Войти
Логопедический портал
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Как быстро умножать двузначные числа в уме. Способы быстрого устного умножения чисел. Важный подготовительный момент

    Как быстро умножать двузначные числа в уме. Способы быстрого устного умножения чисел. Важный подготовительный момент

    Некоторые способы быстрого устного умножения мы уже с Вами разобрали, теперь давайте подробнее разберемся, как быстро умножать числа в уме, используя различные вспомогательные способы. Вы, возможно, уже знаете, а некоторые из них довольно экзотические, например, древний китайский способ умножения чисел.

    Раскладка по разрядам

    Является самым простым приемом быстрого умножения двухзначных чисел. Оба множителя нужно разбить на десятки и единицы, а затем все эти новые числа перемножить друг на друга.

    Данный способ требует умения удерживать в памяти одновременно до четырех чисел, и делать с этими числами вычисления.

    К примеру, нужно перемножить числа 38 и 56 . Делаем это следующим образом:

    38 * 56 = (30 + 8) * (50 + 6) = 30 * 50 + 8 * 50 + 30 * 6 + 8 * 6 = 1500 + 400 + 180 + 48 = 2128 Еще проще будет делать устное умножение двухзначных чисел в три действия. Сначала нужно перемножить десятки, затем прибавить два произведения единиц на десятки, и затем прибавить произведение единиц на единицы. Выглядит это так: 38 * 56 = (30 + 8) * (50 + 6) = 30 * 50 + (8 * 50 + 30 * 6) + 8 * 6 = 1500 + 580 + 48 = 2128 Для того, чтобы успешно пользоваться этим способом, нужно хорошо знать таблицу умножения, уметь быстро складывать двухзначные и трехзначные числа, и переключаться между математическими действиями, не забывая промежуточные результаты. Последнее умение достигается с помощью и визуализации.

    Данный способ не самый быстрый и эффективный, потому стоит изучить еще и другие способы устного умножения.

    Подгонка чисел

    Можно попробовать привести арифметическое вычисление к более удобному виду. Например, произведение чисел 35 и 49 можно себе представить таким образом: 35 * 49 = (35 * 100) / 2 — 35 = 1715
    Этот способ может оказаться более эффективным, чем предыдущий, но он не универсальный, и подходит не ко всем случаям. Не всегда можно найти подходящий алгоритм для упрощения задачи.

    На эту тему вспомнился анекдот про то, как математик проплывал по реке мимо фермы, и заявил собеседникам, что ему удалось быстро подсчитать количество овец в загоне, 1358 овец. Когда его спросили, как ему это удалось, он сказал, что все просто — нужно подсчитать количество ног, и разделить на 4.

    Визуализация умножения в столбик

    Этот один из самых универсальных способов устного умножения чисел, развивающий пространственное воображение и память. Для начала следует научиться умножать в столбик в уме двухзначные числа на однозначные. После этого Вы легко сможете умножать двухзначные числа в три действия. Сначала двухзначное число нужно умножить на десятки другого числа, затем умножить на единицы другого числа, и после этого просуммировать полученные числа.

    Выглядит это таким образом: 38 * 56 = (38 * 5) * 10 + 38 * 6 = 1900 + 228 = 2128

    Визуализация с расстановкой чисел

    Очень интересный способ перемножения двухзначных чисел следующий. Нужно последовательно перемножить цифры в числах, чтобы получились сотни, единицы и десятки.

    Допустим, Вам нужно умножить 35 на 49 .

    Сначала перемножаете 3 на 4 , получаете 12 , затем 5 и 9 , получаете 45 . Записываете 12 и 5 , с пробелом между ними, а 4 запоминаете.

    Получаете: 12 __ 5 (запоминаете 4 ).

    Теперь умножаете 3 на 9 , и 5 на 4 , и суммируете: 3 * 9 + 5 * 4 = 27 + 20 = 47 .

    Теперь нужно к 47 прибавить 4 , которое мы запомнили. Получаем 51 .

    Пишем 1 в середине, а 5 прибавляем к 12 , получаем 17 .

    Итого, число, которое мы искали, 1715 , оно является ответом:

    35 * 49 = 1715
    Попробуйте таким же образом перемножить в уме: 18 * 34, 45 * 91, 31 * 52 .

    Китайское, или японское, умножение

    В азиатских странах принято умножать числа не в столбик, а рисуя линии. Для восточных культур важно стремление к созерцанию, и визуализации, поэтому, наверное, они и придумали такой красивый метод, позволяющий перемножать любые числа. Сложен этот способ только на первый взгляд. На самом деле, большая наглядность позволяет использовать этот способ гораздо эффективнее, чем умножение в столбик.

