Общее и особенное в развитии древневосточной государственности. Цивилизации Древнего мира § Древнейшие государства - Документ по истории государства и права зарубежных стран
Общее и особенное в развитии древневосточной
государственности
Понятие Востока в используется в науке как географическое, историко-культурное и цивилизационное. Особую остроту всегда имеет спор об особенностях развития и "отставании" востока по сравнению с западной цивилизацией. Поскольку в данный момент изучение предмета этого спора не является нашей задачей, остановимся на краткой характеристике Востока.
С точки зрения географической древневосточными государствами мы называем государства, которые появились в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древнем Китае, Древней Индии.
В настоящее время наиболее распространенным является цивилизационный подход к характеристике уровня развития государств. С позиций этого подхода на первый план выносится осознание национальной, расовой и культурной специфики стран и народов Востока.
Благодаря свидетельствам христианских миссионеров, в XVI – XVII вв, которые первыми обратили внимание на существенное различие между регионами в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей, появилось два направления в оценке Востока: панегирическое и критическое. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай – страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности – ставился в пример европейским монархам как образец мудрости в управлении. В рамках второго внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных деспотиях.
Особенности становления деспотических древневосточных государств были обусловлены, в первую очередь, географическими факторами. В становлении государственности большую роль играли хозяйственные работы по созданию ирригационных сооружений. Главной задачей зарождающегося государственного аппарата была организация общественных работ по строительству каналов для борьбы с засухой.
В Древнем Египте, где на берегах Нила вначале жили кочевые племена, люди постепенно перешли к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились справляться с ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на обширные территории с помощью каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы в силу своей сложности и трудоемкости требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально поставленные на то люди, способные не только организовать выполнение необходимых работ, но и контролировать весь ход ирригационного строительства.
Сходный климат существовал в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек – Тигра и Ефрата – лишь к концу весны увлажняется. И здесь требовались огромные усилия, чтобы обратить болота, образованные разливами, и высыхающие после разливов степи в земли, пригодные для сельского хозяйства. Кроме того, ирригационные сооружения необходимо было постоянно поддерживать в порядке.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древнем Китае, Древней Индии ещё в IV-III тысячелетиях до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Они возникали по мере углубления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем, превращения людей, выполнявших эти функции, в сословие, которое не принимало участие в процессе производства, стоявшее над рядовыми общинниками. Укреплению позиций сельской общины способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений. Община оказывала огромное влияние не только на замедление процесса образования классов, но и на формы земельной собственности, способы эксплуатации в государствах Древнего Востока. Владельцем земли являлась сама община. Ее права на землю выражались в том, что существовали собственно общинные земли, а также в праве контроля со стороны общины за тем, как собственник распоряжается своей землей. Государство также выступало в качестве собственника земли, его властно-собственнические права выражались и реализовывались в форме получения налога – земельной ренты с общинников.
В процессе появления управленческих структур стали складываться царско-храмовые хозяйства. Они создавались разными путями: прежде всего, за счет присвоения общинных земель. Здесь рано стал использоваться труд рабов, и других категорий подневольных лиц. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполнявшие ту или иную работу на государство или состоявшие на государственной службе.
В связи с многоукладностью хозяйственной жизни формировался довольно пестрый социальный состав древневосточных государств, который был представлен преимущественно тремя социально-классовыми образованиями:
1. Низший слой – различные категории лиц, не имеющих средств производства, зависимые подневольные работники, а также рабы.
2. Общинники-крестьяне и ремесленники – свободные мелкие производители, живущие своим трудом.
3. Господствующий социальный слой, к которому относилась придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин.
Существовали категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, а также люди, занимающие переходное положение от среднего слоя к господствующему. Четких границ в социально-классовой структуре на данном этапе не было.
Таким образом, для возникших на Востоке деспотических государств было характерно отсутствие частной собственности и экономических классов. В этих обществах господство аппарата администрации и принципа централизованной редистрибуции (дань, налоги, повинности) сочеталось с автономией общин и иных социальных корпораций при решении всех внутренних проблем. Произвол власти при соприкосновении с индивидом порождал синдром "сервильного комплекса", т.е. рабской угодливости. Общество с таким социальным генотипом обладало прочностью, которая проявлялась, помимо всего прочего, в неискоренимой потенции регенерации: на базе рухнувшего по той или иной причине государства легко, почти автоматически, возникало новое, с теми же параметрами, даже если это государство появлялось с новым этносом.
По мере эволюции этого общества появлялись товарные отношения и частная собственность. Но с момента своего возникновения они автоматически попадали под контроль власти, и оказывались полностью от нее зависимыми.
Многие восточные государства имели развитую торговлю, процветающее хозяйство. Но все эти атрибуты частнособственнической рыночной экономики были лишены того, что могло бы обеспечить их саморазвитие: все участники рынка были заложниками власти и в любое время могли быть разорены по воле чиновников, иногда неудовольствие власти приводило к гибели и конфискации имущества в пользу казны.
В азиатских обществах господствовал принцип "власти – собственности", при котором власть рождала собственность. Социальную значимость в государствах Востока имели лишь люди, причастные к власти, тогда как богатство и собственность мало что значили. Люди, утратившие власть, становились бесправными.
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основание определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной культуры, освещенные незыблемыми идейно-религиозными установками таких государств как Древняя Индия и Древний Китай (Ассирия, Шумер и Вавилон), пережили века.
В древневосточных государствах в религиозном массовом сознании существовало мистическое отношение к верховному правителю. Признание его божественного авторитета приводило к признанию неограниченных деспотических полномочий. Это было основополагающим элементом восточной культуры, религиозной идеологии, определяющим различные стороны жизнедеятельности восточных государств. С учетом этих обстоятельств понятие "восточная деспотия" следует различать в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.
В связи с этим, мы можем выделить общие для всех древневосточных государств функции:
1. Древневосточное государство, при слабом развитии рыночных отношений, призвано было выполнять контрольно-регулирующие функции, что обеспечивало особый статус управляющего сословия.
