Войти
Логопедический портал
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Структура образовательной программы доу. Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе

    Структура образовательной программы доу. Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе



    Структура и содержание образовательной программы ДОУ

    • Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:



    основные факторы:

    • становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

    • становление альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;



    основные факторы:

    • отход от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера учебных программ, пособий, дидактических материалов;

    • недостаточность нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

    • возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;



    основные факторы:

    • заинтересованность родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;

    • стремление общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.



    • Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей основной общеобразовательной программы (ООП)



    • Основная общеобразовательная программа (ООП) является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно»



    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"



    • ООП дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.

    • Она наряду с Уставом служит основой для аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).



    Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения -

    • нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении



    • ООП ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности



    ООП и Устав

    • Устав - это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом.

    • ООП определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты



    ООП и образовательные стандарты

    • Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания.

    • Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, разрабатываемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в ООП



    ООП и программа развития

      Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от ООП она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др.

    • ООП направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения



    ООП и концепция образовательного учреждения

    • Концепция - это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности.

    • ООП выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.



    ООП и программа экспериментальной работы

      Если ДОУ является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. Она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений.

    • ООП в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы



    ООП и процедуры государственной аккредитации

      Если в результате планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус, тогда на основе разработанной и реализуемой общеобразовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит процедуру государственной аккредитации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус.

    • В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенной процедуры.



    • Таким образом, процесс разработки и реализации ООП можно рассматривать в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей





    П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»

    Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.


    Рекомендуемая структура ООП дошкольного образовательного учреждения

    • Обязательная часть Программы

    • Вторая часть (вариативная) Программы, формируемая участниками образовательного процесса

    • Приложения к Программе.



    Анализ действующих (комплексных) программ

    • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года).

    • Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова.

    • Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,

    • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.



    Выводы

    1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
    • - познавательно-речевое;

    • - физическое;

    • - социально-личностное;

    • - художественно-эстетическое.



    Выводы

    2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении;

    3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;



    4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:
    • 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);

    • 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);

    • 3 место – физическое развитие (19-20%).

    • 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).



    Выводы

    5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.






    «Интеграция содержания дошкольного образования»

    состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.


    Рекомендации по разработке содержания разделов ООП


    «Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.





    • пояснительная записка;

    • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

    • содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;



    Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

    • содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

    • планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

    • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.



    Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

    • 1)видовое разнообразие учреждений,

    • наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,



    «Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса»

    это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.




    • Каждое дошкольное образовательное учреждение располагает своими индивидуальными, свойственными только ему средствами реализации своего предназначения.

    • Именно их и необходимо обозначить.



    Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности,

    рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
    • непосредственно образовательную деятельность;

    • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования



    Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования



    В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на:
    • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;

    • дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).




    Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).



    Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности,

    включает время, отведенное на:
    • непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

    • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    • самостоятельную деятельность детей;

    • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья



    Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья



    • дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;

    • дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;




    Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса

    • дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;

    • дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.




    «Совместная деятельность взрослого и детей» -

    деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.



    «Самостоятельная деятельность детей» -

    1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).





    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

    должна:

    • Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.




    • Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

    • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.




    • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

    • Формировать такие качества, знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.



    • Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

    • Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.




    Пояснительная записка


    Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса

    • Цель:

    - создание комплексной системы по физическому воспитанию и оздоровлению детей.
    • Задачи:

    Обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей; - создать условия для оздоровительных режимов детей; - усилить внимание к формированию правильной осанки; - способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.



    • 1. Комплексной программой дошкольного образования «Радуга» (библиографическое описание документа по ГОСТу).

    • 2. Парциальными программами:

    - «Наш дом - природа» (Н.Рыжова); - «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

    Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.


    • 3. Коррекционной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.



    • 4. Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например:

    - А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»; - Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.


