Войти
Логопедический портал
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Исследовательская работа по истории "династия романовых" Начало правления романовых презентация
  • Дополнительная образовательная программа "школа будущего ученика" Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика
  • Конспект нод по обучению грамоте в подготовительной группе Нод по обучению грамоте в подготовительной группе фгос
  • Дети зпр особенности их развития. Современные проблемы науки и образования. Исследования А.Р. Лурии, В.И. Лубовского выявили у детей с олигофренией и нарушения регулирующей функции речи. У детей с олигофренией нарушенным оказывается как смысловой, языково

    Дети зпр особенности их развития. Современные проблемы науки и образования. Исследования А.Р. Лурии, В.И. Лубовского выявили у детей с олигофренией и нарушения регулирующей функции речи. У детей с олигофренией нарушенным оказывается как смысловой, языково

    Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение, недостаток может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении. Вариативность отклонений в развитии воспитанников ДОУ имеет широкий диапазон: от состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). Приему в ДОУ и группы для детей с ОВЗ подлежат дети с диагнозом ЗПР.

    Последствия войны в области психического здоровья: краткий обзор результатов исследований

    Среди последствий войны воздействие на психическое здоровье гражданского населения является одним из самых значительных. Исследования общего населения показывают определенное увеличение заболеваемости и распространенности психических расстройств. Женщины больше страдают, чем мужчины. Другими уязвимыми группами являются дети, пожилые люди и инвалиды. Показатели распространенности связаны со степенью травмы и наличием физической и эмоциональной поддержки. Использование стратегий в области культуры и религии часто встречается в развивающихся странах.

    Основным показанием к приему является: ЗПР церебрально-органического генеза; ЗПР по типу конституционального и психофизического инфантилизма; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения (психическая инфантилизация).

    Так что же такое задержка психического развития?

    Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.

    Ключевые слова: Война, психическое здоровье, уязвимые группы, стратегии преодоления. Это 30-я годовщина окончания войны во Вьетнаме и начала войны в Ливане. Каждый день СМИ приносят ужасы продолжающейся «войны» в Ираке. Войны сыграли важную роль в психиатрической истории несколькими способами. Это психологическое воздействие мировых войн в виде шок-шока, который поддерживал эффективность психологических вмешательств в первой половине 20-го века. Различия в представлении психологических симптомов среди офицеров и солдат открыли новые способы понимания психических реакций на стресс.

    Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране занимаются современные исследователи и педагоги: Лубовский В.И, Лебединский В.В., Певзнер М.С., Власова Т.А., Певзнер М.С., Лебединская К.С., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Власова Т.А., Выготский Л.С., Борякова Н.Ю., Ульенкова У.В., Сухарева Г.Е., Мастюкова Е.М. ,Марковская И.Ф. , Забрамная С.Д. , Глухов В.П.,Шевченко С.Г., Левченко И.Ю. и другие.

    В течение прошлого года большое количество книг и документов касалось последствий войны на психическое здоровье. Несмотря на то, что с момента Второй мировой войны не было мировых войн, в течение последних 60 лет были войны и конфликты. Война оказывает катастрофическое воздействие на здоровье и благополучие наций. Исследования показали, что конфликтные ситуации вызывают большую смертность и инвалидность, чем любое серьезное заболевание. Война разрушает общины и семьи и часто нарушает развитие социально-экономической структуры наций.

    Последствия войны включают в себя долгосрочный физический и психологический ущерб детям и взрослым, а также сокращение материального и человеческого капитала. Смерть в результате войн - это просто «верхушка айсберга». Другие последствия, помимо смерти, плохо документированы. Только благодаря более глубокому пониманию конфликтов и множеству проблем психического здоровья, которые возникают у них, можно разработать согласованные и эффективные стратегии решения таких проблем.

    Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

    Дети с ЗПР часто имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений. У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.

    В настоящем документе кратко анализируются данные из опубликованной литературы о влиянии войны на психическое здоровье населения в целом, беженцев, солдат и конкретных уязвимых групп. Для целей настоящего документа термин «война» используется для включения как войн, проводимых между странами, так и конфликтов внутри стран.

    Более двух десятилетий конфликта привели к широкомасштабным человеческим жертвам и перемещению населения в Афганистане. Два исследования из этой страны имеют большое значение как с точки зрения их охвата, так и с их результатами. Существовало значительное линейное снижение состояния психического здоровья и социального функционирования с увеличением количества травматических событий у лиц в возрасте 65 лет и старше, а также с предыдущими психическими заболеваниями или хроническими заболеваниями. У лиц, перемещенных внутри страны, повышенный риск развития психиатрической заболеваемости.

    Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет с задержкой психического развития.

    • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
    • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
    • неравномерная работоспособность;
    • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
    • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
    • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
    • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
    • нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;

    Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития.

    Мужчины и женщины выразили сильное чувство ненависти к сербам, причем 44% мужчин и 33% женщин заявили, что они будут действовать на эти чувства. Это было связано с количеством и типом воздействия. Девочки больше беспокоились, чем мальчики. Однако, несмотря на высокий уровень заболеваемости и симптомов, социальное и рабочее функционирование хорошо сохранилось у большинства респондентов.

    Двадцать семь камбоджийских молодых людей, которые получили тяжелые травмы в возрасте от 8 до 12 лет, прошли через 3 года после базовой оценки. Психосоциальные вопросы были изучены в ходе обследования, проведенного в населенных пунктах, где проживают перемещенные лица. Две трети респондентов согласились с утверждением, что конфликт вызвал психическое расстройство или чувство расстройства. Почти все респонденты указали, что у них есть члены семьи, которые с трудом справляются со своими нарушениями или расстройствами.

    • ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
    • не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;
    • отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
    • не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
    • испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
    • непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
    • несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно- логического мышления;
    • могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

    Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном специалистами обучении и воспитании ребёнка

    Используемые стратегии стратегии помолились, поговорили, занялись и искали поддержки членов семьи. Существует несколько исследований влияния этих конфликтов на психическое здоровье. За последние три года оккупации иностранными войсками было много сообщений о психическом здоровье населения, но нет систематического исследования.

    В течение более четырех десятилетий Израиль находится в состоянии конфликта. В разных группах населения было проведено большое число систематических исследований. Наиболее распространенными механизмами преодоления препятствий были активный поиск информации о близких и социальная поддержка.

    Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

    • особенности контакта ребенка;
    • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
    • реакция на одобрение;
    • реакция на неудачи;
    • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
    • эмоциональная подвижность;
    • особенности общения;
    • реакция на результат.

    Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

    Влияние этих конфликтов на психическое здоровье широко изучалось. Воздействие войны и предыстория основной депрессии были основными предикторами для текущей депрессии. Было обнаружено, что уровень воспринимаемого негативного воздействия событий, связанных с войной, сильно связан с более высоким уровнем депрессивной симптоматики среди матерей. Было установлено, что уровень депрессивной симптоматики у матери является лучшим предиктором заболеваемости ее ребенка.

    Значительными предикторами для бедствия были годы образования и повышения религиозности после освобождения. В течение последнего десятилетия в большом количестве исследований сообщалось о высоком уровне психосоциальных проблем среди детей и подростков, женщин, беженцев и заключенных в Палестине.

    • наличие и стойкость интереса к заданию;
    • понимание инструкции;
    • самостоятельность выполнения задания;
    • характер деятельности (целенаправленность и активность);
    • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности; работоспособность;
    • организация помощи.

    Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

    У мальчиков были более высокие показатели, чем у девочек, а дети, живущие в лагерях, страдали больше, чем дети, живущие в городах. Исследование также показало, что большее число беженцев, чем дети, не являющиеся беженцами, ведут себя агрессивно. Семьдесят процентов беженцев и не-беженцев заявили, что они не получили никакой психологической поддержки для проблем своих детей.

    Сообщалось о состоянии здоровья среди большого числа беженцев, которые бежали в Гому, Заир после захвата столицы Кигали, но ни один из них не рассмотрел измерение психического здоровья. Конфликт между большинством сингаля и меньшинством тамильского населения в Шри-Ланке продолжается уже почти 30 лет.

    • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
    • особенности моторной функции.

    Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра.Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Поэтому автор пособия начинает свои методические рекомендации с методически правильного применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ЗПР.

    Почти полное нарушение служб охраны психического здоровья в стране. У беженцев был более высокий уровень индивидуальной психопатологии, чем у населения в целом, и было отмечено, что кумулятивный стресс рос по мере того, как годы изгнания прогрессировали. Последствия долгосрочного изгнания все еще присутствовали через 5-15 лет с увеличением уровня самоубийств и употребления алкоголя.

    Из большого количества рассмотренных исследований могут быть сделаны некоторые широкие факторы риска и ассоциации. У женщин повышенная уязвимость перед психологическими последствиями войны. Есть свидетельства высокой корреляции между материнствами и бедствием детей в военной ситуации. В настоящее время известно, что депрессия у матери в предродовой и послеродовой периоды предсказывает более низкий рост в выборке среди детей на базе сообщества. Социальная поддержка и традиционные акушерки играют важную роль в содействии материнскому психосоциальному благополучию в районах, пострадавших от войны.

    1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

    2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

    Связь между гендерным насилием и распространенными психическими расстройствами хорошо известна. Несмотря на их уязвимость, устойчивость женщин в стрессовых ситуациях и их роль в поддержании их семей были признаны. Имеются последовательные свидетельства более высоких показателей психологических проблем, связанных с травмой у детей. Наиболее впечатляющими являются сообщения из Палестины. Из разных возрастных групп наиболее уязвимыми являются подростки.

    Прямая корреляция между степенью травмы и количеством психологических проблем является последовательной во многих исследованиях. Чем больше воздействие на травму - как физическое, так и психологическое - тем более выражены симптомы. Последующие жизненные события и их связь с возникновением психиатрических проблем имеют важные последствия для быстрой и полной реабилитации в качестве способа сведения к минимуму неблагоприятных последствий конфликтных ситуаций.

    3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

    4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.

    Как многообразны причины, обусловливающие ЗПР, так многообразны и ее проявления. Существует несколько классификаций задержки психического развития

    Исследования согласуются с тем, чтобы показать ценность как физической поддержки, так и психологической поддержки для сведения к минимуму последствий связанных с войной травм, а также роли религии и культурных практик как способов преодоления конфликтных ситуаций.

    В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других - робость, боязливость, страхи, мутизм

    Возникновение широкого спектра психологических симптомов и синдромов в популяциях в конфликтных ситуациях широко документируется имеющимися исследованиями. Тем не менее, исследования также свидетельствуют о сопротивляемости более половины населения перед лицом самой тяжелой травмы в военных ситуациях. Нет никаких сомнений в том, что население в условиях войны и конфликтов должно получать психиатрическую помощь в рамках всех процессов рельефа, реабилитации и реконструкции.

    5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

    6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного...).

    Так что же такое задержка психического развития?

    Из обширной литературы возник ряд вопросов о распространенности и структуре последствий войны и конфликтов в психическом здоровье. Являются ли психологические эффекты и их проявления универсальными? Каким должно быть определение случая, требующего вмешательства? Как следует измерить психологические эффекты? Все эти вопросы необходимо решать в будущих исследованиях.

    Психическое здоровье и конфликты - Концептуальные рамки и подходы. Детский фонд Организации Объединенных Наций Состояние детей в мире - Детство под угрозой. Травма и роль психического здоровья в постконфликтном восстановлении. Бостон: программа Гарварда в отношении травмы беженцев.

    7. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника.

    9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

    10. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

    11. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

    Психические процессы Игры и упражнения
    Развитие внимания 1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» дерево, заяц, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.

    1.1 «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма.

    1.2 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, коровай, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус.

    2. «Найди отличия». Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)

    3. «Что неправильно?» Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет то топают ногами. Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее. У собаки сиреневый хвост. Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет. Все дети любят конфеты. Завтра Новый год. В саду сегодня выпал снег Все дети любят свою маму. Снег сиреневый. Мама не любит мороженное. Земля плоская. Весной не цветут цветы. Мультфильм попугай Кеша. В гостях у простоквашки.(простоквашино) Жили у бабуси два веселых кролика.

    4. «Что задумал художник?» Психолог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес. 5. «Что недорисовано?» Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: чайник без ручки, петух без хвоста, зонт без трости, лиса без лапы

    6. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники»

    7. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел» Психолог раздает каждому ребенку квадраты разделенные на четыре каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям. 8.«Найди пару», «Найди такой же». - дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных.

    9. «Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается) Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и предлагают раскрасить только фрукт соответствующим цветом.

    10.«Копирование образца» Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложить выложить повторно. 11.«Найди такой же предмет» На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару.

    12.«Рисую палочки» Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д.

    13.«Расставь значки» Психолог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание воспроизвести по памяти

    Развитие восприятия 1.«Назови фигуру» Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.

    1.1 «Геометрическое лото» - дидактическая игра собирание геометрических фигур из частей

    1.2«Нарисуй фигуру, которую я назову»,

    1.3 «Закрась фигуры» Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрические фигуры различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и закрасить самую большую и самую маленькую.

    2.«Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность), Детям показывают куб, параллелограмм и цилиндр и просят предложить варианты геометрических фигур из которых состоят объемные фигуры

    3.«Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)» Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много маленьких листочков. (Отрывает кусочки и кладет их на подносики, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на подносики. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям взрослого.

    4.«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»

    4.1«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

    5.«Дорисуй фигуры» Педагог раздает детям изображение не дорисованных геометрических фигур и просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры

    6.«Угадай, что хотел нарисовать художник?» Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: бабочка без крылышка, ножницы без ручки, дерево без листьев,цветок без лепестков и т.д.

    7.«Радужный хоровод» Педагог демонстрирует волшебную игру красок обучая детей смешивать цвета, просит нарисовать вместе с ним радугу. "Каждый (красный) охотник (оранжевый), желает (желтый) знать (зеленый) знать где (голубой) сидит (сидит) фазан (фиолетовый).

    8. .«Уточним цвет предметов (вариативность)» Педагог демонстрирует цветные предметы разной формы и величины и просит детей назвать предмет и форму, цвет и найти еще предметы такого же цвета в кабинете.

    9.«Цветное лото» дидактическая игра выкладывание узоров одного цвета, можно использовать мозаику.

    10.«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность). Педагог просит детей найти пять предметов во круг себя одинакового цвета и изобразить один из них на листе бумаги карандашом такого же цвета. 11. «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»

    12.«Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»- упражнение на восприятие пространства и времени. 13. «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

    14.Беседа по картинкам (части суток)- дидактические картинки по времени день, ночь, утро - вечер.

    15.«Разложи картинки» Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.

    16. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!» Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце сколько месяцев в году. 17.«Угадай время года по описанию (вариативность)» Педагог предъявляет картинки времена года просит рассказать что изображено, затем раздает точно такие же "поломанные картинки" и просит их собрать

    18. Отгадывание загадок о временах года Листья клена пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, Подскажи! Ответ: Август

    Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнет, В лесу подснежник Расцветет.

    Ответ: Весна

    Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвёртый плачет.

    Ответ: Времена года

    Выросло дерево от земли до неба. На этом дереве двенадцать сучков. На каждом сучке по четыре гнезда. В каждом гнезде по семь яиц. А седьмое - красное. Ответ: Год, месяцы, недели, дни

    У меня есть дерево, На нем двенадцать веток; На каждой ветке тридцать листьев; Одна сторона у листа черная, Другая - белая. Ответ: Год, месяцы, дни, ночи

    Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Ответ: Лето

    Двенадцать братьев, Ни отца, ни матери. Друг за другом ходят, А в гости не заходят. (месяцы)

    19.Заучивание стихотворений

    Придумала мать дочерям имена, Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.

    20.Беседа о временах года Вопросы: Какие времена года вы знаете? Когда на улице падает снег? Когда на деревьях распускаются почки? в какое время года ласточки улетают на юг?

    21.«Назови время года» Дидактическая игра время года. Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Ответ: Лето

    22.«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

    23. «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?»

    24. «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

    25. «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

    26. «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

    27. «Кто больше назовёт?

    28. «Назови все предметы, которые были «спрятаны» Педагог выкладывает перед детьми группу предметов например овощей из пластика, дети называют эти овощи затем педагог просит закрыть детей газа, а сам в это время прячет часть предметов, по команде открывают глаза и говорят чего не стало.

    Развитие мышления 1.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)» использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур.

    2. «Четвёртый лишний» - дидактическая игра с картинками

    3. «Найди отличия» Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя одинаковыми изображениями, с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)

    4.«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

    4.1 «Как это можно использовать?» педагог представляет детям спортивный инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч)

    5.«Говори наоборот» мама, брат-тарб, дерево-оверед, сова-авос, кот-ток, сокол-локос, колос- солок, дом-мод и т.д.

    6.«Бывает – не бывает» Лягушка зеленого цвета Попугай без крыльев Тетрадь без листов Кружка без ручки Снег летом Желтые цветы в зимнем лесу и т.д.

    7. Загадывание загадок. Два соседа непоседы День - на работе Ночь на отдыхе (Глаза)

    Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

    Согнут калачом, Укусить нельзя и пройти нельзя (замок)

    Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят (Колеса)

    Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает (палка-трость)

    Что дороже денег? (здоровье)

    Упадет по скачет, ударишь - не поплачет (мяч)

    Пляшет крошка, всего одна ножка (юла)

    Развитие памяти 1.«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов), Психолог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек). и совместно с детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом. когда ребята освоят можно усложнить задание дав его на время кто быстрее. 2.«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.), 3.«Смотри и делай». 1.Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели. 2.Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз. 3.Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его. 4.Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить. 5.Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались.

    4.«Пиктограмма» (запоминание слов)«Сейчас Вам будут предъявлены слова, которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому слову Вы должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово. Вы должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет. Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга.

    5.«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами Чтение сказки "Мальчик ябеда" В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой. Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят. Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел. Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда? 6.«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.

    Развитие воображения и творческих способностей 1.«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет) 2.«Дорисуй» Психолог раздает детям недорисованные картинки посуды или фруктов.

    3.«Рисование по точкам»

    4.«Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)

    5.«Что будет, если …» Летом выпадет снег Солнце не будет греть Звезды перестанут светить. Мороженое положить в духовку Смешать краски разных цветов... и т.д.

    Развитие тонкой моторики рук Комплекс № 1 (гимнастический)

    1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой

    2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

    3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

    4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

    6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

    7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

    8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

    9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.

    10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

    11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны. А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

    12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

    13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:

    А) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;

    Б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;

    В) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;

    14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

    Комплекс № 2 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

    И гра "Гребешок"

    Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

    Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

    Игра "Кошка выпускает коготки"

    Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.

    Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

    Игра "Лесенка"

    Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.

    Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.

    Игра "Бег"

    Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.

    То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

    Игра "Быстрое вращение"

    Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

    И гра "Колечки"

    Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.

    Игра "Солнце, заборчик, камешки"

    Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".

    Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".

    Обе руки сжать в кулаки - это "камешки".

    По вашей команде: "Солнышко", "Заборчик", "Камешки" ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

    По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

    Игра "Замок"

    На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

    Кто открыть его бы смог?

    Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными

    Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)

    И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны)

    Литература:

    2. Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001;

    3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М., 1990.

    4 Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005

    5. Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010;

    6. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004;

    7. Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001;

    8. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М. 1982 г.

    9. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988

    10. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов - на - Дону.,2011

    Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

      Теоретические аспекты понятия ЗПР. Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии. Развивающие игры для самых маленьких. Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики. Игры для развития речи. Игры для развития умения различать цвета. Методы коррекции восприятия. Пескотерапия. Спортивные игры. Мнемотехника. Игры на развитие ориентирования в пространстве. Игры и упражнения для эмоционального развития детей. Игры на развитие интеллекта, логического мышления, внимания, памяти. Игры со стишками, песенками. Технологии арттерапии.

    Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

    - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. Основные трудности, которые испытывают дети, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной. Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка.

    Причины ЗПР

    1. Биологические:

      патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия и травмы при родах; заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; генетическая обусловленность.
    2. Социальные:
      длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
    Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.

    Классификация ЗПР

    В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития. В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

      задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм). При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми.
      задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери). Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями; аллергическими состояниями; врождёнными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердце); детскими неврозами; астенией.
    Всё это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценностью, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребёнок. Такие дети - "домашние", в результате чего круг общения у них ограничен, у ребёнка нарушаются межличностные отношения. Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.
      задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка). Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушения сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.
    4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций). У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологий беременности (тяжёлые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Церебрально-оргническая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру ЗПР, провоцируя эмоционально-волевого незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности. Обучение этих детей в массовой школе представляется весьма затруднительным, отнести их к группе ЗПР спорно, иногда их оценивают как "группу риска". В то же время незнание нейрофизиологических механизмов, обусловливающих трудности в обучении этих детей.

    Особенности проявления ЗПР

    Дети сзадержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития. У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы ; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания : его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи , связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления ; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста. В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Приведём лишь основные сравнительные характеристики, которые помогают специалистам отличить детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и от детей с умственной отсталостью. Наиболее характерная особенность этих детей – несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления . Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их. Очень показательным отличием ребенка с ЗПР, как от нормально развивающихся, так и от умственно отсталых детей,является следующий факт. Выполнение задания “4-й лишний” часто вызывает затруднения у ребенка с ЗПР. Но введение добавочных предметов (не “4 лишний”, а “6-й лишний”) помогает правильно выделить неподходящий к остальной группе предмет и объяснить принцип, по которому происходит такое выделение. В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий ./nar_spr.php/nar_spr.php http://3пр.net/vid.html http :// www . ourbaby . ru / articles

    Необходимые условия для воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии.

    Важным механизмом полноценного развития личности ребенка являются различные виды его деятельности: движение, общение, игра, конструирование, рисование, труд и др. Для обеспечения всех видов детской деятельности необходимы определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА (предметы игровые и развивающие, игрушки, детская библиотека, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, природа с ее объектами и др.) и СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Уже к концу первого полугодия жизни нормально развивающийся ребенок начинает интересоваться окружающими предметами, игрушками (погремушки, колокольчики и др.) Он и хватает их, и кусает, размахивает ими, стучит, извлекает из них звуки. Чуть позже такие действия усложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, с которыми манипулирует (например, вкладывает маленький предмет в большой). К концу первого года жизни малыш уже умеет обращаться с простыми игрушками по тем правилам, которым его научили взрослые: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает кубики. И, наконец, на втором году жизни здоровый ребенок переходит к предметным действиям нового качества: он начинает учиться пользоваться кружкой и ложкой, позже – расческой, карандашом, дидактическими игрушками. В этот период наиболее важными для него являются действия с предметами, которые он выполняет совместно с взрослым, в общении с ним . Для детей с нарушениями в развитии общение практическое, когда взрослый обучает ребенка овладению тем или иным предметом, является основным с первых дней его жизни. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в постоянной помощи взрослого на всех этапах своего развития. Во время знакомства с предметами, игрушками и способами пользования ими взрослый помогает формированию восприятия и двигательных навыков такого ребенка, развитию его мышления. Ваша цель – стимулировать любое желание ребенка с нарушениями в развитии исследовать окружающий мир. Дидактические (развивающие) игрушки , правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития детей с любыми нарушениями в развитии в любом возрасте. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат его мыслить. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание больного ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Хотелось бы предостеречь наставников от предъявления ребенку большого количества игрушек. По мнению психологов, избыток игрушек рассеивает и притупляет внимание, не позволяет освоить каждую из них в полной мере. Гораздо важнее научить ребенка играть с одной игрушкой, научить придумывать игры. Одно из любимых занятий многих детей - выбрасывание игрушек, предметов из кровати, сбрасывание со стола. Другой малыш может долго, монотонно выкладывать предметы из коробки, из сумочки и складывать их обратно, открывать и закрывать крышки кастрюль, банок, ящики и дверцы шкафов. Не запрещайте, а помогите организовать такую игру для ребенка! Например, на кухне, где Вы заняты приготовлением еды. Убрав наиболее опасные вещи, предложите ему сложить все предметы, которые Вы предварительно достали, в ящик шкафа. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими. Дидактические игрушки развивают у ребенка с проблемами в развитии мелкую моторику рук, а также – память и мышление, в силу того, что он запоминает, а потом пытается воспроизвести те действия, которые ему показали взрослые. Для детей с нарушениями в развитии нужны следующие игрушки : пирамидки и подобные игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки и др. наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики и разрезные картинки из 2,3,4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, емкости по типу “Почтового ящика” для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки, музыкальные инструменты и звучащие игрушки для развития слухового внимания. Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта: посуда, мебель и др.) Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком. Детям с проблемами в развитии очень полезны игры с водой, песком и др. природными материалами . Такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения. Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие проблемного ребенка. Использование в повседневной жизни подвижных игр , если это возможно, создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, подвижная игра - источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи. Часто взрослые спрашивают: “Когда нужно начинать развивать речь ребенка? Ответ один: с первого дня его рождения. Разговаривайте с ребенком обо всем: о том, что Вы делаете с ним, о том, что он видит и слышит вокруг, о Ваших планах на сегодняшний день. Ваши фразы должны быть простыми, доступными. Обращайте внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, артикуляцию, мимику, жесты. Обязательно при разговоре с ребенком смотрите на него, улыбайтесь ему. Обязательно слушайте музыку, музыкальные произведения и сказки . Их положительное воздействие на здоровых детей и на детей с нарушениями в развитии – давно доказанный факт в специальной педагогике. Особое значение имеют настольные игры для развития речи ребенка, содержание которых обогатит Вас различными приемами и рекомендациями по развитию детской речи. В трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности у Вас есть помощники. Это книжки с картинками , которые Вы можете читать и рассматривать вместе с ребенком, побуждая повторять прочитанное или сказанное. Многие литературные произведения (А.Барто, К. Чуковского, С. Маршака, детские сказки) остаются верными помощниками на протяжении всего периода детства любого ребенка. Но НЕ ЗАБУДЬТЕ ! Именно эмоциональное общение ребенка с взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон его психики, становится ведущей деятельностью младенца первого года жизни. Ничто не может заменить моментов теплого, заинтересованного взаимодействия взрослого с малышом. Если ребенок этого лишен, – возникает отставание или сложности в развитии: он растёт вялым, безинициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение того, что он нужен другому человеку, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе. Используемая литература:

      “Специальная дошкольная педагогика”, под редакцией Е. А. Стребелевой, М., “Академия”, 2002. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. “От первого слова до первого класса”, М., “Институт общегуманитарных исследований”, 2002. Герасимова А. “Уникальное руководство по развитию речи”, М., “Айрис-пресс”, 2002.
    /rasv_sreda.php

    Развивающие игры для самых маленьких

    Развивающая игра с ленточками Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме хорошего настроения она обучает через подражание; учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами. эта игра подходит малышам от одного года жизни. 1. Приготовьте для игры несколько разноцветных бумажных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.
    2. Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.
    3. Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.
    4. Малыш тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.
    5. Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.
    6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда малыш научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.
    7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку. "Волшебные пузырьки" Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это фантазия родителей. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку. Примером такой развивающей игры является «Волшебные пузырьки». Она подходит деткам от одного года, и благодаря ей малыш учится через подражание; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); выполняет дыхательные упражнения; учит распознавать различные материалы и поверхности; способствует эмоциональному развитию, выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, а также дает выход энергии и море хорошего настроения. 1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.
    2. Посадите малыша за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.
    3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.
    4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.
    5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.
    6. На следующий раз, когда малыш хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей./games-baby_096.html