Войти
Логопедический портал
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Тема любви в творчестве, лирике есенина сочинение Мое восприятие темы любви в лирике есенина
  • Декартовы координаты точек плоскости
  • Картотека игровых упражнений для обучения детей с нарушением речи правильному употреблению предлогов Д игра где что находится предлоги
  • Как определяют происхождение метеоритных кратеров
  • Какие открытия сделал физик Эрнест Резерфорд?
  • Госдума 1906 20 февраля основные законы. Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века. I. О составе и устройстве Государственной Думы

    Госдума 1906 20 февраля основные законы. Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века. I. О составе и устройстве Государственной Думы

    1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви ; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов ; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ .

    2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

    18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями...

    Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

    III. О членах Государственной Думы.

    14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

    23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

    V. О предметах ведения Государственной думы.

    31. Ведению Государственной думы подлежат:

    а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

    б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

    в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

    г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

    д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...

    32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

    33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...

    1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви ; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов ; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ .

    2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

    18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями...

    Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

    III. О членах Государственной Думы.

    14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

    23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

    V. О предметах ведения Государственной думы.

    31. Ведению Государственной думы подлежат:

    а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

    б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

    в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

    г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

    д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...

    32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

    33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...

    Первый вариант Учреждения Государственной думы (т.е. положения о ней) был составлен весной – летом 1905 г. для законосовещательной ("Булыгинской") думы. Он был написан под руководством министра внутренних дел А.Г.Булыгина помощником начальника главного управления по делам местного хозяйства С.Е.Крыжановским. На этом этапе были отклонены предложения многих сановников и консервативных публицистов о включении выборных в Государственный совет, т.к это вело либо к низкой представительности, либо к растворению назначаемых членов в сотнях выборных. Было признано неудобным созвать Земский собор из опасения его выхода из-под контроля правительства, а также некомпетентности его членов.

    Затем проект Булыгина-Крыжановского был одобрен Советом министров под председательством гр. Д.М.Сольского (с поправками о запрете Думе инициировать пересмотр Основных законов, праве императора на досрочный роспуск палаты и др.) и Петергофским особым совещанием под председательством императора (также с поправками об отмене утверждения императором председателя Думы и др.) и 6.8.1905 утвержден Николаем II.

    Учреждение предусматривало, что Дума создается "для предварительной разработки законодательных предположений, восходящих по силе Основных законов через Государственный совет к верховной самодержавной власти". Дума наделялась совещательными полномочиями: ее заключение по законопроектам и мнения по ним, высказанные в Государственном совете, подлежали докладу императору, который должен был принимать окончательное решение. Законопроекты, признанные неприемлемыми обеими палатами большинством 2/3 голосов, должны были считаться отклоненными.

    После издания Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 1905 г. (см.) Учреждение было переработано Крыжановским, без существенных поправок одобрено совещанием гр. Сольского (из министров и нескольких членов Государственного совета) и II Царскосельским особым совещанием под председательством Николая II и утверждено им 20.2.1906. Закон действовал до 1917 г. В 1908 в него были внесены поправки, указанные в примечаниях. Текст приводится полностью.

    Глава I. О составе и устройстве Государственной думы

    1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного совета .

    2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу .

    3. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом императорского величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва .

    4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества .

    5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

    6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственною Думою .

    7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

    8. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет государственного казначейства.

    Глава II. О председателях Государственной Думы, её отделов и комиссий

    9. Председатель Государственной думы и два его товарища избираются Думою из числа её членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3 случая, исполняет свои обязанности впредь до нового выбора председателя. Избранный на последний год на пятилетия (ст. 2) Председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный .

    10. Председатель Государственной думы всеподданнейше повергает на высочайшее благовоззрение о занятиях Думы .

    11. Председатели отделов и комиссий (ст. 3) избираются ими из своей среды.

    12. Для соображений общих возникающих относительно деятельности Государственной думы вопросов под председательством ее председателя состоит Совещание, в состав коего входят товарищи председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный .

    Глава III. О членах Государственной думы

    13. Члены Государственной думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме (прил. 1).

    14. Члены Государственной думы пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

    15. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе как по распоряжению судебной власти , а равно не подлежит личному задержанию за долги.

    16. Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день .

    17. Член Государственной думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно председателю Думы. Член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу (ст. 13), почитается сложившим с себя свое звание .

    18. Член Государственной думы выбывает из её состава в случае: а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего право на участие в выборах ; в) поступления на действительную военную службу ; г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями .

    19. Сверх указанных в предшедшей (18) статье случаев член Государственной думы выбывает из её состава в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2, 5. 6 и 7 статьи 7 Положения о выборах в Думу .

    20. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте а статьи 7 Положения о выборах в Думу или влекущих за собою отрешение от должности, и б) объявления несостоятельным должником впредь до определения свойства несостоятельности.

    21. Член Государственной думы признается выбывшим из её состава (ст. 18 и 19), равно как временно устраняется от участия в её собраниях (ст. 20) по постановлению Думы.

    22. Члены Государственной думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления (Учр. Гос. Сов., ст. 86-95) .

    23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие вместе с тем должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия .

    Глава IV. О секретарях Государственной думы, ее отделов и комиссий, о канцелярии Думы и состоящих при ней лицах.

    24. Секретарь Государственной Думы и его товарищи избираются Думою из числа её членов на пять лет (ст. 2) и исполняют свои обязанности впредь до выбора секретаря и его товарищей новым составом Думы .

    25. Секретари отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды .

    26. Для производства дел по Государственной думе состоит при ней канцелярия.

    27. Управление Канцелярией Государственной Думы возлагается на секретаря Государственной Думы. Труды его разделяют товарищи секретаря Думы . В случае, указанном в статье 3, управление канцелярией Думы возлагается, впредь до избрания секретаря новым составом Думы, на государственного секретаря .

    28. Исполнение последовавших со стороны председателя Государственной думы распоряжений в видах поддержания порядка в её помещениях возлагается на пристава Думы и его помощников, которые исполняют также распоряжения председателей Думы, её отделов и комиссий для охранения порядка в их заседаниях .

    29. Пристав Государственной думы и его помощники в числе, определенном штатом, назначаются председателем Думы .

    30. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы при сем прилагаются.

    Глава V. О предметах ведения Государственной Думы

    31. Ведению Государственной Думы подлежат:

    1) предметы, требующие издания законов и штатов , а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

    2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, на основании установленных правил ;

    3) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи ;

    4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

    5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за eе счет ;

    6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов ;

    7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям .

    Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного Земскими Собраниями и Городскими Думами (Пол. Зем. Учр., ст. 94, по Прод. 1906 г.; Гор. Пол., ст. 88, по Прод. 1906 г.; прил. I к ст. 1, прим. 3: ст. 6 и 78, по Прод. 1906 г.) .

    32. Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 36–37), за исключением Основных государственных законов.

    33. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 58–60).

    Глава VI. О порядке производства дел в Государственной Думе

    34. Законопроекты или вносятся в Государственную Думу министрами либо главноуправляющими отдельными частями либо комиссиями, образованными из членов Думы (ст. б7), или же поступают в Думу из Государственного Совета (ст. 49).

    35. Заседания общего собрания Государственной Думы, а также ее отделов и комиссий (ст. 3) назначаются, открываются и закрываются их председателями.

    36. Суждения Государственной Думы по делу прекращаются, если оно постановлением Думы признано достаточно выясненным .

    37. Председатель останавливает того из членов Государственной думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

    38. В случае нарушения порядка членом Государственной думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению общего собрания Думы, либо ее отдела или комиссии по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок не иначе как по постановлению общего ее собрания .

    39. Во всех собраниях Государственной Думы могут присутствовать министры и главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Думы.

    40. Государственная Дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых ею дел. Министры и главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят.

    41. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшею (40) статьею порядке министрами и главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведывающих делами по означенным предметам.

    42. В заседания отделов и комиссий (ст. 3) ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются .

    43. Председателю Государственной Думы предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего ее собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе, не превышающем количества отведенных для них мест с соблюдением установленных правил . От председателя Думы зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственной Думы, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственного совета, сенаторы и особы дипломатического корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода они удаляются из заседания по распоряжению Председателя Думы.

    44. Закрытые заседания общего собрания Государственной думы назначаются по постановлению общего её собрания или по распоряжению председателя Думы. По распоряжению председателя Думы закрытые заседания общего её собрания назначаются и в том случае, когда министр или главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявят, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

    45. Отчеты о всех заседаниях общего собрания Государственной думы составляются присяжными стенографами и по одобрении председателем Думы допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

    46. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственной думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Думы или по распоряжению ее председателя, либо министр или главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

    47. Законопроект, внесенный в Государственную Думу министром или главноуправляющим отдельною частью, может быть взят им обратно, доколе законопроекты не одобрен Думою. Законопроект, предначертанный по почину Думы, может быть взят обратно внесшим его министром или главноуправляющим не иначе, как с согласия на то Думы. Законопроект, предначертанный по почину Государственного совета и по его одобрении поступивший в Думу, не может быть взят обратно министром или главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Совет.

    48. Постановлением Государственной думы по рассмотренным ею делам почитается мнение, принятое в общем её собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос председателя Думы дает перевес. Постановление Думы об отмене выборов в Думу по неправильности их получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных членов Думы.

    49. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и ею одобренные, передаются в Государственный совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и им одобренные, поступают в Государственную думу.

    50. Законопроекты, не принятые Государственною думою или Государственным советом, признаются отклоненными.

    51. В тех случаях, когда Государственная дума, не отклоняя предначертанного по почину Государственного совета и им одобренного законопроекта, признает необходимым ввести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Думы либо возвращено в Государственный Совет, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного совета и Государственной думы по выбору Совета и Думы по принадлежности. В комиссии председательствует один из ее членов по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственный совет и получает дальнейшее движение в установленном порядке .

    52. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственною думою представляются императорскому величеству председателем Государственного совета .

    53. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.

    54. В том случае, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежавшее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его министром или главноуправляющим отдельною частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Думы.

    55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственной думы подают письменное заявление ее председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Думы.

    56. О дне слушания в Государственной думе заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются министры и главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений не позднее как за месяц до дня слушания.

    57. Если Государственная дума разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Думу подлежащим министром либо главноуправляющим отдельною частью. В случае отказа министра или главноуправляющего от составления такого законопроекта Думою может быть образована для его выработки комиссия из своей среды .

    58. В сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны министров или главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Думы подают письменное заявление председателю Думы. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то председатель вносит его на обсуждение Думы.

    59. Принятое большинством членов Государственной думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему министру или главноуправляющему отдельною частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Думе надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

    60. Если Государственная Дума большинством двух третей её членов не признает возможным удовлетвориться сообщением министра или главноуправляющего отдельною частью (ст. 59), то дело представляется председателем Государственного совета на высочайшее благовоззрение .

    61. В Государственную Думу воспрещается являться депутатам, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы.

    Глава VII. О внутреннем распорядке в Государственной думе

    62. Подробности внутреннего распорядка в Государственной думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 Совещания, а также обязанности канцелярии Думы, её пристава и подведомственных ему лиц определяются Наказом, издаваемым Думою в развитие правил сего учреждения. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий сенат .

    63. Правила о допущении в заседания Государственной думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка составляются по соглашению председателя Государственной думы с председателем Совета министров и утверждаются высочайшею властью.

    Приложение к статье 13

    Торжественное обещание членов Государственной думы.

    «Мы, нижепоименованные, обещаем пред всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность его императорскому величеству государю императору и самодержцу всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

    Приложение к статье 30

    Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы.

    1. Канцелярия Государственной Думы состоит из делопроизводителей и их помощников, казначея, присяжных стенографов и писцов. Число служащих в канцелярии и оклады их содержания, а равно суммы на вознаграждение писцов и на канцелярские расходы определяются штатом.

    2. Назначение и увольнение служащих в канцелярии принадлежит секретарю Государственной думы.

    3. Не могут быть принимаемы на службу в канцелярию и состоять в ней на службе: а) не достигшие гражданского совершеннолетия; б) обучающиеся в учебных заведениях; в) иностранные подданные и г) лица, не допускаемые к выборам в Государственную думу на основании статьи 7 Положения о выборах в Государственную думу.

    4. Лица женского пола могут быть допускаемы к занятиям в канцелярии только по письмоводству и счетоводству.

    5. Делопроизводители канцелярии и их помощники назначаются из лиц, окончивших курс в одном из высших учебных заведений и пробывших на службе государственной или по выборам дворянским, земским и городским не менее трех лет.

    6. Лица, поступающие на службу, приносят присягу на верность службы, если эта присяга не была ими принесена ранее.

    7. Состоящим на службе в канцелярии воспрещается участие в учреждении всяких торгово-промышленных и кредитных установлений или в управлении ими, а также все вообще частные занятия, которые Совещание, указанное в статье 12 Учреждения Государственной думы, признает несовместимыми со службою в канцелярии Думы.

    8. Из числа служащих в канцелярии доступ в заседания Государственной думы имеют сверх присяжных стенографов делопроизводители и их помощники.

    9. Служащим в канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.

    10. За нарушение служебных обязанностей служащие в канцелярии подлежат ответственности на основаниях, установленных для должностных лиц, состоящих на действительной гражданской государственной службе. Права и обязанности начальства сих должностных лиц принадлежат в отношении служащих в канцелярии Совещанию, указанному в статье 12 Учреждения Государственной думы.

    11. Служащие в канцелярии и их семьи пользуются пенсиями и единовременными пособиями из казны применительно к постановлениям Общего Устава о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам.

    12. Правила, изложенные в статьях 3, 6, 7 и 9-11имеют соответственное применение к приставу Государственной думы и его помощникам .

    Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. Т. 26. СПб., 1909. № 27424. Отделение 1. С. 150-154. Отделение 2. С. 58-59.

    1. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам: а) от духовенства православной Российской церкви ; б) от губернских земских собраний [по одному от каждого губернского земского собрания- ред.]; в) от дворянских обществ ; г) от императорской Академии наук и императорских Российских университетов ; д) от совета торговли и мануфактур, Московского его отделения, местных комитетов торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ .

    2. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью... не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. ... Состав членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов (ст. 9) по указу императорского величества, коим назначаются и новые выборы членов Совета. Состав тех и других членов Совета ежегодно публикуется во всеобщее сведение.

    18. Члены Государственного совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями...

    Из высочайшего указа от 20 февраля 1906 года о составе и устройстве Государственной Думы

    III. О членах Государственной Думы.

    14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями. ...

    23. Членам Государственной думы в течение ее сессии производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того, членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности министров или главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

    V. О предметах ведения Государственной думы.

    31. Ведению Государственной думы подлежат:

    а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

    б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные на основании установленных правил;

    в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи;

    г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

    д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; ...

    32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов.

    33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненными по закону правительствующему сенату, с запросами таких последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, кои представляются незакономерными. ...