Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • План самообразования воспитателя доу фэмп. Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность. для развития мелкой моторики

    План самообразования воспитателя доу фэмп. Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность. для развития мелкой моторики

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение цент развития ребенка – детский сад № 161

    План по самообразованию на тему:

    Гладышева Евгения Игоревна

    Воспитатель

    г. Тверь, 2014 год

    Индивидуальный план самообразования

    На 2014-2015 учебный год

    Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

    Цель и задачи самообразования по теме цель

      Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

      Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

      Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

      Основные вопросы, намеченные для изучения.

    Этапы разработки:

      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

      Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений

      Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

      Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

    Начало работы по теме 01.09.2014

    Литература по теме:

    1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

    3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

    4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

    5. «Играем в числа» - серия пособий

    6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

    7 . Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

    8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

    Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

    Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать

    Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

    Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

    Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

    К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

    Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций

    Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

    1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

    2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

    3. Все психологические новообразования берут начало в игре

    4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

    5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

    На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

    На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

    Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

    В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

    Дидактические игры делятся на:

    Игры с предметами

    Настольно-печатные игры

    Словесные игры

    Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры

    Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

    Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

    Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

    Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки и игры. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

    Другие родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
    Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

    Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
    Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

    С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

    Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

    Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить «главную роль» по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

    Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

    Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

    Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игр по возрасту. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей.

    Что бы игра для ребенка (да и для взрослого, который, скорее всего, часто будет ему партнером) была интересной, она должна быть достаточно понятной и простой и логичной по правилам. Цель игры тоже должна быть проста, понятна и в принципе достижима. В тоже время в ней должна быть очень большая управляемая вариантность развития сюжета игры, событий. И игрок (даже маленький) должен осознанно выбрать и пытаться реализовать какой-то конкретный, выигрышный с его точки зрения, вариант. Но в то же время должен быть и большой элемент случайности, делающий игру эмоциональной, нивелирующий мастерство и делающий возможным выигрыш даже новичком. Ведь если один игрок все время выигрывает, а второй проигрывает, у «вечно проигрывающего» быстро пропадает охота играть. А если «мастер» все время вынужден поддаваться - пропадает охота играть у него. Случайность же ставит игроков в почти одинаковые условия. Удача дает шансы каждому, а вот кто как сумел их реализовать? И когда ребенок обыгрывает «самого папу» и не потому что тот поддался, а в «честном сражении» - восторгу нет предела.

    Нельзя сбрасывать со счетов развивающую сторону игры. Ребенок, играя в настольную игру, даже самую простую, развивает свою фантазию, учится быстро считать, учится принимать какое- то решение и начинает понимать взаимосвязь между принятием решения, своими действиями и их результатом. Его ошибочные действия очевидны для него самого и он уже начинает думать, как их не повторить или избежать, понимает какая ситуация плохая, а какая – хорошая. У него развивается не только тактическое, но и стратегическое мышление.

    Приобретая игру важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игра ему нужна. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игры на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

    Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
    Игры: «лото», «домино», «парные картинки», открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

    Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

    Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

    Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игру, и он знает, как в неё играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игра становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших- подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

    Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

    Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

    ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

    НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Этапы самообразования

    Содержание работы

    Сроки выполнения

    Примечания

    Организационно-диагностический

    «Форма и цвет»

    1. Проведение дидактических игр:

    «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

    «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

    «Подбери ключик к замочку»

    «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

    «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

    «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

    «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

    «Найди свою пару» (варежку)

    2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

    Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

    3. Проведение игр – соревнований.

    «Чья команда быстрее н айдёт предметы? » (разной формы)

    В течение учебного года

    Количество и счёт».

    1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

    «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

    «Зоопарк» (счёт)

    «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

    «Путешествие на корабле»

    2. Игровые математические знания с театрализацией:

    «Математика в сказках»

    - «Стоит в поле теремок»

    - «Колобок ищет друзей»

    В течение учебного года

    «Ориентировка в пространстве».

    «Ориентировка во времени».

    1. Настольно – печатные игры:

    «Лото»

    «Парные картинки»

    «Домино»

    «Цветная мазайка»

    «Пазлы»

    2. Дидактические игры:

    «Собери сказочного героя» (из частей)

    «Кто больше найдёт отличий? »(2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

    «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

    «Пароход», и т. д. «Дом»

    «Когда это бывает? » - игра с мячом (Спим? - ночью и т. д.)

    В течение учебного года

    Выставка детских работ: «шаг в математику».

    АПРЕЛЬ 2015 года

    Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

    ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Сроки проведения итогов по теме самообразования – май 2015

    Месяц

    Направления работы

    Способы достижения

    Анализ достижений

    Сентябрь

    Работа с документацией.

    Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

    Знакомство и анализ документации.

    Планирование работы с детьми на новый учебный год.

    Октябрь

    Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

    Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

    Подбор литературы по теме самообразования.

    Работа с личной библиотекой, интернетом.

    Ноябрь

    Изучение теории

    Татьяна Кузнецова
    План самообразования по ФЭМП воспитателя подготовительной к школе группы

    План самообразования по ФЭМП .

    Воспитателя подготовительной к школе группы №5

    Кузнецовой Т. Н.

    Введение

    Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе , во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

    Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

    В связи с этим меня заинтересовала проблема : можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

    Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

    Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу : развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

    В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры : с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний : «я считаю, что…» , «я думаю, что…» , «моё мнение…» , которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.

    В группе создан центр «Занимательная математика» . В него вошли развивающие игры, игры на ориентировку в пространстве, головоломки, ребусы, раскраски по цифрам и т. д., которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

    Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями :

    Знакомлю с занимательными и развивающими играми;

    Провожу консультации, индивидуальные беседы;

    Привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика»

    План самообразования :

    Тема «Использование развивающих игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников »

    Цель и задачи :

    1. Изучение актуальности использования игровых приёмов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников .

    2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

    обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

    -Планировать работу с детьми на новый учебный год.

    -Подготовить консультации для родителей.

    Сентябрь

    Изучить методическую литературу.

    -Подготовка работы над проектом «Математика повсюду-математика везде» .

    -Подготовить материал для мониторинга.

    Изучение и знакомство новых игр В. В. Воскобовича : «Кораблик брызг-брызг» , «Геоконт» , «Коврограф Ларчик» , с детьми.

    Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр» .

    Мастер класс для родителей «Развивающие игры по математике» .

    Консультация для родителей

    «Что должен знать ребенок о времени»

    Семинар –практикум в ДОУ «Игры В. В. Воскобовича, «Кораблик брызг-брызг» , «Геоконт» .

    Составление занятий с использованием сюжетно дидактических игр.

    Составление картотеки игр.

    Мастер класс для педагогов ДОУ «Развивающие игры В. В. Воскобовича»

    Участие в муниципальном конкурсе «Математический Знайка» .

    Мастер класс для педагогов ДОУ г. Когалыма, «Развивающие игры по ФЭМП В . В. Воскобовича»

    Участие в смотр-конкурсе на уровне ДОУ «Создание условий РЭМП»

    Работа с родителями; изготовление лэпбуков и стенгазет математического содержания; изготовление дидактических игр своими руками по фэмп .

    Выступление на педсовете с проектом «Математика повсюду- математика везде»

    Изготовление памяток для родителей -«Развитие логического мышления у детей 6-7 лет» ;

    Проведение занятий с использованием дидактических игр.

    Выявления уровня знания, диагностика детей.

    Итоговое родительское собрание «Наши успехи и достижения по математике»

    Отчёт о проделанной работе.

    Разработка плана на новый учебный год.

    Индивидуальные беседы с родителями. В течении года.

    Посещение городских МО. В течении года.

    Посещение городских мастер -классов. В течении года.

    Консультации для родителей. Ежемесячно.

    Публикации по теме:

    План профессионального самообразования воспитателя на 2017–2018 годы Цель саморазвития: освоение и внедрение современных образовательных технологий инклюзивного образования, достижение качественного дошкольного.

    Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.

    План самообразования воспитателя ДОУ «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План работы по саморазвитию воспитателя Пермяковой Анастасии Ивановны Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях.

    План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Гордина Анна Михайловна План самообразования воспитателя.

    План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей». Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста. Задачи: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать.

    План самообразования воспитателя на 2017–2018 учебный год «Рисование нетрадиционными техниками для развития мелкой моторики» Тема: «Рисование нетрадиционными техниками рисования для развития мелкой моторики рук» Цели: формирование у детей младшего дошкольного.

    План самообразования воспитателя средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5» План самообразования воспитателя средней группы на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет». Цель работы:.

    План самообразования воспитателя «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Цель: Повышение уровня теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

    План самообразования воспитателя «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых» План самообразования воспитателя. Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых". Пояснительная записка.

    План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие предпосылок связной речи. Задачи. 1 Учить детей понимать содержание.

    Библиотека изображений:

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

    Стабровой Евы Сергеевны

    Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    2017– 2018 учебный год

    г.Сосновоборск

    Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

    Актуальность:

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

    • процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

    Задачи:

    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

    Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

    Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

    Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

    Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

    Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

    обобщать, классифицировать, анализировать).

    Группа: средняя

    Сроки: 2017-2018 учебный год

    Ожидаемые результаты:

    • детей:

    Активизация познавательного интереса дошкольников;

    Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

    • воспитателя:

    Повышение своего теоретического познания в области математики;

    Умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

    Пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

    Оформление центра «Занимательная математика»

    Этапы работы:

    1.Организационный этап

    Изучение литературы по теме.

    В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

    1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

    2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

    3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.:ВАКО, 2005 г. - 208 с.

    4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

    5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

    6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

    7. Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

    8. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

    9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

    10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

    11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

    2.Перспективный план работы на 2017- 2018 учебный год с детьми

    СЕНТЯБРЬ

    Проведение первичной диагностики.

    Анализ и оформление результатов диагностики.

    Составление перспективного плана работы.

    ОКТЯБРЬ

    Изучение литературы по теме самообразования.

    Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

    Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

    НОЯБРЬ

    Проведение занятий с использованием счетных палочек.

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

    Подготовка картотеки занимательного математического материала.

    Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

    ДЕКАБРЬ

    Оформление уголка занимательной математики в группе.

    Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

    Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

    ЯНВАРЬ

    Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

    ФЕВРАЛЬ

    Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

    Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

    Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

    МАРТ

    Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

    Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

    АПРЕЛЬ

    Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

    Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

    Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

    МАЙ

    Оформление документации

    Проведение итоговой диагностики

    Анализ, оформление результатов диагностики.

    Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

    3. Накопительно-практический этап:

    Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года) .

    Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

    Работа с детьми.

    Сроки

    Использование д/игр

    Сентябрь

    Мониторинг начальных знаний об элементарных

    Дидактические

    игры

    на

    октябрь

    математических представлениях.

    усвоение понятия «цвета»:

    «Сделаем

    кукле бусы»,

    «Цветная вода», «Цветные

    палочки».

    ноябрь

    Объединение предметов в группу по цвету, форме,

    «Найди пару», «Разложи по

    размеру.

    коробочкам».

    декабрь

    Выделение части группы. Нахождение «лишних»

    д/игра «Что лишнее?», «Что

    предметов.

    изменилось?»

    январь

    Знакомство с понятиями «один», «много».

    Дидактические

    игры

    по

    развитию

    количественных

    представлений: «В лес за

    грибами», «Малина для

    медвежат», «Угости зайчат».

    февраль

    Сравнение групп предметов

    по количеству

    Дидактические

    игры

    по

    (столько же, больше, меньше).

    развитию

    равенства

    на

    основе сопоставления

    двух

    групп предметов: «Угостим

    белочек

    грибочками»,

    «Жучки

    на

    листиках»,

    «Бабочки и цветы».

    март

    Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

    Дидактические

    игры:

    «Подбери

    дорожки

    количеством.

    домикам»,

    «Почини

    Формирование представлений о непосредственном

    коврик», «Мостики для

    сравнении предметов по длине и ширине (длиннее –

    зайчат», «Подбери дорожки

    короче, шире – уже, выше – ниже) .

    к домикам».

    апрель

    Знакомство с геометрическими фигурами: круг и

    Дидактические

    игры:

    шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник ,

    «Геометрическое

    лото»,

    овал.

    «Разложи

    фигурки

    по

    Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

    домикам», «Катится – не

    формирование умения соотносить цифру с

    катится», «Найди пару по

    количеством.

    форме».

    май

    Формирование пространственных

    представлений:

    Дидактические

    игры

    на

    на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-

    расположение

    внутри, за-перед и др.

    пространстве:

    «Возьми

    Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

    игрушку»,

    «Магазин

    Сравнение предыдущего и последующего чисел.

    игрушек».

    Дидактические

    игры

    на

    умение соотносить цифры с

    количеством: «Следопыты»,

    1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

    В течение года

    демонстрационного материала.

    2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

    В течение года

    3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль

    Ноябрь

    дидактических игр в воспитании детей дошкольного

    возраста».

    4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

    март

    5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

    Февраль

    6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

    7. Оформление центра «Занимательная математика»

    В течение года

    8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

    Апрель

    В течении года

    Работа с педагогами

    Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

    • Изготовление лэтбука по математики

    4.Заключительный этап

    Подготовить отчет по теме самообразования.


    ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

    Тема: «Использование игровых приемов при формировании

    элементарных математических представлений у дошкольников».

    Цель и задачи самообразования по теме цель

      Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

      Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

      Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

      Основные вопросы, намеченные для изучения.

    Этапы разработки:

      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

      Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений

      Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических

    представлений у дошкольников.

      Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

    Тема

    1 год

    2014-2015ж

    2 год

    2015-2016ж

    3 год

    2016-2017ж

    Введение

    Основная часть

    Итог

    Изучение материалов по дпнной теме. Сбор информации.

    Внедрение методов игровой деятельности. Работа сродителями, с педагогами и детьми.

    Анализ проделанной работы. Выведение итогов.

    Плпн работы по теме самообазования

    2017-2018 уч.год

    Іс - шара тақырыбы

    Мақсаты

    Мерзімі

    Работа с документацией

    сентябрь

    Изучение закона «Об образовании» РК , других нормативных документов

    Знакомство и анализ документации.

    сентябрь

    Планирование работы с детьми на новый учебный год.

    октябрь

    Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

    Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

    Октябрь

    Подбор литературы по теме самообразования.

    Работа с личной библиотекой, интернетом.

    Ноябрь

    Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

    Знакомство с литературой по данной тематике.

    декабрь

    Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП.

    Обмен опытом по проблеме.

    В течении года

    Работа над модернизацией комнаты.

    Оформление уголка группы

    Январь

    Работа над созданием методических папок.

    Подбор материала по темам.

    февраль

    Разработка плана на, месяц, год.

    Подбор материала.

    март

    Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание»

    Знакомство с литературой.

    апрель

    Разработка картотек игр по ФЭМП

    Подбор материала

    апрель-май

    Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

    Подбор методической литературы.

    План работы по самообразованию

    Воспитатель

    Жуйкова Инна Анатольевна

    Подготовительной группы

    «Почемучки»

    МДОУ д/с «Улыбка»

    Тема: «Работа с родителями по ФЭМП»

    Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

    Задачи: Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

    Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

    Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

    Литература:

    1 Программ «Радуга» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, и др.

    2.Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.

    3.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

    4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

    Раздел плана

    Сроки выполнения

    Форма работы

    Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки работ и т. д.)

    Сентябрь

    Родительское собрание

    «Задачи на учебный год»

    Анкетирование по ФЭМП

    Октябрь

    Анкетирование по ФЭМП

    Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП »

    Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками .

    Ноябрь

    Консультация для родителей

    «Математические игры»

    Проект «И прекрасна и сильна математика страна»

    математический КВН.

    Декабрь

    Консультация для родителей

    «Зачем детям математика»

    Выступление на педсовете «работа с родителями по ФЭМП»

    Выпуск стенгазеты «И прекрасна и сильна математика страна»

    Январь

    Родительское собрание

    «Дидактические игры по математике»

    Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

    Февраль

    Тематическая консультация

    «Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»

    Сочинение сказки «Про цифры»

    Март

    Консультация для родителей

    «Роль д/и по фэмп для детей »

    Выставка рисунков детей совместно с родителями «величина»

    Апрель

    Информация для родителей в родительский уголок

    «Занимательная математика»

    Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»

    Родительское собрание «Итоги года»

    Выпуск стенгазеты «Какими мы были»

    © 2005-2017, HOCHU.UA