Войти
Логопедический портал
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Геология — наука о Земле
  • Проблемы загрязнения почв и пути их решения Загрязнение и истощение почвы пути решения
  • От чего на голове появляются вши
  • Латинский алфавит для начинающих самоучитель. Латинский язык для начинающих:алфавит, обзор грамматики и советы по практике. Эффективный способ расширения словарного запаса

    Латинский алфавит для начинающих самоучитель. Латинский язык для начинающих:алфавит, обзор грамматики и советы по практике. Эффективный способ расширения словарного запаса

    Несмотря на то что считается мертвым, изучается и применяется во многих сферах человеческой деятельности: юриспруденции, медицине, фармакологии, биологии. Объём знаний, необходимый человеку, зависит от сферы применения и конечной цели, но в любом случае нужно знать основы. В данной статье рассмотрим вопрос о том, как выглядит курс " для начинающих". Алфавит, обзор грамматики и советы по практике - это необходимый минимум, который поможет в самостоятельном изучении.

    Алфавит и фонетика

    Из чего начинать изучать латинский язык? Для начинающих важным является, прежде всего, знание алфавита. Он включает 24 буквы. На основе исследований их произношение унифицировано и приближено к примерному произношению древних римлян. Ниже приведена транскрипция на русском.

    Есть некоторые особенности их чтения.

    Гласная i читается как [и] и [й] перед гласными, h - с придыханием, l - мягко как во французском, y звучит как [и]. Буква c читается как [ц] перед e, i, y, ae, oe или как [к] перед a, o, u и в конце слов. S звучит как [з] между гласными, x - как [кс].

    Дифтонги читаются так:

    1. ae - [э]
    2. oe - [Ö]
    3. au - [ау]
    4. eu - [эу]
    5. ch - [х]
    6. ngu - [нгв]
    7. ph - [ф]
    8. qu - [кв]
    9. rh - [р]
    10. th - [т]
    11. ti - [ти]

    Ударение

    • краткие (произносятся быстро) - ă, ĕ, ĭ, ŏ, ŭ, y̆;
    • долгие (растягиваются при произношении) - ā, ē, ī, ō, ū, ȳ.

    Слоги бывают:

    • открытыми - заканчиваются на гласную;
    • закрытыми - заканчиваются на согласную.

    Ударение ставится на первый слог, если слово двусложное (на последний слог его не ставят никогда). Если слово состоит из трех и более слогов, то ударение ставят на второй слог с конца, если он долгий, и на третий, если он краткий.

    Грамматика

    Курс " для начинающих" предполагает знание основ грамматики. На латыни все части речи делятся на изменяемые числительное, местоимение) и на неизменяемые междометие).

    При самостоятельном изучении грамматики следует заниматься по тем пособиям, в которых есть ответы к упражнениям для самопроверки. Желательно выполнять большое количество практических заданий, что позволит автоматизировать навык употребления грамматических конструкций, и, как результат, пройденный материал запомнится надолго.

    Практика

    При изучении алфавита и грамматики постепенно накапливается пассивный словарный запас, который позже нужно активизировать при чтении текстов. На этом этапе появятся новые слова, для перевода которых понадобится академический словарь, например, Большой латинско-русский. Если Вы знаете английский, то можно приорести Elementary Latin Dictionary и Oxford Latin Dictuonary. Нужно также завести свой словарик и периодически повторять слова из него.

    Чтение - завершающий этап курса "Латинский язык для начинающих". На этом уровне рекомендуется чтение таких текстов как:

    1. Fabulae Facilies.
    2. Latin Reader.
    3. De Viris Illustribus.
    4. The Latin Vulgate Bible.

    Постепенно нужно усложнять задачи и переходить от простого чтения к пониманию без словаря. Для этой цели подойдут курсы "Assimil", Schola Latina Universalis и форумы для изучающих латынь, где можно практиковать разговорную речь и получить советы, если что-то не понятно.

