Перспективное планирование кружка логика в средней группе. Кружок "Логика для дошкольников" материал (средняя группа) на тему. Материал к занятию
![Перспективное планирование кружка логика в средней группе. Кружок](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-353138-1515143954.jpg)
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Цель программы
1.3 Задачи программы
1.4 Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
1.5 Этапы реализации программы
1.6 Содержание программы
1.7 Ожидаемые результаты
2. Методическое обеспечение
2.1 Перспективно-тематический план кружка «Занимательная логика»
3. Диагностическая программа логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
5. Информационные ресурсы
1. Пояснительная записка.
Зачем логика маленькому дошкольнику?
По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
1.1 Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
1.2 Цель программы:
создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
1.3 Задачи программы:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
- учить детей ориентироваться в пространстве
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику
1.4 Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
Сроки реализации программы – 1-2 года
Программа рассчитана на детей 5-7 лет
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
- Индивидуальная самостоятельная работа детей.
- Работа в парах.
- Групповые формы работы.
- Дифференцированная.
- Фронтальная проверка и контроль.
- Самооценка выполненной работы.
- Дидактическая игра.
- Соревнование.
- Конкурсы.
1.5 Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за ихразвитием.
- Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
- Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
- Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышениеуровня самостоятельности детей.
- Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельнойаргументации выбора.
- Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщеннымиприемами.
- Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
1.
6
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются».Верно?). Решение логических задач.
1.7 Ожидаемые результаты
Планируемые результаты:
Дети должны знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
- выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Способ проверки результатов работы : обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (начальная (сентябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Элеонора Рябкова
Программа кружка «Цветная логика »
Составил воспитатель : Рябкова Э. В
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«предметного» «по спирали» Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей , увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе : самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Цветная логика » . Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр, блоками Дьенеша, цветными палочками Х . Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д. Обратимся к некоторым из них далее.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-353138-1515143954.jpg)
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Игры Воскобовича "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы " сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки .
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) - это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом , формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не» , «и» , «или» . В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х . Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина заключается их главная особенность - объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" .С очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей : игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Дроби» , «Кубики для всех» , «Сложи узор» .
Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления , внимания и находчивости.
В основе программы лежит идея о том , что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем . Но дело не в «многознании» . Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» ) позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Цветная логика » . Название кружка отражает основное направление деятельности на нем. Использование современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х . Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-353138-1515143913.jpg)
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 Программа развивающего кружка «Занимательная логика» (для детей подготовительной группы) ВОСПИТАТЕЛЬ Наталья Владимировна Троицкая Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, исполь-
2 зуя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Актуальность Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приѐмов развития логического мышления.
3 Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Цель программы: Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе. Задачи программы: Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям Учить детей ориентироваться в пространстве Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику. Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий Сроки реализации программы 1 год. Программа рассчитана на детей подготовительной группы Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме: Индивидуальная самостоятельная работа детей. Работа в парах. Групповые формы работы. Дифференцированная. Фронтальная проверка и контроль. Самооценка выполненной работы.
4 Дидактическая игра. Соревнование. Конкурсы. Этапы реализации программы Технология деятельности строится по этапам: - Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием. - Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребѐнка и имеющихся знаний - Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу. - Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей. - Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора. - Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами. - Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребѐнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль). Содержание программы Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии): 1. Анализ синтез. Цель учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка котенок, собака? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий тяжелый, холодный горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. 2. Сравнение. Цель учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершен-
5 ствовать ориентировку в пространстве. Игры и упражнения: закрепление понятий: большой маленький, длинный короткий, низкий высокий, узкий широкий, выше ниже, дальше ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. 3. Ограничение. Цель учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего. 4. Обобщение. Цель учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. 5. Систематизация. Цель учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. 6. Классификация. Цель учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. 7. Умозаключения. Цель учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. Ожидаемые результаты Планируемые результаты: Дети должны знать: принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов; принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
6 НОД 2. Сентябрь НОД 1. Сентябрь 1 неделя антонимы и синонимы; названия геометрических фигур и их свойства; принцип программирования и составления алгоритма действий. Дети должны уметь: определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность; путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам; быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы; выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий; уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА» Тема Задачи Сроки - Учить делить квадрат на 2 4 части, сравнение частей. - Совершенствовать навык счета в прямом порядке независимо от величины и расположения предметов. - Закрепить умение преобразовывать геометрические фигуры, используя блоки Дьенеша. (Б.Д.) - Закрепить времена года: осенние месяцы - Учить использовать знаки =, <, >, сравнивая группы предметов, чисел на наглядной основе. Сериация по количеству. - Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.) - Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию. - Закрепить последовательность дней недели.