2. Государство также занималось деятельностью по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечивая сохранение их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение религиозной идеологии в древневосточных государствах также определялось слабостью экономических связей и рыночных отношений, господством натурального хозяйства. В этих условиях религия была объединяющим фактором, формировалось унифицированное мировоззрение, и связующая роль отводилась правителю.
3. В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти, но еще и потому, что им отводилась важнейшая функция поддержания безопасности, правосудия, справедливости в обществе. Эти представления о роли правителя поддерживались социальной деятельностью по защите неимущих слоев населения (ограничение долгового рабства, ограничения по процентам и др.) Усиление деспотических черт восточных государств обычно было связано с борьбой со знатью, а не с народом.
В то же время, при общих закономерностях древневосточных многоукладных обществ, существовали специфические черты каждого из древневосточных государств, которые формировались в зависимости от времени их существования, доминирующего положения того или иного уклада с различными формами их взаимодействия, с особенностями их социальных и политических институтов, со спецификой их религиозных и культурных черт.
Утверждение, что всем восточным государствам присуща одна, деспотическая форма государства, прочно держалась на протяжении VVIII – XX вв., вплоть до последнего времени. Для понятия "восточная деспотия" учеными был выведен ряд признаков. Деспотия – это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором над бесправными подданными.
Это понятие "восточной деспотии" современные ученые относят, прежде всего, к централизованным империям Древнего Китая и Древнего Египта. Действительно, в Китае император считался "сыном неба", там существовал особый культ императора. Одним из важнейших признаков его неограниченных полномочий была высшая законодательная власть. Здесь существовал централизованный многоступенчатый управленческий аппарат, во главе которого стоял император. Все чиновники строго контролировались центральной властью.
В то же время в других древневосточных государствах такой жесткой системы зависимости от имперской власти не было. В частности, власть правителей была ограничена советом, состоящим из знати или народным собранием, или городскими общинами.
В Древней Индии правители не обладали неограниченными законодательными полномочиями. Здесь большое значение имели коллегиальные органы власти, такие как совещательный орган при царе – раджасабха и совет сановников – мантрипаришад. Например, одной из особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных государственных образований – ган и санг.
В отличие от Китая, в Индии раздробленность была правилом, а централизованное государство – исключением. Что касается наследственности власти, то она просматривалась не везде четко. Например, в Месопотамии верховная власть передавалась одному из сыновей, но решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. В этом государстве царю не принадлежала и высшая верховная власть. Здесь сохранилось самоуправление общин. Органы общественного самоуправления заботились о благосостоянии общины, об организации общественных работ, о своевременной выплате земельной ренты в казну.
Таким образом, древневосточные государства не все могут быть охарактеризованы как деспотические. Несмотря на наличие общих черт, во многих из них верховная власть была ограничена властью жрецов и деятельностью общины.
Вместе с появлением государства возникает право. Особенности права Древнего Востока заключались в том, что оно неразрывно связано с религией. Практически все правовые нормы совпадали с религиозными нормами. Основным источником права были обычаи, во всех памятниках древневосточного права есть ссылки на древних мудрецов.
Когда появились письменные судебники, обычаи становились правовыми нормами, приобретая более современный характер. Именно с нормами обычаев связана довольно сложная правовая практика, казуистический характер правовых норм, которые не имели четких формулировок, а опирались на прецедент. Общим для всех древневосточных государств являлось приниженное положение женщины, что нашло отражение в нормах семейного и наследственного права. Также нет четкого представления об отраслях права. Дело в том, что в изложении правовых норм присутствует своя логика. Она определяется тяжестью преступлений с религиозной точки зрения. И правовые нормы расположены не по отраслям, а по тяжести преступления.
Несмотря на общие черты, правовые нормы древневосточных государств имеют свои особенности. Например, в Древнем Египте не было даже малейшего представления о правовом статусе личности.
В Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, поэтому здесь не было никаких предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское право – это, прежде всего, уголовное право, включающее в себя нормы и гражданского и семейного права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.
Индийское право имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайшими этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, разными для различных социальных групп. Выполнение этих правил приносило религиозную заслугу, а их нарушение приводило к социальной и религиозной деградации. В связи с этим в индийском обществе большая роль отводилась ученым брахманам, которые воспитывали людей в духе следования правилам поведения, предписанным религией. Поэтому в древнеиндийском праве значительное место отведено брахманским поучительным произведениям.
Таким образом, древневосточные государства, имеют очень много общих черт,
как в становлении государственности, так и в основных социально-экономических и
религиозных функциях, выполняемых государствами. Правовые нормы этих государств
также имеют схожие черты, характеризующиеся, прежде всего, религиозным и
традиционным содержанием правовых норм. Вместе с тем, различия в этих
государствах породили и отличительные черты отдельных государств Древнего
Востока.
Список литературы
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под. Ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 480 с.
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-н/Д.: "Феникс", 1996 – 576 с.
Общее и особенное в развитии древневосточной государственности
Понятие Востока в используется в науке как географическое, историко-культурное и цивилизационное. Особую остроту всегда имеет спор об особенностях развития и "отставании" востока по сравнению с западной цивилизацией. Поскольку в данный момент изучение предмета этого спора не является нашей задачей, остановимся на краткой характеристике Востока.
С точки зрения географической древневосточными государствами мы называем государства, которые появились в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древнем Китае, Древней Индии.
В настоящее время наиболее распространенным является цивилизационный подход к характеристике уровня развития государств. С позиций этого подхода на первый план выносится осознание национальной, расовой и культурной специфики стран и народов Востока.
Благодаря свидетельствам христианских миссионеров, в XVI - XVII вв, которые первыми обратили внимание на существенное различие между регионами в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей, появилось два направления в оценке Востока: панегирическое и критическое. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай - страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности - ставился в пример европейским монархам как образец мудрости в управлении. В рамках второго внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных деспотиях.