    Кроме того, знание этого древнего восточного етода повышает Вашу эрудицию. Согласитесь, не каждый может похвастаться тем, что знает древнюю систему умножения, которой китайцы пользовались еще 3000 лет назад.

    Видео о том, как китайцы перемножают числа

    Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

    Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
    Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    bart в Простая математика или как научиться быстро считать в уме.

    Уже не представляете свою жизнь без калькулятора? Очень зря, ученые доказали, что люди, регулярно считающие в уме застрахованы от старческого маразма и раннего слабоумия. Так что практикуйтесь почаще, а я расскажу вам несколько простых приемов легкого и быстрого счета в уме.

    1. Умножаем на 11
    Все мы знаем, как быстро умножить число на 10, нужно лишь добавить ноль в конце, но знаете ли вы, что есть фишка как легко умножить двузначное число на 11?
    Допустим, нам нужно умножить 63 на 11. Возьмите двузначное число, которое нужно умножить на 11 и представьте между его двумя цифрами место:
    6_3
    Теперь сложите первую и вторую цифру этого числа и поместите в это место:
    6_(6+3)_3
    И наш результат умножения готов:
    63*11=693
    Если же результат сложения первой и второй цифры двузначное число, вставляйте только вторую цифру, а к первой цифре исходного числа прибавляйте единицу:
    79*11=
    7_(7+9)_9
    (7+1)_6_9
    79*11=869

    2. Быстрое возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5
    Если вам нужно возвести в кадрат двузначное число, заканчивающееся на 5, то вы можете сделать это очень просто в уме. Умножьте первую цифру числа на саму себя плюс единица и добавьте в конце 25, и это всё:
    45*45=4*(4+1)_25=2025

    3. Умножение на 5
    Для большинства людей умножение на 5 не составляет труда для небольших чисел, но как быстро считать в уме большие числа, умноженные на 5?
    Вам нужно взять это число и разделить на 2. Если результат целое число, то добавьте к нему 0 в конце, если нет, отбросьте остаток и добавьте 5 в конце:
    1248*5=(1248/2)_(0 или 5)=624_(0 или 5)=6240 (результат деления на 2 целое число)
    4469*5=(4469/2)_(0 или 5)=(2234.5)_(0 или 5)=22345 (результат деления на 2 число с остатком)

    4. Умножение на 4
    Это очень простая и, с первого взгляда, очевидная фишка умножения любого числа на 4, но насмотря на это люди не догадываются о ней в нужный момент. Чтобы просто умножить любое число на 4, нужно уножить его на 2, а потом снова умножить на 2:
    67*4=67*2*2=134*2=268

    5. Вычислить 15%
    Если вам нужно в уме вычислить 15% от какого-либо числа, то есть простой способ, как это сделать. Возьмите 10% от числа (разделив число на 10) и добавьте к этому числу половину от полученных 10%.
    15% от 884 рублей=(10% от 884 рублей)+((10% от 884 рублей)/2)=88.4 рубля + 44.2 рубля = 132.6 рублей

    6. Умножение больших чисел
    Если вам нужно перемножить большие числа в уме и одно из них четное, то вы можете воспользоваться методом упрощения множителей, уменьшя четно число в два раза, а второе увеличивая в два раза:
    32*125 это
    16*250 это
    8*500 это
    4*1000=4000

    7. Деление на 5
    Разделить большое число на 5 в голове очень просто. Всё что нужно, это умножить число на 2 и сместить запятую на один знак назад:
    175/5
    Умножаем на 2: 175*2=350
    Смещаем на один знак: 35.0 или 35
    1244/5
    Умножаем на 2: 1244*2=2488
    Смещаем на один знак: 248.8

    8. Вычитание из 1000
    Чтобы вычесть большое число из тысячи, следуйте простой технике, отнимайте все цифры числа от 9, кроме последней, а последнее цифру числа отнимите от 10:
    1000-489=(9-4)_(9-8)_(10-9)=511
    Разумеется, чтобы научиться быстро считать в уме, нужно много раз попрактиковаться в использовании этих приемов, чтобы довести их до автоматизма, одноразовое прочтение оставит только нули в вашей голове.

    Выучить таблицу умножения легко, если использовать игровую методику обучения.

    Ученику младших классов сложно сразу освоить такое математическое действие, как умножение. Упорные занятия обязательно принесут свои плоды, но необходимо для начала разобраться в причинах трудностей малыша.

