Войти
Логопедический портал
  • Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка Актуальные вопросы естественных наук и пути решения: сборник материалов V научно-практической конфе
  • Деятельность школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования Система дополнительного образования в школе презентация
  • Современные образовательные технологии
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Коррекционно-развивающая программа. Тема: "Развитие интеллетуальных способностей и общей осведомленности учащихся начального и среднего звена коррекционной школы VIII вида"

      Коррекционно-развивающая программа. Тема:

    КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

    “Настоящая программа обращена к актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме – психологическое стимулирование и актуализация процесса развития интеллектуальных способностей учащихся начальной и средней коррекционной школы – интернат VIII вида. Индивидуальные коррекционные задания отражают структуру интеллектуальных способностей, общей осведомленности: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, пространственного представления, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

    Основной принцип организации образовательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида, компенсирующего обучения – принцип коррекционной направленности – предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. А также необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И не смотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития возникают большие трудности в процессе обучения, и усвоения школьной программы. Дети с низким уровнем интеллектуального развития отстают от других в освоении школьной программы. Как правило, это отставание в большей степени касается темпа, что объясняется низким уровнем развития памяти, внимания, логического мышления и общей осведомленности. Предлагаемая программа создавалась с целью поднять уровень интеллектуальных способностей и общей осведомленности учащихся коррекционной школы - интернат VIII вида.

    В качестве диагностической методике для отбора учащихся для индивидуальных занятий была взята методика исследования вербально-логического мышления. За основу данной методики взят тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, модифицированный Э.Ф. Замбацявичене, для диагностики умственного развития младших школьников. Методика состоит из 4-х субтестов, направленных на выявление осведомленности (1-й субтест), сформированности логического действия-классификации, способности к абстрагированию (2-й субтест), сформированности логического действия “умозаключение по аналогии” (3-й субтест) и сформированности обобщающих понятий (4-й субтест). В полном варианте каждого из субтестов 10 заданий, в кратком варианте - 5.

    Исследование мышления учащихся среднего звена школы проводилось по методике “Тесты мыслительных операций”, опробованной В.И. Екимовой включающей субтесты: “Выделение существенных признаков”, “Выявление общих понятий”, “Анализ отношений понятий”, “Сравнение понятий”.

    ПОЯСНЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

    Приступая к описанию непосредственно программы “Развитие интеллектуальных способностей и общей осведомленности учащихся начальной, средней коррекционной школы – интернат VIII вида необходимо отметить, что большинство игр и упражнений взято из известных источников (список литературы прилагается).

    Занятия скомпонованы по блокам, включающим в себя занятия на развитие каких-либо психических функций, необходимых для успешного обучения в коррекционной школе VIII вида. Как показывает диагностика на протяжении ряда лет, самые большие трудности учащиеся коррекционных школ VIII вида испытывают в развитие общей осведомленности, развитие речи, пересказа. Поэтому в своей программе я даю на каждом уроке задания на развитие общей осведомленности. Также есть проблемы восприятие пространственных соотношений. Поэтому в конце декабря – начале января в предлагаемую программу я ввела отдельный блок “Развитие восприятия пространственных соотношений”, в который включены игры и упражнения на закрепление понятий “большой – маленький”, “Близкий – далекий”, “Правый – левый”, “Перед – за”.

    Цель программы:

    • содействовать развитию интеллектуальных способностей:
    • словарного запаса и общей осведомленности.
    • пространственных представлений, логического мышления.
    • развивать память, внимание, восприятие,
    • коммуникативные способности.

    Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

    Коррекция недостатков познавательно - интеллектуальной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

    Формирование пространственно-временных ориентировок;

    Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

    Обучение управлению эмоциями.

    Комитет по образованию администрации Целинного района Алтайского края

    МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа №2»

    «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

    на МО учителей начальных зам. директора по УВР директор МБОУ «Целинная СОШ № 2»

    классов

    __________/____________________ ___________/_________ _______________/ Протокол № _____ от ___________ 201___г. ____________________________ 201___г. Приказ № от ____________201___г.

    Рабочая программа

    по программе VIII вида в 4 классе

    (индивидуальное обучение)

    для ученика _____________________

    базовый уровень начального общего образования

    для 4-х классов

    на 2016-2017 учебный год

    С. Целинное

    Аннотация

    Индивидуальное бучение ребенка осуществляется по рабочим программам VIII вида, составленным на основе программ общеобразовательной школы под редакцией В.В.Воронковой (Москва, «Владос», 2010 г.), допущенных Министерством образования и науки РФ. Учебные программы определяют содержание образования по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы специальной коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации. Рабочая программа включает: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.

    При составлении расписания занятий, учитывается уровень работоспособности и состояния здоровья учащегося.

    Для контроля по усвоению программного материала, проводятся занятия в конце каждой четверти в форме контрольных работ по математике и русскому языку, проверки техники чтения.

    С учетом учебного плана, состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: математика, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, трудовое обучение, ИЗО, музыка, физическая культура

    Распределение часов по учебному плану

    2 2

    1 8

    2 0

    Письмо и развитие речи

    Чтение и развитие речи

    Изо

    Трудовое обучение

    Физическая культура

    2,25

    1,75

    0,25

    Трудовое обучение

    2,25

    1,75

    0,25

    Рабочая программа по математике, 4 класс

    (2,5 час a в неделю, всего 85 часов)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Математика, являясь одним из важных общеобразователь­ных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интел­лектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

    Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

    Обучение математике носит практическую на­правленность и тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовит учащихся к овладению профес­сионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использо­ванию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, ко­торые формируются у учащихся в процессе обучения мате­матике, являются абстрактными.

    Одним из важных приемов обучения математике являет­ся сравнение, так как большинство математических пред­ставлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способа­ми нахождения сходства и различия, выделения существен­ных признаков и отвлечения от несущественных, использо­вании приемов классификации и дифференциации, уста­новлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, т. е. умение конк­ретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущи­ми методами обучения используются и другие: демонстра­ция, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебни­ком, экскурсия, самостоятельная работа и др.

    Обучение математике невозможно без пристального, вни­мательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

    Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехо­да через разряд (все случаи).

    Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

    Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

    Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

    Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

    Названия компонентов умножения и деления в речи уча­щихся.

    Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10-мм.

    Единица (мера) времени секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундо­мер.

    Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозна­чение времени.

    Простая арифметическая задача на увеличение (умень­шение) числа в несколько раз.

    Зависимость между стоимостью, ценой, количеством, все случаи.

    Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

    Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

    Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница мно­гоугольника - замкнутая ломаная линия. Измерение отрез­ков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

    Взаимное положение на плоскости геометрических фи­гур (пересечение, точки пересечения).

    Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

    Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чер­тежного треугольника.

    Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противополож­ные, смежные стороны.

    Задачи:

    Научить различать устные и письменные приёмы сложения и вы­читания чисел в пределах 100;

    Знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

    Знать меры длины, массы и их соотношения; меры времени и их соотношения;

    Научить выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

    Научить практически, пользоваться переместительным свойством умножения;

    Научить самостоятельно кратко записывать, моделировать содер­жание, решать составные арифметические задачи в два дей­ствия;

    Программа по математике составлена для индивидуального обучения на дому по

    вида под редакцией В.Н. Воронковой,включает разделы:

    Повторение.

    Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение).

    Миллиметр.

    Умножение и деление (повторение).

    Меры массы: килограмм, центнер.

    Решение примеров с переходом через десяток.

    Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

    Умножение и деление.

    Длина ломаной линии.

    Прямая линия. Отрезок.

    Меры времени.

    Все действия в пределах 100.

    Деление с остатком.

    Треугольники.

    Повторение.

    Четырёхугольники.

    Прямоугольник.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны знать:

    различие между устным и письменным сложением и вы­читанием чисел в пределах 100;

    таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

    названия компонентов умножения, деления;

    меры длины, массы и их соотношения;

    меры времени и их соотношения;

    различные случаи взаимного положения двух геометри­ческих фигур;

    названия элементов четырехугольников.

    Учащиеся должны уметь:

    выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

    практически пользоваться переместительным свойством умножения;

    определять время по часам тремя способами с точнос­тью до 1 мин;

    решать, составлять, иллюстрировать все изученные про­стые арифметические задачи;

    самостоятельно кратко записывать, моделировать содер­жание, решать составные арифметические задачи в два дей­ствия;

    различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные ли­нии;

    вычислять длину ломаной;

    узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное по­ложение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

    чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежно­го треугольника на нелинованной бумаге.

    ·

    · М.Н. Петрова Математика Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Календарно-тематическое планирование по математике, 4 класс

    2часа в неделю, 85 часов в год.

    I четверть

    Умножение и деление (повторение) (2 )

    Повторение таблицы умножения на 2, на 3.

    Повторение таблицы умножения на 5, на 3.

    Меры массы: килограмм, центнер. (3)

    Центнер – мера массы.

    Соотношение мер массы.

    Контрольная работа по теме : «Меры массы: килограмм, центнер»

    Решение примеров с переходом через десяток.(4)

    Решение примеров в 2 действия.

    Решение примеров вида: 40 – 2; 30 - 12

    Решение задач в 2 действия.

    Контрольная работа по теме : «Решение примеров с переходом через десяток.»

    Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.(10)

    Сложение с переходом через разряд. Решение примеров вида: 9 +4; 59+4

    Решение примеров и задач на сложение с переходом через разряд.

    Решение примеров на письменное сложение.

    Контрольная работа

    II четверть.

    Решение примеров на вычитание с переходом через разряд.

    Соотношение компонентов сложения и вычитания.

    Контрольная работа по теме: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд»

    Умножение и деление. (6)

    Умножение и деление числа 2

    Деление на 3 равные части.

    Решение задач на деление по содержанию и на равные части.

    Контрольная работа по теме: «Умножение числа 3. Деление на 3»

    Умножение числа 4.

    Решение примеров и задач на умножение числа 4.

    Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. (1)

    Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

    Умножение и деление (7)

    Таблица деления на 4.

    Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.

    Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 4»

    Умножение числа 5.

    Таблица умножения числа 5.

    Деление на 5 равных частей.

    Таблица деления на 4.

    Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. (1)

    Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

    III четверть.

    Умножение и деление.

    Умножение числа 6.

    Деление на 6 равных частей.

    Таблица деления на 6.

    Длина ломаной линии. (1)

    Длина ломаной линии.

    Умножение и деление.

    Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 6»

    Работа над ошибками.

    Умножение числа 7. Таблица умножения на 7.

    Таблица деления на 7

    Прямая линия. Отрезок. (1)

    Прямая линия. Отрезок.

    Умножение и деление.

    Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на 7»

    Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

    Умножение числа 8

    Деление на 8 равных частей.

    Таблица деления на 8.

    Контрольная работа по теме: «Умножение и деление числа 8»

    Умножение числа 9.

    Решение примеров на умножение и деление на 9.

    Решение примеров и задач.

    Взаимное положение прямых, отрезков. (1)

    Взаимное положение прямых, отрезков.

    Умножение и деление.

    Умножение и деление единицы и на единицу.

    Умножение и деление нуля и на нуль.

    Умножение и деление числа 10 и на 10.

    Умножение и деление

    Меры времени(2)

    Меры времени.

    Меры времени. Проверочная работа.

    IV четверть.

    Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.(3)

    Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

    Решение примеров, с числами, полученными при измерении длины.

    Взаимное положение геометрических фигур. (3)

    Взаимное положение геометрических фигур.

    Составление задач по краткой записи.

    Контрольная работа по теме: «Решение примеров с числами, полученными при измерении»

    Все действия в пределах 100 (3)

    Сложение с переходом через разряд.

    Сложение и вычитание с переходом через разряд.

    Умножение и деление.

    Деление с остатком. (3)

    Деление с остатком

    Деление с остатком

    Решение примеров на деление с остатком.

    Треугольники. (1)

    Части треугольника.

    Повторение (2)

    Решение примеров изученных видов.

    Решение примеров и задач.

    Четырёхугольники. (1)

    Прямоугольник.

    Повторение (3)

    Взаимосвязь действий деления и умножения.

    Итоговая контрольная работа.

    Работа над ошибками.

    Прямоугольник.(1)

    Прямоугольник.

    Повторение

    Решение примеров и задач.

    Контрольные параметры оценки достижений по математике, 4 класс

    3. Учить самостоятельно работать с книгой.

    Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

    Основные направления коррекционной работы:

    · развитие артикуляционной моторики;

    · формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

    · развитие высших психических функций;

    · коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

    · развитие речи, владение техникой речи;

    · расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

    · коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

    Учащиеся должны знать: наизусть 7-8 стихотворений.

    Учащиеся должны уметь : осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать содержание прочитанного; отличать сказку от рассказа; читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

    Содержание программы

    Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

    Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников.

    Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о

    природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

    Техника чтения

    Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

    Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

    Выразительное чтение

    Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

    Сознательное чтение

    Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

    Развитие речи

    Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

    Межпредметные связи

    Математика. Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

    Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

    Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

    Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

    Учащиеся должны уметь:

    Развитие устной речи

    Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

    Внеклассное чтение

    Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

    Критерии и нормы оценки учащихся по чтению и развитию речи

    Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

    В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

    В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

    Техника чтения

    Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

    Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

    При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

    Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

    Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

    Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

    Календарно-тематическое планирование по чтению (2 ч. В неделю, всего 68 ч.)

    В 4 классе школьникам да­ются самые элементарные сведения по грамматике, усвое­ние которых важно для выработки у них достаточно осмыс­ленного отношения к основным элементам языка. Овладе­ние элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков уст­ной и письменной речи, формирования основных орфогра фических и пунктуационных навыков, в воспитании инте­реса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умствен­ному и речевому развитию.

    Умения анализировать, обобщать, группировать, систе­матизировать даже элементарный языковой материал, да­вать простейшие объяснения должны способствовать кор­рекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

    Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Пред­ложение», «Связная речь».

    Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. В 4 классе звуко-буквенный анализ является осно­вой формирования фонетически правильного письма и пись­ма по правилу.

    Учащиеся приобретают начальные сведения по фонети­ке и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мяг­ких, непроизносимых и двойных и др.

    Школьники овладевают фонетичес­ким составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонети­ческим, а фонематическим, т. е. передающим основные зву­ки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и спе­циальных занятиях, по коррекции имеющихся у них откло­нений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на ос­нове анализа морфемного состава слова, а путем сопостав­ления ударных и безударных гласных, согласных в кон­це и середине слова с согласными перед гласными.

    Слово. В процессе практических грамматических упраж­нений изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родствен­ных слов, выделяется общая часть - корень.

    Предложение. Изучение предложения имеет особое зна­чение для подготовки к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкрет­ном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по кар­тинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный поря­док слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между со­бой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

    В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грам­матической темы 5 класса - имени существительного (раз­личение именительного и винительного падежей).

    Связная речь. Особое внимание уде­ляется формированию у школьников навыков связной уст­ной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению сло­варя, обучению построению предложения создает предпо­сылки формирования умения высказываться в устной и пись­менной форме.

    Проводятся подготовительные упражне­ния: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

    Начинают формироваться навыки связных устных и пись­менных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

    Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности, формирования которых достаточным развитием движений мелких мышц руки и ма­лой их координированностью. Работа эта заключается в за­креплении написания строчных и прописных букв и их со­единений, что предупреждает появление при письме гра­фических ошибок, в списывании с рукописного и печатно­го текста.

    Письмо под диктовку предложений с соблюдением изу­ченных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предло­жении.

    Устная речь. Правильное составление простых распространенных пред­ложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, на­зывных предложений, по картинному плану (серии кар­тинок). Повторение пройденного за год.

    Повторение.

    Практическое построение простого предложения. Состав­ление предложений с употреблением слов в косвенных па­дежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

    Звуки и буквы.

    Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

    Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, шу.

    Правописание звонких и глухих согласных в конце и се­редине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

    Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Пра­вописание безударных гласных путем изменения формы слова (вода- воды) или подбора по образцу родственных слов (во­да - водный).

    Слово.

    Имена собственные. Расширение круга имен собствен­ных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах соб­ственных.

    Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное на­писание предлогов с другими словами.

    Разделительный ъ.

    Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

    Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

    Предложение.

    Членение речи на предложения, выделение в предложе­ниях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

    Упражнения в составлении предложений. Распростране­ние предложений. Установление связи между словами в пред­ложениях по вопросам.

    Знаки препинания в конце предложения (точка, вопро­сительный и восклицательный знаки).

    Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

    Связная письменная речь.

    Составление и запись небольшого рассказа по серии кар­тинок под руководством учителя и самостоятельно.

    Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

    Изложение под руководством учителя небольшого тек­ста (20-30 слов) по данным учителем вопросам.

    Восстановление несложного деформированного текста по

    вопросам.

    Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

    Составление и написание под руководством учителя не­большого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

    Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

    Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

    1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

    2-я группа - О, С, 3, X , Ж, Е, Э, Я;

    3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;

    4-я группа - Г, П, Т, Б, Ф, Д.

    Выполнение письменных упражнений по учебнику в со­ответствии с заданием.

    Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложе­нии, письмо прописных и строчных букв в алфавитном по­рядке.

    · Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Под редакцией В.В. Воронковой

    · Русский язык А.К.Аксенова, Э.В. Якубовская Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Задачи:

    • познакомить с элементарными сведениями по грамматике;

      формировать практических навыков устной и письменной речи;

      формировать орфографические и пунктуационные навыки;

      дать знания в области фонетики, морфологии и синтаксиса;

      способствовать умственному и речевому развитию через умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал4

      воспитывать интерес к родному языку.

    Программа по письму и развитию речи составлена для индивидуального обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII

    вида под редакцией В.Н. Воронковой, включает разделы:

    Повторение

    Звуки и буквы.

    Разделительный мягкий знак.

    Гласные после шипящих.

    Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова.

    Ударные и безударные гласные.

    Правописание безударных гласных

    Имена собственные.

    Предлоги

    Разделительный твёрдый знак.

    Родственные слова

    Предложение.

    Знаки препинания в конце предложения

    Главные и второстепенные слова в предложении

    Повторение пройденного.

    Требования к знаниям учащихся:

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны уметь:

      составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препина­ния в конце предложения;

      анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

      списывать рукописный и печатный текст целыми слова­ми и словосочетаниями;

      писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов).

      Учащиеся должны знать:

      алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

    Календарно-тематическое планирование по письму, 4 класс

    2 часа в неделю, 68 часов в год.

    I четверть

    Гласные после шипящих. (4)

    Правописание гласных после шипящих.

    Упражнения в написании слов с гласными после шипящих.

    Диктант по теме «Гласные после шипящих»

    Итоговый диктант за I четверть.

    II четверть.

    Парные согласные (3)

    Упражнения в написании слов с парными согласными на конце и в середине слова.

    Закрепление по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова» Словарный диктант.

    Диктант по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова».

    Ударные и безударные гласные. (5)

    Ударение.

    Упражнения в постановке ударений в словах.

    Ударные и безударные гласные.

    Ударные и безударные гласные. Контрольное списывание.

    Правописание безударных гласных.(5)

    Правописание безударных гласных.

    Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.

    Словарный диктант.

    Упражнения в правописании безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.

    Диктант по теме: «Правописание безударных гласных»

    Слово. (9)

    Названия предметов.

    Слова, обозначающие названия предметов, отвечающие на вопрос что? Кто?

    III четверть

    Слова, обозначающие действия предметов.

    Составление рассказа по образцу.

    Слова, обозначающие признаки предметов.

    Изменение слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам.

    Сравнение предметов по признакам.

    ПРОГРАММА


    по курсу "КОРРЕКЦИЯ ПСИХОМОТОРИКИ
    И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ"

    для учащихся 3 классов
    специальной /коррекционной/общеобразовательной школы VIII вида.

    (68 часов)

    ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ 3 КЛАССА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

    РАЗДЕЛ 1. Комплексное обследование детей.
    Определение первичного уровня развития.

    (4 часа)

    Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.
    Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

    РАЗДЕЛ 2. Развитие крупной и мелкой моторики,
    графомоторных навыков.

    (28 часов)

    (6 часов)

    Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек, постепенное увеличение до 5-6 сек.). Выполнение дыхательных упражнений. Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, бег). Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Знакомство с элементами массажа.

    (4 часа)

    Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.

    (9 часов)

    Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной координации.

    (9 часов)

    Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Повторяем штриховальные линии. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов, придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 3-класса в пределах 100). Развитие счётных навыков. Учимся составлять рассказ по картинке. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение графических работ под диктовку ("Морской бой").Движение по клеткам вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.

    РАЗДЕЛ 3. Коррекция сенсорных процессов.

    (30 часов)

    1 МОДУЛЬ. Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов (9 часов)

    Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько же. Больше, меньше на... Экономическая игра. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы Формирование сенсорных эталонов.
    Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из частей. Разрезные картинки. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказ по картинке. Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.

    (5 часов)

    Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

    (5 часов)

    Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

    4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния (4 часа)

    Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.

    5 МОДУЛЬ.Эмоциональный мир. (7 часов)

    Эмоциональный мир человека. Радость "Цветик - семицветик". Страх/испуг Сказкотерапия "Лиса и петух". Грусть/печаль "По щучьему велению". Гнев "Лиса и заяц". Доброта "Волк и телёнок". Злость "Золушка".

    РАЗДЕЛ 4. Повторяем пройденное.

    (2 часа)

    Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие восприятия.

    РАЗДЕЛ 5. Итоговая диагностика учащихся

    (4 часа)

    Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

    ИТОГО: 68 ЧАСОВ

    Учащиеся 3 класса должны уметь:

      целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

      быстро и точно передвигаться в пространстве;

      анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);

      определять времена года и называть их признаки;

      последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

      выполнять творческие работы из различных материалов;

      конструировать без опоры на образец;

      выделять предмет из группы;

      определять картинку к заданным эталонам;

      определять материал, из которого сделан предмет;

      выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

      выполнять пальчиковые упражнения;

      различать основные цвета, знать оттенки цветов;

      классифицировать фигуры по нескольким признакам;

      ориентироваться на листе бумаги и в пространстве;

      распознавать основные эмоции, уметь их показывать;

      составлять предмет из частей;

      знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога;

      выполнять графические работы под диктовку педагога;

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    3 класс

    Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

    1 МОДУЛЬ. Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

    Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка"). "Приключения Буратино и его друзей".

    Тренировка правильного дыхания (длительность 3-4 сек.). "Приключения Буратино и его друзей". Приключения продолжаются.

    Практическое освоение этапов правильного дыхания (5-6 сек.). Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег).

    2 МОДУЛЬ. Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации. (4 часа)

    Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.Этапы релаксации."Незнайка в стране снов".

    Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела."Буратино мечтает о кладе".

    3 МОДУЛЬ. Коррекция крупной моторики

    Подвижные игры на развитие моторных навыков. "Весёлые старты Незнайки и его друзей"*

    Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. Игротренинг "Подготовка к походу на "Поле Чудес", "Встреча с Карабасом - Барабасом"*

    Развитие быстроты, ловкости и точности движений. "Побег от Лисы Алисы и Кота Базилио"

    Развитие умения контролировать сменяемость действий "Выступление в театре кукол".

    Развитие согласованности и одновременности движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты) "Встреча с Карабасом и Дуремаром". Погоня.

    Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Буратино дома. Приключения продолжаются".

    Развитие вкусового восприятия. Игротренинг "В харчевне 3-х пескарей".

    4 МОДУЛЬ. Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков

    Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Сказкотренинг "Буратино в школе".

    Повторение видов штриховальных линий. Рисование, штриховка, обводка, по трафарету.Сказкотренинг "Буратино в школе", "Приключения Буратино" (Придумай историю сам)

    Соединяем точки по порядку и рисуем картинки. Развитие счётных навыков. Психотренинг "Буратино учится".

    Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем простую картинку по образцу. Придумываем историю.

    Аппликация из разного материала. "Буратино и его друзья".

    Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.

    Выполнение графических работ под диктовку "Школьные предметы".

    3. КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

    1 МОДУЛЬ. Восприятие. Конструирование предметов.

    Назначение предметов. Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Спортивные увлечения Буратино".

    Количество. Спорт, игры, увлечения. Психотренинг "Буратино и его друзья любят спорт"

    Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).Игротренинг "Приключения Буратино в стране "Дураков"".

    Форма предметов. Выделение признаков формы. Конструирование без опоры на образец (круглые, треугольные, квадратные). Классификация по форме. Игротренинг "Строим новый театр".

    Восприятие сенсорных эталонов. Занятие с использованием ИКТ.

    Цвета и оттенки предметов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета".

    АРТ-тренинг "Приключения в стране цвета".

    Погружаемся в мир звуков. Мульттренинг "Поход в лес. Эхо."

    Аудиотренинг "Слушаем звуки леса: Звуки леса в разные времена года".

    2 МОДУЛЬ. Развитие зрительно-моторной координации.

    Ориентировка на собственном теле и теле другого "Черепаха Тортилла и её лягушки".

    Определение расположения предметов в пространстве. Игротренинг "Буратино сажает денежное дерево".

    Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг "Буратино в гостях у черепахи Тортиллы".

    Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый - нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.

    3 МОДУЛЬ. Восприятие времени.

    Повторяем времена года. Смена времён года. Последовательность событий. Раньше - позже.

    Месяцы. Год - 12 месяцев. Последовательность событий.

    Дни недели.

    Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

    4 МОДУЛЬ.Тактильно-двигательное восприятие.

    Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять сказку.

    Работа с разными видами материалов. Учимся сочинять сказку. "Волшебный мешочек"

    5 МОДУЛЬ.Изучаем эмоциональный мир.

    Страх/испуг. Сказкотерапия "Лиса и петух"

    Грусть/Печаль. Сказкотренинг "По щучьему велению".

    Радость. Игротренинг "Цветик - семицветик".

    Доброта "Волк и телёнок".

    Гнев. Сказкотренинг "Лиса и заяц".

    Злость. Сказкотренинг"Золушка".

    4. ВТОРИЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
    И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

    Исследование общей осведомлённости. Мелкая моторика.

    Динамическая и статическая координация, пластичность и ловкость движений. Быстрота и точность, одновременность движений, Мимика, пантомимика.

    Восприятие. Представления о внешних свойствах предметов. Основные эмоции. Методика "Пиктограммы". Тренинг ощущений.

    Индивидуальная программа для обучения на дому ребенка 8 вида

    Дата публикации: 24.09.2015

    Краткое описание:

    предварительный просмотр материала

    «Индивидуальная программа коррекционной работы с мальчиком 8-летнего возраста с задержкой психического развития, сочетающейся с гиперсиндромом по реактивному типу»

    Составила

    учитель начальных классов

    Усманова Василя Борисовна

      Заключение ПМПК:F81.3 Смешанное расстройство школьных навыков.F90 Гиперкинетические расстройства.

      Краткий анализ результатов обследования ребенка по заключениям различных специалистов. Ребенок от первой беременности. Масса - 2,700, рост 45 см. Шкала Апгар - 7-8 баллов. Нарушения письма и чтения, проявляющихся в оптических ошибках при письме, трудностях узнавания букв при чтении, замедленных процессах усвоения письма и чтения. Выраженная утомляемость, связанная с низкой умственной работоспособностью, эмоциональная лабильность, реактивность в деятельности и поведении. Ребенок трудно управляем, внешний контроль трудно применим, внутренний контроль полностью отсутствует, постоянно нарушает дисциплину на уроках, конфликтует со сверстниками.

    Основные направления индивидуальной коррекционной работы:

    а) Развитие и коррекция нарушений речи и письма;

    В) развитие по курсу «Математика »

      Физическое развитие.

      Развитие зрительного восприятия и сенсомоторной координации.

      Развитие зрительной памяти и внимания;

      развитие мелкой моторики;

      формирование зрительно-пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

      формирование слухо-зрительно-моторных координаций;

      совершенствование артикуляционной моторики.

      Развитие основных мыслительных операций.

      развитие выделения, сравнения и обобщения признаков предметов и явлений, сериации, классификации (умеет подобрать предметы по форме,или по цвету, или по величине, разложить в порядке возрастания или убывания; выделять из набора картинок мебель, одежду, растения);

      развитие умения планирования деятельности;

      умения работать по словесной и письменной инструкции;

      развитие словесно-логического мышления;

      Развитие и коррекция познавательной деятельности;

    а)Развитие и коррекция нарушений речи и письма.

      Формирование фонематического восприятия речевых звуков и звукового анализа;

      формирование умения слышать и различать мягкое звучание согласных перед гласными II ряда- я,ё,ю,е,и и твердое звучание согласных перед гласными I ряда- а, о,у,ы,э.

      закрепить умение писать букву ь в конце и середине слова.

      формирование навыка правильного написания слов с разделительным мягким знаком;

      дифференциация свистящих и шипящих согласных, сходных в произношении или в написании: ш-щ, ц-с,ч-ш,ч-щ,ч-ц-щ.

      формирование орфографической зоркости, языкового чутья;

      расширение и активизация пассивного и активного словарного запаса;

      устранение пробелов в усвоении навыков письменной деятельности;

    осуществлять исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.

    сформировать у детей следующие умения: самостоятельно читать короткие предложения, отвечать на вопросы по прочитанному, « следить» по тексту за чтением товарища, заучивать короткие стихотворения.

    ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

    б) Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

      Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих;

      представлений о природе и сезонных изменениях;

      обогащение словаря предметов, действий и признаков.

    в)Развитие по курсу «Математика »

      Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах;

      пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.

    Г) продуктивные виды деятельности.

    Рисование.

      Расширить объём представлений об окружающем мире

      стимулировать желание рисовать;

      учить довести дело до конца;

      учить выразить свои чувства;

      развивать настойчивость, активизировать творческое воображение.

      Учить самостоятельная ориентироваться в задании, сравнивать образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, составлять плана работы над изделием, выполнять изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно;

      развивать умение придерживаться плана при выполнении изделий;

      учить осуществлять текущего контроля с частичной помощью учителя;

      учит ь словесному отчету о проделанной работе;

      пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий - короче, длинный - длиннее, выше, ниже и т. д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко - далеко.

      Физическое развитие.

      Совершенствовать основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, перелезание.

      развивать чувство ритма и музыкальный слух:научить выполнять задания под счет, хлопки, музыку.

      освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча, овладение навыками метания;

      развитие координационных и кондиционных способностей и ориентации в пространстве;

      развивать двигательные качества, как ловкость, скорость, сила, точность, гибкость, координация и выносливость;

      развивать тонкую и крупную моторику.

      Развитие эмоционально - личностной сферы и регуляции поведения деятельности.

      Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

      формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

      развитие способности к эмоциональной регуляции своего поведения;

      формирование положительной установки ребенка на участие в занятиях, пробудить интерес, желание и готовность их осуществлять;

      формировать эмоциональные и деловые способы общения и взаимодействия со взрослыми.

      Взаимодействие с другими специалистами сопровождения и родителями ребенка.

    Учитель

    Познавательное развитие, обучение, коррекция недостатков чтения и письма

    Музыкальный работник

    Развитие темпо-ритмической стороны речи

    Физкультурный работник

    Развитие общей моторики психомоторных функций

    Учитель- логопед коррекционная работа по исправлению недостатков речи, 2 раза в неделю по 20 минут.

    Психолог

    Развитие психологической базы речи.

    Коррекция психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия.

    Медицинский работник

    Контроль за общим физическим развитием и сохранностью функций организма ребенка

    Учитель Изо и труда

    Коррекция мелкой моторики.

    Развитие воображения, творчества, эстетики

      Формы, методы и средства индивидуальной работы с ребенком.

    1)формы работы: индивидуальные занятия; подгрупповые занятия;

    2) методы работы с ребенком:

      Практические методы:

    упражнения подражательно- исполнительские, творческие;

    игровой(игры, игровые тренинги)

    моделирование.

      Наглядные методы:

    Наблюдение

    Рассматривание рисунков, картин, макетов;

    Просмотр диафильмов;

    Прослушивание записей.

      Словесные

    Пересказ
    беседа

    а) игры-упражнения по описанию предметов, отгадывание загадок

    б)игры и упражнения на развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти: «Узнай звук»; «Кто пришел»; «Будь внимателен».

    в) задания на развитие вербально- логического мышления: « Найди лишнее слово», « Запиши одним словом», «Раздели слова на группы», «Продолжи числовой ряд»

    г) Задания на развитие внимания, ассоциативной памяти «Шифровальщик», «Слово расссыпалось»

    д) задание на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти «Нарисуй такую же фигуру». Это задание учит ориентироваться на листе в клеточку

    е) игра с мячом на обогащение словарного запаса «Скажи наоборот, «Придумай как можно дольше слов на вопросы «Что делать,» «Кто, что »

    ж)составь предложение из слов; придумай предложение по графической схеме; распространяй предложение путём увеличения количества слов;

    з) задания на развитие правильной речи,на увеличения скорости речи и ритмизации: «Повтори за мной скороговорку», выучить стих, пересказ.

    к)игры на выносливость «Гуси-гуси», «Мы весёлые ребята»; игры на ловкость «Городок», игры на внимание «күҙ бәйләш», "Съедобное- несъедобное»; игры на равновесие «Кем көслө?», «Ракета осороу.»

    ж) игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться сдругими: «Созвездие», «Подарки в день рождения», «Глаза в глаза», «Передача тепла и энергии», «Паровозик», «Щит и меч»(цель игры- выход эмоционального напряжения, агрессии), «Изображение предметов»(игра воспитывает наблюдательность, воображение, умение видеть другого.),

    Х)сюжетные игры с распределением ролей (нацелены на ответственность за другого, на воспитание коллектива)

    3)Средства: карточки с заданиями, мяч, картинки предметные, серийные,сюжетные, ТСО (Магнитофон).

      Приложение.

    Считалки.

    Ахи, ахи, ахи, ох,
    Маша сеяла горох.
    Уродился он густой,
    Мы помчимся, ты постой!

    Как-то летом по Онеге
    Сом поехал на телеге.
    Вместо лошади - карась,
    Он завез телегу в грязь.
    Вязнет, помощи прося,
    И ругает карася!

    Шел котик по лавочке,
    Раздавал булавочки.
    Шел по скамеечке -
    Раздавал копеечки:
    Кому десять, кому пять,
    Выходи, тебе искать!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем в прятки мы играть.

    Небо, звезды, луг, цветы -

    Ты пойди-ка поводи!

    Ехала телега темным лесом

    За каким-то интересом.

    Стуки, звон,

    Выйди вон!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Шесть, семь, восемь, девять, десять,

    Выплывает белый месяц!

    Кто до месяца дойдёт,

    Тот и прятаться пойдёт!

    (Тот тогда водить пойдёт!)

    Катится яблочко

    С крутой горы,

    Кто поднимет -

    Тот выходи!

    Катилась торба

    С великого горба.

    В этой торбе:

    Хлеб, соль, пшеница,

    Выбирай поскорей,

    Не задерживай добрых и мудрых людей.

    Гимнастика для пальцев.

    ПАЛЬЧИКИ - СОЛДАТИКИ

    Командир позвал солдат:

    "Становитесь дружно в ряд!

    Первый встал, за ним - второй,

    Безымянный, быстро в строй!"

    А мизинчик очень мал,

    Он чуть-чуть не опоздал.

    Встали пальчики - " Ура!"

    На парад идти пора.

    Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех отальных - "будить".

    Одновременно с восклицанием "Ура!" кулачок разжать, широко

    расставив пальцы в стороны.

    На правой ручке - пальчики.

    На левой ручке - пальчики.

    Пришла пора им встретиться -

    Готовьте чемоданчики!

    Пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой

    руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

    АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ

    СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

    Упражнение 4. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживать из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходить к поглаживанию по массажной линии от середины лба к височным впадинам. Пальцами слегка прижимать кожу.

    Упражнение 5. ВОЛНООБРАЗНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ. От внутренних углов глаз пальцами легко скользить к бровям и, захватив их вторыми и третьими пальцами, производить волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках.

    Упражнение 6. ПОГЛАЖИВАНИЕ КРУГОВЫХ МЫШЦ ГЛАЗ. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

    Упражнение 7. ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛОБНОЙ И ВИСОЧНОЙ ВПАДИНЫ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производить поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживать подушечками пальцев виски.

    Упражнение 8. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производить поглаживание по массажным линиям.

    Упражнение 9. ПОКОЛАЧИВАНИЕ. Подчелюстную область массировать похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производить поколачивание по массажным линиям.

    Упражнение 10. «СТАКАТТО». Резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производить непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчивать фиксацией у мочек ушных раковин.

    Упражнение 11. ПЛОТНОЕ ПРИЖИМАНИЕ. Движения выполняются двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима следует немного приподнимать руки и вновь нажимать на массируемый участок. Последнее движение совершается от середины лба к височной впадине.

    Упражнение 12. ПОГЛАЖИВАНИЕ ПО МАССАЖНЫМ ЛИНИЯМ.

    Упражнение 13. Специальное упражнение, рекомендуемое для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана, пожалуй, самая распространенная при заикании, смыкательная губная судорога. Указательные и третьи пальцы логопед располагает около углов рта, губы растягиваются, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие, плавные, скользящие.

    Аналогичные движения проводятся поочередно с верхней и нижней губой.

    В отдельную группу должны быть выделены расслабляющие упражнения для языка, которые помогают на некоторое время справиться с судорогами мягкого неба, кончика, корня, спинки языка, а также изгоняющей судорогой языка, судорогой нижней челюсти и т.д.

    До начала массажа логопед просит выполнить упражнение, известное под названием «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК».

    Заикающийся выкладывает широкий, ленивый, вялый язык на нижнюю губу, а затем, слегка «пошлепывая» его верхней губой, тихо произносит «пя-пя-пя...». Возникшее ощущение вялости и расслабленности стараемся сохранить до конца лечебного сеанса. Это упражнение способствует снятию гипертонуса с мышц языка.

    Упражнения для расслабления мышц языка:

    Вибрация в течение 15 сек. указательными пальцами обеих рук нижней челюсти;

    Похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем в течение 15 сек. Шпатель накладывается на кончик языка.

    Перед началом артикуляционного массажа логопед тихим и ласковым голосом дает следующие установки: «Глаза закрыты... как перед засыпанием... Губы едва соприкасаются... Зубы разомкнуты... Лицо спокойно и неподвижно... На лице -- маска покоя...»

    Расслабление мышц шеи и затылочных мышц способствует рефлекторному расслаблению мышц языка.

    Активный массаж языка проводится только в том случае, если имеется частичный парез мышц языка или нарушена реципрокная иннервация на фоне имеющийся церебральной дефицитарности.

    Упражнения для развития артикуляционной моторики.

    Активная артикуляционная гимнастика проводится в течение дня. Можно предложить ребенку выполнять перед зеркалом следующие действия:

      вытянуть губы вперед трубочкой, как поцелуй мамы;

      растянуть углы рта в стороны, так, чтобы стали видны верхние и нижние зубы;

      выполнять круговые движения губ;

      имитация свиста;

      захватывание губами леденцов, палочек различного диаметра;

      выплевывание губами семечек, риса;

      выплевывание аналогичных предметов с кончика языка;

      питье через соломинку.

    Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

    Учебник: Русский язык для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор В.В.Воронкова.- Издательство «Просвещение» , 2011 г.

    Составила учитель начальных классов Усманова В.Б.

    Тема урока

    примечание

    Гласные звуки и буквы а, о, у, э, ы

    я, ё, ю, е, и

    Согласные звуки и буквы

    Соотношение звука и буквы. Выделение первого и последнего звука

    Определение гласных звуков в начале, середине, в конце слова

    Различение букв сходных по начертанию, отличающихся добавочным элементом (У-Ч, П-Т, К-Н, п-р)

    Составление слов из букв. Образование новых слов с добавлением одного звука

    Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слово Списывание слов с печатного образца.

    Слог, как часть слова

    Составление слов из слогов

    Деление слов на слоги

    Письмо слов с печатного и рукописного текста по слогам

    Составление предложений из двух- трёх слов

    Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

    Составление предложений по вопросу и картинке

    Составление предложений из слов, данных в нужной форме

    Контрольный диктант №1