7 НОД 8. Октябрь НОД 7. Октябрь 3 неделя НОД 6. Октябрь НОД 5. Октябрь 1-неделя НОД 4. Сентябрь НОД 3. Сентябрь 3 неделя - Учить составу числа 2 и 3 из двух меньших. - Совершенствовать навык деления квадрата на 2 8 частей, сравнение частей, сериация. - Закрепить навык измерения различных величин условной меркой (измерение длины). - Закрепить умение обозначать геометрическую фигуру при помощи символов, кодирование Б.Д. - Учить считать в обратном порядке, определять место числа в числовом ряде. - Совершенствовать умение выполнять операции над множествами: разбиение, классификация. - Закрепить умение сравнивать по количеству групп предметов, используя знаки <, >,=. - Закрепить навык счета (отсчет, пересчет, порядковый счет). - Учить измерять при помощи условной мерки объем, сериация. - Совершенствовать знание состава чисел 2 и 3, используя палочки Кюизенера. (П. К.) - Закрепить знания последовательности времен года (осенние месяцы). - Закрепить умение ориентироваться в тетради в клетку, обозначение пространственных отношений условными знаками. - Учить делить круг на 2, 4, 8 частей, сравнение частей. - Совершенствовать представление о числе, как о точке числового ряда. - Закрепить знание о видах треугольников, кодирование со знаком отрицания. - Закрепить понятие о месяце, неделе, виды календарей. - Учить составу числа 4 из двух меньших. - Совершенствовать умение ориентироваться по плану. - Закрепить умение измерять длину (мерка шаг). - Закрепить умение делить длинный предмет на части. - Учить выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация. (Б.Д.) - Совершенствовать знания состава чисел 3,4 из двух меньших. - Закрепить знания о времени неделя, месяц. - Закрепить знания о предыдущем и последующем числе.
8 НОД 14. Декабрь НОД 13. Декабрь 1-неделя НОД 12 Ноябрь НОД 11. Ноябрь 3-неделя НОД 10. Ноябрь НОД 9. Ноябрь 1 неделя - Учить выполнять операции с множествами: классификация по трем признакам, абстрагирование.(б.д.) - Совершенствовать представление о количественном составе чисел 3,4 из двух меньших, упражнять в счете. - Закреплять умения находить закономерности. - Совершенствовать знания последовательности дней недели. - Учить решать задачи в уме на увеличение и уменьшение, формируя навык счета. - Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру и массе. Сериация. - Закрепить умение ориентироваться в пространстве. - Закрепить умение обозначать пространственные отношения условными знаками. - Учить составу числа 5 из двух меньших. - Совершенствовать умение обобщать объекты по их четырем свойствам. - Закрепить понятие «многоугольник» на основе разных видов. - Закрепить умение ориентироваться в двух и трехмерном пространстве, используя кубики Никитина. - Учить выполнять операции над множествами, классификация по трем четырем признакам. - Совершенствовать знания состава числа 5 из двух меньших. - Закрепить умение решать алгоритмические упражнения. - Закрепить знания о предыдущем и последующем числе. - Учить решать арифметические задачи на сложение. - Совершенствовать знание о составе числа из единиц в пределах Закрепить виды многоугольников, кодирование со знаком отрицания. - Закрепить временные отношения сутки неделя. - Учить воссоздавать силуэты из геометрических фигур (Колумбово яйцо, волшебный круг, листик). - Совершенствовать умение решать задачи, выделяя составные части. - Сериация предметов по площади в возрастающем порядке. - Закрепить состав числа 5 из двух меньших.
9 НОД 20. Февраль НОД 19. Февраль 1 неделя НОД 18. Январь НОД 17. Январь 3 неделя НОД 16. Декабрь НОД 15. Декабрь 3 неделя - Учить решать задачи на вычитание, выделяя составные части. - Совершенствовать навыки счета. - Закрепить умение выполнять операции над множествами: классификация, абстрагирование. - Закрепить умение ориентироваться по плану, составлять схему. - Учить составу числа 6 из двух меньших.(п.к.) - Совершенствовать умение решать арифметические задачи. - Закрепить знание о календарях. - Закрепить умение делить целое на части. - Учить решать алгоритмические задачи. - Совершенствовать умение выявлять свойства в объектах, обозначать их отсутствие символами. - Закрепить знания о чистовом ряде, (присчитывание и отсчитывание по единице). - Закрепить умение проявлять творчество в играх головоломках. - Учить решать алгоритмические упражнения. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Закрепить умение выполнять сериацию. - Учить составлять задачу по решению. - Совершенствовать знание состава чисел 5,6 из двух меньших. - Закрепить знания о геометрических фигурах, кодирование и декодирование. - Закрепить знания о временных отношениях. - Учить составу числа 7 из двух меньших. - Совершенствовать умение составлять задачи по их решению. - Закрепить умение решать и составлять алгоритмические упражнения. - Закрепить умение проявлять творчество в воссоздании силуэтов из геометрических фигур.
10 НОД 26. Март НОД 25. Март 3 неделя НОД 24. Март НОД 23. Март 1 неделя НОД 22. Февраль НОД 21.. Февраль 3 неделя - Учить составлять и решать задачи разных видов. - Совершенствовать знания о четырехугольниках (трапеция, параллелограмм). - Закреплять умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. - Учить составлять и решать задачи разных видов. - Совершенствовать умение составлять число 7 из двух меньших. - Закрепить умение определять и условно обозначать временные отношения (месяц год). - Учить в рисовании геометрических фигур на листе бумаги в клетку. - Учить преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием шаблона, трафарета. - Совершенствовать умение абстрагировать предметы, используя блоки Дьенеша. - Закрепить умение составлять и решать задачи разных видов. - Закрепить умение находить закономерности. - Учить составлять задачи по решению. - Совершенствовать знание о составе числа из двух меньших.(п.к.) - Закрепить умение находить предметы определенной формы по образцу и по названию. - Закрепить знание отношений во времени, (месяц год). - Учить самостоятельно, создавать различные знаки и символы, изображая мебель в своей комнате. - Совершенствовать умение классифицировать по отрицанию. - Закрепить сложение и вычитание чисел по 2 при решении арифметических задач. - Закрепить умение измерять сыпучие продукты с помощью условной мерки, сериация по количеству (объему). - Учить составу числа 8 из двух меньших. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи, используя символы. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Совершенствовать умение по представлению изображать план своей комнаты.
11 НОД 33. Диагностика Май 3-неделя НОД 32. КВН Май НОД 31. Май 1-неделя НОД 30. Апрель НОД 29. Апрель 3 неделя НОД 28. Апрель НОД 27. Апрель 1 неделя - Учить составлять и читать двузначные числа. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи. - Закрепить умение классифицировать и абстрагировать предметы. - Закрепить состав числа 8 из двух меньших. - Учить решать и составлять алгоритмические упражнения. - Совершенствовать умение решать задачи разных видов. - Закрепить умение составлять и читать многозначные числа. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Учить составу числа 9 из двух меньших. - Совершенствовать умение решать и составлять задачи разных видов. - Закрепить отношения во времени. - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. - Учить определять время на часах, циферблат, стрелки. - Закрепить умение составлять и решать задачи. - Закрепить умение проявлять творчество и самостоятельность в играх головоломках. - Совершенствовать умение выполнять действия, по знаковым обозначениям. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи, разных видов. - Закрепить умение выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование. - Закрепить состав числа 9 из двух меньших. - Закрепить умение воссоздавать силуэты из геометрических фигур по замыслу. - Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. - Выявить умения выполнять операции над множествами, решать и составлять алгоритмы.
