Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Сочинение-рассуждение о чести и совести. Определение: что такое честь и достоинство человека Люди чести в современной жизни

    Сочинение-рассуждение о чести и совести. Определение: что такое честь и достоинство человека Люди чести в современной жизни

    Честь – вот истинная красота человека.

    Честь – это то, что не может дать тебе ни один человек и ни один не может забрать у тебя это. Честь – это дар человека самому себе.

    Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит «красота»? Мне кажется, в это понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Когда человек не совершает непонятные поступки, не делает то, чего не должен делать, когда он полностью отдает себе отчет и бережет свою честь.

    А что же такое честь? Как мы понимаем это слово и понимаем ли правильно? Зачем нужна честь, и есть ли она на самом деле? Чтобы разобраться в этом, думаю, прежде всего, стоит посмотреть в толковый словарь. Открываем и читаем: «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этнические принципы личности». С этим определением можно согласиться. Но от себя я бы поставила вопросительный знак рядом со словом «гордость». По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова «гордость» и «честь» немного противоречат друг другу. То ест, честь в моем понимании – это человеческое достоинство, то, что есть у каждого, что нельзя дать или отнять, купить или продать. Честь есть у каждого!

    Мне кажется, сложилось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы. В общем-то правильно, так как и у меня первая ассоциация со словом честь – это именно рыцарь. Почему? Потому что молодые люди, которые за свою честь могли отдать жизнь или даже убить человека за честь своей возлюбленной. Но, как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести.

    Сейчас, размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Ведь корень у слов честь и честный один. И очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Но существует еще такое убеждение, что честный человек не может быть богатым. Когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Почему же нет? Конечно, я согласна, что большие деньги – это испытание для души, для самого человека. Деньги (особенно большие) даются далеко не всем, и еще меньше людей выдерживают испытание деньгами. Деньги провоцируют на развитие в человеке множество негативных мыслей и поступков. Не у всех, конечно, но у многих. А если же человек родился в обеспеченной семье, и богатство является его естественной средой обитания, то ему просто незачем презирать других и считать себя лучше остальных. Такой человек может иметь прекрасные чувства, такой человек может быть честным и богатым. Но таких людей, к сожалению, немного. В нашей стране их практически нет по понятным причинам.

    Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. Печально, но XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем происходит это совсем незаметно человек или просто исчезает, или оказывается «случайно» убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство. И примеров очень много.

    Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходит на ум: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье! И если ты хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком.

    В разных странах, у разных людей честь и достоинство имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятие чести во всем мире будет одинаковым, объединяющим в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошло до нашего времени.

    И сейчас, прочитав все выше написанное, хочется еще раз повторить, что именно честь – истинная красота человека. Что без чести человек – не человек. Что это единственное, что может остаться у человека, пусть даже отобрать у него все! Ведь как сказал Ф. Шиллер: «Честь дороже жизни»!

    Устарело ли на сегодня понятие чести – вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Даниил Гранин.

    Эта нравственная проблема существует в мире с давних пор. Об этом говорят примеры из классических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, для героев которых не было выше понятия, чем честь дворянина. К сожалению, многие мои современники считают понятие чести несовременным…

    Автор текста полагает, что честь, которая даётся “человеку однажды, вместе с именем”, устареть не может, несмотря на то что слово «честь» на сегодняшний день заменено более высоким понятием - принципиальность.

    Я разделяю точку зрения Д. Гранина.

    Вспоминаю героя пушкинского романа “Капитанская дочка” Петра Гринёва, который, несмотря на молодость, во время пугачёвского бунта показал себя человеком чести и долга. На всю жизнь он запомнил слова отца: “Береги платье снова, а честь смолоду”.

    И в наши дни понятие чести не устарело. В памяти народа остается подвиг роты псковских десантников, которые ценой собственной жизни остановили две с половиной тысячи озлобленных членов бандитского формирования. Честь русского солдата и офицера в те часы была для них превыше всего!

    Свои размышления о том, устарело ли на сегодня понятие чести, хочу закончить словами французского драматурга Пьера Карнеля:

    Я всякую беду согласен перенесть,

    Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

    Взяточничество – вот проблема

    Взяточничество – вот проблема, над которой рассуждает автор текста.

    В. Солоухин с негодованием говорит о том, что коррупция ещё со времен формирования древнерусского государства была и остается неотъемлемой частью общества: она бессмертна, благодаря своему «дьявольскому дружелюбию». И сегодня, по мнению автора, просто невозможно представить себе Россию без корыстных и алчных чиновников. Для многих из нас взятка стала ничем иным, как денежными знаками внимания, борьба с которыми уменьшает лишь их количество, но увеличивает сумму.

    Взяточничество, считает В. Солоухин, - это бич современности.

    СМИ буквально переполнены сообщениями, в которых затрагивается данный вопрос. К примеру, совсем недавно за взяточничество был задержан офицер МЧС по Северному округу Москвы Андрей Аршинов. Он вымогал деньги у коммерсантов, которые выиграли многомиллионный тендер на установку пожарного оборудования.

    И как хитер был современный взяточник! Так икажется, что школу мздоимства он прошел под руководством героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Городничий Сквозник - Дмухановский, мздоимец и казнокрад, обманувший на своём веку трёх губернаторов, был убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения « пустить пыль в глаза».

    Таким образом, могу сделать вывод о том, что на протяжении многих столетий проблема взяточничества была и остается злободневной для российского общества.

    Что такое благородство

    Что такое благородство - вот проблема, которую поднимает Ю. Цетлин.

    Этот нравственный вопрос, вызывавший полемику в прошлые века, толкавший на дуэли сотни хороших и плохих людей, актуален и по сей день. В наше время, считает автор, очень мало благородных людей, способных бескорыстно помогать другим. Для нас, молодых, по его мнению, ярким примером поистине благородного человека должен быть Дон Кихот. Его желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства.

    Ю. Цетлин считает, что человеку «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым », гуманным и великодушным.

    Я полностью согласен с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.

    Истинно благородного человека описал Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага Анатоля Курагина, интригана и предателя, беспомощно лежащего на операционном столе во время Бородинской битвы. Видя этого глубоко страдающего человека, только что потерявшего ногу, Болконский уже не испытывал к нему ненависти. Вот оно, истинное благородство!

    Всем нам, молодым, девизом своей жизни надо считать слова поэта Андрея Дементьева: «Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно мое святое воинство!»

    Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством

    Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством – вот проблема, над которой рассуждает автор.

    Этот морально – этический вопрос актуален в наши дни. С этим явлением мы встречаемся везде: в транспорте, в магазине, на улице, - и никак не можем его побороть!

    И. Иванова считает, что хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство вместе взятые, но при этом оно, опирающееся на беззаконность, имеет возможность унижать и не испытывать сопротивления со стороны унижаемого.

    Я разделяю точку зрения автора: хамство – настоящий феномен нашей жизни! Этим, казалось бы, уникальным талантом оскорблять человека, не произнося при этом очевидных грубостей и не переходя определенную черту, за которой может стоять открытый конфликт, сегодня обладает просто удивительное количество людей.

    Яркий пример беззащитности человека от хамства нахожу в стихотворении Андрея Дементьева:

    У меня от хамства нет защиты.

    И на этот раз оно сильней.

    Звонкие хрусталики разбиты –

    Позывные доброты моей...

    Недавно в газете «Пятница» прочитала статью, в которой рассказывалось о неосознанном, невидимом, казалось бы, хамстве, которое может проявляться в виде непродуманности, черствости, глупости. Не зря говорится, что «точность – вежливость королей». Сказать одно - и не выполнить обещание, договориться о встрече - и опоздать или, вообще, забыть об этом – это стало нормой. За такими «безобидными» поступками хамство прячется, камуфлируясь под случайность.

    Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации

    Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации, - вот проблема, над которой рассуждает Вячеслав Дёгтев в рассказе “Крест”.

    Вячеслав Дёгтев, изображая осуждённых священнослужителей, закрытых в трюмы затопляемого корабля, показывает, что вначале они начинают кричать. Но мощный бас одного из монахов призвал их в этот смертельный час сплотиться в молитве. И тогда эти мужественные люди запели. По словам автора «…тюрьма превратилась в храм…». «Сливаясь, голоса звучали так мощно и так слаженно, что аж дрожала, вибрировала палуба. Всю страсть и любовь к жизни, всю веру в Высшую Справедливость вложили монахи в последний свой псалом». В. Дёгтев, на мой взгляд, гордится мужеством и волей этих людей.

    Как эти священнослужители православной церкви напоминают мне великого старообрядца протопопа Аввакума, который за свою веру мужественно принял мученическую прекрасную смерть.

    В “Комсомольской правде” недавно прочёл рассказ об участнике афганской войны Сергее Пёрышкине. Захваченный в плен душманами, он отказался принять мусульманскую веру, остался христианином, за что и был казнен.

    Таким образом, могу сделать вывод, что человек мужественный верен своему Слову, Делу, Вере даже перед лицом смерти!

    Честь и бесчестие.

    Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

    Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

    «Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

    Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

    Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

    В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

    Дубровный Егор

    Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

    Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

    Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

    В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

    «Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

    Чеболтасов Игорь

    Откуда берутся бесчестные люди?

    Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

    Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

    Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

    Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

    Евстропова Виктория

    ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

    Два печальных юбилея, неразрывно связанных между собой, отметила в феврале Россия. 8 февраля 1837 года произошла дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Спустя два дня, 10 февраля, смертельно раненный на дуэли поэт умер. Было это 175 лет назад.

    Сама по себе история русской дуэли XIX века – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. Таким образом тогда «выясняли отношения», отстаивая свою честь и достоинство.

    А сегодня? Существует ли в нашем обществе понятие «чести»? Если мы говорим об отдельных людях, то среди нас есть как люди чести, так и бесчестные люди. Если говорим об обществе, то трудно сказать, возможно ли в наше время по-настоящему сохранить достоинство, или же сегодняшний уклад оставил это в далеком прошлом. Актуально ли понятие «честь» в современном мире?

    Об этом наша беседа с заведующей сектором музейной педагогики Всероссийского музея А. С. Пушкина Е.Б. Добровольской.

    Екатерина Борисовна, вы изучаете жизнь и творчество А.С. Пушкина, в частности, историю дуэли и гибели поэта, рассказываете об этом учащимся. Как вы считаете, почему раньше люди были готовы умереть за свою честь?

    Эта тема очень серьезная, и на этот вопрос трудно ответить коротко. Честь – это родовое понятие русского дворянина, который воспринимал свою жизнь не как что-то случайное и единичное, а как звено в исторической цепочке. Он дорожил своей фамилией, памятью предков и мнением о себе не только тех, кто живет рядом, но и тех, кто будет жить потом. Он должен был передать детям свое имя незапятнанным, он мечтал прославить свой род, свое имя. Так воспитывали с детства. «Дорога чести и славы открыта перед вами!» - говорил, обращаясь к юным лицеистам, в день открытия Лицея преподаватель Александр Петрович Куницын. И они, совсем юные, мечтали прожить жизнь не зря, оставить в истории свое имя.

    «Честь выше присяги», - отвечал один из участников движения декабристов на вопрос императора, почему он не донес о существовании тайного общества. Чувство чести оказывалось стержнем характера, тем, что не позволяло совершить подлость или струсить.

    «Не смерть страшна, а страшно бесчестье», - так напутствовал выпускников Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт. Я уверена, что и мы, сегодняшние, внутренне согласны с этим высказыванием, но нас иначе воспитывали, и потому большинству из нас трудно соответствовать такому образцу поведения. И все же я думаю, что и сегодня жизнь без чувства самоуважения приводит к разрушению личности.

    Как вам кажется, что важнее: отстоять честь в дуэли или, избежав ее, сохранить свою жизнь? Стоит ли отстаивать честь ценою жизни?

    Повторю: дуэль – понятие историческое. Это способ защиты чести, который был распространен среди дворян, и особенно молодых офицеров, в начале 19 столетия. Но и в то время каждый давал свой ответ на этот вопрос. Пушкин, участвовавший в нескольких поединках, говорил, что считает дуэль «горькой необходимостью». Исток этого – обостренное понимание собственной чести. О дуэлях много и интересно рассказывается в книгах Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре», Я.А. Гордина «Дуэли и дуэлянты».

    Если говорить о современности, сохранять ли свое достоинство ценою жизни? Я считаю, что нет ничего дороже жизни. Но плохо представляю себе счастливую жизнь с поруганной честью. Значит, надо не доводить до такого положения, а если уж случился конфликт, надо найти способ доказать свою правоту, добиться справедливости. Не обязательно стремиться к этому немедленно, тут хороший советчик – время и добрые друзья.

    С чем связана утрата чести у современной молодежи, на ваш взгляд?

    Вопрос слишком обобщенный и в постановке своей категоричный. Кто даст определение, что такое «современная молодежь»? Молодые люди от 15 до 25 лет, они такие разные! Но среди них столько талантливых! Они знают языки, владеют компьютером, много путешествуют. Они не принимают «на веру» то, о чем им говорят, умеют анализировать, способны отстаивать свое мнение. Все это замечательные качества; люди моего поколения в юности были, по-моему, более беспомощны, наивны и внушаемы. Да, есть такие молодые люди, которых я совсем не понимаю, например, группировки «фанатов» или наркозависимые. Для меня – это проявление «стадного» инстинкта или внутренней слабости. Уважения достойны личности. А личность немыслима без самоуважения. По-моему, именно так и проявляется в настоящее время чувство чести. Я не считаю, что оно утрачено.

    Вы много общаетесь с молодежью во время занятий и лекций. Ваше мнение, как можно объяснить школьникам значимость чувства собственного достоинства?

