Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Социальные процессы и уровни социального процесса. Социальные процессы и их виды. Социологические исследования социальных процессов

    Социальные процессы и уровни социального процесса. Социальные процессы и их виды. Социологические исследования социальных процессов

    Социальные процессы: понятие и сущность

    Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовиться к егэ по обществознанию и либо повторим, либо узнаем материал темы «Социальные процессы в России». Существует мнение, что они всегда предсказуемы и контролируются людьми. Но это далеко не так, и скоро вы сами в этом убедитесь!

    Во многих учебных пособиях данная тема раскрывается только сквозь призму темы «социальная стратификация», что является совсем неудовлетворительным, ведь в тестах егэ можно встретить задания и по этносоциальным процессам (ассимиляция, дивергенция и пр.), по мировым глобальным процессам (глобализация, мультикурулализм и пр.). Видите, какая это многогранная тема? То то. Ну ничего — сейчас всё разложим по полочкам!

    Итак тему «Социальные процессы в современной России» нужно начать с определений и примеров.

    Само понятие «социальный процесс» означает изменение социального объекта или социальной единицы в течение времени. Социальной единицей, как вы знаете из курса «Социальная сфера» может быть и социальная группа, и социальный институт и пр. Какие же есть социальные процессы?

    Социальные процессы, связанные с темой « ».

    Основные социальные процессы

    Вот ключевые классификации социальных процессов.

    В контексте социальной мобильности выделяют:

    • Маргинализация - процесс утери личностью социальных связей со своим окружением. Маргинал — человек, который порвал со своим старым социальным окружением, и пока ещё не вписался в новое..., а может и не впишется. Так, например, человек, приехавший из провинции учиться в вузе — для всё будет новым и он пока ещё не усвоил всех тонкостей жизни в новом социальном окружении — городе. Конечно, есть и конченные маргиналы — бродяги по жизни. Они уже переходят в страту люмпенов.
    • Люмпенизация — процесс массового перехода людей в страту «социального дна», когда они становятся социальными аутсайдерами, то есть не желают жить по принятым в обществе социальным нормам. Бродяги, бомжи и другие такие люди являются люмпенами.

    Естественно, если в общество много маргиналов и люмпенов — это негативный, кризисный фактор.В этом случае развивается такой негативный социальный процесс как аномии (Эмиль Дюркгейм) я, при котором разлагаются социальные нормы. Существуют пять основных стадий аномии:

    • Конформизм имеет место, когда члены общества принимают социальные нормы и культурные цели и достигают их легальными способами.
    • Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются социально установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Например, у человека есть цель — деньги. Нормальный человек — пойдет заработает. А при инновации — приобретет их незаконными способами — например сворует, или смошенничает.
    • Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают социальные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, ревностные бюрократы каждый день ходят на работу, но ритуально, символически выполняют свои обязанности, или делают вид, что выполняют.
    • Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и социальные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”. То есть обычные люмпены 🙂

    Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Ну, думаю, про бунтарей понятно. «Отнять и разделить» — их лозунг! :)))

    Этносоциальные процессы. Часть из них описаны .

    Глобальные мировые социальные процессы

    Глобализация — стирание культурных, экономических и даже государственных границ между странами и государствами. Она подменяет национальную культуру — массовой культурой, как правило это культура потребления. Это разумеется негативный признак глобализации. Сегодня во всем мире грубо говоря одни и те же товары, одни и те же (голливудские) фильмы и пр. Это и есть глобализация!

    Мультикультурализм — это политика и процесс слияния культур в одно течение при сохранении уникальности каждой культуры. Я здесь конечно всё упрощаю до уровня средней школы, господа академики! Это определение не для вас! А для вас — господа абитуриенты! ;). Кстати, про глобальные проблемы современности .

    Вот такие социальные процессы в России вам необходимо знать, дорогие абитуриенты, и уметь применять при решении тестов. Естественно, в России все эти процессы наблюдаются (ну может, кроме бунта) примеры, думаю, сами сможете привести:). Кстати, ВСЕ темы по обществу раскрыты в моем видеокурсе « »

    С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков



    Комментарии

    Отзывов (8) на Социальные процессы: понятие и сущность”

      Ответить

      Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.

      Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, Р. Парк и Э. Берджес разработали классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, - поддержание границ и систематические связи.

