Войти
Логопедический портал
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Бабкин российское духовенство и свержение монархии
  • Каноническое и параметрическое уравнения прямой
  • Классификация кинематических пар
  • Методика формирования естествоведческих представлений и понятий
  • Уроки церковнославянского языка для всех желающих быстро и самостоятельно овладеть им
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии

    В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии

    Австриец Виктор Эмиль Франкл, один из наиболее выдающихся мыслителей XX века, значительно меньше известен широкой публике, нежели его современники — Фромм, Хорни, Маслоу и др. Между тем его учение (учение, потому что это больше, нежели психологическая теория) прошло наиболее суровую проверку самой жестокой практикой — концлагерем.

    Франкл, как еврей стал жертвой нацистской политики. Он прошел через такие известные лагеря смерти, как Дахау и Аушвиц. Именно там он впервые имел возможность проверить правильность своего психологического подхода, названного им впоследствии логотерапией — (от греч. logos — смысл, знание), — то есть речь идет о терапии смыслом.

    Обычно логотерапию относят к гуманистическому направлению в теориях личности. Однако, это не вполне верно, хотя не стоит забегать вперед, у Вас будет возможность самостоятельно оценить разницу между логотерапевтическим и гуманистическим взглядом на человека.

    В своей теории человека, Франкл исходит из трех фундаментальных положений: 1) Свобода воли; 2) Воля к смыслу; 3) Смысл жизни. Разберем по порядку. Что понимается под свободой воли. Полагается, что человек всегда свободен, и никто не вправе эту свободу у него отнять.

    Разумеется, речь идет не о полной и абсолютной свободе от всего. Каждый человек в своем поведении ограничен: социальными и экономическими обстоятельствами, рамками своей культуры, своим психотипом, наконец. Речь идет, прежде всего, о свободе осознанного отношения к обстоятельствам, о свободе занять личностную позицию по отношению даже к тому, чего изменить или предотвратить человек не в силах.

    Например, когда массы людей сгонялись нацистами в концлагеря, сами люди, разумеется, были не властны над обстоятельствами своей жизни: лишения, голод, побои — все это было общим. Однако, люди были свободны в том, как им относится к данным тяжелым обстоятельствам. Свободны как позитивно, так и негативно. Они могли выбирать — пойти на поводу у нечеловеческих обстоятельств и превратиться в забитое животное, или несмотря ни на что остаться человеком, сохранить свою личность.

    Второе положение — воля к смыслу — связано с другой фундаментальной чертой человека — разумностью. Мы обладаем абстрактным мышлением и рефлексией (способностью взглянуть на себя со стороны). И мы отличаемся от животных тем, что точно знаем: мы обязательно умрем. Осознание своей конечности, заставляет нас искать ответ на вопрос «Зачем и ради чего я живу?».

    Этот вопрос, отнюдь не праздный. Если мы не имеем на него ответа, то жизнь может лишиться для нас своей ценности. «Жизнь ценность сама по себе!» — возразите Вы. Да, но она заканчивается смертью. Человеку, который не знает, зачем жить, вполне может показаться, что жить просто незачем. Поэтому мы ищем смысл, мы мотивированы поиском смысла, реализацией смысла в наших действиях. Мы не переносим бессмысленности. Когда мы что-то делаем, нам нужно знать зачем мы это делаем. Это принципиально отличается от взгляда на человека с позиций других психологических школ.

    Например, поведение художника, пишущего картину, можно объяснить в рамках динамического подхода, как сублимацию эроса. Однако сам художник, скорее будет говорить о смысле, который он пытается выразить в своей картине. Первое объяснение связано с причинами поведение (почему?), второе — с целью, смыслом (зачем?).

    Сторонники динамического подхода говорят о воле к удовольствию. Но ведь удовольствие, как правило — побочный продукт. Мы получаем удовольствие от хорошо выполненной работы, от приятного общения, от занятий сексом, наконец. Однако при этом, удовольствие проявляется, как последствия реализации смысла. Ведь, выполняя работу, мы думаем не об удовольствии, а о конечной цели. Общаясь с другими, мы тоже не думаем об удовольствии, а сосредоточены на теме общения.

    Наконец, если, занимаясь сексом, мы думаем в первую очередь об удовольствии, а не о нашем отношении к партнеру, то это наверняка закончится сексуальным неврозом, любой сексолог это подтвердит. Когда удовольствие становится самоцелью — оно становится почти недостижимым. Мы стремимся к идеалам и, готовы жертвовать ради них жизнью, а удовольствие чаще всего, приходит как нечто побочное.

    Когда говорят о воле к власти и превосходству, как движущем мотиве человеческого поведения, то игнорируется тот факт, что власть нужна как средство для реализации чего-то большего — смысла. Когда власть становится самоцелью, личность патологически деформируется: достаточно вспомнить биографию любого тирана. Человек, дорожащий властью ради власти, крайне несчастное существо — он везде видит врагов, заговоры и постоянно боится эту власть потерять, что ведет к психогенным деформациям личности.

    Продолжение следует…

    Двадцатый век стал периодом изучения человека. Буквально за сто лет возникли и развились многие научные дисциплины, целью которых стало раскрытие тайн человеческого существования. Ослабление влияния церкви на умы населения, связанное с техническим прогрессом, вызвало большой интерес к человеческой душе и методикам самопознания. Это послужило толчком к развитию психологии и психотерапии. Одно из ее направлений называется логотерапия. Франкл, автор методики, сумел создать уникальную научную теорию, с помощью которой можно вылечить широкий диапазон психозов разного характера и провести эффективный самоанализ. Данной методике и ее основным принципам посвящена сегодняшняя статья.

    Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии

    Франкл - фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.

    Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.

    В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.

    В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.

    Логотерапия Франкла: кратко

    Методика австрийского психиатра является Теория логотерапии Франкла становится более понятной, если учесть, что греческое слово "логос" здесь используется в значении "смысл". Иные интерпретации перевода будут только путать и не передадут истинного значения метода.

    Дело в том, что Франкл считал человеческую жизнь бесконечным поиском смысла. Он был уверен, что отсутствие смысла приводит людей на грань безумия и самоубийства, ведь они начинают испытывать психологический вакуум. Логотерапия не пытается дать пациенту ответы на вопросы и навязать свое видение ситуации. Она всего лишь направляет человека и позволяет ему самому определить свой смысл, ради которого стоит жить и идти вперед.

    Основы логотерапии

    Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.

    Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.

    Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.

    Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность - залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.

    Цели логотерапии

    Психоанализ Франкла основан на методике погружения в себя. Многие называют это самокопанием, но именно такой подход дает возможность полностью погрузиться в свою жизнь и проанализировать все ситуации. Иногда ответ на вопрос находится практически на поверхности, но найти его можно только пройдя все этапы самоанализа.

    Вместе с психотерапевтом пациент обсуждает все важные события в своей жизни, он анализирует разочарования, радости и горести. Каждое событие и эмоция постепенно подводит к пониманию своего смысла жизни. Ведь жизнь состоит из массы различных взаимосвязанных моментов, составляющих в конечном итоге дорогу, по которой можно прийти к важным решениям.

    Если рассматривать человеческую сущность, как стремящуюся к познанию и обретению смысла, то любой невроз и депрессию можно вылечить с помощью логотерапии. Ведь она дает пациенту возможность найти себя и обрести в любой ситуации смысл. Франкл утверждал, что в различных жизненных ситуациях существует свой смысл. К тому же он в своих трудах писал, что всегда существует общий смысл, ведущий личность по своему пути и являющийся ее предназначением. Но в различных перипетиях не стоит забывать и о многих смыслах, которые позволяют выживать и двигаться вперед. Нахождение их позволяет преодолеть любую трудность и вернуться на свою основную жизненную дорогу.

    Логотерапия Франкла: основные принципы

    Франкл утверждал в своих работах, что человек - создание свободное. Его ничто не может ограничить, он двигается по своей духовной вертикали и внутри ее способен принимать абсолютно любые решения. Работая с душевными расстройствами различной тяжести, психотерапевт считал, что внутри личности всегда остается ее часть или основа, которую невозможно нарушить. Она остается свободной даже в случае тяжелых заболеваний, когда создается впечатление о полной неадекватности пациента. Именно до этой основы необходимо "достучаться" логотерапевту, она всегда является статичной величиной.

    В связи с этим Франкл выделил три основных принципа своей научной теории:

    1. Свобода воли.

    В любых заданных условиях у человека остается возможность выбирать и самостоятельно принимать решения. Причем личность пользуется этой свободой во внутренних решениях, обусловленных воспитанием, темпераментом и опытом. А также во внешних или социальных, когда определенные условия предложены социумом и ситуацией.

    Данная свобода позволяет пациентам выйти из различных заболеваний, ведь личность приходит к пониманию того, что здоровье и болезнь тоже являются ее собственным свободным выбором. Этот факт наполняет жизнь многих пациентов новым смыслом.

    2. Воля к смыслу.

    Свобода сама по себе не имеет никакого значения, но стоит только понять, что она дается с какой-то целью, как все встает на свои места. Самореализация, то есть стремление к достижению своей цели, является самым главным жизненным смыслом личности. Любые препятствия на данном пути, которые явно или подсознательно мешают выполнению намеченных задач, приводят к психологическим проблемам разной тяжести.

    Логотерапевт дает возможность пациенту видеть и осознать эти препятствия для того, чтобы устранить их и вернуться на свой первоначальный путь. Причем сделать эту работу должен сам пациент всего лишь с помощью психотерапевта.

    3. Смысл жизни.

    Логотерапия объясняет существование человека не просто поисками смысла, но и совокупностью определенных преобразований в результате данной деятельности. Каждый индивид должен сделать лучше себя и окружающий его мир, но это вовсе не означает некоторую общность смысла. У каждой личности он свой и может меняться в зависимости от обстоятельств. Это обусловлено первыми двумя принципами логотерапии.

    Смысловые системы Франкла

    В процессе своего развития у человечества образовалось несколько смысловых систем, на которых акцентирует внимание логотерапия. Франкл выделял три ценностно-смысловые установки:

    • творчество;
    • переживания;
    • отношения.

    Ценности творчества заключают в себе то, что создает личность и дарит ее миру. Эти творения всегда вызывают массу эмоций и дарят смысл определенным категориям индивидов. Окружающий мир дает ценность переживаний, они перерастают в опыт и становятся частью личности, срастаются с ней. Ценность отношений является самой противоречивой величиной. Ведь она выражается не только в личностных отношениях, но и в позиции относительно своей судьбы и общении с окружающим миром.

    Особое внимание психиатр уделял совести. Методы логотерапии Франкла выделяли ее в особый душевный орган, который является неотъемлемой частью существования личности. Совесть функционирует как некая система, координаты которой нацелены на поиски общего смысла, можно сказать вселенского. Он направляет человека и координирует его поступки независимо от оценки отдельных индивидов и социума.