    Я считаю, что школьникам объяснять это уже поздно! Это чувство впитывается с «молоком матери», воспитывается в семье. В школьном возрасте оно или есть у человека, или нет. Причем, есть у большинства. А те, кто позволяет себя унижать, топтать свою личность - люди глубоко несчастные. Но ведь человеку свойственно желать быть счастливым! Так что, на мой взгляд, есть прямая связь: хочешь быть счастливым – уважай себя.

    Если бы появился шанс изменить взгляды на жизнь современной молодежи, что бы Вы попытались изменить?

    Считаю невозможным и ненужным ни для себя, ни для кого-то «менять чьи-то взгляды на жизнь». Не представляю, как можно изменить взгляды «современной молодежи». Вообще не умею мыслить подобными категориями. Для меня привычное число собеседников – 30 (именно столько учеников было когда-то в Лицее), а лучше – и того меньше! Так вот, на каждом занятии в музее-Лицее, где я работаю, я стараюсь рассказать ребятам как раз о том, как жили люди «до нас» в надежде, что этот, пусть чужой, но важный духовный опыт может быть им полезен. Наши знания, наша историческая память, наша совесть – вот то, что удержит в минуту слабости и поможет в беде. И я уверена, что чувство собственного достоинства во все времена остается внутренним стержнем человека. Выработать такой стержень в себе – вот что я пожелала бы всем, каждому! И еще я считаю очень важным способом формирования мировоззрения, собственной жизненной позиции чтение. Именно чтение, а не обращение к телеэкрану или компьютеру. Они дают картинку современной жизни, и часто приукрашенную, а порой ужасающую, т.е. зритель-слушатель оказывается во власти режиссера, редактора. Когда человек читает книгу, он сам создает «мир», о котором читает, он выступает творцом, а не потребителем. Я бы посоветовала читать исторические книги, читать мемуары – ведь жизнь началась не с каждого из нас. Изучая историю, ты проживаешь сотни жизней и приобретаешь важнейший духовный опыт. И наконец, я предлагаю молодым людям направить свою творческую энергию на созидание, а не на отрицание (отрицать всегда проще!) и на добрые дела для тех, кто рядом с тобой – тогда ты точно почувствуешь, что твоя жизнь нужна.

    Беседовала Настя Шмакова, 8 класс (гимназия №406)

    Фото А.Бобырь; из личного архива Е. Добровольской

    «Береги платье снову, а честь смолоду» – так гласит русская поговорка. Так ли важна и актуальна сейчас честь?

    Честь – это не закреплённое никакими документами, но важное, ценное чувство. Честь понятие важное, как и справедливость, принципиальность. Эти качества приветствуются в человеке стандарты осуждаются. Но слишком часто в истории человеческих взаимоотношений честь превращается в пафос. Редко когда принципы подходят для любых ситуаций – чаще всего приходится делать их гибкими. Слишком нестабильна жизнь человеческая, чтобы загонять

    Себя в рамки. Но когда твои принципы – органическая часть души, совесть, это другое дело.

    Честь рассматривали в своих произведениях многие писатели девятнадцатого века – в те времена понятие чести сформировалось особенно ярко, запечатлелось в истории человечества дуэлями в защиту чести. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв воспитывался в высокой нравственной среде. Жизнь поставила его в трудные условия, испытывала его. Но вместо того чтобы уподобится подлому Швабрину, Гринёв сохранил честь, остался верным себе, не заглушил в себе голос совести.

    Величайшем творении Пушкина – «Евгений Онегин» рассматривается жизнь 19 века, в том числе и дуэли. Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Онегин презрительно отнёсся к нежеланной дуэли. Он был искренне огорчен гибелью друга.

    В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой – Печорин убивает на дуэли своего друга Грушницкого. Вступившись за честь дамы, Григорий Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого показывают, что чести у этого человека нет.

    В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» происходит дуэль Пьера Безухова с Долоховым. Пьер Безухов – человек тихий, склонный к философии, но никак к агрессии или насилию. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли бесстрашного Долохова. В этом несоответствии Толстой показывает, что честность порой важнее умения обращаться с оружием, что справедливость всегда восстанавливается.

    Слово «честь» всегда было громким, важным для людей. Но лишь тогда честь действительно важна, когда за этим словом стоит что-то большее, чем просто пафос. Чувство собственного достоинства не должно превращаться в эгоизм. Человек, защищающий честь должен быть во власти не эмоций и затуманенного гневом разума, а холодного ума. Во всём должна быть мера, даже в чувстве собственного достоинства, чтобы это важное чувство не превратилось в гордыню и эгоизм. Но быть честным с собой, как мне кажется, намного важнее, чем беречь честь от посягательств. Ведь если ты не можешь быть честным с самим собой, то как могут быть честным с тобой люди?