Особенности становления деспотических древневосточных государств были обусловлены, в первую очередь, географическими факторами. В становлении государственности большую роль играли хозяйственные работы по созданию ирригационных сооружений. Главной задачей зарождающегося государственного аппарата была организация общественных работ по строительству каналов для борьбы с засухой.
В Древнем Египте, где на берегах Нила вначале жили кочевые племена, люди постепенно перешли к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились справляться с ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на обширные территории с помощью каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы в силу своей сложности и трудоемкости требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально поставленные на то люди, способные не только организовать выполнение необходимых работ, но и контролировать весь ход ирригационного строительства.
Сходный климат существовал в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек - Тигра и Ефрата - лишь к концу весны увлажняется. И здесь требовались огромные усилия, чтобы обратить болота, образованные разливами, и высыхающие после разливов степи в земли, пригодные для сельского хозяйства. Кроме того, ирригационные сооружения необходимо было постоянно поддерживать в порядке.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древнем Китае, Древней Индии ещё в IV-III тысячелетиях до н.э. в ходе разложения общинно-родовой организации. Они возникали по мере углубления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем, превращения людей, выполнявших эти функции, в сословие, которое не принимало участие в процессе производства, стоявшее над рядовыми общинниками. Укреплению позиций сельской общины способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений. Община оказывала огромное влияние не только на замедление процесса образования классов, но и на формы земельной собственности, способы эксплуатации в государствах Древнего Востока. Владельцем земли являлась сама община. Ее права на землю выражались в том, что существовали собственно общинные земли, а также в праве контроля со стороны общины за тем, как собственник распоряжается своей землей. Государство также выступало в качестве собственника земли, его властно-собственнические права выражались и реализовывались в форме получения налога - земельной ренты с общинников.
В процессе появления управленческих структур стали складываться царско-храмовые хозяйства. Они создавались разными путями: прежде всего, за счет присвоения общинных земель. Здесь рано стал использоваться труд рабов, и других категорий подневольных лиц. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполнявшие ту или иную работу на государство или состоявшие на государственной службе.
В связи с многоукладностью хозяйственной жизни формировался довольно пестрый социальный состав древневосточных государств, который был представлен преимущественно тремя социально-классовыми образованиями:
1. Низший слой - различные категории лиц, не имеющих средств производства, зависимые подневольные работники, а также рабы.
2. Общинники-крестьяне и ремесленники - свободные мелкие производители, живущие своим трудом.
3. Господствующий социальный слой, к которому относилась придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин.
Существовали категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, а также люди, занимающие переходное положение от среднего слоя к господствующему. Четких границ в социально-классовой структуре на данном этапе не было.
Таким образом, для возникших на Востоке деспотических государств было характерно отсутствие частной собственности и экономических классов. В этих обществах господство аппарата администрации и принципа централизованной редистрибуции (дань, налоги, повинности) сочеталось с автономией общин и иных социальных корпораций при решении всех внутренних проблем. Произвол власти при соприкосновении с индивидом порождал синдром "сервильного комплекса", т.е. рабской угодливости. Общество с таким социальным генотипом обладало прочностью, которая проявлялась, помимо всего прочего, в неискоренимой потенции регенерации: на базе рухнувшего по той или иной причине государства легко, почти автоматически, возникало новое, с теми же параметрами, даже если это государство появлялось с новым этносом.
По мере эволюции этого общества появлялись товарные отношения и частная собственность. Но с момента своего возникновения они автоматически попадали под контроль власти, и оказывались полностью от нее зависимыми.
Многие восточные государства имели развитую торговлю, процветающее хозяйство. Но все эти атрибуты частнособственнической рыночной экономики были лишены того, что могло бы обеспечить их саморазвитие: все участники рынка были заложниками власти и в любое время могли быть разорены по воле чиновников, иногда неудовольствие власти приводило к гибели и конфискации имущества в пользу казны.
В азиатских обществах господствовал принцип "власти - собственности", при котором власть рождала собственность. Социальную значимость в государствах Востока имели лишь люди, причастные к власти, тогда как богатство и собственность мало что значили. Люди, утратившие власть, становились бесправными.
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основание определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной культуры, освещенные незыблемыми идейно-религиозными установками таких государств как Древняя Индия и (Ассирия, Шумер и Вавилон), пережили века.
В своем политическом развитии государства Древнего Востока прошли похожий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, затем - к империям, относительно централизованным, поскольку последние создавались, как правило, за счет завоевания соседних территорий.
В древневосточных государствах в религиозном массовом сознании существовало мистическое отношение к верховному правителю. Признание его божественного авторитета приводило к признанию неограниченных деспотических полномочий. Это было основополагающим элементом восточной культуры, религиозной идеологии, определяющим различные стороны жизнедеятельности восточных государств. С учетом этих обстоятельств понятие "восточная деспотия" следует различать в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.
В связи с этим, мы можем выделить общие для всех древневосточных государств функции:
1. Древневосточное государство, при слабом развитии рыночных отношений, призвано было выполнять контрольно-регулирующие функции, что обеспечивало особый статус управляющего сословия.
2. Государство также занималось деятельностью по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечивая сохранение их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение религиозной идеологии в древневосточных государствах также определялось слабостью экономических связей и рыночных отношений, господством натурального хозяйства. В этих условиях религия была объединяющим фактором, формировалось унифицированное мировоззрение, и связующая роль отводилась правителю.
3. В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти, но еще и потому, что им отводилась важнейшая функция поддержания безопасности, правосудия, справедливости в обществе. Эти представления о роли правителя поддерживались социальной деятельностью по защите неимущих слоев населения (ограничение долгового рабства, ограничения по процентам и др.) Усиление деспотических черт восточных государств обычно было связано с борьбой со знатью, а не с народом.
В то же время, при общих закономерностях древневосточных многоукладных обществ, существовали специфические черты каждого из древневосточных государств, которые формировались в зависимости от времени их существования, доминирующего положения того или иного уклада с различными формами их взаимодействия, с особенностями их социальных и политических институтов, со спецификой их религиозных и культурных черт.
Утверждение, что всем восточным государствам присуща одна, деспотическая форма государства, прочно держалась на протяжении VVIII - XX вв., вплоть до последнего времени. Для понятия "восточная деспотия" учеными был выведен ряд признаков. Деспотия - это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором над бесправными подданными.
Это понятие "восточной деспотии" современные ученые относят, прежде всего, к централизованным империям Древнего Китая и Древнего Египта. Действительно, в Китае император считался "сыном неба", там существовал особый культ императора. Одним из важнейших признаков его неограниченных полномочий была высшая законодательная власть. Здесь существовал централизованный многоступенчатый управленческий аппарат, во главе которого стоял император. Все чиновники строго контролировались центральной властью.
В то же время в других древневосточных государствах такой жесткой системы зависимости от имперской власти не было. В частности, власть правителей была ограничена советом, состоящим из знати или народным собранием, или городскими общинами.
В Древней Индии правители не обладали неограниченными законодательными полномочиями. Здесь большое значение имели коллегиальные органы власти, такие как совещательный орган при царе - раджасабха и совет сановников - мантрипаришад. Например, одной из особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных государственных образований - ган и санг.
В отличие от Китая, в Индии раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением. Что касается наследственности власти, то она просматривалась не везде четко. Например, в Месопотамии верховная власть передавалась одному из сыновей, но решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. В этом государстве царю не принадлежала и высшая верховная власть. Здесь сохранилось самоуправление общин. Органы общественного самоуправления заботились о благосостоянии общины, об организации общественных работ, о своевременной выплате земельной ренты в казну.
Таким образом, древневосточные государства не все могут быть охарактеризованы как деспотические. Несмотря на наличие общих черт, во многих из них верховная власть была ограничена властью жрецов и деятельностью общины.
Вместе с появлением государства возникает право. Особенности права Древнего Востока заключались в том, что оно неразрывно связано с религией. Практически все правовые нормы совпадали с религиозными нормами. Основным источником права были обычаи, во всех памятниках древневосточного права есть ссылки на древних мудрецов.
Когда появились письменные судебники, обычаи становились правовыми нормами, приобретая более современный характер. Именно с нормами обычаев связана довольно сложная правовая практика, казуистический характер правовых норм, которые не имели четких формулировок, а опирались на прецедент. Общим для всех древневосточных государств являлось приниженное положение женщины, что нашло отражение в нормах семейного и наследственного права. Также нет четкого представления об отраслях права. Дело в том, что в изложении правовых норм присутствует своя логика. Она определяется тяжестью преступлений с религиозной точки зрения. И правовые нормы расположены не по отраслям, а по тяжести преступления.
Несмотря на общие черты, правовые нормы древневосточных государств имеют свои особенности. Например, в Древнем Египте не было даже малейшего представления о правовом статусе личности.
В Китае и религия, и право изначально отвергали идею равенства людей, поэтому здесь не было никаких предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское право - это, прежде всего, уголовное право, включающее в себя нормы и гражданского и семейного права, нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.
Индийское право имеет ярко выраженный религиозный характер. Все стороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайшими этико-кастовыми нормами, традиционными правилами поведения, разными для различных социальных групп. Выполнение этих правил приносило религиозную заслугу, а их нарушение приводило к социальной и религиозной деградации. В связи с этим в индийском обществе большая роль отводилась ученым брахманам, которые воспитывали людей в духе следования правилам поведения, предписанным религией. Поэтому в древнеиндийском праве значительное место отведено брахманским поучительным произведениям.
Таким образом, древневосточные государства, имеют очень много общих черт, как в становлении государственности, так и в основных социально-экономических и религиозных функциях, выполняемых государствами. Правовые нормы этих государств также имеют схожие черты, характеризующиеся, прежде всего, религиозным и традиционным содержанием правовых норм. Вместе с тем, различия в этих государствах породили и отличительные черты отдельных государств Древнего Востока.
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под. Ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 480 с.
2. Основные институты гражданского права зарубежных стран. / Под ред. В.В. Залесского. - М.: НОРМА, 2000
3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-н/Д.: "Феникс", 1996 - 576 с.
Понятие Востока в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как цивилизационное. Древний Восток по праву считается колыбелью государственности. Здесь почти одновременно и на больших территориях возникли первые в истории человечества институты государства, права, появились судебные органы. То, что это произошло одновременно, до сих пор остается загадкой истории.
Что касается причин появления государственности, то с некоторой долей уверенности этот факт все же можно объяснить. Государства Древнего Востока возникли как раз на тех территориях, которые представляли собой долины великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Это обеспечивало людям возможность использования речной воды для индивидуального орошения земель и тем самым давало возможность увеличивать производство продуктов питания, что являлось стимулом для создания системы разделения труда и взаимного сотрудничества. Реки служили также транспортными артериями.
Мировые цивилизации зародились там, где проходит среднегодовая изотерма, равная +20°С. Эта изотерма проходит через Египет, Месопотамию, долину Инда, Восточный Китай и далее через океан по местам мезоамериканских цивилизаций. Не зря температуру в +20°С называют комнатной - это температура максимального комфорта для тела человека.
Именно здесь оптимальная экологическая среда создала благоприятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило человечеству осуществить прорыв в цивилизацию.
В рамках древневосточных обществ складываются особые социальные, политические и правовые структуры.
Для восточного общества были характерны следующие черты:
1.патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;
2.коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;
3.общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой - общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;
4.традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;
5.религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;
6.пестрый социальный состав . Его можно дифференцировать в границах трех групп: господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.); свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники); различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).
Рабовладельческий уклад при всей его значимости не стал структурообразующим фактором. Он не был всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не применялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.
Общие закономерности эволюции древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей развития каждого из них, связанных со временем их существования, с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, с особенностями социальных и политических институтов.
До начала I тыс. до н.э. на Древнем Востоке преобладали города-государства (например, в Шумере) или «номовые» государства, крупные царства (Египет). Впоследствии одной из форм государственного устройства становится империя.
