Войти
Логопедический портал
  • Сочинение герасим и татьяна в рассказе тургенева муму
  • Письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни из «Муму» И
  • Про россию на китайском языке Как нельзя называть женщин в Китае
  • Что значит моя мечта. Значение слова мечтать. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова
  • Многозначное слово «mean Как переводится слово mean
  • Лётчик-ас кожедуб иван никитович — трижды герой ссср
  • Основные разделы образовательной программы доу. Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса. становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений

    Основные разделы образовательной программы доу. Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса. становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Особенности структуры основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

    Сегодня ДОУ работают над реализацией основной общеобразовательной программы, целью которой является обеспечение качественной реализации программы через подбор и создание методического обеспечения и изменение структуры образовательного процесса.

    Основная общеобразовательная программа ДОУ – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.

    обязательная часть часть, формируемая участниками образовательного процесса Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 80% общего объема Программы 20% общего объема Программы 65% - 80% от времени функционирования дошкольного учреждения

    Структура Программы Глава 2. Организация режима пребывания детей в ДОУ; Глава 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей; Глава 4. Содержание коррекционной работы; Глава 5. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки); Глава 6. Система мониторинга. Глава 7. Условия реализации программы дошкольного образовательного учреждения. Глава 1. Пояснительная записка I ЧАСТЬ (обязательная) Титульный лист I I ЧАСТЬ (вариативная)

    Титульный лист 1. Название ДОУ. 2. «Утверждаю: заведующий ДОУ…..» 3. «Принято на заседании педагогического совета, дата, протокол №…» 4. «Согласовано» (УО или др.) 5. Год. 6. На обороте титульного листа содержание (оглавление) ОП.

    Структура Программы Пояснительная записка Название ДОУ в соответствии с лицензией. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников. Направления развития. Содержание образовательного процесса. Цели и задачи деятельности ДОУ. Особенности образовательного процесса. Принципы и подходы к формированию образовательной программы.

    Основные направления развития Познавательно-речевое развитие Социально-личностное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическая культура Здоровье Музыка Художественное творчество Коммуникация Познание Чтение художественной литературы Социализация Труд Безопасность Пояснительная записка

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования * Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. * Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе. Пояснительная записка

    Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах: познавательно-речевое развитие художественно-эстетическое развитие 20 - 40% физическое развитие социально-личностное развитие Пояснительная записка

    Общий объем обязательной части Программы включает время, отведенное на: НОД ОД в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями детей Самостоятельная деятельность детей Пояснительная записка

    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна Соответствовать принципу развивающего образования Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и особенностями образовательных областей Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. , через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра. Пояснительная записка

    Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Проектирование, планирование и организация текущей образовательной деятельности по всем образовательным областям включает: Цель, задачи; Модель, схему или таблицу по интеграции с другими образовательными областями; Программное обеспечение; Таблица или схема по реализации образовательных областей в разных формах работы, средства, приемы, методы работы с детьми. Глава 3.

    Расчет общего объема ОЧ ООП ДО и ЧФУОП Структура образовательного процесса ООП ДО Возраст детей 6-7 лет Основная часть- 80% ЧФУОП -20% Режим работы учреждения: 10,5 ч. Минуты: 630 мин Общее: 630 мин Время когда не реализуется ООП ДО (сон, присмотр и уход) 120 мин Время для реализации ООП ДО Общее: 510 мин 80% 408 мин 102 мин НОД, осуществляемая в процессе реализации различных видов детской деятельности Общее: 120 мин 90 мин 30 мин ОД, осуществляемая в ходе режимных моментов Общее: 240 мин(510-120-150) 192 мин 48 мин Самостоятельная деятельность детей Общее: 150 мин 120 мин 30 мин Глава 3.

    Направления развития воспитанников Образовательные области Ведущий вид деятельности Сопутствующие виды деятельности Интеграция образовательных областей Физическое развитие Ф изическая культура Двигательная Игровая Коммуникативная. Музыкально-художественная Познавательно-исследовательская Здоровье Безопасность Музыка Коммуникативная Познание Здоровье Игровая Двигательная Коммуникативная Познавательно-исследовательская Чтение ХЛ Трудовая Продуктивная Физическая культура Коммуникативная Познание Чтение Труд Художеств. творчество Циклограмма образовательной деятельности Глава 3.

