Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • В каком году отменили октябрят. Октябрятское движение в ссср. Торжественное обещание пионера

    В каком году отменили октябрят. Октябрятское движение в ссср. Торжественное обещание пионера

    Всесоюзная пионерская организация была сформирована 19 мая 1922 г. Именно тогда, на Всероссийской конференции комсомола, было принято решение о создании в СССР массовой детской организации, руководство которой осуществлял ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем, 19 мая стало считаться Днем пионерии. Ежегодно проводилось организованное и торжественное празднование этого события. Вначале пионерская организация носила имя «Спартак», а затем, после смерти лидера страны, официальное название было изменено на Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. С тех пор прошло много лет. перестали принимать в пионеры, уже мало кто помнит.

    Первоначально примером для пионерского движения служил скаутинг. В 1917 году в стране существовали детские скаутские объединения, охватывающие до 50 тысяч человек. Скаутами проводилась большая общественная работа по оказанию помощи беспризорным детям. Вскоре это движение разделилось на несколько направлений, основные принципы которых существенно различались. Скаутские отряды возглавляли известные деятели, такие как издатель и путешественник, редактор журнала «Вокруг света» В.А. Попов, знаменитый скульптор-самоучка и педагог И.Н. Жуков и другие. С идеей создания юк-скаутов (юные коммунисты - скауты) выступила Вера Бонч-Бруевич, активный партиец и литератор. Но в 1919 году на съезде РКСМ все скаутские отряды были распущены.

    Н.К. Крупская в конце 1921 года несколько раз читала доклад «О бойскаутизме», где обращалась с призывом к комсомолу создать детское объединение «скаутское по форме и коммунистическое по содержанию». Позже была выдвинута идея о создании детского коммунистического движения. И.Н. Жуков выдвинул предложение назвать будущую организацию пионерской. Символика была выбрана следующая - красный галстук, белая блуза, девиз «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!». Это было аналогично традициям скаутского движения, но было частично изменено. Также целью детского пионерского движения стала борьба за свободу угнетенных народов во всем мире. В дальнейшем, пионеры должны были помогать взрослым в борьбе с антисоветскими элементами, согласно гражданскому долгу каждого передового человека, строителя коммунистического общества.

    К началу сороковых годов структура Всесоюзной пионерской организации была полностью сформирована в соответствии с уже оправдавшим себя школьным принципом. Каждый класс был отрядом, а школа являлась пионерской дружиной. В детских коллективах проводилась военно-патриотическая работа, образовывались кружки связистов, санитаров, юных стрелков.

    Перед началом Великой Отечественной войны распространилось «тимуровское движение», названное в честь героя детской книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы активно собирали металлолом, сушили лекарственные травы, оказывали посильную помощь старикам и больным людям, следили за малышами. Трудно переоценить все, что сделали пионеры в это время не только для отдельных граждан, но и для всей страны.

    С началом Великой Отечественной войны многие дети и подростки мгновенно повзрослели. Горе и непосильные испытания тяжким грузом легли на их плечи. Пионеры состояли в партизанских отрядах, внезапные налеты которых на позиции фашистов наносили им существенные потери. Некоторые из них были удостоены звания «Героя Советского союза», высшей награды государства, а именно:

    Пионеры служили в Красной Армии, им присваивали неофициальное звание «Сын полка». Они были разведчиками, связистами, подпольщиками. Большинство из них заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, работали за станками и на полях, ухаживали в госпиталях за ранеными, выступали перед ними с концертами. Не всем из них удалось дожить до Дня Великой Победы, дети наряду со взрослыми испытали все тяготы и ужасы военного времени.

    В пятидесятые годы в пионерской организации происходили определенные процессы, которые повлекли за собой изменение активной позиции и потерю самостоятельности в принятии решений, ее работа становилась все более формальной. В 1960-е годы ленинградские педагоги во главе с И.П. Ивановым на базе нового всесоюзного лагеря «Орленок», который был открыт на черноморском побережье, пытались развить у детей творческое начало вкупе с былыми идеалами. Но коммунарское движение, дать начало которому пытались эти активисты, не смогло выйти за границы небольшой области и осталось на вооружении отдельных отрядов и пионерских дружин.

    До какого года были пионеры в СССР?

    С началом перестройки в стране резко активизировалась общественная и политическая жизнь. Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века руководители детской организации пытались изменить ее цели и методы работы со школьниками. В связи с тем, что проводилась пропаганда о необходимости исключения пионерии из идеологической работы, появились детские организации различной направленности.