Государство осуществляет многочисленные и разнообразные функции. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота.
Когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду обыкновенно такую форму политического режима, при которой:
1.полномочия правителя не ограничены, он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных;
2.светская власть и церковная объединялись в одном лице, личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;
3.власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;
4.человек был рабом «порядка», веры, традиции.
Государственный аппарат был многочисленным. Выделялись
три уровня управления - центральный, региональный, местный (общинный ). Внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.
В условиях доминирования общинного производства и неразвитости рыночных отношений бюрократический аппарат выполнял регулирующие и координирующие функции. Он строился на безусловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родственников, приближенных правителя по его воле и выбору; предоставление должности по праву знатности, назначение по рекомендации влиятельных лиц, хотя и были исключения.
Во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати, или народным собранием.
Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции племенной демократии.
В целом для древневосточного региона были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они сохранялись в секрете и становились достоянием только узкого круга жрецов, придворных, знати.
Исключительно редкими были социальные протесты. Господствующие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть.
Первые очаги человеческой цивилизации появились на Ближнем Востоке, самые первые – в Палестине около Х тыс. до н. э. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. В IV – I тыс. до н. э. сначала на Ближнем Востоке, затем в Северной Индии, Китае, Юго-Восточной Азии возникли первые в мировой истории государства . Эти государства возникали и развивались примерно по одному сходному пути. Сходной была и сложившаяся в них государственная организация – первого известного истории древневосточного типа. И в общественно-экономическом, и в государственном строе Древнего Египта, древней Индии, древнего Китая и Вавилона обнаруживается много общего.
Древневосточная государственность сформировалась не сразу в окончательно готовом виде. Государственно-политическое развитие древности началось с этапа номовых государств – административно-хозяйственных объединений общин, только начинавших терять свой родовой и первобытный характер. Подлинное оформление институтов власти происходило на этапе государственной централизации (весьма относительной в условиях древнего общества). Тогда не только государства укрупнились в пространстве и во времени (стали более «живучими»). В них появились полноценные и самостоятельные системы администрации, суда, финансов, подчиненных единым государственным нуждам, сложилась устойчивая традиция монархии как первого известного истории общераспространенного типа властвования. Наконец, на этапе государства-империи власть и управление в обществе окончательно утратили свои исторические связи с родовым строем и клановым управлением, а совершенствовались и исчезали, подчиняясь собственным закономерностям, по прихотям военной и политической истории цивилизаций.
Древневосточное общество и крупнейшие цивилизации древности (Шумера, Элама, Египта, Вавилона, Индии, Китая и др.) возникли и окрепли, во многом опираясь на удобные для первобытной жизни и земледелия бассейны крупнейших рек: Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхе. Это были поистине «цивилизации великих рек». Возможность освоения относительно узких территорий по рекам предопределила высокую плотность населения древневосточных государств. Это были городские и храмовые цивилизации со всеми особенностями, привносимыми городским укладом. Быстрее здесь распространялись социальные связи, прочнее утверждалась «энергия власти».
Привязанность к великим рекам и их водным режимам сделала особенно важной в жизни древневосточных народов организационно-хозяйственную функцию государства, включая регулярную организацию массовых ирригационных общественных работ, история которых насчитывала десятилетия и даже столетия. В результате такого исторического преобладания социальные отношения древневосточных государств формировались вокруг преимущественно государственной собственности на землю. Основная масса населения была поставлена в зависимое положение по отношению к государству, стремившемуся в своих целях сохранять и укреплять общинный уклад жизни. Это, в свою очередь, предопределило крайне замедленное формирование в праве принципов индивидуальной правовой свободы, закреплявших бы экономическую и жизненную самостоятельность людей. Право возникало в том числе и как результат общественной борьбы за «идеальное прошлое» родовых времен, эпохи равенства и справедливости. Нивелирование социальных противоречий в народе, сглаживание противостояния богатства и бедности, приниженности и знатности изначально стало одним из важнейших политических мотивов укрепления общегосударственной власти. Это было и одной из важнейших предпосылок нарочитой значимости древневосточной государственности, почти неограниченных полномочий древних властителей, для власти которых в обществе не стремились даже создавать какие-либо преграды. Это подкреплялось прочнейшим переплетением государственного и религиозного подчинения, признанием священного характера власти правителей. Не только действительные рабы, ставшие заметным элементом в древневосточном хозяйстве со II тыс. до н. э., но и буквально все остальное население пребывало в положении рабов государства. В таких социальных, отчасти даже социально-психологических условиях важным свойством древневосточной государственности была ее избыточная консервативность. Сомневаясь в правителях, ни одно древневосточное общество не сомневалось в порядке власти, установившемся на этом самом первом этапе мировой истории государства и права.
1А. И в общественно-экономическом, и в государственном строе Древнего Египта,
древней Индии, древнего Китая и Вавилона обнаруживается много общего. Особые усло-
вия климата и почвы, постоянная и напряженная борьба с водной стихией обуславливали
необходимость коллективных усилий земледельцев по созданию сложных ирригационных
систем, приводили к длительному сохранению сельской общины, тормозили развитие ча-
стной собственности на землю, предопределяли наличие значительного слоя свободного
крестьянства.
Правящая верхушка древневосточного общества была представлена правителем-
царем, наследственной аристократией, чиновничеством. Очень влиятельной группой яв-
лялось жречество.
На противоположном полюсе общества находилась вся масса рабов. Раб был такой
же собственностью своих хозяев, как и всякое другое имущество. Но были и специфиче-
ские черты, отличающие древневосточное рабство от античного. Так, в Египте, Вавилоне,
Индии, Китае раб мог иметь семью. В Древнем Вавилоне раб мог даже жениться на сво-
бодной девушке, дети от таких браков считались свободными. В Индии за рабом прямо
признавалось право на владение имуществом: приобретенным, унаследованным и т.д. Раб
мог обрести свободу, уплатив выкуп хозяину.
