Войти
Логопедический портал
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Роль дистанционного обучения в образовательном процессе. Системы дистанционного обучения. Роль СДО в организации процесса дистанционного обучения Формы организации учебного процесса

    Роль дистанционного обучения в образовательном процессе. Системы дистанционного обучения. Роль СДО в организации процесса дистанционного обучения Формы организации учебного процесса

    Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование нельзя представить без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно применяют компьютер и Интернет в своей жизни, образовании и всё чаще возникает желание обучаться в дистанционном режиме. Современное развитие информационно-образовательных технологий и, несомненно, последние изменения в российском законодательстве дали возможность любому гражданину России, будь то ребёнок или взрослый человек, освоить программу общеобразовательной школы, получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы в дистанционном режиме. Для этого нет необходимости менять место жительства, привычный ритм жизни. Преимуществом дистанционного обучения является возможность выбора индивидуального графика в соответствии с возможностями и способностями ученика, оптимального темпа освоения материала. Можно находиться в любой точке земного шара, главное, чтобы имелся доступ к сети Интернет.

    Применение технологий дистанционного обучения способствует понижению затрат на проведение обучения, обучению одновременно большого количества учеников, повышению качества обучения путем применения современных технических средств, созданию общей образовательной среды.

    В каких же случаях дистанционное обучение выходит на первый план? В первую очередь, когда речь идет речь о людях с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую, в таких случаях, только так можно получить доступ к качественному образованию. Также при закрытии учебных заведений на карантин, или при неблагоприятных погодных условиях. В последнее время набирает все больший оборот дистанционное обучение языку, ведь вести такие курсы может носитель языка.

    Как же может строиться дистанционное обучение? Оно может проходить в виде чат-занятий - это учеба, осуществляемая с помощью технологий типа "чат". "Чат занятия" происходят парралельно, то есть все участники чата могут иметь синхронный доступ к тому чату, где ведут урок. В рамках таких "дистанционных учебных центров" присутствует обычно чат-школа, где в специальных чат-кабинетах ведется обучение, которое проводят удаленные учителя.

    Вторая форма дистанционного обучения – это веб-занятия (так же называемые вебконференциями, видеоконференциями) - дистанционные уроки, конференции, практикумы, семинары и другие подобные формы обучения, проводимые благодаря средствам компьютеров, телекоммуникаций и других возможностей интернета. Для веб-занятий создаются специальные веб-форумы, где пользователи, или преподаватели, могут оставлять записи по определённой теме. Принимать участие и обсуждать проблемы, темы и общаться посредством веб-сайта, с предоставленным специальным программным обеспечением. Веб-форумы отличаются от чат-занятий более длительной работой и асинхронным видом взаимодействия учителей и учеников. Сайт дистанционного обучения может быть инструментом не только проведения вебинаров и видеоконференций, но и содержать текстовые материалы, видеозаписи уроков, видеоконференций, а также программу дистанционного обучения.

    Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития. Технологии дистанционного обучения проникают все глубже в нашу жизнь, так как это демократичная, простая и свободная система обучения.

    Возможность получения высшего образования путем открытого и дистанционного обучения рассматривается как эффективный шаг в направлении демократизации высшего образования, а также существенный вклад в его развитие, особенно в модернизацию и обеспечение многообразия форм обучения. Для предоставления такой возможности необходимы новые системы и способы передачи знаний и умений. Высшие учебные заведения могут стать центрами образования в течение всей жизни, доступными всем и всегда.

    Во "Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" подчеркивается, что воспользоваться преимуществами и возможностями новых информационных и коммуникационных технологий следует прежде всего высшим учебным заведениям. Это позволит им поддерживать на должном уровне качество образования, соответствовать высоким требованиям образовательных стандартов и на практике обеспечивать хорошие результаты.Open and distance learning: trends, policy and strategy considerations. UNESCO. 2007

    Дистанционное обучение представляет собой создание учебной среды, которая включает в себя компьютерные и информационные средства, где связь между обучаемыми и преподавателем происходит посредством телекоммуникационных каналов.

    Существует ряд технологических средств для проведения дистанционного обучения в ВУЗах:

    • 1. Компьютерные технологии обучения. Эта технология уже прочно закрепилась в учебном процессе, обычно учебный материал в этой технологии представлен в виде компьютерных программ или систем, Основной составляющей этого учебного материала составляет "гипертекст", и содержит ссылки на такие объекты, как: какой-либо текст, графическая иллюстрация, анимация, аудиофрагмент, видеофрагмент или же какая-либо программа. Так же важнейшей частью учебной программы является блок вопросов и упражнений для закрепления теоретических и практических знаний. Такие программы могут передаваться учащимся на дискетах, на CD дисках и на других носителях, либо распространяться по сети интернет.
    • 2. Технологии Интернет. К ним можно отнести:
      • -- World Wide Web ("Всемирная паутина") -- система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет размещать в сети Интернет гипертекстовые учебные пособия, тесты для контроля, в том числе и с элементами мультимедиа, и обеспечивает интерактивный доступ к учебному материалу непосредственно в компьютерной сети;
      • - FTP (File Transfer Protocol) -- протокол передачи файлов. Это стандартная сетевая служба, обеспечивающая передачу файлов от одного компьютера к другому. Позволяет учащимся забирать с компьютера учебного заведения на свой персональный компьютер любые файлы (учебные пособия, прикладные программы, компьютерные учебники, компьютерные тесты и т.п.);

    Дистанционное обучение предлагает многие преимущества как для студентов так и для учреждений дистанционного обучения (рис.1.5.). В дистанционном обучении преодолены такие проблемы как расстояние и время, которые являются барьерами в традиционном образовании.

    Преимуществами для студентов являются: доступность, гибкость, приспособленность ко взрослому населению и качество программы.

    Одним из важнейших преимуществ дистанционного обучения является доступ к образованию. Существует несколько причин, из-за которых студент не в состоянии получить доступ к образованию:

    • - проживание вдалеке от образовательного учреждения, например на маленьком острове нет никакого колледжа или университета; или в большой стране может быть много людей проживающих в сельских районах, отдаленных от самого близкого колледжа или университета;
    • - неспособность осуществить поездку в центр, даже если образовательное учреждение находится не очень отдаленно. Например, студент не имеет возможности воспользоваться общественным транспортом; у студентов могут быть семейные обязательства, которые мешают покинуть их дома;
    • - неспособность учиться в установленное время (для работников организаций);
    • - физическая неспособность (инвалиды, люди со слуховыми проблемами);

    Преимущества дистанционного обучения

    Дистанционное обучение нацелено решить все эти проблемы посредством:

    • * предоставления возможности студенту получить образование (учебные пособия, звуковые кассеты, связь по телефону или сети);
    • * предоставления возможности студентам учиться в то время, которое устраивает их, т.е. когда они свободны.

    Дистанционное обучение включает низкие затраты на 1 студента чем традиционное обучение и большое количество студентов может обучиться при фиксированном бюджете. Одним из ограничивающих факторов расширения образования в развивающихся странах является недостаток преподавателей. Дистанционное обучение является эффективным способом подготовки и повышения квалификации преподавателей.

    Ещё одним преимуществом дистанционного образования является гибкость. Оно предполагает гибкость места и время обучения, позволяя студентам поддержать работу и семейные обязательства во время учёбы.

    Приспособленность ко взрослому населению подразумевает то что, на лекциях в учебных заведениях, студенты имеют склонность быть пассивными получателями большого объёма информации, часто несвязанного с их собственным личным опытом. Дистанционное обучение предлагает различные подходы, базируя обучение на широком диапазоне действий, использовании личного опыта, а также стимулировании использования изученных навыков в повседневной жизни. Если учебные планы и методы обучения лучше подобраны для студентов, студенты становятся более мотивированными. Это приводит к высоким уровням зачисления, большому количеству выпускников и более высоким уровням сдачи экзамена.

