Войти
Логопедический портал
  • Михаил девятаев Девятаев михаил петрович герой советского
  • День, когда началась война
  • История зарождения и становления русской гвардии
  • Формула силы по закону гука
  • Как понять с какой платформы отправляется поезд
  • Как загадать желание на новый год, чтобы оно быстро исполнилось
  • История здания синода с самого начала. Правительствующий сенат - конституционный суд рф. История создания ансамбля

    История здания синода с самого начала. Правительствующий сенат - конституционный суд рф. История создания ансамбля

    Стали "княжеские мазанки" Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках мазанки упоминаются уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате их постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

    Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, мазанки Меншикова были и первым в Петербурге доходным домом. М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает его:

    Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената - 1716 год.

    Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" приводит ссылку на документ, согласно которому с августа по ноябрь 1716 года "по указыванию архитектора Леблонда " на дворе Меншикова был поставлен ещё один мазанковый дом для размещения французских мастеров . Это была первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы, в которой преподавал тот самый архитектор Ж.-Б. Леблон . На этом же участке располагался кабак для рабочих.

    Рядом с участком Меншикова, где теперь работает Президентская библиотека (здание Синода), с 1720 года располагалась мазанковая смольня. Здесь варили смолу для смоления канатов, использовавшихся при строительстве кораблей в соседнем Адмиралтействе. Это предприятие было пожарно небезопасным, поэтому от Адмиралтейского канала вдоль смольни был прорыт канал. Из него в случае пожара можно было брать воду. На берегу канала находились пожарные насосы.

    Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а 10 октября 1732 года был пожалован вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману . В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а незадолго до этого он успел устроить здесь церковь.

    17 декабря 1744 года участок был подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы. Эти башенные часы долгое время были единственными в Петербурге, так как куранты Петропавловского собора сгорели от удара молнии и их замена сильно затянулась. 25 февраля 1747 года в этом дворце Бестужев-Рюмин отмечал свадьбу своего сына с графинею Разумовской.

    8 сентября 1749 года вызывались желающие "вместо имеющихся при Канатном дворе смолен, в которых требуемых во флот и Адмиралтейство канатов смолить опасно, достроить ей имеющихся построенных вновь каменных мастерских палат для варения смолы " [Цит. по: 3, с 92]. Так мазанковая смольня была заменена каменной. К концу XVIII века на месте смольни был построен дом купцов Устевых, которые позже приобрёл петербургский купец Кусовников.

    Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. 17 апреля 1761 года "в доме бывшего канцлера Бестужева-Рюмина начнётся публичная продажа разным вещам, серебру да пламенажам, шандалам, чайным, кофейным блюдам, гайдукских и егерских ливрей, серебряным наборам, зеркальных досок для десерту в медных оправах с разными ёлками и деревцами с хрустальным к десерту шлифованным прибором, тонкого мрамора каминам, большим и малым шорам, сёдлам, бобровым и барсовым лошадиным покрышкам с серебряными позументами, иллюминационным фонарям, часам стенным и столовым, в том числе одни, английские, играют разные минуэты " [Цит по: 3, с. 107, 108]. На 22 мая того же года была назначена продажа башенных часов. Всё это имущество Бестужев-Рюмин продавал сам, тик как императрица хоть и сослала его в Сибирь, но не решилась конфисковать имущество. Распродажей богатства владелец дворца показывал своё бедственное положение.

    После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но на государственные должности он уже не рассчитывал. 30 июня 1763 года дом Бестужева-Рюмина был оценён, а 24 декабря он был принят в казну за 92 107 рублей 60 копеек. В дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу кроме денежной компенсации было выдано новое жильё - дом князя Кантемира на Дворцовой набережной .

    Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его стены были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина .

    В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлеманя к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.

    К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

    Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.

    Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести соседний дом купчихи Кусовниковой.

    Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба .

    13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси , В. Стасов , П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Росси участвовать в конкурсе не хотел. Свои чертежи на рассмотрение он сдал последним, только после нескольких настойчивых напоминаний.

    Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Эти варианты противоречили требованию Николая I сделать здание Сената и Сиинода походим на Главный штаб. Карл Росси же составил проект двух новых зданий, в желаемых царём стиле и формах. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник окончательный проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.

    Замысел Росси пытался оспорить управляющий министерством юстиции князь А. А. Долгоруков. Он доносил императору:

    И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле... Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки [Цит. по 1, с. 515].

    На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.

    Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. В июле была сломана старая постройка, а 24 августа состоялась торжественная закладка новая здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт". В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну за 600 000 рублей, было заложено здание Синода.

    Сумма в 600 000 могла бы вызвать удивление, так в 1796 году участок оценивался в 7 500 рублей. Но прознав о решении строить здесь новое здание Синода, купчиха Кусовникова решила получить от казны максимальный доход. К тому же, в эту сумму наверняка вошли взятки чиновникам, которые признали цену правильной.

    После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади . Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов. Ежедневно на строительной площадке трудилось до 800 человек.

    Построенный в 1810-х годах архитектором Шарлеманем трёхэтажный корпус на Галерной улице Карл Росси оставил целым, лишь надстроив его.

    Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.

    К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. Штукатурными работами руководили подрядчики П. Зайцев, Ф. Сидоров, И. Дылёв, М. Зиновьев, А. Андреев. Работы по мрамору возглавлял К. Трискорни. Мебель выполнялась П. Гамбсом, А. Туром, К. Гудом и другими мастерами по чертежам А. Е. Штауберта. Наиболее сложные элементы лепного декора интерьеров выполнил Торичелли. Залы расписывали Б. Медичи, Ф. Рихтер, В. Соловьёв и другие художники.

    В феврале 1833 года объект осматривал император. После завершения внутренних работ здесь уже работал Сенат. Его первое заседание здесь прошло 25 апреля 1834 года в присутствии Николая I. В ноябре 1835 году было завершено строительство здания Сената, в том же году были завершены все работы в Синоде.

    В угловом помещении здания Сената была создана церковь во имя Семи вселенских соборов. Её освятили 27 мая 1835 года. Это единственный православный храм, купол которого оборудован стеклянным фонарём. Резной дубовый иконостас выполнил мастер столярных работ А. Тарасов по рисункам А. Е. Штауберта.

    Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади . Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. В её объем включен переход между Сенатом и Синодом. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.

    Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.

    Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

    Входы в здания оформлены гранитными лестницами по бокам которых планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод. Эта постройка стала последним крупным проектом Карла Росси.

    У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".

    Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.

    В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк - дом Лавалей .

    После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению. Всё имущество и бумаги Сената были переданы в музеи и архивы. В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства. Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.

    В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.

    Здания Сената и Синода с объединяющей их триумфальной аркой были последним крупным произведением гениального К.И. Росси. Здания оформлены в стиле позднего классицизма. Они были построены в 1829-1834 годах. Творчество Росси - основа петербургского классицизма. В ходу была архитектурная формула: "Классицизм вошел в Санкт-Петербург через Арку Главного штаба и покинул его через Арку Сената и Синода".

    Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода был фахверковый дом светлейшего князя Меньшикова. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году был пожалован Елизаветой Петровной канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в стиле барокко. В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну, и в это здание, перестроенное архитектором А. Ф. Вистом, переехал Сенат. До этого Сенат и Синод располагались в здании Двенадцати коллегий. В 1780-1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта нового здания Сената остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании Музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором И. Е. Старовым. На месте нынешнего здания Синода в XVIII веке находился дом купчихи Кусовниковой. С возведением Адмиралтейства в 1806-1823 годах прежние постройки уже не соответствовали новому облику Сенатской площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода.

