Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Зав библиотекой как рассказать детям. Библиотека «город»: мы учим родителей читать книги вместе с детьми. Восточный административный округ

    Зав библиотекой как рассказать детям. Библиотека «город»: мы учим родителей читать книги вместе с детьми. Восточный административный округ

    Марина Дорохова
    НОД «Расскажем малышам о библиотеке». Детям старшего дошкольного возраста о профессиях работников библиотечной сферы

    Конспект непосредственной образовательной деятельности

    для детей старшего дошкольного возраста

    «»

    М. А. Дорохова, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №7» города Сосновоборска

    Тема : «Расскажем малышам о библиотеке »

    Цель : развитие интеллектуально-творческого потенциала детей группы через совершенствование навыков познавательной деятельности.

    Задачи :

    I. Образовательные

    1. Расширять знания о профессиях работников библиотечной сферы . Показать значимость библиотеки .

    2. Расширить и активизировать словарный запас детей по теме «библиотека » : библиотекарь , библиограф , стеллаж, книжные полки, читальный зал и др.

    3. Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей.

    II. Развивающие

    1. Формировать опыт группового интеллектуального действия (мозговой штурм) .

    III Воспитательные

    1. Воспитывать у детей интерес к книге, отзывчивость, уважение к труду взрослых.

    2. Закрепить правила обращения с книгой.

    Методические приёмы. Составление ментальной карты по теме библиотека , структурирование информации и оптимизация мышления, создание живых и «говорящих» записей, способных донести информацию, социо-игровые.

    Предварительная работа . Чтение художественных произведений, беседа о труде библиотекаря . Экскурсия в библиотеку . Компьютерная презентация «Детские клипы песен о библиотеке и пользе чтения » .

    Оборудование. Любимые книги детей группы, картинки разных видов библиотек , фотографии с экскурсии в библиотеку , формуляр, картинки профессий людей , работающих в библиотеке , клей, 2 листа ватмана, фломастеры, цветные карандаши.

    Дети находятся в приемной, заходят малыши и обращаются к ребятам с просьбой :

    «Мы хотели поиграть в новую игру – библиотеку , помогите нам узнать, что такое библиотека , кто там работает и зачем она нужна , чтобы наша игра стала интересной».

    В : «Можем ли мы помочь малышам ? Давайте подумаем» .

    Передавая мяч друг другу каждый ребенок, выдвигает свою версию. (Рассказать , почитать, посмотреть информацию в компьютере, поиграть.)

    В итоге воспитатель предлагает детям сделать «умную карту» и отразить на ней все, что мы знаем о библиотеке , чтобы ничего не забыть.

    Дети подходят к столу, на котором находиться ватман и фломастеры. В центре листа картинка «детской библиотеки » .

    В : «Вы узнали это здание? Правильно, это детская библиотека . Библиотека слово не русское , оно состоит из двух слов «библио » , что означает «книга» и «тека» , что означает «хранилище» .

    В : Среди предложенных картинок, отберите те, которые помогут малышам узнать , какие бывают библиотеки . Наклейте свои картинки в левом верхнем углу листа.

    (Дети выбирают фотографии с изображением разных видов библиотек : детские, взрослые, школьные, книжный уголок в детском саду и называют виды библиотек )

    В : Как называются люди, которые посещают библиотеку и читают книги ? (Читатели)

    Найдите информацию, которая подскажет ребятам, какие книги бывают в библиотеке , и как книги расположены на полках. Наклейте выбранные картинки в правом верхнем углу.

    (Дети отбирают картинки с изображениями разных книг, фотографии стеллажей с алфавитными указателями, рассказывают о принципах расположения книг на книжных стеллажах.)

    В : Чтобы вспомнить, кто работает в библиотеке , давайте покидаем мячик и вспомним нужные профессии .

    Игра с мячом вокруг стола «Кто работает в библиотеке (Дети перекидывая мяч друг другу, называют профессии людей , работающих в библиотеке .)

    В : Найдем картинки с профессиями людей , работающих в библиотеке , и наклеим в правом нижнем углу. (Дети отбирают картинки с изображениями людей нужных профессий и наклеивают на ментальную карту.)

    В : Книги очень нужны людям. Вспомнить, как с ними нужно обращаться, нам поможет игра «Да и нет» . Если утверждение верное, то хлопаем в ритме да-да-да, если неверное, то топаем со словом «нет» , сохраняя ритм.

    Книга самый лучший друг-это знают все вокруг.

    Если нравиться картинка. рви ее из серединки.

    Книгу бережно держи, в нее закладку положи.

    Сгорки прокатись на книжке, предложи проехать мишке.

    Ручку в книжку положи, на страничках попиши.

    Книгу в воду не бросай, береги и уважай.

    В : Чему может научить эта игра?

    Рефлексия.

    Вы хорошо поработали сегодня . Посмотрите на нашу карту, если вы считаете, что она поможет детям узнать что , такое библиотека , то поднимите веселый смайлик, если не сможет помочь то - грустный.

    В заключении дети под звучание песни «Читатель» относят карту малышам в группу .

    Публикации по теме:

    Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Диагностика направлена на изучение сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих ребенку успешно осуществлять.

    Накануне великого праздника Дня Победы мы провели тематическую неделю по этом теме: рассказывали детям об этом празднике, рассматривали.

    Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний О подвигах и доблести отцов. Для ребёнка.

    Конспект ОД по развитию и коррекции познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста «Будь внимательным!» Образовательные задачи: Познакомить детей с новыми играми и упражнениями. Развивающие задачи: развивать способности.

    «… Чтоб снова На земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили КАК ВЫ!» Я не хочу, чтобы наше будущее.

    Ирина Суслова ,
    библиотекарь и куратор проектов Детской библиотеки МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

    Все постоянные проекты нашей библиотеки так или иначе связаны с книгой: в студиях рисования дети делают иллюстрации, на игровых вечерах речь часто заходит о той или иной книге. Но такие занятия не делают детей настоящими читателями - мы это отлично понимаем. Читать приучаются в семье, я совершенно в этом уверена. Дело в другом.

    Дети в нашей библиотеке получают возможность общаться и развиваться в свободном пространстве. Мы создаем среду, где тебе всегда улыбаются и никогда не унижают - это уже немало. Наши книги - не «обязаловка» в виде школьных списков для чтения летом и не бубнеж на уроках литературы. Эти книги читаются детьми свободно, по собственной воле. Доброжелательная среда расслабляет ребенка - он начинает оглядываться по сторонам. Берет с полки одну книгу, другую... Или берет в руки фломастеры и начинает рисовать. Или знакомится с окружающими.

    Мы как бы говорим: «Эй, привет! Мы рады, что ты тут. Мультики - в пять, мастер-класс - в шесть. Видишь, нормальные люди тоже читают книги: разные книги, комиксы, журналы - новые, аппетитные… Читать можно вместе или по одному, на диване или на полу. Читай, что хочешь. Потом можем в настольные игры поиграть. А здесь у нас “домашку” делают. Ходи, общайся. Все в порядке, все хорошо».

    Валентина Ивановна Ситникова
    Заведующая Детской библиотекой МЦБС им. М.Ю. Лермонтова

    Последние годы библиотеки приняли на себя роль досуговых учреждений. Нельзя сказать, что это плохо. Важно определить, насколько грамотно это делается и востребовано ли.

    Детская библиотека нацелена на просвещение в широком смысле. Мы стараемся придумывать различные мероприятия, которые могли бы вызвать интерес к чтению, знаниям, общению, развитию творческих навыков и т.д. Наш слоган - «Чтение. Общение. Творчество». Чтение - на первом месте, но мы не ограничиваемся им.

    Конечно, не всегда срабатывает тактика «посмотрел мультфильм, принял участие в мастер-классе, конкурсе - и сразу записался в библиотеку, начал читать». Но сколько детей стали нашими читателей именно после таких «некнижных» знакомств! Все наши развлекательно-познавательные встречи знакомят с какой-то темой, лишь слегка приоткрывая ее, чтобы дети остались «голодными», чтобы им захотелось самим найти информацию или ответ на заданную тему. Библиотека ничего не навязывает (должен читать - и все тут!), а слегка знакомит, вовлекает в процесс, предоставляя свободу выбора.

    Детское книжное кафе «25 кило»
    Наша детская библиотека участвует в Библионочи, в Ночи музеев, в Дне Достоевского, в уличных фестивалях - где только может. Поэтому идея поучаствовать в Ресторанном дне была встречена с энтузиазмом. Мы решили выйти на работу в воскресенье и в середине промозглого февраля порадовать читателей вкусной едой и горячим чаем.

    Стали вспоминать книги о еде: «Мишкина кашу», «Омлет с сахаром», «Шоколадная война»... А я вспомнила рассказ Виктора Драгунского «25 кило», в котором Дениска Кораблев на детском празднике выпил большую бутылку лимонада, чтобы весить ровно 25 килограммов и получить приз. Вот так мы и назвали наше Детское книжное кафе - «25 кило».

    Но мы никого не взвешивали - забыли. Просто кормили вкусностями и книжками. Угощали блинами с домашним вареньем от Карлсона, пробовали вафельные сердца из книги Марии Парр, ели печенья за чаепитием «Алисы в Стране Чудес», закусывали «лакричными пальчиками» миссис Корри из «Мэри Поппинс». Всё готовили сами накануне и ночью (лично я пекла с утра вафли).

    Пили чай, кофе и тот самый лимонад Дениски. Присутствовал на столе и волшебный Самовар Даниила Хармса - но не чтобы разливать из него кипяток, а исключительно для общения.

    На Ресторанный день пришло около ста человек: дети, родители, бабушки, знакомые студенты… Нам посоветовали новые рецепты и новые идеи. Все угощения смели до крошки!

    В августе мы снова участвовали в Ресторанном дне: кафе «25 кило» представляло Голодные игры. Это значит, что еду нужно было заработать в разных испытаниях… но никто не ушел домой голодным!

    Ирина Батуева ,
    заведующая сектором Детской библиотеки иностранной литературы

    Думаю, многие из моих коллег согласятся с тем, что библиотека может быть и клубом, и местом для встреч, общения, отдыха и т. д., если контекстом для всей этой деятельности остается книга, текст. Конечно, мы не можем заставить читать тех, кто этого не хочет. Но сделать так, чтобы, находясь в пространстве книжной культуры, дети и подростки ощущали книгу как повод для радости, нам вполне по силам. Мне сложно судить, работают ли на «разворот» детей к чтению какие-то совсем уж «некнижные» мероприятия (в нашей библиотеке таких не проводится), но они тоже создают позитивную атмосферу библиотеки, а значит и библиотечных услуг. Если говорить о том, работает это или нет, то мне кажется, все, что связано с процессом воспитания, не может иметь мгновенного эффекта. Библиотекари, как и учителя, и родители, работают на перспективу.

    Конкурс «Смотрю и перевожу»
    В 2011 году в Детской библиотеке иностранной литературы был придуман проект «мастерской перевода», где ребенок 7-9 лет, не зная языка оригинальной иностранной книжки-картинки, исключительно по иллюстрациям пытался воссоздать историю. (Откровенно говоря, «мастерская перевода» была придумана, чтобы хоть как-то использовать красивейшие книжки-картинки на языках, которые редко изучают в школах, например, на голландском и шведском.)

    Затем проект продолжил существование как конкурс «Смотрю и перевожу» в рамках международного фестиваля «Дни Европы». В сентябре 2013 года наша библиотека уже в третий раз приняла участие в этом фестивале и совместно с Датским институтом культуры и Генеральным консульством Швеции провела европейский литературный конкурс для школьников 9-11 лет.

    Дети, не зная текста, писали сочинения-экспромты по мотивам датских и шведских книжек-картинок. Задание было очень трудным, многие книги не желали поддаваться мгновенной интерпретации. Однако ребята, благодаря своей фантазии и помощи Александры Орнфельт, ассистента из Датского института культуры, и Алины Грицковой, координатора по вопросам культуры и СМИ консульства Швеции, сумели создать очень остроумные «переводы». Победители были награждены на Европейской ярмарке, которая проходила в Аничковом дворце.

    Осенью 2014 года мы снова планируем провести этот конкурс.

    __________________________________

    Юлия Шилина ,
    заведующая сектором массовой работы
    Сланцевской центральной городской детской библиотеки

    Конечно же, библиотека - это прежде всего территория чтения. А детская библиотека - это многогранный мир, в котором создается комфортная среда для любого читателя. Это место, где он учится взаимодействовать с окружающим миром. В отличие от развлекательных клубов мы не учим его танцевать, петь и т. д., а просто предлагаем условия для самореализации, в том числе и с помощью дискотеки в книжной среде. И мой опыт подтверждает, что это помогает развернуть маленьких посетителей к книге и чтению.

    «Воробьиные» дискотеки
    Мы считаем, что библиотека давно перестала быть библиотекой в самом строгом смысле этого слова, т. е. хранилищем книг. Тем более, библиотека маленького города. Она изменилась, и теперь сюда можно прийти надолго. Почитать с мамой и папой детскую книжку. Порассматривать ее. Вместе придумать историю. Поиграть с другими детьми. И поэтому танцевать здесь нужно обязательно! Танцуя, играя, развлекаясь вместе, дети разных возрастов создают свои образы. Создают свою сказку, свою историю. Сегодня с ними Пеппи Длинныйчулок, в следующую субботу - Мальвина и Буратино, потом могут быть Муми-тролли. А может быть, все отправятся в Хогвартс…

    По субботам в нашей библиотеке проходят «воробьиные» дискотеки - «Топотушки». Мы заметили, что под музыку и в танце интересно читать стихи, играть, разыгрывать сказки. Особенный восторг у детей вызывает взрыв из шариков во время игры «Шарики-стишарики». Тут же малыши вспоминают известные строчки стихов Агнии Барто про Таню, которая громко плачет, и про Бычка, вздыхающего на ходу.

    Возрастное ограничение для участников дискотеки - 10 лет. Для детей постарше это уже должно быть что-то другое с точки зрения игровой программы и музыки.

    Музыку подбирают волонтеры-ведущие, учитывая тему и желания участников с прошлых дискотек. Танцы дети учат, повторяя движения за волонтерами, а на следующей дискотеке очень радуются, что могут уже танцевать самостоятельно. Баба Яга и Машенька водят хороводы под ремиксы популярных русских народных песен. Но любимым танцем малышей по-прежнему остается «Танец маленьких утят».

    Выходя с дискотеки, дети идут выбирать с родителями книги, и даже если они пришли первый раз и еще не записаны в библиотеку, желание брать читать книги у них возникает неизменно. Мамы потом говорят воспитателям, а воспитатели - другим мамам, что такие дискотеки - с играми, танцами, волшебными героями, стихами и загадками - это элемент творческого развития ребенка. Вполне возможно. Главное, что в детской библиотеке дети чувствуют себя, как дома.

    _________________________________

    Ксения Карпенко ,
    главный библиотекарь отдела культурных программ
    Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина

    Современным читателям приходится непросто, когда они сталкиваются в книге с реалиями двухсотлетней давности. На мой взгляд, одна из задач детской библиотеки - облегчить детям восприятие классической литературы.

    Один из способов, позволяющих это сделать, - погружение в эпоху. При этом школьница в джинсах превращается в барышню в пышном бальном платье и сама становится героиней той самой истории - так мир литературных героев, их переживания и поступки делаются более близкими и понятными. А полученный опыт позволит ей в будущем не чувствовать себя неуютно с книгой, в которой ей встретится множество непонятных вещей и событий. Пойдет наша героиня в библиотеку за новой книгой или нет - покажет время, но точно можно сказать, что ее отношение к книге изменится навсегда.

    В апреле 2014 года в большом зале старинного особняка, в котором располагается Центральная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина, прошел литературный костюмированный бал, посвященный творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (юбиляра этого года).

    Идея проводить балы появилась уже давно: к этому располагала и особая атмосфера 300 летнего петербургского особняка, и книги, позволившие много узнать о проведении балов, и, конечно же, интерес читателей библиотеки к этому событию.

    Готовясь к празднику, мы изучали описания балов XIX века, традиции их проведения, учили танцы, читали про светские развлечения и принятые в то время манеры поведения.

    Участниками стали старшеклассники - читатели нашей библиотеки и курсанты Нахимовского военно-морского училища, которые заранее подготовились к балу и познакомились с жизнью и культурой той эпохи.

    Во время бала необходимо было не только показать свое умение исполнять старинные танцы (полонез, мазурку и галоп), но и хорошо знать творчество поэтов. В перерывах между танцами ведущая рассказывала о традициях проведения дворянских балов, о том, кого на них приглашали и как проходила подготовка, а гости бала принимали участие в литературных играх: разгадывали шарады, разыгрывали сцены из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», писали миниатюры, используя определенный набор архаизмов, вставляли пропущенные слова в стихотворение «Бородино» и пробовали свои силы в качестве поэтов в буриме.

    Старинные танцы, прекрасные наряды, музыка и поэзия позволили ребятам лучше почувствовать время и атмосферу той эпохи, в которую жили поэты, что, несомненно, помогло им не только лучше понять творчество Пушкина и Лермонтова, но и, надеемся, полюбить его.

    _________________________________

    Мира Васюкова ,
    заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга

    С моей точки зрения, детская библиотека никогда и не была просто хранилищем книг. Ее деятельность всегда складывалась из комплекса индивидуальной и массовой работы со всеми категориями читателей. Поверьте моему почти сорокалетнему опыту работы в детской библиотеке: как раньше, так и сейчас есть в нашей профессии люди творческие, энергичные, активные, а есть и другие. Есть библиотеки, в которые хочется приходить снова и снова, а встречаются и такие, первый визит в которые становится последним. Все зависит от конкретных людей.

    Любопытно, что практически всегда из библиотек хотели сделать что-то другое - придумывали и создавали «центры чтения», центры какого-нибудь воспитания и т. д. и т. п. Как будто библиотека по сути своей не является центром чтения или эстетического и иного воспитания. Не так давно мне пришлось выступать на семинаре, посвященном роли библиотек в сохранении культурного наследия. Свое выступление я назвала так: «Не назвать ли нам кошку кошкой, или Чем мы привлекательны нашим партнерам». Главный вывод - мы привлекательны тем, что мы - Библиотека, что главное у нас - это книги и знание о них, умение с ними работать, что наша просветительская и образовательная деятельность основана на книгах. И не важно, на каких носителях книга, хотя в детских библиотеках, конечно, предпочтение отдается книге бумажной.

    Детская библиотека по сути своей очень живой организм, отзывчивый на изменения в окружающем мире. Стало в стране проблемно с досуговыми учреждениями - библиотеки расширили сферу деятельности, появилась потребность в образовательных программах для родителей с маленькими детьми - библиотеки откликнулись. Но только все эти новшества должны быть не вместо основной деятельности, а вместе с ней, дополнительно. И книга должна оставаться главной в любых видах деятельности. Ведь основная наша цель - помочь ребенку вырасти культурным и образованным человеком, умеющим получать знания и, как бы пафосно это ни звучало, чувствовать и сочувствовать.

    В условиях, когда современное школьное образование практически не ориентируется на книгу в процессе обучения и воспитания, роль детской библиотеки в продвижении книги и чтения вырастает невероятно. Сомнения не вызывает, что делать это нужно занимательно, увлекательно, интерактивно, разнообразно. Важно помнить, для чего и с какой целью, - тогда в библиотеке уместны и кружки, и театральные постановки, и концерты, и игры, и мастер-классы, и конкурсы, и балы.

    Есть очень важный момент: когда ребенок и взрослый впервые попадают в детскую библиотеку, они должны увидеть и осознать, что возможности ее почти безграничны, но главное в ней - книжные сокровища. От нас зависит, поймут они это или нет. Еще от нас зависит, найдут они дорогу в детскую библиотеку или нет. А еще это зависит от общественного мнения - отношения в обществе к библиотекам. Долгие годы оно было, как минимум, снисходительным. Был период, когда нас привычно осуждали: мол, несовременные, плохо оснащенные, пассивные. А кто осуждал? Тот, кто обычно в библиотеки не ходит или ходил когда-то давно. Сейчас иногда просто дух захватывает, когда я читаю или узнаю о затеях многих и многих детских библиотек. Как правило, все это ради того, чтобы дети приходили в библиотеку и становились читателями.

    Иногда мне задают вопрос: «Чего не хватает вашей библиотеке, что могло бы удивить и порадовать читателей и сотрудников?» Раньше я отвечала: «У нас, как в Греции, - все есть». А в какой-то момент поняла, чего нам не хватает на самом деле. Кукольного театра! Так в библиотеке появились первые куклы - персонажи народных сказок, потом львенок - символ нашей библиотеки, потом Дед Мороз…

    Однажды Кукольный театр сказки устроил в нашей библиотеке огромную выставку под названием «Театр кукол - сотворение миров», на которой художники, режиссеры и актеры рассказали о создании кукольного спектакля, от замысла до воплощения. А посетители могли «общаться» с куклами, которые совсем недавно отыграли свои спектакли и словно забежали в библиотеку ненадолго, чтобы немного отдохнуть.

    Следующую театральную радость подарил нам знаменитый кукольник, драматург и режиссер кукольного театра Николай Юрьевич Боровков. Он частый гость нашей библиотеки. Вместе с ним иногда появляются перед нашими читателями куклы, которых он сделал сам для своих спектаклей. В его руках они абсолютно живые.

    Когда в нашей библиотеке в прошлом году появился с новой идеей известный драматург и мой добрый приятель Андрей Зинчук, произошло то, к чему мы давно шли, - театральный кукольный проект «Сказки нашего города».

    Суть этого проекта в том, чтобы показать ребятам не готовые спектакли, а процесс их создания, устроить своего рода игру в создание спектакля прямо на глазах у зрителей и с их непосредственным участием. К слову, зрителем может стать любой желающий, так как анонсы всех событий мы стараемся размещать максимально широко.

    Все сказки нашего проекта связаны с Петербургом. Ведь наша библиотека - Детская библиотека истории и культуры Петербурга.

    Автор первой сказки - «Сказка Ангела» - народный артист России Андрей Юрьевич Толубеев. Сама книга поступила в библиотеку за пару лет до этого. Волшебные персонажи сказки появились прямо в зале из большого волшебного чемодана. А началось все с традиционной гимнастики кукольников, которая в этот раз проходила вместе с маленькими зрителями. Затем перед глазами ребят предстал Земной шар и на нем - шведская крепость Ниеншанц, появились почти настоящие море и замок, ну и главные герои - кот Брут и мышонок Алексашка.

    А потом зрители смогли поближе познакомиться со всеми героями и артистами. В конце всем достались подарки - книги от издательства «Детгиз». Следующей встречи с нетерпением ждут и зрители, и исполнители.

    Материал подготовила Ника Максимова
    Фото из архивов библиотек г. Санкт-Петербурга

    Фотобанк Лори

    Если вы считаете, что в библиотеку ходят только за книгами, вы безнадежно отстали от жизни. Современная библиотека – это целый культурный центр, где можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать выставки, концерты, спектакли, лекции, клубы. А если это детская библиотека, то еще и играть в самые разные игры (от настольных до компьютерных), лепить, рисовать, танцевать… Словом, любой ребенок – даже тот, кто еще не знает ни одной буквы, – сможет там найти себе занятие по душе. И, что немаловажно, большинство всех этих интереснейших мероприятий проводится в детских библиотеках совершенно бесплатно.

    Полтора века истории

    Детские библиотеки выросли из взрослых, точнее – из их детских отделов и «читален». А первая «полноценная» публичная детская библиотека была открыта в 1878 году в Москве на Садовой улице книголюбом и редактором А.Д. Тороповым (к сожалению, вскоре она прекратила свое существование). В ней насчитывалось около 1500 книг из собрания самого Торопова, и за небольшую плату посещать ее мог любой желающий (как говорили в XIX веке, «подписчик»). Дореволюционные детские библиотеки вообще, как правило, создавались на личном энтузиазме и частных пожертвованиях. Некоторые из тех «пионеров» существуют до сих пор: среди старейших в России – Ялтинская детская городская библиотека (с 1899 г.), Ленская районная детская библиотека (с 1911 г.), Московская детская библиотека им. Братьев Гримм (с 1913 г.), Ростовская детская областная библиотека им. В.М. Величкиной (с 1914 г.).

    Сегодня книги для маленьких читателей можно найти и во взрослых библиотеках. В любой из них, согласно нормативам, детские фонды должны составлять не менее 30%, а всех посетителей до 14 лет записывают туда бесплатно по паспорту родителей. Но именно в детских библиотеках создается особая среда, где стараются не просто выдавать книги и учебники, а развивать, учить, воспитывать и, конечно, развлекать.

    Первая в мире детская книга с картинками была выпущена в 1658 году чешским священником и педагогом Яном Коменским и называлась «Мир чувственных вещей в картинках». Написанная на латыни, она переводилась на множество европейских языков, и долгие годы оставалась единственным учебником нерелигиозного содержания, созданным специально для детей. Книга была иллюстрирована 150 гравюрами со сценками повседневной жизни, изображениями растений и животных.

    Что предлагают сегодня детские библиотеки?

    Конечно же, книги . Самые новые, популярные и интересные. Бесспорный лидер в этом плане – Российская детская государственная библиотека (РГДБ), крупнейшая библиотека детской литературы не только в России, но и в мире. Здесь можно найти практически любую книгу для детей, изданную в нашей стране, тысячи книг на иностранных языках, ноты, а также все отечественные детские журналы и газеты. Сюда первыми попадают новинки книжных издательств, а чтобы читателям и специалистам было проще ориентироваться в этом потоке, на сайте библиотеки регулярно появляются обзоры и каталоги книжных новинок.

    Услуги электронных каталогов и онлайн-доступа к некоторым изданиям сегодня предлагают многие библиотеки, а кое-где книги даже можно заказать с доставкой на дом. Например, в московской Центральной городской молодежной библиотеке им. М.А. Светлова («светловке») такой бесплатной помощью могут воспользоваться многодетные семьи и люди с ограниченными возможностями.

    Аудио- и видеоматериалы. В любой детской библиотеке можно взять на дом или скопировать компакт-диски с музыкой и аудиокнигами, виниловые пластинки, видеофильмы (например, с интересными учебными материалами). В библиотеках все это не выбрасывают, а бережно хранят или оцифровывают.

    Фотобанк Лори

    В детской библиотеке можно и заниматься, и общаться

    Развивающие занятия. Почти в каждой детской библиотеке работают детские кружки и студии: от уроков английского языка и театрального мастерства до шахмат и лего-конструирования. Но «изюминка» детских библиотек, которую можно найти только здесь, – это литературные занятия и книжные клубы. На таких уроках детей учат вдумчиво читать и обсуждать прочитанное, знакомят с историей создания книг, показывают тематические фильмы. Например, в московской «гайдаровке» – Центральной городской детской библиотеке им. А. П. Гайдара – работает сразу несколько литературных студий: для школьников начальных классов – «Мастерская русской речи», для младших и средних классов – «Литературная азбука», для юных писателей и поэтов – «Литературная лаборатория для одаренных детей».

    Игровое пространство. В крупных детских библиотеках для самых маленьких есть комнаты с игрушками и лазалками, а для детей постарше организуются особые игры – квесты, викторины, конкурсы. Так что смело приходите в библиотеку всей семьей – занятие по душе найдется всем!

    Выставки, встречи с литераторами и художниками. Крупные детские библиотеки проводят их регулярно и бесплатно. Например, в Московской областной государственной детской библиотеке с марта проходят выставки иллюстраций выдающегося художника Ильи Глазунова.

    Старшего сына Андрюшу мы записали в детскую библиотеку рядом с домом, когда ему было 4 года. Своих книг ребенку уже не хватало, постоянно хотелось новых, а без конца покупать их очень накладно, да и ставить уже некуда. Ходит в библиотеку у нас в основном бабушка, в среднем раз в месяц, сама подбирает и приносит книги. На одного ребенка можно взять не больше 5 книг, а, когда появилась младшая, книги понадобились и для нее. Так что дочку записали туда еще в год, и теперь берем по 10 книжек на двоих.

    Марина, мама 7-летнего Андрея и 3-летней Веры, читателей Детской библиотеки №9 (Москва)

    Спектакли, театрализованные представления. Они могут организовываться силами юных участников театральных студий при тех же библиотеках или школах, а могут – и с приглашением профессиональных артистов. Например, в РГДБ периодически выступают с детскими спектаклями московские театры.

    Общение. Найти друзей по интересам и пообщаться на волнующие темы можно не только на форумах и в социальных сетях. В библиотеках работают самые разные клубы для детей и подростков, которые дают им ничем не заменимое живое общение со сверстниками. Выбор огромный – скажем, в одной только «светловке» таких клубов целых три: юных литераторов «Я и все», любителей музыки и бардовской песни «Орфей», а также православный молодежный клуб «Доминанта».

    Психологическая помощь. В библиотеках проводятся бесплатные консультации детских психологов, дефектологов, логопедов, педагогов. Все это организуется бесплатно в рамках муниципальных социальных программ. Например, в «светловке» подростков принимают специалисты по профориентации, которые помогут им определиться с будущей профессией. А «гайдаровка» ведет активную работу с детьми-инвалидами и их родителями, помогая им консультациями и специальной литературой.

    Цифровые услуги. Для библиотек работа в этом направлении очень важна, хотя у жителей мегаполисов, не расстающихся со смартфонами, это и может вызвать улыбку. Но в глубинке библиотека по-прежнему часто остается единственным местом, где можно бесплатно или за небольшую плату получить доступ в интернет, распечатать или отсканировать файл, сделать ксерокопию.

    В библиотеку мы ходим с 3 лет, примерно раз в месяц, и книги Максим всегда выбирает сам. Первым делом идет к полке с комиксами - обожает диснеевские мультики. Я не то чтобы в восторге, но мы договорились, что вторую книгу берем какую-нибудь «толковую». Я сначала обращала его внимание на сказки, но он вдруг сам заинтересовался познавательными книгами для школьников. Взяли на пробу книжку Левитана про звезды и планеты - моему 3-летке на удивление понравилось! Теперь всегда выбирает что-нибудь про природу, животных, детские энциклопедии - благо, сейчас много хороших красочных книг для малышей.

    Несмотря на изобилие в книжных магазинах и многочисленные электронные ресурсы, детская библиотека с ее неповторимой атмосферой остается местом, куда по-прежнему тянутся читатели всех возрастов. И не стоит думать, что эта роскошь доступна только в больших городах. Присмотритесь к своей районной библиотеке – за ее скромными дверями наверняка найдется много интересного и для вашего ребенка, и для вас.

    2 апреля состоялся Международный день детской книги. А Вы давно ходили в библиотеку? У Ваших детей есть читательский билет? Небольшой обзор о том, как библиотеки трансформировались в эпоху мультимедийного пространства.

    «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский

    В наше время читать можно где угодно - на компьютере или планшете, в «электронной книге» или в приложении на телефоне. Кому как удобнее. Но есть люди, которым просто необходимо чувствовать шелест бумаги, вдыхать этот запах новых или не очень страниц, ведь каждая книга пахнет по-своему, и запах - это ее история. А о детях и говорить нечего - только книги! Настоящие, волшебные, сказочные, яркие, старые, новые, твердые, мягкие, — такие разные, и такие любимые. Конечно, все мы читаем детям и пытаемся привить любовь к чтению. Интересно, пока мы читаем дома, что творится в это время в библиотеках нашего города? Может быть, они давно уже стали призраками прошлого? Неким помещением для охраны тишины, или собственно местом для хранения книг? Ведь «библиотека» буквально это и означает. Слава Богу, что это предположение далеко от истины!

    Я записала ребенка в одну районную библиотеку и узнала много нового. Оказывается, библиотека 21 века - это некое творческое познавательное пространство, кластер для любознательных детей и активных родителей, не отстающее, а идущее в ногу со временем место для чтения, встреч, интерактивных занятий. Во многих библиотеках проводятся различные мероприятия для детей, уроки чтения, фестивали, мастер-классы, встречи с писателями и много разнообразных событий. И все это совершенно бесплатно. Конечно, чтобы поддерживать интерес детей к чтению, библиотекам пришлось заново родиться. Многие даже переоборудовали свои помещения, сделав стильный дизайн читальных залов для детей, а для маленьких - комфортную игровую зону, где не обязательно сидеть за партой ровно, а можно полежать на зеленом ковролине, как на траве, и чувствовать себя, как дома в атмосфере уюта и дружелюбия.

    В каждом районе есть центральная детская библиотека и филиалы. Практически во всех ведется познавательная просветительская деятельность наряду с творческими занятиями. Мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные детские библиотеки.

    Эта библиотека по итогам работы в 2015 году признана лучшей библиотекой Централизованной библиотечной системы Петроградского района. И неспроста. Здесь Вы можете посетить:

    • детскую изостудию для детей 3-12 лет;
    • клуб чтения, общения и творчества «Маленький принц» (3+);
    • игровой развивающий клуб «Чердачок настольных игр» (7+);
    • клуб любителей сказок «Час сказки» (0+).

    Занятия в клубах и изостудии бесплатные.

    Также по средам проходит Час сказки. Час сказки — это прекрасная возможность вместе с библиотекарем и другими ребятами познакомиться с новой сказкой или другой книжной историей. После прочтения - время общения, чтобы попытаться понять прочитанное, обсудить, поговорить об иллюстрациях.

    Сотрудники библиотеки стараются выбирать для часа сказки и старую, добрую, проверенную временем детскую классику, и малоизвестные, но от этого не менее хорошие книги, а также новинки современной детской литературы, которые также пользуются большой популярностью и любовью у детей и их родителей.

    По средам час сказки проводит библиотечный художник и руководитель изостудии, а, поэтому, для чтения в этот день стараются выбрать поистине книжные шедевры не только с точки зрения текста, но и с точки зрения иллюстраций.

    По пятницам проходят занятия для самых маленьких читателей от 1,5-2 лет.

    Библиотека реализует социокультурный проект, целями которого являются:

    • создание в Центральной районной детской библиотеке СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» пространства, предоставляющего детям и подросткам возможности для образования и самообразования, самопознания, «умного досуга», творческой реализации, развития коммуникационных навыков и т.п.;
    • возрождение библиотеки как социальный институт, оказывающий информационную и методическую помощь родителям, опекунам, воспитателям и преподавателям в многочисленных вопросах, связанных с воспитанием детей и подростков: психологии и педагогики, защиты прав ребенка, здоровья, физического, духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания и т.д.
    • привлечение детей и подростков к книге и чтению, воспитание культуры чтения;

    Если Вы ищите умный и занимательный досуг для своего ребенка, то Вам сюда.

    Данная библиотека - это больше, чем книги. Открылась она для читателей в мае 2013 года. На двух этажах библиотеки - десятки тысяч книг для детей, подростков и для взрослых, а также интересные занятия, настольные игры, выставки, спектакли.

    В библиотеку может записаться не только ребенок — читателем можем стать человек любого возраста, из любого района Санкт-Петербурга. Здесь представлен большой фонд взрослой литературы, значительное собрание литературы по психологии и педагогике. Детская выписывает около 100 журналов для детей, подростков и взрослых.

    Здесь реализован проект «Визуальная библиотека», который рассчитан на маленьких читателей.

    «В изданиях для этого возраста (ориентировочно — до 10 лет) ярких иллюстраций значительно больше, чем текста, и таким образом происходит естественная визуализация книги, ненавязчивое приучение к чтению и книге. Кроме того, некоторые издания имеют аудио-фунцкию: книги сами читают книги»,- говорится на сайте библиотеки. Фонд пополняется каждые 2 недели.

    В библиотеке раз в месяц проходит бесплатная консультация психолога, а также регулярно проходят мастер-классы. В процессе освоения нового навыка на мастер-классах участники узнают не только о том, как изготовить ту или иную вещь, но и историю ее возникновения, ее особенности и, конечно же, знакомятся с коллекциями книг, посвященных этой вещи.

    Еще одна современная библиотека в Невском районе предлагает юным читателям вступить в клуб маленьких принцесс, где проходит обучение творчеству, этикету, хореографии и пластики. Также можно посетить театральный кружок и курсы шитья кукол Тильд.

    Одним из ведущих направлений деятельности библиотек Невского района является краеведческое, поэтому периодически проходят тематические лекции, конференции, экскурсии.

    Библиотека Лисьего Носа

    В 1930-х годах здесь находилась школа, которую в народе называли «Кругловской»- по фамилии прежних владельцев дома. Сегодня в этом старинном здании с центральной винтовой лестницей после капитального ремонта находится библиотека.

    Здесь работает клуб для детей «Лисий носик», в рамках которого дети могут бесплатно посещать развивающие занятия по обучению чтению, а также в любое время пользоваться игротекой.

    В детских библиотеках есть и раздел религиозного чтения, где представлены жития святых, Евангелие, Библия и другая литература. Поэтому с уверенностью можно сказать, что современные библиотеки для детей - это не только социокультурный комплекс для детей и родителей, активно занимающийся приобщением к чтению, но и в полном смысле этого слова духовно-просветительское культурное пространство.

    И, напоследок, 10 правил детского чтения , которые помогут поддержать интерес у ребенка к книгам от французского писателя Даниэля Пеннака:
    1. Право не читать. Никто не любит делать то, что заставляют. Хотите, чтобы ваш ребенок на всю жизнь возненавидел чтение — заставляйте его читать, угрожайте, применяйте наказания.

    2. Право перескакивать. Вы никогда не пропускаете описаний природы в длинных романах? Никогда не хотели узнать, чем закончится книга о приключениях? Не заглядывали на сто страниц вперед, чтобы узнать, выживет ли любимый герой? Позвольте все это и своему ребенку.

    3. Право не дочитывать. То же самое. Не все книги и фильмы стоит смотреть и читать до конца, некоторые оказываются откровенно плохими. Оставьте ему право бросить не понравившуюся книгу.

    4. Право перечитывать. Не нужно говорить ему: «Зачем ты пятый раз читаешь одно и то же, лучше бы узнал что-то новое». Лучше порадуйтесь, что ребенку полюбились герои и сюжет книги. Можно посоветовать ему книгу того же жанра, или другую книгу этого автора. Но не запрещайте ему перечитывать любимые истории.

    5. Право читать что попало. В жизни школьника много правил и запретов. Если вы хотите, чтобы книга была для ребенка удовольствием и развлечением (а это единственный способ полюбить читать в детстве), позвольте ему читать без всякой системы.

    6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью). Подростки часто делят мир на черное и белое, любят пафос, склонные к максимализму — это необходимый этап развития. Не высмеивайте его за это.

    7. Право читать где попало. Если ребенок хватается за книгу в транспорте, за едой или в туалете — значит, он по-настоящему полюбил читать. Конечно, это не всегда полезно для пищеварения и глаз, зато выдает настоящего страстного читателя.

    9. Право «втыкаться». Выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку. Может быть, увиденный отрывок так заинтересует ваше чадо, что позже книга будет прочитана от корки до корки.

    10. Право молчать о прочитанном. Возможно, ребенок не захочет обсуждать с вами прочитанную книгу, и это нормально. Не нужно вытягивать из него то, что он считает сокровенным или не готов обсуждать. Это вовсе не значит, что книга не вызвала у него никаких мыслей.

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

    Дворецкая Татьяна Николаевна
    ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
    Воспитатель
    Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

    Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
    Задачи:
    1. Развивать познавательный интерес к книге
    2. Воспитать потребность общения с книгой
    3. Сформировать бережное отношение к книге
    4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

    Ход беседы:

    Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
    Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
    Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).


    Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
    Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
    Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
    Загадка:

    Не куст, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита,
    Не человек, а рассказывает.


    Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

    С книгой поведешься – ума наберешься.

    Книга твой друг – без неё как без рук.
    Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

    Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
    Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
    Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
    Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.


    Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
    Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.
    Стихотворение про библиотеку:

    Сто чудес для человека
    Сохранит библиотека!
    Стеллажи стоят у стен
    Ожидая перемен.
    Книги интересные,
    Писатели известные,
    Выставки, музеи,
    Чудеса, затеи.
    Коллектив добросердечный
    Ждут читателей, конечно.
    Маленьких детишек –
    Тех, кто любит книжки!

    Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.


    В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.


    Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
    Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.


    В библиотеке есть два больших зала:
    Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
    Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
    Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
    Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)


    Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
    НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
    НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
    НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
    НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
    НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
    Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
    Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

    Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

    Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)


    Воспитатель:

    Унывать друзья, не станем,
    Клей прозрачный мы достанем.
    Поработаем руками
    И починим книгу сами!

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!