Войти
Логопедический портал
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Многозначное слово «mean Как переводится слово mean
  • Лётчик-ас кожедуб иван никитович — трижды герой ссср
  • Эмпирическую основу исследования составляют. Методологические основы эмпирического исследования. Опытно-экспериментальная база исследования

    Эмпирическую основу исследования составляют. Методологические основы эмпирического исследования. Опытно-экспериментальная база исследования

    Во введении рекомендуется охарактеризовать эмпирическую базу дипломной работы, которую могут составлять официальные документы и др. материалы организации, включая корпоративные издания; статистические данные; материалы социологических, маркетинговых, культурологических и др. исследований; материалы СМИ, в т.ч. периодической печати, радио и телевидения, сети Интернет; результаты экспертных опросов и т.п.

    Научная новизна работы состоит, прежде всего, в открытии новых законов, закономерностей, зависимостей, свойств, явлений, методов исследований, новых технологий, их обосновании и т.п. Даже если это присутствует хотя бы частично, можно говорить о научной новизне работы. Новизна может быть связана и с уже сформулированными, старыми идеями, теориями, концепциями, методами, если имеет место их углубление, конкретизация, дополнительная аргументация, показ возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики.

    Элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная и рассмотренная задача или новая постановка известной задачи; новая постановка известных проблем или задач; новые результаты теории и эксперимента, их следствия и т.п.

    Практическая ценность или практическое значение дипломной работы определяется тем, каким образом, где и для кого будут иметь интерес полученные теоретические и практические результаты, собранная информация, подготовленные предложения и рекомендации; в деятельности каких организаций, предприятий, учреждений могут быть найти практическое применение дипломные материалы.

    Оценку практического значения дипломной работы, как правило, должен дать руководитель или специалист организации, на базе которой выполнялась данная работа, или официальный рецензент в своем заключении.

    Заключительным элементом введения является описаниеструктуры дипломной работы : название глав (разделов), количество параграфов в главах, указание на наличие в работе списка использованной литературы и приложений. Это описание дается в соответствии с разделом «содержание» дипломной работы.

    Основная часть ВКР

    Первая глава дипломной работы традиционно посвящается методологическим и теоретическим вопросам избранной темы. Здесь важно сформулировать или уточнить ключевые понятия и термины, базовые для работы идеи, теории и концепции; описать имеющиеся различные подходы или точки зрения на проблему, заявленную в исследовании, соответствующие аргументы и т.д. Важно высказать и обосновать собственный научный подход, свое видение и оценку. Только таким образом автор дипломной работы может продемонстрировать свое собственное исследовательское «Я», свой вклад в изучение и раскрытие изучаемой проблемы.



    В дипломном исследовании надо стремиться выявить причинно-следственные и иные закономерные связи и отношения, чтобы понять, объяснить и предсказать развитие исследуемого объекта.

    Типичной ошибкой теоретической части работы является желание автора по максимуму включить в нее все интересное, что он нашел в литературе. Это совершенно не нужно. Более того, это говорит о том, что автор не разобрался в специфике своей темы и проблемной ситуации, плохо поставил или не уяснил цель и задачи исследования. Надо учесть, что работа оценивается не по количеству страниц, а по принципу логической структурированности мысли и необходимой достаточности материала.

    Особой формой фактического материала являются заимствованные утверждения – цитаты, содержащиеся в различных источниках, которые используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики и презентации изучаемого вопроса. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях число используемых цитат должно определяться потребностями разработки темы. Цитатами не следует злоупотреблять, их обилие может восприниматься как выражение слабости собственной позиции автора.



    Теоретическая глава (главы) должна содержать выводы, которые являются логическим переходом к следующим частям вашей дипломной работы. Так, например, выводы по теоретической главе дают представление о том, какую точку зрения вы избираете в качестве основной для применения ее к исследовательским главам.

    Вторая глава дипломнойработы – «практическая» (прикладная, проектная). Здесь, как правило, рассматриваются практические вопросы, связанные с деятельностью некоей реальной организации (компании, предприятия, учреждения, общественной структуры и т.д.) или реального процесса, явления общественной жизни.

    Эта часть работы содержит, главным образом, собранный студентом материал. Данная глава показывает, как дипломник умеет самостоятельно собирать, описывать, классифицировать, интерпретировать эмпирический материал и делать выводы; насколько он умеет проектировать, планировать, консультировать, рекомендовать, творчески решать практические задачи в сфере связей с общественностью.

    Данная глава должна содержать и наглядно представлять качественные и количественные показатели, напр., в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п. Эта часть работы позволяет оценить креативность при решении проблемы и умение подачи материала. Поэтому здесь уместны и даже порой необходимы таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы и т.п. Правда, их количеством не стоит злоупотреблять, и все, что не является крайне необходимым в основном тексте дипломной работы, можно перенести в приложение.

    Все главы дипломной работы завершаются краткими выводами.

    Заключение ВКР

    Текст заключения должен поэтапно, в краткой форме констатировать решение задач и достижение цели дипломной работы, заявленных во введении. Заключение не должно быть формальным и столь же кратким, как выводы по главам; оно должно быть развернутым, содержать выводы по основным направлениям или аспектам исследования и общие результаты дипломной работы.

    Готовя текст заключения, надо абстрагироваться от мелочей, от второстепенных вопросов и промежуточных результатов. Напротив, надо увидеть и выразить главное, сущностное, принципиальное, что было сделано; а также показать, то новое, оригинальное, что отличает данную работу от других подобных.

    Приложение ВКР

    Приложение является желательным компонентом дипломной работы, поскольку содержит вспомогательные или дополнительные материалы, которые иллюстрируют и дополняют основной текст работы.

    Приложениями могут быть различные материалы: опросные анкеты, данные социологических опросов, ксерокопии статей, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов, договоров и т.д. В качестве приложений могут выступать анализируемые или упоминаемые в тексте курсовой работы сценарии радио- и телепрограмм, распечатки интернет-материалов, расшифровка радио- и телетекста.

    Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

    Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем дипломной работы.

    Язык и стиль ВКР

    Дипломная работа относится к научно-исследовательскому жанру. Поэтому она должна быть написана в научном стиле, от третьего лица.

    Необходимо активно использовать общенаучную терминологию и понятийный аппарат , соответствующей дисциплины.

    Текст работы должен быть логичен, а последовательность повествования оправдана авторским замыслом. Другими словами, логика изложения материала курсовой работы должна соответствовать определенному стандарту.

    Рекомендуется избегать неопределённых выражений, т.е. оборотов речи, которые вроде бы подтверждают высказывания, но при этом не ссылаются на проверяемые источники, напр., таких фраз: «существует распространенное мнение, что…»; «многие считают, что...»; «учёные доказали, что…», «по словам критиков, …».

    Главное требование к стилю изложения материалов дипломной работы – беспристрастность и непредвзятость , объективность . Речь идет о том, что описывать и анализировать явления следует без субъективных предпочтений с позиций «нравится - не нравится». Если на объект и предмет исследования существует несколько различных взглядов, то их надо упомянуть, или же кратко изложить их, сославшись на источники.

    Научный стиль проявляется также и в следовании принятым стандартам написания буквенных аббревиатур, оформления таблиц, рисунков, графиков и всей работы, в целом.

    Требования к оформлению ВКР

    Требования к оформлению дипломной работы, в том числе правила сокращений, оформления таблиц излагаются в Приложении 3.

    Отзыв и рецензирование ВКР

    Форма отзыва руководителя и форма рецензии на выпускную квалификационную работу представлены в Приложениях 7 и 8.


    Для количественного анализа использовалась доступная нам часть базы данных опроса студентов выпускных курсов вузов. Данные были собраны в 39 вузах стран СНГ (России, Армении, Кыргызстана, Молдовы, Украины, Казахстана, и Таджикистана) в 2013 г. в рамках проекта «Оценка миграционного потенциала студентов выпускных курсов высших учебных заведений стран СНГ» Центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Были получены данные о 8220 студентах выпускного курса трех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Для анализа нам были доступны респонденты из 5-ти городов (Калининград, Кемерово, Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа). Объем выборки составляет 1658 респондентов. Данные были собраны по целевой доступной выборке, где критерием выступало обучение на последнем курсе вуза.

    Рисунок 2. Распределение респондентов по городам

    В целом, распределение респондентов близко к равному (по 18-20% на каждый город), за исключением Перми, где были опрошены 26% респондентов. Но такое небольшое превышение можно считать приемлемым.

    Анкета включает 105 вопросов, сгруппированных в 10 блоков, по социально-демографическим и биографическим характеристикам респондентов, в том числе - в ретроспективе, характеристикам места (населенных пунктов), где они собираются жить и работать по окончании вузов, факторам, определяющим выбор места будущего жительства и жизненным планам в целом. Фрагмент анкеты находится в приложении 4.

    Выборка является доступной, и это является важным ограничением наших данных. Процедура сбора данных предполагала анкету на самозаполнение. Мы не располагаем данными об уровне возврата анкет, а доступная выборка может привести к смещению в сторону отдельных вузов и специальностей. Так, в выборке большую часть выпускников составляют выпускники факультетов экономики и менеджмента (31%), относительно мало выпускников медицинских специальностей (1,5%). Насколько такое распределение соответствует реальному распределению выпускников вузов изучаемых городов оценить невозможно из-за отсутствия данных. В любом случае, данные могут быть обобщены только для изучаемой совокупности выпускников вузов этих городов.

    Перекос в сторону отдельных специальностей может дать смещение при изучении миграционных установок, так как разные специальности и вузы могут иметь различную котируемость диплома.

    Наконец, при анализе важно учитывать региональные особенности и особенности отдельных городов. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 85, 91. В нашей выборке представлены крупные города, с достаточно высокими показателями уровня жизни. По особому территориальному обособлению от остальной части России явно выделяется Калининград. По численности Калининград и Кемерово сопоставимы, но эти города приблизительно в 2 раза меньше остальных городов-миллиоников. Данные Росстата на 1января 2013 года

    Проверено от 30 мая.

    Нам представляется важным посмотреть на миграционные потоки этих городов. Отдельной статистики по городам, за исключением численности населения, нет. Если посмотреть на миграционные потоки по субъектам Российской Федерации, то сильно выделяется Калининградская область, где примерно 6% от выбывших мигрируют за пределы страны. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / под ред. Дианов М.А. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2013. С. 81-83. Для сравнения - данный показатель составляет от 0,4% (для республики Башкортостан) до 1,6% (Кемеровская область), Самыми популярными направлениями международной миграции для Калининградской области являются Латвия, Литва и Германия. Данные Росстата для Калининградской области. Проверено от 31 мая 2015г. URL: Скорее всего, на такую особенность миграционных потоков оказывает влияние особое территориальное положение Калининградской области. Этот факт важно учитывать при анализе.

    Для изучения того, как происходит восприятие места потенциальной миграции в качественной стратегии, мы выбрали кейс Уфы. Этот выбор связан с тем, что по результатам анализа данных опроса, среди уфимских выпускников по сравнению с другими изучаемыми городами, значимо больше тех, кто намеревается переехать внутри страны. (Приложение 1, таблица 17). Такая связь кажется особенно актуальной для изучения, учитывая, что в регионе достаточно большое число вузовДанные с сайта «Статистика образования». Проверено от 31 мая 2015г. URL: , низкий уровень безработицы Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: , а валовый региональный продукт один из самых высоких среди рассматриваемых регионов Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: .

    На качественном этапе исследования было проведено 15 полуформализованных интервью. Полевой этап проводился в течение августа 2014 года в Уфе. Интервьюировались выпускники уфимских вузов 2014 года и студенты выпускных курсов 2015 года, которые обладают сформированным намерением уехать из Уфы после окончания учебы (исключая случаи возвратной миграции). Таким образом, выборка информантов характеризуется как целевая.

    Отбор информантов производился методом снежного кома с 5 точками входа, где максимальное число найденных информантов с одной точки входа три. Такое небольшое количество информантов из одной точки входа позволяет меньшему смещению при поиске информантов. Из 5 точек входа 3 являются знакомыми интервьюера, другие две найдены в социальной сети «Вконтакте».

    Характеристики информантов приведены в таблице 3.2. В выборку попали выпускники 5 вузов: Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Башкирского государственного университета (БГУ), Уфимского государственного авиационного университета (УГАТУ), Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ), Уфимской государственной академии искусств (УГАИ). Среди информантов 6 девушек и 9 юношей. Практически все - местные жители или проживали в других городах республики. Направления миграции: Москва, Казань, дальнее зарубежье и Санкт-Петербург.

    Таблица 1. Краткое описание информантов

    Направление миграции

    Знакомство с местом переезда

    Год выпуска

    Место проживания до поступления

    Каждые несколько месяцев приезжает к девушке

    Не была, знает от друзей

    Опыт посещения как туриста

    В 14 лет провел там лето

    Была в качестве туриста

    республика Башкортостан

    Санкт-Петербург

    Живет сестра, был там несколько раз

    республика Башкортостан

    Финляндия

    В январе планирует пробный визит

    республика Башкортостан

    Санкт-Петербург

    Была в качестве туриста

    Скандинавия

    республика Башкортостан

    Не была, знает со слов родных и знакомых

    республика Башкортостан

    Сан-Франциско

    Проживала в течение нескольких месяцев, работала

    Это лето провела в Москве, до этого приезжала максимум дней на 10

    Гайд интервью включал следующие основные блоки вопросов: причины переезда, описание направления (места) предполагаемого переезда, текущего места проживания, представления об идеальном месте жительства и пр. (приложении 5). Во время интервью беседы часто уходили от составленного плана, так как информант начинал невольно сравнивать текущее место проживания и место предполагаемого переезда, приводил доводы, почему место переезда его привлекает. Такое отклонение от гайда можно считать продуктивным, так как это позволило получить новые категории для анализа, расширить основанные на теории представления о факторах, привлекающих потенциальных мигрантов.

    Для изучения представлений о «месте» исследователями активно используются проективные методики, так как они позволяют получить качественно иную информацию, выраженную невербально. Широко известны техники метальных и когнитивных карт. В отличие от ментальных карт, применение когнитивных карт для отражения представлений о городе возможно и при исследовании города, отличного от места проживания информанта, как это предполагается в нашем случае. Жданова С. Ю., Кильченко О. И., Мишланова С. Л., Полякова С. В. Визуально-образное содержание психологической репрезентации городской среды у жителей городов-побратимов // Вектор науки ТГУ. 2011. №7. С. 185.

    Когнитивные карты призваны отражать пространственные представления, содержащиеся в головах у людей, важные места, наполненные особым смыслом. Такой вид карт представляет собой наброски местности, сделанные от руки по памяти информанта. Веселкова Н. В. Ментальные карты города: Вопросы методологии и практика использования // Социология 4М. 2010. № 31. С. 12. Очень часто такая методика используется для получения представлений о местности от детей или, наоборот, пожилых информантов. Blaut J. M., Stea D., Spencer C., Blades M. Mapping as a Cultural and Cognitive Universal // Annals of the Association of American Geographers. 2003. Vol. 93. No. 1. P. 165-185. Методика предполагает, как открытое свободное задание нарисовать видение города (free-recall sketch maps), так и более четкие, например, на уже имеющейся карте (sketch maps). Hooper H., Lloyd R. Urban Cognitive Maps: Computation and Structure // The Professional Geographer. Vol. 43. No. 1. P. 18 - 20. Существует также техника когнитивных карт, когда в рамках заданных границ необходимо припомнить все имеющиеся здания. Такая техника применяется скорее для практических целей городского планирования. Evans G. W., Smith C., Pezdek K. Cognitive Maps and Urban Form // Journal of the American Planning Association. 2007. Vol. 48. No. 2. P. 233. В нашем случае нам интересны привлекающие черты предполагаемого места переезда. В связи с этим полезнее давать задание в свободной форме, для того чтобы информант сам отразил все важные характеристики предполагаемого места переезда. Информанта просили нарисовать, как он представляет город предполагаемого переезда. Таким образом, информант работал над пространственной картой (free-recall sketch maps) города. До момента начала интервью информанты не были предупреждены о необходимости создания когнитивной карты, что исключает намеренную подготовку. С другой стороны, он не мог дополнить свой рисунок каким-либо готовыми изображениями, как это делается при создании ряда ментальных карт (части настоящей карты, фотографии, изображения).

    Когнитивные карты были нарисованы информантами по окончании интервью. Для изображения предоставлялся лист формата А4, набор гелевых ручек из 10 цветов, набор карандашей из 15 цветов, шариковая ручка синего цвета, несколько простых карандашей с ластиком. Положение листа (горизонтальное или вертикальное) информант выбирал на свое усмотрение, также как и количество используемых средств рисования.

    Дата публикации: 28.10.2017 11:37

    Первая часть ВКР по психологии - это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

    Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

    Что такое эмпирическое исследование в психологии

    Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

    Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

    • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
    • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
    • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.

    В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

    Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

    Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики - тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

    Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

    Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

    Структура эмпирического исследования

    Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

    Цель эмпирического исследования , как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

    Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

    1. Подбор психодиагностических методик.
    2. Формирование выборки эмпирического исследования.
    3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
    4. Качественный анализ полученных данных.
    5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
    6. Интерпретация результатов математической обработки.
    7. Формулировка выводов.

    Гипотеза эмпирического исследования , как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

    Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

    Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

    Выборка эмпирического исследования - это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

    Методики эмпирического исследования - это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

    1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
    2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
    3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

    Следующий важный элемент эмпирического исследования - это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

    Результаты эмпирического исследования и их анализ

    Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

    Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

    1. Первый тип результатов эмпирического исследования - это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
    2. Второй тип результатов эмпирического исследования - это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий . Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

    Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

    1. Первый этап - качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
    2. Второй этап - статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

    Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

    Пусть использовалась лишь одна методика - Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

    Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст - от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст - от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

    На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

    На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

    Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены - бегство-избегание и самоконтроль.

    В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены - бегство-избегание и конфронтационный копинг.

    Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

    Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

    На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни , который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

    Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

    Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

    Средние значения

    U-критерий Манна-Уитни

    Уровень статистической значимости (p)

    Россия

    США

    Конфронтационный копинг

    43,6

    44,3

    1777

    0,904

    Дистанцирование

    62,1

    49,0

    1136

    0,000*

    Самоконтроль

    45,3

    50,8

    1348,5

    0,018*

    Поиск социальной поддержке

    65,7

    49,3

    0,000*

    Принятие ответственности

    54,9

    54,0

    1690,5

    0,565

    Бегство-избегание

    41,8

    41,4

    1718

    0,667

    Планирование решение проблемы

    50,4

    56,4

    1293,5

    0,008*

    Положительная переоценка

    45,3

    45,2

    1760

    0,834

    * - различия статистически достоверны (р≤0,05)

    Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

    Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

    Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

    Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

    Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

    Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

    Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

    Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим - в американском.

    Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

    1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
    2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
    3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
    4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
    5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

    Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

    Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

    Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования - исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

    Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

    Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

    Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования .

    Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

    Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

    Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

    И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии - это контрольное исследование . Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

    Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

    Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

    В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

    В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

    В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.

    Эмпирическая основа для изучения социальных явлений

    Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. "Питательной" средой для теоретических построений чаще всœего является эмпирический материал 1 . Именно реальные эмпирические факты 2 , как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о крайне важно сти их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.

    Что же такое социологические эмпирические данные, ᴛ.ᴇ. данные, характеризующие конкретные социологические факты; данные, в виде которых, собственно говоря, эти факты перед нами и выступают? Данные могут представать перед исследователœем в виде:

    Совокупности чисел 3, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, к примеру, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ престижности некоторых профессий и т.д.) 4,

    Множества индикаторов определœенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп [Математические методы анализа... 1989, гл. 4]),

    Результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений [Дэвид, 1978] - способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).

    Совокупности определœенных высказываний (к примеру, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателœей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.),

    Текстов документов;

    Так или иначе зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.

    Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют из себясовокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин; будем считать эти термины синонимами), измеренных для каждого из изучаемых объектов.

    Мы не будем глубоко анализировать смысл термина "признак", хотя здесь есть о чем поговорить (на наш взгляд, это понятие требует специального обсуждения; здесь мы такой цели перед собой не ставили). Будем считать данный смысл в основном интуитивно ясным. Отметим лишь некоторые моменты.