Во всех древневосточных государствах существовал весьма значительный слой
свободных крестьян-общинников и ремесленников. Их труд был тяжек и изнурителен.
Систематическое ограбление собственного народа было основой внутренней политики
древневосточных государств.
Специфической чертой всех древневосточных государств был кастовый строй –
разделение свободных на группы, различающиеся по своему правовому положению.
Обособленными группами в Древнем Египте становились жрецы, воины. Подоб-
ные кастовые группы имелись в Вавилоне, где в праве откровенно провозглашалось нера-
примеру, повредит глаз авилуму, то “должно повредить его глаз”, если выбьет зуб равно-
му себе, то “должно выбить его зуб”. Но если авилум причинял подобное членовредитель-
ство мушкенуму, то наказание ограничивалось штрафом. Особый статус получал не толь-
ко сам авилум, но и члены его семьи.
Наиболее ярко кастовое деление проявилось в Индии, где среди свободных офор-
мились четыре замкнутые группы, варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Деление
на варны было объявлено жрецами извечно существующим. Была создана легенда о том,
что бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер, а
шудр – из ступней. Для каждой варны был определен образ жизни.
Первую варну составляли жрецы-брахманы. Им приписывалось божественное про-
исхождение, за ними закреплялись особые льготы и преимущества. Привилегированной
варной были и кшатрии – воины. Они сосредотачивали в своих руках крупные богатства и
политическую власть. Из варны кшатриев, как правило, происходили цари. Варна вайшьев
была уже непривилегированным сословием. Сюда входили крестьяне-общинники и торговцы. Их занятие – торговля, скотоводство и земледелие. Для варны щудр была предписана единственная обязанность – безропотно служить трем высшим варнам. Были и свободные, оказавшиеся за пределами четырех варн – чандалы и др. На них смотрели как на “нечистых”, они выполняли самую грязную работу.
Принадлежность к той или иной варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую был невозможен, браки между членами разных варн, как правило, запрещались. Деление на варны пронизывало всю жизнь древнего индийца. Варна определяла
занятие человека, его профессию, от варны зависела тяжесть наказания, размер получаемого наследства, процент по договору займа и т.д. Имя человека, одежда, порядок принятия пищи – все определялось варной.
Над этим экономическим базисом возвышалась соответствующая политическая
надстройка. Наиболее распространенной на Древнем Востоке была монархическая форма
правления в виде восточной деспотии. Она характеризовалась неограниченным объемом
власти обожествленного правителя, существованием дворцовой системы управления, на-
личием трех основных ведомств управления, сочетанием строжайшей централизации с
сохранением органов общинного самоуправления в качестве низового звена.
Появление подобной формы организации государственной власти было обусловле-
но природно-климатическим фактором. В древности необходимость совместных усилий
для предотвращения разрушительных последствий наводнений, а позднее и для экономно-
го и совместного использования воды требовала вмешательства центральной власти. И
уже с момента своего возникновения древневосточное государство кроме осуществления
функции подавления должно было брать в свои руки дело поддержания и правильного ис-
пользования оросительной системы. Такого рода контроль за общественным производст-
вом усиливал позиции государственной власти, укреплял монархию.
Но сама потребность в концентрации усилий всего общества для обеспечения про-
изводства в условиях длительного существования сельской общины с ее консерватизмом
и замкнутостью приводит к тому, что правитель выступает здесь как объединяющее еди-
ное начало, вознесшееся над мелкими разобщенными общинами, являвшимися прочной
основой восточного деспотизма.
Основные признаки подобной формы правления заключались в следующем. Во главе государства стоит правитель – царь. В Египте он назывался фараон, в Индии – раджа, в Китае – ван, в Вавилоне –патеси-лугаль. В руках правителя сосредоточена вся полнота власти. Он возглавляет государственный аппарат, является верховным военачальником, верховным судьей и т.д. “Государство – это царь: такова вкратце суть
всех элементов государства”, – утверждал древнеиндийский памятник. Личность правите-
ля обожествлялась. В Египте фараона называли “большим богом”, а затем к имени прави-
теля стали присоединять титул бога Солнца – Ра. В Китае все правители – ваны считались
сыновьями “небесного владыки”. Отсюда и наименование вана – тяньцзы (“сын неба”).
Древнеиндийский раджа изображался как “великое божество в образе человека”, считался
воплощением восьми божеств – хранителей мира – Луны, Огня, Солнца и т.д. Точно так
же во введении к вавилонским Законам царя Хаммурапи утверждается, что Хаммурапи,
“могучий царь, солнце Вавилона”, был призван великими богами, которые даровали ему народ ("черноголовых”).
Глава 2. Цивилизации Древнего мира
§ 3. Древнейшие государства
Цивилизации Древнего мира
Период первобытности в наиболее развитых в тот период регионах земли закончился на рубеже IV - III тысячелетий до н.э. На смену ему приходит период, который называют цивилизация (от лат. civilis - государственный, гражданский). Слово «цивилизация» связано и со словом «город». Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации.
Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в жизни древнего общества стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилизации.
У разных народов цивилизация имела свои различия. На развитие цивилизации влияли природно-климатические условия, обстоятельства исторического становления народов и т.д. Иногда термином «цивилизация» обозначают историю отдельного народа или государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, древнегреческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако у всех цивилизаций Древнего мира было немало общего, что позволяет объединить их в две группы - древневосточную и античную цивилизации.
Древнейшей формой древневосточной цивилизации стали государства в долинах великих рек - Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства стали возникать и вне речных долин.
Для всех древневосточных государств была характерна огромная власть правителей-монархов, укреплению которой способствовали государственные чиновники, которые также играли ключевую общественную роль.
Преобладающим населением являлось крестьянство, объединенное, как правило, в общины. Несвободную часть населения представляли рабы. Древневосточное общество можно сравнить с пирамидой: на вершине - правитель, в средней части - чиновничество, в основании - крестьяне и рабы.
Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она охватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также принято относить к древневосточной цивилизации. Однако затем, по не совсем объяснимым пока причинам, развитие пошло по иному пути.
