Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Cвоеобразие Лирики Тютчева и Фета. Лирические Герои. Музыкальный дар А. Фета

    Cвоеобразие Лирики Тютчева и Фета. Лирические Герои. Музыкальный дар А. Фета

    Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

    Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

    Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

    Эксперты сайта Критика24.ру
    Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


    Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

    Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

    Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

    Обновлено: 2018-02-18

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    1. 1. Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев 1 . Особенности поэзии «чистого искусства» 2. Основные темы поэзии «чистого искусства» 3. Поэзия А. А. Фета 4. Поэзия Ф. И. Тютчева 1 . Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки 1 Поэзия намеков, догадок, умолчаний. 2 Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. 3 Искусство не должно быть связано с жизнью. 4 Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. 5 Это поэзия для избранных. 2. Основные темы поэзии «чистого искусства» Любовь Природа Искусство Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. Образность, нетрадицион- ность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. Певучесть и музыкальность. 3. Поэзия А. А. Фета Природа в стихотворениях поэта: Время года Как представлено в творчестве русская весна пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром,
    2. 2. лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанныхжнивьях русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционныхптиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. Сравнение поэзии о природе у Фета и Некрасова Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе. Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? 1 преклонение перед чистой красотой 2 нарочитая красивость, даже банальность. 3 постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» 4 стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих
    3. 3. каждое ощущение штрихах 5 поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни первый весенний цветок томительный среднерусский полдень короткая северная ночь плач комара хриплый призыв коростеля Фет о творчестве: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». «Целый мир от красоты». «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться» 4. Поэзия Ф.И. Тютчева Особенности поэзии Ф.И. Тютчева Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных, абстрактных категорий. Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. Любовная лирика Что такое любовь? «самоубийство» «блаженство и безнадежность» «поединок роковой» «буйная слепота страстей» это стихия Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»
    4. 4. «Весь день она лежала в забытьи...» Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь - его струи По листьям весело звучали. «Близнецы» Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь. «Предопределение» Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их единенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединокроковой. А.А. Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы" Стихотворение написано в 1883 году. А. А. Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии. Пейзаж у А. А. Фета не самоценен, он выявляет жизнь души. «Оригинальность Фета, - приходит к выводу один из исследователей его поэзии Н. Н. Скатов, - состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека». «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А.А. Фета или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству. Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей, и поэт должен помн ить это. В стихотворении «Учись у них - у ду ба, у березы...» природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них - у ду ба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрасные на них застыли слезы, / И треснула,сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений/ Переболит скорбящая душа». Ф.И. Тютчев "Не то, что мните вы, природа..." В известном стихотворении«Не то, чтомнитевы,природа...» (непозднееапреля 1836года)лирическая мысль Ф.И. Тютчева наиболее близка натурфилософииШеллинга.Этостихотворение явилось полемически страстным выступлением противопубликованных воФранциидвух эссе Г. Гейне «Романтическая школа» (1 833) и «Кисториирелигиии философиив Германии»,где знаменитыйпоэт обру шился не толькона натурфилософиюШеллинга,нои на поэзию «шеллингианцев»Новалиса и Гофмана, утверждая,что «обсу ждать их поведение делоне критика, а врача». «Не то, чтомните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик -/ В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык...». Убеждение во всеобщей одухотворенности природы наибол ее ярко выражено
    5. 5. в этом стихотворении - своеобразном манифесте натурфилософской поэзии Ф. И. Тютчева. Эссе Г. Гейне - лишь повод, адресаты стихотворения - люди, равнодушные к природе, видящие в ней только «слепок», «бездушный лик», не способные понять ее «язык». В стихотворении Ф. И. Тютчева мы сталкиваемся не с романтической метафоризациейи психологизациейприроды,а с одухотворением ее.