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ Включают: итоговые результаты, или совокупность интегративных качеств детей «на выходе» из системы дошкольного образования (социальный портрет ребенка 7-ми лет); промежуточные результаты, отражающие возрастную динамику формирования интегративных качеств ребенка. Глава 5.

    Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Должна обеспечивать: к омплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга Глава 6.

    это часть основной - это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процес c . I I ЧАСТЬ. Вариативная Структура Программы

    Различные варианты соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая специфику условий его осуществления. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетное направление деятельности. Обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая: 1) специфику условий его осуществления; 2) приоритетные направления деятельности; 3) реализацию программы дополнительного образования.

    Условия реализации образовательной Программы ДОУ включают: Управление реализацией Программы; Создание и обновление предметно-развивающей среды; Инновационную или экспериментальную работу; Формы сотрудничества с семьей; Преемственность в работе ДОУ и школы; Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями. Глава 7.

    Индивидуальными для каждого ДОУ будут являться разделы: Пояснительная записка Организация режима пребывания в ДОУ Содержание коррекционной работы Система мониторинга Унифицированными будут разделы: Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Спасибо за внимание!





    Структура и содержание образовательной программы ДОУ

    • Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:



    основные факторы:

    • становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

    • становление альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;



    основные факторы:

    • отход от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера учебных программ, пособий, дидактических материалов;

    • недостаточность нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

    • возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;



    основные факторы:

    • заинтересованность родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;

    • стремление общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.



    • Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей основной общеобразовательной программы (ООП)



    • Основная общеобразовательная программа (ООП) является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно»



    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"



    • ООП дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.

    • Она наряду с Уставом служит основой для аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).



    Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения -

    • нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении



    • ООП ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности



    ООП и Устав

    • Устав - это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом.

    • ООП определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты



    ООП и образовательные стандарты

    • Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания.

    • Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, разрабатываемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в ООП



    ООП и программа развития

      Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от ООП она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др.

    • ООП направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения



    ООП и концепция образовательного учреждения

    • Концепция - это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности.

    • ООП выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.



    ООП и программа экспериментальной работы

      Если ДОУ является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. Она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений.

    • ООП в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы



    ООП и процедуры государственной аккредитации

      Если в результате планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус, тогда на основе разработанной и реализуемой общеобразовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит процедуру государственной аккредитации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус.

    • В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенной процедуры.



    • Таким образом, процесс разработки и реализации ООП можно рассматривать в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей





    П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»

    Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.


    Рекомендуемая структура ООП дошкольного образовательного учреждения

    • Обязательная часть Программы

    • Вторая часть (вариативная) Программы, формируемая участниками образовательного процесса

    • Приложения к Программе.



    Анализ действующих (комплексных) программ

    • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года).

    • Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова.

    • Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,

    • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.



    Выводы

    1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
    • - познавательно-речевое;

    • - физическое;

    • - социально-личностное;

    • - художественно-эстетическое.



    Выводы

    2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении;

    3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;



    4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:
    • 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);

    • 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);

    • 3 место – физическое развитие (19-20%).

    • 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).



    Выводы

    5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.






    «Интеграция содержания дошкольного образования»

    состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.


    Рекомендации по разработке содержания разделов ООП


    «Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.





    • пояснительная записка;

    • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

    • содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;



    Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

    • содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

    • планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

    • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.



    Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

    • 1)видовое разнообразие учреждений,

    • наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,



    «Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса»

    это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.




    • Каждое дошкольное образовательное учреждение располагает своими индивидуальными, свойственными только ему средствами реализации своего предназначения.

    • Именно их и необходимо обозначить.



    Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности,

    рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
    • непосредственно образовательную деятельность;

    • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования



    Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования



    В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на:
    • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;

    • дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).




    Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).



    Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности,

    включает время, отведенное на:
    • непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

    • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

    • самостоятельную деятельность детей;

    • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья



    Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья



    • дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;

    • дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;




    Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса

    • дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;

    • дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.




    «Совместная деятельность взрослого и детей» -

    деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.



    «Самостоятельная деятельность детей» -

    1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).





    Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

    должна:

    • Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.




    • Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

    • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.




    • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

    • Формировать такие качества, знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.



    • Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

    • Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.




    Пояснительная записка


    Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса

    • Цель:

    - создание комплексной системы по физическому воспитанию и оздоровлению детей.
    • Задачи:

    Обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей; - создать условия для оздоровительных режимов детей; - усилить внимание к формированию правильной осанки; - способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.



    • 1. Комплексной программой дошкольного образования «Радуга» (библиографическое описание документа по ГОСТу).

    • 2. Парциальными программами:

    - «Наш дом - природа» (Н.Рыжова); - «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

    Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.


    • 3. Коррекционной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.



    • 4. Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например:

    - А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»; - Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.


    1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении


    • Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к развитию и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности



    • Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

    • Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду



    • - Систему закаливающих мероприятий;

    • - Систему физкультурно-оздоровительных мероприятий



    2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей




    3.Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья


    • включает деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

    • В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции



    4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования


    Промежуточная оценка

    • (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей;

    • - это результаты мониторинга



    Итоговая оценка

    • проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

    • Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

    • Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов



    5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы


    • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.



    • В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества



    • Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае.





    Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

    • В разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности, например:



      В режиме работы дошкольного образовательного учреждения; - в ведущих формах проведения занятий; - в организации предметно-развивающей среды; - в подборе кадров; - в особенностях организации и проведения различных мероприятий; - в установлении социального партнерства; - во взаимодействии с семьей; - в традициях дошкольного образовательного учреждения и др.



    • Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений.

    • Например, организация работы групп раздельно для мальчиков и девочек; кратковременного пребывания и т.п.



    • Рекомендуется также отметить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учреждением как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе, которые усиливают выбранное детским садом приоритетное направление деятельности.





    Приложения к ООП

    • - состав рабочей группы по разработке ОП; - план работы рабочей группы; - экспертное заключение на ОП; - протокол педагогического совета об утверждении ОП; - приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления; - план реализации образовательной программы ДОУ; - диагностические методики («инструмент») к разделу 6;



    Приложения к ООП

      Глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения; - результаты диагностик реализации образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.



    • Корнилова Марина Владимировна,

    Муниципальное учреждение

    «Управление образования Администрации города Бийска»

    Информационно-методический центр

    Разработка образовательной программы

    дошкольного образовательного учреждения.

    Бийск

    Составители:

    методист ИМЦ МУ «Управление образования Администрации города Бийска»

    заведующий МДОУ «Детский сад № 51»

    Разработка образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации.

    Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. В п. 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении отмечено, что «содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования , разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно».

    Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аккредитации, изменения бюджетного финансирования , организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

    Наряду с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения необходимо знакомить родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного про­цесса, индивидуально с каждым заключать родительский договор. Из числа других документов, с которыми нужно знакомить родителей, прежде всего, необходимо отметить образовательную программу ДОУ. Этот документ будет ориентировать родителей на информацию о предоставляемых образовательных услугах, что в свою очередь будет способствовать обеспечению реализации права родителей на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

    Разработать качественную образовательную программу практикам мешают существующие на сегодняшний день разночтения в определении самого понятия «образовательная программа», которое различные авторы трактуют либо как программу развития , либо как программу, отражающую специфику образовательной деятельности учреждения или как документ, позволяющий индивидуализировать образовательные маршруты воспитанников. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении. В то же время существует реальный опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа. Таким образом, можно зафиксировать еще одно явное противоречие между требованием Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов о разработке и реализации каждым образовательным учреждением самостоятельно».

    Практическая значимость данного вопроса, его актуальность определило логику отбора материалов для данного пособия. Представленные материалы отражают основные цели и специфику дошкольного образовательного учреждения, программа которого должна строиться с учетом особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста, когда преобладающими являются ценности развития и воспитания.

    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 000 от 01.01.01 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

    В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

    примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

    примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    До ввода в действие этих двух программ настоящие рекомендации являются временными.

    Общие положения

    Понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании».

    Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении (С. Кузьмин).

    Образовательная программа – это конкретная модель учебно-воспитательного процесса того или иного дошкольного учреждения. Она должна охватывать все виды деятельности детей (а не только обучение) с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде ().

    Образовательная программа ДОУ – это комплекс определенного содержания образования, определенных средств педагогической коммуникации (формы, методы и средства обучения и воспитания), а также кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей воспитанников ().

    Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы ().

    Образовательная программа – это документ, который подлежит постоянной (ежегодной) корректировке.

    Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).

    Назначение образовательной программы - мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

    Обобщая все выше сказанное, образовательную программу дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанный по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории .

    Образовательная программа должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей, а не только образование, с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

    Программа должна показать:

    · как с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная нетрадиционная модель организации воспитания, образования и развития дошкольников;

    · какие новые педагогические технологии применяются в работе с детьми;

    · как учитываются индивидуальные особенности и возможности воспитанников.

    Образовательную программу ДОУ не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ. Структура и содержание образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.

    Структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

    Поскольку в настоящее время существуют различные точки зрения на сущность образовательной программы и различные подходы к определению ее содержания, мы предлагаем рассматривать приводимую нами «модель» структуры образовательной программы дошкольного образовательного учреждения как примерную.

    Титульный лист.

    Когда и кем утверждена, где рассмотрена, с кем согласована программа. Название программы с полным наименованием учреждения.

    Наименование населенного пункта, год разработки.

    Раздел 1. Общие положения.

    1.1. Пояснительная записка.

    1.2. Информационная справка о ДОУ.

    2.1. Анализ материально-технической базы ДОУ.

    2.2. Анализ основных достижений и проблем педагогов.

    2.3. Анализ медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

    2.4. Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса.

    2.5. Анализ личностно-ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников и социальными институтами.

    2.6. Характеристика социального заказа на образование.

    образовательного учреждения.

    Раздел 6. Содержание воспитательно-образовательного процесса.

    6.1. Реализуемые программы дошкольного образования, обоснование их

    6.2. Характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей.

    Раздел 7. Проектирование и планирование педагогической

    деятельности, выстраивание целостного педагогического

    процесса.

    7.1. Принципы организации образовательного процесса.

    7.2. Система реализации общеобразовательной программы дошкольного

    образования.

    7.3. Режимы дня на холодный и теплый период по возрастным группам,

    согласно реализуемой общеобразовательной программы

    дошкольного образования.

    7.4. Система работы по адаптации вновь прибывших детей к условиям ДОУ.

    7.6. Учебный план.

    7.7. Расписание занятий.

    7.8. Расписание работы кружков.

    7.9. Коррекция и взаимодействие специалистов по обеспечению

    индивидуального сопровождения воспитанников.

    7.10. Планирование содержания воспитательно-образовательного процесса на месяц в утренние и вечерние часы.

    7.11. Система физкультурно-оздоровительной работы.

    7.12. Организация питания.

    7.13. Планирование системы праздников и развлечений.

    7.14. Воспитательная система ДОУ.

    Раздел 8. Мониторинг развития детей.

    Раздел 9. Условия реализации образовательной программы ДОУ.

    9.1. Нормативно-правовая основа реализации программы.

    9.2. Система управления ДОУ.

    9.3. Модель методической работы.

    9.4. Модель взаимодействия специалистов ДОУ.

    9.5. Формы работы с родителями.

    9.6. Преемственность в работе ДОУ и школы.

    9.7. Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

    9.8. Предметно-пространственная организация ДОУ.

    9.9. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов.

    9.10. План-карта инновационной работы ДОУ. Инновационные проекты педагогов.

    Образовательная программа содержит различную информацию об особенностях деятельности дошкольного учреждения в целом по возрастным группам. От того, насколько грамотно и системно эта информация представлена в программе зависит и качество образовательной деятельности учреждения.

    1. Титульный лист.

    На титульном листе образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

    · в левом верхнем углу листа обозначается информация о том, где рассматривалась программа и принята (например, принята на Совете ДОУ, протокол № ___от _______);

    · в правом верхнем углу обозначается информация об утверждении программы (например, Утверждаю. Заведующий МДОУ «Детский сад № ___». Ставится подпись руководителя учреждения, расшифровка и печать;

    · в центральной части титульного листа, дается полное наименование учреждения (например, « Образовательная программа МДОУ «Детский сад № __» комбинированного вида, II категории);

    · ниже наименования указываются авторы, разработчики программы, коими могут быть специалисты дошкольного учреждения (воспитатели группы, а также заведующий, старший воспитатель, психолог, логопед , воспитатель) или творческий коллектив, включающий также специалистов других учреждений образования (научного руководителя, специалиста управления образования);

    · в нижней части титульного листа указываются наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ и год разработки образовательной программы.

    Раздел 1. Общие положения.

    Раздел «Общие положения» включает пояснительную записку и информационную справку о ДОУ.

    В пояснительной записке указываются основные концептуальные подходы, использованные при разработке программы, описание ее целей и ценностей и предполагаемые сроки ее реализации.

    В концепции программы важно представить обоснование актуальности для учреждения разработки того или иного варианта программы. Как правило, при обосновании выбора варианта образовательной программы отмечаются следующие актуальные позиции:

    · образовательная программа учитывает потребности детского контингента, что особенно актуально для учреждений с приоритетами в деятельности (например, ДОУ посещают дети с проблемами в развитии, требующие специализированной коррекции, в связи с этим, программа предусматривает систему коррекционно-развивающей работы с детьми),

    · содержание образования может быть ориентировано на заказ родителей, что важно учитывать ДОУ - Центрам развития (в этой связи, в программу включено соответствующие содержание дополнительного образования , либо организованы вариативные услуги семьям микрорайона),

    · при разработке программы учитываются также культурно-образовательные особенности территории, что важно для ДОУ любого вида (в этом случае, содержание включает региональный компонент образования, например, региональные программы и технологии по музейно-педагогической работе, краеведению),

    · при разработке образовательной программы (ОП) могут быть учтены также особенности деятельности специалистов ДОУ, уровень их квалификации, позволяющие расширить реализуемое на группе содержание образования за счет разработанного педагогами авторского методического обеспечения.

    Концепция включает также характеристику целей и ценностей программы. Ценности, как правило, соответствуют общим идеологическим ориентирам образования (разностороннее развитие ребенка, воспитание нравственного сознания и поведения, здоровый образ жизни, формирование общей культуры личности и т. д.). Цели, реализуемые образовательной программой, представляют собой конкретизацию целей общего образования и могут быть различны, однако независимо от ее конкретного варианта направлены на реализацию условий для обучения, воспитания, развития, оздоровления воспитанников. Цели и задачи ОУ определяются также в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, его Уставом и реализуемыми программами, технологиями.

    В информационной справке о дошкольном образовательном учреждении следует отметить:

    Общие сведения.

    · Полное название (с указанием типа, вида) и адрес учреждения (юридический адрес , фактический адрес, телефоны, факс, e-mail).

    · Заведующий (ФИО).

    · Приоритетное направление в образовательной деятельности.

    · Краткая историческая справка.

    · Проектная мощность и реальная наполняемость.

    · Перечисление помещений и сооружений ДОУ.

    Учредитель МДОУ.

    Учредительные документы.

    Структура ДОУ (общее количество групп, количество специализированных групп, сведения о наполняемости групп).

    Кадровый потенциал ДОУ: всего сотрудников - …, из них административный состав - … человек, педагогический персонал - … человек, учебно-вспомогательный персонал - … человек, обслуживающий персонал - … человек.

    Необходимо представить социальный паспорт ДОУ.

    Можно представить информацию, раскрывающую индивидуальность ДОУ.

    Раздел 2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности.

    Данный раздел образовательной программы включает характеристику социального заказа на образование, основных достижений и проблем педагогов.

    Анализ основных достижений и проблем представляется в образовательной программе с учетом реализуемого содержания в соответствии с используемым педагогами диагностическим инструментарием.

    В данном разделе программы представляются обобщенные результаты обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления воспитанников, как правило, в форме сводных таблиц или диаграмм: например,

    · уровень социальной компетентности и воспитанности детей;

    · общее количество или % детей, освоивших программы (по уровням, представленным в реализуемых комплексных программах);

    · результаты освоения детьми разных видов деятельности;

    · динамика развития физических качеств воспитанников;

    · показатели заболеваемости (за 3 года);

    · количество или процент детей, выпущенных с чистой речью;

    · количество детей, у которых сформирована готовность к школе;

    · результаты адаптации детей в начальной школе;

    · другие результаты в соответствии с содержанием проводимой в ДОУ диагностики.

    Раздел 3. Предназначение дошкольного образовательного учреждения.

    В данном разделе необходимо сформулировать предназначение конкретного дошкольного образовательного учреждения. Оно формулируется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, исходя из статуса, вида (для какой категории детей), государственного и муниципального заказа, обосновывается возможностями конкретного образовательного учреждения и запросами семьи.

    Формулировка предназначения должна быть краткой и понятной как педагогическому коллективу, так и ближайшему социальному окружению дошкольного образовательного учреждения и в первую очередь семье.

    Раздел 4. Описание «модели» выпускника дошкольного

    образовательного учреждения.

    Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Модель выпускника разрабатывается в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной и парциальными общеобразовательными программами), спецификой и предназначением конкретного дошкольного образовательного учреждения.

    Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива. В-третьих, модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатах.

    1. Проектируемый образ выпускника полезно соотнести с государственным образовательным стандартом, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.

    2. В образ выпускника необходимо включить как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника.

    3. Основные параметры подготовленности выпускника следует излагать, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.

    4. Образ выпускника - это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка.

    5. Полезно проектировать образ выпускника конкретного дошкольного образовательного учреждения с учетом мнений ближайших образовательных учреждений, в которых выпускники продолжат свое образование. Это будет способствовать укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения.

    За основу описания модели выпускника можно взять описание интегративных качеств ребенка-дошкольника:

    физически развитый , овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

    любознательный, активный . Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

    эмоционально отзывчивый . Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

    овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

    способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

    способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

    имеющий первичные представления о себе , семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

    овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

    овладевший необходимыми умениями и навыками . У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    Кроме того, научный коллектив научно-исследовательского Центра «Дошкольное детство» им. выделил базисные характеристики личности ребенка, которые формируются в дошкольном возрасте, находятся в постоянном развитии, на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. Эти характеристики личности, по своей сути, и составляют тот «желаемый образ» ребенка старшего дошкольного возраста, который готов к школе. К базисным характеристикам личности относятся: компетентность, эмоциональ­ность, инициативность, самостоятельность. Эти характеристики определяют в нашем представлении «модель» выпускника современного дошкольного образовательного учреждения, способного адаптироваться в современном информационном мире. Формирование данных качеств личности являются результатом реализации вариативных образовательных программ в дошкольном образовании, в конкретном учреждении.

    В дошкольном возрасте к семи годам базисные характеристики личности становятся наиболее содержательными, чем на протяжении всего дошкольного детства: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах; появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т. п.) и стойкая мотивация достижений и успеха.

    Компетентность

    Социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Важным становится умение заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

    Коммуникативная компетентность проявляется в возможном свободном диало­ге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

    К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство является ценнейшим качеством личности, которое требует поддержки со стороны всех работников образовательного учреждения и родителей.

    Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризу­ется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому пла­нированию. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с уни­версальными знаковыми системами - алфавитом ; цифрами и др. Старший дошкольник свободно владеет речью (имеет достаточно большой словарный запас, грамматически правильно строит предложения, имеет развитый фоне­матический слух) и имеет представление о звуке, слове, предложении.

    Компетентность физического развития старшего дошкольника опреде­ляется как выросшие возможности владения своим телом, различными ви­дами все более совершенных движений. Имеет знания о своем организме, о здоровом образе жизни и необходимости заботы о своем здоровье. Старший дошкольник владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

    Эмоциональность

    Ребенок старшего дошкольного возраста отличается большим богатством переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большим прояв­лением произвольности эмоциональной сферы. Психологи подчеркивают по­явление одного из важных психических новообразований - «эмоционального предвосхищения» - предчувствия собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами деятельности.

    Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопережи­вании другому человеку, но и в содействии ему.

    Креативность

    Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фанта­зии, движения и т. п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Ребенок на пороге школы все более активен, готов к спонтанным решениям, любопытен, задает вопросы взрослому, способен к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, имеет стойкую мотивацию достижений, развитое воображение. Процесс со­здания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

    Произвольность

    Семилетний дошкольник способен к волевой регуляции поведения, преодоле­нию непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилу. Проявляет волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «не­льзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодо­левать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения - один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

    Инициативность

    Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка: в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать вид деятельности по своему желанию, включиться в разговор. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

    Детская инициативность, свобода, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном направлении со стороны взрослых, которые должны поддерживать и развивать эти черты личности.

    Самостоятельность и ответственность

    Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами - включение освещения, телевизора, проигрывателя и т. п.). Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

    Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

    Самооценка

    Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей де­ятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях. Но психологи подчеркивают важную психологическую особенность: характерна завышенная общая само­оценка, которая влияет на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).

    Свобода поведения

    Это сложное понятие основывается на компетентности и воспитанности, которая у ребенка сформирована. Свободный ребенок отличается внутрен­ней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Вместе с тем ребенок осторожен и предусмотрителен, избегает травм, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми. Дошкольник может выполнять выработанные обществом правила поведения. Воспитание в дошкольнике чувства безопас­ности и свободы поведения опирается на понимание причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях.

    Приведенные требования к выпускнику могут быть дополнены в соответс­твии со спецификой целей образования в каждом дошкольном образовательном учреждении. В этом случае необходима дифференциация качеств выпускника в зависимости от вида и предназначения образовательного учреждения.

    Раздел 5. Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

    Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении должны быть определены в соответствии с разработанной «моделью» выпускника и определением места каждого дошкольного образовательного учреждения в образовательном пространстве города и ближайшем социальном окружении.

    Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» станицы Архангельской

    Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………….

    1.1.Актуальность………………………………………………………..

    1.2.Описание «модели выпускника»………………………………….

    1.3.Цели и задачи образовательной программы……………………...

    Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение…………………………………………………………….

    2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение…………………….

    2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса…………..

    Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ……………………………………………………………………..

    3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности……………………………………………………………

    Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ………………………………………

    Раздел 5. Условия реализации образовательной программы……….

    Структура образовательной программы доу

    Основные положения Раздел 1. Пояснительная записка 1.1.Актуальность: -Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей -Социальный заказ, образовательные потребности родителей -Предназначение ДОУ, основные средства реализации -Приоритетные направления деятельности -Особенности образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические) -Принципы и подходы к формированию программы 1.2.Описание «модели выпускника» 1.3.Цели и задачи образовательной программы Раздел 2. Образовательные программы и их методическое обеспечение 2.1.Выбор программ и педагогических технологий, их комплексирование и методическое обеспечение. 2.2.Выстраивание целостного педагогического процесса.

    Раздел 3. Организация воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 3.1.Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности. 3.2.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

    Раздел 4.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программ

    Раздел 5. Условия реализации образовательной программы.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1.1.Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана в соответствии с п.5 ст.14, п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о ДОУ и федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    1.2. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской разработана на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

    1.3. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

    1.4. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской обеспечивает построение целостного педагогического процесса, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-нравственному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.

    1.5. Образовательная программа МДОУ № 5 «Дубок» ст. Архангельской охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста.