Войти
Логопедический портал
  • Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Структурные компоненты основной образовательной программы доу. «Совместная деятельность взрослого и детей». Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Структурные компоненты основной образовательной программы доу. «Совместная деятельность взрослого и детей». Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» станицы Архангельской

    Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………….

    1.1.Актуальность………………………………………………………..

    1.2.Описание «модели выпускника»………………………………….

    1.3.Цели и задачи образовательной программы……………………...

    Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение…………………………………………………………….

    2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение…………………….

    2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса…………..

    Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ……………………………………………………………………..

    3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности……………………………………………………………

    Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ………………………………………

    Раздел 5. Условия реализации образовательной программы……….

    Структура образовательной программы доу

    Основные положения Раздел 1. Пояснительная записка 1.1.Актуальность: -Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей -Социальный заказ, образовательные потребности родителей -Предназначение ДОУ, основные средства реализации -Приоритетные направления деятельности -Особенности образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические) -Принципы и подходы к формированию программы 1.2.Описание «модели выпускника» 1.3.Цели и задачи образовательной программы Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение 2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение. 2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса.

    Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности. 3.2.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

    Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ

    Раздел 5. Условия реализации образовательной программы.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1.1.Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана в соответствии с п.5 ст.14, п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о ДОУ и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    1.2. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

    1.3. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

    1.4. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской обеспечивает построение целостного педагогического процесса, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-нравственному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.

    1.5. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

    Департамент образования города Москвы

    Московский институт открытого образования

    Московский городской психолого-педагогический университет

    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ города Москвы.

    В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

    Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    До ввода в действие этих двух программ настоящие рекомендации являются временными.

    Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

    Программа должна :

    Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

    Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

    Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

    Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей :

    1) обязательной части;

    2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

    Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, работающем по основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

    II часть Программы , формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Время , необходимое для реализации Программы, составляет от 65 % до 80 % времени пребывания детей в группах с 12-часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

    Объем обязательной части Программы составляет не менее 80 % времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20 % общего объема Программы.

    Структура образовательной программы ДОУ

    Титульный лист

    1.Название ДОУ.

    2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…».

    3. «Принято на заседании научно-методического совета (педагогического совета), малого педагогического совета, дата, № протокола.

    4. «Согласовано» (УО или ОМЦ).

    6. На обороте титульного листа дано содержание (оглавление) образовательной программы.

    Пояснительная записка

    Общеобразовательная программа ДОУ №______ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

    Пояснительная запискадолжна раскрывать:

    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников.

    Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: (сформулировать).

    3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

    Учитывая, что в учреждении разработана «Программа развития ДОУ», в которой определены концептуальные идеи, стратегия развития всего образовательного учреждения и механизмы ее реализации, то в Программе прописываются цели и задачи организации педагогического процесса для его участников (детей, педагогов, родителей воспитанников).

    4. Особенности образовательного процесса.

    Напоминаем, что они могут быть: организационные, национально-культурные, демографические, климатические и др.

    При организации образовательного процесса должны быть учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Укажите эту позицию, а также то, что «в основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей».

    5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы (раскройте в соответствии с вышеуказанными). Например: «Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач».

    1-я часть (обязательная)

    1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

    В этом разделе ДОУ необходимо представить:

    Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности;

    Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

    Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (приложение № 3);

    Систему закаливающих мероприятий;

    2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

    В этот раздел включаются материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. Каждая образовательная область может быть представлена в двух таблицах: первая - перечень программ, технологий, пособий; вторая - отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию. Этот раздел специфичен для каждого ДОУ и даже для каждой возрастной группы, поэтому формы образовательной деятельности могут быть включены в перспективный план по каждой образовательной области знаний по возрастным группам. Учитывая, что каждая образовательная область имеет свою специфику, воспитатель самостоятельно выбирает формы образовательной деятельности детей. При этом общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

    Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

    Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    Самостоятельную деятельность детей;

    Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Перечень комплексных программ

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

    2. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. - М.: Карапуз, 1997.

    3. Программа «Развитие» / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. - М., 1994; 1995.

    4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. - М.: Детство-Пресс, 2010.

    5. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова и др. - М.: Просвещение, 2001.

    6. Программа «Детский сад - дом радости» / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. - Пермь, 1990; 1991.

    2.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»

    Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих специфических задач:

    – развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

    – накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Перечень программ и технологий

    Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Приводим пример в соответствии с ФГТОП:

    – физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

    – любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

    – эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

    – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

    – способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

    – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

    – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

    – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

    – овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

    2-я часть. Региональный компонент.

    Основная цель дошкольного образования города Москвы - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

    В «Основных направлениях Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 2008–2017 гг.» четко обозначены задачи двух больших проектов, в реализацию которых постепенно включаются все дошкольные образовательные учреждения города Москвы:

    Совместный пилотный проект Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»;

    Проект «Детский сад будущего».

    В качестве региональных особенностей, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, выступают разработанные программы, методические пособия и рекомендации по направлениям реализации этих двух проектов.

    В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 12 марта 2008 . № 82 «О ресурсном центре в рамках реализации совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)» была создана экспериментальная площадка «Московское образование: от младенчества до школы». В настоящее время в структуру площадки включены 32 образовательных учреждения: 17 ресурсных центров и 15 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, представляющие все окружные образовательные системы.

    В настоящее время на основании приказа Департамента образования города Москвы ведется работа по реализации совместного пилотного проекта в области раннего воспитания и образования детей «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО.

    В рамках реализации этого проекта созданы и активно действуют 17 ресурсных центров по направлениям проектов:

    1. «Детский сад для всех» - инклюзивное, интегративное и специальное образование для детей с 2 месяцев до 7 лет.

    2. «Двуязычный ребенок - диалог языков и культур» - организация дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия в связи провозглашением 2008 года Международным годом языков.

    3. «Маленькие гении» - интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

    4. «Мы и природа» - раннее экологическое образование в связи с десятилетием образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005–2014).

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Особенности структуры основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

    Сегодня ДОУ работают над реализацией основной общеобразовательной программы, целью которой является обеспечение качественной реализации программы через подбор и создание методического обеспечения и изменение структуры образовательного процесса.

    Основная общеобразовательная программа ДОУ – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.

    обязательная часть часть, формируемая участниками образовательного процесса Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 80% общего объема Программы 20% общего объема Программы 65% - 80% от времени функционирования дошкольного учреждения

    Структура Программы Глава 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ; Глава 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей; Глава 4. Содержание коррекционной работы; Глава 5. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки); Глава 6. Система мониторинга. Глава 7. Условия реализации программы дошкольного образовательного учреждения. Глава 1. Пояснительная записка I ЧАСТЬ (обязательная) Титульный лист I I ЧАСТЬ (вариативная)

    Титульный лист 1. Название ДОУ. 2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…..» 3. «Принято на заседании педагогического совета, дата, протокол №…» 4. «Согласовано» (УО или др.) 5. Год. 6. На обороте титульного листа содержание (оглавление) ОП.

    Структура Программы Пояснительная записка Название ДОУ в соответствии с лицензией. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников. Направления развития. Содержание образовательного процесса. Цели и задачи деятельности ДОУ. Особенности образовательного процесса. Принципы и подходы к формированию образовательной программы.

    Основные направления развития Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическая культура Здоровье Музыка Художественное творчество Коммуникация Познание Чтение художественной литературы Социализация Труд Безопасность Пояснительная записка

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования * Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. * Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе. Пояснительная записка

    Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах: познавательно-речевое развитие художественно-эстетическое развитие 20 - 40% физическое развитие социально-личностное развитие Пояснительная записка

    Общий объем обязательной части Программы включает время, отведенное на: НОД ОД в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями детей Самостоятельная деятельность детей Пояснительная записка

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна Соответствовать принципу развивающего образования Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и особенностями образовательных областей Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. , через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра. Пояснительная записка

    Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Проектирование, планирование и организация текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям включает: Цель, задачи; Модель, схему или таблицу по интеграции с другими образовательными областями; Программное обеспечение; Таблица или схема по реализации образовательных областей в разных формах работы, средства, приемы, методы работы с детьми. Глава 3.

    Расчет общего объема ОЧ ООП ДО и ЧФУОП Структура образовательного процесса ООП ДО Возраст детей 6-7 лет Основная часть- 80% ЧФУОП -20% Режим работы учреждения: 10,5 ч. Минуты: 630 мин Общее: 630 мин Время когда не реализуется ООП ДО (сон, присмотр и уход) 120 мин Время для реализации ООП ДО Общее: 510 мин 80% 408 мин 102 мин НОД, осуществляемая в процессе реализации различных видов детской деятельности Общее: 120 мин 90 мин 30 мин ОД, осуществляемая в ходе режимных моментов Общее: 240 мин(510-120-150) 192 мин 48 мин Самостоятельная деятельность детей Общее: 150 мин 120 мин 30 мин Глава 3.

    Направления развития воспитанников Образовательные области Ведущий вид деятельности Сопутствующие виды деятельности Интеграция образовательных областей Физическое развитие Ф изическая культура Двигательная Игровая Коммуникативная. Музыкально-художественная Познавательно-исследовательская Здоровье Безопасность Музыка Коммуникативная Познание Здоровье Игровая Двигательная Коммуникативная Познавательно-исследовательская Чтение ХЛ Трудовая Продуктивная Физическая культура Коммуникативная Познание Чтение Труд Художеств. творчество Циклограмма образовательной деятельности Глава 3.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ Включают: итоговые результаты, или совокупность интегративных качеств детей «на выходе» из системы дошкольного образования (социальный портрет ребенка 7-ми лет); промежуточные результаты, отражающие возрастную динамику формирования интегративных качеств ребенка. Глава 5.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Должна обеспечивать: к омплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга Глава 6.

    это часть основной - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процес c . I I ЧАСТЬ. Вариативная Структура Программы

    Различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая специфику условий его осуществления. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетное направление деятельности. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетные направления деятельности; 3) реализацию программы дополнительного образования.

    Условия реализации образовательной Программы ДОУ включают: Управление реализацией Программы; Создание и обновление предметно-развивающей среды; Инновационную или экспериментальную работу; Формы сотрудничества с семьей; Преемственность в работе ДОУ и школы; Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями. Глава 7.

    Индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы: Пояснительная записка Организация режима пребывания в ДОУ Содержание коррекционной работы Система мониторинга Унифицированными будут разделы: Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Спасибо за внимание!


    Муниципальное учреждение

    «Управление образования Администрации города Бийска»

    Информационно-методический центр

    Разработка образовательной программы

    дошкольного образовательного учреждения.

    Бийск

    Составители:

    методист ИМЦ МУ «Управление образования Администрации города Бийска»

    заведующий МДОУ «Детский сад № 51»

    Разработка образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации.

    Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. В п. 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении отмечено, что «содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования , разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно».

    Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аккредитации, изменения бюджетного финансирования , организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

    Наряду с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения необходимо знакомить родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного про­цесса, индивидуально с каждым заключать родительский договор. Из числа других документов, с которыми нужно знакомить родителей, прежде всего, необходимо отметить образовательную программу ДОУ. Этот документ будет ориентировать родителей на информацию о предоставляемых образовательных услугах, что в свою очередь будет способствовать обеспечению реализации права родителей на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

    Разработать качественную образовательную программу практикам мешают существующие на сегодняшний день разночтения в определении самого понятия «образовательная программа», которое различные авторы трактуют либо как программу развития , либо как программу, отражающую специфику образовательной деятельности учреждения или как документ, позволяющий индивидуализировать образовательные маршруты воспитанников. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении. В то же время существует реальный опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа. Таким образом, можно зафиксировать еще одно явное противоречие между требованием Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов о разработке и реализации каждым образовательным учреждением самостоятельно».

    Практическая значимость данного вопроса, его актуальность определило логику отбора материалов для данного пособия. Представленные материалы отражают основные цели и специфику дошкольного образовательного учреждения, программа которого должна строиться с учетом особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста, когда преобладающими являются ценности развития и воспитания.

    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 000 от 01.01.01 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

    В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

    примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

    примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    До ввода в действие этих двух программ настоящие рекомендации являются временными.

    Общие положения

    Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании».

    Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении (С. Кузьмин).

    Образовательная программа – это конкретная модель учебно-воспитательного процесса того или иного дошкольного учреждения. Она должна охватывать все виды деятельности детей (а не только обучение) с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде ().

    Образовательная программа ДОУ – это комплекс определенного содержания образования, определенных средств педагогической коммуникации (формы, методы и средства обучения и воспитания), а также кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей воспитанников ().

    Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы ().

    Образовательная программа – это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке.

    Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).

    Назначение образовательной программы - мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

    Обобщая все выше сказанное, образовательную программу дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанный по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории .

    Образовательная программа должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей, а не только образование, с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

    Программа должна показать:

    · как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников;

    · какие новые педагогические технологии применяются в работе с детьми;

    · как учитываются индивидуальные особенности и возможности воспитанников.

    Образовательную программу ДОУ не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ. Структура и содержание образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

    Структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

    Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.

    Титульный лист.

    Когда и кем утверждена, где рассмотрена, с кем согласована программа. Название программы с полным наименованием учреждения.

    Наименование населенного пункта, год разработки.

    Раздел 1. Общие положения.

    1.1. Пояснительная записка.

    1.2. Информационная справка о ДОУ.

    2.1. Анализ материально-технической базы ДОУ.

    2.2. Анализ основных достижений и проблем педагогов.

    2.3. Анализ медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

    2.4. Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса.

    2.5. Анализ личностно-ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников и социальными институтами.

    2.6. Характеристика социального заказа на образование.

    образовательного учреждения.

    Раздел 6. Содержание воспитательно-образовательного процесса.

    6.1. Реализуемые программы дошкольного образования, обоснование их

    6.2. Характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей.

    Раздел 7. Проектирование и планирование педагогической

    деятельности, выстраивание целостного педагогического

    процесса.

    7.1. Принципы организации образовательного процесса.

    7.2. Система реализации общеобразовательной программы дошкольного

    образования.

    7.3. Режимы дня на холодный и теплый период по возрастным группам,

    согласно реализуемой общеобразовательной программы

    дошкольного образования.

    7.4. Система работы по адаптации вновь прибывших детей к условиям ДОУ.

    7.6. Учебный план.

    7.7. Расписание занятий.

    7.8. Расписание работы кружков.

    7.9. Коррекция и взаимодействие специалистов по обеспечению

    индивидуального сопровождения воспитанников.

    7.10. Планирование содержания воспитательно-образовательного процесса на месяц в утренние и вечерние часы.

    7.11. Система физкультурно-оздоровительной работы.

    7.12. Организация питания.

    7.13. Планирование системы праздников и развлечений.

    7.14. Воспитательная система ДОУ.

    Раздел 8. Мониторинг развития детей.

    Раздел 9. Условия реализации образовательной программы ДОУ.

    9.1. Нормативно-правовая основа реализации программы.

    9.2. Система управления ДОУ.

    9.3. Модель методической работы.

    9.4. Модель взаимодействия специалистов ДОУ.

    9.5. Формы работы с родителями.

    9.6. Преемственность в работе ДОУ и школы.

    9.7. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

    9.8. Предметно-пространственная организация ДОУ.

    9.9. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов.

    9.10. План-карта инновационной работы ДОУ. Инновационные проекты педагогов.

    Образовательная программа содержит различную информацию об особенностях деятельности дошкольного учреждения в целом по возрастным группам. От того, насколько грамотно и системно эта информация представлена в программе зависит и качество образовательной деятельности учреждения.

    1. Титульный лист.

    На титульном листе образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

    · в левом верхнем углу листа обозначается информация о том, где рассматривалась программа и принята (например, принята на Совете ДОУ, протокол № ___от _______);

    · в правом верхнем углу обозначается информация об утверждении программы (например, Утверждаю. Заведующий МДОУ «Детский сад № ___». Ставится подпись руководителя учреждения, расшифровка и печать;

    · в центральной части титульного листа, дается полное наименование учреждения (например, « Образовательная программа МДОУ «Детский сад № __» комбинированного вида, II категории);

    · ниже наименования указываются авторы, разработчики программы, коими могут быть специалисты дошкольного учреждения (воспитатели группы, а также заведующий, старший воспитатель, психолог, логопед , воспитатель) или творческий коллектив, включающий также специалистов других учреждений образования (научного руководителя, специалиста управления образования);

    · в нижней части титульного листа указываются наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ и год разработки образовательной программы.

    Раздел 1. Общие положения.

    Раздел «Общие положения» включает пояснительную записку и информационную справку о ДОУ.

    В пояснительной записке указываются основные концептуальные подходы, использованные при разработке программы, описание ее целей и ценностей и предполагаемые сроки ее реализации.

    В концепции программы важно представить обоснование актуальности для учреждения разработки того или иного варианта программы. Как правило, при обосновании выбора варианта образовательной программы отмечаются следующие актуальные позиции:

    · образовательная программа учитывает потребности детского контингента, что особенно актуально для учреждений с приоритетами в деятельности (например, ДОУ посещают дети с проблемами в развитии, требующие специализированной коррекции, в связи с этим, программа предусматривает систему коррекционно-развивающей работы с детьми),

    · содержание образования может быть ориентировано на заказ родителей, что важно учитывать ДОУ - Центрам развития (в этой связи, в программу включено соответствующие содержание дополнительного образования , либо организованы вариативные услуги семьям микрорайона),

    · при разработке программы учитываются также культурно-образовательные особенности территории, что важно для ДОУ любого вида (в этом случае, содержание включает региональный компонент образования, например, региональные программы и технологии по музейно-педагогической работе, краеведению),

    · при разработке образовательной программы (ОП) могут быть учтены также особенности деятельности специалистов ДОУ, уровень их квалификации, позволяющие расширить реализуемое на группе содержание образования за счет разработанного педагогами авторского методического обеспечения.

    Концепция включает также характеристику целей и ценностей программы. Ценности, как правило, соответствуют общим идеологическим ориентирам образования (разностороннее развитие ребенка, воспитание нравственного сознания и поведения, здоровый образ жизни, формирование общей культуры личности и т. д.). Цели, реализуемые образовательной программой, представляют собой конкретизацию целей общего образования и могут быть различны, однако независимо от ее конкретного варианта направлены на реализацию условий для обучения, воспитания, развития, оздоровления воспитанников. Цели и задачи ОУ определяются также в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, его Уставом и реализуемыми программами, технологиями.

    В информационной справке о дошкольном образовательном учреждении следует отметить:

    Общие сведения.

    · Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес , фактический адрес, телефоны, факс, e-mail).

    · Заведующий (ФИО).

    · Приоритетное направление в образовательной деятельности.

    · Краткая историческая справка.

    · Проектная мощность и реальная наполняемость.

    · Перечисление помещений и сооружений ДОУ.

    Учредитель МДОУ.

    Учредительные документы.

    Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп).

    Кадровый потенциал ДОУ: всего сотрудников - …, из них административный состав - … человек, педагогический персонал - … человек, учебно-вспомогательный персонал - … человек, обслуживающий персонал - … человек.

    Необходимо представить социальный паспорт ДОУ.

    Можно представить информацию, раскрывающую индивидуальность ДОУ.

    Раздел 2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности.

    Данный раздел образовательной программы включает характеристику социального заказа на образование, основных достижений и проблем педагогов.

    Анализ основных достижений и проблем представляется в образовательной программе с учетом реализуемого содержания в соответствии с используемым педагогами диагностическим инструментарием.

    В данном разделе программы представляются обобщенные результаты обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления воспитанников, как правило, в форме сводных таблиц или диаграмм: например,

    · уровень социальной компетентности и воспитанности детей;

    · общее количество или % детей, освоивших программы (по уровням, представленным в реализуемых комплексных программах);

    · результаты освоения детьми разных видов деятельности;

    · динамика развития физических качеств воспитанников;

    · показатели заболеваемости (за 3 года);

    · количество или процент детей, выпущенных с чистой речью;

    · количество детей, у которых сформирована готовность к школе;

    · результаты адаптации детей в начальной школе;

    · другие результаты в соответствии с содержанием проводимой в ДОУ диагностики.

    Раздел 3. Предназначение дошкольного образовательного учреждения.

    В данном разделе необходимо сформулировать предназначение конкретного дошкольного образовательного учреждения. Оно формулируется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, исходя из статуса, вида (для какой категории детей), государственного и муниципального заказа, обосновывается возможностями конкретного образовательного учреждения и запросами семьи.

    Формулировка предназначения должна быть краткой и понятной как педагогическому коллективу, так и ближайшему социальному окружению дошкольного образовательного учреждения и в первую очередь семье.

    Раздел 4. Описание «модели» выпускника дошкольного

    образовательного учреждения.

    Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника разрабатывается в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением конкретного дошкольного образовательного учреждения.

    Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

    1. Проектируемый образ выпускника полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.

    2. В образ выпускника необходимо включить как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника.

    3. Основные параметры подготовленности выпускника следует излагать, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.

    4. Образ выпускника - это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка.

    5. Полезно проектировать образ выпускника конкретного дошкольного образовательного учреждения с учетом мнений ближайших образовательных учреждений, в которых выпускники продолжат свое образование. Это будет способствовать укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения.

    За основу описания модели выпускника можно взять описание интегративных качеств ребенка-дошкольника:

    физически развитый , овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

    любознательный, активный . Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

    эмоционально отзывчивый . Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

    овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

    способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

    способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

    имеющий первичные представления о себе , семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

    овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

    овладевший необходимыми умениями и навыками . У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    Кроме того, научный коллектив научно-исследовательского Центра «Дошкольное детство» им. выделил базисные характеристики личности ребенка, которые формируются в дошкольном возрасте, находятся в постоянном развитии, на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. Эти характеристики личности, по своей сути, и составляют тот «желаемый образ» ребенка старшего дошкольного возраста, который готов к школе. К базисным характеристикам личности относятся: компетентность, эмоциональ­ность, инициативность, самостоятельность. Эти характеристики определяют в нашем представлении «модель» выпускника современного дошкольного образовательного учреждения, способного адаптироваться в современном информационном мире. Формирование данных качеств личности являются результатом реализации вариативных образовательных программ в дошкольном образовании, в конкретном учреждении.

    В дошкольном возрасте к семи годам базисные характеристики личности становятся наиболее содержательными, чем на протяжении всего дошкольного детства: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах; появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т. п.) и стойкая мотивация достижений и успеха.

    Компетентность

    Социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Важным становится умение заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

    Коммуникативная компетентность проявляется в возможном свободном диало­ге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

    К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство является ценнейшим качеством личности, которое требует поддержки со стороны всех работников образовательного учреждения и родителей.

    Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризу­ется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому пла­нированию. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с уни­версальными знаковыми системами - алфавитом ; цифрами и др. Старший дошкольник свободно владеет речью (имеет достаточно большой словарный запас, грамматически правильно строит предложения, имеет развитый фоне­матический слух) и имеет представление о звуке, слове, предложении.

    Компетентность физического развития старшего дошкольника опреде­ляется как выросшие возможности владения своим телом, различными ви­дами все более совершенных движений. Имеет знания о своем организме, о здоровом образе жизни и необходимости заботы о своем здоровье. Старший дошкольник владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

    Эмоциональность

    Ребенок старшего дошкольного возраста отличается большим богатством переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большим прояв­лением произвольности эмоциональной сферы. Психологи подчеркивают по­явление одного из важных психических новообразований - «эмоционального предвосхищения» - предчувствия собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами деятельности.

    Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопережи­вании другому человеку, но и в содействии ему.

    Креативность

    Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фанта­зии, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Ребенок на пороге школы все более активен, готов к спонтанным решениям, любопытен, задает вопросы взрослому, способен к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, имеет стойкую мотивацию достижений, развитое воображение. Процесс со­здания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

    Произвольность

    Семилетний дошкольник способен к волевой регуляции поведения, преодоле­нию непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилу. Проявляет волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «не­льзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодо­левать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

    Инициативность

    Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка: в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать вид деятельности по своему желанию, включиться в разговор. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

    Детская инициативность, свобода, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном направлении со стороны взрослых, которые должны поддерживать и развивать эти черты личности.

    Самостоятельность и ответственность

    Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами - включение освещения, телевизора, проигрывателя и т. п.). Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

    Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

    Самооценка

    Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей де­ятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. Но психологи подчеркивают важную психологическую особенность: характерна завышенная общая само­оценка, которая влияет на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).

    Свобода поведения

    Это сложное понятие основывается на компетентности и воспитанности, которая у ребенка сформирована. Свободный ребенок отличается внутрен­ней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Вместе с тем ребенок осторожен и предусмотрителен, избегает травм, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми. Дошкольник может выполнять выработанные обществом правила поведения. Воспитание в дошкольнике чувства безопас­ности и свободы поведения опирается на понимание причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях.

    Приведенные требования к выпускнику могут быть дополнены в соответс­твии со спецификой целей образования в каждом дошкольном образовательном учреждении. В этом случае необходима дифференциация качеств выпускника в зависимости от вида и предназначения образовательного учреждения.

    Раздел 5. Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

    Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении должны быть определены в соответствии с разработанной «моделью» выпускника и определением места каждого дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве города и ближайшем социальном окружении.