    Признак - это неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ общее для всœех объектов качество, конкретные проявления которого (значения признака; их называют также альтернативами, градациями), вообще говоря, могут меняться от объекта к объекту. Примеры признаков - пол, возраст респондентов, их удовлетворенность своим трудом и т.д. В качестве значений признака "возраст" могут выступать 25 лет, 48 лет, 21 год. Стоит сказать, что для нас важно, что само введение практически любого признака является моделированием довольно высокого уровня. Признаки не существуют сами по себе, они - плод наших абстрактных рассмотрений, идеальные конструкции. В общественных науках соответствующий процесс абстрагирования является иногда очень непростым. Основными его этапами является выделœение понятий (процесс рождения которых уже не прост 5) и осуществление их т.н. операционализации. Процессу операционализации понятий посвящена обширная литература 6 . Мы не будем описывать то, что читатель может из нее почерпнуть. Отметим лишь, что, на наш взгляд, его нужно понимать несколько шире, чем это обычно делается. Так, в него имеет смысл включить, к примеру, различные способы шкалирования (скажем, получение на базе непосредственного опроса респондентов значений некоторых вспомогательных признаков и последующий переход к другим, латентным переменным с помощью построения индексов, как это делается, к примеру, при построении известной шкалы Лайкерта).

    На практике проблему операционализации чаще всœего разделяют на две: выбор признаков, являющихся индикаторами понятий, и выбор набора значений каждого признака (скажем, выбрав в качестве одного из индикаторов признак "возраст", мы можем считать его "непрерывным" и просить каждого респондента указывать целое число прожитых лет; а можем – приписывать респонденту число от 1 до 5 исходя из того, в какой возрастной интервал респондент попадает: от15 до 25 лет, от 25 до 35 лет, …, старше 55 лет; вполне возможно, что мы разделим всœех людей лишь на две группы – до 30 лет и старше и т.д.). Ниже (п.1.3) покажем, что в процесс операционализации имеет смысл включить также процедуру определœения типа используемых при получении значений наблюдаемых признаков шкал. Покажем также, что данный процесс не может осуществляться в отрыве от анализа данных и интерпретации его результатов.

    При концептуализации понятий должны решаться вопросы, отнюдь не лежащие на поверхности. Напротив, успешная операционализация предусматривает переход на достаточно глубокий концептуальный уровень рассмотрения предмета исследования, при котором признаки воспринимаются как отражение параметров анализа, релœевантных целям исследования, а значения признаков - как результат расчленения каждого параметра на определœенные категории, ключевые понятия исследования.

    Подчеркнем также, что, как известно, при получении информации от респондента огромную роль играет не только сам перечень градаций-ответов на вопросы анкеты, но и порядок упоминания этих градаций, конкретный выбор слов при их формулировке, преамбула к вопросу, порядок вопросов в анкете и т.д. (см., к примеру, [Мосичев, 1996; Questions and answers …, 1996]). Обо всœем этом мы говорить не будем, неявно имея в виду крайне важно сть решения соответствующих проблем.

    Вопрос о самом существовании признака, о трактовке его значений бывает иногда очень тонким (см., к примеру, работу [Ноэль Э., 1993], автор которой, несмотря на сугубо практическую направленность книги, считает нужным оговорить соответствующие теоретические вопросы, вводит понятие "мышление признаками" и анализирует плюсы и минусы перехода к такому мышлению).

    Далее будем рассматривать ситуацию, когда каждый изучаемый объект предстает перед нами в виде последовательности чисел – значений для него неких признаков. Такие данные обычно задаются в виде таблицы (матрицы) "объект-признак", строки которых отвечают объектам (к примеру, респондентам), а столбцы – признакам (к примеру, каждый столбец - ϶ᴛᴏ ответы респондентов на один из вопросов анкеты). Пример такой таблицы представлен ниже.

    Таблица 1

    Пример таблицы "объект-признак"

    При использовании методов многомерного анализа данных ту же информацию об исходных объектах зачастую представляют в виде фрагмента так называемого признакового пространства: осям такого пространства отвечают рассматриваемые признаки, а каждый объект представлен в виде точки, координатами которой служат значения для этого объекта признаков, отвечающих осям. Ниже приведен пример двумерного признакового пространства (рис.1),

    Рис. 1. Пример двумерного признакового пространства.

    Отмеченные точки отвечают респондентам, координаты которых заданы таблицей 1

    оси которого отвечают признакам "возраст" и "удовлетворенность трудом", а координаты объектов отвечают данным таблицы 1.

    Подчеркнем, что подобное представление изучаемых объектов, будучи исходным для алгоритмов анализа данных, в действительности скрывает (должно скрывать!) за собой глубокую предварительную работу исследователя по осмыслению того, что и почему он изучает (несколько более подробно мы рассмотрим это положение в п. 1.3). На данный принципиальный момент обращают внимание многие авторы. К примеру, Чесноков говорит о глубокой принципиальной значимости матрицы "объект-признак". Батыгин пишет о том. что "…трехкомпонентная логико-семантическая структура, включающая объект, переменную и ее значение, составляет своеобразный … формат организованного знания, образующий привычную для социолога матрицу данных" [Батыгин, 1986, с. 135].

    Итак, перед нами стоит некоторая социологическая задача и мы полагаем, что для ее решения крайне важно изучить определœенное количество данных о некоторых объектах. К примеру, предположим, что перед нами лежит 1000 заполненных анкет, в каждой из которых фигурирует 50 обращенных к респонденту вопросов 7 . Допустим, что мы догадываемся о том, что в этих данных скрываются интересующие нас закономерности (полагаем, что вопросы, включенные в анкету, были тщательно продуманы, увязаны со сформулированными заранее гипотезами исследования и т.д.). Но как их "выудить" из того огромного количества цифр, которые имеются в нашем распоряжении? Как не "потеряться" в данном море информации? Как "продраться" сквозь всœе эти необозримые данные, суметь увидеть то, что нас интересует? Заметим, что проблема поиска способа "плавания" по описанному "морю" встает, отнюдь, не только перед таким исследователœем, который не знаком с методами анализа данных. Дело в том, что специфика, сложность социальных явлений приводит к многочисленным трудностям анализа, вызывает крайне важно сть весьма творческого подхода к его осуществлению. Об этом и пойдет речь ниже.

    Эмпирическая основа для изучения социальных явлений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмпирическая основа для изучения социальных явлений" 2017, 2018.

    Теоретическая основа исследования – эта система научных положений, научных теорий, методологический принципов и подходов, на основе которых выдвигалась гипотеза исследования и проводился анализ теоретических и эмпирических результатов исследования.

    Теоретической основой исследованияявились теории учебной деятельности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова; концепции профессиональной компетенции и профессиональной компетентности, разрабатываемые в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО под руководством Г.В. Мухаметзяновой.

    Методы и методики исследования

    В переводе с древнегреческого «метод» означает «путь к...» - путь к достижению определенной цели, какого-либо результата.

    Говоря о методе исследования , обычно имеют в виду определенные принципы, способы познания, а также разработанные на их основе правила и процедуры исследования.

    К основным методам исследования, используемым в психологии относятся:

    а) методы теоретического исследования (сравнение, обобщение, классификация, типологизация, метод аналогий);

    а) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование);

    б) методы математической обработки и анализа эмпирических данных (статистический, корреляционный, кластерный, факторный, дисперсионный, контент-анализ);

    Выбор метода определяется выбором объекта и предмета исследования, целями и задачами исследования, а также возможностями и пристрастиями исследователя.

    Методика исследования – конкретная форма реализации метода, позволяющая получать исходные эмпирические данные (протоколы наблюдения или эксперимента, конкретный тест, отдельная анкета или опросник).

    В исследовании были использованы методы экспертных оценок, эксперимента, психологического тестирования, анкетирования.

    Для определения уровня профессиональной компетентности учителей использовались специально разработанная Анкета (см. Приложение 1) и бланк экспертных оценок (см. Приложение 2).



    Степень понимания учащимися объяснений учителя определялась методом контент-анализа.

    Для определения уровня развития процессов мышления использовались интеллектуальные тесты (см. Приложение 3).

    При обработке и анализе эмпирических данных использовались методы математической статистики и корреляционного анализа.

    Проверка достоверности результатов эмпирического исследования осуществлялась с использованием статистических критериев Стьюдента.

    Опытно-экспериментальная база исследования

    Экспериментальная база исследования– это место, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования (учреждение образования, организация), и выборки испытуемых, которые принимали участие в исследовании.

    Экспериментальной базой исследования была гимназия № 75, учащиеся 8-х и 10-х классов в количестве 96 человек (54 девочек и 42 мальчика) и учителя-предметники в количестве 8 человек со стажем педагогической деятельности от 3 до 15 лет.

    Практическая значимость исследования

    Обоснование практической значимости исследования требует указания на прикладные области психологии, в которых возможно применение результатов исследования.

    Основная часть работы

    В главах основной части работы подробно рассматривается состояние проблемы исследования, дается обоснование гипотезы исследования, описываются методики и процедуры исследования, приводятся основные результаты и дается их интерпретация. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения поставленных задач, выносятся в приложение, на которые в основном тексте работы обязательно должны быть ссылки.

    Основная часть работы делится на две части: теоретическую и эмпирическую.

    2.5.1. Теоретическая часть

    В теоретической части раскрывается теоретическая база исследования. Раздел включает в себя:

    · анализ ключевых понятий и основных теоретических подходов, используемых в исследовании темы ВКР, с обязательной ссылкой на публикации ведущих специалистов (психологов), которые занимались исследованием тех или иных аспектов данной темы;

    · анализ эмпирических данных по проблеме исследования, полученных разными авторами, и выражение своего отношения к ним (к каким относится критично и почему);

    Логика изложения материала в теоретической части должна быть подчинена цели формулирования и обоснования гипотезы исследования и подходов к ее эмпирической проверке.

    При изложении теоретической части обязательно делать ссылки на литературные источники (публикации), из которой берется тот или иной материал. Ссылка делается с использованием квадратных скобок, в которых проставляется номер, под которым данная публикация значится в списке используемой литературы, например . При цитировании каких-либо положений и заимствовании отрывков текста из используемой публикации следует указывать и номер страницы, на которой расположен соответствующий текст, например .

    Задача теоретической части – глубже разобраться в сущности выбранной темы исследования. Эта часть показывает уровень понимания студентом проблемы и предмета исследования, дает представление о том, насколько студент ориентируется в том, кто из психологов и какой вклад внес в исследуемую им проблему.

    2.5.2. Эмпирическая часть

    В отличие от теоретической части, где студент демонстрирует свои умения работать с литературой и анализировать различные теоретические концепции, в эмпирической части он демонстрирует навыки практического использования различных психодиагностических процедур, умение работать с испытуемыми, организовывать и проводить психологическое тестирование.

    В данном разделе необходимо подробно описать порядок организации и проведения исследования, используемые в исследовании методы и методики, перечень диагностируемых показателей, порядок обработки и анализа исходных эмпирических данных.

    Следует дать по возможности развернутые ответы на вопросы о том, что исследовалось и измерялось, как проводилось исследование и измерение, какие результаты были получены. Обязательно необходимо указать степень точности и уровень достоверности результатов исследования.

    Эмпирическая часть исследования включает в себя:

    Описание и обоснование выбора методик и процедур, используемых в исследовании;

    Указание на порядок отбора испытуемых для исследования;

    Изложение результатов качественной и количественной обработки и анализа полученных эмпирических данных;

    Интерпретацию данных (т.е. раскрытие их научного психологического содержания, прежде всего, в контексте проблемы и гипотезы исследования);

    Оценку достоверности выводов, которые делаются на основании анализа эмпирических данных, и их соотношение с гипотезой исследования (насколько она подтверждается или не подтверждается).

    Заключение

    Данная часть работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Здесь дается краткое изложение результатов и выводов, полученных в ходе выполнения ВКР, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Необходимо подчеркнуть то новое, существенное, что получено в результате исследования.

    Обычно конечные результаты исследования оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев.

    В данной части можно отметить, какие важные побочные научные результаты получены, какие в связи с этим встают новые научные задачи.

    Список литературы

    Список используемых литературных источников располагается после выводов и перед приложениями. Он позволяет документально подтвердить достоверность приводимых в тексте заимствований и ссылок.

    Количество указываемых литературных источников – от 15 до 30.

    Расположение библиографических источников дается либо по фамилии автора, либо по первому слову в названии книги, документа или статьи, если авторы не указаны. Авторы-однофамильцы располагаются в алфавите инициалов. Труды одного автора - в хронологическом порядке.