12 Май 4-неделя НОД 34. Диагностика - Выявить умения составлять число из двух меньших, используя все возможные варианты, осуществлять действия сложения и вычитания. Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (начальная (сентябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления. Разработанные игры Картотека игр на развитие внимания Картотека игр на развитие памяти Семантические игры Картотека проблемных ситуаций Игры со спичками Информационные ресурсы 1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева,З.А.Михайлова. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, План программа педагогического процесса в детском саду. Н.В.Гончарова. СПб.:ДЕТСТВО ПРЕСС, Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. А.А.смоленцова, О.В.Пустовойт.-СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика это интересно. З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина.- СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Дидактические игры занятия в ДОУ. Е.Н.Панова. ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Азбука физкультминуток для дошкольников. И.Ковалько. М.:ВАКО, 2006.
Пояснительная записка Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида 21 «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" Логика для
Отчет о работе кружка за 2017-2018год «Академия дошкольных наук» педагога-психолога первой квалификационной категории МБДОУ ЦРР - д/с 47 «Искорка» г. Ставрополя Ивановой И.В. Целью работы нашего кружка,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад 48 г.о. Тольятти Рекомендации для педагогов и родителей по развитию у
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель 1 категории Егорова Екатерина Валерьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области» Принято на педагогическом совете Протокол 20 г. Утверждаю Заведующая
1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 5 3. Содержание программы. 6 4. Планируемые результаты. 9 5. Характеристика организационно-педагогических условий. 10 6. Список литературы..
Пояснительная записка. Словесно логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления
Пояснительная записка Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы (образовательные области «познавательное развитие, социальнокоммуникативное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад 15» М.М. Демидова 2018 г. Согласовано: на заседании педагогического совета МБДОУ
Кружок по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений
Пояснительная записка Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям входит в общий комплекс обучения и является базой для обучения ребёнка многим предметам. В основе программы заложена идея
Пояснительная записка: Дополнительная программа по математике составлена в соответствии с 1. Федеральным законом от 9.1.01 N 73-ФЗ (ред. от 31.1.014) "Об образовании в Российской Федерации" (9 декабря
Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» ориентирована на развитие математических способностей детей 5-6 лет. В ходе реализации
«Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логикоматематических игр» Подготовила воспитатель МБОУ- СОШ 36 А.И. Малыхина Сведения об авторе: Антонина Ивановна Малыхина
С Е Н Т Я Б Р Ь Тематическое планирование образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений 1-ый год обучения (дети 5-6 лет) Месяц Неделя обр. деят-ти 1 1 2 2 Тема,
Пояснительная записка Одна из задач познавательного развития детей дошкольного возраста формирование элементарных математических представлений ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника
Образовательная программа дополнительного образования по познавательному развитию «Логика для малышей» Педагог-психолог Щипкова И.В. Москва, 2016г. Оглавление 1.Пояснительная записка... 4 2. Методическое
МО УДО детей «Дом детского творчества» УТВЕРЖДЕНО: Директор ДДТ 20 г. УТВЕРЖДЕНО: Экспертный совет РОО Протокол /Кулакова Е. Ф./ 20 г. Программа дополнительного образования «Развитие логического мышления».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ Специалист: Золотухина М.В., учитель-дефектолог 1. Актуальность программы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Разработала: воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Егорова Екатерина Валерьевна Уварово 2013 Рабочая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Программа по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста - 2015 - Автор-составитель: В.П.Попинина, воспитатель МБДОУ детского сада 3 «Теремок»
СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка. 2. Содержание программы. 3. Методическое обеспечение программы. 4. Перспективное планирование программы (с сентября по май). 5. Диагностика (уровень усвоения программы).
