадала в великий канал. Для солдатика це було так само небезпечно, як для нас нестися в човні на превеликий водоспаду.
    Ось канал уже зовсім близько, зупинитися неможливо. Кораблик винесло з-під містка, бідолаха тримався, як тільки міг, і навіть оком не моргнув. Кораблик розвернуло три, чотири рази, залило водою до країв, і він став тонути.
    Солдатик опинився по шию у воді, а кораблик занурювався все глибше і глибше, папір розмокає. Ось вода покрила солдатика з головою, і тут він подумав про чарівною маленькою танцівниці — не бачити йому її більше. У вухах у нього зазвучало:
    Вперед прагни, воїн,
    Тебе наздожене смерть!

    Тут папір остаточно розповзлася, і солдатик пішов на дно, але в ту ж хвилину його проковтнула велика риба.
    Ах, як темно було всередині, ще гірше, ніж під містком через водостічну канаву, та ще й тісно на додачу! Але олов`яний солдатик не втратила мужності і лежав розтягнувшись на повний зріст, не випускаючи з рук рушниці …
    Риба заходила колами, стала виробляти самі дивовижні скачки. Раптом вона завмерла, в неї точно блискавка вдарила. Блиснуло світло, і хтось крикнув: "Оловяний солдатик!" Виявляється, рибу зловили, привезли на ринок, продали, принесли на кухню, і кухарка розпорола їй черево великим ножем. Потім кухарка взяла солдатика двома пальцями за поперек і принесла в кімнату. Всім хотілося подивитися на такого чудового чоловічка — ще б пак, він виконав подорож в череві риби! Але олов`яний солдатик нітрохи не загордився. Його поставили на стіл, і — яких тільки чудес не буває на світі! — Він виявився в тій же самій кімнаті, побачив тих же дітей, на столі стояли ті ж іграшки та чудовий палац з чарівною маленькою танцівницею. Вона як і раніше стояла на одній нозі, високо піднявши іншу, — вона теж була стійка. Солдатик був зворушений і мало не заплакав олов`яними сльозами, але це було б негарно. Він дивився на неї, вона на нього, але вони не сказали один одному ні слова.

    Раптом один з малюків схопив олов`яного солдатика і жбурнув в грубку, хоча солдатик нічим не завинив. Це, звичайно, підстроїв троль, що сидів в табакерці.
    Олов`яний солдатик стояв в полум`я, його охопив жахливий жар, але чи був то вогонь або любов — він не знав. Фарба з нього зовсім зійшла, ніхто не міг би сказати, чому — від подорожі або від горя. Він дивився на маленьку танцівницю, вона на нього, і він відчував, що тане, але як і раніше тримався стійко, не випускаючи з рук рушниці. Раптом двері в кімнату розчинилися, танцівницю підхопило вітром, і вона, як Сильфіда, пурхнула прямо в пічку до олов`яному солдатика, спалахнула разом — і немає її. А олов`яний солдатик розтанув у грудочку, і на ранок покоївка, вигріб золу, знайшла замість солдатика олив`яне сердечко. А від танцівниці залишилася одна лише блискітки, і була вона обгоріла і чорна, немов вугілля.

    Повернутися на головну сторінку

    Лексическое значение: определение

    Общий запас лексики (от греч. Lexikos) - это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

    Словари онлайн бесплатно - открывать для себя новое

    Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально.

    ДеревяННый или деревяНый? Как правильно писать деревянный или деревяный?

    В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

    • Толковые
    • Энциклопедические
    • Отраслевые
    • Этимологические и заимствований
    • Глоссарии устаревшей лексики
    • Переводческие, иностранные
    • Фразеологический сборник
    • Определение неологизмов
    • Прочие 177+

    Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

    Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, - все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

    Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

    Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

    В силу своей нейтральности серый цвет в одежде хорошо сочетается с другими цветами, и оттого весьма востребован дизайнерами одежды. Этот цвет не является таким вызывающим, как белый, и при этом не является мрачным, как чёрный. Он подчёркивает мягкость и интеллигентность.

    Серый цвет и его значение

    Серого цвета самого по себе не существует. Он является промежуточным тоном между чёрным и белым. Сам по себе не оказывает никакого эмоционального воздействия, зато является прекрасным фоном других, более насыщенных оттенков.

    Семантика серого цвета в большинстве своём негативная. Если о ком-то хотят сказать, что он неинтересный, скучный, пресный, то употребляют выражение "серая мышка". Серостью называют ограниченных глупых людей. В период депрессии у человека нарушается выработка гормонов радости, и он видит окружающий мир в серых тонах. Это цвет бедняков, цвет пропитанного сигаретным дымом воздуха в бедных кварталов, цвет пепелища сгоревшего дома. Антипатия к серому цвету проявляется и в славянской мифологии. Серый волк, сизокрылый орёл – многие негативные персонажи сказок были серого цвета. Многие поэты и писатели описывали свою меланхолию в сером цвете: "Не больна мне ничья измена, и не радует легкость побед - тех волос золотое сено превращается в серый цвет" (С.Есенин).

    Вместе с эпохой Возрождения серый цвет обрёл позитивное значение.

    А13. Н-НН в суффиксах слов разных частей речи

    Знаменитые художники Сальвиати и Эль Греко начали активно использовать в своих картинах серые краски, тем самым подчёркивая драматизм сюжетной линии. Вскоре их традицию переняли и другие мастера.

    После промышленной революции серый цвет стал №1 в мире благодаря своей практичности и универсальности. Нравы 19 века требовали от дам скромности и целомудрия, и серый цвет как никакой другой обезличивал женщину, делал её асексуальной. Но Коко Шанель смогла сделать этот цвет культовым, используя его практически в каждой своей коллекции. Знаменитая "гусиная лапка" — это абсолютная гармония чёрного и белого, которая стала альтернативой классическому серому цвету.

    Считается, что серый цвет выбирают люди, стремящиеся подсознательно отгородиться от окружающих. Серые костюмы являются самой популярной офисной одеждой, не привлекающей к себе лишнего внимания. Зато в качестве фона серый цвет просто изумителен! Он гармонирует абсолютно со всеми оттенками, и придаёт им дополнительную яркость. Экспериментируйте с серым цветом, и у вас получится неограниченное количество образов.

    Какие существуют оттенки серого и кому они подходят

    Наверное, ни один из известных человечеству цветов не содержит такого количества оттенков, как серый цвет. Можно разделить все серые оттенки на три группы: чистый серый, голубовато-серый и бежево-серый.

    Чистые серые оттенки относятся к холодной цветовой группе. Одним из самых красивых "ледяных" тонов серой гамм является стальной оттенок . Он универсален, подходит и блондинкам, и брюнеткам, и рыжим, но загорелая золотистая кожа будет диссонировать со стальным оттенком. А вот белолицые летние блондинки словно созданы для него, их красота станет ещё ярче.

    Олово – это схожий со стальным оттенок , имеющий голубоватый подтон. В отличие от своего стального собрата, олово подчеркнёт красивый загар и блеск тёмных волос. Этот оттенок более насыщен, чем стальной, ему подходят украшения с прозрачными камнями белых и синих тонов в серебряной оправе. Сдержанный и аристократичный, оловянный цвет идеален для деловой одежды.

    Оттенок "грозовая туча" представляет собой насыщенный глубокий серый оттенок. Подобно настоящей грозовой туче, этот цвет закрывает собой всё и не оставляет другим оттенкам. Он такой же самодостаточный, как чёрный и белый. Его можно носить безо всяких украшений, а можно комбинировать с другими оттенками из серой гаммы. Оттенок "грозовая туча" будет хорошо смотреться на брюнетках и шатенках, а вот для блондинок холодного типа он будет тяжеловат. "Тёплым" весенним красавицам он совершенно противопоказан.

    Если вы отдыхали когда-нибудь на море, то в дни непогоды могли наблюдать, как над водной гладью сгущаются тучи, и поверхность становится всё темнее и темнее, постепенно сливаясь с цветом неба. Подобную художественную мрачность имеет оттенок "серая гавань". Он интроверт, совершенно закрытый от окружающего мира. Если вам надо уединение, строгость и индифферентность, выбирайте одежду оттенка "серая гавань" . Он придаст задумчивости и таинственности. Будучи в этом цвете, к вам никто не подойдёт познакомиться, но зато деловым партнёрам вы покажитесь человеком серьёзным и настроенным на работу.

    Оттенок "железо" очень глубокий, почти чёрный. Он демократичен и легко сочетаем с другими цветами. В большинстве своём его используют зимой, потому что он имеет холодную энергетику. В одежде "железного" цвета девушка почувствует себя эдакой "железной леди", потому что столь тяжёлый оттенок практически лишает женственности и флёра. Его могут носить и блондинки, и брюнетки, и рыжие, но не стоит ждать, что оттенок "железо" придаст своей обладательнице лёгкости и непосредственности. Этот цвет требует определённого образа, иначе сделает вас мрачной и депрессивной.

    Оттенок "мокрый асфальт" известен практически каждому автовладельцу, однако серый цвет этого оттенка активно используется и в высокой моде. Сумки, куртки, сапоги, перчатки этого оттенка выглядят гораздо мягче, чем если бы они были выполнены в чёрной гамме. Оттенок "мокрый асфальт" нельзя назвать фоновым, но я его помощью можно расставить нужные акценты в одежде. Его лучше использовать в холодное время года, потому что летом и весной и будет смотреться тяжеловато.

    "Мокрый камень" условно принадлежит к тёплой цветовой гамме, потому что имеет коричневатый подтон. Одежда такого цвета замечательным образом подчеркнёт красоту осенних и весенних красавиц, оттенит золотистый загар смуглой кожи, а также сделает холодную кожу более яркой. Это красивый и редкий оттенок, который смотрится аристократично, но не скучно, сдержанно и в то же время динамично.

    К тёплой цветовой гамме относится и оттенок "серая лиса" , который имеет рыжеватый подтон. Он идеально подходит рыжеволосым девушкам осеннего цветотипа благодаря серовато-бурым переливам. "Серая лиса" подчеркнёт золотистый блеск волос, песочный оттенок кожи и коричневатые веснушки на лице. Игривый и интригующий, серый цвет этого оттенка не имеет строгой официальной семантической нагрузки, и его можно использовать как для повседневной одежды, так и для вечернего гардероба.

    Алюминиевый оттенок имеет тёплый бежево-розовый подтон, который гармонично сочетается с красотой "весенних" и "осенних" девушек. Он весьма элегантен, хорошо смотрится как в качестве фона для более ярких цветов, так и сам по себе. Для девушек с холодной кожей он не подходит, потому что сделает их цвет лица сероватым и нездоровым.

    Дымящий уголь – это пепельно-серый оттенок, специально созданных для девушек холодного цветотипа. Он хорошо сочетается с белым, голубым, серебристым, его используют в качестве аксессуаров (сумки, босоножки). "Летние" блондинки просто расцветут в одежде этого оттенка. Зимние красавицы также полюбят оттенок "дымящий уголь", а вот тёплые весенние красотки будут в нём выглядеть "серыми мышками".

    Оттенок "речной жемчуг" редкий и необычный, и имеет в своём составе кофейные нотки. Монохромные костюмы и платья цвета "речной жемчуг" самодостаточны и элегантны, а аксессуары гармонируют практически с любым "тёплым" оттенком. Он хорошо для любой девушки, светлокожей и смуглой, блондинки и шатенки. А завершит образ нить речного жемчуга.

    "Серый жемчуг" , в отличие от своего собрата "речного жемчуга", холодный и чистый оттенок, который прекрасно совместим с голубовато-синей цветовой гаммой. Его можно комбинировать, а можно использовать самостоятельно. Он самодостаточен, ярок и искрист. Отличный выбор для вечернего наряда.

    Оттенок "гейнсборо" получил своё необычное название от фамилии английского портретиста эпохи Возрождения, который отображал популярные в те времена парики с точным цветовым воспроизведением, используя необычные серые краски. Столь красивый и чистый оттенок будет идеальным выбором для девушек осеннего и весеннего цветотипов.

    Сизый цвет является сочетанием голубой и серой гаммы. Он напоминает окрас крыла голубя обыкновенного. Оттенок холодный, яркий и очень красивый. Его легко комбинировать с синими и голубыми тонами, он сочетается с денимом, но лучше всего проявляет себя в вечерних нарядах. Подходит девушкам зимнего цветотипа.

    Циркон – это самый светлый оттенок серого. Он делает образ лёгким и воздушным, идёт платиновым блондинкам летнего цветотипа и красиво смотрится в вечерних нарядах.

    Таблица сочетаний серого цвета в одежде с другими цветами


    Серый и белый

    Классика, гармония, спокойная контрастность образа. Серый цвет в таком тандеме может стать удачной альтернативой чёрному.


    Серый и чёрный

    Такая комбинация довольно мрачная, официальная. Однако для делового стиля это идеальное сочетание.


    Серый и синий/голубой

    Сочетание серого и синего благородное и одновременно яркое. С голубым оттенком серый цвет заиграет яркими красками, подчеркнув насыщенность, например, денима.


    Серый и жёлтый

    серый цвет значительно усиливает насыщенность жёлтого, поэтому действовать нужно по принципу "глубокий серый+горчичный" и "холодный серый+лимонно-жёлтый"


    Серый и розовый

    Холодные оттенки серого сочетаются с пастельными оттенками розового, и получается вполне нежный образ.


    Серый и фуксия

    Яркие оттенки фуксии станут блестящим акцентом на серебристо-сером фоне. В то же время насыщенно-розовое платье будет уравновешено серыми аксессуарами.


    Серый и красный

    Драматизм красного цвета лучшим образом подчеркнёт спокойный серый оттенок. Глубокие красные тона и серые аксессуары также прекрасный тандем.


    Серый и фиолетовый/лиловый

    Глубокие оттенки серого лучше сочетать с фиолетовыми оттенками, а лёгкие серые тона гармонично смотрятся с нежными лиловыми оттенками


    Серый и зелёный

    Неоновый салатовый оттенок на фоне серого просто светится, а приглушённые изумрудные оттенки становятся мягче и тише.

    Модные женские часы 2014Зимние женские куртки 2014 — 24 лучшие моделиСтильные полушубки из норкиМодные пуховики зима 2015. 9 лучших моделейКак выбрать головной убор для пляжаМодные женские причёски весна-лето 2016

    Оловянный стеклянный деревянный