    На десятом слете пионеров, который проходил в Артеке, 1 октября 1990 г. делегаты постановили преобразовать Всесоюзную пионерскую организацию в объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», сокращенное наименование СПО - ФДО. Но ЦК ВЛКСМ не утвердил это решение.

    27 - 28 сентября 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было объявлено о завершении деятельности организации и ее роспуске. Вместе с комсомолом автоматически была расформирована и Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Здание Центрального совета в Москве частично перешло в пользование СПО - ФДО. Дворцы пионеров перешли в подчинение муниципалитетов и стали называться «Домами детского творчества», а пионерские лагеря стали турбазами и пансионатами.

    На основании этих исторических данных можно с уверенностью сказать, до какого года были пионеры. Именно в сентябре пионерская организация в прекратила свою работу. Теперь уже можно точно ответить, в каком году перестали принимать в пионеры. А немного позднее, 26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР объявил о принятии декларации, в которой говорилось о прекращении существования СССР.

    ОКТЯБРЯТА. мн. от октябренок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    В СССР школьники 1 3 го классов, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионерскую организацию ОКУДЖАВА Булат Шалвович (1924 1997) русский поэт. В стихах (сборники Март великодушный, 1967, Арбат, мой Арбат,… … Большой Энциклопедический словарь

    В СССР школьники 1 3 го классов, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионерскую организацию. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    октябрята - , ят, мн. (ед. октябренок). Младшие школьники 7 10 лет, объединенные в группы при пионерских дружинах для подготовки к вступлению в пионерскую организацию. МАС, т. 2, 614. ◘ О чем мечтает каждый первоклассник быть октябренком, носить… … Толковый словарь языка Совдепии

    В СССР школьники 7 9 лет, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Октябрятские группы готовят детей к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И.… … Большая советская энциклопедия

    Рят; мн. (ед. октябрёнок, нка; м. и ж.). В СССР: младшие школьники 7 10 лет, объединённые в группы при пионерской дружине школы для подготовки к вступлению в пионеры. ◁ Октябрятский, ая, ое. О ое звено. О ая звёздочка (значок с изображением юного … Энциклопедический словарь

    Октябрята - в СССР учащиеся начальной школы, объединявшиеся пионерской дружиной в группы для подготовки к вступлению в пионеры (см. Пионерская организация). Первые объединения О. возникли в 1923 24 в Москве. В них принимались дети ровесники Октябрьской… … Педагогический терминологический словарь

    октябрята - рят; мн. см. тж. октябрятский (ед. октябрёнок, нка; м. и ж.) В СССР: младшие школьники 7 10 лет, объединённые в группы при пионерской дружине школы для подготовки к вступлению в пионеры … Словарь многих выражений

    Координаты: Координаты … Википедия

    октябрятасал - октябрята; октябрятасал мэнэ до̄ла кэвэ̄лӣ, улэ̄нди бӣчи октябрята хорошо и дружно живут … Нанайско-русский словарь

    Книги

    • А вы знаете, что?.. , Хармс Даниил Иванович. Даниил Хармс широко известен как детский писатель и автор сатирической прозы. С 1928 по 1941 год он постоянно сотрудничает в детских журналах "Еж", "Чиж", "Сверчок", "Октябрята" . Стихи и…
    • Гори, наш костер! , Могилевская Софья Абрамовна. Сбылась мечта двух неразлучных друзей Васи и Гриши - они впервые едут в детский лагерь! Впереди их ждёт знакомство с другими ребятами, вожатой отряда Таней, поход в лес, рыбалка с неожиданным…

    В библиотеке мною были найдены книги об октябрятах. Сведения о них содержатся как в справочной, так и в учебно-методической литературе. Мне было интересно прочитать и детскую художественную литературу, например: «Звёздочка», «Октябрятская неделя», «Октябрятские праздники». Из книг я узнала, как проходили классные часы, игры и праздники у октябрят. В книге В. Ф. Матвеева я прочитала, что у октябрят были вожатые – пионеры, которые организовывали для малышей много интересных дел.

