Войти
Логопедический портал
  • Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка Актуальные вопросы естественных наук и пути решения: сборник материалов V научно-практической конфе
  • Деятельность школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования Система дополнительного образования в школе презентация
  • Современные образовательные технологии
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Конспект занятия постановка звука ш у дошкольников. Конспект индивидуального занятия на тему: «Звук. Упражнения постановки от звука Т

    Конспект занятия постановка звука ш у дошкольников. Конспект индивидуального занятия на тему: «Звук. Упражнения постановки от звука Т

    Конспект

    индивидуального

    логопедического занятия

    по постановке звука [ Ш ]

    Тема:

    Постановка звука [ Ш ] .

    Цель:

    Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

    Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

    Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

    Коррекционно-развивающие :

    Развитие артикуляционного аппарата;

    Развитие фонематического слуха;

    Устранение дефектного произношения звука Ш;

    Развитие грамматического строя речи.

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к занятиям;

    Воспитание самостоятельности.

    Оборудование:

    предметные картинки.

    Этапы

    Ход занятия:

    1. Орг. момент

    К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

    2. Артикуляционная гимнастика

    Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

    Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

    Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).


    А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

    Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

    А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

    3. Объявление темы занятия

    Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

    4. Постановка звука

    Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию
    Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т]
    Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р]
    Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с]
    Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
    Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

    5. Анализ артикуляции

      В каком положении находятся губы?

      В каком положении находятся зубы?

      Где находится кончик языка?

      Где находятся края языка?

      Какая струя воздуха выходит изо рта?

    (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

    Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

    6. Закрепление изолированного звука

    По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

    Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

    По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

    7. Развитие фонематического слуха

    Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

    А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

    М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

    8. Закрепление звука в слогах

    Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

    Давай, споём вместе с ними.

    9. Закрепление звука в словах

    Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

    Давай назовём их….

    10. Закрепление звука в предложении

    Давай назовём их….

    У Миши новая .

    Папа едет на
    .

    Даша нашла .

    Маша помогает
    .

    11.Домашнее задание

    Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

    В начале слова;

    В середине слова;

    В конце слова.

    12. Итог занятия

    Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

    С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

    А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

    13. Оценка занятия

    Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    Тема: Постановка звука [ш]

    Программное содержание:

    1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].

    2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.

    3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.

    Организация: индивидуальное занятие.

    Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.

    Ход занятия:

    I. Психологический настрой на правильную речь:

    Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.

    Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.

    II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

    («сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.

    III.Объявление темы занятия:

    Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].

    Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.

    IV. Постановка звука [ш].

    а) По подражанию.

    б) От артикуляционного уклада.

    в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.

    г) От слога са.

    д) От звука р.

    V. Анализ артикуляции: положение язык

    Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.

    VI. Закрепление изолированного звука [ш].

    Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».

    Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).

    VII. Развитие фонематического слуха.

    а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).

    б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)

    в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
    (хлопки в ладоши).

    г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).

    д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).

    Мышонку шепчет мышь:
    «Ты все шуршишь, шуршишь».
    Мышонок шепчет мыши:
    «Шуршать я буду тише»

    VIII.Закрепление [ш] в слоге.

    Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)

    IX.Закрепление [ш] в слове.

    Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

    X. Закрепление [ш] в предложении.

    Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

    XI. Домашнее задание:

    нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].

    XII. Итог:

    какой звук отрабатывался, его анализ.

    Напомним Тигренку, чтобы не забывал.

    XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:

    выбор настроения на экране.

    Занятие окончено!

    Приложение

    Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес

    Движения или статическая поза рук

    Движения или статическая поза языка

    Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз
    Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны Язык ровный, свободно лежит на нижней губе
    На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой»
    Крона состоит из веток

    листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают

    Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища Язык в той же позе

    Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу

    На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны

    Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

    Движения или статическая

    поза рук

    Движения или статическая

    поза языка

    Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт»)
    Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину Руки вверх (к солнцу)

    см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху

    Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу
    Идём по лесу дальше. . . Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Имитация ходьбы»
    Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык
    Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку Поднять большой палец вверх.

    Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны

    Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой»
    Через лес («топ-топ») вышли к реке Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Плавное движение широким языком вперёд — назад
    Тяжело нести корзины, увидали лодку Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд
    Приплыли домой Соединить пальцы «домиком» Присос — крыша домика ровная

    Докшина А.А.,
    учитель-логопед

    Конспект индивидуального логопедического занятия.

    (с использованием изотехники)

    Подготовила

    учитель – логопед Шлянина О. П.

    г. Курганинска Краснодарского края

    Тема: Постановка звука [Ш]

    Цель : уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука, уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисть руки.

    Оборудование: зеркало, предметные картинки, краски, кисть, баночка с водой, бумага, лягушонок, уж, Доктор Айболит.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика – Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо)

    Прыг, скок, прыг, скок,

    Я с листочка на листок,

    Я – веселая лягушка,

    Ваша милая подружка.

    2. Артикуляционная гимнастика. (выполняя , красками прорисовывают символы)

    Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик» Конечно Квак пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.

    «Улыбка» (полоска)

    «Рупор» (волна)

    «Блинчик» (круг)

    «Вкусное варенье» (вертикальные полоски)

    «Чашечка» (полукруг)

    «Маляр» (зигзаги)

    «Лошадка» (тычки)

    «Фокус» (спираль)

    3. Постановка звука механическим способом.

    Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [Ш ].

    Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш – Ш –Ш – Ш – Ш – Ш.

    (ребенок схематически изображает, как ползет уж)

    4. Уточнение артикуляции.

    В каком положении находятся губы?

    В каком положении находятся зубы?

    Где находится кончик языка?

    Где находятся края языка?

    Какая струя воздуха выходит изо рта?

    5. Упр. «Чудесная поляна» На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш].

    Шар, зонт, мышка, жук, кошка, сумка, машина.

    6. Итог занятия .

    Положительная оценка деятельность ребенка.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
    Нравится

    Звук [ш]

    Подготовительный этап

    Занятие 1

    Пространственная ориентировка

    Перекрестная ориентировка.

    — Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.

    «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

    «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.

    Упражнение для губ

    «Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].

    Упражнения для языка

    «Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.

    «Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.

    Координация дыхания, артикуляции и фонации

    Игровые задания

    «Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

    Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

    Занятие 2

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».

    «Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.

    Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.

    Упражнения для губ

    «Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.

    Упражнения для языка

    «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5—6 раз.

    «Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6.

    «Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

    «Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.

    Развитие фонематического восприятия

    Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

    Занятие 3

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).

    «Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.

    Упражнение для губ

    Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

    Упражнения для языка

    «Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.

    «Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние.

    «Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.

    Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

    «Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.

    Развитие фонематического восприятия

    Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик. )

    шарик, мишка, малыш.

    Занятие 4

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

    Упражнение для губ

    «Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.

    Упражнения для языка

    «Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем — нижней.

    Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем оторвать его.

    «Чашечка».

    — Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?

    — Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.

    «Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).

    Развитие фонематического восприятия

    Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.

    Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в конце.

    Занятие 5

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».

    Упражнение для губ

    «Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

    Упражнения для языка

    «Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.

    «Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Следить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.

    Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

    «Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.

    Развитие фонематического восприятия

    Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.

    Занятие 6

    Упражнение для выработки продолжительного выдоха

    «Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.

    «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

    Упражнения для губ

    Повторение упражнений предыдущих занятий.

    Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).

    Упражнения для языка

    Повторение упражнений предыдущих занятий.

    «Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.

    Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка

    Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.

    Развитие фонематического восприятия

    Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].

    Постановка звука [ш]

    Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]

    Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1—2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.

    Приемы работы по постановке звука [ш]

    Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания

    Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.

    Формирование зрительного образа звука [ш]

    Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

    Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.

    ёёё129 Рисунки к заданиям, используемым на этапе автоматизации звука [с]

    Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.

    Пластическое изображение формы языка кистями рук

    Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.

    Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)

    Постановка звука [ш] по подражанию

    Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

    Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

    Постановка звука [ш] на базе звука [т]

    Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

    Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

    Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие проводится в итересной игровой форме

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

    Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

    Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

    Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

    Коррекционно-развивающие :

    Развитие артикуляционного аппарата;

    Развитие фонематического слуха;

    Устранение дефектного произношения звука Ш;

    Развитие грамматического строя речи;

    улучшение мелкой моторики.

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к занятиям;

    Воспитание самостоятельности.

    Оборудование: предметные картинки.

    Ход занятия

    1.Организационный момент

    2. Артикуляционная гимнастика

    Статические подготовительные упражнения для языка

    «Ковшик»

    Широко рот открываем,

    Краешки приподнимаем,

    Язычок - баловничок,

    Спинку низко опускает.

    Очень он на ковш похож,

    В него воду вылить можно,

    Держи воду, не спеши,

    Ковшик всем свой покажи.

    Динамические упражнения для языка

    «Часики»

    Отдохнул и потянулся,

    Влево, вправо повернулся,

    Вот так: тик-так, тик-так.

    «Почистим зубы»

    Рот откройте, улыбнитесь,

    Свои зубки покажите,

    Чистим верхние и нижние,

    Ведь они у нас не лишние.

    «Гармошка»

    На гармошке чтоб сыграть,

    Нужно челюсть опускать,

    Язычок не отрываем,

    Очень здорово играем.

    Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

    3. Постановка звука .

    1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

    Нам пригодится деревянный шпатель.

    Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

    2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

    Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

    4. Анализ артикуляции

    В каком положении находятся губы?

    В каком положении находятся зубы?

    Где находится кончик языка?

    Где находятся края языка?

    Какая струя воздуха выходит изо рта?

    (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

    5. Закрепление изолированного произнесения звука

    Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

    6. Развитие фонематического слуха

    А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

    М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

    7. Домашнее задание

    Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

    В начале слова;

    В середине слова;

    В конце слова.

    8.. Итог занятия.

    Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!