Войти
Логопедический портал
  • Картотека логопеда: задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы
  • Архимандрит Келопа (Илие)
  • Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога
  • Происхождение Земли (От Большого Взрыва до возникновения Земли) Из чего появилась планета земля
  • Квест More Than Meets the Eye (Новый дух, новый облик) Общая информация о трансформациях
  • В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
  • Конспекты открытых логопедических занятий в школе. Занятия Логопеда В Школе – Полезная Практика

    Конспекты открытых логопедических занятий в школе. Занятия Логопеда В Школе – Полезная Практика

    Коррекционно-образовательная цель:

    1. Учит работать с деформированным текстом.
    2. Формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в предложениях.
    3. Совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения.
    4. Предупреждать ошибки, связанные с нарушенным порядком слов.

    Коррекционно-развивающая цель:

    1. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.
    2. Развитие слухового восприятия и внимания.
    3. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса.
    4. Развивать умения грамотно выражать свои мысли.
    5. Развивать вербально-логическое мышление, слоговой анализ.

    Коррекционно-воспитательная цель:

    1. Формирование усидчивости
    2. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

    Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова, деформированного текста, орехи, рабочие тетради, картинки к схеме пересказа.

    Ход занятия

    1. I . Организационный момент

    — Возьмите орех и проведите им между ладонями, по тыльной стороне левой, правой ладони, проведите им по «снежному кому».

    1. II . Основная часть.
    • Кроссворд

    — Посмотрите, у вас на столах карточки. Слава, прочитай задание.

    Задание: разгадай кроссворд, вставив пропущенные буквы, и узнай ключевое слово.

    — Вам нужно разгадать ключевое слово. Какая буква пропущена в первом слове, втором, третьем, … .

    — Но у вас в кабинете есть подсказка. Мы можем пойти по одному из двух путей, либо разгадывать кроссворд, либо найти подсказку сразу и узнать ключевой слово. (Если дети выбирают вариант с подсказкой, то время у них ограниченно – 1 минута. Не найдя за это время подсказку, они разгадывают кроссворд.)

    Подсказка : на доске буквы, из которых можно составить слово: СНЕЖИНКА).

    (учащиеся записывают буквы в карточках).

    После того, как слово будет записано, один ребенок выкладывает это слово на доске из буквю

    — Посмотрите на доску. Какая-то путаница. На столе сапожки, под столом лепёшки. Исправьте путаницу.

    Следующая: овечки в речке, караси у печки; дед в печи, дрова на печи; под столом портрет, над столом табурет.

    — Как нужно правильно сказать? (на столе лепёшки, под столом сапожки; овечки у печки, караси в речке; дед на печи дрова в печи; над столом портрет, под столом табурет).

    • Работа с деформированным текстом

    — Открывайте тетрадь, отступите одну строчку вниз, запишите число.

    — Я сегодня уронила книгу и из нее выпали все слова. Я их собрала, но не знаю правильно ли.

    — Леша, прочитай первую строчку.

    Подарил, детям, ежика, дедушка.

    — Скажите, правильное предложение или нет? (нет)

    — Давайте составим предложение правильно. Кто? – Дедушка. Дедушка что сделал? – подарил. Дедушка подарил кому? – детям. Дедушка подарил детям кого? – ёжика.

    — Ксения, прочитай предложение, которое у нас получилось.

    — Следующую строчку читает Юра.

    Летом, сенях, он, в, жил.

    — Похоже на предложение? (нет)

    — Давайте составим.

    Кто? – он. Он что делал? – жил. Он жил в какое время года? – летом. Он жил летом где? – в сенях.

    (Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях).

    — Следующую строчку читает Слава.

    Ёж, в, уснул, норе, зимой.

    — Кто? – ёж. Еж что сделал? – уснул. Еж уснул в какое время года? – зимой. Еж уснул зимой где? – в норе.

    — Следующую строчку читает Ксения.

    Ежик, голодный, весной, придет.

    — Какой? – голодный. Голодный кто? – ежик. Голодный ежик что сделает? – придет. Голодный ежик придет, в какое время года? – весной.

    — Последнюю строчку читает Юра.

    Берегитесь, мыши!

    Кто? – мыши. Мыши что делайте? – берегитесь.

    — Прочитай еще раз весь текст Ксения.