    Проанализировав полученную мной информацию, я выяснила, что октябрята в СССР – это школьники 7-9 лет, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Октябрятские группы готовили детей к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. Первые группы октябрят возникли в 1923-1924гг. в Москве при отрядах пионеров. В них принимались дети – ровесники Октябрьской революции 1917 года. Отсюда и название – ОКТЯБРЯТА. Группы октябрят создавались в 1 классе и существовали до образования пионерского отряда. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная звёздочка рубинового цвета с портретом В. И. Ленина в детстве. Группе октябрят вручался красный флажок. Группа октябрят состояла из нескольких звёздочек, в каждой по пять октябрят - символ пятиконечной красной звезды. В звёздочки дети объединялись с учётом их пожеланий, взаимных интересов и дружеских связей. Во главе звёздочки стоял командир. Каждый октябрёнок имел постоянное поручение, которое чаще давалось на одну неделю. В нашей школе, как я узнала, поручения менялись в ходе операции «ЧТТД» /чередование трудовых творческих дел/. В воспитательной работе с октябрятами использовались методы пионерской и внешкольной работы.

    Роль В. И. Ленина в названии детской организации

    В. И. Ленин – лидер партии большевиков, которая пришла к власти после революции в октябре 1917 года. Он возглавил первое Советское правительство. Им были разработаны первые Советские законы, определившие жизнь нашей страны на несколько десятков лет. Партия большевиков была названа Коммунистической. Она была единственной в стране, и всё население воспитывалось в верности идеям этой партии. Поэтому создавались, начиная с детского возраста, различные организации: октябрята, которые становились пионерами, а они, в свою очередь, становились комсомольцами, а комсомольцы – вступали в Коммунистическую партию.

    Познакомившись поближе с историей октябрят, я поняла, что для тысяч мальчиков и девочек октябрятское движение было увлекательной игрой, в ходе которой воспитывались те же человеческие качества, что и сейчас.

    Правила октябрят.

    У октябрят было пять своих правил:

    Октябрята – будущие пионеры.

    Октябрята – примерные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.

    Октябрята – честные и правдивые ребята.

    Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

    Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

    Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» - так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам, старались жить по-октябрятски. Смысл этих слов стал мне понятен, когда я прочитала рассказ В. Голявкина «Звёздочка» Вот небольшой отрывок из этого рассказа:

    «-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. –Я теперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.

    Как это по-октябрятски жить?

    Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.

    А ещё что?

    Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.

    А мне можно по-октябрятски жить?

    Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.

    Конечно, могу.

    Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.

    Я завидовал Вовке. Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!»

    Таким образом, быть октябрёнком в первую очередь означало, быть хорошим, честным человеком, помогать людям. Этому нас учат и сейчас, только нет «звёздочек», а есть малые творческие группы. Нет атрибутики – значков, флажков; но есть другие формы: за успехи в учёбе или мероприятиях мы получаем наклейки, жетоны или что-то другое.

    Жизнь октябрят во внеурочное время.

    У октябрят была и внеурочная жизнь, очень похожая на современную. Проводились праздники, классные часы, спортивные соревнования. Привлекались к их подготовке и ребята, и родители, а также шефы – вожатые, так называли ребят 5-7 классов, которые помогали малышам в школьной жизни. Вот как проходил Праздник Красной звёздочки в нашей школе в ноябре 1980 года /из воспоминаний И. Т. Журавлёвой, бывшей учительницы школы, ответственной за работу с октябрятами/. Это была игра – путешествие по правилам октябрят. На каждое правило давалось задание. Например: станция «Угадайка» – ребята отгадывали загадки, «Неунывайка» – исполняли песни, «Поиграйка» – проводили игру « Это я, это я, это все мои друзья!», затем показывали свои поделки. Пройдя эти испытания, рассказав правила октябрят и обещая их выполнять, ребята становились октябрятами. Этот праздник напомнил мне «Посвящение в ученики», где мы тоже давали клятву быть хорошими учениками, но, правда, не клялись в верности делу Ленина. Но и тогда вряд ли все ребята считали октябрятское движение политическим. Мне кажется, что таковым оно стало под руководством взрослых, тех, кто руководил нашей страной. Дети же просто играли, воспитывая в себе качества, необходимые настоящему гражданину, патриоту своей Родины.

    Одной из задач моей работы является опрос тех людей, кто когда-то сам был октябрёнком. Вот что вспоминает моя мама, Елена Владимировна /она училась в школе № 11 г. Челябинска/: «В ноябре 1978 года, будучи первоклассницей, я стала октябрёнком. Сложно описать мои первые ощущения после того, как тебе надевают значок с молодым Владимиром Ильичом. Ты как бы сразу становишься таким большим и взрослым. В этот день все ученики нашего 1-ого «А» класса получили по значку и памятке октябрёнка, обязались слушать своих старших братьев пионеров и выполнять все их поручения. За всё то время, что я была октябрёнком, я считала, что действительно нужно слушать пионеров и выполнять всякие октябрятские задания, тем самым как бы помогая нашим родителям воспитывать своих детей для того, чтобы они были продолжателями дела Коммунистической партии. Вот для этого и были эти разные детские организации: сначала октябрята, потом пионеры, затем комсомольцы и, наконец, коммунисты».

