Войти
Логопедический портал
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Обучение в школе 1 2 вида. Школьная система специального образования

    Обучение в школе 1 2 вида. Школьная система специального образования

    По типовому положению специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов:

    1.Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

    2. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

    3,4. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

    5. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

    6. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

    7. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

    8.Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

    Образовательный процесс в учреждениях 1-6 видов осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой общего образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольные работы по математике (2 класс) для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида

    Контрольные работы по математике разработаны на весь учебный год для 2 класса по "Программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида." Варианты дифференцированы. 1 вариант - для учащихся...

    МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА (ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)

    { margin-bottom: 0cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 0.18cm; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 14pt; }p.cjk { font-family: "Tim...

    Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

    Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образователь- 11ых учреждениях или на дому.

    В течение XX в.

    Складывалась система специальных (коррек- ционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

    В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение ІГ вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение III

    вида (школа-интернат для незрячих детей);

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV

    вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V

    вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI

    вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII

    вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития);

    специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII

    вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

    Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности спе- циальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VI видов».

    В соответствии с этими документами во всех специальнь (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются сп циальные образовательные стандарты.

    Образовательное учреждение самостоятельно, на основе с циального образовательного стандарта, разрабатывает и pea л из" ет учебный план и образовательные программы, исходя из о бенностей психофизического развития и индивидуальных в: можностей детей. Специальное (коррекционное) образовательн учреждение может быть учреждено федеральными органами? полнительной власти (Министерством образования РФ), органа" исполнительной власти субъектов Российской Федерации (упр лением, комитетом, министерством) образования области, кр республики) и органами местного (муниципального) самоупр ления. Специальное (коррекционное) образовательное учреж" ние может быть негосударственным. і

    В последние годы создаются специальные образовательные у реждения и для других категорий детей с ограниченными возмо- ностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими черта; личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесны школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

    Специальные (коррекционные) образовательные учрежден финансируются соответствующим учредителем.

    Каждое такое образовательное учреждение несет ответств ность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционно права на получение бесплатного образования в пределах спец ального образовательного стандарта. Всем детям обеспечивают1 условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адапт ции и интеграции в общество.

    Выпускники специальных (коррекционных) образовательна учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензо~ образование (т.е. соответствующее уровням образования массов общеобразовательной школы: например, основное общее образ вание, общее среднее образование). Им выдается документ гос дарственного образца, подтверждающий полученный уровень о разования или свидетельство об окончании специального (корре ционного) образовательного учреждения.

    В специальную школу ребенка направляют органы управл ния образованием только с согласия родителей и по заключени (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Так: с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребен может быть переведен внутри специальной школы в класс для дет с умственной отсталостью только после первого года обучения в не

    В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения н условиях образовательного процесса.

    Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

    Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

    Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультирова- нии. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

    Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

    Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

    Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, вед образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобраз вательных программ трех ступеней общего образования: 1-

    я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 л или 6-7 лет - в случае обучения в подготовительном классе); 2-

    я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет); 3-

    я ступень - полное среднее общее образование (2 года, к правило, в структуре вечерней школы).

    Для детей, не получивших полной дошкольной подготовк организуется подготовительный класс. В первый класс приним ются дети с 7 лет.

    Вся учебная деятельность пронизана работой по формирован» и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умен воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительн основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприят речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусилива щей аппаратуры.

    С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуал ные занятия по развитию слухового восприятия и формирован произносительной стороны устной речи.

    В школах, работающих на билингвистической основе, ос ществляется равноправное обучение языку словесной и язык жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестов:" речи.

    В составе специальной школы I вида организуются классы д|; глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отст лостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

    Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в кл; сах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.

    Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащ (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недор вития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном ИЛ школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), им ет два отделения:

    первое отделение - для детей с легким недоразвитием речи, св занным с нарушением слуха;

    второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием реч причиной которого является нарушение слуха.

