Войти
Логопедический портал
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Многозначное слово «mean Как переводится слово mean
  • Лётчик-ас кожедуб иван никитович — трижды герой ссср
  • Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте

     Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте

    Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контин-гентами населения по разным программам, рассчитанным на разные направления и задачи работы. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уров­не подготовленности и состоянии занимающихся, с неоднородностью их интере­сов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержа­нию, структуре и типичным методическим особенностям виды, разновидности и более частные построения урочных занятий.

    Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания (рис. 15.1.) В основе дан­ной классификации закон восхождения от общего к частному, которому подчинен порядок признаков и многообразия уроков.

    1.По целевой направленности физического воспитания:

    1. Уроки общего Физического воспитания {обшей Физической полготовки) слу- жат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни. Они подразделяются на два вида:

    Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлены на все­стороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и, поэтому, от­личаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью мето­дической разработки. Они характерны для физического воспитания детей.

    Уроки относительно ограниченной общей физической подготовки применяются в специализированном физическом воспитании в целях более узкой общей физи­ческой подготовки к ограниченной деятельности. Их содержание тесно связывает­ся со специфическим содержанием отдельного вида специализации (спортивной, профессиональной и др.).

    2.Уроки специализированного физического воспитания служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида:

    Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий со спортсме­нами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Предметное содер­жание, а отчасти и построение спортивно-тренировочных уроков, в различных об­ластях и видах спортивной специализации характеризуется специфическими осо­бенностями.

    Уроки прикладной физической подготовки расчленяются на уроки профессио­нально-прикладной и уроки военно-прикладной физической подготовки. Их содер­жанием являются специфические виды двигательной деятельности в зависимости

    от особенностей профессии.

    Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые в целях со­действия восстановлению здоровья. Их содержание, особенности структуры и ме­тодика обусловлены характером заболевания и особенностями применения других лечебных процедур.



    //. По основному предмету и программному содержанию занятий:

    1. Узкопредметные (видовые) характеризуются однородностью учебного мате­риала. На этом уровне обобщенно различаются уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания, фехтования, игр и т.п. - виды. В пределах каждого предмета выделяются уроки спортивной (или иной) гимнастики, баскетбола, фехтования на рапирах, прыж­ков на лыжах, беговой подготовки в легкой атлетике и т.п. - разновидности.

    2.Комплексные уроки отличаются разнообразием учебного материала, напри­мер, гимнастического, легкоатлетического и игрового. Такие занятия встречаются чаще в общей физической подготовке. Уроки этого классификационного уровня от­личаются также структурой и методикой проведения.

    III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физическо­го воспитания акцентируется или полностью составляет содержание заня­тия:

    1.Уроки образовательной направленности. Их основным содержанием являет­ся формирование и совершенствование специфических знаний, двигательных и ин­теллектуальных умений и навыков, а так же обучение применению их в изменяю­щихся условиях. При этом воспитательные и гигиенические задачи решаются лишь попутно (сопряженно) и только в той мере, которая допускается основным содер­жанием и обстоятельствами учебной работы.

    2.Уроки со специальной воспитательной направленностью служат преимуще­ственно целевому совершенствованию-интеллектуальных, волевых и эмоциональ­ных качеств, интересов и потребностей. Задачам обучения и физического развития в них отводится ограниченное, подчиненное место.

    3.Уроки с гигиенической по преимуществу направленностью предназначены для решения задач физического развития и укрепления здоровья. Они частично связа­ны с попутным решением некоторых воспитательных и образовательных задач. Уро­ки с гигиенической направленностью характерны для общего физического воспи­тания. Они применяются в работе с детьми, с людьми зрелого и пожилого возраста, играют вспомогательную роль в спортивной тренировке.

    4.Комбинированные уроки, содержание которых направлено на решение задач двух и более перечисленных сторон физического воспитания.

    В пределах каждого типа предыдущего классификационного ряда имеется де­тальное их подразделение. В зависимости от акцентируемых на различных этапах обучения дидактических (учебных) задач, уроки с образовательной направленнос­тью, делятся на:

    Вводные;

    Уроки изучения нового материала;

    Уроки совершенствования изученного и применения в новых условиях двига­тельной деятельности;

    Уроки контрольные (учетные, зачетные);

    Смешанные, в которых характерные для перечисленных разновидностей (ти­пов) уроков учебные задачи сочетаются в различных пропорциях.

