Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Задержка речевого и психоречевого развития: причины и методы лечения. Задержка психоречевого развития (зпрр) у детей — отставание ребенка в развитии

    Задержка речевого и психоречевого развития: причины и методы лечения. Задержка психоречевого развития (зпрр) у детей — отставание ребенка в развитии

    Задержка психического развития (ЗПР) объединяет группу заболеваний, приводящих к несвоевременному и запаздывающему развитию отдельных психических функций, таких как внимание, память, эмоционально-волевая сфера, мышление.

    Данный диагноз ставится только детям дошкольного и младшего школьного возраста – если симптомы сохраняются и в более старшем возрасте, говорят уже о инфантилизме или умственной отсталости.

    В качестве самостоятельного заболевания встречается у 1-2% детей. В качестве симптома других, более глубоких заболеваний – гораздо чаще.

    Симптомы ЗПР

    ЗПР проявляется не на физическом уровне, а на психическом. Заметить ее можно, пронаблюдав за особенностями личности ребенка и его взаимодействием с окружающим миром. В разных сферах проявляет себя по-разному:

    Для восстановления организма после перенесенного инсульта, а также для профилактики повторных ИНСУЛЬТОВ наши читатели используют новую методику открытую Еленой Малышевой на основании 16 лекарственных трав и натуральных компонентов - Сбор Отца Георгия . Сбор Отца Георгия помогает улучшить глотательный рефлекс, восстанавливает пораженные клетки в головном мозге, речь и память. А также проводит профилактику рецидивов инсульта.


    ВАЖНО! Компенсация и обучение возможны, только если с ребенком будут проводиться реабилитационные мероприятия. Сама по себе ЗПР проходит в редких случаях.

    Причины и типы патологии

    ЗПР вызывают два основных типа причин:



    Как правило, ЗПР, возникающая по биологическим причинам, осложнена и лечить ее труднее. При этом ЗПР принято разделять на типы:

    Только один-единственный вид ЗПР может пройти при минимальных усилиях – и он не является самым распространенным. Потому при подозрении на ЗПР следует приложить все усилия для того, чтобы помочь ребенку.

    Лечение и профилактика нарушений развития

    Коррекция ЗПР подразумевает комплексный подход и работу целого коллектива специалистов, которые смогут помочь ребенку. Она включает:



    И, конечно, главным компонентом является здоровый климат в семье – адекватность, спокойствие, принятие и любовь. Родителям придется вкладываться в реабилитацию не меньше, чем дефектологам.

    Кроме того, ЗПР можно попробовать предотвратить. Для этого нужно:



    ВАЖНО! Для лечения придется приложить много усилий, но желая предотвратить возникновение данной патологии, не стоит с профилактикой выходить за рамки разумного.

    Помощь специалистов Эвексии при ЗПР

    Детям с ЗПР желательно посещать реабилитационные центры. Например, клиника «Эвексия», расположенная в Греции, практикует комплексный подход и ее специалисты считают, что ЗПР – не тот диагноз, с которым можно отчаиваться.


    Реабилитационный центр Evexia

    Свежий морской воздух, прекрасный теплый климат, возможность выбраться на городскую прогулку уже пойдут ребенку на пользу. В сочетании с квалифицированной медицинской помощью реабилитация окажет невероятный положительный эффект.

    В центре можно пройти:



    Также на базе клиники Эвексия детям с нарушениями функционирования органов чувств можно скорректировать работу сенсорных систем при помощи сенсорной интеграции.


    Под сенсорной интеграцией понимают адекватный, адаптивный ответ организма на раздражители, которые фиксируются органами чувств.

    У детей с нарушениями по типу ДЦП можно скорректировать работу трех основных типов чувствительности, а именно:

    • вестибулярной;
    • тактильной;
    • проприорецепцию.

    Реабилитация должна быть комплексной и проходить под присмотром специалиста – потому посещение реабилитационного центра не просто желательно, но фактически обязательно.