    Техники логотерапии

    Логотерапия Франкла техники использует весьма эффективные. Чаще всего их применяют в работе с пациентами, которые страдают различными неврозами и тревожными синдромами. Франкл доказал, что фобии и тревожные состояния отлично лечатся с помощью логотерапии. Но каждый из методов является весьма глубоким и приносит эффективность только при слаженной работе врача и пациента. Логотерапия Франкла основные техники представляет тремя следующими методами:

    • парадоксальной интенцией;
    • дерефлексией;
    • логоанализом.

    Каждая технология заслуживает пристального внимания.

    Парадоксальная интенция

    Данный метод доказал свою эффективность в борьбе со страхами и неврозами. Для них характерно введение пациента в замкнутый круг. Пациент боится и определенных ситуаций и старается их избегать, но эта деятельность, в свою очередь, порождает тревогу и новые страхи. В результате невроз усиливается, а заболевание начинает прогрессировать и переходить на новый уровень.

    Парадоксальная интенция погружает человека в проблему и дает ему возможность встретиться со своими страхами. Это прерывает замкнутый круг, что, в свою очередь, избавляет пациента от тревоги и невротических симптомов. Человек сам меняет свое отношение к ситуации, а следовательно, поведенческие стереотипы.

    Дерефлексия

    Данная методика отлично работает в случаях, когда повышенный уровень самоконтроля и внимания не позволяет пациенту достичь желаемого. Чаще всего это связано с различными интимными проблемами, такими как мужское бессилие и женская аноргазмия, не имеющими под собой физических оснований. С помощью дерефлексии пациент отвлекается от своей персоны и полностью переключается на своего партнера. В итоге отпадает проблема соответствия ожиданиям и усиленного самоконтроля.

    Логоанализ

    С помощью логоанализа психотерапевт получает возможность изучить ценностную шкалу пациента. Он стимулирует творческое начало и позволяет в кратчайшие сроки проанализировать всю жизнь, чтобы определить индивидуальный смысл.

    В связи с этим у личности пропадает ощущение бессмысленности и пустоты. Как следствие, пропадают неврозы, тревоги и депрессии.

    Заключение

    Логотерапия уже нашла свое применение во многих областях психологии. Она весьма эффективна в работе с различными психологическими проблемами, которые решаются с помощью логоанализа и терапии. Настолько же эффективно данное направление в лечении людей с тяжелыми формами психозов, в том числе шизофрении. Ведь логотерапия позволяет осознать смысл своего существования абсолютно в любой ситуации, а, значит, помогает продвигаться к поставленной цели.

    Логотерапия – это направление психотерапии, в основе которой лежит предположение о том, что развитие личности происходит через ее стремление к поиску жизненного смысла. При отсутствии у человека смысла жизни, когда он не понимает зачем живет, у него развивается экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах и расстройствах.

    Логотерапия имеет ориентацию на исследование, имеющих смысл для существования характеристик и оказывает помощь в осознании этих характеристик, их значимости. Осознав этот смысл, человек выздоравливает, что и является целью логотерапии.

    Направление логотерапии имеет похожие принципы, как у гуманистической психологии, но в большей мере все-таки основывается на положениях психоанализа.

    Создателем направления логотерапия психология является Виктор Франкл. В логотерапевтической психотерапии логотерапевт направляет свои силы на то, чтобы человек смог приобрести значение своего бытия и сделать это так, чтобы сам логотерапевт своих мыслей и советов при этом не навязывал, а всего лишь подталкивал человека к тому, чтобы он сам нашел утраченный смысл. Для того чтобы это получилось, психотерапевт пользуется методом сократического диалога.

    Потерянный смысл жизни и связанные с ним обобщенные ценности могут быть найденными человеком среди таких областей: переживание, творчество и сознательно принимаемое отношение к тем ситуациям и обстоятельствам, которые не поддаются изменению, и где пациент самолично сделать ничего не может.

    То есть, благодаря логотерапии, человек учиться смотреть шире, минуя сложившуюся ситуацию и находить смысл вне ее пределов. Одним из самых основных источников смысла является религиозная вера, иногда она есть даже единственным смыслом бытия человека.

    Логотерапия Франкла

    Метод логотерапия Франкла основные принципы, на которых она основана – воля к смыслу, смысл жизни и свобода воли.

    В. Франкл считает принцип «воли к смыслу» самодостаточной мотивацией без определенного ее выражения и порождения иных потребностей. Именно это стремление является центральным понятием между другими, составляющими основы логотерапии. Активное стремление отыскать свое место в жизни является самой сильной человека.

    Также основы логотерапии включают понятие ноодинамики, ее В. Франкл определял, как основную движущую силу духа человека. Она создается в поле напряжения, которое возникает между двумя полюсами, то есть между человеком и смыслом. И именно поиск предназначения быстрее доведет человека к состоянию внутреннего напряжения, чем к обретению гармонии и душевного равновесия. Но, важно, что именно это напряжение и будет главным условием человеческого благополучия, как свидетельствуют положения логотерапии. В. Франкл не считает смысл тем, что человек придумывает и изобретает, это слишком просто для него.

    Если рассмотреть семантический аспект, то становится понятным, что ядро смысла уходит в трансцендентную духовную сферу. Исходя из этого, Франкл дал название этому направлению не «смыслотерапия», что, казалось бы, очевидным, а «логотерапия», то есть «терапия духом и словом».

