Войти
Логопедический портал
  • Богуславский, михаил соломонович
  • Михаил девятаев Девятаев михаил петрович герой советского
  • День, когда началась война
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Богуславский михаил викторович. Богуславский, михаил соломонович. Некоторые научные труды

    Богуславский михаил викторович. Богуславский, михаил соломонович. Некоторые научные труды

    Михаи́л Ви́кторович Богусла́вский - доктор педагогических наук (1994), профессор (2001), член-корреспондент РАО (2001), заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ « » (прежнее название - Институт теории и истории педагогики). В настоящее время является ведущим российским специалистом по методологии, теории и истории образования.

    Образование и академическая карьера

    В 1986 г. защитил диссертацию «Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, спец. 13.00.01, «общая педагогика» .

    В 1994 г. защитил докторскую диссертацию, в 2001 г. ему присвоено звание профессора.

    27 апреля 2001 года избран членом-корреспондентом РАО. Является заместителем председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики РАО. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО .

    Является главным научным сотрудником. Заведовал отделом истории педагогики и образования Института теории и истории педагогики РАО. Ныне заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

    Вклад в науку

    В трудах М. В. Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; воплощены методологические подходы к толкованию истории педагогики, как важнейшего культурно - образовательного явления. Разработана система методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и обновить возможности историко-педагогических исследований. Им осуществлены крупные исследования в сфере философии образования, его ценностных оснований, методологии и технологии осуществления гуманистической педагогики, впервые разработана методология и технология осуществления эксперимента на историко-педагогическом материале .

    Учебная и методическая деятельность

    М. В. Богуславским разработан и внедрён в практику учебно - методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л. Н. Толстого , П. Ф. Каптерева , В. П. Вахтерова , К. Н. Вентцеля , С. И. Гессена , М. Монтессори и др.

    Авторским коллективом под руководством М. В. Богуславского подготовлен учебник «История педагогики» (под ред. Н. Д. Никандрова . М., 2007, 26 п.л., авт. вклад 16 %), чем внесён значительный вклад в научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе постдипломного образования. Учебно-методический комплекс по истории педагогики внедрён в образовательный процесс МГПУ и ПАПО Московской области, ряда педагогических вузов страны.

    М. В. Богуславским осуществляется руководство Научным Советом по истории образования и педагогической науке РАО. За 1985-2014 гг проведено 30 сессий Научного Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования - преподавателей вузов.

    Издательская и просветительская деятельность

    М. В. Богуславским обнародовано более 620 научных работ, из них 18 монографий. Более 300 научно - публицистических статей опубликовано в центральной педагогической печати. Он автор более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии).

    М. В. Богуславский - ответственный секретарь интернет-журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск», Историко-педагогического альманаха ВЛАДИ (научно-образовательный журнал) .

    Общественная деятельность

    М. В. Богуславский - Президент Общественной Академии творческой педагогики им. Л. И. Рувинского, Председатель Благотворительного фонда наследия Д. И. Менделеева , член Правления Международной макаренковской ассоциации (ММА) , в 2014 г. избран Вице-президентом Российской макаренковской ассоциации по взаимодействию с научно-педагогическими учреждениями .

    Награды

    За особые заслуги в области педагогических наук М. В. Богуславский

    Основные труды (монографии)

