Войти
Логопедический портал
  • Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики
  • История Российского флота: «Флот во время Второй мировой войны
  • Критерии линейной зависимости и независимости систем векторов
  • Геология — наука о Земле
  • Проблемы загрязнения почв и пути их решения Загрязнение и истощение почвы пути решения
  • От чего на голове появляются вши
  • Конспект логопедического занятия в средней группе на тему «Осень. Конспект занятия по развитию речи в логопедической средней группе «Путешествие в мир профессий

    Конспект логопедического занятия в средней группе на тему «Осень. Конспект занятия по развитию речи в логопедической средней группе «Путешествие в мир профессий

    Конспект НОД «Овощи с грядки» для дошкольников среднего возраста с ОНР содержит игры и упражнения по развитию речевых умений, закреплению тематической лексики, формирования четкого образа овощей.

    Занятие сопровождают известные детям герои-смешарики, которые вовлекают детей в разнообразные игры: словесные (лексические, артикуляционные, грамматические), пальчиковые, логоритмические и т.п.

    Конспект может быть использован в работе логопедов, воспитателей как коррекционных, логопедических, так и массовых групп детских садов.

    Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему: «Овощи с грядки».

    Коррекционно-образовательные цели.

    • Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания.
    • Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, лук, чеснок).
    • Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
    • Развитие навыка фразовой речи.
    • Формирование фонетико-фонематической базы.
    • Закрепление представлений о значении овощей для здоровья человека.
    • Учить детей отвечать на вопросы полным предложением; правильно употреблять предлоги в, под, на .

    Коррекционно-развивающие цели.

    • Активизация речевой деятельности детей.
    • Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, тонкой, общей и артикуляционной моторики.
    • Развитие умения согласовывать движения с текстом.

    Коррекционно-воспитательные цели.

    • Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
    • Воспитание умения работать сообща в коллективе.
    • Воспитание умения выполнять инструкции логопеда.

    Оборудование :

    • натуральные овощи, корзина, мягкие игрушки «Крош», «Копатыч», стол, стулья, тексты загадок про овощи, картина с изображением огорода, ободки с изображением овощей (на каждого ребенка), «чудесный мешочек».

    Ход НОД:

    Дети входят в группу и становятся возле логопеда.

    Логопед. Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

    Наши умные головки
    Будут думать много, ловко.
    Ушки будут слушать,
    Ротик четко говорить.
    Ручки будут хлопать,
    Ножки будут топать.
    Спинки выпрямляются,
    Друг другу улыбаемся.

    Дети садятся на стульчики.

    Логопед. Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик — солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

    Раздаётся стук в дверь.

    Логопед. Ребята, кто это? Давайте посмотрим.

    (Открывает дверь берёт Кроша)

    Логопед. Да это же наши друг Крош.

    Игра «Угости зайку».

    Логопед показывает детям Кроша и читает стихотворение:

    Крош к деткам прискакал,
    Скок-скок-скок.
    Что мы Крошу дадим?
    Чем мы Кроша угостим?
    Вот морковка. Посмотрите,
    Кроша быстро угостите!

    Крош крутит морковку и не знает, как её съесть.

    Логопед. Дети, давайте поможем Крошу.

    Упражнение «Научи Кроша» (для развития органов артикуляции). Каждое упражнение выполнить до 3 раз.

    Научи Кроша:

    а) открывать рот:

    Крош, рот открывай! Вот так! Вот так!

    б) показывать зубы:

    Крош, зубки покажи! Вот так! Вот так!

    в) показывать язык:

    Крош, покажи язык! Вот так! Вот так!

    г) откусывать морковку:

    Крош, морковку откуси! Ам! Ам! Ам!

    д) облизывать губы:

    Крош съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная морковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так!

    Крош. Спасибо, ребята. Я очень люблю морковку.

    Логопед. Ой, ребята, кто это там рычит за дверью? (ответы детей). Пойду, посмотрю.

    (вносит Копатыча)

    Логопед. Да это же друг Кроша, Копатыч. Он несет тяжелый мешок. Здравствуй, Копатыч, проходи! Ребята, пригласите Копатыча.

    (Дети здороваются с Копатычем и приглашают его пройти).

    Логопед. Ребята, пока Копатыч с большим мешком шел к нам, он очень устал, ему стало жарко. Давайте на него подуем! (речевое дыхание: «ду-у-у-у-у»)

    Логопед. Копатыч, а что ты нам принёс?

    Копатыч. Вот у меня мешочек. Не простой, а чудесный. В него руку опускайте и что-то доставайте.

    Игра «Чудесный мешочек»

    Дети по одному, не заглядывая в «чудесный мешочек», а потрогав только рукой, достают из него овощи и называют их. Если ребёнок затрудняется, логопед помогает ему.

    Логопед. Что это?

    Дети. Это огурец (помидор, репа, морковь, картофель, лук, чеснок, свёкла, редис и т.д.)

    Логопед. Ребята, назовите все, что было в волшебном мешочке, одним словом.

    Дети. Это овощи.

    Логопед. Копатыч, а где ты взял эти овощи?

    Копатыч. В огороде на грядке.

    Логопед вносит картину с изображением огорода и предлагает детям её рассмотреть. Логопед. Ребята, на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?

    Дети перечисляют: на картине помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка – это овощи.

    Логопед. Правильно, одним словом – это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими, за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Ребята, давайте покажем, как мы будем ухаживать за овощами. Выходите на середину группы. Наша физкультминутка называется «Огород».

    Физкультминутка «Огород».

    Огород у нас в порядке,
    Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)
    Грабли в руки взяли,
    Грядки причесали. (показать, как работали граблями)
    Семена рядами
    В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени)
    Мы водой прохладной
    Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки)
    Мы пололи огород,
    Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола)
    Урожай богатый
    Дружно собирали. (наклоны)
    Танцы и песни
    Сами затевали. (хлопки в ладоши)

    Логопед. Ребята, посмотрите, Копатыч принёс нам овощи большого и маленького размера. Давайте поиграем в игру «Большой и маленький». Копатычу мы отдадим большие по размеру овощи, а Крошу маленькие.

    Игра «Большой и маленький».

    Огурец – огурчик.
    Картошка - картошечка.
    Капуста – капустка.
    Помидор - помидорчик.
    Лук - лучок.
    Чеснок – чесночок.
    Морковь – морковочка.
    Свекла - свеколка.

    Логопед. Нашим друзьям очень хочется попробовать свои овощи. Давайте поиграем с ними в игру «Кто, что съел».

    Игра «Что съел Крош, а что съел Копатыч?»

    Логопед. Вот у Кроша капустка, огурчик и морковка. (Прячется морковка). Что съел Крош?

    Дети. Крош съел морковку.

    Логопед. Что осталось?

    Дети. Осталась капустка и огурчик.

    Логопед. А вот у Копатыча капуста, огурец и морковь. (Прячется огурец). Что съел Копатыч?

    Дети. Копатыч съел огурец.

    Логопед. Что осталось?

    Дети. Осталась капуста и морковь.

    Логопед. А сейчас мы поиграем немного в другую игру. Крош и Копатыч будут прятать овощи, а мы с вами будем их искать.

    Игра «Спрячем и найдем овощи».

    На столе лежат овощи. Копатыч и Крош прячут их (куда прятать -предлагает логопед). Дети находят овощи и складывают их в корзину.

    Логопед. Крош, спрячь огурчик под стульчик. Ребята, куда Крош спрятал огурчик?

    Дети. Под стульчик.

    Логопед. Спрячь чеснок в мешок.
    Спрячь картошку в матрешку.
    Спрячь помидор под стол.
    Спрячь морковку на полку.
    Спрячь кабачок в сундучок.

    Логопед показывает овощи в корзинке и выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

    Пальчиковая игра «Овощи».

    У друзей с полей
    Очень много овощей.
    Овощи в корзиночке.
    Лежат, как на картиночке.
    Сложить ладони «корзиночкой».

    Вот пузатый кабачок
    Положили на бочок,
    Перец и морковку
    Уложили ловко.

    Помидоры, огурцы. Сгибать пальчики, начиная с большого.
    Крош и Копатыч - молодцы. Показать большой палец.

    Логопед. Давайте вспомним, какие овощи принесли нам Крош и Копатыч. А помогут нам в этом загадки:

    * Летом в огороде – длинный и зеленый,
    А зимою в бочке он соленый (Огурец).

    * Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста).

    * На кустах висят шары, Покраснели от жары. (Помидор).

    * Оранжевая девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

    * Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (Лук).

    * Кругла, да не мяч; желта, да не масло; с хвостом, да не мышь. (Репа).

    * Кругла, красна, в землю вросла. (Свекла).

    * Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу день целый,
    А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис).

    * Этот важный господин, в огороде не один.
    Он в зеленом пиджаке отдыхает в уголке.
    С виду всем такой знакомый, и не раз был у нас дома.
    Вовсе он не толстячок, а солидный … (Кабачок)

    * Что копали из земли, жарили, варили?
    Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картошка)

    * Он бывает очень разный – зеленый, желтый, красный.
    И жгучий он, и сладкий, стоит знать его повадки.
    Сам он главный среди специй! Вы узнали? Это… (Перец)

    * Этот овощ как головка, в ней зубцы засели ловко,
    Как мы зубчик очищаем, всех микробов убиваем. (Чеснок).

    Логопед. Молодцы, ребята, все правильно отгадали!

    А сейчас мы узнаем, какие овощи вам нравятся больше всего. Крош, какой овощ тебе нравится больше других.

    Крош. Морковка.

    Логопед. Копатыч, А тебе какой овощ нравится больше других?

    Копатыч. Репа.

    Логопед спрашивает у детей и надевает им на головы шапочки с изображением их любимых овощей

    Логопед. Становитесь все в круг. Поиграем в игру.

    Игра «Огородная. Хороводная»

    Есть у нас огород,
    Там своя морковь растет!
    Вот такой ширины,
    Вот такой вышины!

    Ты, морковь, сюда спеши,
    Ты немного попляши!
    А потом не зевай
    И в корзину полезай!

    Есть у нас огород,
    Там зеленый лук растет!
    Вот такой ширины,
    Вот такой вышины!

    Образовательные области: Коммуникация, Здоровье.

    Разделы: Развитие речи.

    Тема: «Путешествие в мир профессий»

    Цель : уточнить и закрепить представления детей о профессиях (врач, строитель, повар).

    Задачи:

    Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.

    Корекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

    Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, привить уважительное отношение к труду взрослых.

    Оборудование: предметные картинки (врач, строитель, повар), конверты на каждого ребенка, картинки с изображением инструментов, продуктов питания, сенсорные мешочки.

    Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий.

    Предварительная работа: рассказы о профессиях (повар, врач, строитель), составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы, загадывание загадок, дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?».

    Словарная работа : профессия.

    Билингвальный компонент: дәрігер — врач, құрылысшы — строитель, аспазшы -повар.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    (логопед здоровается с детьми, говорит о том, что началось занятие по развитию речи)

    Круг радости.

    Крепко за руки и возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Улыбаемся вокруг,

    Ты мой друг и я твой друг.

    (дети встают в круг, слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются на стульях)

    Сообщение темы занятия.

    — Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В мир профессий». А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

    Загадка про транспорт.

    Логопед: — Что за чудо — едет дом!

    И людей как много в нем!

    Носит обувь из резины

    И питается бензином!

    Дети: — Автобус.

    Логопед: — Правильно! Мы поедим с вами на автобусе.

    (звучит песня Е.С.Железновой «Мы в автобусе сидим»)

    Логопед: — Ребята, вот мы и приехали в город профессий.

    1. Основная часть.

    1 остановка

    Логопед: — И первый мастер, к которому мы с вами отправимся в гости — это врач.

    (выставляет картинку на доске)

    Логопед: — Как по-другому можно назвать врача?

    Дети: — Доктор.

    Логопед: — Что делает доктор?

    Дети: — Доктор лечит людей.

    Логопед: — Где работает доктор?

    Дети: — Доктор работает в больнице.

    Логопед: — Как на казахском языке называется доктор?

    Дети: — Дәрігер.

    Один ребенок назначается на роль врача. Логопед надевает на ребенка детский колпак доктора.

    Логопед: — Давайте представим, что мы сейчас в кабинете у врача. И покажем, как мы правильно выполняем артикуляционные упражнения.

    Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели».

    Логопед: — А теперь врач послушает наше дыхание.

    Дыхательное упражнение.

    Вдох носиком, а выдох ротиком.

    (упражнение выполняется 3 раза).

    Логопед: — Молодцы. Правильно все выполнили. Наше путешествие по городу профессий продолжается.

    2 остановка

    Логопед: — Отгадайте загадку про следующего гостя, которому мы с вами приехали.

    Загадка про строителя.

    Кирпичи кладет он в ряд,

    Строит садик для ребят

    Не шахтер и не водитель,

    Дом нам выстроит…

    Дети: — Строитель.

    Логопед: — Правильно. Это строитель.

    (выставляет картинку)

    Логопед: — Что делает строитель?

    Дети: — Строитель строит дом.

    Логопед: — Как на казахском языке называется строитель?

    Дети: — Құрылысшы.

    Логопед: — Какие инструменты нужны для работы строителю?

    (дети перечисляют названия инструментов)

    Один ребенок назначается на роль строителя. Логопед надевает на ребенка каску строителя.

    Логопед: — Ребята, давайте поможем нашему строителю построить дом. Представим, что наши кулачки — это молоточки.

    Пальчиковая гимнастика «Тук-ток» (Е.С.Железнова)

    (рассаживаются на ковре, повторяют движения за педагогом под музыку)

    Дидактическая игра «Подбери предмет»

    (рассаживаются за столами, рассматривают картинки)

    Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы врачу? Назовите их.

    (3 детей называют предметы: градусник, бинт, вата)

    Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы строителю? Назовите их.

    (3 детей называют предметы: молоток, гвозди, пила)

    Логопед: — А какие предметы мы с вами не назвали?

    (2 детей называют предметы: масло, яйца, мука)

    Логопед: — Как вы думаете, кому из города профессий нужны эти предметы?

    Дети: — Повару.

    Логопед: — Все верно. Продукты нужны повару, чтобы приготовить разные вкусные блюда. Отправляемся на нашем автобусе в гости к повару.

    (песня «Мы в автобусе сидим»)

    3 остановка

    Логопед: — Кто это?

    (выставляет картинку)

    Дети: — Это повар.

    Логопед: — Как на казахском языке называется повар?

    Дети: — Аспазшы.

    Логопед: — Что делает повар?

    Дети: — Повар готовит разные вкусные блюда.

    Один ребенок назначается на роль повара. Логопед надевает на ребенка колпак повара.

    Логопед: — Ребята, а давайте поможем повару замесить тесто.

    (раздает каждому ребенку сенсорные мешочки)

    Игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

    Тесто мнём, мнём, мнём,

    Тесто жмём, жмём, жмём.

    (энергично сжимают сенсорные мешочки и разжимают)

    Пироги мы испечём.

    (перекладывают сенсорные мешочки из одной руки в другую)

    Логопед: — Наше путешествие по городу профессий закончилось. Возвращаемся в группу.

    (песня «Мы в автобусе сидим»)

    III. Итог занятия.

    Логопед: — Ребята, вам понравилось путешествие?

    (ответы детей)

    — Вспомните, у кого мы были в гостях?

    (перечисляют)

    Сюрпризный момент.

    (Стук в дверь)

    Заходит в группу повар детского сада, знакомится с ребятами, рассказывает о своей профессии, приносит детям сладкий подарок.

    Логопед: — Молодцы, дети! Все старались, все правильно выполняли. Похлопайте друг другу!

    Название: Конспект занятия по развитию речи в логопедической средней группе «Путешествие в мир профессий»
    Номинация: Детский сад / Конспекты занятий, НОД / развитие речи / занятия логопеда


    Должность: учитель — логопед
    Место работы: ГККП «Детский сад №2 «Жұлдыз» города Кокшетау
    Месторасположение: город Кокшетау, Акмолинская область, Республика Казахстан

    Наталья Петровна Гурова
    Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]»

    Цель :

    Коррекционно-образовательная :

    1. Учить правильно произносить звук "У".

    Коррекционно-развивающая :

    1. Развить слуховое, зрительное внимание, речевое дыхание, артикуляторную моторику и мелкую моторику кистей рук.

    Коррекционно-воспитательная :

    1. Воспитать умение слушать педагога и выполнять его инструкции.

    Оборудование : зеркала, символы-изображения звука "У" (маленькие красные кружочки, барабан, дудочка, паровоз, шарики Су Джок.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед объясняет детям , что за каждое правильно выполненное задание ребенок получит кружок. В конце занятия произведем подсчет кружков и определим кто самый внимательный и умный.

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед раздает детям зеркала. Предлагает потренировать язык и губы, чтобы красиво и правильно произносить звуки .

    Язычок проснулся рано утром.

    Открыл окошко (открыть рот, проветрил комнату.

    Сделал гимнастику :наклоны направо, налево (соответствующие движения языком) .

    Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться.

    Почистил зубы (движения языком от корней к краям верхних зубов, затем нижних) ., пополоскал рот (надувание щек поочередно) .

    И пошел готовить завтрак. Замесил тесто (интенсивно покусать середину языка) .

    Испек блинчики (закусить широкий кончик языка 5 раз) .

    Съел их с вареньем (жевательные движения) . И решил поиграть на дудочке

    3. Упражнение "Дудочка".

    Логопед дает детям рассмотреть дудочку. дает послушать, как она гудит. Уточняет, на что похожа ее широкая часть (на кружок) . Предлагает перед зеркалами сделать губами такой же маленький кружок.

    Изобразить с детьми, как играют на дудочке. Произнести звук "У" долго и тихо.

    Дети выполняют инструкцию педагога. Самооценка.

    4. Физминутка "Паровозик"

    Логопед объявляет детям , что к ним приехал паровозик и хочет с ними поиграть (показ игрушки) . Предлагает детям встать друг за другом (паровозиком, первому ребенку дать игрушечный паровозик. На слово "поехали" дети едут, гудят громко и долго : "у-у-у". На слово "станция" останавливаются, гуляют, собирают цветы. Игру повторить 3-4 раза.

    5. Упражнение "Хлопни, когда услышишь"

    Логопед произносит разные гласные звуки и просит хлопнуть детей в ладоши, когда они услышат песенку паровозика.

    Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

    6. Упражнение звук "У".

    Логопед произносит звук "У", обращая внимание детей, что при произнесении губы образуют маленький кружочек (предъявляется символ, предлагает произносить звук "У" долго, столько раз, сколько кружочков на демонстрационной доске.

    Дети : Выполняют инструкцию педагога. Самооценка.

    7. Упражнение "Слушай внимательно! Произноси старательно!"

    Логопед предлагает произнести "У" столько раз, сколько раз ударит в барабан (1-2-3)

    Дети выполняют инструкцию педагога. Оценивание педагогом.

    8. Упражнение с шариком Су Джок.

    Логопед предлагает сжать шарик в правой ладони, удержать с напряжением. Разжать ладонь, расслабить руку. То же сделать левой рукой. (Повторить каждой рукой 5 раз) . Левая ладонь лежит на столе. На ней шарик. прижать шарик сверху правой ладонью. покатить шарик, как колобок, между ладонями. Положить шарик. Расслабить руки. встряхнуть ладонями. Поменять положение ладоней. Повторить упражнение.

    9. Итог занятия :

    Логопед : О каком звуке мы сегодня беседовали?

    Дети : О звуке "У".

    Логопед : Каким символом обозначается звук "У"?

    Дети : Символ звука "У" - маленький кружок красного цвета.

    Логопед : Молодцы! Производят подсчет кружков и определяют кто самый внимательный и умный.

    Публикации по теме:

    Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

    Конышева Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад № 271» г. Перми. Тема: Овощи. Сказка «Репка». Звук [И] Задачи: Развивать.

    Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в подготовительной группе «Звук [ц]. Буква Ц» Программное содержание:Закрепить навык правильного произношения звука [ц]; научить определять позицию звука [ц] в словах;познакомить с буквой.

    Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук «Н» Коптелова И. Н., учитель-логопед.

    Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш. Задачи: Коррекционно – развивающие: 1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах,.

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР «Звук и буква «Р» Использование современных образовательных технологий. Применение метода наглядного моделирования. Коррекционно-образовательные задачи:.

    Конспект логопедического занятия «Транспорт»

    Тема: Транспорт

    Цель: знакомство детей с многообразным миром транспортных средств

    Задачи:

    к оррекционно-образовательные цели :

    Ф ормирование представлений о тра нспорте и его назначении;

    З акрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт;

    - у точнение и расширение словаря по теме ;

    С овершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).

    к оррекционно-развивающие цели :

    Развитие диалогической речи, зрительного внимания, фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

    к оррекционно-воспитательные цели :

    Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

    Ход занятия

    I . Организационный момент.

    (Дети заходят в группу и останавливаются около окна.)

    Посмотрите внимательно в окно и скажите, какое утро?

    (Утро раннее, зимнее, темное, холодное, морозное)

    II . Основная часть:

    Рассматривание картины «Транспорт». Беседа по ней. [Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи.]

    Логопед помещает на наборное полотно картину «Транспорт».

    Логопед. Когда вы идете в детский сад, что вы видите на улице?

    Дети. Мы видим много машин.

    Логопед. Какие машины ездят по улице?

    Дети. Автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовики, такси.

    Логопед. Верно. По улице ездит транспорт. Сегодня на занятии мы и будем говорить о транспорте. Подумайте, для чего нужен транспорт?

    Дети. Он перевозит людей и грузы.

    Логопед. Посмотрите на картину. Какой транспорт вы видите на ней?

    Дети. Самолет, поезд, автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, машину, теплоход.

    Логопед. Какой транспорт двигается по воде?

    Дети. Теплоход.

    Логопед. А в воздухе?

    Дети. Самолет.

    Логопед. А какому транспорту нужны рельсы, чтобы двигаться?

    Дети. Поезду и трамваю.

    Логопед. Перечислите транспорт, который ездит по дороге.

    Дети. Автобус, троллейбус, грузовик, машина.

    Логопед. Правильно, и легковая машина.

    Обучение отгадыванию загадок. [Развитие речевого слуха, мышления.]

    Логопед раздает детям по одной предметной картинке по теме.

    Логопед. А теперь я буду загадывать вам загадки о транспорте. Тот, у кого картинка-отгадка, будет объяснять, как он догадался, о чем загадка. Слушайте первую загадку.

    Братцы в гости снарядились,

    Друг за друга уцепились

    И умчались в путь далек,

    Лишь оставили дымок.

    1-й ребенок. Это поезд. У него вагоны уцепились друг за Друга.

    Логопед. Умница! Слушайте еще одну загадку.

    Не машет крылом, а летает,

    Не птица, а всех обгоняет.

    2-й ребенок. Это самолет. Он летает, не машет крылом.

    Логопед. Верно! А вот еще одна загадка.

    Паровоз без колес,

    Вот так чудо-паровоз.

    Не с ума ли он сошел -

    Прямо по морю пошел?

    3-й ребенок. Это пароход. Он ходит по морю, похож на паровоз.

    Логопед. Отлично! А вот и последняя загадка.

    Не летает, не жужжит,

    Жук по улице бежит.

    И горят в глазах жука -

    Два блестящих огонька.

    4-й ребенок. Это машина. У нее фары как глаза. Она похожа на жука.

    Логопед. Какие вы молодцы! Отгадали все мои загадки!

    Игра «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, диалогической речи.] Логопед. А теперь я проверю, умеете ли вы внимательно слушать. Игра называется «Что лишнее?» Слушайте внимательно: поезд, мотоцикл, кукла, трамвай. Что лишнее?

    Дети. Лишняя кукла.

    Логопед. Почему?

    Дети. Это игрушка.

    Логопед. Верно. А все остальное - транспорт. Слушайте следующую цепочку слов: автобус, метро, самолет, кубики. Что лишнее?

    Дети. Лишнее метро.

    Логопед. Правильно, метро - это транспорт. А как можно назвать все остальное?

    Дети. Это игрушки.

    Упражнение «Мчится поезд». [Развитие общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения.]

    «Мчится поезд».

    Чух-чух! Чух-чух!

    Мчится поезд во весь дух.

    Паровоз пыхтит.

    - Тороплюсь! - гудит.-

    Тороплюсь! Тороплюсь!

    Дети бегут на месте и делают круговые движения руками, согнутыми в локтях

    Дети произносят слова паровоза.

    Дыхательная гимнастика. [Развитие речевого дыхания.]

    Логопед предлагает детям встать прямо, опустить руки. Сделать вдох и на выдохе посчитать от одного до пяти и в обратном порядке, потом добрать воздуха и снова посчитать до пяти, потом добрать воздуха еще раз и досчитать от пяти до одного.

    Упражнение «Что здесь нарисовано?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, профилактика нарушений письменной речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».]

    Логопед собирает предметные картинки и помещает на наборное полотно картинку с наложенными контурными изображениями транспорта.

    Логопед. Давайте рассмотрим картинку-загадку (рис. 23). Какой транспорт на ней нарисован?

    1-й ребенок. Грузовик.

    2-й ребенок. Самолет.

    3-й ребенок. Машина.

    Логопед. Верно. Какие внимательные и зоркие дети.

    Упражнение «Насос». [Формирование правильного артикуляционного уклада звука [с].]

    Логопед предлагает детям представить себя шоферами и накачать колеса своего автомобиля.

    III .Итог. [Оценка работы детей.]

    Логопед. О чем мы говорили сегодня на занятии?

    Логопед. Что мы делали на занятии?

    Цели:
    1. Расширить представления о жизни диких животных весной.
    2. Закрепить в речи название животных и их детёнышей.
    3. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -ёнок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, зайчат и т.д.
    4. Учить образовывать притяжательные прилагательные.
    5. Развивать артикуляционную моторику.
    6. Развивать силу выдоха.
    7. Развивать мелкую моторику.
    8. Развивать зрительное внимание.
    9. Воспитывать активность и внимательность на занятия.
    10. Побуждать интерес к усваиванию знаний

    Оборудование:
    Зеркала, простые карандаши, пособие «Тучка на солнышке», пособие «Следы», пособие «Кто спрятался?», предметные картинки с изображением детёнышей диких зверей, пособие «Кто кому дал уши поносить?», игрушки: заяц, медведь, лиса.

    1. Организационный момент
    2. Сообщение темы занятия
    - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
    Я раскрываю почки
    В зеленые листочки
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю.
    Движения полна
    Зовут меня …
    (весна)

    Правильно, ребята. А какое время года у нас сейчас? (…)

    Да, весна у нас в самом разгаре. Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Мы отправимся с вами в волшебный лес посмотреть и узнать, как изменилась весной жизнь диких животных.

    3. Артикуляционная гимнастика
    - Прежде, чем идти вперед
    Будем мышцы упражнять,
    Расслаблять и напрягать
    Языка, губ и зубов.
    Ну, скажите, кто готов?

    1)Упражнения для губ:
    Улыбнемся мы деревьям
    Весело, легко.
    Пожелаем им здоровья
    И расти всем высоко.

    2)Упражнения для зубов (нижние челюсти):
    Чтобы лес не разоряли,
    Чтобы лес все охраняли,
    Обнесем его забором,
    Зубками стучим все хором.

    3)Упражнения для языка:
    Язычок почистил зубы,
    Облизал все наши губы,
    Кончик языка поднимается
    «Чашечка» у нас получается.
    Что это за стук?
    Тук-тук, тук-тук.
    Это дятел все стучит,
    Никогда не замолчит.

    4)Упражнение для развития силы вдоха :
    В ветерок всех превращаю,
    Дуть на тучки разрешаю.
    Вот на тучки мы подуем,
    С солнышка их дружно сдуем.
    («Тучка и солнышко»).

    4. Развитие мелкой и общей моторики
    - Итак, к путешествию готовы?

    Да, но нам нужно изучить путь, по которому мы пойдем. Перед вами карта, на ней - тропа. Давайте пальчиками потренируемся по ней ходить. Старайтесь «ступать» след в след, чтобы не провалиться, ведь в лесу еще много снега.

    Ну, а теперь - вперед по настоящей тропе (Шагаем «по следам» к игровой зоне).
    - Мы прибыли на лесную опушку. Посмотрите вокруг, какая красота! У вас хорошее настроение? Давайте поиграем в любимую игру зверей волшебного леса.

    Игра:
    Жили-были звери
    На лесной опушке,
    Жили-были звери
    В беленькой избушке.
    Мыли звери ушки,
    Мыли свои лапочки,
    Наряжались звери,
    Надевали тапочки.

    5. Развитие лексико-грамматической стороны речи
    - А где же звери? Мы пришли в гости к ним, а нас никто не встречает. А, наверное, они решили с нами в прятки поиграть.
    - Посмотрите, кто это за пеньком спрятался? (Заяц)
    - Как вы догадались? (Увидели заячьи ушки)
    Зовем зайца: «Заяц выходи». Появляется игрушка «заяц».

    Здравствуйте, ребята!
    -Здравствуйте, заяц!
    - Зайчик, мы с ребятами хотели у тебя узнать, что изменилось в твоей жизни с приходом весны.

    Заяц: «Так я шубку свою поменял. Зимой я был … (белый), а весной стал … (серый). У меня появились малыши, детеныши».
    -Как зовут детенышей зайца (зайчата).

    Наши зайчата почти с первых дней жизни становятся самостоятельными. Сразу после рождения они остаются под кустом одни. Зайчиха покормит их молоком и убежит. Если мимо пробежит чужая зайчиха, она тоже непременно покормит малышей. А очень скоро они сами начнут есть траву и листья.

    Спасибо, зайчик, за такой интересный рассказ. А ребята знают про тебя стих. Хочешь послушать?
    (Стих про зайца)

    А вон там за кустом еще кто-то прячется. Кто это?
    (Лиса)

    А как вы догадались, что это лиса? (Увидели лисиный хвост).

    Зовем: «Выходи лиса».
    Кукла Лиса: «Здравствуйте, ребята!»
    - Здравствуй, лиса!
    - Лисичка-сестричка, мы с ребятами хотели узнать, что изменилось в твоей жизни с приходом весны.
    Лиса: «Весной у меня появились детки. А вы знаете, как зовут моих детенышей?»
    (Лисята)
    «Правильно. Я вывожу их в норе. Обычно лисят бывает много, а в этом году у меня появилось целых 10 штук».
    - Спасибо, лиса! А ребята знают про тебя стих.
    …………………
    Лиса: Спасибо, ребята. До свидания. Побегу к своим лисятам.

    Ребята, а кто это прячется вот за тем толстым деревом?
    (Медведь)
    - А как вы догадались? (увидели медвежьи лапы).

    Зовем: «Медведь, выходи!».
    Медведь: Здравствуйте, ребята!
    - Здравствуй, медведь. Мы хотим узнать, что изменилось в твоей жизни с приходом весны?

    Медведь: «Я недавно вылез из берлоги. Пока я еще очень худой и голодный.
    - Почему? (Всю зиму ничего не ел).

    Медведь: „Зимой в берлоге у медведицы родились детки“.
    - А ребята знают, как называются твои детеныши. Правда, ребята. Давайте скажем вместе: (медвежата).

    Медведь: Весной медвежата вместе с мамой выходят из берлоги на свет. Мама-медведица учит малышей отыскивать пищу, есть прошлогодние ягоды.
    - Спасибо тебе, медведь, за рассказ. Послушай, пожалуйста, стих, который для тебя приготовили ребята.

    Медведь: „Спасибо, ребята! До свидания, приходите еще!“
    - До свидания, медведь.

    6. Физ. Минутка. » Кого мы видели не скажем, кого мы видели покажем«. Игра «Кто кому дал уши поносить».
    -Ребята, когда звери с нами попрощались, они решили оставить нам на память веселую фотографию……………

    Посмотрите, пожалуйста, что на этой фотографии необычного
    (Звери поменялись ушами).

    А какого зверя мы не встречали в волшебном лесу? (Белки).

    Скажите, кто кому дал уши поносить? (Разбираем, рассказываем и расставляем правильно).

    7. Развитие зрительного внимания.
    - А детеныши зверей тоже захотели поиграть с вами.
    - Детенышей, каких зверей вы здесь видите? (Белки, лисы, зайца, медведя).
    - Посмотрите-ка, ребята,

    К нам пришли сюда зверята.
    Их скорей запоминай,
    Глазки быстро закрывай,
    Кого не стало, угадай!
    (Игра «Кого не стало»).

    Путешествие в волшебный лес заканчивается. Давайте нарисуем путь, по которому надо вернуться домой.

    Итог.
    - Где мы сегодня с вами побывали?
    - Кого встретили в волшебном лесу?
    - Что нового узнали?

    Название: Занятие логопеда в средней группе. Коррекционное логопедическое занятие «Дикие животные весной».

    Должность: учитель-логопед, первая квалификационная категория
    Место работы: ЦПМСС
    Месторасположение: г. Каменск-Уральский