    Как видно из воспоминаний, стать октябрёнком - было значительным событием для детей того времени.

    3. Заключение.

    Таким образом, я прихожу к выводу, что, если бы из октябрятского движения исчезла идея о воспитании будущих коммунистов, то оно могло бы существовать и по сей день. Но в те годы, когда у власти была единая партия, это было невозможно. Поэтому в конце 80-х гг. ХХ века вместе с Коммунистической партией исчезают и октябрятское движение, и Всесоюзная игра-путешествие «Октябрята по стране Октября», и атрибутика октябрят.

    Неизменными остались правила: быть честным, трудолюбивым, дружным, помогать людям, любить свою Родину.

    Открытое внеклассное мероприятие в начальных классах по теме

    «Кто такие октябрята?»

    Цель : Ознакомить учащихся с историей российского народа, его традициями

    Задачи:

    Воспитание у ребят чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

    Сформировать представление учащихся об истории возникновения октябрятского движения, об октябрятских символах, правилах

    Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, сплочение коллектива

    Планируемые результаты

    Личностные результаты:

    Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

    – воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к истории России.

    – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

    – развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;

    Метапредметные результаты

    Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

    Формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

    Формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

    Формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

    Освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

    Развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    Оборудование:

    Компьютер, мультимедиа приставка, экран, звуковые колонки, микрофон

    Октябрятский флажок, октябрятские значки, бюст Ленина

    Ход занятия

    1.Вводное слово учителя. Мотивация к деятельности

    Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости!

    Сегодня в нашу школу упала яркая звезда. Она будет освещать нам все тропинки к знаниям и дороги к новым открытиям (НА ДОСКЕ)

    2. Целеполагание. Самоопределение к познавательной деятельности

    Сегодня на нашем внеклассном занятии я расскажу вам легенду еще об одной яркой звезде

    Легенда об октябрёнке

    … В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы – храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране среди зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо – они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было…

    Но однажды осенью, в октябре, когда звёзды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ничуть не погасла.

    И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в своем

    направлении. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушками деревьев луч звездочки, которая светилась также ярко, как раньше. Их путешествия длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и, конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.

    Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города во все страны мира, а храбрых отважных детей стали называть– октябрятами.

    Октябренок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти по новым дорогам и узнавать много нового, справляться с трудностями, участвовать в приключениях. Его жизнь полна интересных встреч, добрых дел и открытий!..

    Предположите, какой будет тема занятия? На какой вопрос мы с вами постараемся ответить?

    Мы проведем исследование на тему «Кто такие октябрята?». (СЛАЙ)
    Неделю назад многие из вас получили индивидуальные задания для исследования. Мы сегодня узнаем о:

    1 История возникновения октябрятского движения

    2. Правила посвящения в октябрята

    3. Символы октябрят

    4. Правила октябрят

    5. Марш октябрят

    6. Деятельность октябрят

    7. Мы – последователи октябрят? (слайд)

    3. Открытие новых знаний

    Историю возникновения октябрятского движения исследовала Ксения Бондарева. Сейчас она расскажет нам о том, как и когда в нашей стране появились октябрята.

    Сто лет назад, в 1917 году в России произошла Великая Октябрьская Революция.

    Был свергнут царь Николай II. Вся власть стала принадлежать Советам.

    В стране стала править партия коммунистов под руководством Владимира Ильича Ленина.

    С первых же дней революции проявлялась бурная активность детей, их огромный интерес к общественной жизни, желание во всем разобраться, все узнать, во всем участвовать.

    Весенний день 19 мая 1922 года стал днем рождения организации детей - юных пионеров Советского Союза (Пионер значит первый). В пионеры принимали детей 9-10 лет, тех, кто хорошо учился, был активным участником школьных дел.

    Глядя на пионеров и, ребятам младших классов хотелось принимать участие в жизни школы, поселка, города.

    В 1924 году в стране образовывается еще одно детское движение - Октябрята. Это помощники пионеров и будущие пионеры, это внучата Ильича

    Изучив материалы своих семейных альбомов и побеседовав с родителями, вы сделали вывод: почти все наши родители в детстве были зачислены в октябрята. О том, как посвящали в октябрята, у своей мамы узнала Кобосова Ульяна и взяла у нее для нас интервью.

    В 1 классе ребят награждали значком первоклассника. Принимали в октябрята первоклассников-хорошистов на празднике, посвященном очередной годовщине Великой Октябрьской революции. Это было обычно 7 ноября. Старшие друзья-пионеры под дробь барабана торжественно прикалывали на грудь малышам красную звездочку. В центральной части звездочки было изображение маленького Володи Ульянова. Вся детская литература того времени писала о том, что в школе Ленин учился только на пятерки

    Каждый ученик, став октябренком, должен был хорошо учиться. Ребята очень гордились тем, что стали октябрятами.

    Если ребенок плохо учился, имел неудовлетворительное поведение, его не принимали в октябрята. Давали возможность исправиться, если он исправлялся, тогда его могли принять в октябрята весной на линейке, посвященной дню рождения В. И. Ленина-22 апреля.

    Любовь Викторовна рассказала нам о том, что к груди октябренка прикалывали маленькую красную звездочку. О том, как она выглядела, расскажет нам Дарья Шереметова. (БОЛЬШОЙ РИСУНОК или ФОТО в руках)

    Звездочка.

    Был хороший праздник в школе.

    Ты о нем не позабудь!

    Октябрятам прикололи

    Звезды красные на грудь.

    По пяти лучей у них,

    Тоненьких и острых

    То кремлевских звезд больших

    Маленькие сестры.

    В самом сердце звездочки-

    Ленина портрет.

    Лучше этой звездочки

    В целом мире нет.

    О. Высотская.

    Так же символом октябрят был маленький красный флажок. Этот флажок я сделала для вас сама.(ПОДЕЛКА В РУКАХ)

    Инсценировка Степан и Матвей

    «-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. –Я теперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.

    -Как это по-октябрятски жить?

    -Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.

    -А ещё что?

    -…Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.

    -А мне можно по-октябрятски жить?

    -Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать… Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.

    -Конечно, могу.

    -Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.

    Я завидовал Вовке. Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!…»

    Вы посмотрели инсценировку отрывка из рассказа Виктора Голявкина «Про звездочку». О каких октябрятских правилах говорил Вовка, мы сейчас узнаем.

    Октябрята жили по правилам (СЛАЙДЫ)

    Октябрята – будущие пионеры.

    Мы активные ребята,

    Потому что октябрята.

    Октябренок, не забудь -

    В пионеры держишь путь!

    Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.

    Мы прилежные ребята,

    Потому что октябрята.

    Как страны родной герои,

    Жизнь свою хотим построить

    Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

    Мы старательные ребята,

    Потому что октябрята.

    Только тех, кто любит труд,

    Октябрятами зовут.

    Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.

    Мы правдивые ребята,

    Потому что октябрята.

    Никогда, нигде, ни в чем

    Мы друзей не подведем.

    Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

    Мы веселые ребята,

    Потому что октябрята.

    Наши песни, танцы, смех

    Делим поровну на всех.

    У октябрят был свой марш. В нем были перечислены все правила октябрят

    С ним познакомит нас Анжелика Астапенко, Белодед Полина и Янакогло Ангелина

    «Марш октябрят» на слова Ольги Высотской, написан в 1940 году(Поет)

    Октябрята жили очень весело. В апреле для них проводились Ленинские чтения, на них читались произведения о В. И. Ленине. Для октябрят издавались журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки»

    О том, чем еще занимались октябрята, расскажет вожатая нашей школы, Здорикова Вера Владимировна, которой самой довелось побывать октябренком, и которая много лет руководила деятельностью октябрят в нашей школе.

    Наш класс, класс октябрят, был поделен на звездочки по пять человек. В каждой звездочке был командир, цветовод, который поливал цветы в кабинете, санитар, который каждое утро проверял у ребят уши и руки, учебный сектор проверял, сделали мы домашнее задание или нет, еще был библиотекарь, он проверял состояние наших учебников. Каждая звездочка участвовала в разных делах и по их результатам победители награждались интересными книжками.

    Я была санитаром, мама сшила мне повязку и сумочку с крестом, в ней лежали бинт и йод. По утрам, придя в класс, я проверяла, умытыми ли пришли в школу мои одноклассники. (ПОКАЗЫВАЕТ СУМОЧКУ, ПОВЯЗКУ)

    В третьем классе лучших октябрят принимали в пионеры

    4 Обобщение полученных знаний. Проверка восприятия

    А обоснованно ли мы вспомнили об октябрятском движении именно сейчас?

    И сегодня мы получили очень много новых знаний об октябрятах. Давайте же эти знания обобщим

    Для этого вернемся к плану исследования. Вспомним,

    Когда и как в нашей стране появились октябрята?

    Как принимали детей в октябрята?

    Какие символы были у октябрят?

    Какие правила должны были соблюдать октябрята?

    Какое музыкальное произведение являлось маршем октябрят?

    Как жили и чем занимались октябрята?

    Какими людьми должны были быть октябрята?

    На какой вопрос плана мы еще не ответили?

    5 Рефлексия

    Можем ли мы теперь, спустя много лет, сказать, что мы выполняем правила октябрят и похожи на них? Докажем свой ответ.

    А нашей школе есть детская организация? Как она называется? По каким законам живет наша детская организация? Похожи ли они на законы и правила октябрят? А чем занимаются дети нашей организации? Схожа ли наша деятельность с деятельностью октябрят?

    Значит, мы с уверенностью можем сказать, что мы – последователи октябрят, потому что мы, как и октябрята, стремимся быть воспитанными, ответственными, трудолюбивыми, прилежными

    6 Итог занятия

    Вы сегодня отлично поработали и я вам благодарна. Сейчас мне хочется подарить всем по маленькой яркой звездочке, которая в Год 100-летия Октябрьской революции в России будет освещать ваш дальнейший путь к знаниям и поможет вам стать хорошими людьми


    При первых пионерских отрядах в городах организовывались группы детей пролетариата в возрасте от 8 до 11 лет – помощников и будущей смены пионеров и комсомольцев. Этим группам давали разные ласковые названия, например «красные звёздочки» на Украине, «красные маки» в Сибири, «цветочки», «букеты» и «садики» на Кавказе, «красные зёрнышки» в Одессе и пр.

    В Москве популярным стало название «октябрята», в честь победы Октябрьской революции. Так их с 1923 г. и стали называть официально. Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) – 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» – вожатый звёздочки и его помощник.

    Подобно тому, как комсомол руководил деятельностью пионерской организации, за октябрят отвечали юные ленинцы – пионерские дружины и отряды создавали октябрятские группы и организовывали их работу. Один из их законов напрямую говорил: «Пионер – товарищ и вожак октябрят».

    Первые законы и обычаи октябрят, по сути, – квинтэссенция пионерских.

    Законы:
    Октябрята помогают пионерам, комсомольцам, коммунистам, рабочим и крестьянам.
    Октябрята стремятся стать юными пионерами.

    Обычаи:
    Октябрята следят за чистотой своего тела и одеждой.
    Октябрята любят работать.

    Девизы и лозунги у малышей были такие же, как и у пионеров. Но вместо красного галстука октябрята носили нашитую на рубашку на груди слева красную звезду. Впоследствии она трансформировалась в значок в форме звёздочки, в середине которой находился портрет Ленина в детстве.

    В 1930-40-е годы число октябрят увеличивалось медленно, их законы и символика часто ещё сливались с пионерскими. Например, первый марш октябрят, написанный в начале 1920-х, начинался так:

    Мы идём с веселым маршем,
    Дети сёл и городов
    На подмогу братьям старшим
    Пионер всегда готов!
    Эй, отряд октябрят,
    Вздваивай колонны!
    Стройно в ряд!
    На парад.
    Поднимай знамёна.

    А в букваре 1936 года, по которому учились читать в начальной школе, приводится следующий стишок:

    Мы весёлые ребята.
    Наше имя октябрята.
    Нам не надо лишних слов.
    Будь готов!
    Всегда готов!

    После коренной перестройки пионерской организации по школьному принципу октябрятские группы стали создавать в 1–3-х классах школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

    При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

    Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и пионерские газеты. Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка». Методические материалы о работе с октябрятами регулярно печатались в журналах «Вожатый», «Начальная школа», «Воспитание школьников» и других изданиях.

    Правила октябрят вовсю разъяснялись как устно, так и в плакатах, и в литературе для самых маленьких. Чтобы их легче было запоминать маленьким детям, их зарифмовывали.

    Приведем последнюю редакцию правил октябрят:
    Октябрята – будущие пионеры.
    Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
    Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
    Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
    Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

    А маршем октябрят стал стих О. Высотской «Октябрята»:

    Мы веселые ребята,
    Мы ребята-октябрята.
    Так прозвали нас не зря
    В честь победы Октября.
    Все привыкли мы к порядку.
    Утром делаем зарядку
    И хотим отметку «пять»
    На уроках получать…