    На объявленном конкурсе проектов реконструкции лучшим был признан проект К. И. Росси, который и начал осуществляться в 1829 году. 24 августа 1829 года состоялась торжественная закладка здания Сената. Дом Бестужева-Рюмина при этом не был полностью снесен - часть стен прежней постройки Росси включил в объем нового здания. Через год, когда был выкуплен стоящий по соседству дом купчихи Кусовниковой, было заложено здание Синода. Строительными работами по проекту К. И. Росси, а также планировкой помещений здания занимался архитектор Александр Штауберт.

    Здания Сената и Синода объединены триумфальной аркой, которая завершается стоящей на многоступенчатом аттике скульптурной композицией "Правосудие и благочестие", символизирующей единство церковной и светской власти. Над композицией работали скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский и П. Соколов.
    Над аркой на уровне аттика возвышаются фигуры "Гениев, держащих закон". На самом аттике расположены три барельефа - "Закон Божий", "Закон естественный" и "Закон гражданский". Интересно расположение барельефов. В центре над аркой расположен более крупный, чем другие два, барельеф "Закон гражданский". Среди других изображений на нем имеются бюсты Петра I и Екатерины II. В левой части арки расположен барельеф "Закон Божий", посвященный Синоду. В правой части - барельеф "Закон естественный", посвященный Сенату.
    С обеих сторон арка украшена парами колонн. При возведении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов оформления арки Главного штаба, который был им переработан для новой архитектурной композиции.

    Трехэтажные прямоугольные в плане здания имеют большие внутренние дворы. Фасады зданий украшают восьмиколонные портики коринфского ордера и ступенчатый аттик. Необыкновенно красивы широкие гранитные лестницы с пандусами, оформляющие вход в здания. Чередование выступающих частей фасадов зданий и ниш, лепные украшения создают богатый светотеневой эффект. Фасад здания Синода обращен и к Сенатской площади и к Английской набережной. В угловом помещении здания была устроена двусветная церковь святого благоверного князя Александра Невского. Очень интересно архитектурное решение этой части здания. Угол здания скруглен и украшен поднятой над первым этажом колоннадой из восьми колонн коринфского ордера. Плавный изгиб монументальной колоннады, завершенной ступенчатым аттиком, очень обогащает линию набережной, придает ей праздничный вид. Интерьер крестообразного в плане помещения церкви украшен шестью колоннами композитного ордера.
    Интересен также по своему оформлению бывший Зал заседаний Сената. Его стены украшены пилястрами и кариатидами из стюка (искусственного мрамора) и плафоном росписи художника Б. Медичи. В середине зала помещался трон. Трон и мебель были обиты малиновым бархатом. Парадная лестница, ведущая в Зал заседаний Сената, украшена плафоном работы Ф. Рихтера.

    Возведение зданий Сената и Синода вместе с объединяющей их триумфальной аркой завершило оформление центра города, они стали великолепным украшением Санкт-Петербурга.

    После революции Сенат и Синод были упразднены. В 1925 году в зданиях расположился Центральный государственный исторический архив, основу которого составили архивы Сената и Синода.
    Фасады зданий и скульптурное убранство реставрировались в 1929 и 1936 годах. В 1937 году проводилась реставрация росписи парадных лестниц. Здания сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Восемь тяжелых артиллерийских снарядов нанесли им тяжелый урон. Почти полностью была разрушена Синодальная церковь. Реставрационные работы начались еще до окончания войны - летом 1944 года. В ходе комплексной реставрации 1951-1953 годов были восстановлены декор и скульптурное убранство фасадов, интерьеры парадных лестниц и Зала заседаний Сената. В 1979 году была восстановлена роспись Сенатской церкви. Все это время до 2006 года в зданиях располагался Российский Государственный Исторический Архив. В 2006 году после переезда Архива в новое здание на Заневском проспекте в зданиях Сената и Синода был проведен комплекс реставрационных работ. В одном крыле с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации, в другом - с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

    Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ампир, первоначально построенное для размещения двух главных государственных органов управления Российской империи — Правительствующего Сената и Святейшего Правительствующего Синода — в 1829-1834 годах по проекту Карла Росси и А. Е. Штауберта.

    До строительства нынешнего здания Сената и Синода на этом месте поочередно размещались дома князя А. Д. Меншикова, вице-канцлера А. И. Остермана и канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, а со стороны Синода — дом купчихи Кусовниковой. В 1763 году дом Бестужева-Рюмина перешел в собственность казны, и в него переехал Сенат. Эти здания неоднократно перестраивались и обновлялись, но после завершения строительства нового здания Адмиралтейства, они стали выпадать из архитектурного ансамбля Сенатской площади. Поэтому и был объявлен конкурс на разработку и строительство новых зданий Сената и Синода по образу и подобию здания Главного Штаба.

    Сенат и Синод — это, на самом деле, два отдельных здания, объединенные общим композиционным решением в виде триумфальной арки, за которой начинается разделяющая их Галерная улица. Причем, арка символизировала единство церкви и государства, ее украсила скульптурная группа «Правосудие и благочестие».

    Барельефы и горельефы вокруг триумфальной арки показывают историю русского законодательства, это барельеф «Закон гражданский», бюсты Петра I и Екатерины II, барельеф «Закон Божий», барельеф «Закон естественный».

    На фасаде единого комплекса зданий присутствуют 4 лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком, портики коринфского ордера, гранитные лестницы и пандусы. Крыло Сената также украшено изогнутой монументальной колоннадой в месте поворота здания к Неве.

    В крыле Синода находится церковь святых Отцов Семи Вселенских соборов.

    После революции, в 1925-2006 годы в этих зданиях располагался Российский государственный исторический архив. С мая 2008 года в крыле бывшего Сената размещается Конституционный Суд Российской Федерации, а в крыле Синода с 2009 года находится Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, в которой выделены покои патриарха и апартаменты главы государства.

    Здание Сената и Синода включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

    Туристу на заметку:

    Посещение здания Сената и Синода будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

    Сенат и Синод

    Административное здание

    Здание Сената и Синода

    Страна Россия
    Центр Санкт-Петербурга Сенатская площадь
    Координаты 59.935278 , 30.301389 59°56′07″ с. ш. 30°18′05″ в. д.  /  59.935278° с. ш. 30.301389° в. д. (G)
    Тип здания Комплекс зданий
    Архитектурный стиль Неоклассицизм
    Автор проекта Карл Росси
    Строитель Карл Росси
    Строительство - годы
    Основные даты:
    Здания:

    Библиотека имени Ельцина внутренний двор

    Статус Памятник архитектуры
    Здание Сената и Синода на Викискладе

    Здание Сената и Синода - памятник архитектуры Санкт-Петербурга . Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи : Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода . Автор здания - архитектор Карл Росси ( - ; последнее его крупное произведение).

    История постройки

    24 августа 1829 было заложено здание Сената; в 1830 - здания Синода. Завершено строительством в 1834 году . Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.

    Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века: дом опального канцлера А. Бестужева-Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева-Рюмина был перестроен архитектором И. Старовым в духе классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие Карл Росси, Василий Стасов , С. Шустов, А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. Глинка. Победу на конкурсе проектов одержал Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса - «придать зданию характер, соответствующий огромности площади».

    В объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки - дома Бестужева-Рюмина. Здание Синода было начато строительством после того, как соседний дом купчихи Кусовниковой был выкуплен в государственную казну.

    С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. По бокам лестниц предполагалось разместить чугунных львов, но их установке воспротивился Синод. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

    Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами. Скульптуры на фасадах здания - статуи гениев и группа «Правосудие и благочестие», венчающая арку, - созданы скульпторами Степаном Пименвым, Николаем Пименовым, Василием Демут-Малиновским , и С. Соколовым.

    При значительной протяженности зданий Сената и Синода Росси довёл их высоту до семнадцати метров. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

    Во время Великой отечественной войны здания Сената и Синода пострадали от обстрелов. Интерьеры сохранились только отчасти - в основном роспись и лепнина. Интерес представляют двусветный зал с полукруглым, покрытым росписью сводом и помещение бывшей церкви, украшенное шестью колоннами.

    100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

    Здания Сената и Синода

    Здания Сената и Синода

    Каждому, кто уже успел познакомиться с архитектурными шедеврами XIX века в Петербурге, эти два здания у Сенатской площади, соединенные аркой покажутся знакомыми. И это не случайно. Ведь многие шедевры архитектуры эпохи ампира были созданы в Петербурге Карлом Ивановичем Росси, в том числе здания Сената и Синода – последняя крупная работа мастера.

    Оба учреждения, Сенат и Синод, появились в результате Петровских административных реформ. Сенат, образованный в 1711 году, к началу XIX века был высшим судебным органом, а Синод, основанный в 1722 году, заменил в управлении церковью институт патриаршества.

    Первоначально и Сенат, и Синод размещались в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

    Первым зданием на месте нынешних зданий Сената и Синода был второй дворец князя Александра Даниловича Меншикова («фахверковый дом»). Он упоминается уже с 1714 года. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно либо был взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

    Рядом располагались кабак для рабочих и первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы. Здесь преподавал архитектор Жан-Батист Леблон.

    Сенатская площадь

    После ссылки Меншикова «фахверковый дом» находился в ведении конторы конфискаций. В 1732 году стал принадлежать вице-канцлеру графу Андрею Ивановичу Остерману. Но и новый хозяин в 1741 году попал в немилость и по указу Елизаветы Петровны отправился в Сибирь. А вскоре участок подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину.

    В 1744–1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (ныне Галерной) улицы здание украсила трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы. Но и Бестужеву-Рюмину пришлось оставить дворец не по своей воле: в 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённой на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован. Но во дворец он не вернулся, так как туда из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Правда, бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.

    В 1780-х годах здание Сената было перестроено архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Но, несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его стены были укреплены «железными связями», а в большом зале установили подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил.

    В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л.И. Шарлемана к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии. А сразу за Галерной улицей находился дом купчихи Кусовниковой.

    После победы над Францией статус России требовал нового архитектурного стиля, которым и стал ампир. Кроме того, Сенат хотел размещаться в соответствующем своему статусу помещении. К тому же увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года император Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

    Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив таким образом полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета.

    Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба на Дворцовой площади.

    13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали несколько известных архитекторов. Например, Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Карл Росси же составил проект двух новых зданий. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой, что и задумывал Николай I.

    Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт». В 1830 году, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, было заложено здание Синода.

    В июле 1831 года Николай I утвердил проект скульптурного убранства. Император дал указание изобразить фигуры не «в рост», а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные тоги или придать большую аллегоричность.

    К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. Здание Сената было завершено к ноябрю 1835 года. В 1834 году, после завершения внутренних работ, здесь уже работал Сенат. А ещё через год было завершено строительство здания Синода и Триумфальной арки. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода – 12 метров, ширина арки – 20 метров. Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие». Она символизирует веру в закон.

    А сама Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки Главного штаба.

    Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Н.А. Токарев, П.П. Соколов, П.В. Свинцов, Н.А. Устинов, И.И. Леппе. Устиновым создана статуя «Вера» (первая ниша слева), Соколовым – «Благочестие» (вторая ниша слева). С.С. Пименов выполнил статуи «Закон» и «Правосудие». Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н.С. Пименов.

    Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнил Ф. Торричелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда и установлены в августе 1835 года.

    Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф – «Закон гражданский». На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II.

    Интересно, что у гранитных лестниц в зданиях планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод.

    После 1917 года здание Сената и дом Лавалей, куда в 1909 году переехала часть Сената, передали Главному архивному управлению.

    В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд РФ. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б.Н. Ельцина.

    Но горожане продолжают называть эти здания по-старинке – Сенат и Синод. Как и любят вспоминать, что «русский классицизм вошел в Санкт-Петербург через арку Новой Голландии и покинул его через арку Сената и Синода».

    Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

    25 января 1721– Создание Священного Синода В Петровскую эпоху завершается первый патриарший период истории Русской Православной церкви. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр, вопреки надеждам церковников, не разрешил созвать Священный собор для избрания нового главы

    Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

    25.1. Здания без души «Раз за разом убирали новые жильцы все то, что прежде отличало здание: замечательный овальный читальный зал, бывший общедоступным центром и символическим сердцем библиотеки, «расчистили» и тем самым разрушили; от совершенно-функциональной и вместе с

    Из книги Великий Наполеон автора Тененбаум Борис

    Послание Священного Синода, связанное с «лжеучителем, Л.Н. Толстым» Божией милостьюСвятейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися.Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения,

    Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

    автора Антонов Виктор Васильевич

    Из книги Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура автора Антонов Виктор Васильевич

    Из книги Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного автора Мантран Робер

    Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

    8. «Много жен» Грозного и «много жен» Клавдия Очередная женитьба императора происходит лишь с одобрения Синода-Сената Нам говорят, что у «Грозного» было СЕМЬ ЖЕН. Либо пять или шесть. См., например, Карамзина, примечание 554 к тому 9, . Как мы уже говорили в книге «Новая

    Из книги Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов автора Ольденбург Зоя

    Канон Арльского синода, 1234 г. 6. Еретики, только делающие вид, что обратились, становятся еще более опасны. Отныне те, кого уличили в ереси и не наказали смертью, будут приговорены к пожизненному заключению, даже если их обращение искренне. Содержать их следует с доходов,

    Из книги Русский мир [Сборник] автора Толстой Лев Николаевич

    Ответ Л.Н. Толстого на Определение Синода Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты – одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают

    Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

    ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. Первым московским каменным строением считается собор Успения Богоматери, заложенный 4 августа 1326 г. Летописи связывают построение собора с утверждением в Москве

    Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

    1721, 25 января Создание Святейшего Правительствующего синода В Петровскую эпоху завершается первый патриарший период истории Русской православной церкви. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр вопреки надеждам церковников не разрешил созвать Священный собор для избрания

    автора Цыпин Владислав

    § 2. Учреждение Святейшего Синода После неудачи с митрополитом Стефаном Петр I лучше разобрался в настроениях киевского ученого монашества. Подыскивая исполнителей задуманной реформы, он выбирал теперь из этой среды людей особого духа - противников латинского,

    Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

    VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1. И. В. Болтин (1722-1725).2. А. Баскаков (1725-1726).3. Р. Раевский (1726) (прокурор).4. Н. С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность).5. князь Я. П. Шаховский (1741-1753).6. А. И. Львов (1753-1758).7. князь А. С. Козловский (1758-1763).8. И. И. Мелиссино (1763-1768).9. П. П.

    Из книги «Святая инквизиция» в России до 1917 года автора Булгаков Александр Григорьевич

    Библиотека Св. Синода Бонн–Бруевин В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства. СПб., 1908–1910.Бонч–Бруевич В. Д. Сборник «Звенья» в 9 томах. М. - Л., 1932–1936.Пругавин А. С Русские сектанты до закона 3 мая 1883 г. // «Русская мысль», 1883, №№

    Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

    Сад у нового здания Лицея В XVIII веке Петербургская сторона фактически считалась дачным пригородом. Вдоль Каменноостровского проспекта вплоть до аристократических островов тянулись окруженные садами и огородами дачи богатых купцов и промышленников. Так на углу Большой