    Основы логотерапии составляет также понятие сверхсмысла, введенное основателем метода. Такой сверхсмысл невозможно познать с помощью рациональных средств, он шире человеческого познания. Он доступен тому, что передается от ядра личности, от того что имеется в бытии человека, посредством экзистенциального акта, который называется Франклом, как «основополагающая вера в бытие». Только имея волю к смыслу, личности удастся встретиться со сверхсмыслом, в результате чего она будет свободной и сможет отвечать за свои деяния. Итак, воля к смыслу является стремлением человека постигнуть смысл и обретение , если этого не состоится.

    В. Франкл считал и высказывал это в своей логотерапии, что предназначение жизни для каждого человека есть особенным, поэтому он меняется в зависимости от людей, от ситуации.

    Логотерапия твердит, что всегда есть такой смысл, который бы был под силу осуществить конкретному человеку. Здесь жизнь сама предлагает человеку варианты и требует от него действий.

    В роли смысла выступают ценностно-смысловые установки, закрепившееся, вследствие обобщения характерных ситуаций в эволюционном развитии человечества.

    Франкл в логотерапии выделил три смысловые системы: ценности творчества (человеческие творения, то, что отдается миру), ценности переживания (опыт, который приобретается от внешнего мира), ценности отношений (позиция относительно судьбы).

    Также Виктор Франкл уделил внимание понятию совести в логотерапии, он утверждал, что посредством совести человек реализовывает потребность в бытии. Называет ее «органом бытия» и относит к специфическим проявлениям, считая неотъемлемым компонентом условия человеческого существования.

    Совесть – интуитивная способность по отысканию единого смысла, направляющая действия человека, оценивая его поступки (что хорошо или плохо) относительно реализации тех смыслов, на которые человек направляет деятельность.

    Свобода воли человека относится непосредственно к его опыту. Существуют некие категории людей, считающих свою волю несвободной – это больные , которым кажется, что их волей управляет кто-то другой, и философы-детерминисты, которые уверенны, что люди чувствуют волю так, как будто она свободна, но, как они говорят, это самообман. Поэтому различием в их убеждениях и мыслями Виктора Франкла есть то, что нужно дать ответ на вопрос, насколько истинным есть опыт.

    Логотерапия Франкла основные принципы, которые описаны выше, являются особенным направлением, в том смысле, что имеют мощное философское основание и каждый может найти свой смысл жизни.

    С возникновением направления логотерапия приобрела новый опыт, до Виктора Франкла никто настолько сильно не занимался терапией в подобном направлении, хотя философских суждений насчет смысла жизни было очень много. Франкл сосредоточил свое внимание на вопросах о роли смысла в терапии и психопатологии. Благодаря своему опыту пребывания в концлагере, он осознал, что только наличие смысла помогает человеку выживать в самых невыносимых условиях.

    В. Франкл в теории логотерапии отошел от глубинных ориентаций, как в к стремлению постижения более «вершинных» психических явлений и процессов.

    Методы логотерапии являются достаточно практичными в их применении, и, как доказано, эффективными. Выделяются три основные техники логотерапии: парадоксальная интенция, дерефлексия и логоанализ. Они созданы для применения их в работе с пациентами, у которых наблюдаются состояния тревоги, интимные неврозы и обсессивно-компульсивный синдром.

    Цель логотерапии состоит в описании процесса смысловосприятия посредством феноменологического анализа для того, чтобы понять, как люди обретают смысл и чувство осуществления.

    Логотерапия применяется в различных сферах, которые можно распределить на специфические и на не специфические. К не специфической сфере применения относится психотерапия, занимающаяся разного рода заболеваниями. В специфическую область применения логотерапии входят ноогенные неврозы, которые возникли в связи с утратой значения жизни. В таких случаях применяется методика сократовского диалога, сущность которой заключается в том, что она, лучше всех способна подтолкнуть пациента к размышлениям об адекватном смысле жизни.

    Цель логотерапии в расширении способностей увидеть всю плоскость потенциальных смыслов, способных содержаться в любой ситуации.

    Логотерапия Виктора Франкла («терапия духом и словом») – особое направление, одна из составляющих психотерапии. Согласно ей, развитие человека происходит через попытки поиска смысла жизни. Когда смысла жизни нет, человек чувствует недовольство и непонимание, у него развиваются такие болезни, как невроз и прочие психические расстройства.

    Общая информация

    Цель логотерапии – описать процесс восприятия мыслей и провести его анализ, чтобы понять, как люди обретают смысл, расширить способности видеть смысл в сложных ситуациях и сделать человека здоровым. В основе логотерапии лежат и мотивация.

    Благодаря логотерапии человек получает способность мыслить вне ситуации, находить решение проблемы за пределами сложившегося мнения о ней. Огромную значимость здесь имеет религиозная вера, которая порой является для человека единственным источником душевного равновесия.

    1928–1938 – создал кружки дискуссий для молодежи. 1930 – стал доктором в области медицины (Венский университет). 1936–1942 – как невролог и психиатр стал руководителем отделения неврологии Ротшильдской больницы в Вене. С 1942 по 1945 – находился в Освенциме. 1946 – стал автором основополагающей работы «Человек в поисках смысла». 1947 – возглавил неврологическую больницу, затем стал доцентом Венского университета. 1949 – получил ученую степень по философии (Венский университет). 1955 – стал профессором.

    Изобретение логотерапии относится к 30-м годам 20 века. Основываясь на трудах и Альфреда Адлера, Виктор Франкл создал свой собственный, уникальный подход. Этот подход был подтвержден научно и признан обоснованным на международном уровне.

    Логотерапевт делает все для того, чтобы человек осознал значение своей жизни. При этом специалист не манипулирует пациентом и не подталкивает его к решению, а лишь помогает человеку, чтобы тот сам определил, что ему нужно. Методом, позволяющим так общаться, может быть сократический диалог.

    Основные понятия, помогающие вернуть жизни смысл:

    • Переживание.
    • Творчество.
    • Сознательное принятие ситуаций вне зоны влияния.

    Основные положения

    Чтобы понять, что такое логотерапия, достаточно обратиться к ее главным положениям.

    Ключевые понятия:

    1. Воля к смыслу. Виктор Франкл считает ее, даже без прочих составляющих, достаточной мотивацией для личности. Поиск предназначения приводит к душевному напряжению вместо сбалансированности, но именно эта деятельность – залог благополучия. Живя без смысла или без цели в жизни, человек испытывает фрустрацию, которая может привести к саморазрушению. Все люди нуждаются в мотивации.

    2. Смысл жизни. Франкл, согласно логотерапии, видит его исключительно в процессе движения, а не в изобретениях и выдумках. Каждый несет собственное предназначение, и оно бывает совершенно разным, завися от внешних условий.

    Человек всегда получает то, с чем он в силах справиться, и источником задач является сама жизнь. Логотерапия считает, что, идя к смыслу, ответственный и духовно развитый человек способен сделать лучше себя и мир вокруг, применяя знания о смысле ситуации и совершая соответствующие действия. При этом смысл жизни постоянно меняется, ведь жизненные ситуации не стоят на месте.

    3. Свобода воли. Свобода воли базируется на человеческой свободе и возможности самоопределения. Она позволяет контролировать себя и свести на нет симптомы, вернуться к нормальной жизни. Свобода заключается в духовной целостности и способности организовывать жизнь вокруг себя. Свобода воли относится к опыту. Ключевой вопрос, отвечающий, насколько свободна воля, это то, насколько истинным является опыт.

    Также в своих работах Виктор Франкл говорит о том, что нет способов полностью отнять у человека свободу. Центр личности сохраняется даже при тяжелых психических заболеваниях. Задача логотерапевта – найти здоровую сторону личности и установить контакт с ней, сделать все для того, чтобы человек понял, что он имеет и на что способен.

    В обществе существуют ценностные и смысловые нормы и правила, сложившиеся в процессе эволюции. Эти установки также могут быть смыслом. Их можно разделить на три основные группы:

    • Ценности творчества.
    • Ценности переживания.
    • Ценности отношений.

    К ценностям творчества относится то, что создано для мира; переживаний – полученный опыт; отношений – сложившаяся судьба, на которую нельзя повлиять.

    Как определяет Виктор Франкл, основные понятия логотерапии также включают . О ней он говорит как об «органе бытия», считая основным компонентом личности. Совесть, как полагает ученый, направляет человека в попытках обрести смысл.

    Способы

    • . При интенции пациент пытается делать вещи, вызывающие у него страх. Например, больной, переживающий панические атаки, прекращает бороться с приступами паники. Врач работает не столько с проявлениями заболевания, сколько с позицией пациента по отношению к неврозам и прочим расстройствам.
    • Дерефлексия. Часто используется для решения интимных проблем. Она отвлекает больного от симптомов и происходящего с ним, перенося внимание на партнера. Это снижает требования к совершаемым действиям и приводит к излечению.
    • Логоанализ Создан для изучения жизненных ценностей и приоритетов пациента.

    Данные способы лечения являются эффективными и помогают пациенту снова испытать радость жизни.

    Техники логотерапии применяются в специфических и неспецифических сферах. В первом случае это могут быть ноогенные неврозы, во втором – психиатрические заболевания.

    Логотерапевт, используя упражнения, помогает увидеть то, что мешает человеку добиваться своих целей. Пациент становится более внимательным, но при этом он сам ставит перед собой цели и идет к ним.

    Логотерапия может применяться отдельно, а может сочетаться с другими видами лечения. Она также может быть частью групповой или индивидуальной терапии и применяться, например, в педагогике. Данный метод эффективен при многих видах психических расстройств, например при агрессии, депрессии, неврозах. Автор: Анастасия Дзенгелевская

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    2.3 Экзистенциальный вакуум

    2.4 Коллективные неврозы

    2.5 Психиатрическое кредо

    3. ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНИКА

    Заключение

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    логотерапия психотерапия фрустация

    В настоящее время работа с психологической травмой является одной из наиболее важных задач в современной психологии и психотерапии. Эффективная работа с травмой возможна при комплексном подходе, который требует объединения в себе методов и способов работы, созданных рамках различных психотерапевтических подходов. При рассмотрении этих подходов необходимо уделить внимание направлениям, основанным на принципах экзистенциальной философии и психотерапии, способных повлиять на смысловое измерение жизни человека.

    Одним из таких направлений является логотерапия В. Франкла. Логотерапия базируется на трех фундаментальных понятиях:

    · свобода воли;

    · воля к смыслу;

    · смысл жизни.

    Именно они определяют возможность преодолеть себя и свои жизненные трудности, освоить активную позицию. В. Франкл неоднократно подчеркивает в своих работах, что нет ни одной ситуации в жизни, которая бы не могла быть осмыслена и продуктивно использована. По Франклу «логотерапия пытается помочь человеку в осознании двух фундаментальных вещей: во-первых, того смысла, который ждет от него реализации; а во-вторых, его волю к смыслу, которая ждет, чтобы пред ней поставили задачу». Потеря смыла жизни, которая сопровождает травму, нередко создает экзистенциальный вакуум, становящийся тормозом в реализации человеком его жизненно важных целей. Это заставляет пострадавших искать способы заполнения этого вакуума, облегчения страдания путём наполнения его смыслом.

    1. ПОНЯТИЕ ЛОГОТЕРАПИИ, ЕЁ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

    Логотерапия - одно из направлений психотерапии, основанное на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации жизненного смысла. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах.

    Логотерапия ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. Общая позиция близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается и на психоанализе.

    Создатель логотерапии - В. Франкл - основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:

    1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;

    2) о смысле жизни;

    3) о свободе воли.

    Логотерапия обозначает свое несогласие:

    · с бихевиоризмом - по сути, отвергающим представление о свободе воли;

    · с психоанализом - выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

    В. Франкл отстранился от "глубинных" психоаналитических ориентации и стремился к постижению "вершинных" явлений психических и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на ноогенные неврозы и ориентировал логотерапию на преодоление "экзистенциального вакуума" - чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления "трагического триединства человеческого существования" - страдания, вины и смерти.

    Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей:

    1) творчества;

    2) переживания;

    3) отношений.

    Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности. Теория и практика логотерапии исходит из того, что главное препятствие в поисках смысла жизни - центрация человека на самом себе, неумение выйти "за пределы себя" - к другому человеку или смыслу. Психотерапевт не может дать клиенту этот смысл (он для каждого свой), но может помочь его увидеть.

    Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа:

    · принцип дерефлексии, который заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло. В ситуациях, которые вызывают проявления данного симптома, переключает свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая самой ситуации новый смысл. Наиболее эффективен данный психотерапевтический прием при ипохондрической симптоматике, когда органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента;

    · принцип интенции парадоксальной - согласно В. Франклу - вдохновение клиента терапевтом (или самим собой) именно на то, чего он старается избежать. Пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается.

    Основной в практике логотерапии - метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических ноогенных неврозов. В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые невозможно повлиять.

    Разработан также метод парадоксальной интенции для лечения фобий и состояний навязчивых, и метод дерефлексии для лечения неврозов сексуальных. Эти методы основываются на постулируемых фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и способности к самотрансценденции.

    Таким образом, можно сделать вывод, что логотерапия исходит из того, что основным двигателем поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Она сосредотачивается на будущем, т.е. на предназначении и задачах, которые будут реализованы пациентом в будущем. Главный тезис учения - жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. С точки зрения Франкла, смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в окружающей действительности. Он предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

    · с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

    · с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);

    · посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить.

    2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ

    2.1 Стремление к смыслу и экзистенциальная фрустация

    Поиск человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных впечатлений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигнет возможности понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.

    Могут быть такие случаи, когда индивидуальное отношение к ценностям на самом деле является маскировкой скрытых внутренних конфликтов. В таких случаях мы на самом деле имеем дело с псевдоценностями (хорошим примером этого служат фанатизм), которые должны быть демаскированы.

    Однако, демаскировка, или развенчание, должно быть сразу прекращено при встрече с достоверным и подлинным в человеке. Если же развенчание в таком случае не прекращается, совершающий развенчание просто выдает свою собственную потребность в том, чтобы подавить духовные стремления другого.

    Если смысл, который будет реализован человеком, представлял бы собой обычное самовыражение, или был простой проекцией желаемой идеи, он мгновенно потерял бы свою обязывающую и требующую силу, он уже не смог бы поднимать возможности человека и звать его к исцелению. Франкл считает, что мы не избираем смысл существования, а скорее обнаруживаем его.

    Психодинамическое исследование в области ценностей вполне законно, вопрос состоит в том, всегда ли оно подходит. Кроме того, всегда надо иметь в виду, что всякое исследование, может только обнаружить то, что является движущей силой в человеке. Ценности не движут человеком, не толкают его, а скорее тянут. То есть внутренне подразумеваем тот факт, что всегда включена свобода человека сделать выбор между принятием и игнорированием собственной жизни, или же поплатиться им. Однако, человека не влечет к моральному поведению, он в каждом случае решает вести себя морально. И человек делает это вовсе не для того, чтобы удовлетворить свою моральную потребность или иметь хорошее настроение.

    Когда стремление к смыслу фрустрировано (чем-то блокировано), возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Апатия и скука - ее главные характеристики. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни патогенной. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленные тщетными поисками смысла жизни, - это скорее духовные бедствия, чем болезнь. Ощущение бессмысленности жизни одновременно может быть признаком интеллектуальной искренности и честности. Экзистенциальная фрустрация так же не может привести к неврозу.

    Для неврозов такого типа изобрели термин «ноогенный невроз», чтобы отличить его от невроза в обычном смысле слова, т.е. психогенного невроза. Ноогенный невроз имеет место не в психической, а ноогенной (от греч. "ноос" - ум как носитель смыслов) сфере человеческого существования.

    2.2 Ноогенные неврозы и ноодинамика

    Ноогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и инстинктом, а скорее из-за конфликта между различными ценностями, другими словами, из нравственных конфликтов. Среди этих проблем экзистенциональная фрустрация играет большую роль.

    Очевидно, что в случае ноогенных неврозов соответствующей им адекватной терапией оказывается не обычная психотерапия, а логотерапия - терапия, которая затрагивает духовное измерение человеческого существования. Если врач не в состоянии отличить духовное измерение от «инстинктивного», могут возникнуть опасные ошибки.

    Не всякий конфликт обязательно невротичен, огромное количество конфликтов нормальны и вполне естественны. Поскольку логотерапия помогает пациенту осознать скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В этом плане логотерапия сходна с психоанализом. Однако, пытаясь довести нечто до сознания пациента, логотерапия не ограничивается инстинктивными явлениями в его бессознательном. Она фокусируется на духовных реалиях, таких как подлежащий осуществлению потенциальный смысл пациента, и самое его воля к смыслу.

    Разумеется, поиск смысла и ценностей скорее вызовет у человека внутреннее напряжение, чем приведет его к внутреннему равновесию. Однако именно это напряжение служит необходимым условием психического здоровья. В мире нет ничего такого, что столь же эффективно помогало бы выдержать даже самые плохие условия существования, как осознание смысла своей жизни.

    Человеку требуется не равновесие, а то, что называется «ноодинамикой», т.е. духовной динамикой в рамках полярного напряжения, где один полюс представляет собой смысл, цель, которая будет реализована, а второй полюс -- человек, который должен осуществить эту цель.

    Таким образом, можно полагать, что душевное здоровье основано на определенном напряжении, напряжении между тем, чего человек уже достиг, и тем, что ему еще предстоит осуществить; или тем, кем он есть, и тем, кем ему предстоит стать. Такое напряжение внутренне присуще каждому человеческому существу и требуется для его душевного благополучия. Поэтому не должно быть сомнения в том, следует ли вызывать у человека такое напряжение, связанное с возможностью осуществления смысла его жизни. Только таким путем можно пробудить его дремлющую волю к смыслу.

    2.3 Экзистенциальный вакуум

    Экзистенциальный вакуум -- широко распространенное явление в XX столетии. Это вполне понятно и может быть, т.к. в начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение животных и посредством которых оно охранялось. В добавление к этому человек потерял традиции, которые служили опорой его поведению, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать. Все больше и больше он начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие.

    Экзистенциальный вакуум проявляется в основном в состоянии скуки. В настоящее время часто ставит перед психиатром гораздо больше проблем для разрешения, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей скоростью, т.к. процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному увеличению свободного времени среди рабочих. Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем.

    Давайте подумаем, например, о «воскресных неврозах»таком виде депрессии, которая охватывает многих при осознании недостатка содержания в своей жизни, когда обрывается натиск недельных занятий и очевидна пустота наедине с самим собой. Немало случаев самоубийства могут быть объяснены экзистенциальным вакуумом. Такие широко распространенные явления, как алкоголизм и юношеская преступность, не понятны до тех пор, пока мы не обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе. Справедливо это также и по отношению к кризисам пожилых людей. Более того, существуют различные скрытые формы и ложные проявления, за которыми обнаруживается экзистенциальный вакуум.

    2.4 Коллективные неврозы

    Каждый возраст имеет свои собственные коллективные неврозы, и каждый возраст нуждается в своей собственной терапии для того, чтобы совладать с ним. Экзистенциальный вакуум, являющийся массовым неврозом нашего времени, можно описать как частную и личностную форму нигилизма, т.к. нигилизм можно определить как позицию, что жизнь не имеет смысла.

    Во-первых, есть опасность, присущая учению о том, что человек есть ни что иное как результата биологических, психологических и социальных условий, или продукт врожденного и среды. Такой взгляд превращает человека в робота, а не человека. Разумеется, человек -- смертное существо, и его Свобода ограничена. И это не свобода от условий, а скорее свобода противостоять условиям.

    2.5 Психиатрическое кредо

    Невозможно представить, чтобы человек полностью лишился своей свободы. Следовательно, определенная свобода, сколь бы ограниченной она ни была, сохраняется у человека и в случае невроза, и даже психоза. Фактически, глубинное ядро личности пациента не затрагивается психозом. В. Франкл считал: «Неизлечимый психотик может утратить свою общественную полезность, но он не утрачивает своего человеческого достоинства. Таково мое психиатрическое кредо. Без него я не вижу смысла быть психиатром. Ради чего? Только ради поврежденного механизма мозга, который нельзя починить? Если бы пациент не был чем-то большим, эвтаназия, определенно, была бы оправданной».

    2.6 Смысл жизни и сущность существования

    Не возможно ответить на этот вопрос одной общей фразой, т.к. смысл жизни отличается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени. Не надо искать абстрактного смысла жизни. У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации. Поэтому человеческую жизнь нельзя переместить с мета на место, жизнь конкретного человека неповторима.

    Логотерапия пытается заставить пациента полностью осознать свою ответственность, поэтому ему остаётся право выбора ради того, за что, или за кого он считает себя ответственным. Именно поэтому, логотерапевт в наименьшей степени пытается давать оценочные определения пациенту. И поэтому, пациент сам должен решить, будет ли он считать свой смысл ответственностью перед обществом, или ответственностью перед своей собственной совестью.

    Таким образом, роль логотерапевта состоит в увеличении и расширении зрительного поля пациента так, чтобы весь спектр смыслов и ценностей стал осознанным и видимым ему.

    Согласно логотерапии можно обнаружить (открыть) смысл жизни тремя путями:

    1. Совершая дело (подвиг).

    2. Переживанием ценности. Возможен через переживание чего-либо, например, смысла природы или культуры. А так же через переживание кого-либо, например, в любви. Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное.

    3. Путем страдания. Как только человек сталкивается с недосягаемой, неизбежной ситуацией, ему представляется случай актуализировать высшую ценность -- наше отношение к страданию, отношение, в котором мы берем на себя страдание.

    И это один из основных принципов логотерапии, что человек готов даже страдать, при условии, что его страдание имеет смысл.

    3. ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНИКА

    Реалистичный страх, такой как страх смерти, не может быть снят посредством его психодинамической интерпретации. С другой стороны, страх невротический, например агорофобию, нельзя излечить с помощью философского понимания. Однако логотерапия разработала специальную методику для лечения и таких случаев.

    Для состояния антиципаторной или предваряющей тревоги, которое часто встречается у невротиков характерно, что оно вызывает именно то, чего пациент боится. Например, когда человек, входя в помещение, где находится много людей, боится покраснеть, он действительно краснеет. Опять же, чересчур сильное желание делает невозможным то, чего он желает. Это избыточное намерение (гиперинтенция) особенно часто наблюдается в случае неврозов на сексуальной почве. Наряду с этим в качестве патогенного фактора может выступать также избыточное внимание или гиперрефлексия.

    Исходя из этих двух фактов - страх порождает именно то, чего человек боится, а гиперинтенция делает невозможным то, чего человек желает - логотерапия и строит свою методику, называемую «парадоксальной интенцией». В рамках данной методики фобическому пациенту предлагается хотя бы на миг возжелать того, чего он боится. При этом пациент обретает способность отстраниться также от своего невроза.

    Используя эту логотерапевтическую технику, сотрудники Венской поликлинической больнице проводили успешное лечение даже в случаях затяжных обсессивно-компульсивных неврозов тяжелой степени. Парадоксальная интенция также может быть использована в случаях нарушения сна. Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, пациенту необходимо не стремиться заснуть, а наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать.

    Парадоксальная интенция эффективна при лечении обсессивных, компульсивных и фобических состояний (невроз навязчивых состояний. Кроме того, это быстродействующий терапевтический метод. Однако не следует думать, что такая быстрая терапия обязательно дает только временный терапевтический эффект. Комплексы, конфликты и травмы, которые нередко рассматривается в качестве причин неврозов, зачастую представляют собой скорее симптомы последних, нежели причины.

    Что касается действительной причины неврозов, то главным фактором является, такой механизм обратной связи, как антиципированная тревога. Тот или иной симптом вызывает фобическую реакцию, фобия усиливает симптом, а симптом, в свою очередь, подкрепляет фобию. Тем самым он увеличивает их разрушительную силу, так как действие вызывает противодействие.

    Антиципированную тревогу нужно нейтрализовать с помощью парадоксальной интенции. Порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности, будь то жалость к себе или презрение, но личной вовлеченностью в осмысленную деятельность, что и становится ключом к исцелению.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

    Соответственно выделяются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

    Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с точки зрения Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

    Психотерапевтический аспект логотерапии состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М: Класс, 2004. - 208 с.

    2. Глединг С. Основы психологического консультирования. - СПб: Питер, 2002. - 528 с.

    3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.

    4. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.

    5. Кочунас Р. Основы психологического консультирования: уч. пособие. - М: Академ. проект, 2000. - 239 с.

    6. Лейбин В. М. Словарь - справочник по психоанализу. - М.: АСТ, 2010. - 956 с.

    7. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 352 с.

    8. Франкл В.Э.Основы логотерапии. - М.: Речь, 2000. - 286 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Логотерапия как один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Взгляд Виктора Франкла на природу человека. Философско-психологические концепты. Смысл жизни, воля к смыслу. Применение логотерапии.

      презентация , добавлен 01.12.2016

      Логотерапия (лат. поиск смысла). Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - центральный мотив человеческого существования. Экзистенциальный подход к консультированию. Специфические и неспецифические сферы применения логотерапии.

      реферат , добавлен 26.05.2010

      Основной тезис учения о смысле жизни в теории В.Э. Франкла. Специфическая и неспецифическая область применения логотерапии. Современная клиническая психотерапия. Методика сократовского диалога. Роль религии в реализации смысловых ценностей переживаний.

      реферат , добавлен 13.06.2014

      Изучение медицины в Венском университете. Влияние Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера на Франкла. Депортация в концентрационный лагерь. Организация группы психологической помощи для заключенных. Создание методики психотерапевтической помощи - логотерапии.

      доклад , добавлен 10.10.2015

      Решения проблемы посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Логотерапия (воля к смыслу и смысл жизни). Экзистенциально-гуманистический подход. Навязчивые воспоминания трагического события. Темпоральность и психическая травма. Диагностика ПТСР.

      реферат , добавлен 11.05.2010

      Предпосылки возникновения экзистенциального направления в психологии. Основные положения логотерапии. Экзистенциальный вакуум как порождение экзистенциальной фрустрации. Крайняя степень выраженности экзистенциального вакуума - суицидальное поведение.

      курсовая работа , добавлен 13.08.2012

      Общая психотерапия, ее виды и основные цели в общемедицинской практике. Особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений психотерапии. Сущность поведенческих, суггестивных и психодинамических методов терапии. Метод аутогенной тренировки.

      реферат , добавлен 29.06.2009

      Происхождение, образование В. Франкла, австрийского психиатра, невролога. Работа в отделении по предотвращению самоубийств. Врачебная деятельность в концлагере. Создание методики психотерапевтической помощи - логотерапии. Деятельность в послевоенные годы.

      презентация , добавлен 28.05.2016

      Сущность коррекции функционального состояния человека, ее цели и основные задачи, показания и противопоказания. Понятие поведенческой психотерапии, этапы ее реализации, назначение и функции. Аутогенная тренировка как активный метод психотерапии.

      доклад , добавлен 27.05.2009

      Патофизиологическая природа невротических состояний по И. Павлову. Концепция невроза в гештальт-подходе. Психоанализ как метод терапии неврозов. Конкурентная теория Анохина. Гуманистический, бихеовиоральный, экзистенциальный подходы к пониманию неврозов.