    Вы все еще думаете что восстановиться от ИНСУЛЬТА и сердечно-сосудистых патологий невозможно!?

    Вы когда-нибудь пытались восстановить работу сердца, мозга или других органов после перенесенных патологий и травм? Судя по тому, что вы читаете эту статью - вы не по наслышке знаете что такое:

    • часто возникающие неприятные ощущения в области головы (боль, головокружение)?
    • внезапное чувство слабости и усталости...
    • постоянно ощущается повышенное давление...
    • об одышке после малейшего физического напряжения и нечего говорить…

    А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве ВСЕ ЭТИ СИМПТОМЫ можно терпеть? А сколько времени вы уже "слили" на неэффективное лечение? Ведь рано или поздно СИТУАЦИЯ УСУГУБИТЬСЯ.

    Правильно - пора начинать кончать с этой проблемой! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивную методику от Елены Малышевой, в которой она раскрыла секрет лечения и профилактики ИНСУЛЬТОВ, и сердечно-сосудистых заболеваний.

    Созревание нервной системы человека интенсивнее всего происходит в детском возрасте, поэтому любое неблагоприятное воздействие на ребенка каких-либо внешних факторов способно самым негативным образом сказаться на его психическом становлении. Если говорить конкретно о задержке психического развития (ЗПР) , то в ее истоках могут лежать разнообразные патологические ситуации, имевшие место при беременности и родах, а также травмы и заболевания ЦНС в первые годы жизни малыша. Не следует ставить знак равенства между ЗПР и умственной отсталостью: своевременно начатое лечение позволит ребенку с приобрести необходимые навыки к обучению и успешно социализироваться в детском коллективе. При этом определить тип, степень, стадию и особенности нарушения психического развития, а также подобрать оптимальную программу лечения может только специалист. В НДЦ Клинической психиатрии проводят дифференциальную диагностику и комплексное лечение различных типов ЗПР . В стенах НДЦ используются самые современные методики лечения детей с задержкой психического развития , а имеющийся научно-медицинский потенциал Центра позволяет добиваться наилучших результатов.

    Диагностика задержки психического развития в НДЦ Клинической психиатрии

    Прежде всего, специалисты Центра определят, имеется ли в головном мозге какая-либо органическая патология, которая могла бы лежать в основе ЗПР . С этой целью используются такие инструментальные исследования, как (КТ) и (МРТ). С их помощью можно выявить такие заболевания, как , гидроцефалия, опухоль головного мозга, пороки церебральных сосудов, признаки церебральной ишемии, врожденные аномалии ЦНС, лейкодистрофия. В дополнение к этому в НДЦ используются такие высокоселективные методы диагностики, как (ЭЭГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), электромиография, допплерографическое исследование церебральных сосудов, . Не всегда в истоках задержки психического развития лежат органические патологии ЦНС. В ряде случаев столь обескураживающий диагноз является следствием педагогической запущенности, плохого ухода и ненормальной обстановки в семье ребенка в первые годы его жизни. В этой связи в диагностическом обследовании в обязательном порядке принимает участие детский Центра.

    Лечение задержки психического развития в НДЦ Клинической психиатрии

    В НДЦ лечение ЗПР носит комплексный характер, поскольку в терапевтическом процессе принимают участие врачи разных дисциплин, включая , психоневрологов, дефектологов, а также . Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная терапевтическая программа, поэтапная и целенаправленная реализация которой позволяет успешно преодолевать все имеющиеся трудности и гарантирует благоприятный исход лечения ЗПР . Наряду с фармакотерапией в Центре используется целый ряд перспективных методов, включая рефлексотерапию, зрительную, вербальную и слуховую стимуляцию, транскраниальную магнитную стимуляцию головного мозга, педагогическое воздействие, . Огромную работу проделывают врачи-дефектологи, обеспечивая повышение уровня интеллектуального, социального и эмоционального развития ребенка. Психологи Центра широко используют , предметно-сенсорную терапию, расширяют словарный и понятийный аппарат пациента. За годы существования НДЦ Клинической психиатрии в наших стенах были пролечены тысячи детей с задержкой психического развития . Накопленный опыт, комплексный подход и индивидуальный характер лечения позволяют добиваться успеха даже в самых сложных клинических случаях.