      Слово кооперация происходит из двух латинских слов: «ко» – «вместе» и «операри» – работать.

      Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости.

      Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного награждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы.

      Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. Последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

      Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции.

      Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но как только задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы.

      В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт.

      Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды.

      Компромисс – это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

      Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

      Амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, грани между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

      Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, в появлении общей идентификации членов группы.

      Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений

      Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе «молчаливого бартера» со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

      Социальный процесс (лат. прохождение, изменение)- изменение состояния социального объекта, последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы. Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Сущность социальной эволюции - постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, от традиционного к рациональному, и т.д. Социальная революция - это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Идея общественного прогресса - возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, но не носит, глобального характера.

      виды социальных процессов

      1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

      Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры - одни раньше, другие позже - должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.

      2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

      3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

      Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

      4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

      Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх.

      5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

      6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

      К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или - в более длительной временной перспективе - рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд.

      7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

      Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

      Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл.

      8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

      9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

      Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, – поддержание границ и систематические связи.

      Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" – "вместе" и "операри" – работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

      Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

      Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в большое число личностных взаимосвязей.

      Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

      Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). В последнем случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников. Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилах, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

      Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть "первыми среди равных". В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое учение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному угадывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В них группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, отекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, воевать большее материальное вознаграждение), в других -личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами.

      Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по скольким основаниям, например по первоочередной необходимости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточные ценности через лотерею или делить их равными долями между всеми членами группы. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, но "работает" и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

      Другим следствием конкуренции можно считать создание определенных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с дружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы. Известно, например, что как только национальные или религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.

      Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. Последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, встречается множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

      Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости, и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто оттого, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример – отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

      Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но как только задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продукция групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно, чем в тех случаях, когда члены группы конкурируют друге другом. Конкуренция между отдельными группами при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой группы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

      В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей главе), Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценное вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриг или нарушения существующих законов конкуренции. Его действ могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается конфликт с непредсказуемыми результатами.

      Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

      Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

      Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

      Компромисс – это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

      Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.

      Ассимиляция. Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний – малой Италии, малой Польши и т.д. – они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

      Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

      Амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".

      Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, в появлении общей идентификации членов группы.

      Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои территориальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон: "Если он не говорит на нашем языке, то он не может быть одним из нас". Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, например, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только трудноуловимое и труднофиксируемое чувство "принадлежности", связанное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

      Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обычно развивает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках других. Значительную роль в воспитании такого убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ослабление национального суверенитета путем интернационального соглашения может быть фатальным.

      Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

      Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, часто стремятся к уменьшению социальных границ, в то время как те, которые их уже преодолели, желают такие границы создать и укрепить. Например, во время предвыборной кампании многие кандидаты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского корпуса и за частые перевыборы, но как только они были избраны депутатами, их стремления стали полностью противоположными.

      Иногда границы между группами могут быть проложены формально, например в случаях прямого указания или введения специальных ограничительных правил. Во всех других случаях создание границ является неформальным процессом, не закрепляемым соответствующими официальными документами и неписанными правилами. Очень часто существование границ между группами или их отсутствие не соответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению.

      Создание и модификация границ между группами – это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.

      Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе "молчаливого бартера" со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

      Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система . Группы в современном обществе имеют систему внешних связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Современная деревня связана с городом посредством обмена продуктов растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяйственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются человеческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни. Любая организация должна быть связана с другими подразделениями общества – профсоюзами, политическими партиями, организациями, создающими информацию.

      Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.


      План:

      Введение.

      1.1.Виды социальных процессов

      1.2.Социальные изменения

      2.Методологические принципы изучения социальных процессов.

      2.1.Принцип органицизма

      2.2.Принцип дифференциации общественного труда

      2.3.Принцип структурно-функционального анализа Радклиф-Брауна и Малиновского

      2.4.Принцип функционального императивизма и функционального структурализма

      2.5.Принцип конструирования реальности Бергера и Лукмана

      2.6.Системно-процессуальный принцип прочтения реальности

      2.7.Принцип коммуникативного действия

      2.8.Принцип референции

      3.Структуно-фкнкциональный анализ социальных процессов современного украинского общества.

      3.1. Социальные процессы глазами современных социологов

      3.2. Современность и что за ней следует.(Размышления П.Штомпки)

      Заключение.

      Список используемой литературы.

      Введение.

      Изучение реальных социальных процессов актуально в наше время, так как общество невозможно представить без этих процессов. Интересно взглянуть на социальные процессы с точки зрения структурно-функционального анализа и ответить на множество вопросов. Как структурные единицы разных социальных процессов взаимодействуют между собой? В какой зависимости друг с другом находятся те или иные их функции? В чём сходство и различие этих процессов? Социальные процессы - это движение, поток событий, их изменение и преобразование. Процессы могут происходить на различных уровнях социальной системы. Поэтому объектом исследования может быть как отдельный индивид, так и общество в целом. Всё многообразие социальных процессов не возможно себе даже представить. Мы тоже становимся участниками различных общественных процессов, даже и не догадываясь об этом. Мы можем влиять на эти процессы, и вследствие этого изменяется направленность их движения. Чтобы лучше и более эффективнее управлять различными социальными событиями, необходимо прежде всего разобраться в их структуре, осознать деятельность всех функциональных единиц, входящих в состав события, сопоставить функции этих единиц, степепень зависимости их друг от друга. Для того, чтобы более эффективно проанализировать социальную реальность сегодня, необходимо разобраться в закономерностях описания общественной жизни исследователями прошлых столетий.

      Степень разработанности проблемы. Рассматривая социальные процессы в ракурсе структурного функционализма, безусловно, необходимо сказать и о теории структурно-функционального анализа. В середине 20 века структурный и функциональный анализы были переосмыслены, как два различных аспекта системного анализа социума, т.е. исследование систем и как целостных единиц, и так же более детально рассмотреть их структуру, чтобы выявить сходства и различия составляющих этих систем, сопоставить их функции. Это дало основания для объединения функционального и структурного подходов научного познания, и их локализация в области социального знания. Предысторию структурно-функционального анализа связывают с идеями органицизма Спенсера. Но его основы и методологические принципы заложил Дюргейм. Далее структурный функционализм был представлен в теории Радклиф-Брауна и Малиновского (представители Британской школы антропологии). Именно они и сформулировали основные положения этой теории. Дальнейшее развитие структурно - функционального анализа уже связывалось с системной теорией. Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который распространил функционалитическую методологию на все направления в социологии. Так структурно-функциональный анализ, как разновидность системной теории, соотносится с социологическими теориями другого характера. Но в последующем развитии структурно-функциональный анализ подвергся конструктивной критике со стороны разных теоретико-методологических позиций как внутри социологии, так и в общенаучной методологии. Ведутся конструктивные разработки в направлении «гуманистической перспективы» (концепция конструирования реальности Бергера и Лукмана). Так же происходит замена системно-организационных моделей описания социума на системно-процессуальные модели (переосмысление основ структурно-функционального анализа с позиции социологии социальных изменений – Турен, П.Штомпка). Но потенциальная возможность процессуального прочтения функционализма была предложена ещё в интегральной социологии Сорокина. В дальнейшее развитие структурно - функционального анализа связывают не с теорией, коммуникативного действия Хабермаса, концепцие референции Лумана, которую иногда трактуют как особую разновидность функционализма. Прикладная методология, разработанная в теории структурно-функционального анализа, занимает значительную часть в эмпирически ориентированных социологических исследованиях.

      Объект исследования: социальные процессы.

      Предмет исследования: методологический принцип структурно-функционального анализа социальных процессов.

      Цель исследования: изучить структурно-функциональную зависимость внутри социальных процессов.

      Задачи исследования:

        Рассмотреть социальный процесс в ракурсе системного исследования.

        Проследить развитие методологии структурно-функционального анализа социальных процессов.

        Попытаться выявить функционально-структурную зависимость социальных процессов друг от друга в современном обществе.

      1.Социальные процессы как объект системного исследования.

      1.1. Виды социальных процессов.

      Социальные процессы – это какие-то изменения, происходящие в обществе. Козырев Геннадий Иванович в своей публикации различает такие социальные процессы, как направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходящие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и т.д.

        Направленные процессы - это такие процессы, которые имеют свою чёткую направленность, цель движения, значимость. Они достаточно предсказуемы, ведь можно предположить с максимальной точностью их исход. Пример: процесс бракосочетания, процесс реформирования производства. Я считаю, что существует много внешних факторов, которые могут, так или иначе повлиять на исход такого процесса.

        Ненаправленные процессы – это непредсказуемые процессы, их исход определить достаточно сложно. Пример: семейные конфликты, мобилизация в социальные движения. Я думаю, что такой вид процесса является более или менее эмоционально насыщенным, а когда существует перевозбуждение, твёрдая логика и трезвый разум отсутствуют.

        Обратимые процессы – это такие виды изменений, когда система вследствие каких-то факторов переходит из одного своего состояния в другое, но потом возвращается к своему прежнему состоянию. Но это не значит, что система возвращается к своему первоначальному состоянию. Конечно, некоторые структурные единицы системы остаются неизменными, но основа системы изменяется. Пример: отмена крепостного права в Украине, но в следующем веке фактически крепостное право возвратиться вместе с коллективизацией в СССР.

        Необратимые процессы – это такие изменения, которые невозможно остановить или повернуть вспять. Пример: распад СССР, процесс старения человека.

        Восходящие процессы – это изменения связанные с развитием системы в сторону прогресса. Пример: развития человечества от первобытного строя до современного социалистического состояния.

        Нисходящие процессы – это изменения системы, направленные в сторону регресса. Например: отклоняющееся от нормы, социально опасное поведение человека;

        Линейные процессы – это постепенные, изменения системы, как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Пример: реконструкция системы образования. Ярким историческим примером линейной концепции является Закон трёх стадий Огюста Конта.

        Ступенчатые процессы – это такие изменения в системе, когда сначала идёт её постепенное преобразование, но потом под влияние различных факторов происходит своеобразный скачёк, который приводит к качественным изменениям в системе. Пример: все те противоречивые мнения, накапливавшиеся в украинском советском обществе, привели к тому, что украинцы осознали свою самобытность и индивидуальность, и захотели стать независимыми.

        Циклические процессы - это такие изменения системы, когда периодически повторяются какие-то из её фаз т.е. это круговое, замкнутое повторение фаз. Пример: нестабильность нашей экономики приводит к тому, что фаза стабильности экономики, сменяет фазу нестабильности, а потом вследствие каких-то продуктивных реформ в сфере экономики вновь наступает фаза стабильноcти.

        Спиралевидные процессы – это такое восходящие или нисходящие изменение системы, когда она возвращаетcя в своё начальное состояние, но уже на более качественном уровне. Пример: процесс обучения школьника, студента.

      Классификация социальных процессов по причинности предполагает разделение процессов на эндогенные – стимул к протеканию процесса лежит внутри него, и экзогенные – стимул находится во внешней среде. По уровню протекания процесса существуют такие виды как макропроцессы, осуществляемые на уровне государства, мирового сообщества, этнических групп; мезопроцессы охватывают большие общественные и политические организации, а микропроцессы происходят в повседневной жизни отдельных индивидов.