    Каждая из перечисленных разновидностей уроков образовательного характера имеет свои особенности не только в расположении учебного материала, но и в по­строении учебных ситуаций. При этом возникает проблема выбора применения наи-

    189

    более эффективных методов обучения. В зависимости от выбора сложившихся в практике методических направлений, акцентирующих передачу педагогом знаний, умений, навыков в готовой виде, или самостоятельный, творческий поиск решений каждым занимающимся, или же сочетание этих подходов - возникает необходимость дальнейшей классификационной дифференциации уроков по методическим осо­бенностям.

    Рис. 15.1. Классификация уроков физического воспитания 190

    Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

    Уроки со специально-воспитательной направленностью имеют три основных вида:

    С избирательными воспитательными воздействиями;

    С многосторонними (несколькими самостоятельными) воздействиями;

    Контрольные.

    Первые имеют наибольшее распространение в спортивной тренировке, вторые - больше в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке. В многоборной спортивной подготовке необходимы многосторонние уроки со спе­циальной воспитательной направленностью, а в общем физическом воспитании и прикладной физической подготовке как с многосторонним, так и с избирательным воспитательным воздействием.

    Контрольные уроки имеют место во всех направлениях физического воспитания, поскольку они связаны с проверкой подготовленности занимающихся.

    Уроки по преимуществу с гигиенической направленностью имеют два основных вида. К первому относятся общеразвивающие уроки, направленные на гармони­ческое общее морфофункциональное развитие организма, улучшение телосложе­ния, формирование и поддержание хорошей осанки. Второй вид - уроки компенса­торные и восстановительные. Они носят рекреационный характер и служат воспол­нению недостатка двигательной активности в повседневной деятельности и быту, или же целям активного отдыха и восстановления работоспособности.

    В практике физкультурных учебных заведений, на факультетах повышения ква­лификации, курсах и сборах преподавателей физического воспитания, тренеров и инструкторов по спорту проводятся так называемые, методические уроки. Они слу­жат целям формирования методических умений и навыков будущих педагов, а так­же повышению квалификации уже работающих.

    Отличительной особенностью методических уроков является направленность на профессионально-педагогическую подготовку. Они проводятся как с группой обу­чаемых методике, так и в порядке демонстрации занятий с группами учащихся школ, вузов, секций коллективов физической культуры и т.п. В первом случае занятия но­сят модельный характер, т.к. обучаемые фактически не могут и не должны перевоп­лощаться в какой-либо реальный коллектив занимающихся. Во втором случае, ког­да занятия проводятся с реальным коллективом с присущими ему конкретными при­знаками, методические уроки являются наиболее эффективными.

    Модельные методические уроки, как правило, сопровождаются вводными, по­путными и завершающими пояснениями и указаниями. Уроки на конкретном кол­лективе занимающихся завершаются подробным методическим разбором, причем в нем участвуют и наблюдавшие демонстрацию. В последнем случае особенно важ­но мотивированное обобщающее заключение проводившего урок педагога или же методиста.

    Каждый урок является одним из элементов учебно-воспитательного процесса и обладает всеми, свойственными этому сложному явлению, признаками. В связи с этим, сложным и многозначным является содержание урока физического воспита­ния. Оно представлено следующими характерными сторонами.

    1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержа­ние определяется задачами, которые отражают предмет и направленность заня­тий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируе­мые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, в знаниях, умениях и навыках, ка-

    Теория и методика физической культуры

    осанку; закаливать организм.

    Воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые и эстетические каче­ства.

    Продолжительность основной части составляет 80-85 % времени, отводимого на урок.

    Для решения поставленных задач могут применяться любые физические упраж­нения, прежде всего предусмотренные соответствующими программами.

    Заключительная часть урока имеет следующие функции:

    Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведе­ния организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

    Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориентация их в даль­нейшей работе.

    Типичными задачами третьей части урока являются:

    Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку.

    Подвести итоги учебной деятельности.

    Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для са­мостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

    Ее продолжительность 3-5 % времени, отведенного на урок.

    В заключительной части целесообразно применять различные варианты "успо­каивающей" ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Желатель­но после заключительной части урока проводить гигиенические процедуры: умыва­ние, душ, массаж и др.