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 251 ОАО «РЖД» Рабочая образовательная программа кружка «Занимательная математика» срок реализации: с 01 сентября 2016 г. по 30 июня 2017 г. Программа
I.Пояснительная записка. Занятия в кружке «Знай-ка» включают два блока: «Математические ступеньки» и «Буду читать правильно». Программа обучения рассчитана на семь месяцев (с 1 октября по 30 апреля), занятия
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова,
АННОТАЦИЯ к дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста для детей 4-5 лет по платной образовательной
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда «Детский сад 100» Рабочая программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 100 образовательная
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заречная средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» на методическом объединении учителей начальных классов Рук.МО Е.Н.Дорохина Протокол 1 от 29 августа
По Пояснительная записка В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУДНЯНСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА» Принята на педагогическом совете от 01.09.2015 года иректора 015 года Образовательная программа дополнительного
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа 67 имени генерала Д.Д. Лелюшенко" Рабочая программа по дополнительному образованию (внебюджет) «РАЗВИВАЙ-КА» Социально-педагогическая
Пояснительная записка к программе «Раз ступенька, два - ступенька» (развитие математических представлений) Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социальнопедагогическую направленность
Пояснительная записка Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королев московской области «Детский сад комбинированного вида «Теремок» 45» Образовательная программа Дополнительного образования
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 70 Петроградского района Санкт-Петербурга 970, г. Санкт-Петербург, ул. Литераторов, д. 9/ лит. «А» телефон: 476449, 476448, 476454, 476450
Пояснительная записка. Одна из основных задач воспитания маленького ребѐнка развитие его умственных способностей, применение полученных знаний в деятельности. Как обеспечить постепенное продвижение каждого
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 47 «Золотой петушок» КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППА, ВОЗРАСТ 4-6 ЛЕТ). Воспитатель: Самусева Г.А.
Логические игры и упражнения в обучении ребенка математике Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям? Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных
Какаулина Наталья Эдуардовна, воспитатель; Колесникова Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ «С(К)НШ-ДС 2», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОГИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Пояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего
Пояснительная записка Данная разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» практический курс математики для дошкольников». Главной
РАБОТАЕМ ПО ПРОЕКТУ на тему: «В стране Умных игр» Автор: Злобина Л.Г. Уголок математики Актуальность проекта. Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать
Содержание 1. Пояснительная записка.. 3 2. Учебный план. 5 3. Методическое обеспечение...5 4. Календарно-тематическое планирование...6 5.Инструментарий проведения мониторинга 10 6. Литература.11 1. Пояснительная
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1798 «ФЕНИКС» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга талантов» математика Направленность:
Пояснительная записка Рабочая программа «Подготовка детей к школе. Математика» предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Программа
Утверждаю: Заведующий МАДОУ ДС 23 Денисова И.А. 24августа 2018г. Приказ 268-д -д от 24.08.18г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного
Пояснительная записка Рабочая программа по математике в Ханты Мансийской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 22 г. Сочи РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группа психолого-педагогической поддержки и развития Кружок «Логика» на 208-209 учебный год Срок реализации:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 575» «Утверждаю» Принята на заседании методического (педагогического) совета Руководитель
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содержание: 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2. Пояснительная записка. 3. Задачи программы.
Программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Кочуровой Е.Э. «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.
Пояснительная записка Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний
Пояснительная записка Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовательная программа направлена на формирование
Пояснительная записка. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Звёздочка» г. Томска 634012, г. Томск, ул. Елизаровых,2, тел. (8-3822) 42-52-33 факс: (8-3822) 41-43-90,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа» КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Кебезенский филиал «Колобок» Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берѐзка» села Иогач ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1.Целевой раздел программы Пояснительная записка Программа математического кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И.А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических
Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Краснощёковский детский сад «Колокольчик»
Рабочая программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
«Логическая азбука»
Шипилова Ольга Геннадьевна
Краснощёково
2013 г.
Пояснительная записка
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
В современной психологии наибольшее значение получила концепция Л.С. Выготского, в которой генезис мышления происходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к словесно-логическому.
Логическое мышление дает ребенку возможность анализировать предметы и явления, выделять их основные существенные свойства и отношения, последовательно рассуждать и делать самостоятельные выводы. Все это способствует развитию важных психологических качеств дошкольника - принятие позиции школьника, овладение умениями учиться.
Ребенок, приходя в школу, этих качеств не имеет. В благоприятных условиях он приобретает их в самом ходе школьного обучения.
Шестилетним детям характерно:
- преобладание игры как основного, ведущего вида деятельности;
- образный характер познавательных процессов;
- практическое отношение ребенка к поставленным задачам (старается достичь конечного результата, а не понять его суть, для чего делается);
В связи с этим в рамках образовательного процесса необходимо создавать условия по развитию познавательных способностей, обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Остановимся на этом подробнее. Особое внимание при обучении детей уделяется развитию произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, следовательно, и осознанного восприятия изучаемого материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок может находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.
