Войти
Логопедический портал
  • Николай лобачевский Лобачевский интересные факты и открытия
  • Забытый ленд-лиз из монголии Монголия во время второй мировой войны
  • Учительница занижает оценки
  • Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д
  • Фаддеев людвиг дмитриевич Фадеев людвиг
  • Животный мир Антарктики — список, виды, характеристика и фото фауны континента Есть ли насекомые в антарктиде
  • Буква х бывает мягкой и твердой. Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе: «Звуки Х-Хь. Буква Х

    Буква х бывает мягкой и твердой. Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе: «Звуки Х-Хь. Буква Х

    Коррекционно-развивающие задачи.

    Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

    Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

    Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

    Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

    Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

    Продолжать учить писать зрительные диктанты.

    Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

    баман — панам — банан — банам;

    ваван — даван — диван — ванан;

    альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

    витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

    Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

    Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

    — договорить предложения:

    Лампа висит над... Ручка упала под...

    — выбрать нужный предлог:

    Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

    — исправить ошибку:

    Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

    — составить предложения из заданных слов:

    Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

    — самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

    Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

    Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

    светло — темно, жарко — ...(холодно).

    хлеб, холодно, хоккей, ходули.

    Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

    губки и зубки свободны;

    кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

    горлышко «молчит».

    Символ звука: дедушка храпит: XXX... .



    Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

    Задание 4 . Фонетическое упражнение.

    Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

    Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

    х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

    Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

    ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

    Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

    пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

    Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

    хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

    Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

    Не вкусно без соли,

    Не сытно без... (хлеба)

    Легкий, а не пух,

    Мягкий, а не мех,

    Белый, а не снег,

    Но оденет всех. (Хлопок)

    Назвать последний звук в слове:

    Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава. (Мох)

    С красным гребнем,

    Посадили зернышко,

    Выросло солнышко. (Подсолнух)

    Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

    Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

    Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

    Задание 13 . Выучить чистоговорки:

    Ха-ха-ха — испугали петуха.

    Ху-ху-ху — ели мы уху.

    Их-их-их — ветерок затих.

    Ох-ох-ох — зеленый мох.

    Задание 14. Знакомство со звуком .

    Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...



    Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

    Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

    хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

    Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

    хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

    Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

    хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

    Задание 18 . Выучить чисто говорку:

    Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

    Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

    ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

    Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

    муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

    Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

    хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

    Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

    молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

    Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

    Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

    Задание 20 . Знакомство с буквой X.

    Хорошо хвалить, хихикать,

    Худо — хвастаться и хныкать.

    О. Гофман

    На что похожа буква X?

    Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

    Игры с буквой.

    Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

    Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

    уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

    Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

    муха — мухи; хата — хатка — хатки.

    Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

    У Хомы хата.

    Угадайте животных…. * Полосатую тельняшку натянули на коняшку. Полосатый хвост и нос! Эй, откуда ты Матрос?

    * Кто с рогами и хвостом Пахнет сеном, молоком?

    * Длинный хвост и с белым боком, А летает не высоко. Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая …

    Верно, это зебра, корова и сорока.

    В каждом загадке, где описывается животное, говорится и о хвосте, потому что у каждого животного свой неповторимый хвост.

    А вы знаете, что хвост животному дан не только для красоты. Хвост — это и оружие, и средство передвижения, а кому и теплое одеяло.

    Давайте попробуем разобраться, как животные используют свой хвост. Да и вообще, зачем появились у них хвосты и нужны ли им?…

    Хвост – парашют

    Хвост у белки служит парашютом. При прыжках она распушает свой хвост, который поддерживает её в воздухе.



    Хвост – одеяло

    Некоторые животные согреваются с помощью хвоста в морозы. Свернутся в клубок, накроются хвостом, как шерстяным пледом, и спят. Так хвост используют белки, песцы, лисы, куницы, соболи, барсы и некоторые другие животные.


    А ещё лисы, оставляя с помощью хвоста следы, отводят от себя погоню. Недаром говорят, лиса-плутовка, хвостом махнула и исчезла.

    Хвост – защитник

    Ящерица спасается от врагов, жертвуя своим хвостом. Хвост легко отламывается. Пройдёт несколько недель – и хвост отрастёт вновь.



    Хвост-защитник и у бурундука, лесной мыши.

    Хвост – рука

    Хвост у обезьяны очень цепкий. Обезьяны часто подвешиваются к дереву с помощью хвоста, и в таком положении подносят пищу передними лапами ко рту, вися вниз головой, срывают плоды.


    Морские коньки с помощью своих хвостиков хватаются за водоросли и могут продержаться на одном месте некоторое время.


    Хвост – кладовая

    Некоторые животные копят в хвосте большой запас жира. Например, лемуры, которые живут на Мадагаскаре. В сухой период года во время сна они используют накопленный в благоприятное время в хвосте жир. Тушканчики и вараны откладывают излишки жира у основания хвоста.

    Хвост – мухобойка

    Корова, конь с помощью хвоста отбиваются от мух, комаров и оводов точно так же, как и зебры, и львы в Африке.


    Хвост – помощник

    Крокодил использует хвост для охоты. Его ударом можно сбить с ног не только маленькое животное, но и большое.



    Хвост – опора, руль, тормоз

    Дятел использует хвост, как руль и тормоз при полёте. Хвост служит дятлу опорой. Он цепляется когтями за кору деревьев, а хвостом упирается в ствол. Сидя на собственном хвосте, как на табуретке, он добывает себе пищу.

    Кенгуру сидит на задних лапах, опираясь на хвост. Длинный хвост помогает ему сохранять равновесие и менять направление во время прыжков.


    Хвост бобра – отличный руль при плавании.



    Рыб вообще сложно представить без хвоста. Хвост рыб — это и руль, и баланс (равновесие). Подобными функциями обладает хвост и у птиц при полете.


    Хвост – украшение

    Самые красивые хвосты всё же у птиц. Роскошный хвост – это средство понравиться подруге и победить врага. Такой хвост у павлина, индюка, тетерева, глухаря.



    Проверим, как вы знаете хвосты животных…

    — А что это мы всё о хвостах, да о хвостах??? Верно, сегодня главный гость нашего интернет урока — звук [х] . Проговорите звук. Опишите его? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?…. Да, звук [х] бывает и твердым, как в слове хвост, так и мягким, как в слове… хитрец.

    1. «Поймай звук»

    • Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
    • Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
    • Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.

    2 . Игра «Добавь звук» , который потерялся из слов

    Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….

    3. Игра «Замени первый звук» в слове на звук [х]

    Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.

    4. Произнеси [х] в словах

    Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой….. (ХЛЕБ).

    Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой……. (УТКА)

    Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит…….. (МУХА).

    Какое слово лишнее? (утка)

    5. Найди «лишнее»

    • Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
    • Художник, сухари, тарелка, холодильник.

    Психогимнастика

    — Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

    6. И г р а «Звук заблудился»

    • Не делай из мук и (мух и ) слона.
    • Г олода (х олода ) не бойся, по пояс мойся.

    7. И г р а «Полсловечка за вами»

    Придумайте слова, начинающиеся со слогов:

    хор… (-овод, -ошо, -омы ), хол… (-одный, -лм, -ст ), хом… (-ут, -як ), хар… (-актер, -чевня ), хал… (-ва, -ат, -иф ).

    8. И г р а «Слоговой аукцион»

    Хи… (-хикать ), хит… (-рый, -рец, -рость ), хо… (-роший , —чет ), храб… (-рый, -рость, -рец ), уха…(-живать ).

    9. И г р а «Где звук?»

    1. Определите место звука [х ] в словах: ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.

    2. Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [х ].

    Делано наспех – сделано на смех. Хлеб – всему голова.

    Буква Х с двумя чудесными х востикам.


    1. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу. Найди и раскрась букву X с правой стороны рисунка.


    2 . Соедини с буквой X только те предметы, названия которых начинаются со звука [х] .



    3. Дорисуй вторую половинку буквы X слева. Обведи в кружок все буквы X справа.



    4. Найди спрятанные буквы Х . Обведи их.


    5. Выдели знакомую букву.


    6. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Х . Соедини их ниточками с хомячком.


    7. Добавь недостающий элемент буквы.

    8. И г р а «Буква потерялась» Вставьте пропущенные буквы:– алва, – леб, – итрец, – олод, – ризантемы, оре –, пету –, сме –, шоро –, наспе –.

    9 . И г р а «Рифма»

    Придумайте рифму к слову храбрец.

    Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.

    10. И г р а «Слово рассыпалось»

    Соберите рассыпавшееся слово. Б е л х (хлеб ).