      Платинский Ю.М. попытался смоделировать социальные процессы на систему координат, где по одной оси отображается время протекания процесса, а по другой – факторы, влияющие на процесс. Благодаря такому графику можно выяснить и скорость протекания процесса и понять его вид. Вот так линейный процесс может отображаться в виде прямой линии, которая может возрастать или уменьшаться в зависимости от хода процесса. Но как показывает практика, многие процессы в обществе не могут протекать только в одной из форм, поэтому и формы графиков непрерывно изменяются. Но Платинского как и многих других учёных больше привлекала циклическая модель протекания процесса. Такую модель он на графике отображал в виде математической синусоиды. А спиральные процессы у Платинского отображены в виде круга. Это и понятно, так как в целом спиральный процесс - есть движение по замкнутому кругу. Но намного сложнее изучить динамику протекания хаотических процессов. «Динамика хаотических процессов чрезвычайно запутана и трудно прогнозируема. Медленный равномерный рост сменяют "большие скачки", амплитуда и период колебаний меняются самым причудливым образом.» При таком не равномерном развитии процесса не возможно детально изучить его внутреннюю конструкцию. Вот поэтому мы практически ничего не знаем о хаотических процессах. Суть того или иного процесса составляют различные механизмы. «Социальный механизм - это причинно-следственная модель изучаемого процесса. Такие модели показывают, каким образом взаимодействие различных факторов (переменных, индикаторов...) генерирует качественные и количественные характеристики, отражающие реальное течение социальных процессов». Другими словами, социальные механизмы – это так называемые, рычаги контроля и управления, изучая которые можно и выяснить внутреннюю суть социального процесса. Однако для характеристики реальных социальных процессов недостаточно выстроить только причинно-следственную связь. Мы живём не в мире абстрактных и теоретических понятий, а в реальных условиях. Таким образом необходимо выявить влияние причинно-следственной связи на верования и убеждения людей, на формирование их поведения. Социальные механизмы должны регулировать не только причинно-следственные связи социальных процессов, но и контролировать взаимоотношения между индивидами. Такую трактовку социального механизма можно сопоставить с парадигмой методологического индивидуализма, когда все анализируемые явления объясняются только как результат целенаправленной деятельности индивида. Платинский не может сопоставить социальные механизмы с такой парадигмой, говоря о том, что парадигма методологического индивидуализма широко используется в экономике, где индивид чаще всего принимает только рациональные решения. Но в реальных условиях индивид вероятнее всего будет руководствоваться не логикой и разумом, а чувствами. Что же касается конечных результатов процесса, то в этом плане можно сказать о разделении процессов на морфогенетические и модифицированные. Первая группа процессов приводит к качественным изменениям в обществе, а вторая включает в себя только внешнее изменение системы, но её основные качественные характеристики остаются неизменными. Где грань между качественными изменениями системы и её функциональными преобразованиями? В этом плане необходимо отличать такие понятия как трансформация – изменение структуры системы и репродукция – изменения внутри системы. Также в классификации социальных процессов необходимо учитывать и субъективный фактор, то, как те или иные процессы воспринимаются индивидом.

        Явные процессы, цель и методологическая база которых уже ясна. Например, правила дорожного движения созданы для урегулирования дорожных отношений и процессов.

        Скрытые процессы, результат которых предугадать невозможно. Например, феномен экологического сознания, когда внешнее влияние человека на систему приводит к неожиданным последствиям.

        Процессы-бумеранги. Например, мы выбираем какую-то вещь только по внешним её характеристикам, но узнав её содержание, чувствуем себя обманутыми.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      Реферат

      по дисциплине «Основы социологии и политологии» на тему:

      «Социальные процессы»

      Преподаватель д.и.н., к.п.н.

      Дзюбан В.В.

      Выполнил: Студент гр.211-ст12

      Логвинов Е.А.

      Брянск 2016

      социальный процесс цивилизация общество

      Введение

      Заключение

      Введение

      История человечества свидетельствует о том, что за последние сто лет объем знаний и технических достижений вырос больше, чем за все предыдущие эпохи. Ускоряется изменение и социальных характеристик.

      Важнейшие свойства социальной системы заключаются в самообновлении, самовоспроизведении, прогрессивном развитии.

      Преобразование материально-технического базиса производства закономерно ведет к изменениям его социальных характеристик.

      В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

      В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы .

      Социальные процессы, изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами - опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

      Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах .

      1. Понятие социального процесса

      Под социальным процессом понимается последовательная смена состояний социальной организации в целом или ее отдельных структурных элементов. Он совершается под влиянием определенных внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью и направленностью к определенному результату.

      Все социальные процессы, происходящие в отрасли, взаимосвязаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из общей системы. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего. Например, инновационный процесс, преобразующий технику или технологию, способствует изменению профессиональной структуры, а это, в свою очередь, может привести к мобильности. Процессы управления вообще оказывают прямое воздействие на интенсивность и содержание всех остальных процессов.

      Совокупность социальных процессов в рамках социальной организации представляет собой непрерывное движение всех ее структурных элементов, приводящее к изменению социальной организации в целом, или к ее воспроизводству.

      Социальный процесс - это такое взаимосвязанное действие поведения людей, в результате которого осуществляются перемены, которых без подобного взаимодействия не было бы.

      Социальный процесс -- это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса.

      Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик».

      Понятие «социальный» (от лат. socialis - общественный) и соответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях - широком и узком.

      В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком значении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.

      В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

      Социальная сфера - это сфера взаимодействия имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов (предпринимателей, наемных работников и т.д.), профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу таких условий их жизни и деятельности, которые способствуют воспроизводству их жизненных сил:условия производственной деятельности; уровень материального благосостояния; решение проблем здравоохранения, образования, социального обеспечения; соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ; разрешение противоречий, обусловленных социальным расслоением общества на богатых и бедных; социальная защита определенных слоев населения.

      Все эти обстоятельства и обусловленные ими проблемы характеризуются в современной науке как социальные в узкоспециальном смысле этого понятия. Их решение зависит от уровня развитая экономики страны, величины созданного в ней общественного богатства, характера экономических отношений между людьми. Поэтому происходящие в социальной сфере процессы, в ходе которых решаются названные проблемы, нередко называют не просто социальными в узком значении данного понятия, а социально-экономическими, что указывает на существенную внутреннюю связь собственно социальных (происходящих в социальной сфере) и собственно экономических процессов (происходящих в экономической сфере).

      2. Классификация социальных процессов

      Классификация социальных процессов требует четких критериев в связи с характером, содержанием, направленностью, качественным состоянием и эффективностью социальных процессов.

      По характеру социальные процессы бывают эволюционными и революционными. Эволюционные процессы предполагают постепенное развитие социальных систем без изменения их сущности, без перехода в иные качественные состояния. Революционные процессы, наоборот, предполагают перерыв постепенности в развитии социальных систем, закономерный скачок от одного качественного состояния к другому, подготовленный эволюцией данного общества, характеризуются принципиальными структурными изменениями в основных элементах общества.

      По направленности - прогрессивными и регрессивными.

      По отношению к качественному состоянию различают социальные процессы функционирования (имеет место воспроизводство качественного состояния) и развития (имеет место переход к новому качеству).

      По эффективности социальные процессы характеризуются как эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные.

      Еще можно выделить социальные процессы стихийные и организованные. Любой социальный процесс противоречив, ибо означает движение, изменение, имеющие источником противоречия, столкновения противоположных сторон.

      Существует также более детальная классификация социальных процессов, которая была предложена американскими социологами Р. Парком и Э. Берджессом. Они выделили кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию (биологическое смешивание различных этнических групп).

      Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" - "вместе" и "операри" - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

      Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

      Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям.

      Приспособление принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде.

      Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

      Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

      Терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками.

      Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

      Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

      Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение.

      3. Виды социальных изменений. Теория модернизации

      Социальные изменения -- представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

      В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

      Содержательные изменения. Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.

      Структурные изменения.Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.

      Функциональные изменения. Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.

      Развитие. Особый тип изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности -- это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

      Изменения и развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.

      Модернизация - это переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Суть модернизации связывают с распространением по всему миру ценностей и достижений индустриального общества - рационализма, расчетливости, урбанизации, индустриализации.

      Индустриализация - создание крупного машинного производства.

      Урбанизация - переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

      Различают два вида модернизации.

      1. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например, переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции 18 в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возникает как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

      2. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Петровские реформы, сталинская модернизация 30-х годов, перестройка 80-х и последующие экономические реформы преследовали именно эту цель.

      Неорганическая модернизация предполагает, что страна догоняет более передовые страны и заимствует у них передовые технологии. Модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии, приглашением специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.

      Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Именно такой вид модернизации присутствует в постсоветских обществах.

      У. Ростоу оптимистично смотрит на перспективы модернизации традиционных обществ. Он уверен, что рациональные фрагменты (коммуникации, товарообмен, рост знаний, универсализация отношений), постепенно закрепляясь, создадут более или менее органичную модернизованную социальную систему.Японии потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий срок неорганическая модернизация сменилась органической.

      Американский социолог М. Леви в концепции «осовременивания вдогонку» или «запаздывающей модернизации» обращает внимание на то, что патриархальные общества, соблазняясь достижениями индустриальных, заносят в свой актив их элементы. Вторжение готовых индустриальных («модернизированных») моделей взрывает структуру патриархального общества, однако не превращает его в индустриальное. «Осовременивание» не происходит одновременно во всех секторах общественной жизни. Технологические новшества при отсутствии рациональной культуры трудовых отношений и парламентской демократии оказываются бесполезными, вызывают напряжение и хаос. Отдельные социальные институты, выступая как современные, «индустриальные», в действительности продолжают функционировать как традиционные. Возникает эффект «квази»: квазипарламент, квазипартия, квазирынок. Иррациональность, парадоксальность, спонтанность, по мнению Г. Алмонда, становятся характерными чертами общества, формирующегося при столкновении западной (рациональной) и местной (традиционной) культур. Все эти аспекты важны при анализе трансформационных процессов в Украине. Следует также учитывать и то, что:

      - «запаздывающая модернизация» может поставить общество во внешнюю зависимость;

      модернизация может быть успешной при резком увеличении численности среднего класса, его высокой социальной мобильности;

      успех модернизации зависит от организационных усилий центральной власти, ее умения локализовать, блокировать социальные конфликты.

      успешная модернизация требует широкой социальной поддержки, мобилизации социального потенциала, способности спрогнозировать выгоды от нее, авторитета лидера.

      4. Глобальный характер современной цивилизации

      Глобальная цивилизация -- современный этап развития общества. Отличительные черты:

      Возрастающая целостность мирового сообщества (общепланетарная цивилизация);

      Интернационализация всей общественной деятельности на Земле (единая система социально-экономических, политических и культурных связей);

      Унификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара (общественное разделение труда, унификация средств связи, транспорта, информации и т.п.).

      В диалоге мировых культур, как отмечают исследователи, сейчас преобладает западное влияние, ценности западной техногенной цивилизации. Однако, в последние десятилетие возрастает значение социально-экономических и культурных ценностей восточных обществ .

      Современная цивилизация характеризуется своими особенностями и противоречиями.

      Основу современной цивилизации составляет научно-технический и информационный прогресс. Посредством автоматизации и кибернетизации производства он привел к достижению такого уровня хозяйственной жизни, которого никогда в прошлом не знала история. Научно-технический прогресс произвел революционный переворот в системе производительных сил общества, ведущими направлениями в которых стали микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, лазерная техника, приборостроение, ядерная энергетика и др. Все это привело к беспрецедентному повышению производительности труда. Характер и уровень современного производства таковы, что человечество впервые за всю свою историю имеет материальную возможность создать нормальные условия для жизни каждого человека. Правда, эта возможность пока еще остается нереализованной. Развитие современного производства ведет к колоссальному увеличению массы и ассортимента продуктов и товаров, материальных благ и услуг, потребных для жизни людей. Все это делает жизнь человека более богатой и многогранной.

      Научно-технический прогресс вызывает изменения в социальной структуре общества. В ней все большее место занимают социальные слои и группы, связанные с развитием производственных отраслей и сфер жизни, определяющих состояние и развитие современной цивилизации. Изменяются характер и содержание труда, осуществляется переход к более сложным видам труда, создающим в единицу времени значительно больше продукции. В промышленном производстве сокращается число рабочих, но существенно увеличивается количество специалистов и роботов. Возникает новый слой работников с высокой интеллектуальной квалификацией.

      В сложившейся ситуации существенно возрастают требования к человеку как агенту производственного процесса и главной производительной силе общества. Для обслуживания современного производства нужен специалист с богатым и постоянно пополняемым багажом знаний, с незаурядными способностями и большим творческим потенциалом. Необходимо существенное повышение общей культуры, способствующей формированию широкого кругозора личности.

      Таким образом, процессы, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку новые требования, изменяют его.

      Противоречия современной цивилизации. С одной стороны, человечество демонстрирует высочайшие достижения общечеловеческого прогресса, выраженные в высоких технологиях, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, утонченном искусстве, в ряде стран высоком уровне благосостояния и т.д. С другой стороны, сохранение архаичных образований в ряде регионов мира, низкий уровень их экономического развития, массовая бедность, всеобщая неграмотность, бурный рост населения и т.п. свидетельствуют о том, что значительная часть человечества не имеет возможности пользоваться благами цивилизации.

      Выходит, что прогресс общества в одном отношении неизбежно сопровождается застоем или даже регрессом в другом. Создавая и развивая производительные силы и общественные институты, цивилизация облекает их в такие формы, которые приводят к негативным последствиям.

      На волне научно-технического прогресса перед человечеством возникли глобальные проблемы современности, требующие решения. К их числу относятся:

      1. экологическая проблема;

      2. беспрецедентное накопление оружия массового поражения;

      3. исчерпаемость ресурсов, в частности, источников энергии;

      4. демографическая проблема;

      5. голод, нищета, неграмотность;

      6. наркомания и алкоголизм;

      7. проблема СПИДа и другие.

      Глобальные проблемы взаимосвязаны, и в этой взаимосвязи они влияют на все стороны жизни человека и общества, а именно материальное производство и культуру, политику и идеологию, мировоззрение и мораль .

      Заключение

      Социальный процесс - последовательная смена состояний общества или его отдельных систем. Проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектическое сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность. Поэтому рассматривая определенный социальный процесс, нужно выяснить, в каких условиях идут изменения, которая их причина и какое направление. Далее из числа составляющих социального процесса следует выделить такие, которые образуют и его самого, и его условия, то есть то, что, собственно, процесса является. Важно также знать, с помощью чего обеспечивается превращение исходного состояния процесса в его результат.

      В процессах развития условия всегда внутренне необходимыми его компонентами. В тех процессах, которые не являются развитием (случайные, статические, ривновисни т.п.), их условия могут быть и внешними (среда, средства, обстоятельства) его компонентами. Напр., К продуктивной деятельности, как процесс "угасает" в продукте, Маркс включал субъективную цель, средства реализации цели, предмет деятельности, саму деятельность ("операции") и результат деятельности. Материальные условия, отмечал он, прямо не входят в этот процесс, но без них он или совсем невозможен, или возможен только в несовершенном виде. Относительно социального процесса, двигателем которого в конечном счете является деятельность людей, определенные условия реализации этой деятельности выступают как средства только в сопоставлении с ее целью. Они могут привлекаться к процессу и как внутренние условия достижения цели (например, планирующие органы, учреждения организации и управления процессом), и как внешние (например, материально-техн. Поставки, социальная инфраструктура).

      Список используемой литературы

      1. Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. Луганск: Элтон-2, 2008. 296 с.

      2. Михаелян Е.Е., Лысенко М.В. Социология. Учебное пособие: практикум для подготовки бакалавров и специалистов. 2-е изд. перераб. и доп. Краснодар, 2011. 248 с.

      3. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000. 290 с.

      4. Социология [Текст]: учеб. пособ. для студ. высших учеб. заведений / И. З. Танчин. 2-е вид., перераб. и доп. Киев.: Знания, 2007. 351 с.

      5. Социология: курс лекций / Отв. ред. И.А. Батанина. Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. 451 с.

      6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. 320 с.

      Размещено на Allbest.ru

      ...

      Подобные документы

        Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

        реферат , добавлен 16.02.2012

        Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

        курсовая работа , добавлен 06.09.2012

        Понятие социальных изменений. Многообразие социальных изменений. Виды социальных изменений: структурные, процессиальные, функциональные, мотивационные. Инновационный процесс. Взаимосвязь изменений в обществе.

        реферат , добавлен 14.11.2003

        Социальные изменения - нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Модели социальных изменений по мнению социолога Мура. Виды социальных изменений: открытие, изобретение и диффузия.

        реферат , добавлен 04.02.2009

        Сущность социальных процессов, их влияние на формирование социальной структуры общества и его качественной определенности. Основные критерии функционирования и развития социальных процессов. Социальное развитие как форма, раскрывающая потенциал системы.

        реферат , добавлен 05.04.2011

        Сущность концепций социальных изменений в современной социологии. Теория революционного преобразования общества К. Маркса и Ф. Энгельса. Циклические теории Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Теория модернизации и причины появления эффекта "квази".

        реферат , добавлен 26.07.2009

        Понятие социальных изменений, их сущность и особенности, причины возникновения и факторы влияния, место в социологических исследованиях. Разновидности социальных изменений, их характеристика и отличительные признаки, модели и основные тенденции развития.

        реферат , добавлен 04.05.2009

        Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

        контрольная работа , добавлен 20.01.2011

        Характеристика основных функций социального управления: социально-экономической, духовно-идеологической и общественно-политической. Разработка предложений по регулированию социальных процессов в современной России. Построение "дерева принятия решений".

        реферат , добавлен 08.09.2013

        Рассмотрение критериев социальной стратификации и их изменений, характеристика социальных слоев российского общества. Анализ и исследование социально-демографического потенциала и социально-экономического статуса социальных слоев, их статусных различий.