    1. Развитие общего образования в первой трети ХХ века: проблемы и решения. М.,1994. - 10 п.л.
    2. ХХ век Российского образования. М.,2002.- 12,5 п.л.
    3. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. М., 2002.- 8 п.л.
    4. Российское образование на переломе эпох. - Ростов-на-Дону, 2002 (в соавт.)
    5. Отечественное образование: персонажи истории. М., 2003.- 7 п.л.
    6. Модернизация российского образования: проблемы и решения. - М., 2004 (в соавт.)
    7. Развитие российской школы на рубеже XIX-XX столетий: методология и теория. - Тверь, 2004. - 8 п.л. (в соавт; авт. вклад 50 %.)
    8. В. А. Сухомлинский: уроки радости познания. М., 2005. - 6 п.л.
    9. История отечественной педагогики (первая треть ХХ века). Томск, 2005 - 20 п.л.
    10. Подвижники и реформаторы российского образования. М., 2005. - 13,5 п.л.
    11. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. М., 2007. −18 п.л. (в соавт. авт. вклад 50 %).
    12. Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст). М., 2007. −18 п.л.
    13. История педагогики. - М., 2007 (в соавт.)
    14. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Тверь, 2007. - 6,5 п.л.
    15. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст). Монография. - М.: Научная книга, 2007.
    16. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века). М.: ИТИП РАО, 2008. −12 п.л.
    17. Элитное образование в России: исторический опыт и современность". Тверь: Золотая буква, 2009. −15 п.л (в соавт; авт. вклад 40 %)).
    18. Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)". Саранск, 2010.- 18 п.л. (в соавт; авт. вклад 50 %).
    19. История педагогики: методология, теория, персоналии. М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.
    20. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец ХIХ-ХХ вв.): Монография / под ред. М. В. Богуславского. - М.:ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ 2012. - 500 с. (в соавт).
    21. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений современной педагогической науки России. - М., 2012.-128 с. (в соавт).

    Некоторые книги и статьи (ссылки)

    • Богуславский М. В. // Монография, М., 1994 г. Фонд знаний «Ломоносов».
    • Богуславский М. В. // ХХ век российского образования.- М.: ПЕР СЭ, 2002.-336.- С.80-82.
    • Богуславский М. В. // «Вестник образования», № 15, 17-24 (2003 г.) и в № 1, 2 (2004 г.)
    • Михаил Богуславский. // передовая статья в газете «Гуманная педагогика», подготовленной к Одиннадцатым международным педагогическим чтениям «Учитель, вдохнови меня на творчество!» (сент. 2011 г.)
    • // на упомянутой конференции (видео).
    • Богуславский М. В. // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5-21.
    • Богуславский М. В. // Директор школы. 2002. № 9. С. 35-38.
    • Богуславский М. В. // Сетев. стр. «Педагоги-новаторы», запись от 22.03.2012.

    Напишите отзыв о статье "Богуславский, Михаил Викторович"

    Примечания

    См. также

    • на странице ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»
    • на странице ГОУ «Педагогическая академия».

    Отрывок, характеризующий Богуславский, Михаил Викторович

    Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

    Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
    Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
    Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.
    Звуки церковного пения прекратились, и послышался голос духовного лица, которое почтительно поздравляло больного с принятием таинства. Больной лежал всё так же безжизненно и неподвижно. Вокруг него всё зашевелилось, послышались шаги и шопоты, из которых шопот Анны Михайловны выдавался резче всех.
    Пьер слышал, как она сказала:
    – Непременно надо перенести на кровать, здесь никак нельзя будет…
    Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
    – За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
    Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
    Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.
    – На другой бочок перевернуться хотят, – прошептал слуга и поднялся, чтобы переворотить лицом к стене тяжелое тело графа.
    Пьер встал, чтобы помочь слуге.
    В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно, при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение. Больного перевернули на бок к стене. Он вздохнул.
    – Il est assoupi, [Он задремал,] – сказала Анна Михайловна, заметив приходившую на смену княжну. – Аllons. [Пойдем.]
    Пьер вышел.

    В приемной никого уже не было, кроме князя Василия и старшей княжны, которые, сидя под портретом Екатерины, о чем то оживленно говорили. Как только они увидали Пьера с его руководительницей, они замолчали. Княжна что то спрятала, как показалось Пьеру, и прошептала:
    – Не могу видеть эту женщину.
    – Catiche a fait donner du the dans le petit salon, – сказал князь Василий Анне Михайловне. – Allez, ma pauvre Анна Михайловна, prenez quelque сhose, autrement vous ne suffirez pas. [Катишь велела подать чаю в маленькой гостиной. Вы бы пошли, бедная Анна Михайловна, подкрепили себя, а то вас не хватит.]
    Пьеру он ничего не сказал, только пожал с чувством его руку пониже плеча. Пьер с Анной Михайловной прошли в petit salon. [маленькую гостиную.]