B устройстве античных государств стали преобладать черты самоуправления. Правителей избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Позже самоуправление было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.
Древний Египет
Жители Египта создали одну из первых цивилизаций в долине Нила - плодородной полосе от 1 до 20 км по обоим берегам реки, расширяющейся в дельте.
Раз в год Нил выходил из берегов, и потоки воды, круша все на своем пути, заполняли долину. Разливы были бедствием для ее обитателей, но они приносили массы плодородного ила. Благодаря илу земля давала невиданные урожаи, но, чтобы сохранить посевы, в долине необходимо было строить и содержать сложные ирригационные сооружения.
Первые государства в Египте называют номы. В IV тысячелетии до н.э. в Египте сложилось около сорока номов. Потребности развития земледелия вели к объединению всей долины Нила. После длительных войн осталось два государства - Верхний и Нижний Египет. Верхний Египет (Южное Царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (Северное Царство) - в дельте Нила. Правителей Египта называют фараоны. Примерно в 3000 г. до н.э. правитель Верхнего Египта Менее (Мена) объединил страну.
Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 - 2800 гг. до н.э.), Древнее (2800 - 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050 - 1750 гг. до н.э.), Новое (1580 -1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 - 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно тридцати династий.
Главным занятием египтян было земледелие. Мягкую почву взрыхляли мотыгой или легким плугом. Для сбора урожая египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появились сельскохозяйственные орудия из меди и бронзы. В египетских документах говорится также о ремесленниках многих десятков профессий.
Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чиновники проводили смотр детей, достигших трудоспособного возраста. Самых сильных они отбирали в войско, самых сообразительных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным работам: кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.
Первоначально египетские земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов. Позже им стали выделять в собственность участок пашни. Подобным образом был организован и труд ремесленников. Наиболее тяжелые виды работ выполняли рабы, как правило, чужеземцы.
Государственная власть в Египте имела характер деспотии.
Деспотия - это форма государственного устройства, при которой правитель неограниченно распоряжается властью.
По повелению фараона велись строительство оросительных сооружений, работы по возведению городов, крепостей и храмов; фараон устанавливал законы, был верховным жрецом, он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.
Период Древнего царства был временем наибольшего могущества фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. В эпоху Среднего царства Египет был объединен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство также распалось на отдельные номы, платившие дань завоевателям. Не покорились лишь Фивы.
В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на простых воинов, которым за службу предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу I, ставшему основателем 18-й династии, в 1580 г. до н.э. удалось изгнать гиксосов из Египта.
Фараоны периода Нового царства вели постоянные войны. В Египет поступала огромная дань, возросло количество рабов. Наибольшего могущества держава достигла при фараоне Аменхотепе III (1455 -1419 гг. до н.э.). Однако вскоре в Передней Азии появились мощные державы, начавшие с Египтом борьбу. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В 525 г. до н.э. Египет был завоеван Персией.
Города-государства Шумера
Одновременно или даже раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месопотамии (Двуречье, или Междуречье - между реками Евфрат и Тигр). Эта земля, как и долина Нила, обладала необычайным плодородием, и зарождение цивилизации также было связано с необходимостью возведения и использования оросительных систем.
В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семиты. На юге первыми появились племена, языковую принадлежность которых ученые не могут установить. В V - IV тысячелетиях до н.э. в Южную Месопотамию пришли шумеры - также народ неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую письменность - клинопись. Шумеры считаются и изобретателями колеса.
В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Их называют города-государства: Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур.
Некоторым городам временами удавалось подчинить соседние города-государства, но единство Шумера, в отличие от Египта, было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XXIV в. до н.э. Саргон Древний. Он происходил из низов общества, был семитом, которых все больше селилось в Шумере. Саргон завоевал обширные земли, ввел в своем царстве единые меры длины, площади и веса. При нем активно строили каналы и плотины.
В конце XXII в. до н.э. возникло Царство Шумера и Аккада. Оно известно централизованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все трудились на государственной земле под строгим контролем чиновников. Около 2000 г.до н.э. царство Шумера и Аккада было захвачено кочевыми семитскими племенами. Со временем шумеры слились с семитами и другими народами Месопотамии. Жители разговаривали на семитских языках, а шумерский язык оставался языком письменности, науки и культуры.
Вавилонское царство. Законы Хаммурапи
В начале II тысячелетия до н.э. усилился город Вавилон на Евфрате. При царе Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали почти всю Месопотамию. О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Этот хорошо продуманный свод служил образцом для последующего законодательства многих государств. Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадлежала царю. Крестьянские общины и знать считались пользователями земли. Существенную роль в хозяйственной жизни играли рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: в рабство за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя, однако закон ограничивал долговое рабство.
Восточное Средиземноморье в древности
В районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря, древневосточная цивилизация имела своеобразную форму. Здесь пролегали торговые пути из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу.
Узкая полоса побережья Средиземного моря на территории современного Ливана и части Сирии называлась Финикия. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Благодаря наличию многих полезных ископаемых процветало и ремесло. Но главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары - древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще большее значение для них имела посредническая торговля.
В Финикии возникло несколько городов-государств, среди которых выделялся город Тир. В X в. до н.э. царь распространил свое влияние на другие города, хотя единого государства у финикийцев так и не возникло. На протяжении значительной части своей истории Финикия находились в зависимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но при этом сохраняла внутреннее самоуправление.
Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II тысячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где построили город Гадес, ставший впоследствии Центром добычи и торговли серебром и оловом. В начале I тысячелетия до н.э. поселения финикийцев (колонии) распространились по всему побережью Средиземного моря. Со временем колонии становились самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связь с Тиром и другими городами Финикии. Крупнейшим из государств - бывших колоний - стал Карфаген.
Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита, буквы которого обозначали только согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древние греки. Через них алфавит пришел к римлянам и лег в основу большинства современных систем письма (латиница). Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита.
