Войти
Логопедический портал
  • Как загадать желание на новый год, чтобы оно быстро исполнилось
  • Ударение в русском языке
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • Куда ставится ударение. Ударение в русском языке. Ударение для отдельных слов

    Куда ставится ударение. Ударение в русском языке. Ударение для отдельных слов

    Хорошо воспитанный человек всегда уверенно чувствует себя в общении с самыми разными людьми. Он не спасует перед профессором на сессии и будет полон достоинства, познакомившись с публичным человеком. Что придает ему уверенности? Совершенное владение родным языком, когда он имеет возможность на равных разговаривать с самыми образованными людьми. Нельзя считать себя интеллигентом, не умея выразить свои мысли или употребляя в речи неуместные слова, тем более, произнося слова с ошибками. Постановка правильного ударения – одна из составляющих грамотной и красивой речи.

    Правильная литературная речь предполагает выполнение некоторых правил, в числе самых значимых – ударение. Слыша вокруг себя правильную речь, ребенок с детства автоматически запоминает ударные слоги и обычно не делает ошибок, разговаривая. Но как в любом правиле, и в ударении есть слова-исключения. В русском языке их более 20. И чтобы произносить эти слова правильно, их просто нужно запомнить. Тем более, что часть этих слов относится исключительно к деловой сфере, где неграмотное произношение может не только покоробить слух, но и произвести удручающее впечатление на деловых партнеров.
    Чтобы этого не случилось, нужно запомнить, что ударение в словах ставится следующим образом: девелопмент – девЕлопмент, каталог – каталОг, домен – домЕн, маркетинг – мАркетинг, средства – срЕдства. В слове договор ударение ставится на последнее «о» – договОр, во множественном числе правильной литературной формой является слово договОры, и в деловой жизни нужно пользоваться только им. В просторечье допустима форма – договорА.

    Совсем непростительно для человека, считающего себя грамотным, делать ошибки в повседневной речи. Поэтому нужно твердо запомнить ударение в следующих словах: позвонит – позвонИт, красивее – красИвее, мышление – мышлЕние, квартал – квартАл, инсульт – инсУльт, обеспечение – обеспЕчение, ходатайство – ходАтайство.

    Языку, как и всему, что окружает нас в жизни, свойственно время от времени претерпевать изменения. Вводятся новые формы, старые выходят из употребления. Особенно показательно это на таких словах, как творог – более предпочтительная форма – твОрог, хотя и творОг считается допустимой, но более просторечной и устаревшей формой употребления данного слова.

    Отдельного внимания заслуживает слово . Дело в том, что произносим мы его очень часто, и столь же часто допускаем ошибки. Нередко можно слышать «О дЕньгах, дЕньгам, дЕньгами». Но это устаревшие и уже изжившие себя формы произношения. Современные литературные нормы предполагают совершенно иное ударение в словах – о деньгАх, деньгАми, деньгАм. Однако, в поговорках правильным будет употребление старой формы, например, «Не в дЕньгах счастье».

    Если у вас в семье есть дети или русский является для вас не родным языком, обязательно обзаведитесь словарем. Чаще заглядывайте в него и приучайте делать это своих детей. Как минимум – грамотное произношение и написание слов вам обеспечено. Глубокие и прочные знания языка – основа уверенности в общении, располагающая к вам собеседников. Поэтому старайтесь говорить правильно!

    У современного человека есть масса возможностей научиться говорить правильно и красиво. И нельзя этими возможностями пренебрегать. Грамотная речь располагает собеседников, вызывает интерес и формирует уважение к человеку.

    Чтобы определить, куда падает ударение в слове «слИвовый» или «сливОвый», рассмотрим некоторые закономерности постановки ударения в именах прилагательных. Правильное ударение Единственно верным считается вариант – «слИвовый». Какое правило,…

    Навигация по записям

    Русский язык ложен и многогранен, богат выразительными средствами, силён, могуч и красив. Жаль, что родную речь не знает большинство граждан России. На деле люди, которые считают, что знают язык, на котором говорят, в действительности не такие знатоки. Однако наша речь – это показатель культуры и образованности. Дорогой костюм, парфюм не сделают человека привлекательнее и приятнее без правильной, грамотной речи. Не каждый человек готов похвастаться тем, что не вызывает у собеседника негативных эмоций. Для каждой сферы занятий человека навыки грамотного общения необходимы, поэтому стоит уделять хотя бы чуточку времени на изучение родного ему средства общения.

    Ударение в русской речи – сложнейшая часть изучения курса. В отличие от правописания, лексических и синтаксических норм, речевых правил выделение гласных звуков интонацией подразумевает скорее большое количество исключений из правил, чем норм. Но всё-таки в том, как правильно ставить ударения в словах, помогают правила орфоэпии, которые описаны в данном разделе.

    Откуда берутся правильные ударения

    Часто выделение гласной интонационно зависит от этимологии слова, его части речи. Так, заимствованные слова подчиняются одному правилу, глаголы русского языка – другому, но это систематизировано, благодаря правилам понятно, какую гласную стоит выделять. Конечно, можно проверить онлайн ударение или заглянуть в словарь ударений русского языка, но там вряд ли будет дано объяснение или расписано правило, с помощью которого станет понятной схема выделения гласных интонацией в аналогичных словах. Также в данном разделе Вы можете найти стишок для запоминания к вызывающему затруднения слову, чтобы правило навсегда отложилось в памяти.

    От каких факторов зависит ударная гласная

    Часть слов в русской речи сохраняет ударение только на одном слоге, в других ударная гласная может быть разной, то есть интонационно выделяется несколько слогов в некоторых словоформах. В таком случае здорово помогают правила, систематизирующие и подчиняющие себе выделение гласных интонацией. Для разбора и лучшего закрепления к словам, которые вызывают сомнения в постановке ударения, приведены примеры употребления.

    Таким образом, речь – это система взаимосвязанных элементов, которые объединены особыми правилами и подчинены им, чтобы облегчить себе процесс изучения. Не стоит забывать, что это наше основное средство общения, взаимодействия с другими людьми, поэтому нужно уметь правильно говорить, чтобы быть хорошим собеседником. Знание норм произношения показывает общий культурный уровень человека.


    хранитель изящной словесности

    баловАть, баловАться, балОванный

    бАрмен

    бОчковое

    водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

    договОр (и договОры)

    жалюзИ

    завИдно

    каталОг

    квартАл

    красИвее

    кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны )

    мАркетинг

    мастерскИ

    наращЁнные

    новорождЁнный

    обеспЕчение

    облегчИть

    откУпорить

    пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи )

    позвонИшь, звонИт, звонЯт

    пулОвер

    свЁкла

    танцОвщик, танцОвщица

    творОг и твОрог (оба варианта равноправны )

    тирамисУ

    тОрты

    тОтчас

    тУфля

    фенОмен

    чЕрпать

    Что написано пером…

    Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.

    #щасспою. Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях. Пусть друзья или коллеги вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами («Венеция красИвее Парижа, красИвее, красИвее, красИвее Парижа», «мне звонЯт, мне звонЯт», «мой парень бАрмен, бАрмен, бАрмен»). Такова наша психология: то, что мы делаем не одни, лучше запоминается.

    #чудноемгновенье. Тем, у кого развито воображение, проще всего привлекать к делу запоминания любой информации ассоциации и образы, с нею связанные. Вот, например, полезный овощ свЁкла, а продает его румяная бабушка ФЁкла. А отличный специалист по мАркетингу знает все о том, как держать мАрку!

    #графомания. Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

    И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь (в переводе с древнегреческого «орфоэпия» означает правильное произношение»), словарь ударений. Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!

    Ударение в современном русском языке строго определено для большинства слов, иначе говоря, находится всегда на одном и том же месте. Так, например, в предложении Над седой равниной моря ветер тучи собирает, взятом из «Песни о буревестнике» М. Горького, семь слов. Ни в одном из этих слов невозможно перенести ударение на какой-нибудь другой слог. Даже изощренный во всяких словесных вывертах человек не сумеет произнести эти слова с неверным ударением.

    Если взять какой-нибудь словарь и просмотреть все его разделы от «А» до «Я», то можно убедиться в том, что устойчивость, неизменяемость ударения в словах вообще присуща русскому языку. Однако при более внимательном рассмотрении словаря мы находим довольно большое количество слов, составляющих исключение из общего правила, то есть допускающих возможность переноса ударения с одного слога на другой.

    Вот некоторые из таких слов: дЕвичий и девИчий, издалекА и издалЁка, мИнуло и минУло, мЫшление и мышлЕние, прОсека и просЕка.

    Чтобы понять причины, лежащие в основе подобных явлений, необходимо разобраться в особенностях русского ударения и прежде всего в том, что принято называть его разноместностью.

    Разноместность русского ударения характеризуется тем, что оно может падать на любой слог слова: мАльчик, машИна, самолЁт, сторожевОй и на разные его морфологические элементы — на приставку, на корень, на суффикс, на окончание: прИгород, телЕга, меховщИк, молокО.

    Разноместность ударения в современном литературном языке используется для различения некоторых слов по смыслу: Атлас и атлАс, зАмок и замОк, пАхнуть и пахнУть и т. п., а также для различения грамматических форм одного и того же слова, например: мЕли — множественное число от существительного мель и мелИ — повелительное наклонение от глагола молоть и т. д.

    В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: Угля или углЯ, гУся или гусЯ, и т. п.

    В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?

    Одной из причин считается влияние на постановку ударения так называемого закона аналогии, по которому один тип ударений воздействует на другой. Так, например, у целого ряда существительных женского рода 1-го склонения типа спина, которые имеют во всех падежах единственного числа ударение на окончании и переносят его в винительном падеже на основу, образуется под влиянием аналогии форму винительного падежа с неправильным ударением на окончании (спинУ, боронУ, щекУ, ногУ, головУ и т. д.).

    Другой весьма существенной причиной, вызывающей отклонения в ударении, является влияние на литературный язык диалектов (местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень и т. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественного числа существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствА и др. и в прошедшем времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл, взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературное ударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил, предлОжил, звОнишь, красивЕе, а также отдельные слова из речи моряков, шоферов, свекловодов, бухгалтеров, почтальонов, нефтяников и др. (компАс, рапОрт, свеклА, квАртал, дОставка, подошвА, кАучук).

    И, наконец, третьей причиной, вызывающей колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремление к русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими или достаточно обрусевшими словами. Так, например, неправильная форма родительного падежа слова бамбУк — бамбукА (вместо бамбУка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсУк — барсукА. Читая газеты и книги, просматривая интернет, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением; свойственным подобным словам в русском языке. К результате чего получается цЕмент (вместо правильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.

    Трудности, связанные с ударением в русском литературном языке, не исчерпываются его разноместностью. Они порождаются еще и тем, что ударение в одних категориях русских слов бывает неподвижным, а в других — подвижным. Неподвижность ударения характеризуется тем, что при образовании грамматических форм оно остается всегда на одном и том же месте, например: рАдость, рАдости, рАдостью, рАдостей, рАдостям, рАдостях; плывУ, плывЁшь, плывЁт, плывЁм, плывЁте, плывУт; прилЕжен, прилЕжна, прилЕжно, прилЕжны. При подвижном ударении наблюдается совершенно иная картина. Здесь при образовании новых грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой или же с одной части слова на другую, например: головА, головЫ, гОлову, голОв; люблЮ, лЮбишь, лЮбим, лЮбите, лЮбят; смЕл, смелА, смЕло, смЕлы.

    Ошибки, возникающие в связи с этой особенностью ударения в русском языке, встречаются преимущественно в речи людей, плохо знающих законы грамматики. Рассмотрим некоторые из этих ошибок.

    Известно, что у ряда существительных в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных формах множественного числа — на окончание. А между тем многие произносят кАмнями вместо камнЯми, вОлками вместо волкАми, звЕрями вместо зверЯми, мАтерями вместо матерЯми и т. д.

    Ряд существительных женского рода на -а образует особую форму винительного падежа с переносом ударения на основу. Однако многие произносят неправильно: зимУ, доскУ, горУ, стенУ, спинУ, землЮ (вместо зИму, дОску, гОру, стЕну, спИну, зЕмлю).

    В глаголах необоснованный перенос ударения с одного места на другое иногда придает словам архаичный (устарелый) оттенок: дарИшь, варИшь, вертИшь, катИшь (вместо современных дАришь, вАришь, вЕртишь, кАтишь). Особенно большое количество ошибок, связанное с неправильным переносом ударения в слове, наблюдается при употреблении большой группы глаголов, имеющих ударение на основе во всех формах, кроме женского рода. Результатом такого переноса мы имеем знаменитые взЯла, брАла, дАла, спАла, а также отнЯли, понЯли, принЯли и т. п. Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах этого типа, надо почаще думать о них или лучше всего хорошенько запомнить:

    • Брал, бралА, брАло, брАли;
    • взял, взялА, взЯло, взЯли;
    • внял, внялА, внЯло, внЯли;
    • гнал, гналА, гнАло, гнАли;
    • дал, далА, дАло, дАли;
    • дОнял, донялА, дОняло, дОняли;
    • зАнял, занялА, зАняло, зАняли;
    • нАнял, нанялА, нАняло, нАняли;
    • Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
    • нАчал, началА, нАчало, нАчали;
    • пОнял, понялА, пОняло, пОняли;
    • прИнял, принялА, прИняло, прИняли.

    Большие неприятности при постановке ударения доставляют нам краткие прилагательные без суффиксов или с суффиксами -н-, -л-, -к-, -ок, которые имеют обычно неподвижное ударение на первом слоге во всех формах, кроме единственного числа женского рода. Мы часто сомневаемся, как сказать, например: бОйка или бойкА, вЕсела или веселА, жИва или живА. Здесь тоже нельзя обойтись без «зубрежки». Поэтому сделаем над собой некоторое усилие и запомним:

    • бОек, бойкА, бОйко, бОйки;
    • вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
    • врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны;
    • гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
    • горд, гордА, гОрдо, гОрды;
    • гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;
    • густ, густА, гУсто, гУсты;
    • дёшев, дешевА, дёшево, дёшевы;
    • дОлог, долгА, дОлго, дОлги;
    • дОрог, дорогА, дОрого, дОроги;
    • зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены;
    • кИсел, кислА, кИсло, кИслы;
    • крОток, кроткА, крОтко, крОтки;
    • мОлод, молодА, мОлодо, мОлоды;
    • прав, правА, прАво, прАвы;
    • пуст, пустА, пУсто, пУсты;
    • рЕдок, редкА, рЕдко, рЕдки;
    • свЕтел, светлА, свЕтло, свЕтлы;
    • тесЕн, теснА, тЕсно, тЕсны.

    В отдельных случаях в среднем роде кратких прилагательных указанного типа допустимо двоякое ударение, например: Остро и острО, стАро и старО, высОко и высокО, далЁко и далекО, глубОко и глубокО, ширОко и широкО.

    Некоторые односложные имена существительные женского рода в сочетании с предлогами в и на произносятся с ударением на окончании: в горстИ, в кровИ, в костИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, в честИ, на дверИ, на печИ, на цепИ.

    В тех случаях, когда предлоги принимают ударение на себя, следующее за ними существительное или числительное теряет свое ударение. Чаще всего «перетягивают» на себя ударение предлоги на , за , под , по , из , без , например: нА воду, нА гору, нА душу, нА зиму, нА год, нА день, нА дом, зА руку, зА спину, зА город, зА уши, пОд руки, пОд ноги, пОд гору, пОд вечер, пО морю, пО полю, пО лесу, пО два, пО три, пО сто, Из дому, Из виду, Из лесу, бЕз вести, бЕз толку, бЕз четверти.

    Таким образом, мы видим, что ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличать одно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различения грамматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установить четкие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую и невозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культуры рекомендуется пользоваться словарями.

    обеспЕчение или обеспечЕние

    Как правильно ставить ударение в слове ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

    В слове “обеспечение” ударение надо поставить на третий слог – обеспЕ чение .

    Это одно из существительных, образованных от глагола, которых немало в русском языке (например, рисование, вышивка и прочие). И во многих случаях мы наблюдаем то же самое, что и в данном случае: ударение остается неподвижным; на какой слог оно падало в глаголе с производящей основой, на том же слоге оно оказывается в производном слове – существительном.

    Ударение в слове обеспЕчение , таким образом, остается на том же слоге, на каком оно было в глаголе обеспЕчить , от которого образовано это существительное. По такому же принципу образованы, к примеру, слова рисовАние от рисовАть, слУшание от слУшать и другие.

    Как запомнить, где ударение?

    Чтобы запомнить, как правильно ставить ударение в слове обеспЕ чение , есть несколько мнемотехнических формул.

    Самая знаменитая, наверное, – это шутливая фраза, что обеспЕ чение – это значит «лишение печени» .

    Можно запомнить стишок:

    Подвергается увековЕчению

    Ударение в «обеспЕ чению».

    Мы поддаемся обеспЕ чению

    Консервами с тресковой пЕченью.

    Примеры употребления

    Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.

    • Программное обеспЕ чение было уже приобретено.
    • Особое внимание уделяется обеспЕ чению организма белками и витаминами.
    • Мы снова вынуждены напомнить об обеспЕ чении условий договора.

    Особенности

    В некоторых словарях (в орфографическом Лопатина, например) в слове обеспЕчение ударение предлагается ставить не только на третий, но и на четвертый слог – обеспечЕние .

    Однако до сих пор, хотя последний вариант произношения довольно распространён, считается правильным только вариант обеспЕ чение . Он представлен и во всех, включая самые современные, орфоэпических словарях. Так что, хотя и можно с уверенностью предположить, что произношение обеспечЕние станет в течение ближайшего века допустимым, в данным момент вопрос, где ставить ударение в этом слове, имеет только один ответ: обеспЕ чение .