    Качество увеличивается в результате (обязательного) сложного процесса, который используется, чтобы разработать курс дистанционного образования. В традиционном обучении преподаватели сами разрабатывают свои уроки, и они очень ограничены во времени. Подготовка курсов дистанционного образования представляет командную работу, вовлекая специалистов в разработку учебного плана, учебных материалов, ресурсов и так далее. Большинство материалов проекта рассматривается группой специалистов, и некоторые материалы проверяются перед использованием. Эти процессы позволяют создавать учебные материалы очень высокого качества. Затем они используются в системе дистанционного образования опытными преподавателями дистанционного обучения. (Такие материалы также могут быть использованы и в традиционном обучении, поднимая его качество).

    Государство видит в дистанционном образовании различные преимущества в виде сокращения затрат. Эффективность издержек ДО остается основной причиной для его использования. Есть два основных способа оценить эффективность по затратам дистанционного обучения: затраты на 1 студента и затраты на выпускника по сравнению с традиционным образовательным заведением.

    По исследованию существующих в мире программ ДО было определено что из 62 программ, в 51 (82%) затраты на 1 студента были ниже, по сравнению с традиционной программой обучения. Из 18 программ ДО, в 17 программах (94%) затраты на 1 выпускника были ниже чем в традиционной программе. В восьми программах, затраты на 1 выпускника составили половину или меньше половины от затрат в традиционной программе. Rumble. G.: The Costs and Costing of Networked Learning, Journal of Asynchronous Learning Networks, Vol. 5. 2006

    Преимуществами для работодателей является объединение работы с учёбой. Многие студенты дистанционного образования учатся, чтобы улучшить их знания и навыки относительно их текущей занятости. Самая большая такая группа - преподаватели. Дистанционное обучение оказалось очень эффективным методом повышения квалификации учителей без необходимости покидать их аудитории. Большинство работодателей привлекает дистанционное обучение, потому что затраты на дистанционное образование меньше чем затраты на традиционное образование.

    Наряду с преимуществами, ДО имеет следующие недостатки:

    • 1. Дистанционное обучение требует мотивации от обучающегося.
    • 2. Дистанционное обучение не предоставляет прямой доступ к преподавателю.
    • 3. Дистанционное обучение - изолировано. Хотя студент находится в виртуальной аудитории, полной студентов, динамика взаимодействия меняется.
    • 4. Дистанционное обучение требует постоянного и надежного доступа к технологиям.
    • 5. Система дистанционного обучения не всегда предлагает все необходимые курсы онлайн. Студенты, желающие получить степень не всегда имеют возможность пройти все предметы онлайн.
  • Системы дистанционного обучения, их классификация
  • Жизненный цикл (жц) информационной системы. Основные процессы жизненного цикла. Вспомогательные процессы. Организационные процессы. Технологии проектирования информационных систем.
  • Техническое задание на проектирование информационной системы. Основные разделы технического задания. Стандарты, описывающие техническое задание. Анализ и разработка требований.
  • Методы аутентификации пользователей информационных систем.
  • Сеть Фейстеля: принцип работы и использование в алгоритмах блочного шифрования
  • Анализ основных технологий разработки электронных технических документов
  • Типовые структуры электронных технических документов
  • Технологии проектирования и реализации мультимедийного продукта.
  • 26. Классификации систем компьютерной графики. Кодирование векторной и растровой графической информации. Растровая графика – объекты изображения. Векторная графика – объекты изображения.
  • 27. Цветовые модели rgb, cmYk, hsv (hsb), hsl, lab. Представление цветов, кодирование, назначение.
  • 28. Структурированная кабельная система: топологии, подсистемы, категории пассивного оборудования.
  • 29. Порядок проектирования структурированной кабельной системы.
  • 30. Глобальная сеть Интернет. Сетевые протоколы. Модель osi. Система доменных имен, трансляция доменного имени в ip-адрес. Маршрутизация пакетов в сети Интернет.
  • 31. Логическое программирование на языке Пролог. Представление знаний о предметной области в виде фактов и правил базы знаний Пролога. Организация повторений.
  • 1.1. Метод отката после неудачи.
  • 33. Ядро операционной системы. Классификация ядер операционных систем. Достоинства и недостатки различных архитектур ядер операционных систем.
  • 34. Файловая система как компонент операционной системы: определение, основные функции и возможности. Примеры реализации файловых систем.
  • 35. Информация и энтропия. Измерение количества информации. Свойства информации. Формулы Хартли и Шеннона.
  • 37. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки передачи. Построение систематического кода. Код Хемминга.
  • 38. Понятие переменной в языках программирования. Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных в приложении. Организация ветвления и циклов в языках программирования.
  • 39. Массив как способ организации данных. Реализация массивов в различных языках программирования. Одномерные и многомерные массивы. Типовые алгоритмы обработки массивов.
  • 40. Подпрограммы (методы) в языках программирования. Формальные и фактические параметры. Глобальные и локальные переменные. Рекурсивное выполнение подпрограммы.
    1. Сущность и особенности дистанционного обучения