    — Прочитайте два раза весь текст в тетради. Теперь закройте тетрадь и перескажите текст. (На доске опорные картинки)

    Все дети пересказывают текст.

    III . Заключительная часть

    • Домашнее задание

    Дома, вам нужно будет самостоятельно прочитать предложения и исправить их. Исправленные предложения записать в тетрадь.

    • Итог занятия

    — Молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Закрывайте тетради и наводите порядок у себя на столе.

    Название: Занятие логопеда в начальной школе. Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с ОВЗ «Работа над деформированными предложениями».

    Должность: учитель-логопед первой квалификационной категории
    Место работы: МКОУ «Специальная школа № 80»
    Месторасположение: город Новокузнецк, Кемеровская область

    Конспект логопедического занятия по устранению оптической дисграфии.

    Цель: Дифференциация букв И-У на письме.

    Задачи:

    1. Учить различать буквы И-У на письме
    2. Развивать фонематический анализ и синтез.
    3. Развивать зрительную память и зрительно- пространственную ориентировку.
    4. Активизировать словарь.
    5. Развивать самостоятельность и аккуратность.

    Ход занятия.

    1. Сядет тот, в чьём имени есть буква И.
    2. Сядет тот в чьём имени есть буква У.
    3. Сядут все остальные.

    Развитие пространственных представлений .

    Нарисовать точку, ниже- крестик, справа от точки- круг. Нарисовать кружок, справа от него крестик, сверху крестика поставить точку.

    Сообщение темы . Рассмотрите элементы букв и составьте буквы.

    Какие буквы у вас получились? Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах И-У.

    Что вы можете о них сказать? (гласные).

    Звук У- гласный 1 ряда, он не обозначает мягкость согласных.

    Звук И – гласный 2 ряда, он обозначает мягкость согласных.

    Будем подчёркивать их красным цветом.

    Развитие фонематического восприятия .

    Послушайте звуки и поднимите соответствующую карточку с буквой У-И.

    Звуки: П,А,О, Щ, И, У, В, О…

    Хлопните, если услышите слог со звуком У.

    Слоги: ПО,ПИ,ТИ, ЖУ, ЧИ, КУ..

    Хлопните, если услышите слог со звуком И.

    Слоги: МИ,ДИ, ХИ, ТУ,ДУ,ПА..

    Расшифровать символы . Образец на доске.

    Вместо стрелки вправо –И, вместо стрелки вниз –У

    Отгадайте загадки, ответы зашифруйте человечками.

    Найдёшь их в озёрах, В излучинах рек И в бочках с водой На витринах аптек. (пиявки)

    По волнам гуляет зонтик,

    Если встретите- не троньте!

    Вот так чудо, вот так диво!

    Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)

    Стой, платва и караси!

    И пощады не проси:

    Я хозяйка здесь в пруду,

    На охоту я иду! (щука)

    По сути- зверь, а с виду- рыба,

    Огромен, я его боюсь,

    А догадаться вы могли бы,

    Кто пищу цедит через ус? (кит)

    Эта рыба - людоед,

    Не просись к ней на обед. (акула)

    В реках африки живёт

    Злой зелёный пароход!

    Кто б на встречу ни поплыл

    Всех проглотит…..(крокодил).

    Подбери и запиши слова наоборот. Выдели И-У.

    Широкий-

    Неряшливый-

    Длинный-

    Красивый-

    Письменный-

    Скучный-

    (узкий, аккуратный, короткий, уродливый, устный, интересный)

    Запишите слова в 2 столбика с буквами И-У.

    М___л п___ть шп___лька м____шка.

    Вставьте пропущенные буквы И-У.

    ш___т____ть ____к____с_____ть м____льтф_____льм

    м____жч____на ____гр___шка м_____ск____л

    п___тн___к п___гов___ца р___к____

    к___н___ца к____р___ца л___ч____к___

    Соберите рассыпанные буквы И-У.

    а, у, и, т, л, к а,у, л, ц, и т,с, ф, и, у, г, и,р

    ж, и, п, у, р,а,н н, к, и, ш,у,в и, у,у, з, м, д,р.

    (улитка, улица, фигурист, пружина, кувшин, изумруд).

    Назови ласково.

    Кувшин- кувшинчик бусы-

    Изба- бинт-

    Клумба- ухо-

    Вилка- миска-

    Игрушка- курица-

    Шуба- голубь-

    Пихта- будильник-

    Измени слова по образцу . Как назвать эти слова одним словом? Ответ зашифруй человечками.

