Войти
Логопедический портал
  • Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка Актуальные вопросы естественных наук и пути решения: сборник материалов V научно-практической конфе
  • Деятельность школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования Система дополнительного образования в школе презентация
  • Современные образовательные технологии
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Подготовка к постановке звука ш конспект. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно. Логопедические занятия, видео уроки, упражнения с картинками. Артикуляционная гимнастика. Как способствовать развитию речи у детей

    Подготовка к постановке звука ш конспект. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно. Логопедические занятия, видео уроки, упражнения с картинками. Артикуляционная гимнастика. Как способствовать развитию речи у детей

    Тема занятия: «Звук [Ш]»

    Задачи:

    • Закрепить артикуляционный уклад звука [Ш];
    • Автоматизировать звук [Ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением), в словах, предложениях;
    • Развивать фонематический слух;
    • Совершенствовать навыки нахождение позиции звука [Ш] в слове;
    • Развивать внимание, память, мышление.

    Оборудование:

    • Предметные картинки: Шина, кукушка, уши, пушка, бабушка; Даша под душем моет шею и уши, Миша вешает шубу, Наташа ест сушки, Дедушка лежит на кушетке.
    • Карточки с картинками со звуком [Ш] и без него.

    Ход занятия

    I. Артикуляционная гимнастика.

    • Широко открыть рот;
    • Часики;
    • Футбольный мяч;
    • Чашечка;
    • Дотянуться языком до носа, до подбородка.

    II. Артикуляционный уклад звука [Ш].

    Скажите где находится язык, когда мы произносим звук [Ш]?
    Он широкий или узкий?

    III. Автоматизация звука

    ✒ Изолированно:
    Ин.: Скажи, как шипит змея.

    Упражнение «Шарик лопнул».
    Надуваем воображаемый шарик, затем он сдувается со звуком [Ш].
    Все это сопровождается движениями.

    ✒ В слогах:
    Ин.: Повтори за мной:
    ша - ша - ша
    шо - шо - шо
    шу - шу - шу
    ши - ши - ши
    ше - ше - ше ша - шо - шу - ши - ше
    шо - шу - ши - ше - ша
    шу - ши - ше - ша - шо
    ши - ше - ша - шо - шу
    ше - ша - шо - шу - ши

    ✒ В словах:
    Ин.: Назови картинки.

    Шина, кукушка, уши, пушка.

    Ин.: Повтори за мной слова - тройками:

    Петушок - гребешок - ремешок.
    Шина - машина - крушина.
    Малыши - камыши - ландыши.
    Дышу - ношу - тушу.
    Маша - Даша - Паша.
    Андрюша - Танюша - Валюша.
    Ваша - наша - каша.
    Миша - Паша - Яша.
    Наташа - Танюша - Катюша.

    Игрушки «спрятались» в разных местах комнаты: мишка на шкафу, кошка под шкафом, щенок за шкафом, кукла между стульчиком и шкафом на полу.

    В о п р о с ы.

    1. Где спрятались игрушки?
    2. Где спрятался мишка?
    3. Где спряталась кошка?
    4. Где спрятался щенок?
    

    IV. Формирование фонематического слуха.

    Ин.: Если услышишь звук [Ш] хлопни в ладоши.

    Шуба, стол, шмель, тюль, шарф, клен, каштан, торт, штанга, шолк.

    Ин.: скажи, где находится звук [Ш] в словах (в начале, середине или в конце слова).
    Соедини каждую картинку с нужной схемой.
    Ватрушка, ошейник, кошелек, штанга, душ, шина, шоколад, камыши.

    Ин.: Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено.
    Дедушка.
    Дедушка что делает? (Дедушка лежит на кушетке.)
    Это Наташа, Наташа, что делает? (Наташа ест сушки)
    Это Миша, Миша что делает? (Миша вешает шубу)
    Это Даша, что она делает? (Даша в душе моет шею и уши).

    V. Развитие памяти, внимания, мышления.

    Ин.: Назови картинки. Запомни их.
    Закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну, затем больше картинок и просит ребенка сказать чего не стало).
    Ин.: Перед тобой карточки, назови, что на них нарисовано.
    Телевизор, компьютер, магнитофон, лягушка.
    Ин.: Что лишнее? Почему? (Лягушка)
    Пакет, сумка, портфель, шапка.
    Ин.: Что лишнее? Почему? (шапка)
    Шар, бабочка, сороконожка, пчела.
    Ин.: Что лишнее? Почему? (шар)

    VI. Подведение итогов.

    Ин.: Раскрась только те картинки, в которых есть звук [Ш].

    Конспект индивидуального логопедического занятия

    Тема: Постановка звука [ш]

    Программное содержание:

    1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].

    2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.

    3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.

    Организация: индивидуальное занятие.

    Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.

    Ход занятия:

    I. Психологический настрой на правильную речь:

    Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.

    Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.

    II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

    («сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.

    Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.

    III.Объявление темы занятия:

    Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].

    Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.

    IV. Постановка звука [ш].

    а) По подражанию.

    б) От артикуляционного уклада.

    в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.

    г) От слога са.

    д) От звука р.

    V. Анализ артикуляции: положение язык

    Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.

    VI. Закрепление изолированного звука [ш].

    Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».

    Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).

    VII. Развитие фонематического слуха.

    а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).

    б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)

    в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
    (хлопки в ладоши).

    г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).

    д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).

    Мышонку шепчет мышь:
    «Ты все шуршишь, шуршишь».
    Мышонок шепчет мыши:
    «Шуршать я буду тише»

    VIII.Закрепление [ш] в слоге.

    Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)

    IX.Закрепление [ш] в слове.

    Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

    X. Закрепление [ш] в предложении.

    Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)

    XI. Домашнее задание:

    нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].

    XII. Итог:

    какой звук отрабатывался, его анализ.

    Напомним Тигренку, чтобы не забывал.

    XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:

    выбор настроения на экране.

    Занятие окончено!

    Приложение

    Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес

    Движения или статическая поза рук

    Движения или статическая поза языка

    Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз
    Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны Язык ровный, свободно лежит на нижней губе
    На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой»
    Крона состоит из веток

    листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают

    Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища Язык в той же позе

    Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу

    На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны

    Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

    Движения или статическая

    поза рук

    Движения или статическая

    поза языка

    Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт»)
    Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину Руки вверх (к солнцу)

    см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху

    Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу
    Идём по лесу дальше. . . Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Имитация ходьбы»
    Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык
    Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку Поднять большой палец вверх.

    Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны

    Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой»
    Через лес («топ-топ») вышли к реке Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. Плавное движение широким языком вперёд — назад
    Тяжело нести корзины, увидали лодку Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд
    Приплыли домой Соединить пальцы «домиком» Присос — крыша домика ровная

    Докшина А.А.,
    учитель-логопед

    Наталья Волкова
    Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]

    Тема : Постановка звука Ш

    Цель : уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука

    Задачи :

    1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш , выделять звук Ш из ряда слов ;

    2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;

    3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию , воспитание самостоятельности.

    Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика» , ватный шарик на нитке, колючий мячик.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие .

    Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)

    Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.

    2. Артикуляционная гимнастика

    Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка» ) – презентация, Трубочка (счет до 10)

    У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор» )

    Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко» ) Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье» ). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.

    Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка» )- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

    Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

    3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

    Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.

    Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

    А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

    4)Пальчиковая гимнастика

    Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?

    Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!

    (катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)

    5)Развитие фонематического слуха

    А сейчас мы поиграем в игру «Охотник» . Как только услышишь звук Ш , сразу лови его - хлопай в ладошки :

    М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

    ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ

    6)Постановка звука

    Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?

    (сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч» , который должен перейти в «Ш» )

    Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,

    Я везу своих друзей,

    Вместе ехать веселей!

    Паровозом управляю,

    Остановки объявляю. (паровозик останавливается)

    Какая струя воздуха выходит изо рта?

    (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

    Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» . (картинка)

    Теперь произнеси звук «С» , а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С» , чтобы пошел теплый воздух.

    Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)

    7) Итог занятия .

    Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

    Конспект

    индивидуального

    логопедического занятия

    по постановке звука [ Ш ]

    Тема:

    Постановка звука [ Ш ] .

    Цель:

    Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

    Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

    Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

    Коррекционно-развивающие :

    Развитие артикуляционного аппарата;

    Развитие фонематического слуха;

    Устранение дефектного произношения звука Ш;

    Развитие грамматического строя речи.

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к занятиям;

    Воспитание самостоятельности.

    Оборудование:

    предметные картинки.

    Этапы

    Ход занятия:

    1. Орг. момент

    К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

    2. Артикуляционная гимнастика

    Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

    Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

    Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).


    А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).

    Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

    А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

    3. Объявление темы занятия

    Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

    4. Постановка звука

    Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию
    Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т]
    Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т]. Постановка звука [ш] на базе звука [р]
    Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с]
    Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
    Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

    5. Анализ артикуляции

      В каком положении находятся губы?

      В каком положении находятся зубы?

      Где находится кончик языка?

      Где находятся края языка?

      Какая струя воздуха выходит изо рта?

    (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

    Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

    6. Закрепление изолированного звука

    По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

    Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

    По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

    7. Развитие фонематического слуха

    Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

    А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

    М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

    8. Закрепление звука в слогах

    Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

    Давай, споём вместе с ними.

    9. Закрепление звука в словах

    Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

    Давай назовём их….

    10. Закрепление звука в предложении

    Давай назовём их….

    У Миши новая .

    Папа едет на
    .

    Даша нашла .

    Маша помогает
    .

    11.Домашнее задание

    Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

    В начале слова;

    В середине слова;

    В конце слова.

    12. Итог занятия

    Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

    С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

    А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

    13. Оценка занятия

    Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

    Конспект индивидуального логопедического занятия.

    Тема: «Постановка звука Ш».

    Цели: - воспитание воздушной струи;

    Формирование артикуляционного уклада звука Ш;

    Развитие артикуляционного праксиса;

    Различие названий овощей, фруктов;

    Практическое образование существительных суффиксальным способом;

    Развитие мелкой моторики пальцев рук;

    Развитие словесно-логического мышления.

    Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.

    Ход занятия .

    1. Организационный момент.

    Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.

    2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.

    Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.

    Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.

    3. Развитие артикуляционного праксиса.

    Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.

    Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.

    Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!

    4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

    Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

    Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

    А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».

    А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!

    А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

    Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.

    5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.

    Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.

    Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.

    6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.

    7. Итог, оценка деятельности.

    Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!