    Содержание и продолжительность каждой части урока весьма изменчивы, так как зависят от типа и продолжительности урока, от особенностей и состояния зани­мающихся, от условий работы и других факторов. Важно избегать в этом следова­ния каким-либо шаблонам. Так, совсем необязательно, и даже вредно, планиро­вать решение всех, типичных для каждой части урока, задач. Например, может ока­заться, что к началу урока занимающиеся уже внимательны и находятся в состоя­нии полной готовности к предстоящей работе. В этом случае отпадает необходимость в реализации соответствующих задач и применения специальных средств для их решения. Если на протяжении основной части состояние внимания и физической готовности снизится, необходимо срочно применить средства, ти­пичные для вводной части.

    Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение не­скольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбинация, могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.

    Трехчастным делением урока не исчерпывается его построение, а определяют­ся лишь наиболее крупные и своеобразные этапы - его общая структура (макро­структура).

    Для того, чтобы обеспечивался правильный подход к построению урока, педагог должен хорошо разбираться не только в основных сторонах и компонентах его со­держания, но и в механизмах их взаимосвязи. При этим важно четко выделить ос­новную структурную единицу, первичную "клеточку" урока физического воспитания. Это облегчит понимание следующих уровней его построения.

    Элементарной структурной единицей урока надо считать физическое упражне-

    Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями

    ние. При выполнении каждого физического упражнения возникает определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элементами которой являются:

    Частная задача, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;

    Совокупность последовательных действий педагога и занимающихся, обеспе­чивающих достижение предусмотренного результата.

    По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть:

    Относительно простыми (при которых действия направлены на решение одной частной задачи).

    Относительно сложными (в них выполнение одного физического упражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач).

    В зависимости от условий, в уроках физического воспитания представлены раз­личные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных ситуаций. Правильно построенный урок характеризуется тем, что эти сочетания представлены в строй­ной системе, обеспечивающей целостность занятия.

    Второй уровень построения урока (его мезоструктура - типовая) требует оп­ределения последовательности физических упражнений, как конкретных учебно-воспитательных ситуаций, в каждой части урока. При этом необходимо иметь в виду неизбежное взаимодействие физических упражнений, поскольку эффект каждого из них в какой-то мере предопределяется функциональными следами от предыду­щих (их "последействием"). Такое структурное упорядочение каждой части урока приобретает весьма существенное значение, так как взаимодействие упражнений может быть и положительным, способствующим повышению эффективности оче­редного упражнения, и отрицательным - снижающим, даже нейтрализующим его эффективность.

    Определение последовательности физических упражнений требует творчества, так как содержание конкретных уроков весьма многообразно и обусловлено раз­личными факторами: программными требованиями, особенностями занимающих­ся, этапам процесса обучения, материально-техническими и климатическими ус­ловиями. Например, сложные по координации упражнения рекомендуется разучи­вать в начале основной части урока - "на свежую голову". На этапе же совершен­ствования, в целях развития способности управлять своими движениями в условиях повышенных психофизических нагрузок и накапливающегося утомления, их целе­сообразно применять в конце основной части урока.

    Третий уровень построения урока (его микроструктура - конкретная) сводит­ся к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оптимального со­четания ее элементов. Основным является такое упорядочение и согласование дей­ствий педагога и занимающихся, которое обеспечивает наиболее эффективное ре­шение частных задач каждого упражнения.

    Для этого важно хорошо продумать методические измерения, методы и приемы педагога и занимающихся. Даже при весьма удачном и правильном определении последовательности физических упражнений, а значит и учебных ситуаций, можно не достичь желаемых результатов, если неправильно построена сама ситуация. Так, совсем небезразлично, покажет ли сначала педагог изучаемое движение, затем предложит выполнить, и после этого объяснит его занимающимся. Или же начнет с описания физического упражнения, выяснения его назначения и формулировки задания, после чего, дав выполнить его и, опираясь уже на результат самостоятель­ных действий занимающихся, прибегнет к неко-торым словесным уточнениям, а в конце образцово покажет, как следует выполнять в совершенстве.

    В первом случае педагог обеспечит запечатление занимающимися готового об-

    195 Теория и методика физической культуры

    разца изучаемого двигательного действия, притом, как правило, лишь с внешней его стороны. Выполнение будет носить подражательный характер и мало коснется существа техники. В случае удачного, по мнению занимающихся, воспроизведения показанного, последующее объяснение педагога будет выслушано поверхностно, а главное - перекроется уже запечатлевшимся, подкрепленным личным опытом пре­дыдущих попыток, поверхностным представлением.

    Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а её результаты значительней, поскольку с самого начала были исключены недостаточ­но осмысленные, узкоподражательные действия. Для того, чтобы представить себе задаваемое движение по слову, занимающиеся должны будут специально концент­рировать на этом внимание, охватить мысленно различные стороны и элементы его техники, самостоятельно создать целостный образ движения силою воображения. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая своё выполнение с показанным, они извлекут больше нужной информации, а осмыслив её, лучше используют для со­вершенствования изучаемого. Особенно же ценным в этом случае будет воспита­тельный эффект: сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоя­тельности.

    Это не значит, что целесообразен лишь второй подход к построению учебно-вос­питательной ситуации. В ряде случаев может оказаться целесообразным и первый. Педагог, как создатель учебно-воспитательных ситуаций, всегда должен быть в твор­ческих поисках и обоснованно создавать их варианты. Так, используя хорошо изу­ченные гимнастические упражнения о целью физического развития, можно лишь называть их, подсчетом регулировать темп движений и частично выполнять вместе с занимающимися.

    Качественным критерием подхода педагога к построению ситуации является це­лесообразность, исходя из этого, нередко в процессе проведения урока заплани­рованные ситуации должны перестраиваться с учетом непредвиденных ранее фак­торов.

    Построение занятий физическими упражнениями находится в определенной за­висимости от внешних факторов. По-разному оно складывается при занятиях в гим­настическом зале, на спортивной площадке, стадионе, в плавательном бассейне, накатке, на местности, в зависимости от температуры окружающей среды, состоя­ния оборудования, количества инвентаря т.п. Каждое из этих условий по-особому влияет на психику и физическое состояние занимающихся, на их работоспособность и поведение. Не одинаково приходится организовывать занимающихся, варьиро­вать расстановку фронтальной, групповой и индивидуальной работы, дозировать и уплотнять нагрузки, вводить вспомогательные упражнения.

    Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы орга-низации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, су-дьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. По осо-бенностям организации занимающихся и способами руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы - урочные и неурочные.

    Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с по-стоянным составом занимающихся.

    К ним относятся:

    1. Уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государ-ственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессио-нального образования, вуз и т.п.).

    2. Спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами с направлен-ностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

    Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организо-ванно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отды-ха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения рабо-тоспособности, развития и совершенствования физических качеств, совершен-ствования двигательных навыков.

    К ним относятся:

    1. Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативно-го (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратков-ременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера.

    2. Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно и многопредметные (занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атле-тической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.

    3. Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п.

    Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени, в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания в относительно постоянной по составу учебной группе занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педаго-гических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдают-ся частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учеб-ных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготови-тельную, основную и заключительную.


    Подготовительная часть необходима для начальной организации занимаю-щихся, психической и функциональной подготовки организма, а также опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

    Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигатель-ных действий, воспитание физических и личностных качеств.

    Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного конца занятия.

    По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки, уроки профессионально-прикладной физической подготовки, спортив-но-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

    Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их ос-новная направленность - всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

    Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность - формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и на-выков, а также развитие физических качеств.

    Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

    Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность - операци-онное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности Для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

    По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

    1. Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использо-вание словесных методов, невысокая "моторная" плотность.

    2. Уроки закрепления и совершенствования учебного материала..

    3. Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовлен-ности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков.

    4. Смешанные (комплексные) уроки направлены на совместное решение за-дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контро-ля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плава-ния и т.д. Они имеют свое специфическое содержание, структурное построение и т.д.

    1. Типичные признаки урока по физической культуре:

    Урок – основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяется программой, планом и расписанием.

    Деятельностью занимающихся управляет педагог по физическому воспитанию, который организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность.

    Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.

    Поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, инвентарь и оборудование) регламентируются так, как это необходимо для решения его главных задач.

    Контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден.

    Занятия, характеризуемые такими признаками можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в программах образовательных учреждений, особенно в школьных.

    Аналогичные признаки имеют спортивно-тренировочные занятия, организуемые тренерами в ДЮСШ, спортклубах, командах и т. п. Однако они характеризуются следующими особенностями: 1)направленностью на совершенствование в избранном виде спорта; 2)широкой вариативностью занятий в спорте.

    Эффективность любого урока связана, прежде всего с четкой, правильной постановкой задач, решаемых в его основной части.

    По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

    Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность. В школьном физическом воспитании, в четвертном плане они обозначаются буквой «Р» - разучивание.

    Уроки закрепления и совершенствования учебного материала. В четвертном плане обозначаются буквами «З» и «С».

    Контрольные уроки, предназначенные для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков (обозначаются буквой «У» - учёт).

    Для урочных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, которая состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

    2. Подготовительная часть урока

    Основные компоненты подготовительной части: водно-организующая часть, общая и специальная разминка.

    Водно-организующая часть (3 – 5 минут), начинается с построения класса (группы), отметки посещаемости, краткой и чёткой постановки задач на урок. Затем начинается разминка, которая подразделяется на общую и специальную.

    Общая разминка – представляет собой относительно неспецифичный по отношению к основной части урока раздел разминки. Общая разминка способствует активизации деятельности различных функциональных систем, опорно-двигательного аппарата и для повышения общей работоспособности организма занимающихся. В качестве общей разминки наиболее пригодны хорошо разученные ранее, сравнительно просто дозируемые упражнения локального и общего воздействия. Чаще всего это ходьба, бег, комбинированные с маховыми, вращательными, прыжковыми и другими движениями, а также гимнастические упражнения без предметов и с предметами, позволяющие избирательно воздействовать на различные мышечные группы. В общую разминку могут быть включены разнообразные виды упражнений и способы их выполнения (включая игровые, танцевальные, упражнения с партнёром и др.), если они соответствуют назначению данной разминки.

    Специальная разминка – необходима для обеспечения специфического оптимального врабатывания систем организма в направлении, адекватном особенностям следующей за ней деятельности в основной части занятия. Поэтому выбор средств специальной разминки более ограничен, чем для общей разминки: в каждом случае он прямо зависит от особенностей основной части урока.

    Наиболее распространёнными формами общей организации поведения занимающихся в подготовительной части являются фронтальная и дифференцировочно-групповая формы (как и в других частях урока).

    При использовании фронтальной формы проведения разминки, преподаватель показывает и объясняет каждое упражнение и затем занимающиеся синхронно (чаще всего под счёт) выполняют данное упражнение. Фронтальная форма организации занимающихся позволяет преподавателю управлять поведением занимающихся, исключить неоправданные паузы, способствует выработке навыков коллективного поведения. Однако эта форма организации занимающихся затрудняет индивидуальный подход.

    При диффереренцировочно-групповой форме организации – занимающихся подразделяют на отделения по уровню подготовленности или полу. Каждое отделение получает и выполняет свои задания. Руководство работой в отделениях преподаватель осуществляет совместно с помощниками.

    Продолжительность подготовительной части величина не стандартная, её надо изменять в зависимости от особенностей состояния занимающихся и характера деятельности, предстоящей в основной части урока. Практически, например, в часовом урочном занятии подготовительной части уделяют от 7 – 10 до 15 минут (10 – 15 % от общего времени урока).

    3. Основная часть урока

    В основной части решаются основные задачи урока. Основная часть урока, направленного на решение одной главной задачи, строится в порядке последовательного выполнения действий, вносящих свой парциальный вклад в реализацию данной задачи. Такой урок в физическом воспитании называется однаправленным или уроком избирательной направленности. Он строится чаще всего по закономерностям углублённого разучивания сложных двигательных действий, либо по закономерностям обеспечения достаточно значительного тренировочного эффекта, необходимого для избирательного воздействия на те или иные физические способности.

    В комплексном уроке в его основной части выделяются две или три части, в которых решаются неоднородные задачи. Для рационального построения комплексного урока, необходимо предвидеть характер взаимодействия между различными сторонами его содержания с тем, чтобы обеспечить положительные взаимодействия и минимизировать отрицательные.

    Продолжительность основной части урока в различных ситуациях не остаётся постоянной, хотя при стандартном времени уроков по физической культуре в общеобразовательных школах она менее вариативна. Основная часть составляет в среднем 2/3 времени от всего урока (~ 70 – 75 %).

    4. Заключительная часть урока

    Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Адекватным фактором восстановления здесь служит активный отдых в форме упражнений, отличающихся от упражнений, вызвавших утомление в основной части (так называемые «контрастные упражнения»).

    Для снижения физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп применяются: медленный бег, спокойная ходьба, упражнения на дыхание, растягивание и расслабление мышц. Для регулирования функционального состояния - успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание.

    Подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся, сообщаются домашние задания для самостоятельного выполнения физических упражнений, для подтягивания слабых мест.

    Продолжительность заключительной части урока 8 – 10 минут (~ 10 – 15 % от общего времени урока).