Среди заданий на развитие памяти предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.
Отличительной особенностью программы является организация образовательной деятельности, в результате которой идёт активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетными среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.
Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.
Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.
Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.
Классификация - это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки.
Основные цели программы:
Развивать логическое мышление детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
Способствовать ускорению формирования и развития у старших дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
- Развитие умственных способностей детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
- Развитие умения составлять группу из отдельных предметов, разделяя их по характерным признакам и назначению.
- Развитие умения классифицировать предметы по различным основаниям.
- Учить детей сравнивать предметы и образы.
- Развитие умения соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
- Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
- Учить детей развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Возрастной и количественный состав группы.
Данная программа рассчитана для реализации с детьми 6-7 лет.
Содержание программы реализуется в целостном воспитательно-образовательном процессе: специально организованной образовательной деятельности (во второй половине дня).
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов. В детском саду оптимально проводить подгрупповые занятия по 8-10 детей, 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность одного занятия - 35 минут. Занятия проводятся в помещении группы.
Содержание программы.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которую будем развивать на занятии):
Анализ-синтез. Цель - развивать у детей умение делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка-котенок, собака-? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий-тяжелый, холодный-горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель - развивать у детей умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный - короткий, низкий - высокий, узкий - широкий, выше - ниже, дальше - ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель - развивать у детей умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель - развивать у детей умение мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель - развивать у детей умение выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить составлять рассказ по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель - развивать у детей умение распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель - развивать у детей умение при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения - это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Основные формы работы.
- подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
- Игры;
- Упражнения;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Игра-путешествие;
- Рассматривание
- Чтение художественной литературы.
- Интеллектуальные викторины…
Структура занятия.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий:
- Разминка.
- Основное содержание занятия - изучение нового материала.
- Динамическая пауза.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Планируемые результаты освоения детьми программы.
- Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
- Расширяется словарный запас, может при помощи суждений делать умозаключения.
- Развиваются психические процессы: внимания, памяти, логического мышления.
- Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
- Развиваются индивидуальные способности ребенка.
- Способен доказывать свою точку зрения.
Календарно-тематическое планирование
(подготовительная группа)
Раздел, тема занятия, срок проведения. |
Кол-во занятий |
Задачи |
1.Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
|
Учить детей мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; Развивать внимание, восприятие, воображение, |
|
2.Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри-снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);
|
Учить детей мысленно объединять предметы в группы по их свойствам; Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими. Совершенствовать ориентировку в пространстве. |
|
3.Упражнения на развитие характерных качеств мышления: гибкость. Причинность, системность, пространственная подвижность.
|
Учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам; Развивать наблюдательность детей. |
|
4.Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: Цвет, его оттенки; Величина, форма.
|
Развивать способность к овладению сенсорными эталонами, их взаимо комбинациями. Учить детей при помощи суждений делать умозаключения, Способствовать расширению словарного запаса детей. Развивать воображение. |
|
5.Упражнения на формирование приемов умственных действий: сериация, классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, ограничение.
|
Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; Учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Учить детей выявлять закономерности; Способствовать обогащению словарного запаса детей, расширять бытовые знания, Учить детей мысленно распределять предметы в группы по их свойствам; Закреплять обобщающие понятия, свободно оперировать ими |
|
6.Упражненя на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств).
|
Развивать логико-математические способности; умение доказывать свою точку зрения. |
|
Изучение результативности реализации программы.
Для изучения результативности реализации программы проводится исследование уровня развития логического мышления и его операций, для
чего применяются следующие методики:
1. «Невербальная классификация».
2. «Последовательные картинки».
3. «Исключение лишнего».
4. «Размести фигуры».
5. «Обобщающее слово».
Итоговые формы учёта и контроля.