    Дистанционное обучение - это способ получения знаний, формирования навыков и умений, основанный на интерактивном взаимодействии обучаемого с компьютером. При этом администрирование процесса обучения максимально автоматизировано, взаимодействие обучаемых и тьюторов (наставников или преподавателей) осуществляется в основном при помощи различных каналов коммуникации, но без личного общения.

    Для человека самостоятельно выбирающего дистанционную форму обучения решающим факторами являются свобода выбора времени и места обучения, выбора предмета, специальности и обучающей организации.

    Таким образом, с этой точки зрения сущность дистанционного обучения можно выразить следующими предложениями:

    Возможность учиться в выбранной учебной организации не зависимо от ее местоположения и местонахождения обучаемого;

    Получение информации в необходимом в данный конкретный момент количестве в удобное время в любой точке земного шара;

    Возможность многократного возвращения к учебному материалу практически без ограничений.

    Несколько иная точка зрения у человека, которому дистанционное обучение навязано. Возможно, в данную категорию попадают люди, которые по корпоративным требованиям должны постоянно или периодически проходить различные тренинги, выполнять кейсы или которые пытаются повысить свой уровень знаний, но кроме дистанционной формы обучения, других возможностей получить знания – нет.

    Если дистанционная форма обучения является вынужденной, то с точки зрения обучаемого процесс можно описать таким образом:

    Есть необходимость в повышении уровня знаний, получении некоторых навыков и/или умений, но сам факт того, что нет явного контроля или постоянного надзора за процессом, то это может явиться камнем преткновения в эффективности такого обучения;

    Ну и самый важный фактор – это самоорганизация. Если ее нет, то обучаемому сложно будет пройти программу обучения до конца. Здесь, правда, надо не забывать влияние корпоративной культуры или управляющей системы компании, которая обеспечивает обучение.

    Взгляд работодателей на дистанционное обучение достаточно типичен. В основном он затрагивает следующие аспекты:

    Сокращение затрат на подготовку персонала (хотя создание и наполнение системы дистанционного обучения требует существенных затрат);

    Распространение стандартизованных знаний среди значительного количества сотрудников;

    Создание и накопление высококачественных знаний. Если работодатель уделяет должное внимание созданию учебного контента, то его качество будет на самом высоком уровне.

    Основные особенности дистанционного образования это то, что источники знаний это информационные ресурсы, существующие в телекоммуникационной среде, например автоматизированные информационные системы, базы данных, компьютерные программы и другие.

    Характерные особенности дистанционного образования, которые отличают его от традиционной системы обучения, представлены ниже:

    Гибкость обучения – это удобно для студентов, которые уже работают, т.е. каждый обучающийся может учиться столько сколько ему необходимо, чтобы освоить курс дисциплин по выбранной специальности;

    Модульность, т.е. в основе дистанционного обучения лежит модульный принцип, который позволяет изучать ту или иную дисциплину блоками (модулями);

    Экономическая эффективность, т.е. получение дистанционного образования, выходит намного дешевле, чем получение образования при традиционной системе обучения;

    Новая роль преподавателя, он координирует процесс обучения, а также преподаваемый курс, проводит консультирование студентов, т.е. на него возлагается роль тьютора;

    Специальные формы контроля, которые включают в себя дистанционные экзамены, тестирование и другие;

    Использование специализированных компьютерных технологий.

    Главной особенностью дистанционного обучения является то, что в его основе лежит самостоятельное обучение. Студенты должны уметь самостоятельно работать с предоставляемой им информацией, при чем в удобное для них время.

    Особенности дистанционного образования прослеживаются и в организации процесса обучения. При получении образования по этой форме и преподаватели, и студенты должны владеть интернет технологиями. Нет необходимости студентам выезжать по месту учебы, они могут обучаться, находясь в любом городе, регионе, и даже стране.

    • Зойиров Бахадыр Абдуллаевич , преподаватель
    • Сариосинский сельскохозяйственный профессиональный колледж, Сурхандарьская область, Узбекистан
    • ОБРАЗОВАНИЕ
    • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • ИННОВАЦИИ

    В данной работе рассматривается феномен дистанционного образования и его значение в современном мире. Автор акцентирует внимание на значении дистанционных форм обучения в условиях трансформации рынка труда и изменении требований к работнику.

    • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
    • Мониторинг физического развития юношей специальной медицинской группы в динамике обучения в вузе
    • Функциональная характеристика и оценка энергопотенциала студентов с разным уровнем физического здоровья
    • Организация и проведение исследования по совершенствованию ИКТ-компетенций с помощью андрагогических принципов обучения
    • Характеристика физического здоровья студентов технического вуза Прибайкалья

    Современный мир характеризуется глобальными изменениями во всех сферах общества. В контексте научно-технической революции второй половины XX века, назрел кризис в системе образования . Кризис проявляется не только в недостаточном финансировании, но и порой несоответствии содержания современного образования состоянию современного общества, его запросам и темпам развития. Образование даже в самых развитых странах не успевает за изменяющимся миром .

    В нынешних условиях, когда образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может своевременно подготовить человека к будущему, необходимы радикальные меры.

    Современные тенденции демонстрируют, что в наступившем веке образованию придется стать непрерывным процессом в жизни каждого человека, который хочет быть востребованным на рынке труда. Образование теперь будет продолжаться в течение всей его жизни. Только так современный человек сможет адаптироваться к технологическим инновациям не только среди орудий труда , но и его содержания; своевременно овладевать новыми знаниями и направлениями профессиональной деятельности .

    На фоне создания общества знаний, нарастание процесса информатизации общества приводит не только к формированию новой информационной среды обитания, но и новой информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности .

    Одним из наиболее эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие систем дистанционного образования, т.е. возможности реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся используют для взаимодействия и реализации образовательного процесса современные информационные технологии и телекоммуникационные сети.

    Дистанционные формы образования начинают возникать ещё в XIX веке в виде почтовой переписки педагога и ученика, затем осуществляется с использованием радио и телевидения, и теперь уже с применением информационно-коммуникативных и компьютерных технологий .

    Сейчас, в условиях развития ИКТ и Интернет-технологий, дистанционное образование стало более доступным и эффективным. Выбирая данную форму получения образования, обучающийся получает широкие возможности по совмещению учёбы и работы или воспитанию детей, также дистанционное образование предоставляет возможность получить образование маломобильным группам населения и живущим в удалённых районах.

    Таким образом, в современных условиях развитие системы дистанционного образования представляет важнейшую задачу, решение которой позволит справиться с проблемой повышения качества трудовых ресурсов страны.

    Применение ИКТ в процессе образования даёт возможность повысить эффективность и качество обучения. Однако внедрение этих технологий потребует изменения подхода к обучению и формированию учебного материала, а также может потребоваться дополнительное обучение педагогов по методике удалённого преподавания и взаимодействия с обучающимися (ответы на вопросы, проверка выполненных работ).

    Однако, в ходе дистанционного образования, обучающийся не должен быть отчуждён от педагога, т.к. это может негативно повлиять на развитие навыков общения и самостоятельного мышления обучающегося .

    Что же касается системы дистанционного образования в Узбекистане, то она начала активно развиваться лишь в последнее десятилетие. Тем не менее, сегодня эта форма образовательного процесса используется уже во многих крупных высших учебных заведениях.

    Список литературы

    1. Колин К. Информатизация образования: Новые приоритеты // Госбук. URL: http://www.gosbook.ru/system/files/documents/2013/04/02/kolin.pdf
    2. Соколова С.А. Современные инновационно-информационные технологии в образовательном процессе // Novainfo. - №36-1. - URL: http://сайт/article/3815
    3. Хусяинов Т.М. Процесс информатизации труда и его социальные последствия // Международна научна школа “Парадигма”. Лято – 2015. В 8 т. Т. 6: Хуманитарни науки: сборник научни стати / под ред. Д. К. Абакаров, В. В. Долгов. – Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. - С. 310-315.
    4. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. - 2014. – № 4. – С.30-41.
    5. Якимец С.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении: Польза и вред // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. №4. С. 113-115.

    Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в самых различных сферах деятельности. Применение в обучении персональных компьютеров и Интернет, по мнению основателя Microsoft Билла Гейтса, обещает дать гораздо больше, чем использование их другими группами работников интеллектуального труда. Появление дистанционно обучения открыло новые возможности получения образования и повышение квалификации. Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность получения образования вне какого-либо учебного заведения. Иными словами, студенты могут усваивать необходимые знания в удобное для них время, с минимальным отрывом от основной деятельности. Дистанционное обучение дает возможность получения консультаций преподавателя и контроля знаний не посещая учебное заведение.

    Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения. Правительства многих зарубежных стран объявили дистанционное образование приоритетным направлением. Начало данному процессу положили американцы. В последнее время оно активно развивается в Европе. В нашей стране дистанционное образование получает широкое распространение, в частности в таких учебных заведениях как БГУ и БГУИР г. Минска.

    Дистанционное обучение - 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;

    2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

    Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.

    Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

    Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи. По окончании изучения всех разделов курса учащийся сдает экзамен.

    Стадия контроля знаний состоит в предъявлении обучаемому тестовых заданий, выбираемых в соответствии с целями и задачами тестирования, и в учете получаемых вариантов ответов. Можно утверждать, что множество предъявленных заданий отображает ту область эталонной модели знаний, с которой и должна, в конечном итоге, сопоставляться реконструируемая модель знаний обучаемого. Вычленение этой области и последующее заполнение ее слотов вариантами ответов, выбранными обучаемым, и составляет сущность формирования подлежащей оцениванию модели знаний.

    Завершающая стадия вывода итоговой оценки сводится к формально-структурному анализу степени несовпадения подсети эталонной модели (по которой предъявлялись тестовые задания) с реконструируемой сетевой моделью знаний обучаемого.

    Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три основные категории:

    § неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);

    § средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

    § видеоконференция - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

    Рассмотрим принципы построения СДО . Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

    Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства"), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

    В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

    § свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

    § дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

    Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

    § принцип интерактивности;

    § принцип стартовых знаний;

    § принцип индивидуализации;

    § принцип идентификации;

    § принцип регламентности обучения;

    § принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

    Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

    Заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее.

    § заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. ДО более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это, порой, с получением конкретной специальности;

    § при заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии могут и не планироваться, однако складывающаяся практика ДО показывает, что хотя бы без одной очной встречи обучающегося и преподавателя на итоговом контроле пока, видимо, не обойтись.

    Изначально заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по почте. ДО в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий.

    Администрация многих учебных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материальной технической базы. Однако ключом к ДО является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Его разработка требует значительно более серьезных организационных усилий, высочайшей квалификации разработчиков и, порой, более значительных финансовых затрат, чем закупка и установка оборудования. При разработке учебно-методического обеспечения дистанционных курсов, как показывает опыт, целесообразно планировать создание комплексов, позволяющих поддерживать учебную деятельность учащихся на всех этапах обучения - от знакомства с теоретическим материалом до решения нетиповых задач. По дидактическому назначению различные виды учебно-методического обеспечения А.В. Хуторской классифицирует по четырем блокам :

    Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса).

    Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на flash носителях, CD дисках или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний.

    Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.

    Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса, возникающих, например, в ходе курсового или дипломного проектирования. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по специальному характеру к профессиональной деятельности специалиста.

    Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

    § возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

    § высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

    § высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

    § большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

    § потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

    § возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.