    Если в процессе обучения возникает необходимость перево ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в перво отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достига такого уровня общего и речевого развития, которое позволя ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и п рекомендации ПМПК происходит такой переход.

    В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс.

    Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 человек, во втором отделении до 8 человек.

    В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-

    я ступень - начальное общее образование (в первом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет); 2-

    я ступень - основное общее образование (6 лет в первом и во втором Отделениях); 3-

    я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

    Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся па специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

    Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

    Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть организовано совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблцопией.

    В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

    В первый класс специальной школы III вида принимают детей 6-7 лет, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное) общее образование.

    В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма

    и течение патологического процесса. В эту школу могут быт»; приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогресси рующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, пр наличии астенических явлений, возникающих при чтении и пись ме на близком расстоянии.

    В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиоп ей, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4).

    В первый класс школы IV вида принимаются дети 6-7 л В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обучения школе дети получают среднее (полное) общее образование.

    Специальная школа V вида предназначена для образования д тей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем состг одно или два отделения.

    В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недор; витие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, аф зия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопрово дающееся заиканием.

    Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикан при нормально развитой речи.

    Внутри первого и второго отделений с учетом уровня речевог развития детей могут создаваться классы (группы), включающй воспитанников с однородными нарушениями речи.

    Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основан заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную шко _

    В первый класс принимаются дети 7-9 лет, в подготовитеїіг ный - 6-7 лет. За 10-11 лет обучения в школе V вида ребенок м„| жет получить основное общее образование.

    Специальная логопедическая и педагогическая помощь оказ вается ребенку в процессе обучения и воспитания, на всех урок и во внеклассное время. В школе предусмотрен специальный р чевой режим.

    Специальная школа VI вида предназначена для образован детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигател* ные нарушения, имеющие разные причины и разную степень вы раженности, детский церебральный паралич, врожденные и пр" обретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялы параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарез" нижних и верхних конечностей).

    Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соог; ветствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступ ней общего образования: 1-

    я ступень - начальное общее образование (4-5 лет); 2-

    я ступень - основное общее образование (6 лет); 3-

    я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

    В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года.

    Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс.

    Количество детей в классе (группе) не более 10 человек.

    В школе VI вида установлен специальный двигательный режим.

    Образование осуществляется в единстве с комплексной кор- рекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом.

    Специальная школа VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

    Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствий с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: 1-

    я ступень - начальное общее образование (3-5 лет) 2-

    я ступень - основное общее образование (5 лет).

    Дети принимаются в школу VII вида только в подготовительный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном образовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.

    Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс.

    Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.

    У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

    При необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться в школе VII вида в течение года.

    Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях.

    Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в тгой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразовательным предметам.

    Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзаме- на (аттестаций) по состоянию здоровья. Порядок освобожден определяется Министерством образования и Министерство здравоохранения Российской Федерации. "

    В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый и подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительнь класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе,;; и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательно процесса и психолого-педагогического изучения возможност ребенка. "

    Количество учеников в подготовительном классе не превыша 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.

    Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 л" с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом пр| фессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть ув личены на 1 год за счет открытия подготовительного класса. ;

    Если школа имеет необходимую материальную базу, то в н могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудов

    ПОДГОТОВКОЙ. л

    В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (де тый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подгото кой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получа документ о присвоении соответствующего квалификационно разряда.

    В школах VIII вида могут создаваться и функционировав классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число д тей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.

    Дети могут быть направлены в подготовительный (диагност ческий) класс. В течение учебного года предварительный диагн уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребен может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми форма- нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

    Комплектование классов для детей с тяжелой формой инте. лектуального недоразвития проводится по трем уровням: 1-

    й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет; 2-

    й уровень - с 9 до 12 лет; 3-

    й уровень - с 13 до 18 лет.

    В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 л пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисл ние из школы происходит в соответствии с рекомендациям ПМПК и по согласованию с родителями.

    В такие классы не принимаются дети с психопатоподобны поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниям требующими активного лечения. Эти дети могут посещать кой сультативные группы вместе с родителями.

