Войти
Логопедический портал
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Трёхсложные слова в русском языке примеры. Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

    Трёхсложные слова в русском языке примеры. Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

    Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.

    В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.

    Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, ) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.

    Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

    Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.

    Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.

    Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.

    При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

    Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:

    «начало», «середина», «конец»;

    «перед», «за», «после», «между»;

    «последний», «первый».

    Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к слов.

    Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

    Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

    Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.

    Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.

    В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

    Гласный +гласный /ау, уа, иа/
    Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
    Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
    Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
    Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
    Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
    Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

    Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

    1. Двусложные слова из открытых слогов:

    дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

    Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

    хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

    Предложения.

    Мою руки.
    Веду Галю.
    Машу Коле.
    Несу мыло.
    Даю маме.
    Вижу рыбу.
    Беру вещи.
    Несу вату.
    Хочу дыню.
    Еду к морю.
    Бегу к маме.
    Лиса в лесу.
    Ежи в норе.
    Часы в доме.
    Жарю рыбу.
    Лиса в яме.
    Нога в луже.
    Рыба в воде.
    Щука в реке.
    Сомы в тазу.
    Маки в вазе.

    Составить предложения:

    Пью кофе, воду, соки.
    Ем кашу, мясо.
    Несу рыбу, вещи, ноты.
    Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.
    Ношу шубу, боты, бусы.
    Чищу зубы, полы, шубу, сани.
    Даю кашу маме, козе, Тане, папе.
    Даю маме вазу.
    Несу Кате вещи.
    Мама Милу в ванне мыла.

    Чистоговорки:

    Са-са -са на носу оса.
    Ло-ло-ло еду я в село
    Ка-ка-ка у меня рука
    Га-га-га у меня нога
    Ва-ва-ва, на суку сидит сова
    Ва-ва-ва, вот вода.
    Гуси.гуси Га-Га-Га
    У Бобы были бобы

    2. Трехсложные слова из открытых слогов:

    лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

    Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

    ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

    ОНИ летали, читали, бегали, носили,

    Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

    Хорошо, весело.

    Предложения.

    Машина гудела.
    Ворона летала.
    Бараны бодали.
    Собаку ругали.
    Полено рубили.
    Корову доили.
    Канаву вырыли.
    Марина бегала.
    Наташа купила бананы.
    Я сажаю розы,
    Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.
    Мы носили овощи /бумагу, сапоги/.
    Я купаю собаку.
    Я читаю газету.
    Я катаю колесо.
    Я кидаю монету

    Упражнение «Что из чего?»

    Дом из соломы.
    Газета из бумаги.
    Лопата из железа.
    Ракета из металла.
    Ворота из дерева.
    Сыр из молока.
    Мяч из резины.

    Мету, мету, не вымету.
    Несу. Несу, не вынесу.

    Чей предмет?

    Мамина монета.
    Папина машина.
    Катина панама.
    Мишина газета.
    Васина бумага.
    Тетина бусина.
    Валины сапоги.

    Добавить слог:

    КА
    мака..
    ата..
    соба..
    соро..
    ДА
    пома..
    побе..
    пого..
    шара..
    ДЫ
    похо..
    наря..
    пара..
    ТА
    пала..
    ребя..
    каю..
    защи..
    рабо..
    забо..
    газе..
    высо..
    боло..
    лопа..
    воро..
    охо..
    копы..
    раке..
    галле..
    ГА
    бума..
    вата..
    теле..
    доро..
    раду..
    кура..
    белу..
    НА
    коро..
    воро..
    ВА
    заба..
    ана..
    оро..
    МА
    пижа..
    пана..
    ША
    копу..
    кало..
    поро..
    афи..

    Чистоговорки:

    Воду, воду, воду, воду лили, наливали.
    Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.
    Ко, ко, ко, не ходите далеко.
    Наша река широка, как Ока
    Му, му, му, молока кому?

    Муха-горюха села на ухо.
    Уха была неплоха, хороша была уха!

    Катя упала в канаву.
    Около кола колокола.
    Дарики-дарики,
    Летели комарики

    Один – много

    Лошадь – лошади
    Лебедь –
    Завод –
    Лопата –
    Халат –
    Салат –
    Дорога –
    Жираф –
    Чудо –
    Котёнок –
    лисёнок –
    утёнок –
    ежонок –
    ужонок –

    3. Односложные слова из закрытого слова:

    мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

    Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

    Предложения:

    Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

    Упражнение «Так бывает?»

    У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.
    У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.
    У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.
    У кота зубы? – Да, у кота зубы.
    У кита ноги? – Нет у кита ног.
    У деда сани? – Есть у деда сани.
    У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.
    У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.
    У дома ухо? – Нет у дома уха.

    4. Двусложные слова с закрытым слогом:

    лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

    Вадим, Тимур, Данил, Семен…

    Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

    Добавляем слог:

    Был – за…был
    Бил – за…был
    Пел – за…пел
    Дул – по…дул
    Мёл – вы…мел
    Пил – вы…пил
    Нес – вы…нес
    Шел – у…шел
    Дал – по…дал

    Назови ласково:

    Пень – пенек
    День – денек
    Тень – тенек
    Дом – домик
    Кот – котик
    Сад – садик
    Нос – носик
    Шар – шарик

    Лес – лесок
    Мёд – медок
    Лёд – ледок
    Дым – дымок
    Час – часок
    Воз – возок

    Чистоговорки:

    Гу – гу – гу
    Гудит гудок
    Ды-ды-ды
    Идет дымок
    Зу-зу-зу
    Едет возок

    Тук, тук, тук
    Тук, тук, тук.
    Это кто был тут?
    Это бык — бычок.
    Это кот - коток.
    Это рак – рачок.

    Мяу, мяу кот пищит
    У него живот болит

    Лю – ли, лю – ли, лю – ли
    Полетели гули.

    За-за-за Вот идет коза
    Зу-зу-зу Вижу я козу.
    Са-са-са Вот летит оса
    Сы-сы-сы Нет осы
    Жи-жи-жи Вот бегут ежи
    Щу-щу-щу Я тебя ищу.
    Да-да-да Вот у нас вода

    Би, би, би – Гудит машина.
    Не поеду без бен-зина.

    Ахи, ахи, ахи – ОХ!
    Маша сеяла горох!

    Вот гудит паровоз,
    Он вагоны повез
    Чох, чох – чох!
    Чу – чу – чу!
    Далеко я качу!

    Жу – жу — жу. На лужок хожу.
    Жу – жу – жу. На жуков гляжу.

    Гуси, гуси
    Га – га – га
    Пить хотите?
    Да – да – да.
    Гуси гуси, вот вода!
    Так бегите вы сюда!

    Укусила кису муха
    И болит у кисы ухо.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Чей предмет?

    Мамина сумка.
    Папина полка.
    Надина булка.
    Петина майка.
    Васин замок.
    Танин мячик.
    Любин чулок.
    Катин бидон.
    Дашин талон.
    Дядин топор.
    Васин забор.

    Предложения:

    Жираф ходит.
    Камень лежит.
    Козел бежит.
    Ветер дует.
    Сахар лежит.
    Захар рубит щепки.
    Толик машет рукой.
    Иван хочет воды.
    Заяц бежит.
    У Пети болит бок.
    У Коли болит нос.
    У Симы болит рука.
    Дима несет воду.
    Петя лечит Люду.
    Катя лепит пенек.

    Что буду делать?

    Пилю – буду пилить.
    Варю –
    Дарю –
    Жарю –
    Хожу –
    Ношу –
    Чиню –
    Бужу –
    Ношу –
    Верю –
    Думаю –
    Пишу –
    Делаю –
    Читаю –
    Нюхаю –
    Копаю –

    Я веду – и мы ведем
    Я пою – и мы поем
    Я несу — и мы несем
    Я беру – и мы берем
    Я иду – и мы идем
    я сижу – и мы сидим

    5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

    банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

    Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

    держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

    Чистоговорки:

    Ву-ву-ву, я вам букву назову.
    Су-су-су, я вам тыкву несу.
    Су-су-су, киске миску несу.

    Киска, киска, где твоя миска?
    Ест киска суп из миски.
    Сыта киска – пуста миска.

    В гости к Вове,
    В гости к Вале,
    В гости к Васе,
    В гости к Ване.

    6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

    кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

    Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

    Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

    блюдо, блины, слоны, стена,

    Плавать, глотать, стучать

    Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

    Чистоговорки:

    На окошке – кошка, под окошком клумба.

    Бы, бы, бы, идет дым из трубы.
    Вы, вы, вы, у Вовы сливы.
    Ил-ил-ил, я вам санки купил

    В коробке – гвозди,
    в корзине – грозди,
    в кузове – грузы,
    в лукошке – грузди.

    Ан, ан, ан, папа чинит кран.
    Уп, уп, уп, мама варит суп.
    Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

    Наш Полкан попал в капкан.

    Клава купила какао.
    Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!
    Прохор и Пахом ехали верхом.

    У Кати колпак.

    Если бы да кабы, во рту выросли грибы.
    Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»

    Я бегу, бегу, бегу
    Я на месте не стою.

    Мы бежим, бежим,
    Мы на месте не стоим

    Я по улице иду
    И флажок в руке несу.

    Мы по улице идем
    И флажок в руке несем.

    7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
    колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
    пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
    Чистоговорки:

    Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

    Говорит великан великану:
    Головой я до неба достану!
    Великану в ответ великан:
    Выпить весь я могу океан!

    На горе гогочут гуси,
    Под горой огонь горит.

    8. Трехсложные слова со стечением согласных:

    яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

    Назови ласково:

    Оля – Олечка
    Коля – Коленька,
    Таня – Танечка
    Миша – Мишенька
    Вася – Васенька
    Петя – Петенька
    Света – Светочка
    Нина – Ниночка
    Ветка – веточка
    Сетка – сеточка
    Лента – ленточка
    Лодка – лодочка

    Кот – котенок
    Утка – утенок
    Лиса – лисенок
    Лось – лосенок
    Волк – волчонок
    Еж – ежонок
    Уж – ужонок
    Белка – бельчонок

    Чистоговорки:

    Где мед, там и мухи.
    Была бы охота, закипит работа.

    Лапкой Полкан палку толкал.

    Покатил Костя в Кострому в гости.

    У Фани фуфайка у Феди туфли.

    У Вани свекла,
    у Вали брюква,
    у Васи тыква,
    у Вовы клюква.

    Свёкла у Фёклы
    Сохла и мокла,
    Мокла и сохла,
    Пока не засохла.

    Метил в ворону, попал в корову.

    Дарья дарит Дине дыни.

    Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.
    Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!
    Ду -ду -ду, растут яблони в саду.

    Спит спокойно сытый сом,
    Сладко смотрит сотый сон.

    «Кукушка»

    У леса на опушке, высоко на суку
    С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!
    Внизу бежит речушка по желтому песку,
    Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

    панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

    «Считалка»

    В небе паровоз летает,
    В море плавает вагон,
    Волк по воздуху шагает,
    Кто не верит – выйди вон!

    Чистоговорки:

    Бегемот разинул рот,
    булки просит бегемот.

    Охотник поехал на охоту.

    Говорит попугай попугаю:
    - Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай:
    Попугай! Попугай! Попугай!

    Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,
    У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

    Что рисуют дети?

    Стас рисует глобус,
    А Света – автобус.
    Стас рисует квас,
    А Света – ананас.
    Стас рисует маску,
    А Света – колбаску.
    Стас рисует сыр,
    А Света – сувенир.
    Стас рисует нос,
    А Света – пылесос.
    Стас рисует сок,
    А Света – поясок.
    (Смирнова Л.Н.)

    10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

    матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

    Предложения и чистоговорки:
    Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.
    Кораблем управляет капитан.
    На клумбе цветут красные маки.
    В конюшне стоят кони.
    Катя и Коля слепили снежный ком.
    У Кондрата куртка коротковата.
    Няня нянчит Надю с Ниной.
    У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.

    Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
    А козе – капустки кочанчик хрусткий.

    11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

    Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

    зна – зно – зну – зны
    гна – гно – гну – гны
    кля – клё – клю – кли
    тля – тлё – тлю – тли
    нта – нто – нту – нты
    ста – сто – сту – сты
    дна – дно – дну – дны
    фта – фто –фту – фты
    и т.д.

    флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

    Чистоговорки:

    Тетя Катя ткет ткань.
    Та, та, та, хвост пушистый у кота.
    Наш гость купил трость.
    Ткач ткет ткани на платье Тане.

    13. Двусложные слова с двумя стечениями:

    звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

    Лед да лед,
    Лед да лед.
    А пингвин по льду идет.
    Скользкий лед,
    Скользкий лед.
    А пингвин не упадет.

    Сидит сокол в гнезде.
    А около – соколята этого сокола.
    Соколята, смирно сидите,
    Со скалы вниз не соскользните.

    14. Четырехсложные слова из открытых слогов:

    пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

    Чистоговорки и стихи:

    Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка! (12 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

    Людмила Ивановна Галий
    Урок по теме «Слоговой состав слова: трехсложные слова» во втором классе. Русский язык

    Тема : «Слоговой состав слова : трехсложные слова »

    4 занятие по теме

    Цель : Развитие слогового анализа и синтеза .

    Задачи : Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов . Закрепить понятие «слог » , «буква» , «звук» , «гласный» , «согласный» . .

    Оборудование : Цветные ручки, рабочие тетради, карточки с заданиями.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Отгадайте загадки.

    Бегу я как по лесенке,

    По камушкам звеня

    Из далека по песенке

    Узнаете меня? РУЧЕЁК

    Запылал у чудовища изумрудный глаз

    Значит можно улицу перейти сейчас СВЕТОФОР

    Определите количество слогов в словах – отгадках .

    Сегодня мы продолжаем работать с трёхсложными словами .

    II. Основная часть.

    Повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков .

    (Сколько в слове гласных , столько и слогов )

    1. «Сыщик» .

    Запишите слова под диктовку :

    ВОРОТА ВОРОНА ВОРОНЕЖ ПОВОРОТ ЖАВОРОНОК ВОРОТНИК ВОРКУТА ТВОРОГ

    Где спрятался ВОР?

    2. Составить слово из слогов .

    ПОСЫЛКА ПРОДАВЕЦ ПРОКАЗНИК ОЗОРНИК

    Запишите слова . Разделите на слоги .

    4. Запись трёхсложных слов .

    Послушайте слова . Запишите только те, в которых 3 слога .

    ГУСИ СНЕГИРИ ЖУРАВЛИ ЧИЖИ

    ЗАЙЦЫ МЕДВЕДИ РЫСИ КАБАНЫ

    МОЛОТКИ ГВОЗДИ КЛЕЩИ ШУРУПЫ

    ПАЛЬТО КУРТКИ РУБАШКИ ФУТБОЛКИ

    Разделите слова на слоги .

    5. Добавьте слова .

    – Закончите четверостишье.

    Волка все в лесу боятся,

    Очень любит он кусаться.

    Ходит в мягких тапочках

    Он за Красной…

    Красной Шапочке не страшно -

    Паренек с ней ходит важный.

    Он не пахарь и не плотник,

    Он гроза волков -…

    У охотника сестрица

    Очень знатная девица.

    Принцы все стремятся в сказку,

    Чтоб взять замуж…

    Златовласка любит песни,

    Что одна другой чудесней.

    А поёт их средь ветвей

    До рассвета…

    Соловей петь песни любит.

    Брат его прохожих губит.

    Кто с ним встретился - покойник,

    Потому что он…

    Все ли добавленные слова подходят к нашему занятию? Почему? Запишите трёхсложные слова в столбик , разделите на слоги .

    6. Подберите словечко .

    Подберите и запишите слова-признаки , подходящие по смыслу к словам из предыдущего задания.

    7. Запись под диктовку.

    Что это за девица :

    Не швея не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год?

    Подчеркнуть слова , которые нельзя переносить.

    Найдите трехсложные слова . Разделить их на слоги .

    8. Запишите слово – отгадку .

    ЁЛКА - ЁЛОЧКА

    Разделить на слоги . Изменить слово так , чтобы оно стало трехсложным . Начертить схему.

    III. Итог занятия.

    Что сегодня мы делали на занятии?

    Какое правило гласных вы знаете?

    Формирование слоговой структуры слова

    Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

    Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

    1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

    Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши , речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

    2) Коррекционный этап - воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

    Данный этап проходит в следующем порядке:

    · - уточнения артикуляции сохранных звуков;

    · - проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

    Гласный +гласный /ау, уа, иа/
    Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
    Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
    Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
    Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
    Гласный + согласный + согласный /афт – афт - афт/
    Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

    · - проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

    Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой).Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

    1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети ).

    2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина ).

    3. Односложные слова (дом, мак ).

    4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель ).

    5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

    6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

    7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон ).

    8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки ).

    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник ).

    10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка ).

    11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф ).

    12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт ).

    13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка ).

    14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

    В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

    Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

    Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

    Приложение 1

    Нормы развития слоговой структуры слова

    у детей разной возрастной категории:

    3 года : воспроизведение слов, состоящих:

    Из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

    Из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

    Из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

    4-5 лет: воспроизведение слов:

    Из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

    Из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

    Ребенок должен уметь:

    Назвать предметные картинки;

    Повторить слова за взрослым;

    Ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

    После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

    Водопроводчик чинил водопровод.

    Милиционер регулирует уличное движение.

    В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

    Строители работают на строительстве высотного дома.

    Волосы подстригают в парикмахерской.

    Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

    Детишкольного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

    Чтение слов сложной слоговой структуры;

    Чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

    Чтение скороговорок;

    Списывание сложных слов и предложений.

    Приложение 2

    Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

    1. Двусложные слова из открытых слогов:

    дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

    Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

    хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

    2. Трехсложные слова из открытых слогов:

    лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

    3. Односложные слова из закрытого слова:

    мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

    Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

    4. Двусложные слова с закрытым слогом:

    лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

    5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

    банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

    Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

    держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

    6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

    кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

    Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

    Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

    блюдо, блины, слоны, стена,

    Плавать, глотать, стучать

    Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

    7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
    колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
    пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
    8. Трехсложные слова со стечением согласных:

    яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

    панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

    10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

    матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

    11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

    Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

    зна – зно – зну – зны
    гна – гно – гну – гны
    кля – клё – клю – кли
    тля – тлё – тлю – тли
    нта – нто – нту – нты
    ста – сто – сту – сты
    дна – дно – дну – дны
    фта – фто–фту – фтыи т.д.

    флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

    13. Двусложные слова с двумя стечениями:

    звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

    ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

    Пианино, паутина, комедия, механика, методика, питание, дыхание, мычание, гонение, гадание, купание, качание, катание, течение, мучение, генетика, махание, метание, именины, ведение, гигиена, боковина, апатия, витамины, бегемоты, химикаты, букетики, водопады, атаманы, попугаи, капитаны, комитеты, чемоданы, океаны, ученики, Япония, дубовая, боевая, утиная, единая, беговая, могучая, пахучая, готовая, одетая, надутая, богатая, водяная, виноваты, убегаю, думаете, обидите, имеете, бываете, кукуете, гогочете, витаете, утомите, удивите, победите, уведите, катаете, пугаете, читаете, копаете, гадаете, икаете, мигаете, нюхаете, ночуете, кочуете, кидаете, купаете, аудио.

    Тушение, гашение, ношение, шатание, шагание, кукушата, дешевая.

    Нажатие, жужжание, ежевика, докажите, намажете, накажите, укажите, поживете, ежиная.

    Касание, пособие, суматоха, водоносы, медоносы, самокаты, ананасы, сотовая, высокая, кусачая, носатая.

    Осетины, несение, гусиная, висячая, донесите, унесите, укусите.

    Занятие, вязание, задание, мозаика, везучая, пузатая, забодаю, заходите, заводите, замените, заметите, закипите, задавите.

    Везение, озимые, магазины.

    Мелодия, одеяло, голубика, половина, каникулы, выкинула, колокола, логопеды, балаганы, бывалые, голубая, маловато, выбивала, накидала, выточила, получила, надавила, наловила, выудила, колотила.

    Деление, наличие, лечение, величина, бакалея, фамилия, оленята, читатели, учителя, телефоны, великаны, хулиганы, ледоколы, любимая, великая, ленивая, колючая, лиловая, ледовая, полетели, убедили, победили, вылепили, научили, выделили, увидали, выводили, выкинули, намылили, поливали, Италия.

    Керамика, раковина, пирамида, ранение, пионеры, воронята, караваны, пароходы, барабаны, ураганы, мухоморы, огороды, помидоры, мониторы, рабочие, медовары, пивовары, ветераны, румяная, мировая, дорогая, паровая, роковая, Буратино, Румыния.

    Горение, бурение, батарея, черепаха, материя, черемуха, авария, коридоры, габариты, рефераты, раритеты, куриная, дырявая, кукареку, Америка, Бавария, поверите, говорите, редеете.

    Чечевица, ученица, пуговица, единица, медицина.

    Бал ер ина

    Вас ил ис а

    кукур уз а

    лягуш ата

    вер ениц а

    мол одиц а

    водол аз ы

    напис ал а

    выр ул ил а

    гол убиц а

    пер епел а

    пигал иц а

    гор ош ина

    пиш ущ ая

    гус ениц а

    пол овиц а

    ж ел ание

    пос ол ил а

    ж ер ебята

    з абивал а

    з абодал а

    р еш ение

    р ос омаха

    р укавиц ы

    з авес ил а

    р ул евая

    з акивал а

    з акипел а

    р ул етики

    р ыбол овы

    з ахотел а

    с умятиц а

    з ол отая

    с ыр овар ы

    кор ол ева

    ящ ер иц а

    ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

    Академия, математика, геохимия, одевание, обучение, поведение, наведение, дуновение, кукование, токование, убывание, выбивание, киномания, увядание, атомоходы, ядовитая.

    Вышивание.

    Выжигание.

    Угасание, написание, высыхание, сочетание, самокатики, суховатая.

    Насекомое, нанесение, вынесение, усечение, осиновая.

    Указание, заведение, наказание, закипание, показания, оказание, заманиваю, закидываю, запиваете, задеваете.

    Гемофилия, филология, биология, аналогия, голодание, геофизика, голубиная, вынюхивала, выдумывала.

    Поколение, умиление, колебание, выделение, удаление, повеление, хамелеоны, обитатели, покупатели, малиновая, калиновая, великовато, наливаете, выливаете.

    Фотокамера, барокамера, кинокамера, аэробика, вымирание, гороховая, натираете, выбираете, работаете.

    Бутафория, кукумария, оперение, перевороты, ореховая, покоряете, ударяете, ковыряете.

    Авиац ия

    окол ес иц а

    выныр ивала

    пож ел ание

    выр аж ение

    пол ож ение

    выуж ивал а

    помещ ение

    думающ ая

    пор аж ение

    ж ал ование

    пыл ес ос ил а

    з акис ание

    р ис ование

    з амир ание

    с ир еневая

    з ас едание

    с оз идание

    кавал ер ия

    тел евиз ор ы

    кар акатиц а

    угощ ение

    кар аул ил а

    указ ател и

    кул инар ия

    ус ил ение

    л итер атур а

    фил ос офия

    мор ож еное

    ш евел ение

    наказ ывал а

    ш ел уш ение

    нас ел ение

    щ екотание

    ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ
    СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ

    Магн итофон , атомоход , этикетк а, вн имание, мяуканье , кудахт анье , котеночек , копеечк а, витаминк а, вагонч ики, батонч ики, гоночн ая, винт овая, танк овая, нефт яная, кофейн ая, экономн ый, догоняет , угоняет , надевает , хихикает , подг отовит , обд умайт е, негодовать .

    Хохотушк а, окошечк о, кашт ановый , вишн евая, ушивает , вышивает .

    Дв ижение, жемч ужина, животн ое, бумажечк а, медв ежата, ежевичн ый , отв ажн ая, багажн ая, выжидает , выжигает , выживает .

    Косм етика, фант аст ика, св идание, аист енок , собачонк а, собаковод , сухомятк а, самоходк а, сомн ения, ск амеечк а, ст упенечк а, куск овая, пуст ынная, воск овая, гост евая, гост иная, пуск овая, ст уденч еский , бесп амятн ый , беск онечн ый , исп угает , посп евает , советовать , досадовать , Эст ония.

    Беседочк а, бусиночк а, сп асение, финанс ист ы, готовимс я, обуемс я, оденемс я, беседовать .

    Затм ение, незабудк а, назв ание, газообм ен , зайч атина, везунч ики, зм еиная, заводн ая, занудн ая, мозг овая, заказывать , завязывать , закипает , завидует , запевает .

    Изюминк а, козявочк а, визиточ ка, газеточк а.

    Балалайк а, галакт ика, ант илопа, авт опилот , локомотив , пилоточк а, булочн ая, пл авание, догонялк и, гл убокая, молочн ая, ябл очн ая.

    Покупатель , обитатель , холодильн ик , деляночк а, поляночк а, пеленочк а. олененок , пулеметч ик , авт омобиль , котельн ая, намыленный , отл ичн ая, локальн ая, белье вая, элитн ые, утомл енный , малиновый , кл еновая, удивл яет , набл юдает , пиликает , калякает , увиливать .

    Поговорк а, кофеварк а, пирамидк а, гарм ония, гарант ия, черч ение, аэродр ом , водопр овод , барб итурат , иномарк а, генератор , карт иночк а, карт оночк а, кр овиночк а, кр упиночк а, пр оводочек , фигурант ы, команд иры, норм ативы, арг умент ы, ураганный , морк овн ая, торг овая, гороховый , водородн ый , Арм ения, Укр аина. Герм ания.

    Канарейк а, табуретк а, акв ариум , парикм ахер , бакт ерия, батарейк а, авт оритет , акв амарин , переворот , кафетерий , вариант ы, атр ибуты, коричн евый , ореховый , береговой , тигр иная, передн яя, деревянный , чирикает , пр ибирает .

    Атм ос ф ер а

    ос уж дает

    бер ежл ивос ть

    пер евер т ыш

    вел ос ипед

    пес очн иц а

    водор аз д ел

    подс ол нечник

    водор ос л и

    п р из н ание

    голу буш к а

    п р овол очк а

    гос т иниц а

    р аз в итие

    дос к онал ь но

    с ал атовый

    досл уж итьс я

    с анатор ий

    дос м ат р ивать

    с в екол ьн ая

    ж авор онок

    с имв ол ика

    ж алоб щ иц а

    с ир еневый

    з ем л ер ойк а

    с к овор ода

    з ем л яника

    с оз д ание

    кал ьк ул ятор

    с оз н ание

    кол отуш к а

    с уповар к а

    корз иночк а

    с ывор отк а

    кор ол евич

    с ыр овар ня

    матер иал

    ур ез онить

    мик р ок л имат

    фигур ис т ы

    мор оз ил ьн ый

    физ к ул ьт ур а

    мор ож ен щ ик

    х л ебор ез к а

    мотоц ик л ис т

    худож н иц а

    мяс ор убк а

    ц в еточн иц а

    об с уж д ает

    чер т еж н иц а

    ор ан ж евый

    эл ас т ичн ый

    ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ
    СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ

    Авт ономия, ант ибиотик , медикамент ы.

    Кашт ановая.

    Убежд ение, мн огоэтажн ый.

    Восп итание, сн овидение, осн ование, мясокомб инат , авитами-ноз (с), ст уденч еск ая, эгоист ичн ый , до св идания.

    Одеваемс я, обуваемс я.

    Узн авание, затемн ение, заманивает , закидывает , запугивает , захв атывает .

    Подг отовила.

    Удивл ение, набл юдение, подк лючение, пулеметч ики, Олимп иада, фиолетовый , авт омобильн ый , великолепн ый , утомл енная, удивл енная, выгл ядывает .

    Геогр афия, фотогр афия, карт огр афия, биогр афия, водопр овод-ч ик, татуировк а, черв оточина, адв окатура, демокр атия, акр обатика, огорч ение, неорд инарн ый, огорч енная, норм ативн ые.

    Геометр ия, атр ибутика, арифм етика, пр имерочн ая, коричн евая, кукарекает , ремонт ировать .

    Авт омобил ис т

    ап л одис м ент ы

    ас п ир ант ур а

    мор еп л авател ь

    об л из ывает

    ог р аж д ение

    ат л етичес к ий

    п р ев р ащ ение

    вел ос ипедис т

    п р ед л ож ение

    гид р ол огия

    п р омед л ение

    гол ог р афия

    р егул ир овать

    гол убог л аз ый

    с к ор оговор к а

    г р авитац ия

    с к ор опис н ая

    из б ав л ение

    с к ор ос п ел ая

    кон с ул ьт ац ия

    т р удол юбивый

    комп оз иц ия

    уп р ав л ение

    металл ичес к ий

    учител ьн иц а

    мор ож ен щ иц а

    уч р еж д ение

    мор оз ос т ойк ий

    хр онол огия

    микр оволн овк а

    ш окол адн ый

    мир ол юбивый

    эл емент ар н ый

    СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ
    (ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ)

    Пингв ин.

    В с п омнить, в с п угнуть, в с п ыхивать, в с т авить, дей с тв ие, ин с т итут, качес тв о, к с т ати, Мин с к , Мос кв а, мотов с тв о, м с т ить, нев с к ая, об с т ановка, отпус кн ой, ответ с тв енность, Отечес тв о, отчес тв о, под с в ечник, под с т авка, с вой с тв а, с ос ед с к ий, с тудентк а, с хв атить, с хв атка, с хв атывать, тек с т , эк с понат.

    Без дн а, в з в од, в з в ыть, в з д ох, в з д утие, в з д ыхать, в з в из гнуть, в з м ахивать, в з м ахнуть, в з м етнуть, в з мыть , поз дн о.

    Анг л ия, вк л еить, вк л инить, вк л ючить, комп л ект, подг л ядывать.

    Антар кт ида, Антар кт ика, Ар кт ика, вб р од, вк р утите, компью тер , кур тк а, отвер тк а, отк р ытка, пор тн иха, ханд р а, тунд р а.

    Анд р ей, р емонтн ый, гр ейпф р ут, пор т р ет

    Ав с т р ал ия

    ос тр ый

    авторс тв о

    пар икмахерс к ая

    ас т р а

    под с т р игают

    бал ов с тв о

    пер вокурс н ик

    бес к р овный

    пес т р ый

    бес п л атно

    подтв ерж д ение

    вер б л юд

    поз д р авить

    в з б еж ать

    пор тф ел ь

    в з в ал ить

    пос т р адавш ий

    в з в ес ить

    р екор д с м ен

    в з в итьс я

    с б р ить

    в з г л яд

    с б р од

    в з г л ядывать

    с б р ос ить

    в з д ор

    с видетел ь с тв о

    в з д р агивать

    с кв оз няк

    в з д р огнуть

    с к л ад

    в зл ететь

    с к л адно

    в з м ор ье

    с к л адывать

    в зр ыв

    с к л евывать

    воз в р ат

    с к л еивать

    в с к ар абкатьс я

    с к л еить

    в с к р икнуть

    с к л он

    в с к р уж ить

    с к л онение

    в с к р ыть

    с к л оннос ть

    в с т р еча

    с к л очный

    в с п аш ка

    с к л юнуть

    в с п л ыть

    с к р ас ить

    в с п ыш ка

    с к р ебется

    галс т ук

    с к р епки

    гас т р оном

    с к р ипка

    гос тепр иим с тв о

    с п л юнуть

    гос ударс тв о

    с п р авочник

    гус ар ск ая

    с п р аведл иво

    дей с тв ител ьнос ть

    с п р авитьс я

    ж ен с к ая

    с тв ол

    ж онг л ер

    с тв ор ки

    з д р авый

    с т р адать

    з д р ав с тв уй

    с т р аж а

    з наком с тв о

    с т р аж ник

    ин с т р умент

    с т р ел ять

    кар т р идж

    с т р емл ение

    конт р ол ь

    с т р емя

    кор ол ев с тв о

    с т р оить

    Курс к

    с т р уж ка

    кос т р ы

    Фл инт с т оуны (фамилия)

    л екар ств о

    ц ент р

    мужс к ая

    ш тр аф

    мерзл як

    эк с к аватор

    мерз н уть

    эк с к урс ия

    мор еход с тв о

    эк с к урс овод

    Мур ман с к

    эк с п р есс

    нев зл юбить

    эк с т р енный

    ноз д р и

    эл ект р ичес тв о

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

    ♦ Дети видели в лесу дупло дятла.

    ♦ Космонавт управляет космическим кораблем.

    ♦ Ребята слепили снеговика.

    ♦ Водопроводчик чинит водопровод.

    ♦ Гимнасты выступают в цирке.

    ♦ Ткачиха ткет ткань.

    ♦ Фотограф фотографирует детей.

    ♦ Милиционер стоит на посту.

    ♦ Рыбки плавают в аквариуме.

    ♦ Петя пьет горькое лекарство.

    ♦ На перекрестке стоит милиционер.

    ♦ Тетя Нюра сварила кисель из клюквы.

    ♦ Лара разбила тарелку.

    ♦ Орел на горе, перо на орле.

    ♦ У наседки пять пушистых цыплят.

    ♦ Старушка сушила на солнышке шубу.

    ♦ Я расскажу стихотворение.

    ♦ Лыжи, коньки и санки - спортивные принадлежности для зимних развлечений.

    ♦ Термометр и градусник показывают температуру.

    ♦ 23 февраля - День защитника Отечества.

    ♦ Волосы подстригают в парикмахерской.

    ♦ Открыли дверь, подул сквозняк.

    ♦ Сыворотка из-под простокваши.

    ♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    ♦ Саша и Шура в первый раз спешат в первый класс.

    ♦ Птичница кормит птиц.

    ♦ Собачка Жучка сидела на крыльце и играла со своими щенятами.

    ♦ В зимнюю стужу бывают снежные заносы.

    ♦ Велосипедист едет на велосипеде.

    ♦ Мотоциклист заводит мотоцикл.

    ♦ Автомобилист чинит автомобиль.

    ♦ Регулировщик регулирует движение.

    ♦ Милиционер Валерий дежурил у железнодорожного моста.

    ♦ Лара у Вали играет на рояле.

    ♦ Мара и Мила пололи огород.

    ♦ Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов.

    ♦ Жонглер жонглирует мячами.

    ♦ Ремонтник ремонтирует автомобиль.

    ♦ Верблюдица с верблюжонком живет в зоопарке.

    ♦ Портфель - школьная принадлежность.

    ♦ Экскурсовод проводит экскурсию и показывает экспонаты.

    ♦ Чистильщик чистит обувь.

    ♦ Стекольщик вставляет стекло.

    ♦ Балерина танцует на сцене.

    ♦ Экскаватор роет землю.

    ♦ Экскаваторщик работает на экскаваторе.

    ♦ Хоккеисты играют в хоккей.

    ♦ Футболисты вышли на футбольное поле.

    ♦ Парашютисты берут парашюты.

    ♦ Жаворонок поет песню.

    ♦ Чтобы пожарить котлеты, маме нужна сковорода.

    ♦ В метро я ездил на эскалаторе.

    ♦ Поблагодарить - значит сказать «спасибо».

    ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

    У меня ученый пес -

    Круглой пуговкою нос.

    Если в чем-то я не прав,

    Громко лает он... (гав-гав) !

    Только вишня расцвела -

    Прилетела в сад пчела

    Я давно за ней слежу,

    Ищет мед она... (жу-жу) !

    Кот усатый, как разбойник,

    Перепрыгнул подоконник,

    Распугал соседских кур

    И мурлыкает... (мур-мур) !

    Хороша ворона-птица,

    Да в певицы не годится.

    Как откроет рот - кошмар,

    Слышно только... (кар-кар-кар) !

    Пятачок умоет в луже

    И торопится на ужин.

    Отрубей я ей сварю,

    Скажет мне она... (хрю-хрю) !

    (В. Степанов)

    Загрустила вдруг корова -

    Ничего, мол, не пойму.

    Петух учит кукарекать,

    А она все... (му-му-му) !

    Учит курица цыпляток:

    «Не ходите далеко».

    А по-птичьи это будет -

    ... (ко-ко-ко, ко-ко-ко).

    Идет овечка маленькая

    В детский сад к тебе.

    Чтоб спеть всем деткам

    Песенку: ... (бе-бе-бе).

    Поеду я на поезде,

    Я к бабушке хочу.

    И пусть стучат колесики:

    ... (чу-чу, чу-чу, чу-чу).

    Решает задачки

    Козленок в уме

    И отвечает всем

    Правильно... (ме-е).

    В лесу сидит кукушечка

    На тоненьком суку.

    Все знают ее песенку:

    ... (ку-ку, ку-ку, ку-ку).

    Я голубей кормить люблю,

    И пусть года минули,

    Я сяду в парке и зову:

    ... (гули-гули-гули).

    Я учу щенка служить.

    Верным псом он должен быть.

    Никого не испугав,

    Громко лает он: ... (ав-ав).

    Ты наездник смелый -

    Не бойся никого.

    Твой конь тебя поддержит -

    Заржет он: ... (и-го-го).

    Чтобы сыр не потерять,

    Вороны каркать не хотят.

    Одна крикнула: «Кошмар!»

    Остальные - ... (кар-кар-кар).

    Мелодий несколько

    Новейших разучив,

    Дают в лесу концерт

    Пичуги: ... (чиф-чиф-чиф).

    Удивился воробей -

    До чего же мир велик!

    Как узнать о нем побольше,

    Он спросил: ... (чирик-чирик).

    Утка плавать звала утят.

    Утята в воду не хотят.

    «Воды боитесь, детки, зря,

    Плывите все ко мне, ... (кря-кря).

    Жаворонок на заре

    Будет солнышко будить.

    Запоет он песенку: ... (фъюить-фъюить).

    П
    риложение

    ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

























    Учебно-методическое пособие

  • Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Спб.: «Детство-пресс», 2008 (2)

    Учебно-методическое пособие

    По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков».

  • Односложные слова содержат столько слогов, сколько в них имеется гласных звуков.

    Выясним, что такое односложные слова. В слове может быть только один гласный звук, который является слогообразующим. Тогда укажем в нём один фонетический слог и назовем такое слово односложным.

    Односложные слова могут состоять из одной только буквы, например, личное местоимение «я».

    Небольшое количество слов содержит две буквы, обозначающие гласный и согласный, например:

    ад, ар, ас (лётчик), ил, юр (возвышенное место, открытое ветрам), ёж, уж, ум, ус, як.

    Существует большое количество односложных слов, в которых между двумя согласными звучит гласный:

    бор, куб, тон, вар, рак, тик, кит, дом, лог, гол, пик.

    В зависимости от того, какая буква пишется в середине, приведем примеры односложных слов, состоящих из трех, четырех, и даже пяти букв. Отдельные односложные слова пишутся с шестью буквами, одна из которых является гласной, а остальные — согласные.

    С гласной «а»

    Чай, бар, пар, раб, лак, лаз, зал, барс, глаз, кадр, краб, царь, флаг, шарф, фарш, фарс, шарж, вальс, смрад, власть, класть.

    С гласной «о»

    Бок, рог, мот, кот, пот, рок, сок, боль, борт, ворс, гном, гром, грот, лоск, мост, соль, стог, сток, стон, мост, рост, трос, дождь, кость, гвоздь, горсть, гроздь, трость.

    С гласной «у»

    Жук, сук, лук, луг, гул, мул, фут, врун, груз, друг, клуб, слух, стук, куст, стул, руль, куль, пульс, рубль, струп, грусть.

    С гласной «и»

    Тик, кит, рис, лис, лик, мир, пир, тир, низ, бриз, клич, крик, лист, пирс, риск, слив, кисть, скрип, фильм, фильтр.

    С гласной «ы»

    Бык, дым, мыс, сыр, сын, рык, сыч, мышь, рысь, смыв, стыд, стык, смысл, смыть, хлыст, грызть, скрыть.

    С гласной «э»

    Сэр, мэр, пэр, эль, эй.

    По правилу орфографии односложные слова не переносятся с одной строки на другую, а пишутся на ней целиком.

    Видео с примерами односложных слов