Итоговые открытые занятия;
. Мониторинг (промежуточный (январь) и итоговый (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Критерии |
Шифр ребенка (Ф.И. или символ) Сентябрь январь,май |
|
Ребенок владеет основными логическими операциями. Выполняет инструкции педагога. Умеет устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Умеет объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Может находить закономерности в явлениях, умеет их описывать. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Может при помощи суждений делать умозаключения. Имеет достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Умеет работать в паре и микрогруппе. Умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Заинтересован в результатах своей работы. |
Критерии оценки:
3 балла - проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.
2 балла - проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Методическое обеспечение.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.:Сфера,2005.
- Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.:АСТ,2006.
- Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
- С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
- Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку.- М., АСТ: Хранитель, 2008.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
- Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Череманкина Л.В. Развитие внимания детей.-Ярославль, 1999.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.
Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 330 комбинированного вида»
Программа
по дополнительному образованию
для детей дошкольного возраста
«Юный интеллектуал» (Математика + логика)
Воспитатель:
Братухина Л.С.
г.Омск
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Цель программы :
1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
2. Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
Обучающие:
развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
учить классифицировать предметы по различным основаниям;
учить сравнивать предметы и образы;
учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
развивать быстроту мышления;
побуждать делать самостоятельные выводы;
учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
развитие творческих способностей.
развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
развитие умения различать и называть в процессе моделирования
геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Воспитательные:
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Тип программы: программа «Юный математик» является программой познавательно-исследовательской направленности, которая составлена на основе программы К.В. Шевелёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Программа «Юный математик» будет реализоваться в рамках математического кружка для детей 4-7лет по группам. 1 группа - средняя (4- 5 лет) 2 группа – старшая группа(5-6 лет) 3 группа – подготовительная (6 – 7лет) Программа рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе кружка 10 человек. Продолжительность занятия составляет 20 – 35 мин. Занятия проводятся 8 раз в месяц с октября по май.
РАСПИСАНИЕ НОД
Условия реализации программы:
наличие материально – технического обеспечения;
систематичность посещения кружка «Юный математик»
Формы и методы
В процессе деятельности используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, и другие.
Деятельность проводится:
фронтально (одновременная работа со всеми детьми)
индивидуально-фронтально (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
подгруппами (организация работы в микрогруппе)
индивидуально (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Методы:
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:
элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования;
метод вопросов;
метод повторения;
решение логических задач;
экспериментирование и опыты
Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Индивидуализация и активизация обучения;
Игры и игровые ситуации.
Занятия с дошкольниками к кружке проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Техническое оснащение занятий
Оборудование:
Мольберт
Плакаты
Демонстрационные карты схемы
Индивидуальные карты схемы
CD и аудио материал
Магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.
«Речевое развитие»: поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой НОД кружка.
«Физическое развитие»: осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.
«Социально-коммуникативное развитие»: обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).
«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.
Учебно -- тематический план
Тема | Количество занятий | Время |
||||||||||
Теоретическое | Практическое |
|||||||||||
Перспективный план (4 – 5 лет)
Перспективный план (5- 6 лет)
Перспективный план (6 -7 лет)
3- 4 занятие - Число 20 Числовой отрезок 0 – 20 - Порядковый счет - «Схематизация» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием числа 20. Упражнение в написании цифры 20. Закрепление порядкого счета Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
Методическое обеспечение программы кружка «Юный математик»
1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г. 2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г
3.К.В. Шевелев « Считаю до 10». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2013г.
4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г 5. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» М.; Ювента, 2013г
6. К.В. Шевелев «Думаю, считаю, сравниваю» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2013г 7. К.В. Шевелев «Формирование математических способностей» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2014г 8. К.В. Шевелев «Логика, сравнение, счет» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2016г 9.К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» Ювента, 2013г 10. К.В. Шевелев «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2013г 11. К.В. Шевелев «Развивающие задания» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2016г 12.Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010г.
13. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2015 г.
14. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с. 15. В. Воскобович, Т. Харько . Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры - М., 2003
- В. Франкл и логотерапия. Логотерапия виктора франкла Основатель логотерапии
- Бабкин российское духовенство и свержение монархии
- Каноническое и параметрическое уравнения прямой
- Классификация кинематических пар
- Методика формирования естествоведческих представлений и понятий
- Уроки церковнославянского языка для всех желающих быстро и самостоятельно овладеть им
- ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов Когда открытие зсд центральный участок