    Режим работы класса (группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в режиме прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута, определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.

    Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

    В случае, если ребенок не в состояний посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инва- лидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861.

    В последнее время стали создаваться школы надомного обучения, персонал которых, состоящий из квалифицированных спе- циалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.

    Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилакти- ческого учреждения.

    К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

    Если ребенок с особыми образовательными потребности обучается на дому, органы управления образованием компенсир ют родителям затраты на обучение в соответствии с государстве ными и местными нормативами финансирования обучения реб ка в соответствующем типе и виде образовательного учреждени

    Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и nd ростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с путствующими заболеваниями, а также для оказания им комплек ной помощи создаются реабилитационные центры различных п~ филей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогическ реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и прс ориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; © циальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения рот телей и др. Задачей таких центров является оказание коррекци но-педагогической, психологической и профориентационной пом щи, а также формирование навыков самообслуживания и общен" социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тя" лыми и множественными нарушениями. В ряде центров веде специальная образовательная деятельность. Занятия в реабили ционных центрах строятся по программам индивидуального группового воспитания и обучения. Нередко центры оказыва консультативно-диагностическую и методическую помощь ро телям детей с особыми образовательными потребностями, в т числе информационную и правовую поддержку. Реабилитации ные центры оказывают также социальную и психологическую мощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Реабилитационные центры помогают образовательным учре дениям массового назначения, если там обучаются и воспитьг ются дети с особыми образовательными потребностями: ве~ коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

    Для оказания логопедической помощи детям дошкольного?, школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи. обучающимся в образовательных учреждениях общего назна ния, работает логопедическая служба. Это может быть введение штат образовательного учреждения должности учителя-логопе создание в структуре органа управления образованием логопе" ческого кабинета или создание логопедического центра. Наибо широко распространенной формой стал логопедический пу~ при общеобразовательном учреждении. Основными задачами деятельности являются: коррекция нарушений устной и письм" ной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, об: словленной речевыми нарушениями; распространение основи- логопедических знаний среди педагогов и родителей.

    Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

    Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.

    Ответственность за обязательное посещение логопедических іанятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.

    В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в о тдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

    Развиваются новые модели специальных образовательных учреждений, построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая модель специального образовательного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного центра, а также центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования. Такие модели специальных образовательных учреждений функционируют сегодня и на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле, С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане, Красноярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоровительной работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната, где воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществляемый в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и ком- фортная социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).

    Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нару- шениями в развитии. Десятилетний опыт работы такого обр вательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический це. показал возможность и необходимость включения в образо тельное пространство детей и подростков с тяжелыми и множ~ венными нарушениями развития.

    Существуют и другие варианты специальных образовательн учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной дагогики сообразно возможностям местных социокультурных ловий, национальных и региональных особенностей.

    Вопросы и задания 1.

    Охарактеризуйте современную школьную систему специального о* зования в России. 2.

    В каких направлениях происходит развитие новых типов и видов спе" альных (коррекционных) образовательных учреждений? s 3.

    Посетите некоторые имеющиеся в городе специальные (коррекционн" образовательные учреждения для разных категорий детей с особыми обр вательными потребностями. Опишите свои наблюдения.

    Литература для самостоятельной работы 1.

    Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) об зование. -М., 1999. 2.

    Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрест тия / Сост. Л. М. Шипицина. - СПб., 1997.

    3.0 специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных реждений I -VIII видов: Инструктивное письмо Минобразования России № 48,1997; 4.

    Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Типовое ложение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для чающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 5.

    Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 «Типовое ложение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психоло педагогической и медико-социальной помощи». 6.

    Типовое положение о логопедическом пункте при общеобразователь учреждении // Психолого-медико-педагогическая консультация. Методичес ~ рекомендации / Науч. ред. Л. М. Шипицина. - СПб., 1999.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Челябинский государственный педагогический университет»

    (ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

    Контрольная работа

    На тему: Школьная система специального образования.

