Войти
Логопедический портал
  • Тема любви в творчестве, лирике есенина сочинение Мое восприятие темы любви в лирике есенина
  • Декартовы координаты точек плоскости
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
  • Второй параметр значимости процесса социализации определяется. Политическая социализация. Этапы социализации как структурный компонент процесса

    Второй параметр значимости процесса социализации определяется. Политическая социализация. Этапы социализации как структурный компонент процесса

    Социализация личности ребенка в системе начального образования

    Глава 12

    Литература для самостоятельной работы

    1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 176 с.

    2. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.

    3. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор-сотавитель К.И. Султанбаева. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.- 96с.

    Термин социализация, хотя широко применяется в практике, но не имеет однозначного толкования. В связи с этим существует множество определений, связанных с разными взглядами на сущность данного процесса:

    Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс станов­ления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. В результате происходит социальное формирование личности.

    Социализация - это совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С.Кон);

    Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В. Мудрик)

    Социальное формирование личности - естественный непрерыв­ный процесс. В этом процессе достаточно большое место занимает процесс ознакомления детей с миром, нормами и необходимостью соблюдения этих норм для регуляции отношений с окружающими, собственного поведения, отношения к людям, к природе, к труду, а также обогащение практического опыта самореализации своего собственного поведения в различных видах деятельности., т.е. происходит процесс становления человека.

    Таким образом, сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. При этом в современном мире эти идеалы более или менее сходны в разных обществах. Поэтому процесс социализации в различных обществах, сохраняя свою специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с глобализацией современного мира.


    Социализация сложный, многогранный и длительный процесс. Ребенок приходит в этот мир свободным от всего – биологическое существо – индивид, отдельный представитель человеческого рода. Ему предстоит много 0-своить (приобрести знания), У-своить (научиться взаимодействовать); При-своить (принять ценности общества). Поэтому биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство.

    Ребенок на протяжении всей своей жизни приобретает социальный опыт, который не пропадает, а сохраняется и передается из поколения в поколение. Так каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Социализация – есть процесс усвоения социального опыта людей и присвоение человеческих отношений.

    Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации :

    - мегафакторы , к которым относят космос, планету, мир, и которые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

    - макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

    - мезофакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

    - микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

    Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

    - стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

    - Относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.п.);

    - Относительно социально контролируемой социализации , т.е. планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

    - более или менеесознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствие с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

    Таким образом, социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности . Как процесс она озна­чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свиде­тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

    Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

    Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, этапы и ступени. Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации .

    Так, Г.М. Андреева и др. выделяют три стадии - дотрудовую, трудовую и послетрудовую. С точки зрения педагогики целесообразно этапы социализации соотносить с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый, ранний юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство.

    Содержание процесса социализации зависит от заинтересованности общества в том, чтобы его члены успешно овладели разными ролями. Требования к человеку, а соответственно и к ребенку, в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека. Все это позволяет сделать вывод, что каждый человек (ребенок) может рассматриваться как объект социализации .

    Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. При этом субъектом человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой сооответсвующие цели, т.е. проявляет свою субъективность.

    Социализации человека способствует широкий набор средств , специфичных для того или иного общества, социального слоя, или возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности (общение, игра, познание и т.п.).

    Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации . На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к младшим школьникам это родители и близкие родственники, соседи, учитель, сверстники. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

    Механизмы социализации :

    Традиционный – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

    Институциональный – действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно (производственные, общественные, клубные и т.п.)

    Стилизованный – действует в рамках субкультуры.

    Межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

    Влияние всех механизмов опосредуется рефлексией, т.е. диалогом, в котором человек рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.п. поэтому выделяют еще один специфический механизм социализации – рефлексивный .

    Педагогически главным аспектом социализации является его содержание.

    Содержание процесса социализации определяется культурой и общественной психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих сторон социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.

    Структура процесса социализации, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

    1. Коммуникативный компонент . Он вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

    2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая СМИ, в общении и проявляется прежде всего в самообразовательном аспекте, когда школьник ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

    3. Поведенческий компонент – обширная и разнообразная область действий, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, быта до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, он предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

    4. Ценностный компонент . Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только понять и правильно воспринимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя.

    Результат социализации – социализированность , т.е. «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом».

    Социализация личности представляет собой сложный, многопла­новый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Поэтому не случайно эта проблема издавна была в цен­тре внимания философии и социальной психологии. Однако иде­ологическим стержнем концепции социализации нередко выступа­ло стремление теоретически обосновать и реализовать на практике различные социальные механизмы этого процесса, особую роль определенным образом организованной среды и специфику инсти­тутов общества в странах с разной социально-политической ори­ентацией.

    Диалектико-материалистическая концепция соци­ализации в философии и социальной психологии исследовала со­циализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило- (формирование родовых свойств человека) и онтогенеза (формирование конкретного типа личности).

    Анализ многочисленных концепций социализации, которые активно начали появляться в 30–70 г.г. 20 века, показывает, что все они тяготеют к одному из подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход , который получил название субъект-объектный , предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена с присущей ему культурой.

    Второй подход , который называется субъект–субъетным , предполагает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

    У нас в стране проблема социализации стала рассматриваться лишь в 60-е гг. 20 столетия, хотя различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.). Важное место в разработке отечественной философско-психологической концепции социализации занимают теоретические работы И. С. Кона. Он утверждает: «В реальном процессе социали­зации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир».

    Конценция Г.М. Андреевой определяет социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой- процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.Содержание процесса социализации – процесс становления личности в деятельности, общении, самосознании.

    Концепция персонализации А.В. Петровского , который рассматривает социализацию как диалектическое единство прерывности и непрерывности, первая из которых отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-исторические условия, а вторая- закономерности развития в рамках данной референтной общности. Таким образом, развитие личности – это закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции.

    Исследователи М. В. Демин, Н. П. Дубинин и А. Ф. Полис рас­сматривают социализацию как процесс социальной эволюции че­ловека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологическо­го. Такой подход вполне правомерен, так как человек детермини­рован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окру­жающим миром, и социализация проявляется весьма многообразно.

    Первый уровень: «организм-окружающая среда ». В качестве примера можно сослаться на многочисленные медицинские дан­ные, которые свидетельствуют о том, что главной современной причиной неврозов и соматических заболеваний являются много­численные конфликты в социальной среде (в семье, трудовом кол­лективе, сфере общения, досуга, в транспорте и т. д.). Иными словами, человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде.

    Второй уровень социализации: «субъект-объект », то есть вза­имодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня характерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня является овладение ребенком речью как общественным средством коммуни­кации. С ее помощью он приобщается к нормам и ценностям общества, к его духовной культуре. Но речь - одновременно и продукт теоретической деятельности - «когда возникает отвлечен­ное речевое мышление, оно тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобще­ниями - словесными понятиями и общественно же выработанны­ми логическими операциями» (Леонтьев А.Л. «Проблемы развития психики).

    Наконец, третий уровень, это высший уровень, социализации: «личность-общество ». Он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, ожиданий. На его основе складываются моти­вы поведения, установки, которые личность должна усваивать, что­бы существовать в данном обществе. Так, Б. Г. Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в раз­личные системы социальных отношений, институтов и организа­ций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.»

    Б. П. Парыгин рассматривает социализацию как весь много­гранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя биологические предпосылки и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и «предполагающее: социальное по­знание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязан­ностей и т.д.» (Основы социально-психологической теории).

    Вопросы и задания

    1.В чем сущность процесса социализации?

    2. Раскройте составные части процесса социализации.

    3. Перечислите факторы социализации.

    4. Дайте характеристику агентам, средствам и механизмам социализации на каждом из этапов.

    5. Проанализируйте современные концепции социализации личности.

    6. Перечислите этапы социализации человека.

    7. Раскройте содержание и структуру процесса социализации.

    8. Что является результатом социализации?

    Каждый человек – существо биосоциальное: являясь элементом живой природы, он существенно отличается от окружающего природного мира. Биологическая составляющая заложена в человеке генетически, он «обречён» быть представителем вида «homo sapiens». Биологическая природа заставляет человека, подобно любому другому живому организму, решать множество проблем, связанных с необходимостью удовлетворения физиологических (первичных) потребностей и физического выживания. В то же время у человека, в отличие от других представителей живой природы, возникают потребности более высокого уровня (вторичные) для удовлетворения которых он создаёт и практикует специфические формы и средства выживания, базирующиеся на его социальной составляющей.

    В отличие от биологической, социальная составляющая не заложена в человеке изначально, она должна быть специально создана в нём. Человеку необходимо дать язык, грамотность, профессию нормы поведения, критерии его оценки и т.д. Для этого в обществе формируются, развиваются и поддерживаются специальные процессы, воздействующие на человека «очеловечивающим» образом. Одним из таких процессов является социализация, в ходе которой человек из существа биологического преобразуется в существо социальное. Социализация выполняет роль генетического наследования второй, надприродной сущности человека, то есть социальности .

    Само понятие «социализация» стало использоваться в науке, начиная с 30-х гг. XX века, в связи с повышением интереса к отношениям «человек – культура», а также началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. Возникновение процесса социализации исторически было обусловлено дифференциацией общества, выделением специфических поколенческих групп (старики и молодёжь), необходимости адаптации молодого поколения к постоянно изменяющимся общественным отношениям и передачи социального опыта. Становлению социализации способствовали следующие обстоятельства:

    Человек – существо социальное, он живёт в окружении себе подобных и реализует за счёт взаимодействия с другими индивидами свои потребности;

    Человек – существо мыслящее, он передаёт и совершенствует социальный опыт за счёт развития мыслительных средств и языка;

    Человек – существо духовное, он ограничивает свои действия по стереотипам «возможное» и «должное»;

    Человек – существо творческое, он переосмысливает социальные ценности, создаёт новые формы ассоциаций, чтобы полнее реализовать свой потенциал.

    Как общественный процесс, социализация прошла несколько стадий развития. Изначально она проявлялась в стихийной деятельности по подготовке (адаптации) подрастающего поколения к жизни в обществе путём приобщения его к труду и передачи определённых умений и навыков. Со временем социализация стала включать в себя не только передачу образцов, действий и моделей деятельности в трудовом коллективе, но и способов межпоколенческого взаимодействия, а также статусно-ролевых позиций, которые зависят от поло-возрастных и социально-ролевых возможностей индивида.

    В освоении трудовых и жизненных функций социализация способствует адаптации индивида к определённому роду деятельности, выработке навыков самостоятельного его осуществления, приобретению полноты субъектной позиции и ответственности за результат в этом фрагменте коллективной деятельности. В процессе социализации индивид усваивает комплекс определённых знаний и умений, необходимых ему, с одной стороны, для того, чтобы эффективно осуществлять трудовую деятельность; с другой стороны – для того, чтобы принимать активное участие в жизни коллектива, то есть взаимодействовать с ближайшим социальным окружением. Вторая составляющая процесса социализации не только адаптирует индивида к конкретной трудовой деятельности, но и деятельности коллектива в целом, а также к совместному проживанию в обществе. По мере усвоения данного комплекса, даётся сигнал к снятию внешнего контроля молодого индивида со стороны взрослых, знаменуя собой появление социализированного субъекта и завершение социализации в конкретном направлении. Позволяя индивиду адаптироваться к определённым социальным условиям и интегрироваться в систему общественного воспроизводства, социализация способствует его эффективной самореализации. Поэтому конечным результатом процесса социализации является не только формирование нового поколения людей определенных социальных типов и становление личности как живого носителя макро- и микроусловий, в которых и посредством которых индивид реализует свою социальную сущность, но и становление человека как субъекта деятельности и индивидуальности во всем богатстве ее проявления.

    Для общества роль и значение процесса социализации определяется тем, что оно, стремясь сохранить свою целостность, вырабатывает определённые социальные нормы и правила поведения, обязательные к усвоению всеми его представителями. Для индивида роль и значение социализации определяется тем, что он, желая стать полноправным представителем общества, должен усвоить указанные социальные нормы и правила поведения. Социализация помогает индивиду адаптироваться к определённым социальным условиям и интегрироваться в систему общественного воспроизводства на основе усвоенных социальных правил, традиций и норм. Подготовка молодёжи к интеграции в систему общественных отношений, формирование и развитие социального потенциала молодого поколения вне процесса социализации невозможны .

    Таким образом, социализация это двусторонний процесс, в ходе которого общество передаёт, а индивид в течение всей жизни усваивает социальные нормы, культурные ценности, образцы поведения, позволяющие индивиду функционировать в данном обществе .

    Познание индивидом самого себя и способов взаимоотношений с другими людьми;

    Усвоение социальных и культурных ценностей;

    Усвоение знание о структуре общества и значении отдельных социальных институтов;

    Овладение навыками практической деятельности в предметной и в социальной сферах;

    Выработка на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций и установок;

    Приобретение определённых социальных позиций, интернализация соответствующих социальных норм и ролей;

    Включение человека в активную творческую деятельность как зрелой социализированной личности .

    Как процесс, социализация может быть явной и скрытой. Явный характер социализации обусловлен чётким осознанием целей воздействия со стороны общества и его составляющих на конкретного индивида. Исходя из этого, явная социализация представляет собой непосредственные целенаправленные воздействия на формирующуюся личность, которые производятся различными социальными институтами, организациями и коллективами . Скрытый (латентный) характер социализации обусловлен идеологическими, нравственными, эстетическими и иными принципами, идеалами, требованиями и нормами, которые предопределяют успешность процесса социализации, а также её конечный результат. Исходя из этого, скрытая социализация представляет собой действие условий и факторов, которые опосредованно направляют процесс социализации .

    Социализация имеет определённую структуру, основными элементами которой являются этапы, агенты, механизмы и условия социализации .

    Этапы социализации. Большинство исследователей выделяют два основных этапа – первичную и вторичную социализацию. При этом одни исследователи в качестве основания для разделения этапов социализации рассматривают доминирующий вид деятельности индивида. По их мнению, первичная (дотрудовая) социализация охватывает периоды детства, юношества и молодости индивида и осуществляется в процессе его обучения (в рамках семьи и образовательных учреждений); а вторичная (трудовая) социализация охватывает этапы юношества, молодости, зрелости и старости индивида и в процессе его трудовой деятельности (в рамках трудового коллектива). Другие исследователи основанием для разграничения первичной и вторичной социализации считают доминирование влияния определённого социального института на социализирующегося индивида. По их мнению, первичная социализация завершается тогда, когда семья перестает быть основным институтом социализации, а основные функции социализации передаются системе образования трудовым коллективам. В некоторых случаях процесс социализации подразделяется на три этапа: социализация ребёнка в семье; социализация детей, подростков, юношей и молодёжи в условиях образовательных институтов; дальнейшая социализация в условиях трудового коллектива .

    Будучи социализированным, обладая определенными социальными свойствами и реализуя их в процессе своей жизнедеятельности, каждый индивид, так или иначе, продолжает изменяться и развиваться. Это означает, что социализация не завершается на какой-то стадии жизненного цикла индивида, а продолжается всю его жизнь. Если в процессе первичной социализации активность в основном принадлежит обществу, институтам и организациям, в которых индивид проходит обучение и воспитание, то в процессе вторичной социализации к активности общества подключается активность индивида, он выступает активной силой уже не только в отношении к самому себе, но и в отношении социализации других.

    Закономерностью процесса социализации является возрастание роли самого индивида в этом процессе. Если на этапе первичной социализации индивид выступает социализирующимся объектом, то на этапе вторичной социализации он, в большей мере, становится субъектом данного процесса. Можно сказать, что личность социализирована, когда она закончила свое продолжительное становление, когда она закрепилась в социальной структуре на определенных позициях, когда она уже не столько развивается, сколько функционирует.

    Следует отметить, что в ряде случаев может возникнуть необходимость ресоциализации (повторной социализации), инициатором которой выступать как сам индивид, так и основные социальные институты. Во-первых , такие ситуации возникают в случае социальных перемещений индивида, как по вертикали, так и по горизонтали, которые вызывают модификацию объективных условий его деятельности, меняют его социальное положение, содержание и структуру социальных ролей, исполняемых им в обществе. Происходит отказ от старых социальных ролей и освоение новых. Все это влечет за собой определенные трансформации человека, накладывает отпечаток на его личность, индивидуальность, сопровождается изменением позиций, статусов, структуры исполняемых ролей. Образуется новая структура отношений, связей и зависимостей индивида с другими людьми, осваиваются новые формы деятельности, общения и др. Во-вторых , необходимость ресоциализации индивида может быть обусловлена крупными социально-экономическими, социально-политическими или социокультурными изменениями, охватывающими достаточно широкие массы людей, представителей различных социальных групп. Примеров подобного рода ресоциализации можно найти немало: реформы в сферах права, культуры, экономики и т.п. В-третьих , потребность в ресоциализации актуализируется, если индивид, нарушивший ранее правовые, моральные или иные нормы определённого общества, изолируется от общества. Типичным примером является социализация (в форме ресоциализации) индивидов, вернувшихся из мест лишения свободы.

    Однако указанные выше случаи социализации не исчерпывают всех возможных ситуаций, когда социализация (или ресоциализация) необходима. Неудачный брак, развод и подобные ситуации ставят индивидов перед необходимостью ресоциализации к новому браку, к статусу одинокого человека и т.п. .

    Агенты социализации. В качестве агентов социализации рассматриваются личность, социальная группа, организация, социальный институт или общество в целом, осуществляющие целенаправленное непосредственное воздействие на социализирующегося индивида . Понятие агента социализации правомерно как для групп, организаций или институтов, с которыми индивид поддерживает реальные отношения (случайные или устойчивые, временные или постоянные), так и для некоторых символических образований, определяющих ориентации индивида, например, для мифологических героев, кумиров, идеалов, референтных групп. Кроме того, понятие агента социализации применимо для обозначения некоторых «деперсонифицированных» сил общества в силу выраженной направленности их воздействия, например, для СМИ .

    Функции и значение агентами социализации на её первичном и вторичном этапах различаются. Агенты первичной социализации могут выполнять одновременно несколько функций – опеки, администрирования, контроля, управления и т.д. Поэтому, агенты первичной социализации взаимозаменяемы, например, семья – сверстники, или семья – система образования. Агенты вторичной социализации выполняют более специфичные функции, а потому взаимозаменяемыми быть не могут. В частности, работники суда никогда не заменят родителей и наоборот .

    Следует отметить, что в ряде источников, понятие агента социализации заменяется понятием института социализации. Институты социализации, так же как и этапы, подразделяются на первичные – семья, образование, улица, производство и вторичные – государство, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Механизм социализации . В наиболее общей трактовке под механизмом социализации понимаются те способы, которыми индивид осваивает социальный опыт. К основным механизмам социализации относятся:

    Идентификация – отождествление себя с представителями социального окружения . Данная разновидность механизма социализации непосредственно взаимосвязана с процессом подражания, сознательного или несознательного повторения действий окружающих. Именно в такой форме осуществляется усвоение индивидом определённых требований, правил и норм в раннем детском возрасте, а также на начальных этапах более поздних периодов социализации.

    Адаптация . Данная разновидность механизма социализации предполагает приспособление индивида к окружающим его социальным условиям, например, к условиям нового общества.

    Интериоризация. Это осознание индивидом усвоенных им правил, требований, норм. В этом случае усвоенные ценности становятся составной частью внутреннего мира индивида, появляется возможность применять их на практике.

    Игра, обучение, труд – это процессы, в ходе которых индивид усваивает те социальные позиции и соответствующие им роли, которые в дальнейшем применяются им в системе общественных отношений .

    Условия социализации . Обобщённо под условиями (факторами) социализации понимается вся совокупность природных и социальных объектов, предметов, явлений или событий, существующих в обществе и косвенно (опосредованно) влияющих на ход и результативность процесса социализации. В совокупности, условия (факторы) социализации определяют направленность данного процесса. Направленность социализации – это свойство, определяющее результативность, зависящее от субъекта и объекта социализации, а также общесоциальных и локальных обстоятельств и условий. Как правило, исследователи выделяют факторы социализации макро-, мезо- и микроуровня .

    - макрофакторы (космос, планета, мир, страна) которые влияют на социализацию всех жителей планеты или больших социальных групп, например, жителей одной страны;

    - мезофакторы – условия социализации больших социальных групп как реальных (народ, нация, класс), так и номинальных (зрительская аудитория);

    - микрофакторы – явления, оказывающие прямое влияние на социализацию личности (семья, группа сверстников, организация и т.д.) .

    Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности обычно называемые чертами личности. Но все это трудно-обозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура в которую входят возрастные половые свойства психики врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    30 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

    Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

    В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

    Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

    Краткое название подструктуры

    К данной подструктуре относятся

    Соотношение биологического и социального

    Подструктура направленности

    Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

    Социальный уровень (биологического почти нет)

    Подструктура опыта

    Умения, знания, навыки, привычки

    Соц. -биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

    Подструктура форм отражения

    Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

    Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

    Подструктура биологических, конституциональных свойств

    Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

    Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

    Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

    Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

    Выделяют следующие стадии социализации:

    1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

    3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

    Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

    Изменение себя, «стать как все»;

    Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

    5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    5732. Сущностные характеристики личности. Социализация личности 24.66 KB
    Сущностные характеристики личности Социализация личности Заключение. Сущностные характеристики личности От анимизма и гилозоизма наших древних предков несмотря на все величие современных научных знаний мы сохранили способность персонифицировать хорошее и плохое добро и зло прекрасное и безобразное. Но для этого необходимо знать ответы по крайней мере на три основных вопроса: что такое личность какие бывают личности как стать личностью К сожалению в последнее время...
    10294. РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 87.45 KB
    Социализация – это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально- психологическими чертами, так и набором социально-типических
    18416. Понятие и структура правовой культуры общества и личности 293.83 KB
    Сущность функции и система гражданского воспитания. Понятие и структура правовой культуры общества и личности. Методологическое значение категории культура для определения правовой культуры. Виды правовой культуры. Структура и функции правовой культуры.
    10399. Психология личности 22.96 KB
    Самооценка Что такое самосознание В психологической науке принято следующее определение: Совокупность психических процессов посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности называется самосознанием а его представления о самом себе складываются в определенный образ Я. каким он бы должен стать чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Обычно фантастическое Я сопровождается словами если бы что означает каким субъект желал бы стать если бы это оказалось для него возможным. Она...
    20238. Нарушения личности 36.88 KB
    Прежде всего следует отметить что исследование нарушений личности не носит однозначного характера. Многочисленными исследованиями в области нарушений личности показано что именно практика медицины особенно психоневрологии оказалась плодотворной при разрешении многих вопросов психологии личности ибо как сказал еще в XIX в. Кандинский болезнь есть та же жизнь текущая по тем же закономерностям что и нормальная но только в измененных условиях. Следует отметить что проводя исследование в области даже частных вопросов аномальной...
    15534. Психологическая безопасность личности 75.03 KB
    Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития человека сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье в свою очередь – основа жизнеспособности условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни. Выделяют следующие основные подходы к изучению безопасности человека. Психологическую безопасность рассматривают как защищенность человека предполагающую наряду с внешними внутренние условия безопасности в число которых входят элементы опыта субъекта...
    17619. Мотивация в структуре личности 39.42 KB
    Это происходит потому что давно назрела необходимость внедрения в практику исследований психологов выход к поведению человека в реальности познания его закономерностей важность раскрытия связи внутренних и внешних мотиваций человека с социальной составляющей. Предметом исследования данной работы является мотивационная сфера человека как структурная составляющая личности. Цель контрольной работы – исследовать место мотивационной сферы человека в структуре личности. Они устойчивы неповторимы у каждого человека являются фундаментом личности...
    11142. Особенности генезиса личности преступника 51.46 KB
    анимая центральное место в цепи криминологической причинности, личность преступника является отправной точкой анализа причин преступного поведения и основным объектом профилактического воздействия в целях предупреждения преступлений
    17318. Психологические требования к личности сотрудника ОВД 68.67 KB
    От того в какой степени личностные психологические процессы выпускника юридического института будут соответствовать требованиям к его профессиональной подготовленности будет зависеть эффективность функционирования правоохранительной системы Российской Федерации. Профессиональная направленность юриста - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране. Это главное что характеризует правоохранительную деятельность определяет место юриста в обществе и требования к его...
    6728. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ 19.94 KB
    Информационно-психологическая безопасность Этот аспект информационной безопасности связан в первую очередь с воздействием недоброкачественной информации на психологическое состояние личности что несёт угрозу интеллектуальному духовно-нравственному состоянию человека а также угрозу его физическому здоровью. Выделяют несколько видов так называемой вредоносной информации могущей нанести серьёзный вред психике человека. Какие же неблагоприятные информационные факторы привели к тому что возникли угрозы для личности Основной из них является...

    Рассмотрение процесса социализации в контексте педагогики обязывает выделить три параметра:

    Параметр целеполагания - сегодня под ним понимается реализация воспитанием цели на самореализацию человеком своих сил и способностей в соответствии с нуждами общества, понимание того, что воспитывает не только школа и родители, но и социокультурная, духовная среда, сложившиеся отношения, в которые реально включается ребенок.

    Второй параметр - связан с поисками нового содержания воспитания, признание приоритета национальных и общечеловеческих ценностей требует обоснование аксиологических ориентиров этого процесса, определение способов включения ребенка в национальный и общечеловеческий социальный опыт. общечеловеческие и национальные ценности представлены в общении с природой, в национальных народных традициях, в семейной среде, в отношениях детей со взрослыми и в их совместной деятельности.

    Третий параметр - связан с поиском результативных способов присвоения социального опыта младшими школьниками, смена пути научения, на путь освоения ребенком социальным опытом, который является продуктом процесса социализации. Это требует включение ребенка в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоение социальных отношений.

    Педагогическая характеристика проблемы социализации выражается пятью подходами:

    1. Социологический подход . Социализация рассматривается как трансляция културы от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные – воспитание и образование.

    2 . Факторно-институциональный подход . Социализация определяется как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации.

    3. Интериоризационный подход . Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

    4. Итеракционистский подход . Соцализация в качестве важнейшей детерминанты предполагает межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира.

    5. Интраиндивидуальный подход. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как «деятельностная модель» самовоспитания.

    Однако более обоснованным является многомерный подход, т.е. учет всех механизмов социализации.

    Педагогически главным аспектом социализации является его содержание.

    Содержание процесса социализации определяется культурой и общественной психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих сторон социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.

    Структура процесса социализации, включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

    1. Коммуникативный компонент . Он вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

    2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая СМИ, в общении и проявляется прежде всего в самообразовательном аспекте, когда школьник ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

    3. Поведенческий компонент – обширная и разнообразная область действий, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, быта до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, он предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

    4. Ценностный компонент . Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только понять и правильно воспринимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя.

    Средства социализации : в самом общем смысле это – элементы окружающей среды, которые проявляются на разных уровнях.

    Педагогически средством первого уровня становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.

    Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, СМИ.

    Третий уровень- это отношения как объективная связь человека и предмета или одной личности и другой, а также как отклик на предметы, вещи, явления, события, как та «субъективная позиция» , которую занимает человек.

    Бесконечно многообразные и сложно взаимодействующие средства социализации выполняют в процессе социализации определенные функции:

    Первую группу составляют информационно-образовательные средства, которые обеспечивают распространение и усвоение определенной социальной информации(СМИ, школа и т.д.);

    Вторая группа включает организационно-регулирующие средства, которые создают в процессе социализации определенные организационные возможности и условия для формирования у личности собственного социального опыта (формы организации деятельности людей);

    Третья группа- регулятивно-контролирующие средства, функции которых- обеспечение системы социальных эталонов (социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, стереотипы, ценности);

    Четвертая группа – стимулирующие средства, проявляются на политическом, гражданском, этическом и житейском уровнях, обеспечивают «духовное» и «материальное» стимулирование социальной активности личности.

    Механизм социализации личности реализуется через деятельность личности, а ее организация, мотивация, осмысление, переживание, стимулирование – это и есть сущность воспитания.

    Т.О., социализация, воспитание и самовоспитание выступают как подсистемы целостного процесса формирования личности.

    Теоретическая модель социализации личности как педагогической системы.

    Социализация личности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

    Структура социализации

    Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:

    1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
    2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

    Результаты социализации

    В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.

    Показателями успешной социализации личности являются:

    1. Включение личности в систему общественных отношений.
    2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
    3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
    4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
    5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

    Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.

    Функции социализации

    Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:

    • Для личности : всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
    • Для общества : социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

    Факторы социализации

    Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.

    Институты социализации

    Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

    Механизмы социализации

    Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

    Стадии (этапы) социализации

    Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:

    1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
      • ранняя социализация , охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
      • стадия обучения , включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
    2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
    3. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.