Финикийцы имели всесторонние связи с другим народом Восточного Средиземноморья - древними евреями. В середине II тысячелетия до н.э. часть племен Месопотамии двинулась на запад. Переселенцы образовали новый народ, назвавший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с пришельцами, но частично и смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами - пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово «Палестина».
Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в Палестине в господствующую силу. Помимо скотоводства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. складывается Израильско-Иудейское царство. Период расцвета оно переживало в X в. до н.э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем единое государство распалось на Израильское и Иудейское царства. В 722 г. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона Навуходоносором, а многие евреи уведены в вавилонский плен. Позже Иудейское царство возродилось в качестве зависимого государства.
Древнейшие цивилизации долины реки Инд
Первые поселения земледельцев и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Помимо пшеницы в долине Инда выращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается Хараппская цивилизация.
Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек.
Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые города. Последние из них исчезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели Хараппской цивилизации точно неизвестна. Предполагают, что ухудшался климат, Инд изменил свое течение и перестал орошать поля, на города стали наступать джунгли.
Индия под властью ариев
Во II тысячелетии до н.э. в Индии появились арии. Так называли себя племена индоевропейцев, пришедшие в Индию из степей Восточной Европы. Раньше считалось, что именно арии уничтожили Хараппскую цивилизацию, но теперь доказано, что первые города погибли примерно за 500 лет до их прихода. Тем не менее арии вели жестокие войны с жителями Индии, истребляли и порабощали их. Об этих войнах рассказывается в священных книгах ариев - Ведах - сборниках гимнов в честь богов. Шло и слияние ариев с местными народами. Завоеватели переняли у них приемы земледелия, а те стали говорить на языке ариев.
На севере Индии, в долине реки Ганг образовались небольшие государства во главе с вождями ариев - раджами.
Особенностью общества ариев было его деление на сословия - варны: жрецы (брахманы), воины и правители (кшатрии), земледельцы, скотоводы и некоторые ремесленники (вайшии). После прихода ариев в Индию сословные границы стали непреодолимыми. Члены третьей варны, прежде свободные общинники, попали в зависимость и стали рассматриваться в составе четвертой, низшей, варны шудр - слуг.
Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий. Эти группы - касты существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т. д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (неприкасаемые). Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.
Позднее права и обязанности каждой варны были записаны в законах Ману (Ману - легендарный прародитель людей). Это сборник, устанавливающий правила поведения, взаимоотношения различных варн. На первом месте стояли брахманы. Однако на деле кшатрии часто бывали гораздо могущественнее брахманов. Встречались богачи и среди ремесленников или земледельцев, и даже в варне шудр. Напротив, было немало обедневших брахманов, ведущих нищенскую исизнь.
Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались во владении общины.
Зарождение древнекитайской цивилизации
Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они захватили и долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев.
Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река, часто меняя свое течение, уничтожала поля и смывала целые селения вместе с жителями. Строительство дамб, плотин и каналов здесь было необходимо не только для развития земледелия - от этого зависела сама возможность жизни в тех местах.
В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ проживало племя шан, одним из первых освоившее земледелие. Шан объединило несколько племен в союз, который превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство Шан вело постоянные войны. Главной целью войн был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей.
Постепенно у других племен также возникают зачатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил соседние племена и разгромил кровавое государство Шан. В государстве Чжоу человеческие жертвоприношения были прекращены, но многие достижения шанцев сохранились. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной, или Серединным, царством. В начале VIII в. до н.э. Чжоу пришло в упадок. Наместники крупных областей объявили себя ванами, лишь формально признавая власть правителя Чжоу.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Назовите признаки, по которым ученые говорят о зарождении цивилизации. В чем состояли главные отличия древневосточной и античной цивилизаций.
Как образовалось государство в Египте? Охарактеризуйте основные этапы истории Древнего Египта.
Какие народы населяли Месопотамию в древности?
Какие государства Месопотамии вам известны? Почему, на ваш взгляд, единые государства в древней Месопотамии оказывались сравнительно недолговечными?
Что мы можем узнать о жизни вавилонян из законов Хаммурапи?
В чем состояли особенности истории Финикии? Какое из достижений финикийцев оказало особенно большое влияние на развитие человечества?
Как древние евреи появились в Палестине? Кратко расскажите об истории этого народа.
Как была устроена жизнь индийского общества после прихода ариев?
Когда и как сложилась цивилизация в Китае? Расскажите о первых китайских государствах.
Сравните известные вам древневосточные государства. Укажите общие черты и особенности каждого из них.
Документ
Из законов царя Хаммурапи
117.Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, [то] должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.
118.Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, [то] ростовщик может передать [его или ее] дальше, может отдать [его или ее] за серебро; [он или она] не может быть требуем [или требуема назад] судебным порядком...
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
Как законы ограничивали долговое рабство? Почему, на ваш взгляд, это делалось?
На основе документа составьте схему, показывающую состав вавилонского общества
Цивилизация ; - древние цивилизации ... первобытности к цивилизации . Древний Египет: природные условия, население. Возникновение государства в Древнем Египте. ...
Рабочая программа учебного курса истории Древнего мира для 5 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программаФормирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира . При этом вводится только общее... , плуг, неравенство, знать, классы, Государство . Раздел 2. Древний Восток. Цивилизация , фараон, налог, ремесленники, земледельцы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Древнего мира» направление подготовки
Учебно-методический комплекс... государств . Формы и функции древнейших государств . Особенности социальной структуры древневосточных обществ. Государство и общины. Вклад древнейших цивилизаций ... . Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М., 1982. Немировский А.И. Древний мир , ...
Программа курса «История древнего мира»
Программа курсаУчебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира ». Тема 22. Греция и остров... И.А. Семь чудес Древнего мира . М., 1966. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации /Пер. с нем...
- Тема любви в творчестве, лирике есенина сочинение Мое восприятие темы любви в лирике есенина
- Декартовы координаты точек плоскости
- Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
- Как определяют происхождение метеоритных кратеров
- Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
- Выпускной в воскресной школе (тоош) Воскресная школы – ступенечка к Богу
- Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях