Войти
Логопедический портал
  • На уроках физической культуры Правила поведения на уроке по физкультуре
  • Царская охота Как все начиналось
  • Общая характеристика элементов IV группы, главной подгруппы периодической системы Д
  • Петр иванович бекетов что открыл
  • Взаимное расположение предметов в пространстве»
  • Решение простых линейных уравнений
  • Конспекты занятий по обучению рассказыванию в школе. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа об игрушке». Конспект занятия по развитию речи

    Конспекты занятий по обучению рассказыванию в школе. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи. Тема: «Обучение рассказыванию. Составление описательного рассказа об игрушке». Конспект занятия по развитию речи

    Наталья Колупаева
    Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию «В гостях у сказки»

    Конспект занятия

    по обучению творческому рассказыванию

    на тему : «В гостях у сказки »

    Подготовила воспитатель

    Колупаева Н. В.

    Цель :

    Учить детей творческому рассказыванию .

    Задачи :

    Воспитать интерес к сказкам ;

    Развивать умение рассказывать на предложенную тему;

    Развивать способность целостного повествования истории;

    Использовать образные слова и выражения;

    Учить пользоваться мнемосхемой;

    Развивать творчество , воображение, мышление, умение слушать друг друга;

    Интеграция образовательных областей : «Художественно-эстетическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

    Методы : беседа, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, сочинение сказки , анализ.

    Материал к занятию :

    Витрина со сказками ;

    Фрагменты из мультипликации : «Золушка» , «Кот в сапогах» , «По щучьему велению» , «Царевна лягушка» ;

    Мнемосхема;

    Волшебная палочка;

    Сказочные атрибуты (красивая накидка, корона, колпак) ;

    Материал для изготовления палочки : свернутая бумага в форме трубочки, наклейки, Звезда, фломастеры.

    Предварительная работа.

    Чтение и прослушивание сказок («Золушка» , «Кот в сапогах» , «По щучьему велению» , «Царевна лягушка» и др.);

    Рассматривание иллюстраций ;

    Подготовка выставки книг «Волшебные сказки » ;

    Беседы «Если бы я был волшебником» .

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям ! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

    Придумано кем – то

    Просто и мудро.

    При встрече здороваться!

    Доброе утро!

    Доброе утро

    Солнцу и птицам!

    Доброе утро!

    Приветливым лицам!

    И каждый становится

    Добрым, доверчивым!

    И доброе утро длится до вечера!

    Ребята, к нам сегодня пришли гости , поздороваемся с ними.

    Дети здороваются.

    Воспитатель предлагает детям подойти к проектору.

    Ребята, вы любите сказки ?

    Дети : да

    Воспитатель :

    Я предлагаю вам посетить волшебную страну сказок .

    Согласны?

    Дети :

    Воспитатель :

    Чтобы нам попасть в сказку нужно произнести волшебные слова.

    Кто из вас их знает?

    Дети дают варианты ответов. Один из вариантов произносят вслух.

    Давайте с вами присядем на стульчики и внимательно посмотрим на экран.

    Звучит музыка «В гостях у сказки » , затем появляется первый фрагмент мультфильма «Золушка»

    Вопросы после рассматривания фрагмента :

    Как называется эта сказка ?

    Как зовут главного героя?

    Можно ли назвать эту сказку волшебной ? А почему?

    Кто творил чудеса в этой сказке ?

    Фрагмент следующего мультфильма : «Кот в сапогах» , «Царевна лягушка» , «По щучьему веленью» .

    Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее интересные.

    Гимнастика для глаз

    «Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)

    «Просто глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)

    «Влево – вправо повернуть» (Повороты вправо, влево)

    «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

    «Глазкам стало хорошо

    «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

    Воспитатель предлагает всем детям подойти к нему.

    Воспитатель спрашивает :

    «Ребята, вы верите в чудеса?

    Стук в дверь.

    Воспитатель :

    Кто- то к нам стучится, в зал входит почтальон Печкин и приносит посылку.

    Ребята посылка нам прибыла из волшебного царства.

    Педагог берет и читает на посылке адреса получателя :

    «Детскому саду «Солнышко» .

    Детям старшей группы «Белоснежка»

    От Феи из «Волшебного царства» .

    Воспитатель вместе с ребятами вскрывает посылку, в которой находятся красивая палочка, письмо, мнемосхема.

    Воспитатель открывает посылку, достает волшебную палочку и спрашивает :

    «Кто догадался, что это за красивая палочка?

    Дети :

    Это волшебная палочка.

    Воспитатель :

    Правильно, волшебная.

    А теперь послушайте письмо, которое вам прислала фея :

    «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы любите сказки , разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную палочку. Тот, кто возьмет ее в руки, произнесет волшебные слова и взмахнет три раза, станет волшебником. Я надеюсь, что, превратившись в волшебников, вы очень интересно расскажете о своем волшебном царстве. А ваши волшебные дела будут только добрыми. Для этого я вам немного помогу, в посылки вы найдете подсказку ».

    МНЕМОСХЕМА

    Воспитатель достает из посылки палочку, поясняет детям, что при рассказывании нужно использовать последовательность.

    Рассказ состоит из трех частей : начало, середина, концовка.

    Ребята у вашего рассказа должно быть сказочное начало .

    Как вы понимаете сказочное начало ?

    Ответы детей

    Вы должны представиться, кто вы?

    Из какой сказочной страны вы прибыли ?

    Как или на чем добирались?

    В какое время это происходило?

    (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)

    В сказке должно , быть всегда какое волшебство? То, что происходит с героями или с вами?

    Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том , чем всё закончилось.)

    Воспитатель : «Кто хочет стать волшебником?» . Дает палочку вызвавшемуся ребенку и говорит : «Встань, возьми волшебную палочку, закрой глаза вместе с ребятами, произнеси известные тебе волшебные слова и три раза палочкой взмахни». На слове три все открывают глаза. В тот момент, когда ребенок последний раз взмахнет палочкой, воспитатель набрасывает на его плечи красивую накидку, а голову украшает красивой короной. Дети открывают глаза, и ребенок превращается в волшебника.

    Воспитатель :

    Скажи нам, о почтеннейший, - обращается к нему педагог, - из какого царства ты прибыл? Расскажи нам о нем ».

    Ребенок : Я прибыл из волшебной страны …. (дает ей названия) и т. д.

    Ребенок рассказывает , в случае затруднения воспитатель помогает наводящими вопросами. Затем благодарит волшебника и предлагает взять палочку следующему ребенку.

    Выслушав два - три ответа, воспитатель, с согласия детей, тоже превращается в волшебника, рассказывает свою волшебную сказку . Только вы мне помогите.

    Сказка физминутка (под сказочную музыку )

    «Баба Яга»

    В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

    Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

    А в избушке той старушка

    Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

    Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

    Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

    Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

    И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

    Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

    И всего одна нога (стоим на одной ноге)

    Не простая, костяная.

    Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)

    Воспитатель : Ребята, мы с вами пользовались волшебной палочкой, но она у нас была одна, а давайте с Вами сделаем каждый свою палочку. Тогда вы сможете с помощью палочки творить добрые волшебные дела. Согласны.

    Дети : Да

    Воспитатель : Хорошо, тогда для начала подготовим наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Сказочные герои »

    Будем сказки называть :

    Рукавичка, Теремок,

    Колобок – румяный бок,

    Есть Снегурочка – краса,

    Три медведя, волк, лиса.

    Не забудем Сивку-Бурку,

    Нашу вещую каурку.

    Про жар-птицу сказку знаем ,

    Репку мы не забываем.

    Знаем Волка и козлят.

    Этим сказкам каждый рад .

    Воспитатель : А теперь я приглашаю Вас к столам, для изготовления волшебной палочки.

    Под спокойную музыку дети изготавливают из различного материала волшебную палочку.

    Воспитатель : какие красивые палочки у вас получились, а они нам сейчас пригодятся. Подойдите все ко мне.

    Сказочная фея приготовила вам еще сюрприз. Хотите узнать какой? Тогда возьмите свои волшебные палочки, направьте их на посылку и произнесите :

    Чудо чудное явись,

    Нашим деткам покажись.

    Воспитатель открывает посылку. А там оказываются угощения.

    Заключение

    Спрашивает : «Как вы думаете, надежды феи оправдались? Все рассказы были интересными , а волшебные дела добрыми? Какой рассказ вам больше всего понравился? Почему? А что вы будете делать со своими палочками?».

    Молодцы ребята.

    Теперь давайте попрощаемся с гостями .

    Пересказ рассказа «Как заяц зимует» И. Соколов-Микитов в подготовительной к школе группе.

    Цель: Обучение детей рассказыванию.

    Задачи : продолжать учить детей пересказывать рассказ с помощью картинок-символов. Обогащать словарь детей родственными словами, признаками и действиями предметов, антонимами. Учить вести диалог. Воспитывать умение до конца выслушивать ответы других детей.

    Подготовка : игрушка заяц, картинки - символы, игра «Чей домик?», картинки с изображением зайца; физминутки «Ежик», «Птички» (смотри картотеку).

    План:

    Загадка:

    Косоглазый, маленький,

    В белой шубке, валенках? (заяц)

    1. Образование родственных слов к слову-отгадке «заяц».

    2. Назови зайца ласково:

    Детеныши зайца:

    Мама у зайца:

    Хвост у зайца:

    Избушка у зайца:

    Капустка у зайки:

    зайка,

    зайчик,

    заюшка,

    заинька,

    зайчишка,

    зайчонок.

    зайчата,

    зайчатки,

    зайчонок,

    зайчоночек.

    зайчиха.

    заячий.

    заюшкина.

    зайкина.

    2. Дидактическая игра «Назови признаки».

    Воспитатель дает задание: девочки вспомните и назовите самые ласковые, добрые и красивые слова о зайце, скажите про то, какой заяц? А мальчики послушают, если понадобится помогут (маленький, осторожный, белый, пушистый, белоснежный, боязливый, пугливый, ловкий, быстрый, незаметный, ушастый, хитрый, быстрый), у зайца длинные уши - длинноухий, короткий хвост - короткохвостый, косые глаза - косоглазый, быстрые ноги-быстроногий.

    3. Дидактическая игра «Назови действие».

    А мальчики назовите действие, которое выполняет заяц. Ответьте на вопрос: «Заяц что делает?» (прыгает, бегает, скачет, грызет, разгребает, прячется, пугается, спасается, бежит, стоит, прислушивается, обгладывает и т.д.).

    4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

    O У зайца короткие уши – нет, у зайца – длинные уши.

    O У зайца большой длинный хвост –

    O У зайца короткие слабые задние лапы -

    O У зайца плохое зрение –

    O Заяц медленно ходит –

    O Заяц - могучий, сильный зверь –

    O Заячья шуба холодная и жесткая –

    5. Игровое упражнение «Чейдомик»:

    O у собаки – конура

    O у рыбки –

    O у муравья –

    O у птицы –

    O у кошки –

    O у лисы-

    O у мышки –

    O у пчелы –

    O у улитки –

    O у медведя -

    У каждого животного, насекомого свое название домика. А как же называется заячий домик? Оказывается у зайца нет домика. И сегодня мы прочитаем рассказ, который называется «Как заяц зимует». Вы внимательно послушаете, потому что потом будете рассказывать самостоятельно.

    6. Чтение рассказа «Как заяц зимует» И.Соколов-Микитов.

    7. Беседа по вопросам:

    если заяц к зиме не готовится, то как он зимует?

    какую шубку дала природа-матущка зайцу?

    Как помогает зайцу такая шубка?

    почему заяц спит с открытыми глазами?

    почему он чутко и внимательно прислушивается во сне?

    почему про зайца говорят: «Летом серый, а зимой белый?»

    в какое время суток заяц гуляет, кормится?

    чем он любит лакомиться?

    назовите врагов зайца

    как он от них спасается?

    8. Повторное чтение рассказа:

    «Я сейчас еще раз буду читать рассказ, и одновременно выставлять картинки-символы, а вы не только внимательно слушаете, но и следите, в какой последовательности я выставляю картинки, чтобы вам было легче составлять свой рассказ».

    9. Рассказы детей.

    10. Итог:

    «Ребята, что вы нового узнали про зайца (ответы детей). Молодцы!!! Я вами очень довольна! Ваши рассказы были полные и интересные. Когда вы придете домой, то не забудьте рассказать их своим мамам и папам, братишкам и сестренкам»

    Конспект занятия по обучению рассказыванию по серии картин в старшей-подготовительной группе

    Тема: Обучение рассказыванию по серии картин.
    Цель: Научить детей составлять связный рассказ по серии картин.
    Программное содержание:
    1. Развивать навыки связной речи, умение работать с наглядным материалом, умение работать самостоятельно и в подгруппе. Закреплять умение работать с мнемотаблицами.
    2.Формировать навыки составления последовательного, связного, красочно украшенного рассказа по серии картин. Продолжать учить детей делать правильный обоснованный самоанализ своей деятельности.
    3.Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, бережное отношение к наглядным материалам.
    Материалы: мнемотаблицы для составления описательного рассказа; карточки-схемы для игры «Что было сначала, а что потом?»; два набора картинок с общим сюжетом; «Светофорчики» для самоанализа, кукла Незнайка, картинки-подарки.

    Ход деятельности:

    Дети, к нам сегодня пришёл Незнайка. Давай те поприветствуем его. (дети здороваются с персонажем)
    Незнайка расстроен тем, что он не умеет составлять красивый, связный рассказ и тем самым не может похвастаться перед своими друзьями. А вы, ребята, умеете придумывать рассказы? А рассказы по картине? А по серии картин?
    Я предлагаю вам сегодня поучиться составлять рассказ по серии картин. И Незнайка вместе с нами поучится этому.
    Но для начала, чтобы наш язычок хорошо работал, предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику (дети вместе с педагогом выполняют несколько упражнений, садятся на стульчики полукругом).
    А теперь давайте проведём небольшую мыслительную разминку «Угадай животное по описанию» . (дети по желанию составляют описательный рассказ о каком-либо животном не называя его, при этом опираются на мнемотаблицы)
    Незнайка: Молодцы, какие хорошие рассказы-загадки вы придумали.
    Сейчас давайте поиграем в игру «Что было сначала, а что потом?» (дети берут карточки-схемы, устанавливают последовательность и рассказывают о том, что у них получилось, Незнайка хвалит детей)
    Физкультминутка «Теремок» (воспитатель кратко рассказывает сказку, дети, встав в круг, изображают её героев)
    Дети, теперь предлагаю вам разделиться на две подгруппы, подойти к столам, на которых лежат серии картин и вместе разложить их в нужной последовательности, затем вместе придумать по ним рассказ и рассказать нам с Незнайкой. Чтобы ваш рассказ получился последовательным, распределите, кто из вас будет начинать, кто продолжит и кто закончит рассказ. Чтобы рассказ был красочным, увлекательным используйте полные предложения, развёрнутые фразы красивые слова. Помните, что у вас на картинах один сюжет и поэтому вы должны рассказать о развёртывании этого сюжета, о том, что там произошло (дети работают в подгруппах, затем подгруппами рассказывают свои рассказы, педагог хвалит детей, если надо делает поправки, Незнайка отмечает наиболее понравившийся рассказ).
    Ребята, пройдите на свои стульчики, возьмите «Светофорчики» и оцените свою деятельность: если вам понравилось составлять рассказ и вы со всем справились – покажите зелёный, если, что-то показалось не интересным или сложным – жёлтый, если совсем ничего не понравилось – красный (воспитатель корректирует работу детей, отмечает наиболее активных, Незнайка благодарит детей за помощь и дарит им картинки).

    Конспект занятия

    (подготовительная группа)

    Тема. Составление творческого рассказа по картине « Мы рисуем ». Коллективная работа над натюрмортом «Цветы и фрукты».

    Образовательные задачи: Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (подсолнух, астра, груша, яблоко, цветы, фрукты, натюрморт, мольберт, палитра, кисти, краски; рассматривать, рисовать; красный, желтый, зеленый, румяный, спелый, дубовый, кленовый, рябиновый). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы.

    Развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия. Формирование интереса к изобразительной деятельности.

    Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

    Оборудование. Картина О. Р. Гофман « Мы рисуем », мольберт, лист бумаги, палитра, кисти, букет цветов в вазе, фрукты в корзине, круглый столик, белая скатерть, контейнер, фен, магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки.

    Предварительная работа. Рисование фруктов и цветов, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины.

    Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом.

    Усаживайтесь поудобнее. Послушайте стихотворение.

    Я нарисовала

    Яблоневый сад.

    Там такие спелые

    Яблоки висят.

    Там трава желтеет,

    Ива у ручья,

    У забора будка,

    Знаешь, это чья?

    В ней живет огромный

    Пес сторожевой.

    Он хоть нарисованный,

    Но совсем живой.

    Если злой мальчишка

    В мой полезет сад,

    Сразу пса увидит,

    Струсит -- и назад.

    О ком это стихотворение? (О девочке, которая нарисовала картинку.) Что девочка нарисовала на картинке? (Яблоневый сад, спелые яблоки в саду, желтую траву, иву у ручья, будку у забора и собаку.)

    Наверное, у девочки получилась очень красивая картинка. Сегодня мы тоже нарисуем картину, натюрморт; но сначала рассмотрим картину «Мы рисуем» 2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.

    Педагог помешает на мольберт картину, дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию.

    Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Онипришли в изостудию и рисуют натюрморт.) Как бы вы назвали этот натюрморт? («Осенний натюрморт». «Цветы и фрукты». «Осенние подарки».)

    Вы придумали очень хорошие названия. Давайте назовем натюрморт «Цветы и фрукты». Опишите цветы и фрукты, которые рисуют дети. Где стоят цветы, где лежат фрукты? Какие цветы? Что вы можете сказать о букете? Какие фрукты? Постарайтесь подобрать для рассказа о цветах и фруктах слова, которые отвечают на вопрос какой? (какая? какие?).

    • (-- На круглом столике, покрытом белой скатертью, стоит ваза с цветами.
    • -- Это желтые подсолнухи и красные георгины.
    • -- Букет пышный, яркий, праздничный.
    • -- Рядом с вазой лежат румяная груша и три красных спелых яблока.)

    Молодцы! Вы очень хорошо описали цветы и фрукты. Теперь давайте поговорим о детях. В какой части картины изображен каждый из них: слева, справа, в центре? Как они одеты? В каких они позах? Что они делают? Какие у них лица?

    • (-- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что бы еще добавить.
    • -- Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подошел, чтобы посмотреть на работу товарища.
    • -- В центре, у окна, сидит перед мольбертом девочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать.
    • -- Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубашке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой -- кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты.)

    Опишите помещение изостудии. Какое оно -- темное или светлое? Что вы видите за окном? Что вы видите на стене?

    (Изостудия большая и светлая. В ней большое окно. За окном виден парк. На стене висят рисунки детей.)

    Очень хорошо. Вы сегодня замечательно рассказываете! Молодцы! Атеперь давайте немного отдохнем.

    3. Пальчиковая гимнастика «Осень». Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Расширение, уточнение и активизация словаря (дубовый, кленовый, рябиновый).

    Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им построиться в круг.

    В парке за окном на картине уже началась осень. Давайте представим, что мы гуляем в осеннем парке.

    Ветер по лесу летал,

    Ветер листики считал:

    Плавные волнообразные движения скрещенными ладонями.

    Вот дубовый,

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной.

    Вот с березки -- золотой,

    Вот последний лист с осинки

    Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое прилагательное.

    Ветер бросил на тропинку.

    Спокойно опускают руки.

    А теперь представьте себе, что вы превратились в разноцветные листья и ветер кружит вас и несет по дорожке парка.

    Дети кружатся на ковре, совершая плавные взмахи руками.

    • -- Остановитесь. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь. Уроните руки. Сделайте выдох. Пройдите к мольберту.
    • 4. Коллективное рисование натюрморта «Цветы и фрукты». Обучение рисованию с натуры, совершенствование умения изображать предметы. Формирование интереса к изобразительной деятельности Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

    Дети проходят к мольберту, на котором уже закреплен лист бумаги. Воспитатель ставит на столик рядом с мольбертом контейнер, в котором приготовлено все необходимое для рисования, вазу с цветами, корзину с фруктами, сложенную белую скатерть. Рядом с мольбертом стоит и маленький круглый столик.

    Давайте мы все вместе нарисуем такой же натюрморт, как рисовали дети на картине. Я приготовила все необходимое для рисования, вам же нужно подготовить то, что вы будете рисовать. С чего вы начнете? (Надо поставить столик так, чтобы на негопадал свет из окна.)

    Дети ставят столик. Педагог следит за тем, чтобы дети действовали сообща, помогает им советами.

    Пусть столик поставят мальчики. Что вы сделаете теперь? (Покроем стол скатертью.) А вот эту работу могут выполнить девочки.

    Девочки покрывают стол скатертью.

    Как вы думаете, что нужно поставить в центре стола? (Вазу с цветами.)

    Один из детей ставит вазу в центр стола.

    Теперь разложите фрукты на столе. Куда вы положите грушу? Куда положите яблоки? (Грушу мы положим слева, а яблоки -- справа.)

    Дети раскладывают фрукты на столе.

    Все готово. Молодцы! Вы дружно выполнили эту работу. Надеюсь, вы так же дружно будете рисовать. С чего вы предлагаете начать? (Можно начать работу с заливки фона.) Каким вы хотите сделать фон? (Можно сделать фон светло-желтым, чтобы картина казалась солнечной.)

    Двое детей заливают фон. Воспитатель быстро сушит фон феном.

    Один из детей рисует поверхность стола, нанося гуашь широкими горизонтальными мазками. Воспитатель использует для просушки работы фен.

    Что вы будете рисовать теперь? (Мы нарисуем вазу.) Какая она? Обратите внимание на высоту вазы, ее форму, цвет. (Она невысокая, похожая на шар, голубая.)

    Один из детей рисует вазу.

    Теперь самая интересная и сложная часть работы. Нам предстоит нарисовать букет. Вы сказали, что он пышный, праздничный, яркий. Обратите внимание: в букете шесть крупных желтых подсолнухов и семь небольших красных георгинов, много зеленых листьев. Какая серединка у подсолнухов? Какие лепестки? На что похожи георгины? (У подсолнухов коричневая серединка и большие желтые лепестки, а георгины похожи на красные шарики.У них лепестки расположены густо.)

    Педагог помогает детям определить, кто будет рисовать подсолнухи, кто -- георгины, кто -- листья. Важно помочь детям правильно расположить цветы в вазе. Дети выполняют работу.

    Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нарисуете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)

    Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им договориться о том, кто что будет рисовать.

    Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы поместим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.

    ДОУ "Детский сад компенсирующего вида №67 "Надежда"

    Конспект НОД в старшей группе

    "обучение рассказыванию"

    Составила

    Ризванова Юлия Александровна

    Цели: - учить детей пересказывать текст, соблюдая последовательность событий;

    Развивать слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление;

    Расширять и активизировать словарный запас;

    Развивать умение подбирать антонимы к заданным словам;

    Воспитывать умение слушать других детей, не перебивая.

    Материал: фланелеграф, 5 картинок к тексту, игрушка.

    Предварительная работа: аналогичное занятие по другому тексту, пересказы знакомых сказок, игры в театр на фланелеграфе, чтение стихов о весне, разгадывание загадок о весне.

    Методические приемы: дидактическая игра « », загадка, рассказ воспитателя, вопросы, демонстрация, образец пересказа, совместный пересказ, самостоятельный пересказ детьми, поощрение.

    Ход

    Восп.: Ребята, предлагаю вам игру «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы придумываете другое слово с противоположным значением. Например, злой - добрый, глупый - умный. Кто ответит правильно, тот сможет сесть на понравившийся ему стульчик.

    Быстрый – медленный, спокойный;

    лёгкий – тяжелый, грузный;

    старый – молодой, новый;

    потерять – найти, обрести;

    грусть – веселье, радость;

    падать – вставать, подниматься;

    день – ночь, вечер, сумерки;

    холод – жара, тепло, пекло;

    солнце – луна, месяц;

    трус – смельчак, храбрец;

    враг – товарищ, друг, приятель.

    Восп .: Какое время года сейчас? А месяц? Назовите мне весенние месяцы. (Ответы детей.) А вы как определяете, что пришла весна?

    Дети : Тает снег, солнце светит ярко, птицы поют, прилетают перелётные птицы, стало тепло…

    Восп .: Всё правильно, а ещё весной птицы вьют гнёзда и выводят птенцов. Но не все птицы живут в гнёздах, некоторые селятся в домиках, сделанных для них людьми. Кто знает, что это за птицы и как называется их домик?

    Дети: Это скворцы, а живут они в скворечнике.

    Восп. : Молодцы. Ребята, я хотела рассказать вам интересную историю пр скворцов, скворечник и детей, но уронила картинки и перепутала. Помогите, пожалуйста, построить рассказ в нужном порядке.

    Дети рассматривают картинки на столе и вместе с воспитателем пытаются определить их правильный порядок. Воспитатель спрашивает детей, почему они выстроили рассказ так. Потом воспитатель предлагает занять свои места.

    Восп .: Мы выслушали разные мнения, и я вспомнила, как с самого начала были разложены картинки, а как звучит рассказ не помню. Давайте вместе будем описывать картинки и восстановим рассказ.

    Воспитатель крепит картинки на фланелеграф в одну линию и по каждой дети рассказывают то, что видят, а потом воспитатель обобщает все высказывания и литературно обрабатывает текст, зачитывает полностью.

    1 картинка. Тает снег. Весело журчат ручьи, по которым плывёт бумажный кораблик. Земля и дерево ещё голы, но скоро на них появится молодая зелень.

    2 картинка. Мальчик и девочка возвращались из школы и увидели на берёзе сломанный скворечник. Им стало жалко скворца, оставшегося без домика, и дети решили сделать новый скворечник.

    3 картинка. Дети принесли домой доски. Девочка подавала доски, а мальчик их обрабатывал и сколачивал между собой.

    4 картинка. Скворечник готов. Мальчик подставил к берёзе лестницу и прикрепил новый домик для скворцов.

    5 картинка. Ребята спрятались за дерево, что бы увидеть новых жильцов скворечника. Долго ждать не пришлось, скоро прилетели два скворца и весело запели песню в благодарность ребятам. Дети были счастливы.

    Восп. : Как вы относитесь к поступку детей? Как можно назвать этот рассказ?

    Ответы детей.

    Восп.: - Молодцы ребята! А теперь встаньте возле своих стульчиков, отдохнём немножко.

    Физкультминутка

    Собираем детвору

    Поиграть в одну игру.

    Покажите мне, ребята,

    Как в лесу живут зверята.

    Как лисёнок просыпается,

    Как бельчонок умывается,

    Как зайчонок поскакал,

    Как волчонок пробежал,

    Как ежонок и ежиха

    Собирают ежевику.

    Только медвежонок спит,

    Просыпаться не спешит.

    Восп.: - А теперь вернемся на свои места.

    Дети садятся на стульчики.

    Восп.: - Ребята, мне очень хочется узнать, кто самый внимательный из вас. Я прикреплю картинки, но не все, а вы постараетесь рассказать о том, что изображено на каждой из них.

    Дети восстанавливая порядок рассказа, воспитатель побуждает детей воспроизводить в речи полное предложение по соответствующей картинке.

    Восп.: - Ребята, вы очень внимательные, вот как хорошо вы запомнили рассказ. А кто-нибудь из вас сможет один сам рассказать весь текст полностью?

    Воспитатель приглашает к фланелеграфу желающих по одному.

    Восп.: - Попробуйте, можете смотреть на картинки, они вам помогут.

    Дети по-одному воспроизводят текст, воспитатель следит за тем, чтобы другие дети не выкрикивали с места, слушали внимательно.

    Восп .: Спасибо ребята, вы все очень внимательные. А может, кто-то придумает своё окончание этой истории?

    Дети придумывают другой вариант истории, воспитатель помогает грамотно составлять предложения.

    Восп. : - А на этом наше занятие закончено, все ребята молодцы. Спасибо.