    Рубанок- рубанки тяпка-

    Отвёртка- топор-

    Пила - дрель-

    Молоток- лопата-

    Сверло- напильник-

    Загадка. Цветок в воде родится,
    А воды не боится. Кувшинка (Детям выдаётся раскраска кувшинки).

    Литература:

    1. Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н.2004 год.

    Предварительный просмотр:

    Буквы А-Я после твёрдых и мягких согласных.

    Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

    Цели:

    1. Формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
    2. Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
    3. Формировать фонематическое восприятие;
    4. Развивать мелкую моторику;
    5. Обогащать и уточнять словарный запас;
    6. Совершенствовать грамматические формы речи;
    7. Развивать коммуникативные навыки;
    8. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
    9. Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

    Ход урока

    1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.

    Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят) Наши уши внимательно слушают и все … (слышат) Голова запоминает и … (думает)

    2. Постановка цели занятия

    – Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

    Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.

    В ряду букв найдите слова. пвгрядвгакаегрязьрлапвемячнарцуксадвыуцмаквфц

    Какие слова вы нашли? (ряд, грязь, мяч, мак, сад)

    Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? ( одна гласная буква в середине слова.)

    Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква А, а в других буква Я. )

    На какие две группы можно разделить эти слова?

    Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.

    Подчеркните гласные буквы красным цветом.

    Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

    Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

    Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

    Как звучат согласные перед буквой А? (Твердо.)

    Как звучат согласные перед буквой Я? (Мягко.)

    Сформулируйте тему нашего занятия.

    После ответов тема появляется на доске: “Буквы А- Я после согласных”

    3. Основная часть

    1. Дифференциация А-Я на уровне слога:

    Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

    Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий) .

    Ба, та, ля, ка, мя, тя, ся, за; лак, мак, ряд, грязь, мяч, мак, сад, рад.

    Пальчиковая гимнастика:

    Пальцы – дружная семья Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням) У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять. И движенья выполнять… Мы рога козы покажем.

    (Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

    И рога оленя даже ….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове) Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. (Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.) Чтобы четко говорить, Надо с пальцами дружить. (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

    Закончите стихотворения, вставляя слова с гласными А-Я.

    Дождик, дождик, поливай- Будет хлеба__________. (урожай)

    Весна готовит свой парад, Весь мир весне весёлой_________. (рад)

    Я сижу, едва не плача: Очень трудная_________ (задача)

    Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется _______ (трамвай)

    Если всё ты будешь знать, То получишь в школе _________(пять)

    Вставьте пропущенные буквы А-Я.

    кв___др___т, х___л___т, шл___п___, м___л____р, ш___пк___, ц___пл____, т__жесть, кр__сить, ст__рый, т__нет, гл___з, т__щит, к__мень.

    Вставить недостающий слог РА-РЯ. (игра с мячом).

    ИГ___ МЕ___ ДЫ___

    НО____ ФА___ СЕ___

    БУ___ ЗА____ ГИ____

    Вставьте недостающий слог ДА-ДЯ .

    ДЯ___ ВО___

    МО___ ВОЛО___

    Игра в мяч .

    У лисы- лис__т___.

    У белки- бельч__т__.

    У ежа- еж__т__.

    У волка- волч__т__.

    У зайца- з__йч__т___.

    Вставьте нужные по смыслу слова.

    Надо …….игру начинять

    Мама будет……. пирог рыбой начинать

    Скульптор ……… глину мял

    Дима ещё очень …. мал

    Сын ….. как мама…. глядит

    Гладит

    Юра был….., что попал в первый….. рад

    Ряд

    Цветок у Вали…. завал

    На дороге после урагана …. завял

    Приятный запах у … маты

    В спортивном зале тяжёлые … мяты.

    Записать слова в три столбика .

    А Я А-Я

    Арбуз Маяк Автомат Мост земляника моряк аист яблоко обезьяна лилия

    Какое слово лишнее? (мост)

    Собери и запиши слова из букв . Объясни их значение. Отметь мягкость – твёрдость согласных перед гласными А-Я.

    д,д,я, я н,н,я,я к,р,т,о,а,н

    З,м,л,е,я к,р,я,а,о,г

    Вставьте пропущенные буквы А-Я. «Подружи слова».