    Часто бывает так, что ребенок, успешно осваивающий программу младшей школы, испытывает трудности при прохождении темы «Умножение». Родителям не нужно впадать в панику и не стоит ругать малыша.

    Совет: Проведите дополнительные занятия и помогите сыну или дочери запомнить эти несложные действия.

    Как научить ребенка умножению, как объяснить?



    Ученики вторых классов испытывают трудности с заучиванием таблицы умножения, так как дети не понимают суть математического действия «умножение». Как научить ребенка умножению, как объяснить:

    • Возьмите счетные палочки и разложите на столе попарно. Например, 4 пары. Ребенок должен посчитать, сколько палочек лежит на столе
    • Пусть малыш запишет сложение в виде примера: 2+2+2+2=8. Объясните ребенку особенности этого действия: складываются одинаковые цифры
    • Продолжите ряд слагаемых и положите на стол еще две или три пары палочек. Запишите пример на бумаге: 2+2+2+2+2+2= 12
    • Объясните ребенку, что это действие можно записать в виде умножения: 2х6= 12
    • Теперь предложите ребенку выполнить еще одно действие. Разложите на столе, например, 8, 9 или 10 пар счетных палочек. Пусть малыш самостоятельно составить действие на умножение. Вы увидите, с каким интересом он будет это делать

    Важно: Когда умножение «на 2» освоено, можно переходить к более сложным действиям.

    Таблица умножения тренажер



    Важно: Для детской памяти хорошо, когда ребенок видит наглядно математическое действие. Купите плакаты с таблицей умножения или нарисуйте ее самостоятельно на листе бумаги форматом А1.

    Объясните ребенку, что ему необходимо запомнить только 36 комбинаций. Другие действия повторяются или они очень простые.

    Когда малыш поймет особенность этих действий, для него покажется легкой вся таблица умножения. Тренажер поможет памяти запомнить сложные действия и заучить простые действия, не тратя на них много времени.

    Видео: Таблица умножения

    Видео: Учить ребёнка таблицу умножения очень легко и просто

    Видео: Наглядная таблица умножения. Видеоклип-считалочка.

    На «2» умножать легко любое число, так как это сложение этого числа два раза.

    2х1=2 (2 повторяется 1 раз — получается 2)

    2х2=4 (2 повторяется 2 раза — получается 4)

    2х3=6 (2 повторяется 3 раза — получается 6)

    2х4=8 (2 повторяется 4 раза — получается 8)

    2х5=10 (2 повторяется 5 раз — получается 10)

    2х6=12 (2 повторяется 6 раз — получается 12)

    2х7=14 (2 повторяется 7 раз — получается 14)

    2х8=16 (2 повторяется 8 раз — получается 16)

    2х9=18 (2 повторяется 9 раз — получается 18)

    2х10=20 (2 повторяется 10 раз — получается 20)



    Объясните ребенку на наглядном примере, как происходит умножение на «3», чтобы он понял. Тогда у него получится быстро запомнить это действие.

    3х1=3 (3 повторяется 1 раз — получается 3)

    3х2=6 (3 повторяется 2 раза — получается 6)

    3х3=9 (3 повторяется 3 раза — получается 9)

    3х4=12 (3 повторяется 4 раза — получается 12)

    3х5=15 (3 повторяется 5 раз — получается 15)

    3х6=18 (3 повторяется 6 раз — получается 18)

    3х7=21 (3 повторяется 7 раз — получается 21)

    3х8=24 (3 повторяется 8 раз — получается 24)

    3х9=27 (3 повторяется 9 раз — получается 27)

    3х10=30 (3 повторяется 10 раз — получается 30)



    Четвертый столбик таблицы умножения еще легкий и ребенок без труда запомнит его. Помогите малышу своими подсказками и поддержкой в виде слов подбадривания и похвалы, и он обязательно все сможет.

    4х1=4 (4 повторяется 1 раз — получается 4)

    4х2=8 (4 повторяется 2 раза — получается 8)

    4х3=12 (4 повторяется 3 раза — получается 12)

    4х4=16 (4 повторяется 4 раза — получается 16)

    4х5=20 (4 повторяется 5 раз — получается 20)

    4х6=24 (4 повторяется 6 раз — получается 24)

    4х7=28 (4 повторяется 7 раз — получается 28)

    4х8=32 (4 повторяется 8 раз — получается 32)

    4х9=36 (4 повторяется 9 раз — получается 36)

    4х10=40 (4 повторяется 10 раз — получается 40)



    Пятый столбик таблицы умножения — это легкие математические действия. Чтобы получить результат, нужно число на которое умножается «5», умножить сначала на «10», а потом разделить пополам.

    Важно: Когда ребенок поймет, как числа умножаются на «5», у него в голове со временем появится логическая цепочка каждого действия из этого столбика. Благодаря этому он уже сможет умножать на «5» моментально.

    5х1=5 (5 повторяется 1 раз — получается 5)

    5х2=10 (5 повторяется 2 раза — получается 10)

    5х3=15 (5 повторяется 3 раза — получается 15)

    5х4=20 (5 повторяется 4 раза — получается 20)

    5х5=25 (5 повторяется 5 раз — получается 25)

    5х6=30 (5 повторяется 6 раз — получается 30)

    5х7=35 (5 повторяется 7 раз — получается 35)

    5х8=40 (5 повторяется 8 раз — получается 40)

    5х9=45 (5 повторяется 9 раз — получается 45)

    5х10=50 (5 повторяется 10 раз — получается 50)



    С умножением на «6» появляются первые трудности: действия запоминаются сложно, а цифры получаются большими.

    Важно: Объясните ребенку, что строки «6х6» идет повторение произведений из предыдущих столбцов, которые уже выучены. Останется выучить только четыре сложных действия.

    6х1=6 (6 повторяется 1 раз — получается 6)

    6х2=12 (6 повторяется 2 раза — получается 12)

    6х3=18 (6 повторяется 3 раза — получается 18)

    6х4=24 (6 повторяется 4 раза — получается 24)

    6х5=30 (6 повторяется 5 раз — получается 30)

    6х6=36 (6 повторяется 6 раз — получается 36)

    6х7=42 (6 повторяется 7 раз — получается 42)

    6х8=48 (6 повторяется 8 раз — получается 48)

    6х9=54 (6 повторяется 9 раз — получается 54)

    6х10=60 (6 повторяется 10 раз — получается 60)



    Седьмой столбец таблицы умножения обычно запоминается легче, чем последующие. В нем есть пару сложных действий, которые нужно заучить.

    7х1=7 (7 повторяется 1 раз — получается 7)

    7х2=14 (7 повторяется 2 раза — получается 14)

    7х3=21 (7 повторяется 3 раза — получается 21)

    7х4=28 (7 повторяется 4 раза — получается 28)

    7х5=35 (7 повторяется 5 раз — получается 35)

    7х6=42 (7 повторяется 6 раз — получается 42)

    7х7=49 (7 повторяется 7 раз — получается 49)

    7х8=56 (7 повторяется 8 раз — получается 56)

    7х9=63 (7 повторяется 9 раз — получается 63)

    7х10=70 (7 повторяется 10 раз — получается 70)



    Последний сложный столбец таблицы умножения. Если ребенок хорошо запомнил предыдущие столбцы, тогда ему не составит труда выучиться умножение на «8». В нем только два новых действия: 8х8 и 8х9

    8х1=8 (8 повторяется 1 раз — получается 8)

    8х2=16 (8 повторяется 2 раза — получается 16)

    8х3=24 (8 повторяется 3 раза — получается 24)

    8х4=32 (8 повторяется 4 раза — получается 32)

    8х5=40 (8 повторяется 5 раз — получается 40)

    8х6=48 (8 повторяется 6 раз — получается 48)

    8х7=56 (8 повторяется 7 раз — получается 56)

    8х8=64 (8 повторяется 8 раз — получается 64)

    8х9=72 (8 повторяется 9 раз — получается 72)

    8х10=80 (8 повторяется 10 раз — получается 80)



    Девятый столбец является одним из самых легких. На «9» мы умножали уже все числа. Поэтому малышу придется выучить только одно действие: 9х9

    9х1=9 (9 повторяется 1 раз — получается 9)

    9х2=18 (9 повторяется 2 раза — получается 18)

    9х3=27 (9 повторяется 3 раза — получается 27)

    9х4=36 (9 повторяется 4 раза — получается 36)

    9х5=45 (9 повторяется 5 раз — получается 45)

    9х6=54 (9 повторяется 6 раз — получается 54)

    9х7=63 (9 повторяется 7 раз — получается 63)

    9х8=72 (9 повторяется 8 раз — получается 72)

    9х9=81 (9 повторяется 9 раз — получается 81)

    9х10=90 (9 повторяется 10 раз — получается 90)

    Таблица умножения — игра для детей

    Таблица умножения — игра для детей

    На сегодняшний день можно найти много разных методик по заучиванию таблицы умножения. Математика — это сложная наука, но для ребенка она не должна быть такой. Если с малышом правильно проводить занятия, то он с легкостью будет воспринимать и запоминать любую информацию.

    Самый легкий способ выучить таблицу умножения — это игра для детей. Если малыш будет охотно идти на занятия, то он сможет запомнить все, что ему будет предлагаться на этих занятиях.

    Важно: Если вы видите, что ребенок не настроен заниматься, например, он капризничает. Отложите проведение урока до более подходящего момента.

    Игры для детей, чтобы быстро выучить таблицу умножения:

    Видео: Развивающая онлайн игра для детей по быстрому обучению таблицы умножения

    Видео: ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ. РАЗВИВАЮЩИЙ МУЛЬТИК!

    Видео: Развивающие уроки и мультфильмы для детей. Арифметика. Таблица умножения



    Как говорилось выше, главное правило для обучения ребенка таблице умножения — это игровая форма уроков. Можно применять умножение в стихах для детей.

    Важно: Стихи хорошо запоминаются из-за рифмы, а значит, и таблица умножения также будет прекрасно откладываться у малыша в уме.


    Стихи — умножение на 8

    Умножение на 5 — стихи

    Умножение на 8 — стихи

    Видео: Стих Таблица умножения в стихах

    Чтобы занятия были нескучными, купите ребенку книжки с таблицей умножения. Прочитайте их вместе с ним, а позитивные эмоции помогут быстро запомнить сложные для малыша математические действия.

    Видео: Повышаем успеваемость ребенка по математике — Все буде добре — Выпуск 481 -20.10.14-Все будет хорошо

    Как быстро умножать большие числа, как овладеть такими полезными навыками? У большинства вызывает затруднения устное перемножение двузначных чисел на однозначные. А о сложных арифметических расчетах и говорить нечего. Но при желании способности, заложенные в каждом человеке, можно развить. Регулярные тренировки, немного усилий и применение, разработанных учеными, эффективных методик позволят достичь потрясающих результатов.

    Выбираем традиционные методы

    Проверенные десятилетиями способы перемножения двузначных чисел не теряют своей актуальности. Простейшие приемы помогают миллионам обычных школьников, учащихся специализированных ВУЗов и лицеев, а также людям, занимающимся саморазвитием, усовершенствовать вычислительное мастерство.

    Умножение с помощью разложения чисел

    Наиболее легким способом, как быстро научиться умножать большие числа в уме, является перемножение десятков и единиц. Сначала умножаются десятки двух чисел, затем поочередно единицы и десятки. Четыре полученных числа суммируются. Для использования этого метода важно уметь запоминать результаты перемножения и складывать их в уме.

    Например, для умножения 38 на 57 необходимо:

    • разложить число на (30+8)*(50+7) ;
    • 30*50 = 1500 – запомнить результат;
    • 30*7 + 50*8 = 210 + 400 = 610 – запомнить;
    • (1500 + 610) + 8*7 = 2110 + 56 = 2166
    Естественно, необходимо отлично знать таблицу умножения, так как быстро умножать в уме этим способом не удастся без соответствующих умений.

    Умножение в столбик в уме

    Визуальное представление привычного перемножения в столбик многие используют при расчетах. Этот метод подойдет тем, кто умеет надолго запоминать вспомогательные числа и выполнять с ними арифметические действия. Но процесс значительно упрощается, если вы научились, как быстро умножать двузначные числа на однозначные. Для перемножения, например, 47*81 нужно:

    • 47*1 = 47 – запомнить;
    • 47*8 = 376 – запоминаем;
    • 376*10 + 47 = 3807.
    Запоминать промежуточные результаты поможет проговаривание их вслух с одновременным суммированием в уме. Несмотря на сложность мысленных вычислений, после непродолжительных тренировок этот метод станет вашим любимым.

    Приведенные выше способы умножения универсальны. Но знание более эффективных алгоритмов для некоторых чисел намного сократит количество расчетов.

    Умножение на 11

    Это, пожалуй, самый простой способ, который используется для умножения любых двузначных чисел на 11.

    Достаточно между цифрами множителя вставить их сумму:
    13*11 = 1(1+3)3 = 143

    Если в скобках получается число больше 10, то к первой цифре добавляется единица, а из суммы в скобках вычитается 10.
    28*11 = 2 (2+8) 8 = 308

    Умножение больших чисел

    Очень удобно перемножать числа, близкие к 100 разложением их на составляющие. Например, необходимо умножить 87 на 91.

    • Каждое число необходимо представить как разницу 100 и еще одного числа:
      (100 - 13)*(100 - 9)
      Ответ будет состоять из четырех цифр, две первые из которых – разница первого множителя и вычитаемого из второй скобки или наоборот – разница второго множителя и вычитаемого из первой скобки.
      87 – 9 = 78
      91 – 13 = 78
    • Вторые две цифры ответа - результат перемножения вычитаемых из двух скобок.13*9 = 144
    • В результате получаются числа 78 и 144. Если при записывании окончательного результата получается число из 5 цифр вторую и третью цифру суммируем. Результат: 87*91 = 7944 .
    Это самые простые способы перемножения. После многократного их применения, доведения вычислений до автоматизма можно осваивать более сложные техники. И через некоторое время проблема, как быстро умножить двузначные числа перестанет вас волновать, а память и логика существенно улучшатся.

    Как научить ребенка умножению быстро и легко, чтобы уже с начальных классов он хорошо решал разные математические задачи? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал всестороннее развитие, без помощи ему не обойтись.

    В наш век изобилия информации можно найти множество вспомогательных материалов – карточки, курсы в игровой форме, аудио- и видеопрограммы и многое другое, однако ни один из способов не является универсальным. Все дети по-своему уникальны, поэтому и подход к каждому нужен индивидуальный. В нашей статье мы предлагаем вам несколько способов освоения таблицы умножения. Изучив их, вы сможете подобрать наиболее эффективный для вашего ребенка.

    Методов изучения таблички сейчас достаточно – нужно лишь подобрать самый подходящий для ребенка

    Важный подготовительный момент

    Когда дети начинают изучать таблицу умножения, они уже имеют представление о более простых арифметических действиях – сложении и вычитании. Теперь нужно объяснить им, в чем суть действия умножения. Ранее освоенные навыки помогут вам в этом.

    В чем заключается принцип умножения? Это многократное сложение. Например, чтобы умножить 4 на 3, нужно 3 раза сложить 4 (4+4+4). Освоив это, ребенок будет допускать меньше ошибок в дальнейшем процессе обучения.

    Кроме того, дети должны понимать и то, как ориентироваться в устройстве таблицы. Нужно объяснить, что произведением является число на пересечении строки и столбца.

    Начало

    Большая таблица с множеством чисел может привести ребенка в уныние, если не совсем отбить желание учиться. По этой причине начинать лучше с самых простых примеров. Чтобы справиться с ними, не нужно прилагать больших усилий. К тому же ребенок сможет выполнить их самостоятельно, тогда часть работы будет уже проделана:

    1. Умножаем на 1. Любое число при этом остается тем же самым числом.
    2. Что нужно сделать, чтобы умножить на 10? Достаточно всего лишь в конце числа поставить 0.
    3. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел. По крайней мере, с простыми числами дети уже умеют совершать такие действия, когда приступают к изучению умножения.
    4. Перемена множителей. Это так называемый переместительный (коммутативный) закон умножения. То есть, если переставить местами множители, произведение не изменится. Таким образом, получается, что нужно выучить лишь половину таблицы.

    Как видите, картина становится более оптимистичной. Ребенок это тоже заметит и дальше будет работать с большим энтузиазмом, чем в начале.



    Ребенок должен прежде всего понять, что умножение – это знакомое ему сложение, только многократное

    Целенаправленное запоминание

    После освоения самых простых значений можно продвигаться дальше. Чтобы справиться с более сложными множителями, понадобится подключить другие приемы – повторять, дробить на части, выстраивать ассоциации, применять знания на практике. Теперь уже для запоминания понадобится многократное повторение действий и значений.

    Мнения педагогов расходятся в вопросе последовательности действий. Некоторые придерживаются методики, когда сначала осваиваются самые сложные примеры, а затем более простые. Практика же показывает, что такой способ годится далеко не для всех и часто может даже вызывать определенный стресс у учеников. Оптимальным вариантом считается научить их сначала более простым действиям и в конце – самым сложным. Чем это объясняется? При умножении небольших чисел (например, 3 на 3) ребенок может проверить себя на пальцах – в начале обучения это прием полезен. Если же сразу обязать детей запомнить произведение 8 на 9, то это будет просто механическое запоминание без применения на практике. Такая методика может запросто демотивировать.

    Квадраты чисел

    Новый этап в освоении таблицы умножения начинаем с квадратов чисел. Вывести квадрат числа – это значит умножить его на самое себя. Квадратов в таблице всего 10, запомнить их не так сложно (во многом это благодаря тому, что какие-то из них зарифмованы – например, «пятью пять – двадцать пять»). Квадрат 10 на 10 запомнить вообще ничего не стоит.


    Чтобы ребенок действительно понял, а не только запомнил табличку, начинать изучение каждого ряда нужно с квадрата

    Умножение на 3

    Здесь уже дело обстоит немного сложнее. Если вы заметили, что ребенку не дается запоминание каких-то действий, проанализируйте его наклонности и подключайте те вспомогательные материалы, которые подойдут в вашем конкретном случае. Для многих детей идеально подходят карточки. В случае же с гуманитарным складом ума хорошо использовать уроки в стихотворной форме (об использовании специальных стихов для запоминания мы подробно расскажем в разделе ниже).

    Умножение на 4

    Здесь будет немного проще. Предложите ребенку попробовать самому логически выстроить то действие, и он наверняка догадается, что умножить на 4 – это то же самое, что 2 раза умножить на 2. Если же он будет затрудняться, вы легко объясните ему это. Карточки и стихи также будут полезны на данном этапе освоения материала.

    Умножать на 5 также несложно, детям обычно нравится эта часть обучающего процесса. Во-первых, все значения этого умножения расположены друг от друга через 5 чисел. Во-вторых, заканчиваются они на 5 или на 0. В конце четных чисел, умноженных на 5, будет стоять 0, а нечетных – 5. Как видите, все просто.


    Если рассмотреть произведения умноженных на 5 чисел, можно увидеть – все они заканчиваются на 5 или 0

    Умножение на 6, 7, 8 и 9

    Последний этап в освоении таблицы умножения – самый сложный, но состоит он из запоминания всего шести произведений. Чтобы хорошо их запомнить, придется потрудиться, ведь даже многие взрослые путаются с ответами.

    Чтобы ребенку было проще, используйте карточки, причем не 6, а 12. С таким набором карточек вы сможете практиковаться с переменой мест множителей, а это значительно облегчит запоминание.

    Игра с карточками

    Обучение в виде игры для детей просто необходимо. Оно выполняет главную функцию – способствует возникновению интереса. Если ребенок заинтересуется процессом, это уже будет практически гарантией того, что он успешно его освоит.

    Несмотря на то, что сейчас существует много более современных вспомогательных приспособлений и материалов (программы, онлайн-игры, звуковые плакаты и другие), обыкновенные карточки не теряют своей популярности. Они доступны всем и просты в применении. Если даже вы используете разные методики изучения таблицы умножения, карточки помогут вам на любом этапе.

    Первым делом вам нужно распечатать карточки или нарезать и заполнить вручную. Желательно наклеить их на картон для лучшей сохранности в ходе эксплуатации. На каждой карточке нужно написать пример из таблицы умножения. Ответ писать не нужно.

    В чем заключается сама игра? Поскольку подключать карточки вы будете с любого, даже самого раннего этапа обучения, то на каждое занятие нужно отбирать те примеры, которые соответствуют сегодняшнему плану. Затем карточки перемешиваются, и ребенок наугад вытаскивает любую из стопки. Ему нужно прочитать пример и назвать правильный ответ. После этого карточка откладывается в сторону и вытаскивается другая. Если ребенок ответил неправильно, карточка возвращается в стопку. При этом обязательно озвучивайте правильный ответ, чтобы ребенок его запомнил и ответил правильно, когда повторно вытащит эту карточку.



    Для заблаговременного обучения малыша достаточно распечатать набор карточек

    Преимущества такого простого процесса:

    1. Подключается зрительная память. Детям, особенно визуалам, будет гораздо легче выучить даже самые сложные примеры.
    2. Запоминание при таком подходе дается намного лучше. Осуществляется многократное повторение в диалоговой форме, а не простая зубрежка.
    3. Результат от проделанной работы ребенок видит сразу. У него появляется стимул быстрее закончить игру и выйти победителем, не оставив ни одной карточки в стопке. В таком игровом подходе можно устроить соревнование, подключив еще одного ребенка.

    Другие приемы изучения

    Чем больше приемов вы будете иметь в запасе, тем успешнее будет продвигаться процесс изучения вашим ребенком таблицы умножения. Разные способы можно применять не только в зависимости от склада ума детей, но и от уровня сложности конкретно взятого урока. Вам просто нужно постоянно анализировать ситуацию и ориентироваться в ней, тогда вы сможете доступно объяснить даже самый сложный пример, а ваш ребенок – быстро выучить его. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких приемов. Они ничуть не сложнее игры с карточками.

    Примеры из практики

    Чтобы найти наглядные примеры для обучения, не нужно далеко ходить – множество них находится рядом с вами в обычной повседневной обстановке. Проявите наблюдательность и немного пофантазируйте, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

    Сколько понадобится колесиков для 3 машинок? Сколько нужно посадить цветов на 3 клумбы, если на каждой их помещается 8? Сколько всего лапок у 4 плюшевых медведей? Как видите, вариантов множество. Можно предложить ребенку самостоятельно найти их или задавать задачи на умножение другу, беря примеры из домашней обстановки.


    Отличная идея – обучать ребенка при помощи его же игрушек, бытовых предметов, сладостей и так далее

    Примеры повышенной сложности

    Более сложным примерам и тем, которые ребенку трудно даются, уделяйте максимум внимания. При этом не перегружайте детскую память – чередуйте простые и сложные. Когда увидите, что материал освоен, переходите к другому. Не старайтесь выложить сразу всю информацию для запоминания, разделите ее на несколько подходов.

    Умножение на пальцах

    Пользуясь этим приемом, можно освоить всю таблицу умножения, но наиболее популярным в этом случае является умножение на 6, 7, 8 и 9. Использовать его можно дополнительно на любых уроках, но имейте в виду, что прежде чем показывать такую игру ребенку, вам нужно самому хорошо разобраться и выучить ее принцип.

    На стол кладем бумагу, сверху – руки пальцами горизонтально друг к другу. Обводим контуры рук и нумеруем пальцы таким образом: большой – 5, указательный – 6, средний – 7, безымянный – 8, мизинец – 9. Эти контуры пригодятся, когда мы будем смещать руки в ходе процесса. Теперь выбираем пример, который нужно решить: пусть это будет умножение 7 на 8. Средний палец левой руки будет обозначать 7, а безымянный правой – 8. Их нужно соединить и сдвинуть руки к краю стола. Пальцы перед соединенными, которые при этом свесятся вниз, будут обозначать десятки, а все остальные пальцы, которые останутся лежать на столе – единицы. Теперь считаем. Пальцев внизу 5 – значит, десятков 5. Пальцы же, которые лежат на столе, нужно перемножить. На левой руке их 3, а на правой – 2. Теперь 3 умножаем на 2 – получаем 6 единиц. Ответ – 56.

    Теперь умножение на 9. Положите руки рядом на стол, чтобы пальцы располагались вертикально. Каждый палец нужно пронумеровать от 1 до 10 слева направо. Можно сделать это на бумаге, чтобы не запутаться. Мизинец левой руки – это 1, а мизинец правой – 10. Теперь загибаем палец с числом, которое хотим умножить на 9. Например, это будет 5. Пальцы слева от него будут десятками, а справа – единицами. Ответ – 45.

    Изучение таблицы умножения при помощи рифмы (стихотворений)

    Этот прием запоминания относится к мнемотехническим. В приемах мнемотехники абстрактные понятия заменяются представлениями, основанными на каком-либо чувственном восприятии (в данном случае – аудиальном). То есть такой прием является по большей часть психологическим.

    Этот способ запоминания информации любят все дети, независимо от склада ума и характера. Почему? Рифма хорошо и быстро запоминается, стихотворения живописно иллюстрируют содержание и учить короткие веселые стишки куда более интересно, чем механически зубрить пусть даже несложные примеры.

    Однако основывать на этом приеме весь процесс не стоит, иначе вы рискуете перегрузить память ребенка излишним заучиванием. Мы бы порекомендовали использовать его в наиболее сложных случаях, чтобы снять напряжение и добавить в процесс элемент игры. При желании можно даже подключить картинки, иллюстрирующие какой-либо пример в стихах.

    Найти стихотворную таблицу умножения несложно, существует несколько вариантов разных авторов. Мы приведем примеры задач, которые обычно вызывают затруднения у всех. Некоторые примеры из книги Александра Усачева «Таблица умножения в стихах»:

    • 6 х 9: Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет – Пятьдесят четыре.
    • 7 х 8: Раз олень спросил у лося: – Сколько будет семью восемь? – Лось не стал
      в учебник лезть: – Пятьдесят, конечно, шесть!
    • 8 х 9: Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два.

    Красиво два на семь умножить
    Февральский праздник нам поможет,
    День всех влюбленных, помню я,
    ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!

    Сколько будет дважды восемь,
    Десятиклассников мы спросим.
    Они подскажут нам ответ,
    Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!

    Также возможны музыкальные распевки, которые особенно помогут ребенку с хорошим аудиальным восприятием.