    Задержка психоречевого развития (ЗПРР) означает, что по каким-либо причинам у ребенка отстает скорость освоения связной речи и «подтормаживает» психическое развитие.
    Еще больше усугубляет проблему тот факт, что обнаруживают отставание ребенка в развитии родители зачастую слишком поздно - ближе к 5-6 годам.

    Связано это с социальной активностью детей. К этому возрасту они начинают общаться с окружающими более активно, чем в младенчестве, осваивают новые знания, готовятся к школе. Тут-то и выясняется, что за ограниченным словарным запасом, словами, не связанными в предложения, которые вовсе не казались пугающими в раннем возрасте, скрывается задержка психических и интеллектуальных навыков.

    Как определить ЗПРР?

    В первую очередь, не пугаться и быть объективными. «Он еще маленький», «скоро наверстает» — такие фразы окажут плохую услугу. Индивидуальные особенности развития допускают отклонения от нормы на 2-3-4 месяца, не более!
    Проверьте своего ребенка:

    • В год он должен произносить порядка 10 простых слов, знать названия окружающих его предметов.
    • К полутора годам словарный запас увеличивается до 50-60 общеупотребительных слов.
    • Далее темп нарастает - в 1,8 лет освоено до 180 слов, в 2 года - 300, к 3 годам - до 1000!
    • В 2 года ребенок строит простые предложения, использует в речи прилагательные и местоимения, задает вопросы («кто?», «где?»), выполняет обращенные к нему просьбы («принеси, положи»).
    • В 3 года речь уже в основном состоит из сложных предложений, объединенных по смыслу. Ребенок хорошо знает названия предметов, частей тела, легко идет на контакт со сверстниками, запоминает детские стихи и сказки.
    • К 5 годам он говорит уже почти как взрослый, имеет большой словарный запас. В предложении использует все части речи, образуя правильные грамматические формы.

    А если ребенок отстает в развитии?

    Чем раньше будет замечено отставание, тем легче его скорректировать. Задержка психоречевого развития в 2-3 года полностью может быть компенсирована и ребенок пойдет в 1 класс вместе со своими друзьями во дворе. Поэтому родители должны быть настороже и при подозрении на наличие проблемы поспешить к специалистам.
    Начать можно с педиатра. Он оценит общий физиологический статус ребенка и даст направление к неврологу и дефектологу.

    Почему нужно торопиться?

    Важно точно определить причину отставания в формировании речи.

    • Если основным влияющим фактором является задержка психического развития, сама по себе она не компенсируется. Требуются лекарства, активные психолого-педагогические занятия. определяет весь психоэмоциональный статус ребенка. Он обладает неустойчивым вниманием, подвержен частой смене эмоций, трудно обучается. О состоянии задержки психического развития мы говорили в отдельной статье. Так же говорится и о том, что это состояние является лишь пограничным между нормой и заболеванием, а значит своевременная коррекция принесет свои плоды.
    • Часто в раннем возрасте у детей отстает лишь развитие речи. В интеллектуальном и психическом плане они вполне здоровы. В мы писали об основных признаках этого состояния и о методах его коррекции. Главное - вовремя начать принимать меры. Активная работа по стимулированию развития речи поможет сдвинуть ситуацию с места и помочь ребенку разговориться.
    • Если же ЗРР не принимать во внимание, то проблема лишь усугубляется. В более старшем возрасте, ближе к школе, ребенок нуждается в полноценном общении. Социальные связи, дружба со сверстниками, обучение и воспитание требуют полноценной связной речи. Ее отсутствие приводит к торможению психического развития. И вот тогда возникает новое состояние, требующее уже значительно более серьезных усилий по компенсации - ЗПРР. Задержка психоречевого развития - это уже отставание не только в речи, но и в психо-эмоциональной сфере. Без коррекции такое состояние приведет к тому, что ребенок не сможет учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками.

    Методы коррекции задержки психоречевого развития

    Специалисты могут предложить вам и вашему ребенку разнообразные способы компенсации. Однако важно помнить, что лишь в комплексе они смогут дать результат.
    Коррекционные действия включают в себя медикаментозные (иногда) и психолого-педагогические методы (в обязательном порядке).

    Для улучшения работы мозга, «строительства» нейронов и стимулирования работы речевого центра назначаются лекарственные препараты. Несмотря на то, что они давно «на слуху» у многих родителей, которые обеспокоены задержкой в развитии своего ребенка, принимать их самостоятельно нельзя! Назначения делает невролог исходя из конкретной ситуации.

    Дефектолог-логопед занимается с ребенком, развивая его мышление, память и речь. В коррекционный курс входят различные уроки, стимулирующие психическое и речевое развитие:

    • пальчиковые игры;
    • мозжечковая стимуляция;
    • дидактические игры для коррекции эмоционального развития;
    • игры на внимание, стимулирование памяти;
    • артикуляционная гимнастика, улучшение звукопроизношение;
    • расширение словарного и понятийного запаса.

    Для каждой ситуации подбирается своя программа занятий, исходя из особенностей ребенка и требований коррекции.
    Именно педагогическая работа должна стоять в основе коррекционных мер. Родителям придется создавать дома благоприятную для развития ребенка среду, выполнять задания, играть, читать и заниматься. Но все окупится сторицей. Главное - не потерять время.

    В нашем центре принимают детей с 1,5-2 лет - не упустите возможность скорректировать отставание!

    Задержка психоречевого развития - это не самостоятельное заболевание, а отклонение в развитии ЦНС и головного мозга. Спровоцировать появление такого недуга могут различные факторы, например, болезни, которые перенесла женщина во время вынашивания ребенка. Способствовать ЗПРР могут также:

    • травмы головы в раннем возрасте;
    • хромосомные заболевания;
    • отравления и инфекционные поражения матери;
    • тяжелая родовая деятельность.

    Если причина ЗПРР - во врожденных патологиях, то симптомы ее могут возникнуть в достаточно раннем возрасте. Родителям стоит обеспокоиться, если они заметили у ребенка следующие первые признаки задержки развития:

    • малыш не улыбается;
    • он не реагирует на жесты и слова;
    • ребенок постоянно держит рот открытым;
    • долго не начинает говорить.

    Помимо этого, спровоцировать появление недуга могут и приобретенные заболевания. Например, привести к отклонениям способна опухоль или ишемия головного мозга, лейкодистрофия, эпилепсия, гидроцефалия. В таком случае, первые симптомы возникают во время лечения или реабилитации малыша.

    Стоит отметить, что стать причиной ЗПРР могут и особенности воспитания ребенка. Такие проблемы характерны для детей, которые растут под чрезмерной родительской опекой либо, наоборот, испытывают недостаточный уход и заботу. Довольно часто задержка развития наблюдается у малышей из асоциальных семей.

    Серьезные заболевания или нарушения работы центральной нервной системы способны спровоцировать не только появление отклонений в психоречевом развитии, но и другие нарушения. Например, нередко недуг сопровождается признаками аутизма. Указывать на такую серьезную проблему будут следующие симптомы:

    • частые приступы агрессии и недовольства;
    • отсутствие привязанности к родителям;
    • негативное отношение к любым переменам.

    К аутичным чертам относят также отказ ребенка вступать в контакт с людьми и сверстниками. Дети с задержкой развития могут длительное время крутить в руках один предмет, ходить по кругу или расставлять предметы в один ряд.

    Указывать на ЗПРР с аутичными чертами также будут сложности понимания, которые испытывает малыш, когда к нему обращаются. Он может как полностью, так и частично не воспринимать речь. Как правило, дети с признаками аутизма не понимают, как играть в игрушки. Однако у них может быть один любимый предмет, к которому они испытывают привязанность. Часто такие дети заменяют игрушки на другие вещи, например, столовые приборы, рабочие инструменты.

    ЗПРР с аутичными чертами требует серьезного и длительного лечения. Но достигнуть хорошего результата можно, если приложить усилия. Родителям придется совместно с врачами заниматься лечением проблемы, уделять ребенку много времени.

    Распознать нарушение можно, если внимательно следить за ребенком. Очень важно выявить проблему как можно раньше. В идеале, задержка должна быть установлена в возрасте от 2 до 3 лет. Если сразу начать лечение ЗПРР, то есть высокие шансы на быстрое и полное выздоровление. В случае, когда заболевание было диагностировано в 5 и более лет, то вероятность его излечения равняется всего 0,2%.

    Существуют определенные нормы развития, изучив которые, родители могут понять, есть ли у их ребенка проблемы. В один год малыш уже должен произносить простые слова, различать окружающие предметы. По достижении полутора лет его словарный запас должен быть увеличен до 50-60 слов. Трудности с произношением простых фраз могут указывать на ЗПРР.

    В дальнейшем скорость развития должна быстро увеличиваться. Таким образом, принято считать нормой, если ребенок:



    • в 1 год 8 месяцев знает до 180 слов;
    • в 2 года говорит 300 слов;
    • в 3 года знает более 1000 слов.

    Малыш может строить простые предложения, задавать вопросы и выполнять просьбы, обращенные к нему. В 3 года правильно развивающийся ребенок неплохо находит контакт со сверстниками, использует все части речи. К 5 годам речь должна быть хорошо поставлена. У детей в этом возрасте должен быть большой словарный запас.

    Диагностика

    Точно определить, что у ребенка ЗПРР, может только высококвалифицированный специалист. Поэтому, если у родителей возникли беспокойства и подозрения на задержку развития у ребенка, то стоит сразу обращаться за помощью к:

    • неврологу;
    • психологу;
    • логопеду;
    • рефлексотерапевту.

    Эти специалисты занимаются диагностикой и лечением ЗПРР. Если проблема подозревается у ребенка до 6 месяцев, то ему назначают пройти нейросонографию (НСГ). Это исследование делают пока родничок еще не зарос. Процедура проводится для изучения:

    • работы головного мозга;
    • состояния его структур;
    • сосудистого кровотока.

    Для грудничков на основании этого исследования будет разработано лечение ЗПРР. Этот метод основан на ультразвуковом излучении, поэтому не несет опасности для малыша. Его назначают даже новорожденным при подозрении на патологии головного мозга или родовые травмы.

    Маленьким пациентам назначат пройти электроэнцефалографию (ЭЭГ). Это исследование не имеет противопоказаний и применяется для диагностики состояния мозга у детей старше 6 месяцев. Если методы не дали полной картины или результаты их были не точны, то назначаются дополнительные процедуры. Пациента направляют на МРТ и КТ головного мозга.

    Лечение ЗПРР у детей в Детском центре

    Терапия при этом недуге должна быть комплексной и начинаться сразу после постановки диагноза. Помочь справиться с таким серьезным нарушением могут специалисты нашего центра. Мы применяем современные методы лечения и диагностики. Длительность курса зависит от тяжести нарушения, возраста ребенка и его общего состояния здоровья.

    В первую очередь пациенту назначат медикаментозную терапию. Как правило, наши врачи рекомендуют пройти 1-2 курса. Больному прописывают ноотропные препараты, которые:

    • улучшают память;
    • повышают умственную деятельность;
    • способствуют лучшему усвоению информации

    Комплексное лечение ЗПРР включает в себя также лечебный массаж языка. Это логопедическая техника, которая позволяет за 1-2 курса улучшить произношение звуков. Она дает возможность стимулировать жевательные и мимические мышцы лица. Такая процедура проводится при посещении логопеда, сеансы с которым также обязательны для пациента.

    Помогает быстрее справиться с нарушениями физиотерапия. Наши специалисты больным с ЗПРР назначают 1-2 курса таких процедур по 7-10 сеансов. Физиотерапевтические мероприятия подбираются для каждого пациента в индивидуальном порядке, учитывая тяжесть его состояния. Для закрепления эффекта от лечения назначают ЛФК. Рекомендуют проходить 1-2 курса этой терапии по 10-15 процедур.

    Также в Москве лечением ЗПРР занимаются психиатры. Такие специалисты помогают детям развивать поведенческие и познавательные процессы. Они позволяют ребенку научиться общаться, преодолеть психологические проблемы.

    В некоторых случаях пациентам назначают и консультацию ЛОРа. Помощь этого врача понадобиться, если есть подозрения на нарушения слуха. В результате, при комплексном лечении ЗПРР можно добиться хороших результатов в минимальные сроки.

    Задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) - это не самостоятельные заболевания, а лишь определенные симптомы. При этом распространенность этого диагноза в последнее время носит характер эпидемии.

    По данным исследований, проведенных в Тюмени, различные речевые дисфункции фиксируются у почти 50% детей (в возрасте от 1 до 16 лет). Этот процент растет с возрастом: у детей 3 лет распространенность речевых дисфункций составляет 19%, у детей 5 лет - 38%, а у 7-летних - уже больше 50%.

    Симптомы задержки речевого развития у ребенка

    Перечислим основные:

    • Ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не оживляется, когда к нему обращается мама.
    • В 8-9 месяцев не лепечет (не повторяет ба-ба-ба, па-па-та и т. п. сочетаний), в год на редкость тих и почти не издает звуки.
    • В полтора года не говорит и не понимает простых слов, например, «мама» или «дай», названий окружающих предметов. Не может выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
    • В два года использует лишь несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
    • В 2,5 года в активном словарном запасе менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела. Не может по просьбе показать на знакомый предмет или что-то принести. Не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»).
    • Трехлетнего малыша с трудом понимают даже родные. Он не говорит несложных предложений, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
    • В три года «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов. Или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
    • В три года говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения. Зеркально повторяет то, что говорят при нем взрослые, пусть даже к месту.

    Если у ребенка наблюдается задержка речевого развития, то нарушается его психическое развитие, и к 5 годам диагноз обычно меняется на другой: задержка психоречевого развития.

    Причины и классические методы лечения ЗРР и ЗПРР

    Как правило, задержка речевого и психоречевого развития является следствием нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или психических расстройств. Но почему они возникают, а главное, почему все чаще в последнее время, классическая медицина объяснить не может.

    В качестве терапии чаще всего назначаются лекарственные препараты, которые улучшают обменные процессы в клетках мозга, микроциркуляцию крови и проведение импульса в нервных волокнах. Такие препараты, как кортексин, актовегин, когитум, нейромультивит, лецитин, действительно способствуют восстановлению нормальной работы центральной и периферической нервной системы.

    Нередко используется магнитотерапия, электрорефлексотерапия для восстановления определенных зон мозга, отвечающих за психическое и речевое развитие. Иногда подключаются и нетрадиционные методы: иппотерапия (лечение с помощью верховой езды и занятий с лошадьми), дельфинотерапия.

    Важную роль играет работа дефектолога (психолога), которая направлена на повышение психического уровня развития ребенка. При этом может использоваться арттерапия (лечение с помощью рисования), музтерапия (лечение с помощью музыки), предметно-сенсорная терапия: в коре головного мозга центр речи и центр ручной моторики расположены близко, и при развитии тонкой ручной моторики, происходит развитие и речевого центра. И, конечно, необходима работа с логопедом.

    Комплексное лечение у невролога, логопеда и психолога, как правило, помогает значительно улучшить основные показатели речи и психического развития в целом. Тем не менее, классические методы не выявляют и, соответственно, не устраняют ряд изначальных нарушений, которые и приводят к недоразвитию речи. Другими словами, этих методов недостаточно.

    Взгляд остеопатии на задержки речевого и психоречевого развития


    Согласно исследованиям, проведенным под руководством Института остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова, нарушения речи у детей в 100% случаев сопровождаются и, вероятнее всего, являются следствием структурных повреждений черепа и позвоночника.

    Эти повреждения чаще всего вызывают проблемы во время беременности и родов: преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период во время родов, асфиксия в родах, родовые травмы. И, возможно, именно распространение в последнее время различных методов стимуляции в родах и популярность кесарева сечения, даже без медицинских показаний, и вызывают рост числа ЗРР и ЗПРР.

    Впрочем, причины могут быть и другими: бытовые, спортивные травмы, иногда даже легкий подзатыльник могут вызвать ряд нарушений в работе мозга ребенка. Результат одинаков: разные зоны мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Задержки речевого и психического развития означают, что пострадали участки, отвечающие за речь и интеллект.

    И здесь важно знать: структурные, механические повреждения черепа и позвоночника просто невозможно устранить с помощью лекарств, психотерапии или логопедической работы. Их можно поправить только физически, вручную. Именно этим и занимается остеопатия - человеческая механика.

    Остеопатический подход в лечении ЗРР и ЗПРР

    Врач-остеопат при осмотре выявляет у ребенка поврежденные в результате родов или других причин зоны и воздействует на них, восстанавливая их правильное положение и возвращая им свободу движения. Как правило, это зоны, которые больше всего травмируются в процессе родов, а именно: 1-2 шейный позвонок, шейно-грудной отдел позвоночника, затылочно-височные швы, внутрикостные повреждения самой затылочной кости, основной шов в черепе.

    В результате, восстанавливается функция костной, нервной системы и кровоснабжения. Нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга. Как следствие, улучшается питание мозга, нормализуется его работа, изменяется поведение и речь. В моей практике эффективность остеопатического лечения при задержке речевого и психического развития составляет 70%. Существует и документально подтвержденная статистика.

    Исследование эффективности остеопатического лечения детей с недоразвитием речи

    Институтом остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова совместно с Центром развития речи г. Тюмени было проведено исследование детей с диагнозом «дизартрия» - общее недоразвитие речи*. Половина детей (контрольная группа) проходила классическое лечение у невролога, логопеда и психолога, а половина (экспериментальная) - у логопеда и остеопата. Через три месяца комплексное обследование показало: остеопатическое лечение оказалось более эффективным, чем медикаментозное.

    У экспериментальной группы, получавшей остеопатическое лечение, все показатели оказались лучше: эмоциональное возбуждение снизилось у 78% детей (56% в контрольной группе), неусидчивость - у 61% (45% в контрольной группе), нарушения речи - у 89% (72% в контрольной группе). Абсолютно у всех детей остеопатической группы улучшилась самостоятельная речь и состояние речевого аппарата (по сравнению с 94% и 78% детей контрольной группы).
    Психоречевое развитие улучшилось у 72% (61% в контрольной группе), повысился интеллект у 56% (45% в контрольной группе), укрепилось внимание у 45% (33% в контрольной группе).

    При этом у детей, которых лечили остеопаты, естественно, снизилось количество нарушений на уровне структур тела. Это позволяет надеяться, что и в будущем их развитие будет происходить более гармонично.

    * По материалам статьи «Остеопатическое лечение детей с недоразвитием речи» в журнале «Российский остеопатический журнал» №3-4 за 2012 год.

    Отзывы пациентов

    Хочу поблагодарить Наталью Сергеевну за работу с моими дочками. Обратились в клинику, потому что младшая в 5 месяцев не переворачивалась и ленилась лежать на животе, хотя в 3 месяца был пройден курс лечебного масса и нареканий от неврологов не было. А старшая дочка в свои 3 года при безупречной речи и хорошем развитии имела трудности в деятельности требующей согласованной работы рук и ног (надеть носки, ехать на велосипеде, поймать двумя руками мяч и тд). Людмила

    • Врач: Шерстеникина Наталья Сергеевна
      Врач-психотерапевт, остеопат

    Выражаю благодарность доктору Мишелю Добенски и клинике Остмед (огромное спасибо чуткому, доброму и отзывчивому персоналу) за помощь моим детям — тройняшкам. Малыши родились на 25 неделе беременности (Коля, Костя и Паша), у каждого в связи с ранним появлением на свет проблемы со здоровьем. За три сеанса нормализовался слух у Паши, с диагнозом нейросенсорная тугоухость 4 степени; со слуховым аппаратом не реагировал на звуки. Сейчас ребенок обходится без него. Елена

    • Врач: Мишель Добенски (MICHEL DOBENSKY)
      Доктор остеопатии.

    У сына ЗПР, поведенческие расстройства, ему 5,3 лет. После каждого сеанса наблюдали огромные положительные изменения у сына: речь стала лучше, поведение нормализовалось Дина

    • Врач:

    Спасибо огромное доктору и клинике Остмед. Мы устали ходить по врачам, проходить бесконечные малополезные процедуры. Светлана Иванова

    В 2 года перенес большую операцию по поводу непроходимости кишечника, плохо говорит. После 3 приемов у остеопата Титова Игоря Викторовича, стул нормализовался.После 2-го приема ребенок вдруг начал говорить фразами, когда вообще не говорил. Екатерина

    • Врач: Титов Игорь Викторович
      Врач остеопат, торакальный хирург, педиатр

    Красовская Елена Олеговна - просто чудо-остеопат. У моего ребенка ЗПР (5 лет). сходили к ней всего 3 раза, а уже значительный скачок в развитии у моего ребенка. Дина

    • Врач:

    Профессионал! Результат после его лечения просто потрясающий. Сколько к врачам ходила, никто не мог нам помочь, а Жан, помог! После лечения, дочка стала активной, стала реагировать на предметы, престала плакать. Мне даже кажется, что движения стали другими. Мы, очень довольны, будем продолжать у него лечение.Большое спасибо клинике "Остмед" за превосходных врачей! Аноним

    • Врач: Жан Фанселло (JEAN FANCELLO)
      Мэтр европейской остеопатии

    Ответы на вопросы

    Мила : Здравствуйте. Сыну 3 года и 3 месяца. Очень скудная речь и плохое понимание обращенной речи. Есть агрессия. Истеричность. Плохой сон. Временами боится новых мест. Со взрослыми контактирует неплохо. Может даже поцеловать посторонних. Если, конечно, в настроении. Нет усидчивости и рассеяно внимание. Аппетит изменчивый..

    Ответ врача:
    Добрый день! Конечно, количество и частоту посещений без осмотра установить не получится. Но, думаю, достаточно будет посещать остеопата 1 раз в 2-3 недели. Может быть, 1 раз в мес. Как долго? Это зависит от многих факторов и очень индивидуально. Может быть несколько лет, с перерывами, разумеется. А может, меньше, несколько раз. Нужно посмотреть ребенка, даже одна процедура способна многое изменить!

    Раиса : Вопрос по моему ребёнку: девочка 6,5 лет. Роды: асфиксия, слабая родовая деятельность. Что беспокоит: плоско-вальгусные стопы, спим в памперсе (можем и днём пописать в трусы), ЗПРР, расторможенность, СДВГ, не говорим предложениями в которых более 3-х слов, не усидчивость, не инструктабельность. Напишите, пожалуйста, возможно ли лечение остеопатией?.

    Ответ врача:
    Здравствуйте, Раиса! Из Вашего описания можно сделать вывод, что у ребенка последствия родовой травмы. Для уточнения диагноза очень важно как проходила беременность, роды, первый год жизни ребенка, его развитие до сегоднешнего дня. Врач остеопат может помочь Вашему ребенку. Но, количество, частоту и какие остеопатические техники применять, возможно определить только при личной консультации.
    С уважением,

    Обратите внимание: обязательные поля помечены звездочкой (*).