Войти
Логопедический портал
  • На уроках физической культуры Правила поведения на уроке по физкультуре
  • Царская охота Как все начиналось
  • Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д
  • Петр иванович бекетов что открыл
  • Взаимное расположение предметов в пространстве»
  • Решение простых линейных уравнений
  • Сущность познавательной деятельности младших школьников. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы. Родственными словами являются

    Сущность познавательной деятельности младших школьников. Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы. Родственными словами являются

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе

    1 слайд Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса.

    2слайд Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Развитие умения учиться как универсальной характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях, самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством учителя) является основным условием организации учебно-воспитательного процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения индивидуального пути развития каждого школьника.

    Эти познавательные способности определяют изменения в социальной адаптации и производительности, связанные с школьным обучением. Ингибирующего или ингибирующего контроля, рабочей памяти и гибкости когнитивного ответа. Ингибирование - это навык, который не мешает, импульсивно и ненадлежащим образом в задаче, которая может играть роль дистракторов.

    Рабочая память - это опыт, который запоминает всю новую информацию, полезную для организации бизнеса на короткое время. Увеличение этих функций приводит к развитию селективного внимания и умственных способностей, ответственных за улучшение школьного обучения. Вероятно, в основе этого увеличения может быть увеличение кортизола в результате физической активности. Действительно, кортизол, модулирующий продукцию некоторых нейротрансмиттеров, кажется, вмешивается в некоторые когнитивные процессы, такие как восприятие, избирательное внимание и память.

    Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Я исхожу из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

    Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

    3 слайд а) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе описание объекта. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

    б) Игры - соревнование . Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

    в) Сюжетно - ролевые игры . Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

    г) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся.

    Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    На уроках русского языка я применяю различные виды деятельности.

    Изучив новый материал переходим к его закреплению. Много внимания уделяю упражнениям из учебника, но целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.

    4 слайд Частично творческий характер носит работа по завершению

    предложений по догадке:

    Ребята были в лесу. Вдруг слы: во ёлочки кто-то шур. Там ё ! Напала Жучка на. Да не тут! Наколола она нос и.

    5 слайд Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

    Змиа.

    Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

    Игра « Почтальон»

    6 слайд Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

    Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

    Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк

    гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

    кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

    реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка

    морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

    Задания:

    Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

    Составить предложения, используя данные слова.

    7 слайд Игра « Шифровальщики»

    Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

    Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

    Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански кьоинк

    лыжи санки коньки

    8 слайд Найди «лишнее слово»

    Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

    КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

    БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

    КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

    Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

    9 слайд Детям очень нравятся такие задания, как:

    Заменить словосочетания одним словом:

    Промежуток времени в 60 минут,

    Военнослужащий, стоящий на посту,

    Ребенок, любящий сладкое,

    Очень смешной фильм.

    Найди родственные слова. Выдели корень.

    10 слайд Закончи предложения:

    У Ромы и Жоры есть ………….

    Однажды они пошли ………….

    Вдруг из кустов……………..

    Потом ребята долго вспоминали как……..

    11 слайд Составь рассказ по опорным словам:

    зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

    Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

    Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

    Прежде всего, на своих уроках учу детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе использую:

    12 слайд - орфографические минутки,

    Письмо с проговариванием,

    Орфографические диктанты,

    Работу с перфокартами,

    Показ орфограммы карточками,

    Орфограммы в пословицах, загадках,

    Сигнальные карточки,

    Игровые моменты «Третий лишний», «Опасное место», «Рассели по домикам», «Зажги фонарик». Эта работа приносит свои плоды при соблюдении систематичности, при постоянном оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.

    На этапе закрепления основным средством создания

    проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

    13 слайд Из данных слов выпишите существительные.

    Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

    14 слайд Выпишите имена собственные:

    Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.

    15 слайд Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать.

    16 слайд Отгадайте загадки. Запишите ответы: сначала те, которые отвечают на вопрос кто?, затем, а затем на вопрос что?

    Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла (корова);

    Белое одеяло весь мир покрывало, стало тепло - в речку утекло (снег);

    Кто зимой белый, а летом серый (заяц);

    Под соснами, под елками бежит мешок с иголками (еж) ;

    Стоит Антошка на одной ножке, шляпа есть, а головы нет (гриб) ;

    Не будильник, а разбудит, запоет - проснутся люди (петух) ;

    17 слайд Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);

    Конь - он (м. р.); Тетрадь - она (ж. р.) .

    Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.

    18 слайд Выпишите в один столбик слова с окончанием (какого они рода?), а в другой с окончанием о,е (какого они рода?) .

    Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.

    19 слайд . Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы кто? что?

    (кто?) ......... познается в беде.

    (кто?) ......... сильна крыльями, а (кто?) ......... дружбой.

    (что?) ......... с гор потекла - весну принесла.

    Волга всем рекам......... (кто?) .

    Весенний (что?) ......... целый год кормит.

    Земля кормит людей, как (кто?) ......... детей.

    20 слайд . Выпишите имена существительные, определить род.

    Меж редеющих верхушек

    Показалась синева,

    Зашумела у опушек

    Ярко желтая листва.

    Стала ель в лесу заметней-

    Бережет густую тень.

    Подосиновик последний

    Сдвинул шапку набекрень.

    21 слайд Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.

    Стал, разгуливать, болоту, по, журавль.

    Кукушка, бору, куковала, в.

    Пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.

    Парил, высоко, в, коршун, воздухе.

    Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.

    22 слайд Вставь пропущенные буквы.

    Всю ночь л…тает,

    Мышей по…дает,

    А станет св…тло,

    Л…тит в дупло.

    Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

    23 слайд Спасибо за внимание

    Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

    а)Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

    б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

    в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

    г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

    д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки

    е) Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир

    Также активизации учащихся на уроке способствует применение ИКТ на уроках.

    Множество преимущество урока с использованием ИКТ по сравнению с обычным уроком, например, рост объема выполненных на уроке заданий; повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, включения игрового момента, объективность и своевременность результатов теста.

    Ребята с удовольствием принимают участие в проектной деятельности.

    Чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках, я применяю различные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний, умений и навыков.

    Урок –основная форма организации учебного процесса, и качество обучения, прежде всего качество урока.

    На уроках русского языка я применяю различные виды деятельности. Например, изучив

    Новый материал переходим к его закреплению. Много внимания уделяю упражнениям из учебника, но целью закрепления и дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только на операциях узнавания и установления подобия, но и различных преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых ситуациях.

    В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы творчества.

    Частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:

    Ребята были в лесу. Вдруг слы: во ёлочки кто-то шур . Там ё ! Напала Жучка на   . Да не тут  ! Наколола она нас и  .

    Так же творческий характер носят задания вида:

    от, укрылись, деревом, дождя, девочки, под

    доме, мы, в, живём, кирпичном

    растёт,школы, старый, нашей, около, дуб

    туч, солнце, из-за, выглянуло

    на, лошади, лугу, пасутся

    Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

    Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

    В разные режимные моменты применяю игры со словами. Именно в игре, словом ребенок учится тонкости русского языка. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, провожу различные игры со словами. С первоклассниками и второклассниками провожу игры: «Кто больше? Буква заблудилась, Какое это слово? Замени одним словом

    Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

    Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.

    Прежде всего, на своих уроках учу детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе использую:

    Орфографические минутки,

    Письмо с проговариванием,

    Орфографические диктанты,

    Работу с перфокартами,

    Показ орфограммы карточками,

    Орфограммы в пословицах, загадках,

    Сигнальные карточки,

    Игровые моменты «Третий лишний», «Опасное место», «Рассели по домикам», «Зажги фонарик». Эта работа приносит свои плоды при соблюдении систематичности, при постоянном оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.

    На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило. Например о том, что обозначает имя существительное.

    Задание 1: Сравните правый и левый столбик.

    Я ученик первого класса. Я первого класса.

    В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.

    Я кладу в портфель тетради, Я кладу в портфель.

    учебники и пенал.

    Учитель задает вопросы.

    1. Обе ли записи слов являются предложением?

    2. Если нет, то почему?

    3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?

    4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.

    Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными.

    Задание 2. Дается цепочка слов:

    Машина, самолет, Маша, Жучка, Весновка, Алма - Аты, лопата, Мурка, Москва.

    1. Можно ли среди этих слов выделить две группы?

    2. Если можно, то, по какому принципу? (по написанию) .

    Вывод: одни слова с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

    3. В какие группы можно определить?

    A) по именам;

    Б) название городов, рек;

    B) клички животных.

    4. На какой вопрос отвечают все эти слова.

    Вывод: имена собственные - отвечают на вопрос что? I кто? - это существительные имена людей и клички животных отвечают на вопрос кто? Все остальные имена собственные отвечают на вопрос что?

    Б. Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи.

    На этапе закрепления основным средством создания

    проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

    Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.

    Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

    Задание 2.

    1. Рассмотрите картинки:

    2. Задайте вопрос к верхним картинкам.

    3.Задайте вопрос к нижним картинкам.

    4. Чем эти слова отличаются друг от друга.

    Задание 3. Выпишите имена собственные:

    Фамилия Сидоров, Озеро Байкал. Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Или, Озеро Балхаш.

    В. Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на

    Еще по теме Формы познавательной деятельности в начальной школе, их анализ:

    1. Задачи деятельности психолога в начальной школе. Формы работы психолога в начальной школе.
    2. 19. Синтаксис словосочетания. Работа над словосочетанием в на­чальной школе. Методы контроля,над, эффективностью учебно-познавательной деятельности, применяемые учителем начальных классов в работе над словосочетанием. Психодиагностика на начальном этапе обуче­ния. Работоспособность и ее динамика у учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. 76
    3. Познавательная деятельность личности. Память и мышление как формы познавательной деятельности.
    4. Акценты в деятельности психолога в начальной школе по классам.
    5. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
    6. 29.Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени существительного в начальной школе. Психологиче­ский анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
    7. 17. Система частей речи в русском языке. Служебные части речи. Методы изучения служебных частей речи в начальной школе. Методы и приемы изучения служебных частей речи в начальной школе. Место мето­дов, используемых для изучения частей речи в общей классификации мето­дов обучения. Ученик как субъект учебной деятельности.
    8. 29 Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудности изучения имени существительного в начальной школе. Психологический анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
    9. 21. Имя прилагательное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени прилагательного в начальной школе. Педагогическая поддержка ребенка в преодолении трудностей в обучении: сущность и виды педагогической поддержки учащихся. Психологические особенности ис­пользования отметок и оценок. Функциональная готовность детей к обуче­нию в школе.
    10. 11. Алгоритмы умножения и деления натуральных чисел в начальном курсе математики. Психолого-педагогический эксперимент: цели, особенно­сти, этапы. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся.
    11. 28. Состав слова. Словообразование. Приемы изучения морфемного состава в начальной школе. Формирование психологической структуры учебной деятельности и ее компонентов. Обучение как процесс: сущность, движущие силы, функции.