Войти
Логопедический портал
  • Характеристика пирогова из рассказа чудесный доктор Описание доктора из рассказа чудесный доктор
  • Основные моменты из жизни поэта
  • Урок «Построение касательных к окружностям
  • Православный психолог и его клиенты
  • «Ударим улыбкой по инфантилизму и равнодушию!
  • Организация балльно-рейтинговой системы успеваемости
  • Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс детей с ОВЗ. Кпк для педагогов и специалистов, работающих с детьми с овз

    Инклюзивное образование. Специалисты, обеспечивающие учебный процесс детей с ОВЗ. Кпк для педагогов и специалистов, работающих с детьми с овз

    Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных форм взаимодействия специалистов с целью освоения образовательной программы, коррекции недостатков в речевом, психическом, физическом развитии детей, их социальной адаптации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

    Булгакова Ж.В.,

    учитель РСВ и ОП

    ГБОУ «Белгородская коррекционная школа-интернат №23»

    Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.

    Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, руководителя по изобразительной деятельности. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.

    Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.

    В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.

    Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.

    Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателей является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.

    В ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.

    Основными задачами совместной работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога являются:

    Формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;

    Развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;

    Развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;

    Обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;

    Обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;

    Развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.

    Музыкальный руководитель формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.

    Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.

    Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.

    Деятельность инструктора по физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.

    Деятельность руководителя по изобразительной деятельности направлена на развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Совместная коррекционная работа специалистов способствует не только более продуктивному процессу коррекции речи, но и в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки ребенка к письму. Свою работу педагог по ИЗО строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога. На занятиях закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой, используется ритмическое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное, различные загадки, стихи, пальчиковые игры и т.д.

    Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    Список использованной литературы

    1. Волкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007. – 703с.
    2. Головчиц Л.А., Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
    3. Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
    4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
    5. Шипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005. – 240с.

    Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня тема, но, к сожалению, актуальная в наше время: хочу рассказать, какие особенности имеет организация работы с детьми ОВЗ. Для тех, кто не сталкивался, слава Богу, с этой аббревиатурой, расшифрую. Термин ОВЗ относится к деткам, имеющим ограниченные возможности здоровья. Спектр заболеваний, который скрывается под ОВЗ, широкий.

    Это и проблемы со зрением, со слухом, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, расстройствами психики и задержкой развития. На сегодняшний день по примеру западных образовательных учреждений мы стремимся не ограждать малыша с ОВЗ от сверстников и пытаемся максимально адаптировать таких деток не в специализированных садиках. Это может быть специальная группа в обычном детском саду, либо микрогруппа в обычной группе.

    Понятно, что весь персонал дошкольного учреждения включен в работу по организации обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья, начиная с воспитателя и заканчивая инструктором по физическому воспитанию. Все узкие специалисты на основании изучения каждого ребенка составляют личные карты развития.

    Как изучают малыша с ОВЗ? Это происходит посредством беседы с родителями или опекунами, изучения медицинской карты, обследования физического и психического состояния ребенка.

    Лишь совместными усилиями и упорным трудом нам удается к выпускной группе морально, физически и эмоционально подготовить деток к общеобразовательной школе. Вы сами понимаете, что только тесная работа с родителями может обеспечить реальный прогресс в развитии ребенка.

    Как вы считаете, оправдана ли интеграция деток с ограничениями по здоровью в общий коллектив?

    Ориентируемся на опыт авторитетных специалистов…

    В вопросе развития деток с ОВЗ эксперименты проводить нужно с большой осторожностью, поэтому советую родителям изучить труды нескольких именитых авторов и найти для себя настоящий авторитет.

    Вот что есть в «УчМаге» для занятий с детками, имеющими ограничения по здоровью:

    • «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет» – здесь вы найдете конспекты занятий, программы развития, планы работы;
    • «Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Плаксиной Л.И.» для средней группы деток с нарушением зрения;

    «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ» ;

    «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации» ;

    «Развитие речи детей с ОВЗ» ;

    «Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС» – в стоимость входит оформление сертификата участника, который пригодится вам для портфолио.

    В ДОУ специалисты подготовлены к работе с разными детками, но родители никогда не готовы к тому, что их малыш рождается с ограниченными возможностями или становится таковым вследствие перенесенных заболеваний. Хочу сказать как педагог с кое-каким опытом, что всегда есть надежда, что малыш со временем догонит в развитии сверстников и даже перегонит многих из них.



    Не всегда удается медикам и реабилитологам восстановить полностью возможности ребенка по здоровью, но научить жить полноценной жизнью, имея некоторые ограничения, реально. Но не прячьте ребенка от мира, не ограждайте его от возможных неприятностей. Думайте о том, как, становясь взрослым, ваш малыш сможет реализовать себя в профессии и жизни.

    В чем заключается комплексный подход в развитии деток с ОВЗ?

    Коррекционная работа проходит с нескольких флангов:

    • Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей.
    • Логопедическая работа не менее важна для деток с ОВЗ, ведь речь и развитие взаимосвязаны. Логопед диагностирует детей и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков.
    • Музыкальный руководитель развивает эстетическую и эмоциональную стороны деток, применяет музыкотерапию как метод релаксации и коррекции;
    • Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания деток, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур;
    • Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья.
    • И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием деток с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

    И хотя каждый участник воспитательного процесса вносит огромную лепту в общее дело, но на воспитателя ложится самый большой груз ответственности. На самом деле, написать об этом гораздо легче, чем ежедневно преодолевать трудности вместе с ребятами дошкольного возраста, у которых есть ограничения по здоровью.



    Наша задача – создать безбарьерное пространство для развития каждого малыша, независимо от его возможностей и особенностей. А это предполагает четкий индивидуальный поход. Классификация методов работы с данным контингентом дошкольников – тема другой статьи. Мне просто в общих чертах хотелось наметить для вас тенденции современной дошкольной педагогики, которые касаются детей с ОВЗ.

    К примеру, чего стоит только пережить и нам, и детям, и родителям адаптационный период в садике. Воспитатель должен стать мамой, первым другом, клоуном, доктором для нового ребенка. Если упустить этот период, то дальше будет неимоверно сложно, ведь пойдет уже работа по обучению, оздоровлению, развитию…

    Вместо послесловия…

    Вы знаете, что я прошла курсы по инклюзивному образованию, потому что для меня данная тема очень близка и интересна. Основная мысль нового подхода к образованию наших детей такая: любой ребенок, независимо от способностей и возможностей, представляет собой ценность для общества. Мы все разные, и именно это разнообразие вносит в нашу жизнь особую радость, ведь так интересно общаться с непохожими друг на друга людьми!

    Если каждый человек с детства будет относиться к другим людям как к равным себе, то не будет никаких проблем у деток с ОВЗ или инвалидностью с социализацией…

    Есть надежда, что кому-то мои мысли покажутся небезынтересными. Если так, прошу делиться статьей с друзьями в социальных порталах, а также приглашайте новых участников в нашу компанию!

    С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

    Инклюзивное образование - это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии.

    Основной задачей инклюзивного образования является установление здоровых межличностных отношений в обществе. Люди должны научиться нормально относиться к разнообразию человеческих культур, человеческих проявлений и человеческого здоровья в том числе. Инклюзия должна дать детям с ограниченными возможностями шанс максимально интегрироваться в общество. Дети с ограниченными возможностями, в основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И общеобразовательная организация - это единственная возможность для детей обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир. Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались вместе с обычными детьми по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети. Единственное, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей.

    Инклюзивное образование оказывается принципиально невозможным без организации взаимодействия специалистов. Такое командное взаимодействие определяется как: сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организацию поддержки его семье.

    Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием приема детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Взаимодействие учителя, воспитателя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по-настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт работы школ, реализующих инклюзивную практику, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих задач по включению ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной.

    Какие же специалисты должны сопровождать ребёнка с ОВЗ при обучении?

    Педагог-психолог на основе исследований совместно со специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума:

    - устанавливает актуальный уровень развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;

    - выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

    - определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с ребенком;

    - ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается ребенок;

    - помогает учителю и другим специалистам наладить взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями обучающихся инклюзивного класса;

    - повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;

    - проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей учащихся;

    - совместно с координатором по инклюзии и администрацией школы проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и т. д.

    Но, хочу отметить, что в школе, обычно, есть один педагог-психолог на несколько сотен учащихся. Поэтому один специалист не в состоянии справиться с большим количеством вопросов, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. На мой взгляд, задачами психолога в школе будут являться: разъяснение учителю, администрации школы тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, его причин; помощь в подборе форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики адаптации ребенка; раннее выявление тех или иных затруднений у ребенка и его родителей, у учителя и воспитателя класса

    Социальный педагог -специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о «внешних» ресурсах для школьной команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями - партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др. общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Важная сфера деятельности. Социальный педагог помогает родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей. Такой специалист может помочь учителю, другим специалистам школы в создании «Родительского клуба», разработке странички на сайте школы, посвященной инклюзии, поиске нужной информации.

    Учитель-дефектолог - осуществляет коррекционно-развивающую работу, способствующую умственному развитию детей с трудностями обучения, формированию учебных навыков на материале учебных дисциплин. Дефектолог проводит диагностическое обследование детей с отклоняющимся развитием, а также детей по разным причинам не усваивающих школьную программу. В процессе специального обследования и динамического наблюдения, совместно с другими специалистами дефектолог выявляет:

    - уровень умственного развития учащихся;

    - отношение школьников к учебной работе, характер учебной мотивации;

    - обучаемость: восприимчивость школьников к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;

    - отношение ученика к оценке учителя, сформированность самооценки;

    - достижения ребенка в учении (уровень и качество обученности) и способы учебной работы;

    - темп работы, работоспособность.

    По результатам обследования дефектолог совместно с учителем, педагогом сопровождения, логопедом определяет объем и содержание коррекционной работы, необходимой данному ребенку, проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития детей и степень усвоения учебного материала.

    Работа дефектолога в инклюзивном классе ведется в тесном контакте с учителем, педагогом сопровождения и логопедом. Регулярно обсуждается работа ребенка на уроках и занятиях, трудности, возникающие в процессе обучения и пути их преодоления.

    Дефектолог решает прежде всего коррекционные задачи: развивает

    мышление, тренирует зрительное и слуховое внимание, память, формирует зрительно-пространственное и временное восприятие, развивает навыки анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас ребенка.

    Важное направление деятельности учителя-дефектолога - методическая помощь учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям ребенка. Совместно с учителем-логопедом, ассистентом учителя (тьютором) дефектолог подбирает формы организации учебной работы, методы, приемы обучения, что способствует в конечном итоге его успешной социализации.

    Учитель-логопед , основываясь на результатах исследования устной и письменной (если есть) речи обучающихся и сравнения этих данных с возрастной нормой

    - устанавливает клинико-педагогический диагноз речевого нарушения;

    - разрабатывает программы или перспективные планы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;

    - проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла-;

    - совместно с учителем инклюзивного класса, дефектологом, тьютором проводит работу, основной целью которой является соблюдение в классе правильного речевого режима, обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитие коммуникативных умений;

    - проводит консультативную и просветительскую работу с учителями и родителями учащихся.

    Кроме вышеперечисленных специалистов, в процесс включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный класс активно включены координатор по инклюзии и тьютор (ассистент учителя) . Эти должности являются новыми для школ.

    Тьютор (ассистент учителя) специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей с ОВЗ в течение учебного дня - на фронтальных и (если есть) необходимость индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.

    Основная задача тьютора - помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

    Взаимодействие учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в трех основных направлениях:

    Взаимодействие в процессе обучения детей;

    Взаимодействие в процессе социализации ребенка;

    Взаимодействие в процессе работы с родителями «особого ребенка».

    На практике тьюторами работают в основном специальные педагоги, учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, логопеды), педагоги без специального образования, психологи, социальные педагоги и др.

    Цели и задачи в работе тьютора сопровождения.

    Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ограниченными возможностями в среду общеобразовательной реализации этой цели необходимо решение задач:

    1. Создание комфортных условий для нахождения в школе:

      конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс;

      организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с особыми образовательными потребностями;

      особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка;

      работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

    2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности;

    3. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

    В данное время сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с особыми образовательными потребностями. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования. Тьютор (помощник учителя) может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов.

    Таким образом, в результате взаимодействия учителя и тьютора решаются такие важнейшие задачи, как:

    - помощь ребенку с особенностями развития в адаптации к школьной среде, группе условно «нормально» развивающихся сверстников;

    - помощь всему классу в создании атмосферы благожелательности, принятия друг друга независимо от физических, личностных и интеллектуальных особенностей;

    - помощь родителям в понимании собственной роли в инклюзивном образовательном пространстве;

    - помощь учителю в освоении нового вида профессиональной деятельности.

    Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

    Практика показывает, что на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика.

    Координатор по инклюзии (методист) - специалист, играющий важную роль в организации процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школы, создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении.

    Координатор по инклюзии - основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом важно помнить, что координатор, как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.

    Учитель является полноправным и - как правило - основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.

    При этом основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

    Инклюзивный подход определяет необходимость адаптации и модификации образовательного процесса, создания новых форм и способов организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для управления инклюзивными процессами внедряются командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностика и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).

    На мой взгляд, во многих школах не торопятся решать проблемы, связанные с обучением детей с ОВЗ. Но всё-таки общество стало поворачиваться лицом к «особым людям». И я думаю, что со временем мы воспитаем поколения людей, которые будут относиться к людям с проблемами, как к полноправным членам общества, будут думать об их нуждах и создавать для них приемлемые у

    Список использованной литературы.

      С.М. Соколова «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы» Иркутск. 2011г.

      Л.Ф. Афанасьева «Особенности образовательного процесса в классах коррекции» Волгоград «Учитель».2010г.

      Коррекционная педагогика Б.П. Пузанова. Москва «Академия» 1999г.

      Н.М. Гончарова « Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Волгоград «Учитель» 2007г.

      И.Г. Савельева «Коррекционно-развивающее обучение». Волгоград «Учитель» 2009г.

      «Выготский Л. С. Проблема возраста». Выготский Л. С. Психология,

    Москва 2000.

      «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи». Научно-практический сборник, выпуск 6-7, «Теревинф» Москва 2009.

      «Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы». Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Белогурова А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В., Москва 2012.

      «Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе». Бондарь Т. А., Захарова И. Ю., Константинова И. С., Посицельская М. А., Яремчук М. В., «Теревинф» Москва 2011.

      «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)». Баенская Е. Р., Теревинф Москва 2007.

    Преподаватели:

    Фролова Светлана Валериевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ, практикующий психолог, педагог-психолог высшей квалификационной категории, клинический психолог, нейропсихолог;
    Балясникова Любовь Владиславовна - кандидат психологических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж работы в классах и группах коррекции более 20 лет;
    Барабанов Родион Евгеньевич - дефектолог, клинический психолог, специалист в области патологии речи, патопсихологии и психосоматики. Главный психолог ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Южный». Член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ, член Российского психологического общества. Автор учебного пособия «Основы медицинских знаний с клиникой патологий» под редакцией к.п.н. Селиверстова В.И.
    Черникова Екатерина Владимировна - к линический психолог, преподаватель психологии, практический психолог. Специалист по работе с детьми с различными девиациями, посттравматическими реакциями, асоциальным поведением. Опыт работы с подростками и их родителями – более 10 лет.
    Камин Андрей Александрович - п резидент Российской Ассоциации телефонной экстреннойпсихологической помощи (РАТЭПП); начальник отдела«Психологическая помощь субъектам образования» Центра экстренной психологической помощи ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»; представитель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги в Нижегородской области.
    Дробышева Елена Александровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №29» Энгельсского муниципального района Саратовской области, учитель-логопед высшей квалификационной категории, дефектолог; модератор творческой группы Федеральной инновационной площадки ГБОУ ЦО № 1679 г. Москвы по теме: "Проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве общеобразовательных организаций: от интеграции к инклюзии".

    Аннотация :

    В рамках профессионального стандарта «Педагог» и «Педагог-психолог» специалисты образовательных организаций должны уметь оказывать адресную помощь детям с девиациями поведения и детям с зависимостью.
    Проблема работы педагога и педагога-психолога с детьми с девиантным поведением с каждым годом становится все более актуальной и обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – одно из ведущих направлений работы образовательного учреждения.
    В современном обществе появляется достаточно много факторов, влияющих на девиантное поведение детей и подростков. Среди них: негативные информационные потоки и неконтролируемая для взрослого «жизнь ребенка» в социальной сети и интернете; активная пропаганда агрессии и размывание общечеловеческих ценностей; снижение авторитета «взрослого»; первоначальная формирующаяся среда для организации полноценного досуга и отдыха для семей и подростков; перенапряжение родителей и каждодневные нерешенные проблемы мешают вовремя оказать помощь и поддержку ребенку и другое. Все это создает определенные риски к проявлению девиантного поведения у детей и подростков.
    Как наблюдать и выявлять детей «группы риска»? Как формировать психологически безопасную образовательную среду, осуществлять профилактику возможных форм девиаций среди подростков? Как осуществлять консультационную и просветительскую работу с родителями? Как разрабатывать совместные планы по сопровождению данной категории обучающихся совместно со всеми специалистами?
    Данная программа разработана на основе профессиональных стандартов и учитывает запросы учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов образовательных организаций.