Войти
Логопедический портал
  • Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка Актуальные вопросы естественных наук и пути решения: сборник материалов V научно-практической конфе
  • Деятельность школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования Система дополнительного образования в школе презентация
  • Современные образовательные технологии
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Мотивация на занятиях в доу по фгос. Определение целей и задач. Активизация мыслительной деятельности

    Мотивация на занятиях в доу по фгос. Определение целей и задач. Активизация мыслительной деятельности
    Данные об авторе

    Ханина Ирина Николаевна

    Место работы, должность:

    МАДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Умка", воспитатель

    Саратовская область

    Характеристики ресурса

    Уровни образования:

    Дошкольное образование

    Предмет(ы):

    Педагогика

    Целевая аудитория:

    Воспитатель

    Тип ресурса:

    Другой тип

    Краткое описание ресурса:

    Они начинают устанавливать свои собственные цели для деятельности. Этот успех не основан на взрослых стандартах, но полностью на способности ребенка достичь целей, которые он изложил для себя. В течение двух лет дети развивают способность выполнять последовательность событий для достижения цели. Они также ценят стандарты и начинают оценивать свои усилия. К трем годам возраста дети заинтересованы в том, чтобы делать все хорошо, а не просто делать их. Они имеют представление о различных уровнях компетентности в производительности и оценивают их успех по своим собственным внутренним стандартам.

    Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация - это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение - вот что приводит к успеху. Неудача ведёт к разочарованию, разочарование - к недостатку мотивации, а недостаток мотивации - к отказу ещё раз сделать попытку. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она — к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала - вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего.

    Поэтому у них гораздо меньше потребности в отзывах взрослых о качестве их усилий. Дошкольники начинают более активно заниматься умственными способностями к решению проблем. Они направляют свое собственное обучение через речь и используют голосовую связь, чтобы направить свое поведение для решения проблем. Маленькие дети часто слышат разговоры о себе через ряд действий, которые приводят к решению проблемы. По мере взросления детей этот «разговор вслух» станет внутренним монологом. Эта новая развивающаяся способность к решению проблемы является основой для мотивации на этом этапе.

    Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности.

    Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивацияспособствует актизизации детей в образовательной деятельности.

    Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация - это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение - вот что приводит к успеху. Неудача ведёт к разочарованию, разочарование - к недостатку мотивации, а недостаток мотивации - к отказу ещё раз сделать попытку. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она — к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала - вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего».

    Имея уверенность в себе, чтобы знать, что можно решить проблему, мотивирует ученика принять другие новые и сложные ситуации, которые, в свою очередь, приводят к большему обучению. Для родителей маленьких детей цель должна состоять в том, чтобы надлежащим образом поддержать развитие мотивации, чтобы создать надлежащую основу для оптимального роста образования. Родители должны быть очень осторожны в использовании многих внешних премий, так как это может серьезно повлиять на мотивационное развитие ребенка.

    Похвала за достижение подходит, но будьте уверены, что ваш ребенок делает задание, потому что она заинтересована не потому, что она думает, что это принесет вам хвалу. Трудности возникают, когда взрослые или другие лица в среде ребенка применяют внешние стандарты и заменяют внутреннюю систему вознаграждения той, которая зависит от внешних сил, чтобы обеспечить все вознаграждения. Затем дети начинают чувствовать себя успешными, только если кто-то вознаграждает их за достижения. Они теряют свою внутреннюю мотивацию и могут чувствовать только успех, когда кто-то другой оценивает их как успешные.

    Качество обучения строится на «3 китах»:

    1. качество информации,
    2. качество преподавания,
    3. качество усвоения.

    Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

    В таких ситуациях дети могут не развивать чувства самоценности и судить о своей ценности по чужим стандартам. Вашему ребенку никогда не нужно спрашивать: «У меня все хорошо?» Она должна знать и быть уверенным в собственных успехах. Существует несколько стратегий, которые родители могут использовать, чтобы помочь детям оставаться более внутренне мотивированными.

    Обеспечьте среду, которая позволит детям свободно исследовать и видеть эффект своих действий. Позвольте детям достаточно времени, чтобы работать, чтобы обеспечить постоянство. Когда дети глубоко вовлечены в деятельность, убедитесь, что они могут закончиться без перерыва. Сопротивляйтесь естественному побуждению к «помощи» и дайте ребенку понять, если, например, через несколько минут мы должны пойти в продуктовый магазин. Отвечайте на потребности детей последовательным, предсказуемым образом, но позволяйте им быть как можно более независимыми. Все дети нуждаются в четко определенных ограничениях. Однако время воспроизведения не должно быть структурировано и организовано. Пусть ваш ребенок будет ребенком! Предоставьте множество возможностей для детей и взрослых вместе исследовать и взаимодействовать. Для детей и взрослых важно работать вместе над деятельностью. Это позволяет вам наблюдать, моделировать и поощрять своего ребенка. Предоставьте ситуации, которые дают детям приемлемую проблему. Действия, которые немного сложны для ребенка, будут более мотивировать и обеспечить более сильные чувства успеха, когда они будут достигнуты. Сначала это может занять несколько проб и ошибок. Дайте детям возможность оценить свои собственные достижения. Вместо того, чтобы заявлять, что вы думаете, что они хорошо поработали, спросите их, что они думают о своей работе. Они, как правило, подрывают способность детей оценивать себя. Хвала и награды должны основываться на усилиях и настойчивости детей, а не на реальных достижениях. Мир глазами ребенка - удивительное место.

    Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

    Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

    Позвольте детям исследовать и открыть свой мир. Вокруг каждого угла есть опыт, ожидающий удивления и возбуждения молодых растущих умов; все, что им нужно, - это небольшое количество направлений и большая свобода. Нет необходимости хвалить и вознаграждать детей за свои действия, поскольку они пытаются контролировать свою окружающую среду. Чувства достижения, которые они получают от результатов этих действий, будут достаточно вознаграждены. Предоставление чрезмерной похвалы и вознаграждений не является необходимым и может нанести вред мотивам и желанию детей учиться.

    Вот эти 6 механизмов:

    • Поощрять исследование окружающей среды
    • Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
    • Хвалить ребёнка за совершённые достижения
    • Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
    • По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
    • Стимулировать языковое и символическое общение

    Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

    Помните, что привычки и отношение к обучению, которые формируются в эти ранние годы, устанавливают настроение для всего будущего обучения. Брофи, Джере. Мотивация студентов к обучению. Пять причин перестать говорить «Хорошая работа». Маленькие дети, 56,, 24.

    Предоставляется Национальной ассоциацией школьных психологов. Адаптировано из «Мотивации раннего детства» Марты Карлтон, доктора философии, доцента по образованию младшего возраста в Университете Южного Иллинойса - Эдвардсвилл. Возможно, это было связано с тем, что мои родители были в основном не вовлечены. И другие дети менее мотивированы и нуждаются в небольшом толчке здесь или много подталкивания. Если вам интересно, как мотивировать своего ребенка, вы можете автоматически подумать о том, чтобы вознаградить своего ребенка за каждый шаг, который он предпринимает в правильном направлении, и применять негативные последствия для шагов, которые он предпринимает в неправильном направлении.

    А теперь рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

    Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей (через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность). Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

    На самом деле лучший подход состоит в том, чтобы легко справляться с наградами и наказаниями и развивать свою внутреннюю мотивацию - помочь ему настроиться на чувства выполненного долга и гордость, которую он испытывает к хорошо выполненной работе. Чтобы узнать, что мотивирует вашего ребенка, взгляните на эти 10 способов повысить мотивацию.

    Составьте список краткосрочных целей и одну из долгосрочных целей. Убедитесь, что цели достижимы, но требуют усилий для получения. Чтобы достичь целей, вам нужен план. Помогите своим детям создать стратегию достижения своих целей. Сделайте поэтапный план для их достижения. Это поможет вам начать работу.

    При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

    В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

    Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

    Когда ваш ребенок достигнет своих целей, сообщите им, что вы им гордитесь. Отпразднуйте это вместе. Наградите своего ребенка за их тяжелую работу с нашей. Но, как мы упоминали ранее, наилучшим вознаграждением является чувство удовлетворения. Поощряйте здоровую конкуренцию. Поднимитесь на своего ребенка, чтобы победить другого бегуна в гонке или забрать домой трофей из орфографической пчелы. Составьте конкуренцию в отношении позитивности и силы в отношении вашего ребенка, а не о негативности и слабости к сопернику.

    Ваш ребенок уклоняется от конкуренции? Узнайте о своих интересах ребенка. Поговорите с вашим ребенком о них и послушайте. Это покажет вашим детям, что вам небезразлично, и что они могут поговорить с вами об их интересах. Поощряйте своих детей узнать, что они увлечены. На пути может пройти несколько попыток. Поддержите их в своем путешествии к страсти и призовите их продолжать идти, пока они не узнают, что это такое.

    1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

    2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

    3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

    4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

    Поддерживайте позитивные и оптимистические взгляды на своих детей. Если они видят в ваших глазах страх или сомнения, они, вероятно, потеряют уверенность в себе. Наличие позитивного подхода облегчит весь их взгляд на ситуацию. Время от времени небольшое давление со стороны сверстников не так уж плохо. Это может подтолкнуть ваших детей к успеху в школе или в спорте, потому что они хотят идти в ногу со своими друзьями. Однако наблюдайте, когда стресс давления со стороны сверстников начинает становиться слишком большим.

    Ободрите своих детей об их целях и амбициях. Покажите, что вы тоже в восторге от них. Положительная энергия и адреналин заставят их продолжать свою тяжелую работу и быть счастливыми своими усилиями. Эффекты похвалы не всегда хороши. Что мы можем сделать, чтобы помочь хвалить, и не болит?

    5. Эта же игрушка - подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

    6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

    При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

    Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне» .

    Во многих традиционных культурах родители избегают похвалы своим детям. Они беспокоятся, что слишком много похвал будет раздувать эго. Это, кажется, древняя проблема. Современные охотники-собиратели - люди, чьи жизненные пути, наиболее близкие к нашим предкам, - классно нетерпимы к большим эго.

    Так было и на Западе. Но сегодня все по-другому. Западники все время хвалили друг друга и щедро отзывались о своих детях. Они считают, что похвала позволит сделать детей лучше - более мотивированными, более уверенными, более склонными решать проблемы.

    Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

    Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

    Каждому ребёнку даётся посильное задание.

    Например, есть намеки на то, что дошкольники развивают лучшие социальные навыки, когда мы хвалим их за проявление хороших манер. И эксперименты показывают, что некоторые виды похвал не только делают детей счастливее, но и повышают настойчивость и устойчивость ребенка.

    Исследования показывают, что некоторые виды похвалы могут фактически подорвать мотивацию вашего ребенка. В зависимости от обстоятельств похвала может нанести ущерб самоуважению ребенка или стимулировать развитие нарциссизма. Итак, что такое правильный способ хвалить детей?

    В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

    Третий тип мотивации «Научи меня»

    Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

    1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

    Хорошие ответы исходят от Дженнифер Хендерлонг Корпус и Марка Леппера, психологов, которые проанализировали более 30 лет исследований о влиянии похвалы. Они определили, что похвала может стать мощной движущей силой, если вы будете следовать этим рекомендациям.

    Используйте описательную похвалу, которая передает реалистичные, достижимые стандарты. Будьте осторожны, чтобы восхвалять детей за то, что они делают уже любят делать Поощряйте детей сосредоточиться на овладении навыками, а не на сравнении себя с другими.

    • Будьте искренни и конкретны, когда восхваляете работу ребенка.
    • Хвалите детей только за черты, которые у них есть возможность изменить.
    • Будьте осторожны, чтобы восхвалять детей за достижения, которые легко приходят.
    Кроме того, последующие исследования показывают, что смутная, позитивная похвала, которая просто передает ваше счастье или поздравления, имеет положительный эффект.

    2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

    3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому - либо делу.

    4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

    Например:

    Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

    Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» -

    Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

    Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

    1. Вы показываете детям, какую - либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

    3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.

    Если ребёнок, уже занят каким - либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

    Например:

    Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

    Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

    Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

    Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

    Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

    Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

    Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

    Использование игровых персонажей.

    На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

    Игрушки или игровые персонажи:

    Должны соответствовать возрасту детей;

    Должны быть эстетичными,

    Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

    Должны иметь обучающую ценность,

    Должны быть реалистичными;

    Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости.

    Игровых персонажей не должно быть много.

    Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

    Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

    Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду.

    Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

    Во время приема детей в группу в утреннее время воспитатель тоже мотивирует детей используя, минутки вхождения в день.

    Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.

    Приведенные мной минутки вхождения в день направлены:

    На формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;

    Снятие тревоги в период адаптации ребенка к

    детскому саду;

    Развитие осознанного, ответственного отношения к

    режимным моментам;

    Развитие самостоятельности и сотрудничества;

    Повышение саморегуляции и самоконтроля;

    Повышение общего эмоционального фона и

    улучшение психологического климата в группе.

    Цели:

    • Способствовать психическому и личностному росту ребенка;
    • Помогать детям адаптироваться к условиям детского сада;
    • Развивать навыки социального поведения;
    • Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;
    • Устанавливают положительные взаимоотношения между детьми.

    «Здравствуй»

    Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

    «Колокольчик»

    Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

    Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

    Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

    Ритуалы начала образовательной деятельности

    Начало образовательной деятельности должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали образовательную деятельность от других занятий. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Предлагаю вам несколько вариантов начала образовательной деятельности, вы можете использовать и другие.

    Начало образовательной деятельности будет своеобраз-ным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, поже-лать друг другу что-то приятное и т.п.

    Волшебный клубочек

    Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель пере-дает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «вол-шебное вежливое слово» и т.п.

    Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.

    Доброе животное

    Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыха-нию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

    Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

    Дружба начинается с улыбки

    Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

    Комплименты

    Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Прини-мающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или пред-ложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

    Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с деть-ми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

    Образовательной деятельности.

    Ритуал конца о бразовательной деятельности (Звонит колокольчик)

    Колокольчик звонит

    Он ребятам говорит:

    "Поскорее собирайтесь,

    в путь - дорогу отправляйтесь!"

    (дети встают друг за другом - они вагончики)

    Дети, нам пора прощаться с петушком (по теме недели) и его семьёй помашем всем до свидания!

    Загудел паровоз,

    И вагончики повез;

    Чох-чох, чу-чу,

    Я домой вас укачу.

    Паровозик увозит детей!

    Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

    Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

    Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В общественные процессы каждый человек включается c раннего детства.

    Так что же тогда называется мотивом? А то, что, отражаясь в голове человека побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой деятельности.

    Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

    Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.

    Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей.

    Интерес детей к миру взрослых;

    Игровые;

    Установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

    Самолюбие;

    Самоутверждение;

    Познавательные;

    Соревновательные;

    Нравственные;

    Общественные.

    Раскроем каждый из мотивов:

    Мотивы и нтерес а детей к миру взрослых — Это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» — говорят ребенку побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» — сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

    Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

    Мотивы у становления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения.

    По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношения к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит в первые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из- под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

    В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения . Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они так же воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения, и ребенок начинает претендовать НАТО, что и его уважали и слушались другие, обращали на него внимания, исполняли его желания.

    Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.

    На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять все «даже слона». Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

    В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы .

    Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

    Ребенок трех – четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него в попытках сделать что- либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнить сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.

    Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов – стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п. старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.

    Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы , выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносит ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

    К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.

    Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – это желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок для малышей или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

    По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее – с четырех-, пятилетнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающими. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится», «Мама велела». У старших дошкольников ответы на этот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.

    У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью других людей. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия , мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

    Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностью помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать брюки. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

    Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника . Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

    Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуется специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того, как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разные мотивы теряют равновесие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец, причем, как и другие дети, он получил конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее съесть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».