    Как мне пришло в голову взяться за латынь

    Несколько лет назад я решил перечитать «Мертвые души». Помните лакея Петрушку – слугу Чичикова из знаменитой гоголевской поэмы? Как он любил читать все без разбора. Удивлялся человек великому таинству: как это из букв вдруг получаются слова? Велика сила гоголевского слова! Я недавно задумался над этим смешным описанием, и у меня почему-то возникло очень серьезное желание изучать языки. Я решил, что сначала нужно изучить латынь – основу нескольких современных европейских языков.

    А с чего, собственно, начать? И как учить язык: по имеющимся наработанным методикам или же по собственному разумению?

    Хорошо бы выучить язык, как говорится, «с молоком матери». Например, как это получилось у философа XVI века Монтеня, который в детстве общался только с учителем латыни и ничего не слышал вокруг, кроме латинской речи, ставшей для него родным языком. Однако все это для меня было недостижимо, поэтому остался лишь один вариант – самостоятельно «вгрызаться в гранит» латыни.

    С чего я начинал освоение латыни

    Я решил придумывать собственную, пусть грубую и корявую, но свою методику, причем развиваемую непосредственно по ходу продвижения вперед в изучении языка.

    И я не придумал ничего умнее, чем пробежаться по книжным магазинам и купить самый толстый словарь перевода с латинского языка на русский.

    Долго я листал словарь и понял, что к нему нельзя подходить механически. Я стал рассматривать слова, как занимательные картинки, ребусы или кроссворды. Пытался заметить сходство и различия, считал количество букв, чуть ли не на зуб пробовал слово. Спустя неделю начал понимать, как складываются слова и из каких частей речи они составлены, и чем глагол отличается от существительного, существительное от прилагательного, прилагательное от наречия и т. д.

    В предисловии к любому хорошему толстому словарю есть вводная глава, рассказывающая о правилах чтения и произношения.

    Как я выбирал учебник и дополнительную литературу

    Поиграв неделю со словарем и получив первое представление о латыни, скачиваю во всемирной сети понравившийся учебник (самоучитель). Скачиваю и несколько адаптированных книг для чтения (к примеру,
    «Записки о Галльской войне» Цезаря). Учебник обязательно подбираю с ключами и правильными ответами на языковые задания.

    Не спеша, знакомлюсь с каждым уроком учебника и старательно выполняю все упражнения. Последние записываю в самой большой тетради, которую смог найти в магазине. Делю листы тетради пополам вертикальной линией. На левой части выполняю задания, на правой части – исправления на мои ошибки и неправильные ответы. Записываю, так сказать, историю моих «глупостей». На каждую ошибку, совершенную в левой части тетради, придумываю себе наказание и рисую на правой части листа соответствующую картинку – удар палкой, розгами, кулаком, постриг наголо, сбривание усов и т. п. Наказываю себя не только на картинке, но и мысленно. Затем милостиво прощаю себя. При этом очень легко запоминаются сделанные ошибки, которые в дальнейшем уже не повторяются.

    Тетрадку веду так, чтобы было много свободного места и между строчками и на правой части листа. Свободные места использую для написания правильных предложений и слов рядом с ошибками. Расписываю безошибочные фразы и слова до 10 раз, пока не запомню.

    Латынь учу с удовольствием

    После усердного прохождения курса учебника латинского языка, делаю следующее. Читаю древнеримскую прозу, например, Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» или речи Марка Туллия Цицерона.

    Читая в первый раз те же «Записки» Цезаря, в словарь не заглядываю, а пытаюсь угадать смысл незнакомых слов в соответствии с контекстом. Понятные мне слова выписываю в тетрадь. Подхожу к каждому слову, как к имеющему несколько значений, как к одному из целой «связки», «семейства» родственных слов. Вот эту «связку» я выписываю в тетрадь, применяя фантазию и заглядывая при этом в словарь. Причем для лучшего запоминания слов я записываю их шариковыми ручками разных цветов.

    Как я учу слова

    Завожу отдельную тетрадь для словаря, который разрабатываю тщательно и с усердием. Зачем? Для облегчения запоминания слов. Страницу тетради делю на три вертикальные части. Левый столбец служит для записи латинского слова. Средний нужен для выписывания всех родственных слов, то есть «связки». А правый столбец отдаю под рисунки на тему записанного слова. Здесь я, применяя воображение, представляю какие-нибудь необычные ситуации или сценки, связанные с определенным словом. Представив такую ситуацию, облекаю ее в форму шуточного рисунка. В правом столбце кроме рисунка записываю и словесную ассоциацию. Например, слово Latina (Латинский) в правом столбце сопровождаю похожим по звучанию словом «платина», сравнивая латинский язык с самым драгоценным металлом; а к incunabulis (колыбель) приписываю русское слово «инкубатор» - своеобразную колыбель для цыплят. Конечно, для этого требуется много времени, но нужное слово запомнится на всю жизнь.

    Выше я упоминал, что записываю слова разными цветными ручками. Приведу простой пример: прилагательное «черный» записываю черным цветом. Красный, синий и т. п. – соответствующим цветом.

    Каким цветом записать, например, слово brutus (тяжелый)? У меня оно почему-то вызвало ассоциацию с коричневым цветом. А слово acutus (острый)? В моем воображении оно окрасилось в ярко-красный цвет. Цветовые ассоциации индивидуальны для каждого человека. Гораздо сложнее пришлось при подборе глаголов. Например, глагол edo (кушать) записал зеленой ручкой, представив вегетарианца, поедающего укроп или петрушку. Самую большую сложность при выборе цвета я испытал с абстрактными словами, к примеру, с глаголами decidere (решать) и aestimare (считать). В этой ситуации я, не выбрав цвета, ограничивался правым столбцом, нанося в нем шутливый рисунок.

    Через полгода составления словаря у меня уже была тетрадь с двумя тысячами слов и «связок», оформленных описанным выше методом. Тетрадка мне помогла овладеть необходимым словарным запасом.

    Как я пришел к аудиокурсам

    В течение трех месяцев я занимался устной речью по учебнику. Но затем попал впросак, случайно
    встретившись с человеком, хорошо освоившим латынь. Им был врач-терапевт, к которому я пришел, как пациент. Когда терапевт выписывал рецепт, я, желая похвастаться знанием латыни, стал читать рецепт. В ответ получил замечание о плохом произношении и совет слушать аудиоматериалы. Оказалось, что врач – большой любитель латыни.

    Я понял ошибку, скачал несколько учебных аудиоматериалов и начал каждый день прослушивать их. Я почувствовал, что дело идет не очень успешно. Тогда я разрезал аудиозаписи с помощью компьютерного софта на отдельные предложения, затем сгруппировал пятикратные повторы каждого предложения, а в итоге склеил их обратно в целостную аудиозапись. Получился аудиокурс с большим количеством повторов, что мне и нужно было.

    С тех пор как я начал самостоятельно осваивать латынь, прошло около двух лет. Мне кажется, я достиг некоторых успехов: устную речь понимаю примерно наполовину; латинские неадаптированные тексты удается понять на семьдесят процентов, остальную часть перевожу со словарем. Произношение мое улучшилось, но не так, как хотелось бы. Поэтому работаю над ним до сих пор. Считаю, что освоение языка – процесс длительный, на годы вперед.

    Желающим изучать латинский язык хотелось бы дать несколько советов:

    1. Об усердии, усидчивости и огромном желании освоить латынь я не говорю, так же, как и о требовании ежедневных занятий языком. Каждому человеку понятно, что эти условия самые важные;
    2. Многие специалисты советуют каждый день заниматься разнообразными формами изучения латыни – и уроками по учебнику, и чтением художественных или иных книг, и прослушиванием на плеере или смартфоне аудиокурса, и так далее. Полагаю, что это не совсем правильно. Предпочитаю занятия в определенной последовательности по намеченному графику – к примеру, два месяца заниматься только с учебником, затем столько же времени посвятить чтению книг, далее в течение трех месяцев слушать материалы с целями понимания устной речи и выработки произношения;
    3. Зубрежкой не стоит заниматься, это все равно ничего не даст. Пусть медленно, но необходимо глубоко вникать в учебный материал с целью понять, сравнить и представить образно отдельные слова и выражения;
    4. Выполняйте не только задания учебника, но придумывайте и свои упражнения. Для этого используйте все свое воображение. Например, если вы передвигаетесь по городу или сельской местности, то советую переводить на латынь попадающиеся по пути предметы – вывески магазинов, таблички на дверях, баннеры у дорог, наименования растений и животных, и тому подобное;
    5. Все-таки некоторые важные вспомогательные фразы, которые нелегко освоить, не грех и зазубрить наизусть. К примеру, Ab initio (от начала), Absque omni exceptione (без всякого сомнения), и другие подобные фразы;
    6. Не расстраивайтесь, когда что-то идет не так, как хотелось. Помните, что вас ждет обязательный успех! Viam supervadet vadens(«Дорогу осилит идущий»).

    Удачного обучения!!!


    4-е изд. - М.: 2 009. - 352 с.

    Учебник содержит: грамматический материал по программе, рассчитанной на 120 часов учебного времени, и упражнения для его усвоения; тексты латинских авторов; латинско-русский словарь, включающий лексику текстов учебника. В связи со спецификой самостоятельного обучения в книге даются контрольные работы, методические указания и комментарии к текстам. Подбор текстов отвечает интересам широкого круга читателей.

    Для студентов гуманитарных факультетов.

    Формат: djvu

    Размер: 2,5Мб

    Скачать: drive.google

    Формат: pdf

    Размер: 31,4Мб

    Скачать: drive.google

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение. Значение латинского языка 3
    Как построен самоучитель и чему он учит 8
    Что такое грамматика 10
    I часть
    I глава 11
    § 1. Буквы и их произношение (11). § 2. Сочетания гласных (13).
    § 3. Сочетания согласных (14). § 4. Долгота и краткость гласных звуков (количество) (14). §5. Ударение (15). Упражнения (15).
    II глава 16
    § 6. Характеристика строя латинского языка (16). § 7. Первоначальные сведения о существительном (18). § 8.1 склонение (20). § 9. Глагол esse (быть) (22). § 10. Некоторые синтаксические замечания (22). Упражнения (23).
    III глава 24
    §11. Первоначальные сведения о глаголе (25). § 12. Характеристика спряжений. Общее представление о словарных (основных) формах глагола (26). § 13. Основные (словарные) формы глагола (28). § 14. Praes-ensindicativiactivi.Imperativus praesentis activi (29). § 15. Отрицания при глаголах (31). § 16. Предварительные пояснения к переводу (32). Упражнения (38).
    IV глава 40
    § 17. Imperfectum indicativi activi (40). § 18. II склонение. Общие замечания (41). § 19. Существительные II склонения (42). §20. Явления, общие для I и II склонений (43). § 21. Прилагательные I-II склонений (43). § 22. Притяжательные местоимения (45). § 23. Accusativus duplex (46). Упражнения (46).
    V глава 47
    § 24. Futurum I indicativi activi (48). § 25. Указательные местоимения (49). § 26. Местоименные прилагательные (51). § 27. Ablativus loci (52). Упражнения(53).
    Контрольная работа 54
    VI глава 56
    § 28. III склонение. Общие сведения (57). § 29. Существительные III склонения (59). § 30. Соотношение форм косвенных падежей с формой именительного падежа (60). § 31. Род имен существительных III скло¬нения (62). § 32. Ablativus temporis (62). Упражнения (63).
    VII глава 64
    § 33. Прилагательные III склонения (64). § 34. Participium praesentis activi (66). § 35. Существительные III склонения гласного типа (67). Упражнения (68).
    Статьи для чтения 69
    II часть
    VIII глава 74
    § 36. Пассивный залог. Форма и значение глаголов (74). § 37. Понятие об активной и пассивной конструкциях (76). § 38. Местоимения личные и возвратное (78). § 39. Особенности употребления личных, возвратного и притяжательных местоимений (79). § 40. Некоторые значения genetivus (80). Упражнения (81).
    IX глава 82
    §41. Система времен латинского глагола (82). §42. Главные типы образования основ перфекта и супина (83). § 43. Perfectum indicativi activi (84). § 44. Supinum и его словообразовательная роль (86). § 45. Раг-ticipium perfecti passivi (87). § 46. Perfectum indicativi passivi (88). Упражнения (89).
    X глава 90
    § 47. Plusquamperfectum indicativi activi и passivi (91). § 48. Futurum II indicativi activi и passivi (92). § 49. Относительное местоимение (93). § 50. Понятие о сложноподчиненных предложениях (94). § 51. Рагticipium futuri activi (95). Упражнение (96).
    Контрольная работа 97
    XI глава 99
    § 52. Глагол esse с приставками (99). § 53. Сложный глагол posse (101). § 54. Accusativus cum infinitivo (102). § 55. Местоимения в обороте асе. с. inf. (103). § 56. Формы инфинитива (104). § 57. Определение в тексте и способы перевода оборота асе. с. inf. (105). Упражнения (107).
    XII глава 108
    § 58. IV склонение (109). § 59. Verba deponentia и semidepo-nentia (110). § 60. Nominativus cum infinitivo (112). § 61. Ablativus modi (113). Упражнения (114).
    XIII глава 115
    § 62. V склонение (115). § 63. Dativus duplex (116). § 64. Указательное местоимение hie, haec, hoc (117). Упражнения (117).
    XIV глава 118
    § 65. Степени сравнения прилагательных (119). § 66. Сравнительная степень (119). § 67. Превосходная степень (120). § 68. Обра¬зование наречий от прилагательных. Степени сравнения наречий (121). § 69. Супплетивные степени сравнения (122). Упражнения (124)
    Статьи для чтения 125
    III часть
    XV глава 129
    § 70. Причастные обороты (129). § 71. Ablativus absolutus (130). §72. Определение в тексте и способы перевода оборота abl. abs. (132). § 73. Ablativus absolutus без причастия (133). Упражнения (134).
    XVI глава 135
    § 74. Числительные (136). § 75. Употребление числительных (137). § 76. Определительное местоимение idem (138). Упражнение (138).
    XVII глава 139
    § 77. Формы конъюнктива (139). § 78. Значения конъюнктива (142). § 79. Оттенки значения конъюнктива в независимых предложениях (143). § 80. Придаточные предложения дополнительные и целевые (144). § 81. Придаточные предложения следствия (146). Упражнения (147).
    XVIII глава 148
    § 82. Формы конъюнктива группы перфекта (149). § 83. Употребление конъюнктива группы перфекта в независимых предложениях (150). § 84. Consecutio temporum (150). §85. Придаточные предложения временные, причинные и уступительные(151). Упражнения (153).
    XIX глава 154
    § 86. Косвенный вопрос (154). Упражнение (155).
    Контрольная работа 155
    XX глава 159
    § 87. Условные предложения (159). Упражнение (160).
    XXI глава 161
    § 88. Герундив и герундий (161). § 89. Употребление герундива (162). § 90. Употребление герундия (164). § 91. Признаки различия герундия и герундива и сопоставление их значений с инфинитивом (164). Упражнения (165).
    IV часть
    Избранные места из произведений латинских авторов
    С. Iulius Caesar. Commentarii de bello Gallico 168
    M. Tullius Cicero. Oratio in Catilinam prima 172
    Cornelius Nepos. Marcus Porcius Cato 184
    C. Plinius Caecilis Secundus Minor. Epistulae 189
    Velleius Paterculus. Historiae Romanae libri duo 194
    Eutropius. Breviarium historiae Romanae ab U. с 203
    Antonius Possevinus. De rebus Moscoviticie 211
    Alexander Gvagninus. Moscoviae descriptio 214
    P. Vergilius Maro. Aeneis 224
    Q. Horatis Flaccus. Carmen. Satira 230
    Phaedrus. Fabulae 234
    Pater Noster 237
    Ave, Maria 237
    Gaudeamus 238
    Афоризмы, крылатые слова, сокращения 240
    Грамматический справочник
    Фонетика 250
    Морфология 250
    I. Части речи (250). П. Существительные. А. Окончания падежей (251). Б. Закономерности склонений (252). В. Nominativus в III склонении (252). Г. Особенности склонения отдельных существитель¬ных (253). III. Прилагательные и их степени сравнения (254). IV. Числительные (254). V. Местоимения (257). VI. Глагол. А. Образование глагольных форм от трех основ (259). Б. Отложительные и полуотложительные глаголы (262). В. Недостаточные глаголы (262). Г. Арха¬ические глаголы (вне спряжений) (262). VII. Наречия (266). VIII. Предлоги (267). Синтаксис простого предложения 267
    IX. Порядок слов в предложении (267). X. Употребление падежей (268). XI. Accusativus cum infinitivo (271). XII. Nominativus cum infinitivo (272). XIII. Ablativus absolutus (272). XIV. Gerundi-um. Gerundivum (272). XV. Значение конъюнктива (272).
    Синтаксис сложного предложения 273
    XVI. Союзы. А. Сочинительные (наиболее распространенные) (273). Б. Подчинительные (наиболее распространенные) (274). XVII. Соп-secutio temporum (274). XVIII. Подлежащные придаточные предложения (275). XIX. Определительные придаточные предложения (275). XX. Определительные предложения с обстоятельственным значением (276). XXI. Дополнительные придаточные предложения (276). XXII. Придаточные предложения цели (276). XXIII. Придаточные предложения следствия (277). XXIV. Временные придаточные предложения (277). XXV. Причинные придаточные предложения (278). XXVI. Уступительные придаточные предложения (278). XXVII. Условные придаточные предложения (279). XXVIII. Косвенный вопрос (279). XXIX. Косвенная речь (279). XXX. Attractio modi (280). XXXI. Придаточные предложения с союзами ut, quum, quod (280).
    Элементы словообразования 282
    Приложения 287
    О римских именах 287
    О римском календаре 288
    О латинском стихосложении 292
    О нотах 293
    Об этимологии и лексике 294
    Ключ к контрольным работам 295
    Латинско-русский словарь 298

    Языков. В новой подборке - бесплатные сайты для тех, кто собирается осваивать латынь и древнегреческий с помощью античной литературы, выпусков новостей, видеоподкастов и сообществ в соцсетях.

    Латынь

    Для тех, кто решил изучать латинский язык с нуля, можно посоветовать серию этих коротких уроков на английском. Каждый эпизод длится три-четыре минуты, и за это время удается в спокойном темпе запомнить несколько фраз и грамматических правил. В визуализации этого подкаста нет ничего лишнего: только простые слайды, иллюстрирующие слова учителя. Сейчас на YouTube в отрытом доступе выложены уже 160 уроков этого курса, но за дополнительными материалами можно отправиться и на домашнюю страницу его создателей.

    Изучающим иностранный язык часто советуют читать на этом языке газеты или слушать радио. Благодаря финской радиовещательной компании YLE такая возможность появилась и у тех, кто решил освоить латынь. Раз в неделю на этом сайте выходит короткий обзор мировых новостей. Начиная с 1989 года авторы передачи разрабатывают новую латинскую лексику для освещения актуальных событий - в некоторых вопросах мы все же оставили древних римлян далеко позади. Эту новостную подборку можно читать и слушать - правда, в последнем случае латынь приобретает легкий финский акцент.

    Если вы хотите выучить латынь и проводите много времени во «Вконтакте», обязательно подпишитесь на эту группу. Во-первых, здесь для бесплатного скачивания выложено несколько проверенных пособий, самоучителей и словарей. Во-вторых, участники сообщества постят много картинок - для тех, кто лучше запоминает новые слова с приложенными к ним иллюстрациями. И в-третьих, здесь иногда попадаются не только латинские демотиваторы (за ними лучше все-таки отправляться сюда), но и настоящие шедевры - например, латинский комикс «Астерикс и Обеликс» . Да и, наконец, в специальной ветке здесь даже можно обсудить татуировки.

    Возможно, кто-то, подобно Онегину, учит латынь только для того чтобы «в конце письма поставить vale», а кто-то - стремится читать античную литературу в оригинале. На этом сайте представлено множество трудов классиков Древнего Рима - от историка Тацита и ученого-энциклопедиста Варрона до архитектора Витрувия. Все тексты выложены здесь с переводом на английский - хотя и нет возможности посмотреть перевод каждого конкретного слова в отдельности, зато виден перевод целого абзаца.

    Древнегреческий

    Этот канал хорошо подойдет для тех, кто решил осваивать древнегреческий язык, используя материалы на русском. В грамматическом курсе филолога Петра Махлина на данный момент представлено 29 коротких занятий - от объяснения древнегреческого алфавита до классификации глагольных форм. Единственное, к чему придется привыкнуть в ходе их просмотра, - доска не всегда точно попадает в резкость объектива камеры, что, правда, почти не мешает следить за устными объяснениями преподавателя. Если вы адаптируетесь к этому варианту - не пропустите серию интересных видео об истории европейских языков того же автора.

    Чтобы не отставать от популяризаторов латинского языка, испанский филолог Хуан Кодерх стал выпускать еженедельные новости на древнегреческом. В каком-то смысле ему пришлось немного проще - лексику для описания актуальных событий он может напрямую заимствовать из современного греческого языка. Но трудности возникли в другом: только недавно древнегреческий шрифт стал адекватно отображаться в Chrome, и у создателя сайта наконец получилось загружать текст новостей как текст, а не как картинки.

    Если сравнивать этот паблик с аналогичными языковыми сообществами, сразу заметна разница: много ссылок на полезные, серьезные ресурсы - и никаких веселых картинок. Попытка научной реконструкции произношения древнегреческого языка на примере басен Эзопа или тьюториал по каллиграфии - вы найдете здесь много подобных материалов, не говоря уже об учебниках и переведенной литературе. Кстати, если вам все-таки захочется добавить в ленту веселых картинок с древнегреческими подписями - заходите в

    Латинский - древнейший классический язык Европы. И хоть сфера его употребления сегодня ограничена, латынь по-прежнему остается объектом преподавания и изучения во многих государствах. Это официальный язык Ватикана, им необходимо владеть будущим медикам и юристам, без знания латыни историкам и филологам не проникнуться величественностью произведений Горация.

    Русскоязычный проект с большим объемом текстовой информации, разбитой на несколько блоков: «История языка», «Уроки» (структурированные материалы основного учебника, ответы на задания, фразы по латыни), «Латинский алфавит» (с пояснением особенностей произношения). Занятия направлены на усвоение языковых правил - от фонетических до синтаксических. Подробно разбираются формы частей речи. Несколько уроков дополнены факультативами, для прохождения последних в отдельной рубрике имеются тексты на латинском.

    Веб-сайт с простой навигацией. Содержит текстовую информацию, разнесенную по четырем разделам. Первый представляет собой учебник, тексты которого заимствованы из программы latrus 1.2. Второй раздел - самоучитель, материалы которого взяты с сайта кандидата филологических наук Алексея Мусорина. И в учебнике, и в самоучителе рассматриваются основы латыни, начиная с алфавита. Название блока «Пословицы и поговорки» говорит само за себя, в нем возможен поиск по фразам, словам либо частям слов. Раздел «Словарь» обеспечивает перевод как с русского на латынь, так и обратно.

    Блок материалов для самостоятельного освоения латыни, представленный в формате онлайн-уроков. Задача портала - безвозмездно помочь выучить языки при абсолютном отсутствии первоначальных знаний. Занятия выстроены по принципу от простого (алфавит, правила ударения) - к сложному (части речи, типы предложений). Всего размещено 60 уроков латинского, в окончании каждого предлагается задание по пройденной теме. Есть тексты, позволяющие закрепить материал, пройденный на уроках. В отдельную рубрику вынесены крылатые выражения и небольшой словарь. Удобная опция - возможность задавать вопросы, на которые отвечают либо другие пользователи, либо лингвисты-профессионалы.

    Ютуб-канал, плейлист которого включает 21 видеоурок латинского. Длительность каждого занятия - академический час, т.е. 43-44 минуты.

    Телекурс позволит получить базовые сведения о письменности, взаимодействии русской лексики с латынью, системе падежей латинского языка, научит строить простейшие выказывания. Проект подготовлен СГУ ТВ, преподаватель - кандидат исторических наук Виктор Федотов. Канал отличается своеобразной подачей, информация преподносится в форме классических лекций с периодическим выводом текстовых пояснений.

    Видеоуроки Светланы Головченко. Ролики ориентированы преимущественно на медиков, отдельные видео посвящены нюансам написания рецептов, клинической терминологии, наименованиям химических элементов.

    Есть и общеязыковые занятия, на них разбираются грамматические аспекты. В зависимости от темы, продолжительность сюжетов варьируется от 3 до 20 минут.

    Ролики представляют собой краткие лекции преподавателя, который дополняет сказанное письменными пояснениями на доске. Альтернативное решение для тех, кто предпочитает суховатым текстам живой язык.

    Подборка открытых лекций по латинскому языку от преподавателя, специалиста в области классической филологии Дмитрия Новокшонова. Видео записано в лекционной аудитории, однако качество съемки, включая звуковую составляющую, достаточное для получения требуемых знаний.

    Новокшонов помогает разобраться в особенностях частей речи (существительном, прилагательном, глаголе), преодолеть трудности в изучении латыни. В подборке присутствуют лекции и другого преподавателя - Виктора Ребрика.

    Транслитерация в режиме онлайн. Проект размещен на сайте кафедры классической филологии Белгосуниверситета. Пользование функционалом простое: для получения транслитерации (транскрипции) латинских слов и фраз на русском достаточно ввести их в специальное окно. Можно обрабатывать латинские символы любых регистров, а также символы с надстрочными элементами. Предусмотрены наборы настроек, позволяющие транслитерировать слова по традиционным и классическим канонам, а также по правилам, принятым в чтении медицинских, биологических, химических терминов.

    Дополнительный материал, подходящий для закрепления знаний и расширения кругозора. Он предоставлен в форме презентаций с закадровым комментарием, поэтому одновременно с пополнением словарного запаса можно совершенствовать произношение.

    Онлайн-тесты с возможностью менять настройки под конкретного знатока латыни. Можно самостоятельно задавать количество вопросов (максимум - 83) и число вариантов ответов, выбирать опцию показа правильного ответа в случае ошибки. Присутствует возможность выбора из пяти уровней сложности: очень легкого, легкого, среднего, тяжелого, очень тяжелого. В PDF-формате доступно скачивание всех вопросов с ответами.