    Выполнила:

    Студентка 252 группы

    Специальность « Логопедия»

    Сизинцева Е.Г

    Проверила: Бородина В.А.

    Челябинск, 2011

    Введение

    Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.

    В течение XX в. складывалась система специальных «коррекционных» образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

    ответственность принуждение поведение карательный

    1. Школьная система специального образования

    В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесения диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV (школа-интернат для слабовидящих детей);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа и школа-интернат для детей с трудностями в обучении-задержкой психического развития);

    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

    Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г.№288»Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

    В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты.

    Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

    В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизни деятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

    Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учреждением.

    Каждое такое образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

    Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование(т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдаётся документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

    В специальную школу ребёнка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребёнок может быть переведён внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

    В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

    Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких классов-обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребёнка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учётом его индивидуальных возможностей.

    Ученик специальной школы может быть переведён для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

    Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

    Процесс социальногоадаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в после школьный период.

    Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависит от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

    Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведёт образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трёх ступеней общего образования:

    1-я ступень - начальное общее образование (в течение 5-6 лет или 6-7 лет- в случае обучения в подготовительном классе);

    1-я ступень - основное общее образование (в течение 5-6 лет);

    3-я ступень - полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

    Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.

    Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

    С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

    В школе, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведётся на языке жестовой речи.

    В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слобовидящих и др.).

    Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.

    Социальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения:

    Первое отделение - для детей с лёгким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

    Второе отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушением слуха.

    Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребёнка из одного отделения в другое (ребёнку трудно в первом отделении или, наоборот, ребёнок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), то с согласия родителей и по рекомендации ПМПК происходит такой переход.

    В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие семилетнего возраста, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во второе отделение организуется подготовительный класс.

    Наполняемость класса (группы) в первом отделении до 10 человек, во втором отделении до 8 человек.

    В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трёх ступеней общего образования:

    1-я ступень - начальное общее образование (в первом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);

    1-я ступень - основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

    3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

    Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

    Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных мвидах деятельности, связанных с музыкой.

    Специальные школы III и IV видовпредназначены для образования незрячих (III вида), слобовидящих и боздноослепших (IV вид) детей. В следствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть организованно совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

    В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций. С прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

    В первый класс специальной школы III вида принимают детей 6-7 лет, а иногда и 8-9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида 12 лет, за который ученики получают среднее (полное) общее образование.

    В специальную школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме близком растоянии.

    В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4).

    В первый класс школы IV вида принимаются дети 6-7 лет. В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обучения в школе дети получают среднее (полное) общее образование.

    Специальная школа V вида предназначена для образования детей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своём составе одно или два отделения.

    В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.

    Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.

    Внутри первого и второго отделения с учётом уровня речевого развития детей могут создаваться классы (группы), включающие воспитанников с однородными нарушениями речи.

    Если речевое нарушение устранено, ребёнок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей перейти в обычную школу.

    В первый класс принимаются дети 7-9 лет, в подготовительный - 6-7 лет. За 10 - 11 лет обучения в школе V вида ребёнок может получить основное общее образование.

    Социальная логопедическая и педагогическая помощь оказывается ребёнку в процессе обучения и воспитания, на всех уроках и во внеклассное время. В школе предусмотрен специальный речевой режим.

    Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата(двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врождённые и приобретённые деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

    Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствиис уровнями общеобразовательных программ трёх ступеней общего образования:

    1-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

    2-я степень - основное общее образование (6 лет);

    3-я степень - среднее (полное) общее образование (2 года).

    В первый класс (группы) принимают детей с 7 лет, однако допускается приём детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс.

    Количество детей в классе (группе) не более 10 человек.

    В школе VI вида установлен специальный двигательный режим.

    Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребёнка, его речь и познавательную деятельность в целом.

    Специальная школа VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР)

    Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

    1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет)

    2-я ступень - основное общее образование (5лет).

    Дети принимаются в школу VII вида только в подготовительный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном образовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.

    Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс.

    Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.

    У обучающихся в классе VII вида сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

    При необходимости уточнения диагноза ребёнок может обучаться в школе VII вида в течение года.

    Специальную педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях.

    Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содержание.Основное внимание уделяется социальной адаптации профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объёма содержания образования по общеобразовательным предметам.

    Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудовому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена(аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    В школу VIII вида ребёнок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребёнка к школе, но и даёт возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребёнка.

    Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.

    Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом профессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть увеличены на 1 год за счёт открытия подготовительного класса.

    Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углублённой трудовой подготовкой.

    В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девятый) класс. Окончившие класс с углублённой трудовой подготовкой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

    В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число детей в таком классе не должен превышать 5-6 человек.

    Дети могут быть направлены в подготовительный (диагностический) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребёнок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

    Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трём уровням:

    1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;

    2-й уровень - с 9 до 12 лет;

    3-й уровень - с 13 до 18 лет.

    В такие классы могут быть направленны дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисление из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.

    В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями.

    Режим работы класса (группы) устанавливается по договорённости с родителями. Процесс обучения осуществляется в режиме прохождения каждым воспитанником индивидуального образовательного маршрута,определяемого специалистами в соответствии с психофизическими возможностями того или иного ребёнка.

    Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущество это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

    В случае, если ребёнок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в государственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. №861.

    В последнее время стали создаваться школы надомного обучения, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребёнок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждения, находящееся поблизости. На период обучения ребёнку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребёнком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребёнка и выдаёт документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.Если ребёнок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребёнка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

    Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей.Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семьи и детям, оставшихся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведётся специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку.

    Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба.

    школа санаторий детский аутизм коррекционный

    Заключение

    Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Десятилетний опыт работы такого образовательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр) показал возможность и необходимость включения в образовательное пространство детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

    Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной педагогики сообразно возможностям местных социокультурных условий, национальных и региональных особенностей

    Литература

    1. Основной учебник по специальной педагогике Н.М. Назарова.

    2. Основы специальной педагогике и психологии Н.М.Трофимова.

    3. Специальная педагогика Б.П.Пузанова.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование как современная модель образования. Характеристика проблем и перспектив семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

      дипломная работа , добавлен 13.10.2017

      Повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями, коррекция нарушений их развития и социальной адаптации. Модернизация и гуманизация специального образования. Формирование жизненных компетенций воспитанников детских домов-интернатов и школ.

      дипломная работа , добавлен 06.10.2017

      статья , добавлен 20.08.2013

      Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальные образовательные условия инклюзивного пространства в дошкольных образовательных организациях. Профессиональное взаимодействие педагогического коллектива.

      дипломная работа , добавлен 14.10.2017

      Современная система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с нарушениями слуха. Методические рекомендации по диагностике и сопровождению детей с нарушениями слуха в условиях инклюзии.

      дипломная работа , добавлен 24.10.2017

      Создание научного центра по разработке проблем дефектологии и комплексного изучения аномальных детей. Учреждение дифференцированной сети специальных школ и системы воспитания. Отбор детей с нарушениями речи и логопедическая помощь в их образовании.

      реферат , добавлен 16.02.2012

      Социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Социальная и педагогическая интеграции детей с ограниченными возможностями в спецклассе. Причины отрицательного отношения детей к совместному обучению.

      реферат , добавлен 15.04.2009

      Обучение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дистанционное школьное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мультимедийных ресурсов. Примеры мультимедийных обучающих программ в школьном курсе физики.

      курсовая работа , добавлен 22.01.2016

      Характеристика типичных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп. Программа логокоррекционной работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

      дипломная работа , добавлен 18.08.2017

      Особенности и необходимые условия воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Влияние социальной депривации на личностные расстройства ребенка с ограниченными возможностями. Пути улучшения социальной поддержки семей с детьми-инвалидами.