    1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении


    • Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к развитию и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности



    • Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

    • Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду



    • - Систему закаливающих мероприятий;

    • - Систему физкультурно-оздоровительных мероприятий



    2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей




    3.Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья


    • включает деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

    • В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции



    4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования


    Промежуточная оценка

    • (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей;

    • - это результаты мониторинга



    Итоговая оценка

    • проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

    • Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

    • Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов



    5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы


    • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.



    • В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества



    • Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае.





    Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

    • В разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности, например:



      В режиме работы дошкольного образовательного учреждения; - в ведущих формах проведения занятий; - в организации предметно-развивающей среды; - в подборе кадров; - в особенностях организации и проведения различных мероприятий; - в установлении социального партнерства; - во взаимодействии с семьей; - в традициях дошкольного образовательного учреждения и др.



    • Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений.

    • Например, организация работы групп раздельно для мальчиков и девочек; кратковременного пребывания и т.п.



    • Рекомендуется также отметить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учреждением как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе, которые усиливают выбранное детским садом приоритетное направление деятельности.





    Приложения к ООП

    • - состав рабочей группы по разработке ОП; - план работы рабочей группы; - экспертное заключение на ОП; - протокол педагогического совета об утверждении ОП; - приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления; - план реализации образовательной программы ДОУ; - диагностические методики («инструмент») к разделу 6;



    Приложения к ООП

      Глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения; - результаты диагностик реализации образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.



    • Корнилова Марина Владимировна,

    Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» станицы Архангельской

    Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………….

    1.1.Актуальность………………………………………………………..

    1.2.Описание «модели выпускника»………………………………….

    1.3.Цели и задачи образовательной программы……………………...

    Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение…………………………………………………………….

    2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение…………………….

    2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса…………..

    Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ……………………………………………………………………..

    3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности……………………………………………………………

    Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ………………………………………

    Раздел 5. Условия реализации образовательной программы……….

    Структура образовательной программы доу

    Основные положения Раздел 1. Пояснительная записка 1.1.Актуальность: -Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей -Социальный заказ, образовательные потребности родителей -Предназначение ДОУ, основные средства реализации -Приоритетные направления деятельности -Особенности образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические) -Принципы и подходы к формированию программы 1.2.Описание «модели выпускника» 1.3.Цели и задачи образовательной программы Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение 2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение. 2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса.

    Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности. 3.2.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

    Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ

    Раздел 5. Условия реализации образовательной программы.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1.1.Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана в соответствии с п.5 ст.14, п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о ДОУ и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    1.2. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

    1.3. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

    1.4. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской обеспечивает построение целостного педагогического процесса, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-нравственному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.

    1.5. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

    Департамент образования города Москвы

    Московский институт открытого образования

    Московский городской психолого-педагогический университет

    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ города Москвы.

    В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    До ввода в действие этих двух программ настоящие рекомендации являются временными.

    Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

    Программа должна :

    Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

    Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

    Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

    Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей :

    1) обязательной части;

    2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

    Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, работающем по основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

    II часть Программы , формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Время , необходимое для реализации Программы, составляет от 65 % до 80 % времени пребывания детей в группах с 12-часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

    Объем обязательной части Программы составляет не менее 80 % времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20 % общего объема Программы.

    Структура образовательной программы ДОУ

    Титульный лист

    1.Название ДОУ.

    2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…».

    3. «Принято на заседании научно-методического совета (педагогического совета), малого педагогического совета, дата, № протокола.

    4. «Согласовано» (УО или ОМЦ).

    6. На обороте титульного листа дано содержание (оглавление) образовательной программы.

    Пояснительная записка

    Общеобразовательная программа ДОУ №______ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

    Пояснительная запискадолжна раскрывать:

    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников.

    Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: (сформулировать).

    3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

    Учитывая, что в учреждении разработана «Программа развития ДОУ», в которой определены концептуальные идеи, стратегия развития всего образовательного учреждения и механизмы ее реализации, то в Программе прописываются цели и задачи организации педагогического процесса для его участников (детей, педагогов, родителей воспитанников).

    4. Особенности образовательного процесса.

    Напоминаем, что они могут быть: организационные, национально-культурные, демографические, климатические и др.

    При организации образовательного процесса должны быть учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Укажите эту позицию, а также то, что «в основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей».

    5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы (раскройте в соответствии с вышеуказанными). Например: «Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач».

    1-я часть (обязательная)

    1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

    В этом разделе ДОУ необходимо представить:

    Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности;

    Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

    Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (приложение № 3);

    Систему закаливающих мероприятий;

    2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

    В этот раздел включаются материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. Каждая образовательная область может быть представлена в двух таблицах: первая - перечень программ, технологий, пособий; вторая - отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию. Этот раздел специфичен для каждого ДОУ и даже для каждой возрастной группы, поэтому формы образовательной деятельности могут быть включены в перспективный план по каждой образовательной области знаний по возрастным группам. Учитывая, что каждая образовательная область имеет свою специфику, воспитатель самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей. При этом общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

    Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

    Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    Самостоятельную деятельность детей;

    Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Перечень комплексных программ

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

    2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. - М.: Карапуз, 1997.

    3. Программа «Развитие» / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. - М., 1994; 1995.

    4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. - М.: Детство-Пресс, 2010.

    5. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова и др. - М.: Просвещение, 2001.

    6. Программа «Детский сад - дом радости» / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. - Пермь, 1990; 1991.

    2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»

    Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих специфических задач:

    – развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

    – накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Перечень программ и технологий

    Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Приводим пример в соответствии с ФГТОП:

    – физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

    – любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

    – эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

    – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

    – способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

    – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

    – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

    – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

    – овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

    2-я часть. Региональный компонент.

    Основная цель дошкольного образования города Москвы - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

    В «Основных направлениях Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 2008–2017 гг.» четко обозначены задачи двух больших проектов, в реализацию которых постепенно включаются все дошкольные образовательные учреждения города Москвы:

    Совместный пилотный проект Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»;

    Проект «Детский сад будущего».

    В качестве региональных особенностей, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, выступают разработанные программы, методические пособия и рекомендации по направлениям реализации этих двух проектов.

    В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 12 марта 2008 . № 82 «О ресурсном центре в рамках реализации совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)» была создана экспериментальная площадка «Московское образование: от младенчества до школы». В настоящее время в структуру площадки включены 32 образовательных учреждения: 17 ресурсных центров и 15 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, представляющие все окружные образовательные системы.

    В настоящее время на основании приказа Департамента образования города Москвы ведется работа по реализации совместного пилотного проекта в области раннего воспитания и образования детей «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО.

    В рамках реализации этого проекта созданы и активно действуют 17 ресурсных центров по направлениям проектов:

    1. «Детский сад для всех» - инклюзивное, интегративное и специальное образование для детей с 2 месяцев до 7 лет.

    2. «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур» - организация дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия в связи провозглашением 2008 года Международным годом языков.

    3. «Маленькие гении» - интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

    4. «Мы и природа» - раннее экологическое образование в связи с десятилетием образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005–2014).

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Особенности структуры основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

    Сегодня ДОУ работают над реализацией основной общеобразовательной программы, целью которой является обеспечение качественной реализации программы через подбор и создание методического обеспечения и изменение структуры образовательного процесса.

    Основная общеобразовательная программа ДОУ – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.

    обязательная часть часть, формируемая участниками образовательного процесса Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 80% общего объема Программы 20% общего объема Программы 65% - 80% от времени функционирования дошкольного учреждения

    Структура Программы Глава 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ; Глава 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей; Глава 4. Содержание коррекционной работы; Глава 5. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки); Глава 6. Система мониторинга. Глава 7. Условия реализации программы дошкольного образовательного учреждения. Глава 1. Пояснительная записка I ЧАСТЬ (обязательная) Титульный лист I I ЧАСТЬ (вариативная)

    Титульный лист 1. Название ДОУ. 2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…..» 3. «Принято на заседании педагогического совета, дата, протокол №…» 4. «Согласовано» (УО или др.) 5. Год. 6. На обороте титульного листа содержание (оглавление) ОП.

    Структура Программы Пояснительная записка Название ДОУ в соответствии с лицензией. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников. Направления развития. Содержание образовательного процесса. Цели и задачи деятельности ДОУ. Особенности образовательного процесса. Принципы и подходы к формированию образовательной программы.

    Основные направления развития Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическая культура Здоровье Музыка Художественное творчество Коммуникация Познание Чтение художественной литературы Социализация Труд Безопасность Пояснительная записка

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования * Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. * Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе. Пояснительная записка

    Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах: познавательно-речевое развитие художественно-эстетическое развитие 20 - 40% физическое развитие социально-личностное развитие Пояснительная записка

    Общий объем обязательной части Программы включает время, отведенное на: НОД ОД в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями детей Самостоятельная деятельность детей Пояснительная записка

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна Соответствовать принципу развивающего образования Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и особенностями образовательных областей Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. , через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра. Пояснительная записка

    Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Проектирование, планирование и организация текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям включает: Цель, задачи; Модель, схему или таблицу по интеграции с другими образовательными областями; Программное обеспечение; Таблица или схема по реализации образовательных областей в разных формах работы, средства, приемы, методы работы с детьми. Глава 3.

    Расчет общего объема ОЧ ООП ДО и ЧФУОП Структура образовательного процесса ООП ДО Возраст детей 6-7 лет Основная часть- 80% ЧФУОП -20% Режим работы учреждения: 10,5 ч. Минуты: 630 мин Общее: 630 мин Время когда не реализуется ООП ДО (сон, присмотр и уход) 120 мин Время для реализации ООП ДО Общее: 510 мин 80% 408 мин 102 мин НОД, осуществляемая в процессе реализации различных видов детской деятельности Общее: 120 мин 90 мин 30 мин ОД, осуществляемая в ходе режимных моментов Общее: 240 мин(510-120-150) 192 мин 48 мин Самостоятельная деятельность детей Общее: 150 мин 120 мин 30 мин Глава 3.

    Направления развития воспитанников Образовательные области Ведущий вид деятельности Сопутствующие виды деятельности Интеграция образовательных областей Физическое развитие Ф изическая культура Двигательная Игровая Коммуникативная. Музыкально-художественная Познавательно-исследовательская Здоровье Безопасность Музыка Коммуникативная Познание Здоровье Игровая Двигательная Коммуникативная Познавательно-исследовательская Чтение ХЛ Трудовая Продуктивная Физическая культура Коммуникативная Познание Чтение Труд Художеств. творчество Циклограмма образовательной деятельности Глава 3.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ Включают: итоговые результаты, или совокупность интегративных качеств детей «на выходе» из системы дошкольного образования (социальный портрет ребенка 7-ми лет); промежуточные результаты, отражающие возрастную динамику формирования интегративных качеств ребенка. Глава 5.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Должна обеспечивать: к омплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга Глава 6.

    это часть основной - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процес c . I I ЧАСТЬ. Вариативная Структура Программы

    Различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая специфику условий его осуществления. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетное направление деятельности. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетные направления деятельности; 3) реализацию программы дополнительного образования.

    Условия реализации образовательной Программы ДОУ включают: Управление реализацией Программы; Создание и обновление предметно-развивающей среды; Инновационную или экспериментальную работу; Формы сотрудничества с семьей; Преемственность в работе ДОУ и школы; Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями. Глава 7.

    Индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы: Пояснительная записка Организация режима пребывания в ДОУ Содержание коррекционной работы Система мониторинга Унифицированными будут разделы: Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Спасибо за внимание!