    Хитрая б___бочк___

    Ловкая мышк___

    Пушистая зме___

    Серая обезь___н___

    Ядовитая кошк____

    Яркая лис____

    Заключительный этап

    – Какие согласные мы учились различать на слух? – С какой парой букв мы работали на занятии? – Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? – Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

    Литература.

    1. Коррекция оптической дисграфии. Мазанова Е.В.
    2. Весело, забавно, интересно. Дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у учащихся начальной школы С-Пб 2008 год.
    3. Занимательные занятия логопеда для школьников. Яворская О.Н.2014год.
    4. Козырева Л.М.Тайны твёрдых и мягких согласных 2007 год.

    Значение занятий логопеда в детских учреждениях нельзя недооценивать. Начиная с первых лет жизни важно проконтролировать, правильно ли развивается речевая функция ребёнка, корректно ли его звукопроизношение. Когда ребёнок поступает в школу, тестирование его речи и звукопроизношения продолжает школьный логопед.

    В последние годы увеличивается количество детей, речь которых требует коррекции. Занятия логопеда в школе не только полезны, но и крайне удобны для родителей, ведь нет необходимости водить ребёнка на дополнительные занятия после уроков. Логопед может научить первоклассника чётко говорить, вслушиваться и воспринимать устную речь, таким образом, ребёнку будет легче понимать речь окружающих его людей. Школьный логопед работает не только над правильным произношением звуков, но и над тем, чтобы в целом речь ребёнка была связной, словарный запас – обширным, навыки словообразования – чёткими.

    Отмечено, что во время занятия с логопедом в школе развивается внимание ребёнка, память, улучшается восприятие учебного материала, кроме этого тренируется усидчивость, способность внимательно слушать педагога и выполнять поставленные задачи, усваивать материал, оценивать свои умения, производить работу над ошибками. Нередко логопеды замечают, что нарушения устной и письменной речи это лишь «вершина айсберга», кроме этого ребёнок психологически не подготовлен к школе, могут наблюдаться проблемы с психо-физическим развитием ребёнка, его коммуникативными способностями. Конечно, такого рода проблемы выходят за рамки профессиональной деятельности логопеда и требует комплексного подхода и коррекции.

    С учётом того, что в начальных классах общеобразовательных школ начинается изучение иностранных языков, детям с речевыми проблемами обучение речи может даваться не очень просто. Поэтому коррекционная работа со школьным логопедом полезна не только для улучшения и развития устной и письменной речи, но и важна для усвоения учебного материала, развития памяти и внимания, для обучения в целом. Кроме этого, дефекты речи нередко становятся причинами развития комплексов и ощущения неполноценности у детей, подростков и взрослых. Не стоит доводить ситуацию до критичной, проблемами речи нужно заниматься с детства, и чем раньше дефект будет выявлен, тем больше шансов на его успешное исправление.

    Как происходят занятия с логопедом в школе? Обычно специалист занимается с ребёнком дыхательной гимнастикой, которая укрепляет лёгкие и здоровье в целом, пальчиковой гимнастикой, которая развивает речь и мелкую моторику, артикуляционной гимнастикой, которая очень важна, поскольку развивает мышцы лица и речевого аппарата, включая язык, губы, челюсти. Также на занятиях применяется логоритмика – в этом случае ребёнок должен согласовать свои движения с речью и звучащей музыкой. В большинстве своем занятия имеют игровой формат, чтобы ребёнок был заинтересован и активно включался в процесс обучения, поэтому различные викторины и игры повышают уровень развития ребёнка, в том числе и речевого.

    Конспект логопедического занятия

    с учащимися 2 класса МОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4», имеющими логопедическое заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

    Учитель-логопед

    МОУ «Удомельская общеобразовательная школа №4»,

    Тема занятия: Ударение. Ударный слог.

    Цели: Закрепить знания о гласных звуках, о смыслоразличительной роли ударения.

    Закрепить навык правильной постановки ударения в словах.

    Расширять словарный запас, развивать умение подбирать обобщающие слова.

    Развивать внимание, память, мышление.

    Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, готовить их к овладению орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

    1.Оргмомент.

    Упражнения для рук «Кулак, ребро, ладонь», «Замочки».

    Установка на правильное произношение звуков Л, Р. Проговаривание чистоговорок.

    2. Проблемная постановка цели занятия.

    Упр. «Помоги Незнайке». Логопед зачитывает предложения:

    Ваза стОит на столе.

    Книга стоИт сто рублей.