    Преподаваемые дисциплины

    История российского образования. Методы и методология научного исследования

    Научно-преподавательский стаж Заслуги, награды

    Богуславский Михаил Викторович награжден медалью «В память 850-летия МОСКВЫ», медалью К.Д. Ушинского Министерства образования и науки РФ «За особые заслуги в области педагогических наук» (2005), Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2014), медалью РАО им. М.Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015), медалью им. З.И.Равкина «За заслуги в развитии истории педагогики» (2016), Почетной грамотой РАО «За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования» (2010), Благодарностью Комитета Государственной Думы по образованию «За большой вклад в развитие образования» (2009), Почетной грамотой министра культуры и массовых коммуникаций РФ «За многолетний плодотворный труд в области сохранения культурного наследия России» (2008), медалью Д.И. Менделеева «За большую просветительскую деятельность» (2008), медалью М.В. Ломоносова «За большой вклад в патриотическое воспитание молодежи», медалью А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть» (2018), Золотым Знаком «Рыцарь гуманной педагогики» (2009), Знаком Губернатора Московской Области «Благодарю» «За большой вклад в развитие образования» (2010), Почетной грамотой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (2018).

    Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологий в сфере образования «За развитие инновационных процессов и технологий в образовании» (2006).

    Уровень образования, квалификации

    Образование высшее, квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

    Направление подготовки (или специальность)

    «История»

    Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке

    Проходил повышение квалификации: в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в 2016 г. по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности (72 часа).

    Основные публикации

    Имеет 543 публикации, в том числе 532 научную и 12 учебно-методических, из них за последние 3 года 105 публикаций, в том числе 98 научных статей, 6 научных монографий и 1 учебное пособие.Среди них:

    «Подвижники и реформаторы российского образования».-М., 2005. — 13,5 п.л. ;

    «Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм».-М., 2007. -18 п.л. (в соавт.);

    «Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст)».-М., 2007. -18 п.л.;

    «Детское движение в России: между прошлым и будущим». -Тверь, 2007. — 6,5 п.л.;

    «Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». -М., 2008. -12 п.л.;

    «Элитное образование в России: исторический опыт и современность». -Тверь, 2009. -15 п.л. (в соавт.);

    «Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)». — Саранск, 2010.- 18 п.л. (в соавт.).

    О себе

    Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности «История», квалификация «Преподаватель истории и обществоведения»

    Основное место работы — Заведующий отделом истории педагогики и образования УРАО «Институт теории и истории педагогики».

    Руководит научно-исследовательской работой магистрантов, аспирантами и соискателями.

    М.В. Богуславский — заместитель председателя Бюро Отделении философии образования и теоретической педагогики, член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО, Президент Общественной Академии творческой педагогики, Председатель Благотворительного фонда наследия Д.И. Менделеева.

    М.В. Богуславский является членом диссертационных советов УРАО «Институт теории и истории педагогики», АПК и ППРО МОН РФ и Смоленского государственного университета. М.В. Богуславский Ответственный секретарь Интернет — журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск», Историко-педагогического альманаха ВЛАДИ (научно-образовательный журнал).

    М.В. Богуславский является автором более 200 статей по истории педагогики в «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Большой российской энциклопедии» (ред.отдела «Образование»), «Московской энциклопедии» (член редколлегии). М.В. Богуславский осуществляет руководство Научным Советом по истории образования и педагогической науки РАО: на протяжении 1985-2013 гг. проведено более 30 сессий Совета, координирующего исследовательскую деятельность более 100 российских историков образования — преподавателей вузов.

    М.В. Богуславским разработан и внедрен в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебные программы, пособия, цикл антологий и избранных произведений Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, К.Н.Вентцеля, С.И.Гессена, М. Монтессори и др.

    Область научных интересов

    В трудах М.В.Богуславского в целостном виде представлен процесс развития отечественной педагогической науки и образования; реализованы методологические подходы к трактовке истории педагогики, как важнейшего культурно — образовательного феномена. Разработан комплекс методологических подходов к исследованию истории педагогики (парадигмальный, цивилизационный, аксиологический), которые в своей совокупности позволили существенно обогатить и модернизировать потенциал историко -педагогических исследований.

    Богуславский Михаил Соломонович (1 (13) мая 1886(18860513), место рождения посад Крюков Полтавской губернии - 1 февраля 1937, Москва) - советский государственный и партийный деятель.

    Биография

    Родился в посаде Крюкове Полтавской губернии, ныне в пределах города Кременчуга. Член Еврейской социалистической партии (1904-1908). Участник революции 1905-1907 гг.