    11. И г р а «Найдите слова»

    1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

    – – х – – х – –

    – – – х – – х – –

    – – – – х – – х – –

    – – – – – х – – х – –

    Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

    пух, прах, порох, пастух. хохма, тахта, вахта, махер.

    12. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

    От хода – к шагу .

    Ответ: ход – код – кот – мот – мат – маг – шаг.

    13. И г р а «Из одного слова – несколько»

    Подберите слова, которые начинаются с букв, составляющих слово халва. (Хор, аист, лев, вилка, ананас. )

    Примечание. Задание можно усложнить, подбирая слова только по темам. Н а п р и м е р: животные, растения, одежда, продукты и т. д.

    14 . И г р а «Наборщик»

    Подберите слова из букв, составляющих слова:

    храбрость (Хор, хорь, храбр, раб, рост, рот, брось, брат, барс, оса, сор, сто, бор, трос.)

    хлебозавод (Хлеб, хлев, холод, лев, лоза, ода, беда, обоз, овод, завод, зов, зев, зоб, вода, доза.)

    15. И г р а «Составим новые слова»

    Из букв данного слова составьте новые слова.

    16.

    Х – забавная игрушка,
    Деревянная вертушка.
    Ветру вольному подружка.

    Возьми разноцветные карандаши и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву Х .



    17. Читаем…

    18. Пишем…


    19.


    Наталья Борисова
    Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х»

    Цель : дифференциация звуков [Х] и [Х’] по акустическим признакам; развитие навыков фонематического анализа и синтеза . Задачи : активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь, словарь признаков; закрепить умение определять местоположения звука в слове ; упражнять в звуковом анализе слогов , слов; учить составлять предложения; учить различать гласные, согласные твёрдые, мягкие звуки ; учить читать открытые и закрытые слоги, научить правильно, произносить звуки [Х] и [Х’] , дифференцировать их на слух и в произношении; развивать фонематический слух и внимание ; развивать речь детей , образное мышление, произвольное внимание и память, воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом.

    Область «Познание» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Коммуникация» , «Социализация» , «Физ. культура» .

    Оборудование :

    предметные картинки со звуком [х] , [х’], тетради, карандаши, фишки, мяч, «звуковые дорожки » .

    Ход НОД

    I. Организационный момент

    Игра с мячом «Что бывает такого цвета?» (красный - помидор, белый - снег, зеленый - лист.) .

    Игра с мячом «Продолжай» (апельсин - яблоко, кошка - собака, лук - помидор, сыроежка - подосиновик, чашка - кастрюля, волк - лиса, снегирь - синица, торт - печенье, суп - каша).

    Психогимнастика

    Изобразить, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет : «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась и сказала : «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали : «Эх, эх, эх!» и совсем устали : «Ух, ух, ух!»

    Артикуляционная гимнастика

    II. Знакомство со звуками [х] , [х’]

    Тихо садитесь, выпрямите спинки.

    Ваши глазки внимательно смотрят,

    Ваши ушки внимательно слушают.

    Ваши ноги нам не мешают,

    Ваши руки нам не мешают, а помогают.

    Загадывается загадка

    Я устраиваюсь ловко,

    У меня с собой кладовка.

    Где кладовка? За щекой!

    Вот я хитренький какой. (хомяк)

    Звук [х] (такой звук произносим , когда греем руки) - согласный, глухой. При произношении звука [х] язык делает «горку» , произносим звук коротко .

    Дидактическая игра «Слушай внимательно» .

    (Дети хлопают в ладоши, услышав звук [х] в ряду звуков :

    К - Х - Г - Х - П - Х - Г - К - Г - Х – К;

    ха - хо - пу – мы – ху – ка – хы – ах – ок – ух;

    хлеб, носок, хомяк, кот, уха, каша, чашка, муха.

    «Чистоговорки»

    Ха - ха - ха - вкусная уха. Ху - ху - ху - мы едим уху.

    Ох - ох - ох - растет в лесу мох.

    «Доскажи предложение» (добавить слово со звуком [х] )

    Я в чай положу. сахар.

    Мама к обеду режет. хлеб.

    Утром громко поет. петух.

    Эту картину нарисовал. художник.

    Звук [х] - согласный , глухой, твердый;

    звук [х"] - согласный , глухой, мягкий.

    Дидактическая игра «Услышь звук » .

    (услышав звук [х"] показать зеленую фишку)

    в ряду слогов : ха-хи-хо-хе-хи.

    в словах : мухи, хлеб, хижина, духи, орех, хомяк.

    «Чистоговорки»

    Хи-хи - во дворе петухи. Ух-ух - идет по двору петух.

    Хи-хи - подрались петухи. Ха-ха - мы прогнали петуха.

    Хи-хи- в поле пели петухи.

    III. Физкультминутка Хомка-хомка

    Хомка-хомка хомячок,

    Полосатенький бочок.

    Хомка рано встает,

    Щечки моет, глазки трет.

    Подметает Хомка хатку,

    И выходит на зарядку.

    Раз, два, три, четыре, пять -

    Хомка сильным хочет стать.

    Все ребята по порядку,

    Сейчас сделают зарядку.

    Работа с картинками (холодильник, мухомор, халат, охотник, хлеб, художник; орехи, мухи, петухи, подсолнухи)

    «Звуковая дорожка » (где находится звук в слове : в начале, в середине, в конце)

    Работа с фишками (анализ ах , ух, хи, мох)

    Сколько звуков я сказала ?

    Какой первый звук ? второй? третий?

    Знакомство с буквой Х (Х – все ходит, ходит, ходит,

    места, что, ли не находит)

    повтори слоги : ах, их, ух, ох, ха, хи, ху, хо.

    «Чудесный мешочек» (достать предметы и назвать их и составить предложения)

    Работа в тетради («Умные ручки» )

    IV. Итог занятия

    Какие звуки мы учились правильно говорить и различать?

    Назвать слова со звуком [х] , потом со звуком [х’] .

    Цель: познакомить детей с буквой X.

    Задачи:

    Учить ставить ударение в словах

    Развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу

    Закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.

    Ход занятия

    I. Объяснение нового материала

    1. Знакомство со звуками [х], [х"] Послушайте стихотворение.

    Завидовал хорек соседу хомяку:

    «Имеет он в каждой щеке по мешку!

    И мне бы хотелось с такими щеками

    Зерно приносить в кладовую мешками».

    (По Т. Крюковой)

    О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х"].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?

    2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним

    слова, противоположные по смыслу.

    длинный - ... маленький - ... кислый - ...

    белый - ... хороший - ... сухой - ...

    Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой .

    3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.

    4. Работа с Городом букв, буквой X.

    X - это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной

    азбуки и наклейте букву X в свой домик

    5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.

    6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети

    Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.

    ха-ха-ха хе-хе-хе

    хо-хо-хо хи-хи-хи

    В каких слогах согласный звук звучит твердо?

    (Ха, хо.) В каких - мягко? (Хе, х и.)

    7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.

    мех муха сухо

    мох ухо уха

    Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук - подчеркните её красным

    карандашом, если твёрдый согласный - синим, если мягкий согласный - зелёным.

    Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).

    Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).

    8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!

    Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения - наклонной черточкой над буквой.

    Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.

    II . Физкультминутка

    На морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
    - Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. движения по тексту
    А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко!

    I I I. Закрепление изученного материала

    1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.

    V I. Подведение итогов занятия

    Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.

    Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Х в свой домик.

    Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам

    Чистоговорки с [Х], [Х"]:

    Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

    Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

    Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

    Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

    Фразы со звуками [Х], [Х"]:

    Собери сухой хворост.

    Хитрый хорь поймал хомяка.

    У хамелеона длинный хвост.

    Харитон собирал хворост.

    Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:

    Хомячок охрип от крика:

    Разве хорь болеет гриппом?

    Ой, хорёк, какой ты врун,

    Я от хохота умру! (А. Пудваль)

    Хохотушка

    Хохотала звонко Мила,

    В рот смешинка угодила.

    Ха-ха-ха! Вдруг - бух! - упала

    И смешинку потеряла. (Ф. Бобылев)

    Хвастливый хамелеон.

    Хвастался хамелеон своим хвостом

    Хвостатым хищникам. Потом…

    Что стало с ним, с его хвостом?

    Ни хамелеона, ни хвоста.

    Ведь нет у хищников поста.

    История, увы, проста. (Е. Карельская)

    Хомячок

    Хомка, хомка, хомячок —

    Полосатенький бочок.

    Хомка раненько встаёт,

    Чистит лапки, воду пьёт.

    Прибирает Хомка хатку

    И выходит на зарядку:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Хочет Хомка сильным стать! (А. Каменчук)

    Хорь охотник

    На охоту хорь в курятник ходил,

    Да хохлаток впопыхах разбудил.

    Да проснулся Петух,

    На Хоря сверху бух!

    Хорь со страху еле ноги унёс.

    Ох, и больно, и обидно до слёз!

    И сидит он, и ворчит под ольхой:

    — Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

    Хорек ходил на елку к волку,

    Унес хлопушку втихомолку.

    Теперь хорек своей хлопушкой

    Зверей пугает, словно пушкой. (Г. Сапгир)

    Хочешь великаном стать?

    На ходули надо встать!

    Ахи, охи, хохот, смех.

    Скоморохи выше всех! (В. Берестов)

    Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:

    Хохотушка буква Х

    Хохотала: «ха-ха-ха!»

    Прохор и Пахом ехали верхом.

    Муха-горюха села на ухо.

    Звук Х и Х".

    В начале слова: Хаты, хан, халат, хаос, халва, хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот, худой, худоба, хутор, хурма. Хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный, хирург.

    В середине слова : Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, неряха, стряпуха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.

    В конце слова : Запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

    Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

    Слон - слониХа, морж - моржиХа, кабан - кабаниХа, страус - страусиХа, бобр - бобриХа, ёж - ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д.

    То же самое, с парами слов: пловец - пловчиХа. сторож - сторожиХа, трус - трусиХа, портной - портниХа и проч.

    Предложения со звуками Х и Х".

    Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха - горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху. Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут

    Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

    В бухту вошёл (пароход).

    На болоте растёт (мох)

    На грядках сеют (горох)

    По утрам поет (петух)

    В воздухе летает тополиный (пух)

    В квартире большая, уютная (кухня)

    Машина дала обратный (ход)

    Дети перестали шуметь, стало (тихо)

    Стадо пасёт (пастух).

    Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

    У страха глаза велики.

    Хорошую речь хорошо и выслушать.

    Хороший человек хорошо и работает.

    Хорош ёрш в ухе, а лещ в пироге.

    Хорошо сказал, хорошо и поехал.

    Страх хуже смерти.

    На словах тих, а на деле лих.

    Вкусная халва - мастеру хвала.

    Кабы этот смех - да на всех.

    Каков уход, таков и доход.

    Делано наспех - и сделано на смех.

    Хлеб за брюхом не ходит.

    Хорош заяц белый, а охотник смелый.

    Есть еще порох в пороховницах.

    Худого не хвали, а хорошего не корми.

    Снег на полях - хлеб в закромах.

    Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

    Хорошо того учить, кто хочет все знать.

    Хороший товар сам себя хвалит.

    Полон хлевец белых овец. (подушка)

    Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь)

    Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок)

    Слаще мёда, легче пуха.

    Отдохни! - все шепчет в ухо.

    Тот, кто будет с ней дружить,

    Будет очень плохо жить. (лень)

    Прохор и Пахом ехали верхом.

    Ха - ха - ха - вкусная уха!

    Ху - ху - ху - мы едим уху.

    Ох - ох - ох -на болоте мох.

    Хе - хе - хе - сидит птичка на ольхе.

    "Х" все ходит, ходит, ходит,

    Места, что ли не находит?

    Уха была не плоха,

    Хороша была уха.

    Не вынеся этого смеха,

    Он встал и уехал.

    Хохотушка - буква "Х"

    З асмеялась: ха - ха - ха.

    Хомяку сказал хорёк:

    "Хвост твой узок, мой широк"

    Не хочешь великаном стать?

    На ходули надо встать.

    Охи, охи, хохот, смех -

    Скоморохи выше всех.

    Был в саду переполох - там

    Расцвел чертополох.

    Чтобы сад не заглох

    Пропололи чертополох.

    Рассказ "Хомяк - хвастун"

    Жил был хомяк-хвастун.

    Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

    Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего. Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.

    Ух ты! - восхитились хомяки.

    Что, что потом!? - хором спросили хомяки.

    Я… потом…

    Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

    Автоматизация звука Х / Логопед и психолог ОНЛАЙН/

    Автоматизация звука ХЬ / Логопед и психолог ОНЛАЙН/