    На двери висит железный зАмок.

    Принцесса пришла в свой красивый замОк.

    В комнате висят полкИ с книгами.

    ПОлки идут на войну.

    Какие ошибки допустил Незнайка в этих предложениях?

    Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах? (Ударение

    помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной).

    3. Актуализация опорных знаний.

    Работа с таблицей «Гласные буквы».

    Назвать гласные буквы 1 ряда.

    Назвать гласные 2 ряда.

    Ответить на вопросы:

    Сколько гласных букв в русском языке?

    Какие гласные буквы записаны в первом ряду?

    Какие гласные буквы записаны во втором ряду?

    Сколько гласных букв может быть в одном слоге?

    Как называется гласная буква, на которую падает ударение?

    Как называется гласная, на которую не падает ударение?

    4. Изучение темы занятия.

    а) Работа со схемами односложных и двусложных слов:

    Наблюдение над структурой односложных слов. Работа со схемой односложного слова. (Схемы слов по мере их изучения вывешиваются на доске).

    Наблюдение над структурой двусложных слов с ударением на первом и на втором слогах. Работа со схемами двусложных слов.

    б) Выполнение задания. Рассмотреть картинки, разложенные на столе, и подобрать их к соответствующим схемам.

    Запись слов в тетрадь в три столбика: сыр, рысь, шкаф, ручка, чашка, репа, топор, лимон, арбуз.

    В) Наблюдение над произношением слов, ритмом (хлопки, выделение ударного слога более громким стуком карандаша по столу).

    Физминутка

    Динамическое упражнение «Как живешь?»

    Упражнение для рук с массажным мячом.

    Упражнение для глаз.

    г) Работа со схемами трехсложных слов с ударением на первом, втором, третьем слогах.

    Наблюдение над структурой трехсложных слов.

    д) Выполнение задания. Рассмотреть картинки, разложенные на столе, и подобрать их к соответствующим схемам (с ударением на первом, втором, третьем слоге)

    Запись слов в три столбика: барабан, виноград, огурцы, корова, ракета, радуга, цыплёнок, яблоко, курица.

    е) Наблюдение над произношением и ритмом трехсложных слов.

    1. Лексическая работа.

    Вспомните слова, которые мы записали, и назовите:

    Овощи, фрукты, животных, птиц, посуду, продукты питания, инструменты, мебель.

    1. Наблюдение над орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

    Упр. «Помоги Незнайке». Логопед рассказывает учащимся о том, что очень важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах. Давайте поможем маленькому Незнайке научиться произносить слова правильно.

    Работа над словами бАнты, шАрфы, тОрты, крАны, свЁкла.

    Произношение, запись слов в тетрадь, постановка ударения, составление предложений.

    1. Закрепление изученного материала.

    Письмо предложения по памяти с предварительным заучиванием на слух, зрительно и с составлением схемы предложения:

    В лесу у ёлки сидит пушистый зайчик.

    Самопроверка.

    Выделение гласных звуков, слогов, постановка ударения.

    Назвать ударный слог в каждом слове.

    1. Подведение итогов занятия.

    Какую тему мы сегодня повторяли? Для чего важно уметь правильно ставить ударение? Какие слова мы помогли запомнить Незнайке?

    Оценка деятельности учащихся.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

    Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

    Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...

    Конспект логопедического занятия для учащихся второго класса коррекционной школы VIII, со смешанной формой дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи по теме: «Звукобуквенный анализ слов. Буквы З – С».

    Цель: Формирование умения дифференцировать звуки и буквы [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

    Задачи:

    Учить выделять согласные [с] - [з] из слогов, слов, словосочетаний, предложений;

    Соотносить звуки с буквами,

    Развивать графические навыки письма, звукового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, развивать зрительное восприятие, память, мышление,

    Воспитывать умение работать в парах, учебную мотивацию.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, слайдовая презентация, дидактический материал (карточки), тетради, карандаши.

    Вид занятия: развивающе – коррекционное

    Тип занятия по организационной структуре: комбинированное (комбинация приемов: беседа, парно – групповая работа, создание игровой ситуации, иллюстрирование с помощью слайдов презентации, проблемное задание).

    Ход занятия:

    Приветствие: «Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их.

      Орг. момент (слайд2)

    На доске:

    радуга машина

    бабочки лесник

    Логопед:

    Прочитайте слова (про себя, вслух)

    Сядет тот, кто уберет один слог так, чтобы получилось новое слово.

    (дуга, лес, бочки шина)

    Повторение пройденного материала.

    Какие парные согласные вы научились различать?

    Учащиеся: (б – п, д –т, г – к)

      Подведение к теме.

    Сегодня продолжим различать парные согласные.

    А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

    Дел у меня немало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома. Зовут меня …(зима)

    Как догадались?

    Он пушистый, легкий, белый. Выпал первый раз не смело. Он засыпал все дороги. Мягко в нем шагают ноги. Белит крыши он у всех. Называют его …(снег) (слайд3)

    Как догадались?

    А какое сейчас время года? (зима)

    Развитие мелкой моторики рук.

    Возьмите баночку с фасолью.

      снег?

      Сколько фасолин вы отложили? (4) Почему? (слайд4)

      Назовите первый звук? Какой буквой обозначаем звук [с][сь]?

      Отложите столько фасоли, сколько звуков в слове зима?

      Сколько фасолин вы отложили? (4) Почему? (слайд 4)

      Назовите первый звук? Какой буквой обозначаем звук [з][зь]?

    Кто может сформулировать тему нашего занятия? (Различение [с] – [з] в словах, предложениях.

    Тема занятия " Звукобуквенный анализ слов. Буквы С - З

    Сегодня на занятии будем учиться различать эти звуки и буквы, слышать и проговаривать в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

    Что для этого надо сделать? (внимательно слушать логопеда, своих товарищей и не выкрикивать).

      Актуализация опорных знаний по теме.

    Логопед:

    Возьмите зеркала, произнесите звук [с].

    Дайте характеристику звука [с], опираясь на схему.

    - Учащиеся: звук [с] согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на письме обозначается буквой С.

    Логопед:

    Возьмите зеркала, произнесите звук [з].

    Дайте характеристику звука [з], опираясь на схему.

    - Учащиеся: звук [с] согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на письме обозначается буквой З.

    Игра:

    Логопед: Я предлагаю вам сыграть в игру.

    У вас на партах лежат два мешочка синего и зеленого цвета, попробуйте определить какая буква спряталась в мешочке синего цвета (С), а в мешочке зеленого цвета (З).

    Молодцы, ребята вы справились с этим заданием.

    Откройте тетради, запишите число.

      Основная часть

    1.Знакомство с героями занятия.

    Логопед: Рассмотрите представленные картинки и определите, герои какой сказки пришли к нам на занятие и как их зовут. (слайд5)

    (Настенька, Морозко, Мачеха, Марфушка)

    Учащиеся: Это герои сказки Морозко (Настенька, Морозко, Мачеха, Марфушка))(слайд 6)

    Логопед: В именах, каких героев встретились изучаемые звуки? (Настенька, Морозко)(слайд 7)

    Работа с числовым рядом.

    Логопед: Возьмите карточки с цифрами. Скажите, пожалуйста, на каком по счету месте находится буква [с], в слове Настенька? Поднимите соответствующую цифру.

    Учащиеся: поднимают цифру 3.

    Логопед: Скажите, пожалуйста, на каком по счету месте находится буква [з], в слове Морозко? Поднимите соответствующую цифру.

    Учащиеся: поднимают цифру 5.

    2. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога

    Логопед: Вы так быстро отгадали героев занятия и название сказки, из которой они пришли, что персонажи сказки решили побывать на нашем занятии и посмотреть, как мы учимся находить в слогах, словах, и предложениях согласные буквы З – С.

    Логопед: Помните, мачеха очень любила давать Настеньке разные поручения?(слайд 8 видео) Не успеет девушка с одной работой справиться, а ее уже новая ждет.

    (слайд9).

    - Сходите с Настенькой за водой, да зачерпните из колодца чистой холодной водицы – составьте слоги с согласными З – С учащиеся выходят по одному к доске и называют слог)

    Логопед:

    - Давайте запишем получившиеся слоги в тетради, но прежде чем начать писать возьмите карточки с наждачными буквами и обведите их.

    С буквой «С» запишите слоги в которых буква «С» будет стоять пред гласной, а с буквой «З» наоборот, чтобы гласная стояла на первом месте перед буквой «З».

    Какие слоги вы будете записывать с буквой «С», назови? (са, со….), а с буквой «З», назови? (аз, оз..)

    И выделите изучаемые буквы в слогах. Букву С карандашом синего цвета, букву З карандашом зеленого цвета.

    Проверка. (слайд 10) На нем записаны слоги, выделены синим и зеленым цветом.

    Кто выполнил задание правильно не допустив ни одной ошибки?

    Гимнастика для глаз

    Логопед:

    К нам на занятие залетела снежинка, которая предлагает отдохнуть нашим глазкам.

    Следите глазками за летающей снежинкой. . (слайд 11)

    3. Развитие зрительного восприятия

    Логопед:

    Недовольна мачеха: сколько работы дала, а падчерица управилась. Задумала она погубить Настеньку и просит старика отвезти дочку в лес. Долго горевал старик, да перечить не стал. Повез любимую дочь в лес и оставил её там. (слайд12) Сидит бедняжка под сосной и плачет. (слайд13(видео) Смотрит, а вокруг мороз балуется на соснах и елях узоры рисует. Присмотрелась Настенька и смогла разглядеть в узорах разные предметы.

    Рассмотрите предметы и назовите их?

    (слайд14) Наложенные изображения: сумка, замок, сапоги, ваза, бусы, зонт.

    Логопед:

    Работа в тетрадях.

    Вам нужно вставить пропущенные буквы «з», «с» в словах.

    Возьмите ручку синего и зеленого цвета, букву «с» будете вставлять ручкой синего цвета, а букву «з» ручкой зеленого цвета.

    Проверка: (слайд16)

    Проверим, какие буквы вы вставили в слова?

    Логопед: Рассказала Настенька Морозко свою историю. Сжалился старик над девушкой и пригласил в свой дом. И пока Морозко с Настенькой добираются до его дома - мы с вами выполним зарядку.(слайд17)

    4. Физминутка

    Я мороза не боюсь

    С ним я крепко подружусь.

    Подойдет ко мне мороз,

    Тронет руки, тронет нос.

    Значит, надо не зевать:

    Прыгать, бегать и скакать.

      Развитие слогового анализа и синтеза на уровне словосочетаний

    Логопед: Много времени прошло с тех пор. Стало грустно Настеньке без людей жить в ледяном дворце.(слайд 18) Просится она у Мороза домой. Не хочется старику отпускать девушку, уж больно привык к ней, привязался, как к родной дочери, да делать нечего. Дает он задание Настеньке, если выполнит она его, то отпустит Морозко ее домой.

    Соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика, так чтобы получились словосочетания.

    морозный сосны

    звонкая воздух

    высокие песня

    Логопед: Молодцы ребята, но это еще не все. Теперь вам нужно зашифровать получившиеся словосочетания. То есть начертить схемы словосочетаний, показав в схеме наличие или отсутствие букв З – С

    Логопед: Возьмите карточки и начертите схемы к словосочетаниям. Проверка. Учащиеся выходят к доске и чертят схему к первому словосочетанию (дифференцированно).

    Молодцы ребята вы помогли, Настеньке выполнить задание и теперь Морозко отпустит ее домой!

      Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

    Дифференциация звуков занятия на уровне предложения.

    Логопед: Вот и дом отца виднеется. Много подарков везет Настенька. Не помнит девушка зла, причиненного ей злой мачехой и сестрой. Собрался вокруг народ. Все дивятся: как это Настенька выжила в лесу зимой, да еще и подарки привезла. Рассказала им девушка о том, как выгнала ее мачеха из дома, о Морозке и о его доброте. Стыдно стало старухе – мачехе. Просит она у всех прощения. Простим ее? Пусть выполнит задание.

    Логопед: Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения. (работа в парах)

      Выпал, белый, улице, на, снег.

      Холодная, зима, наступила.

    1-й ученик читает предложение, оно появляется на слайде.

    2-й ученик читает слова со звуком (с).

    Логопед: Назовите предложение, которое соответствует схеме.

    ______ _______ _______.

    Логопед: Сказочные персонажи благодарят вас за помощь.

    8. Итог занятия:

    Логопед: Вот и подошло наше занятие к концу. В какой сказке мы с вами сегодня побывали?

    Назовите для Настеньки слова с ее любимой буквой, а потом для Морозко его любимой буквой.

      Рефлексия

    Логопед: Выразите свое отношение к занятию. Нарисуйте улыбку у снежинки, если занятие вам понравилось или нарисуйте черточку вместо улыбки, если занятие не понравилось.