    После Февральской революции в 1917 г. стал одним из организаторов Кременчугского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, был избран заместителем председателя. Вступил в РСДРП(б). Был избран депутатом городской думы Кременчуга, стал членом Городской Управы. Делегат II-го Всероссийского съезда Советов.

    В годы Гражданской войны - член II Украинского Учредительного собрания, председатель исполкома Кременчугского горсовета, и Воронежского горкома партии; ответственный секретарь ВУЦИК и Совета рабоче-крестьянской обороны Украинской ССР (1919). В дальнейшем возглавил союз печатников в г. Москве и вошел в ВЦСПС (с 1920). Заместитель председателя Моссовета (1922-1924), председатель Малого Совнаркома РСФСР (1924-1927), участник левой оппозиции в ВКП(б).

    В декабре 1927 г. исключен из ВКП(б) и отправлен в Новосибирск, где работал заместителем председателя Сибирской краевой плановой комиссии. В 1930 г. после покаяния восстановлен в ВКП(б). В 1936 году работал начальником строительства Новосибирского завода горного оборудования.

    5 августа 1936 года был арестован. Привлечен к сфабрикованному НКВД открытому политическому процессу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». 30 января 1937 года приговорен к смертной казни. Расстрелян 1 февраля 1937 г. В сентябре 1987 года Пленум Верховного суда СССР отменил приговор, посмертно реабилитировав Богуславского .

    Список литературы:

      Москва, расстрельные списки - Донской крематорий

    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Богуславский,_Михаил_Соломонович

    Выпускник исторического факультета МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ). Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования «Института стратегии развития образования РАО». Ведущий российский специалист по методологии, теории и истории образования.

    Заместитель председателя Бюро отделения Философии образования и теоретической педагогики РАО. Член Совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, Совета по историческому образованию РАО. Ответственный секретарь интернет-журнала РАО «Проблемы современного образования», главный редактор общероссийской педагогической газеты «Педагогический вестник», член редакционной коллегии журналов «Педагогика», «Гуманитарные науки и образование», «Классный руководитель», «Психолого-педагогический поиск». Президент Общественной Академии творческой педагогики им. Л. И. Рувинского, председатель Благотворительного фонда наследия Д. Менделеева, член Правления Международной макаренковской ассоциации, вице-президент Российской макаренковской ассоциации по взаимодействию с научно-педагогическими учреждениями.

    Награждён медалью К.Ушинского, медалью им М. Скаткина, золотой медалью «За достижения в науке».

    Главное для педагога-манипулятора – совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком целей манипулятора как своих. Для этого существует достаточно известный и хорошо отработанный набор простых манипуляций. Встречаясь с воспитанниками, такой педагог занимает отстраненную «незаметную» позицию. Открыто и искренне заявляет, что он не знает, чем им нужно заняться, как найти выход из сложившейся ситуации и т.п. И приглашает всех питомцев предлагать свои идеи, способы решения проблемы, виды деятельности. Тем самым педагог избавляется от двух негативных «родимых пятен» авторитарной педагогики – пассивности и безответственности воспитанников, охотно делегирующих свою активность педагогу, четко ставящему цель предстоящей деятельности, определяющему формы, а значит, берущему на себя ответственность за конечный результат.

    Из статьи «Лабиринты манипулятивной педагогики»

    Награды и премии

    • Награждён медалью К. Д. Ушинского (2005)
    • Награждён медалью «В память 850-летия Москвы» (1997)
    • Удостоен Благодарности Комитета государственной Думы по образованию (2009)
    • Награждён Благотворительным фондом наследия Менделеева медалью «За службу образованию» (2009)
    • За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования награждён Почётной грамотой РАО (2010)
    • В 2014 году удостоен высшей награды Российской академии образования Золотой медали «За достижения в науке»
    • 15 апреля 2015 г. удостоен медали им. М.Н. Скаткина

    Заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

    Член–корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Председатель Научного Совета по истории образования и педагогической науке РАО, Заместитель председателя Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, Вице – президент Российской макаренковской ассоциации, Член Правления Международной ассоциации А.С.Макаренко, Председатель правления Благотворительного фонда наследия Менделеева, Президент Академии творческой педагогики, Ответственный секретарь сетевого журнала «Проблемы современного образования», член редколлегии журналов «Педагогика», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Психолого-педагогический поиск» и др.
    Заместитель председателя диссертационного совета ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Член диссертационного совета Московского городского педагогического университета и Смоленского государственного университета.

    Область научных интересов:

    методология, теория и история отечественной педагогики и российского образования, педагогическая персоналистика, стратегии модернизации отечественного образования конца ХIХ - начала ХХI вв.

    Научная биография

    Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1977). В 1977 - 1983 гг. работал учителем истории и организатором воспитательной работы в школах г. Москвы. С 1984 г. на научной работе в системе АПН СССР - РАО.

    Окончил очную аспирантуру(1986) и докторантуру(1993) Института теории и истории педагогики РАО. В 1987-1990 гг.- старший научный сотрудник лаборатории истории советской педагогики НИИ Общей педагогики АПН СССР. С 1991 ведущий научный сотрудник, с 2001 г. главный научный сотрудник лаборатории методологии историко – педагогических исследований ИТИП РАО. С 2011 г. заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

    В результате исследований в целостном виде представил процесс развития педагогической науки и образования; реализовал методологические подходы к трактовке истории педагогики, как действенного фактора решения современных задач образования. На ретроспективном материале осуществил исследования в сфере философии и аксиологии образования. Разработал комплекс методологических подходов к исследованию образовательных процессов (парадигмальный, модернизационный, аксиологический), Обосновал и реализовал методологические подходы к осуществлению эксперимента на историко-педагогическом материале.

    Разработал и внедрил в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебник «История педагогики» (М., 2007) (руководитель авторского коллектива), учебное пособие «ХХ век российского образования» (2012), учебные программы, цикл антологий и избранных произведений классиков педагогики.

    Награды:

    награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), За особые заслуги в области педагогических наук награжден медалью К.Д.Ушинского (2005), удостоен Благодарности Комитета государственной Думы РФ по образованию (2009), награжден Почетными грамотами Министерства науки и образования РФ(2008-2011), награжден медалью «За службу образованию» (2009). За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования награжден Почетной грамотой РАО (2010). Удостоен Знака Губернатора Московской области «Благодарю», За большой вклад в патриотическое воспитание награжден медалью М.В.Ломоносова (2012), удостоен Благодарственного письма Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (2014), награжден Золотой медалью РАО «За достижения в науке» (2014),Медалью РАО им М.Н.Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015).

    Научные труды:

    Автор 1200 публикаций - среди них 23 монографии, более 900 научных трудов и научно – публицистических статей, более 200 энциклопедических статей в «Большой российской энциклопедии», «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Московской энциклопедии». Индекс Хирша – 11.

    Основные монографии:

    ХХ век Российского образования (М.,2002); Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков (М.,2002); Отечественное образование: персонажи истории (М., 2003); В.А.Сухомлинский: уроки радости познания (М., 2005); История отечественной педагогики (первая треть ХХ века) (Томск, 2005); «Подвижники и реформаторы российского образования» (М., 2005); Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм (М., 2007) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст) (М., 2007); Детское движение в России: между прошлым и будущим (Тверь, 2007); Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века) (М., 2008.); Теоретико-методологические подходы к моделированию гуманитарных технологий в образовании (Саранск, 2009)(в соавт.); Элитное образование в России: исторический опыт и современность. (Тверь, 2009) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко – педагогический контекст) (М., 2010); «Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)» (Саранск, 2010) (в соавт); История педагогики: методология, теория, персоналии (М., 2012);Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (М., 2012)(в соавт.); Стратегии модернизации российского образования в начале ХХ века (М., 2015) (в соавт., подгот. к печати).

    Проекты

    Руководитель НИР в рамках выполнения Государственного задания на 2013-2020гг. по проекту «Теоретико-методологический анализ стратегий модернизации российского образования в XX - начале XXI вв.».
    Руководитель проекта РГНФ «Комплексно-сравнительный анализ концептуальных основ в системе высшего образования России и Германии» (реализация 2014-16 гг.) при Удмуртском государственном университете.

    Подразделение

    Лаборатория истории педагогики и образования

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter