Войти
Логопедический портал
  • Богуславский, михаил соломонович
  • Михаил девятаев Девятаев михаил петрович герой советского
  • День, когда началась война
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Как решить систему уравнений подстановкой. Решение систем уравнений. Оформим решение этой системы по-школьному

    Как решить систему уравнений подстановкой. Решение систем уравнений. Оформим решение этой системы по-школьному

    Решение систем уравнений методом подстановки

    Вспомним, что такое система уравнений.

    Система двух уравнений с двумя переменными - это записанные друг под другом два уравнения, объединённые фигурной скобкой. Решить систему - это значит найти такую пару чисел, которая будет являться решением и первого, и второго уравнения одновременно.

    В этом уроке познакомимся с таким способом решения систем, как способподстановки.

    Давайте рассмотрим систему уравнений:

    Можно решить эту систему графически. Для этого нам надо будет построить в одной системе координат графики каждого из уравнений, преобразовав их к виду:

    Затем найти координаты точки пересечения графиков, которые и будут являться решением системы. Но графический способ далеко не всегда удобен, т.к. отличается малой точностью, а то и вовсе недоступностью. Попробуем рассмотреть нашу систему повнимательнее. Теперь она имеет вид:

    Можно заметить, что левые части уравнений равны, а значит, должны быть равны и правые. Тогда мы получим уравнение:

    Это знакомое нам уравнение с одной переменной, которое мы решать умеем. Перенесём неизвестные слагаемые в левую часть, а известные - в правую, не забыв поменять знаки +,- при переносе. Получим:

    Теперь подставим найденное значение х в любое уравнение системы и найдём значение у. В нашей системе удобнее использовать второе уравнение у = 3 - х, после подстановки получим у = 2. А теперь проанализируем выполненную работу. Сначала мы в первом уравнении выразили переменную у через переменную х. Затем полученное выражение - 2х + 4 подставили во второе уравнение вместо переменной у. Потом решили полученное уравнение с одной переменной х и нашли ее значение. И в заключении использовали найденное значение х для нахождения другой переменной у. Тут возникает вопрос: а обязательно ли было выражать переменную у из обоих уравнений сразу? Конечно нет. Мы могли выразить одну переменную через другую только в одном уравнении системы и использовать его вместо соответствующей переменной во втором. Причём выразить можно любую переменную из любого уравнения. Здесь выбор зависит исключительно из удобства счёта. Подобный порядок действий математики назвали алгоритмом решения систем двух уравнений с двумя переменными методом подстановки.Вот как он выглядит.

    1.Выразить одну из переменных через другую в одном из уравнений системы.

    2.Подставить полученное выражение вместо соответствующей переменной в другое уравнение системы.

    3.Решить полученное уравнение с одной переменной.

    4.Найденное значение переменной подставить в выражение, полученное в пункте первом, и найти значение другой переменной.

    5.Записать ответ в виде пары чисел, которые были найдены на третьем и четвертом шаге.

    Давайте рассмотрим ещё один пример. Решить систему уравнений:

    Здесь удобнее выразить переменную у из первого уравнения. Получим у = 8 - 2х. Полученное выражение надо подставить вместо у во второе уравнение. Получим:

    Выпишем это уравнение отдельно и решим его. Сначала раскроем скобки. Получим уравнение 3х - 16 + 4х = 5. Соберём неизвестные слагаемые в левой части уравнения, а известные - в правой и приведём подобные слагаемые. Получим уравнение 7х = 21, отсюда х = 3.

    Теперь, используя найденное значение х, можно найти:

    Ответ: пара чисел (3; 2).

    Таким образом, на этом уроке мы научились решать системы уравнений с двумя неизвестными аналитическим, точным способом, не прибегая к сомнительному графическому.

    Список использованной литературы:

    1. Мордкович А.Г, Алгебра 7 класс в 2 частях, Часть 1, Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович. – 10 – е изд., переработанное – Москва, «Мнемозина», 2007.
    2. Мордкович А.Г., Алгебра 7 класс в 2 частях, Часть 2, Задачник для общеобразовательных учреждений/ [А.Г. Мордкович и др.]; под редакцией А.Г. Мордковича – 10-е издание, переработанное – Москва, «Мнемозина», 2007.
    3. Е.Е. Тульчинская, Алгебра 7 класс. Блиц опрос: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, 4-е издание, исправленное и дополненное, Москва, «Мнемозина», 2008.
    4. Александрова Л.А., Алгебра 7 класс. Тематические проверочные работы в новой форме для учащихся общеобразовательных учреждений, под редакцией А.Г. Мордковича, Москва, «Мнемозина», 2011.
    5. Александрова Л.А. Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений, под редакцией А.Г. Мордковича – 6-е издание, стереотипное, Москва, «Мнемозина», 2010.

    Обычно уравнения системы записывают в столбик одно под другим и объединяют фигурной скобкой

    Система уравнений такого вида, где a, b, c - числа, а x, y - переменные, называется системой линейных уравнений .

    При решении системы уравнений используют свойства, справедливые для решения уравнений .

    Решение системы линейных уравнений способом подстановки

    Рассмотрим пример

    1) Выразить в одном из уравнений переменную. Например, выразим y в первом уравнении, получим систему:

    2) Подставляем во второе уравнение системы вместо y выражение 3х-7 :

    3) Решаем полученное второе уравнение:

    4) Полученное решение подставляем в первое уравнение системы:

    Система уравнений имеет единственное решение: пару чисел x=1, y=-4 . Ответ: (1; -4) , записывается в скобках, на первой позиции значение x , на второй - y .

    Решение системы линейных уравнений способом сложения

    Решим систему уравнений из предыдущего примера методом сложения.

    1) Преобразовать систему таким образом, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными . Умножим первое уравнение системы на "3".

    2) Складываем почленно уравнения системы. Второе уравнение системы (любое) переписываем без изменений.

    3) Полученное решение подставляем в первое уравнение системы:

    Решение системы линейных уравнений графическим способом

    Графическое решение системы уравнений с двумя переменными сводится к отыскиванию координат общих точек графиков уравнений.

    Графиком линейной функции является прямая. Две прямые на плоскости могут пересекаться в одной точке, быть параллельными или совпадать. Соответственно система уравнений может: а) иметь единственное решение; б) не иметь решений; в) иметь бесконечное множество решений.

    2) Решением системы уравнений является точка (если уравнения являются линейными) пересечения графиков.

    Графическое решение системы

    Метод введения новых переменных

    Замена переменных может привести к решению более простой системы уравнений, чем исходная.

    Рассмотрим решение системы

    Введем замену , тогда

    Переходим к первоначальным переменным


    Особые случаи

    Не решая системы линейных уравнений, можно определить число ее решений по коэффициентам при соответствующих переменных.

    Применение уравнений широко распространено в нашей жизни. Они используются во многих расчетах, строительстве сооружений и даже спорте. Уравнения человек использовал еще в древности и с тех пор их применение только возрастает. Метод подстановки позволяет легко решить системы линейных уравнений любой сложности. Суть метода заключается в том, что, используя первое выражение системы, мы выражаем "у", а далее производим подстановку полученного выражения во второе уравнение системы вместо "у". Поскольку уравнение уже содержит не два неизвестных, а только одно, то мы легко находим значение этой переменной, а затем с ее помощью определяем значение второй.

    Допустим, дана система линейных уравнений следующего вида:

    \[\left\{\begin{matrix} 3x-y-10=0\\ x+4y-12=0 \end{matrix}\right.\]

    Выразим \

    \[\left\{\begin{matrix} 3x-10=y\\ x+4y-12=0 \end{matrix}\right.\]

    Выполним подстановку полученного выражения во 2 уравнение:

    \[\left\{\begin{matrix} y=3x-10\\ x+4(3x-10)-12=0 \end{matrix}\right.\]

    Найдем значение \

    Упростим и решим уравнение с помощью открытия скобок и учета правил переноса членов:

    Теперь нам известно значение \ Используем это для нахождения значения \

    Ответ: \[(4;2).\]

    Где можно решить систему уравнений онлайн методом подстановки?

    Решить систему уравнений вы можете на нашем сайте . Бесплатный онлайн решатель позволит решить уравнение онлайн любой сложности за считанные секунды. Все, что вам необходимо сделать - это просто ввести свои данные в решателе. Так же вы можете и узнать, как решить уравнение на нашем сайте. А если у вас остались вопросы, то вы можете задать их в нашей групе Вконтакте.

    1 . Ф.И.О. учителя: ____Ткачук Наталья Петровна _________________________________________________________________________________________________

    2. Класс: _8 Дата: .11.03________Предмет_-математика, №71 урока по расписанию:

    3. Тема урока Решение систем способом подстановки 4 . Место и роль урока в изучаемой теме :. Урок закрепления знаний . Цель урока :

    Образовательная: развить знания решения систем уравнений способом подстановки. Знать/понимать: если графики имеют общие точки, то система имеет решения; если у графиков нет общих точек, то система решений не имеет; алгоритм решения систем уравнений. Уметь решать системы способом подстановки Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях Развивающая: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы. Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных и типовых условиях. Воспитательная: Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности

    Характеристика этапов урока

    Деятельность

    учеников

    Самоопределение.

    Активизировать познавательную активность

    Решить систему

    словесный

    Фронтальная

    Приветствие учащихся. проведение. Создание ситуации готовности к уроку, успеха на предстоящем уроке.

    Проверяют готовность к уроку.

    2.Актуализация знаний.

    Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме

    Выяснить, является ли пара чисел решением системы. х=5 у=9

    Какие операции можно производить с уравнениями?

    (умножать обе части уравнения на одно и тоже число, делить на число не равное нулю ….)

    Работа в группе

    Фронтальная. Гупповая-разбор алгоритмов решения задач;

    При необходимости задает наводящие вопросы.

    Отвечают на поставленные вопросы.

    3.Постановка учебной задачи, целей урока.

    Формирование

    и развитие умения

    определять и формулировать

    проблему, цель и тему

    для изучения линий

    Как решается система уравнений способом сложения, способом подстановки.

    Какой способ целесообразно применить при решении. данной системы?

    Работа в группе.

    Индивидуальная.

    Фронтальная.

    Какие действия мы проделали, чтобы узнать стоимость покупки?

    Какую тему мы будем изучать?

    Высказываются.

    4. Этап актуализации знаний по теме

    Содействовать развитию умений различать и сопоставлять линии. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

    621

    Выяснить взаимное расположение прямых

    2х+0.5у= 1,2 и х- 4у=0

    Можно ли определить пересекаются прямые или нет по их коэффициентам?

    2. составь уравнения прямых которые параллельны между собой.

    Работа с учнбником

    Работа в парах с самопроверкой

    Фронтальная, индивидуальная. практикум по решению задач

    При необходимости задает наводящие вопросы. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

    Обеспечивает мотивацию выполнения предложенных задач.

    Подводит обучающихся к выводу о существованию формул.

    Решают задачи, отвечают на вопросы учителя при необходимости Выполняют упражнение в тетради.

    По очереди комментируют, анализируют, определяют причины и способы решения.

    5.Работа по самостоятельному

    применению полученных знаний. Актуализация знаний и умений в решении задач.

    Формирование и развитие умений чтения чисел.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, само регуляция

    1 вар –

    2 вар

    Самостоятельная работа. Проверка соседа.

    «мозговой штурм»,

    Контролирует выполнение работы.

    Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Решают задачи. Осуществляют: самооценку;взаимопроверку; выставляют предварительную оценку.

    6.Оценка урока, самооценка.

    Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

    Умение определять уровень овладения учебным материалом.

    Оценка промежуточных результатов и само регуляция для повышения мотивации учебной деятельности

    Оценка на каждом этапе

    1. умеешь ли ты строить графики линейных уравнений?

    2.Умеешь ли ты определять, пересекаются они или нет.

    3.знаешь ли ты алгоритм решения систем уравнений?

    4. какие способы ты знаешь решения систем уравнений?

    Работа в группе.

    Групповая и индивидуальная..

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Осуществляют: самооценку и оценку товарища.

    7.Итоги урока. Домашнее задание.

    Умение соотносить цели и результаты собственной дея-тельности. Под-держание здоро-вого духа сопер-ничества для под-держания мотива-ции учебной дея-тельности; участие в коллективном обсуждении проблем.

    п п. 4.4 №623

    Работа в группе.

    Фронтальная-Выделение и формулиров-ание поз-навательной цели рефлексия способов и условий действия

    Анализ и синтез объектов

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Дает комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей...

    Дети участвуют в дискуссии, анализируют, проговаривают. Осмысливают и фиксируют свои достижения.

    Сегодня на уроке я узнал…

    Сегодня на уроке я научился…


    Разберем два вида решения систем уравнения:

    1. Решение системы методом подстановки.
    2. Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы.

    Для того чтобы решить систему уравнений методом подстановки нужно следовать простому алгоритму:
    1. Выражаем. Из любого уравнения выражаем одну переменную.
    2. Подставляем. Подставляем в другое уравнение вместо выраженной переменной, полученное значение.
    3. Решаем полученное уравнение с одной переменной. Находим решение системы.

    Чтобы решить систему методом почленного сложения (вычитания) нужно:
    1.Выбрать переменную у которой будем делать одинаковые коэффициенты.
    2.Складываем или вычитаем уравнения, в итоге получаем уравнение с одной переменной.
    3. Решаем полученное линейное уравнение . Находим решение системы.

    Решением системы являются точки пересечения графиков функции.

    Рассмотрим подробно на примерах решение систем.

    Пример №1:

    Решим методом подстановки

    Решение системы уравнений методом подстановки

    2x+5y=1 (1 уравнение)
    x-10y=3 (2 уравнение)

    1. Выражаем
    Видно что во втором уравнении имеется переменная x с коэффициентом 1,отсюда получается что легче всего выразить переменную x из второго уравнения.
    x=3+10y

    2.После того как выразили подставляем в первое уравнение 3+10y вместо переменной x.
    2(3+10y)+5y=1

    3.Решаем полученное уравнение с одной переменной.
    2(3+10y)+5y=1 (раскрываем скобки)
    6+20y+5y=1
    25y=1-6
    25y=-5 |: (25)
    y=-5:25
    y=-0,2

    Решением системы уравнения является точки пересечений графиков, следовательно нам нужно найти x и у, потому что точка пересечения состоит их x и y.Найдем x, в первом пункте где мы выражали туда подставляем y.
    x=3+10y
    x=3+10*(-0,2)=1

    Точки принято записывать на первом месте пишем переменную x, а на втором переменную y.
    Ответ: (1; -0,2)

    Пример №2:

    Решим методом почленного сложения (вычитания).

    Решение системы уравнений методом сложения

    3x-2y=1 (1 уравнение)
    2x-3y=-10 (2 уравнение)

    1.Выбираем переменную, допустим, выбираем x. В первом уравнении у переменной x коэффициент 3, во втором 2. Нужно сделать коэффициенты одинаковыми, для этого мы имеем право домножить уравнения или поделить на любое число. Первое уравнение домножаем на 2, а второе на 3 и получим общий коэффициент 6.

    3x-2y=1 |*2
    6x-4y=2

    2x-3y=-10 |*3
    6x-9y=-30

    2.Из первого уравнения вычтем второе, чтобы избавиться от переменной x.Решаем линейное уравнение.
    __6x-4y=2

    5y=32 | :5
    y=6,4

    3.Находим x. Подставляем в любое из уравнений найденный y, допустим в первое уравнение.
    3x-2y=1
    3x-2*6,4=1
    3x-12,8=1
    3x=1+12,8
    3x=13,8 |:3
    x=4,6

    Точкой пересечения будет x=4,6; y=6,4
    Ответ: (4,6; 6,4)

    Хочешь готовиться к экзаменам бесплатно? Репетитор онлайн бесплатно . Без шуток.