    «Афанасий Фет» - Гончаров. Со временем владения Фета расширились - он приобрел еще два поместья. Девушка сгорела от попавшей на платье непотушенной спички. В хозяйстве рачительного барина была собственная мельница и конный завод. Афанасий Фет. Супруги поселились в Москве. С 1883г. Если радует утро тебя, Русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

    «Уроки по творчеству Фета» - В зале стоял рояль. - Какие чувства и мысли вызывает у Вас творчество А.Фета? Рефлексия. "Волшебство звуков в творчестве А.А.Фета". Что является темой стихотворения? Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить... Сколько времени проходит в стихотворении? Какие впечатления у Вас остались после урока?

    «Фет о любви» - Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. В знаменитых фетовских «Вечерних огнях» есть пронзительные строки о Марии, что, умирая, думала о своём любимом: «И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить…».

    «Поэт Фет» - Так плещет на багряном маке Крылом лазурный мотылек. Смерть Фета тоже была странной. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. Мария Петровна Боткова. «Современнике». Лазич трагически погибла при загадочных обстоятельствах. Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать.

    «Фет» - 1820 - 1892. Мария Петровна была некрасива и ей уже исполнилось 28 лет. М. П. Погодин. Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Биография. Военная служба. «Современник». Сборники «Вечерние огни» и переводы. Покупка имения. Новоявленные супруги поселились в Москве. О литературе… Там он познакомился с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной.

    «Фет биография» - Олицетворение? Что такое стих? Сравнение? Брейн-ринг. В чем смысл сопоставления коршуна и человека? Какие вы знаете размеры стиха? Афанасий Афанасьевич Фет. Метафора? Тема: Поэт- пейзажист А. А. Фет. Родители А.А.Фета. Страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».

    Вопросы и задания для сопоставительного анализа

    1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

    3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

    4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

    5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

    6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

    В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

    Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

    Тютчев Фет
    Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
    Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
    Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
    Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
    Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

    Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

    1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

    2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

    3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

    4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

    5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

    6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

    7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

    8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

    1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

    2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

    3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

    4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

    5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

    Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.

    Уникальность поэзии Ф.И. Тютчева

    Федор Иванович написал за свою жизнь немногим более четырехсот стихотворений. делит их на три периода. Мы ограничимся анализом произведений, где отражена жизнь природы с ее глубоким философским подтекстом, и любовной лирикой. Сравнение Тютчева и Фета в этих областях поэзии показывает разность пленительной грации «чистого искусства» А. Фета и наполненность мыслями и неподдельными, хотя скупыми, выражениями чувств у Ф. Тютчева.

    Живя в Ницце после смерти Е. Денисьевой, которую он тяжело переживал, поэт пишет горчайшее стихотворение, в котором сравнивает свою жизнь с птицей, у которой обломаны крылья. Она, видя яркий блеск юга, его безмятежную жизнь, хочет и не может подняться. И вся она «дрожит от боли и бессилья». В восьми строках мы видим все: яркую природу Италии, блеск которой не радует, а тревожит, несчастную птицу, которой больше не суждено летать, и Человека, который переживает ее боль, как свою личную. Сравнение Тютчева и Фета, также пережившего личную драму, здесь просто невозможно. Они говорят по-русски, но на разных языках.

    Стихотворение «Русской женщине», которое состоит из двух строф, актуально и сегодня.

    Кратко обрисовано ее бесцветное и никому не нужное существование на бескрайних, безлюдных, безымянных просторах. Лирический герой сравнивает ее жизнь с облачком дыма, которое постепенно исчезает на тусклом туманном осеннем небе.

    А что же любовь? Она только анализируется. Стихотворение «Лето 1854» в начале пронизано восторгом, колдовством любви, которая далась двоим «ни с того и ни с сего». Но на смотрит «тревожными глазами». За что и откуда такая радость? Не умеет рациональный ум просто ее принять. Надо добраться до истины. По мнению лирического героя это лишь бесовское прельщение...

    Ф. Тютчев - тонкий психолог, и за какую бы тему он ни взялся, то обязательно предстанет перед нами во всем величии гения.

    Музыкальный дар А. Фета

    Сравнение Тютчева и Фета показывает, что за какую бы картину оба поэта ни брались, то в ней обязательно отразится лик природы или любви, зачастую переплетенные вместе. Только у А. Фета больше трепета жизни, переходов состояний. Поэт открывает перед нами мир и его красоту, очень точно их воспроизводя и совершенствуя натуру человека. «Майская ночь» - стихотворение, которое Л. Толстой сразу выучил наизусть.

    Тут и картина ночного неба с тающими облаками, и обещание любви и счастья на земле, которое оказывается достижимо только в небесах. В целом при всей неоспоримой музыкальности Фет пришел к радостному, почти языческому восприятию бытия.

    Взаимоотношения человека и природы у двух поэтов

    При сравнении лирики Тютчева и Фета выясняется, что для Тютчева не существует гармонии между человеком и природой. Он упорно старается разгадать ее вечную загадку, которой у этого сфинкса, может быть, и нет. Фет же восхищается ее красотой помимо своей воли, она вливается в него и выплескивается в виде восторженных произведений на листы бумаги.

    Что значит любовь для каждого из них

    Тютчев считает, что любовь губит человека. Она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь. Она приносит только страдания. Сравнение поэзии Тютчева и Фета показывает, что у последнего и в зрелом возрасте находятся яркие и восторженные краски для описания вспыхнувшего чувства: «Счастию сердце легко предается».

    Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма в Alter ego и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

    Мир - это создание Творца. Оба поэта пытаются познать Создателя через природу. Но если Ф. Тютчев смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то А. Фет, как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

    Обзор материала

    Обзор материала

    Цель: произвести сопоставительный художественный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

    Задачи:

    Выявление изобразительно-выразительных средств; повторение литературоведческой терминологии (тропы и сти­листические фигуры, литературные направления);

    Развитие художественного вкуса;

    Воспитание любви к художественному слову.

    Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, текст стихотворений, музыкальное сопровождение.

    Ход занятий.

    I . Организационный момент.

    II . Биография Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Сообщения студентов в сопровождении мультимедийной презентации.

    1. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873гг). Слово учителя о творчестве поэта.

    П амяти Тютчева (1873)

    Ни у домашнего простого камелька,

    Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

    Нам не забыть его, седого старика,

    С улыбкой едкою, с душою благосклонной!

    Ленивой поступью прошел он жизни путь,

    Но мыслью обнял все, что на пути заметил,

    И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,

    Он был как голубь чист и как младенец светел.

    Искусства, знания, событья наших дней, -

    Все отклик верный в нем будило неизбежно,

    И словом, брошенным на факты и людей,

    Он клейма вечные накладывал небрежно...

    Вы помните его в кругу его друзей?

    Как мысли сыпались нежданные, живые,

    Как забывали мы под звук его речей

    И вечер длившийся, и годы прожитые!

    В нем злобы не было. Когда ж он говорил,

    Язвительно смеясь над жизнью или веком,

    То самый смех его нас с жизнию мирил,

    А светлый лик его мирил нас с человеком!

    А. Н. Апухтин

    Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень не­много; но все написанное им носит на себе печать истинного и пре­красного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, испол­ненного мысли и неподдельного чувства...

    Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в жи­вом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях...

    Н. А. Некрасов. Русские второстепенные поэты. 1850

    В наших глазах, как оно ни обидно для самолюбия современ­ников, г. Тютчев, принадлежавший к поколению предыдущему, сто­ит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. Легко ука­зать на те отдельные качества, которыми превосходят его более да­ровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета, на энергическую часто су­хую и жесткую страстность Некрасова, на правильную, иногда хо­лодную живопись Майкова; но на одном г. Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине; в нем одном замечается та сораз­мерность таланта с самим собой, та соответственность его с жиз­нью автора, - словом, хоть часть того, что в полном развитии сво­ем составляет отличительные признаки великих дарований. <...>

    Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою гиб- костию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной. <...> Г-н Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено уме­реть, а для истинного художника выше подобного сознания награ­ды нет.

    И. С. Тургенев. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева. 1854

    Страстная любовь к жизни и постоянная тревога, в конечном счете обусловленная трагическим восприятием реальной действи­тельности, составляет основу мироощущения Тютчева...

    Тютчев - поэт-мыслитель по преимуществу.

    К. В. Пигарев. Ф. И. Тютчев и его время. 1978

    Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лири­ков, существовавших на земле», с замечательной точностью сказал о поражающем двуединстве, воплотившемся в тютчевском творчестве:

    Да, каждого, кто войдет сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное сли­яние поистине вселенской мощи духа и предельной утонченности души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и опре­деляет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике.

    В. В. Кожинов. Тютчев. 1988

    Внимательно прочитайте приведенные выше высказывания из­вестных поэтов, критиков, литературоведов о Тютчеве-художнике и его поэзии.

    Какое представление у вас складывается по прочтении этих от­зывов о личности самого поэта, его духовном мире?

    2. Из биографии поэта.

    После долгой-долгой зимы, когда в полях еще «белеет снег», а в небе уже запевают первые жаворонки, невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки:

    Весна идет, весна идет –

    И тихих, теплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!

    Эти стихи более ста лет назад написал поэт Федор Иванович Тютчев, а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне, о первых грозах, о прозрачных днях «осени первоначальной» - о родной русской природе.

    Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца возле села Овстуг, Орловской губернии. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позднее. Когда мальчику пошел десятый год, к нему пригласили учителя – Семена Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич - человек хорошо образованный, поэт, переводчик - первый пробудил в своем ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желания писать стихи.

    В пятнадцать лет Тютчев уже был студентом Московского университета. На восемнадцатом году он прекрасно окончил университет и через несколько месяцев уехал на службу в русское посольство за границу.

    Двадцать два года прожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», - писал Тютчев в одном из писем с чужбины.

    Но стихов своих Тютчев почти не печатал, и очень долго имя его как поэта было неизвестно в России. Однажды один из друзей Тютчева передал Пушкину тетрадь его стихов. Пушкину стихи очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник», который тогда издавал.

    Это было в 1836 году. С тех пор стихи Тютчева стали появляться в «Современнике», который тогда широко расходился по всей России. А отдельной книжкой они вышли только в 1854 году. Книжка была маленькая, скромная; в ней было всего сто стихотворений, но о ней сразу все заговорили - такие там были прекрасные стихи.

    Тютчев оставил нам небольшое литературное наследство - немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».

    3. Творческий путь Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892гг.).

    Стихи пленительные Фета.

    А. Жемчужников

    Афанасий Афанасьевич Фет - вы­дающийся лирик XIX века, талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин; А.А. Блок считал Фета своим учителем. П.И. Чай­ковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы напи­сали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (А. Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Н. Римский- Корсаков), «В дымке-невидимке» (С. Танеев), «Я тебе ничего не скажу...» (П. Чайковский), «На заре ты ее не буди...» (А. Варламов) и другие.

    Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его со­временник - поэт А. Жемчужников:

    Памяти Шеншина-Фета

    Он в мире грезы и мечты,

    Любя игру лучей и тени,

    Подметил беглые черты

    Неуловимых ощущений,

    Невоплотимой красоты.

    И пусть он в старческие лета

    Менял капризно имена

    То публициста, то поэта –

    Искупят прозу Шеншина

    Стихи пленительные Фета.

    В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судь­бу называют одновременно и счастливой, и печальной?

    Поэтический мир Фета

    Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие... можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение ос­тавляет в душе читателя... И самое произведение, и содержание его давно уже забылись, но мелодия его таинственно слилась с общею жизнью души нашей, сплелась с нашим духовным организмом.

    В. П. Боткин. Русская литература. А. А. Фет. 1857

    В семье второстепенных русских поэтов г. Фету бесспорно при­надлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворе­ний дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия. <...> Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которой поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долей второстепенно­го поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.

    М. Е. Салтыков-Щедрин. Рецензия на собрание стихотворений Фета. 1863

    Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных по­эзии, и смело делает шаг в нашу область. <...> Это не просто поэт, но скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, ко­торые легко поддаются выражению словом.

    П. И. Чайковский - Константину] Р[оманову].

    Художественное творчество есть самая изумительная, самая не­постижимая, самая таинственная тайна... Вы жаждете проникнуть в тайну творчества <...> в таинственную лабораторию, в которой целое жизненное явление претворялось совершенно в чуждый ему звук, краску, камень. Торопитесь спросить художника, еще не ос­тывшего над своим вдохновенным трудом. Увы! ответа нет! тайна творчества для него самого осталась непроницаемой тайной.

    А. А. Фет. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании. 1867

    В лирике Фета - притом именно в высших ее образцах - по­чти не воссоздаются какие-либо цельные «объекты» художествен­ного видения (а только «детали» этих объектов). В стихах Фета пе­ред нами не предстает определенный природный мир, рельефные человеческие характеры (в том числе даже и характер лирического героя, то есть в конечном счете самого поэта), весомые события. В лирике поэта воплощены, в сущности, только состояния и движения человеческого духа.

    В. В. Кожинов. Поэзия и судьба Афанасия Фета. 1981

    Как поэта-мыслителя Фета отличают лирическая нежность и лирическая смелость. Он нежен, как утреннее пробуждение отро­ка, и смел, как дума видавшая жизнь мудреца. Вступая в область самого тонкого и таинственного, в область человеческих пережи­ваний, Фет вскрывает их природу, дает последовательность моти­вировок, он чувствует, что важно для лирика-мыслителя, - пред­чувствует. <...>

    В конечном счете главное в поэзии Фета - ее высокая человеч­ность. Современная русская лирика испытала на себе безусловное влияние Фета, о чем говорят, прежде всего, творчество разных на ших поэтов, а также их признания.

    Л. А. Озеров. «То, что вечно, - человечно». 1995

    Какие оценки ближе вашему впечатлению от знакомства с поэзией Фета? Мотивируйте свое мнение.

    Начало жизненного пути. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. по­кинула Германию с русским дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий же отец будущего поэта - Иоганн Фёт - чи­новник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орлов­ская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в владельцу «жесточайшие нравственные пытки» (фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).

    Поэт ставит цель - вернуться в дворянское лоно Шенши­ных - и с фантастическим упорством добивается ее. (С 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шен­шиным.)

    Образование. Учился в немецком городе Верро в пансионе, начал сочинять стихи.

    Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного отделения Московского университета. Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорье­вым, тоже студентом, горевшим страстью к стихотворству. Друзья вместе готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Фета, который вышел под инициалами «А. Ф.». Уже следующий сборник появился в журнале под именем «А. Фет».

    Литературоведы считают, что буква «ё» превратилась в «е» в фамилии поэта по вине наборщика.

    Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увле­ченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

    Творческий дебют - сборник «Лирический пантеон» (1840). Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Поэт, по утверждению Фета, - есть сумасшедший и ни­куда не годный человек, лепечущий «божественный вздор». Но стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.

    Военная служба. Фет вернуть дворянское звание и фа­милию. Военную службу в Херсонской губернии поэт использует для тренировки воли и выработки непоколебимого упорства к дос­тижению цели кратчайшим путем. Служит твердо и последова­тельно.

    Цикл стихотворений о любви. Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с кото­рой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по служ­бе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет не­предвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в про­шлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка. Преобладающая тональность любовной лирики Фета - тра­гическая.

    Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» - необычай­ный творческий взлет А. А. Фета.

    Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето», «Осень», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таин­ственные его глубины, лирический герой Фета обретает способ­ность видеть прекрасную душу природы.

    Фета влечет природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, и он радуется каждому малому, «сиюминутному» про­явлению жизни, которая через мгновение окажется уже иной. Его привлекает неповторимость и трепетность этих мгновений.

    Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и других были опубликованы два самых крупных прозаических цик­ла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская проза»: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы - «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.

    Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. По мне­нию Фета, проза - язык жизни обыденной, а поэзия - жизнь чело­веческой души и природы.

    Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870-1892). Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успо­коение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».

    Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части», потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

    «В вечер такой золотистый и яс­ный» (1886), «Одним толчком согнуть ладью живую» (1887), «Ни­когда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...» (1892).

    Переводческая деятельность. Фет переводит античных поэтов, а также произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и других. В переводах стремится к точности. «Ко­нечно, перевожу буквально», - пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

    А. А. Фет - поэт «чистого искусства». Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть свя­зана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

    Таким образом, вопросов общественной жизни в своих сти­хотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полон­ский, А. Н. Майков и другие). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию темами:

    а) родина; б) природа; в) любовь; г) поэт и поэзия (искусство).

    Темы родины и природы «нераздельны». Фет умел «очелове­чить» русскую природу, найти в ней отзвук своим настроениям.

    Любовь в изображении Фета - олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается бо­гатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.

    У Фета много стихотворений об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге се­на ночью южной...» и другие. Искусство, по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью. Поэт писал:

    Неизбежно,

    В мир стремлений,

    Страстно, нежно

    Преклонений

    И молитв;

    Без усилий

    Радость чуя,

    С плеском крылий

    Не хочу я

    Залетать

    Ваших битв.

    Действительно, поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи - это лирические миниатюры, с помощью кото­рых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органи­чески связанного с природой».

    Что поражало современников в поступках и характере Фета?

    Двойственность: Фет - проникновенный лирик и поклон­ник красоты во всех ее проявлениях, и Фет - жестокий и расчет­ливый хозяин, яростный защитник помещичьих интересов.

    III . Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Пейзажная лирика.

    Ф. Тютчев

    Осенний вечер

    Есть в светлости осенних вечеров

    Умильная, таинственная прелесть;

    Зловещий блеск и пестрота дерев,

    Багряных листьев томный, легкий шелест,

    Туманная и тихая лазурь

    Над грустно-сиротеющей землею,

    И, как предчувствие сходящих бурь,

    Порывистый, холодный ветр порою,

    Ущерб, изнеможенье - и на всем

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовем

    Божественной стыдливостью страданья. 1830

    А. Фет

    Я пришел к тебе с приветом

    Рассказать , что солнце встало ,

    Что оно горячим светом

    По листам затрепетало ;

    Рассказать , что лес проснулся ,

    Весь проснулся , веткой каждой,

    Каждой птицей встрепенулся

    И весенней полон жаждой;

    Рассказать , что с той же страстью,

    Как вчера, пришел я снова,

    Что душа все так же счастью

    И тебе служить готова;

    Рассказать , что отовсюду

    На меня весельем веет ,

    Что не знаю сам, что буду

    Петь - но только песня зреет.

    Что общего между этими стихотворениями (тема, главная мысль, пафос, ос­новной художественный прием)?

    Эти стихотворения связывает общий художественный прием - психологический параллелизм. Оба произведения включают в себя пейзажные зарисовки, но очень разные, и не только потому, что Тютчев пишет об осени, а Фет о весне или лете.

    В каждом из этих стихотворений одно предложение. У Тютчева это единая, целостная картина увядания природы. Описание природы обогащено множеством эпитетов. Именно эпитеты создают торжественный и трагичный образ осени. Лирический герой Тютчева, любуясь красотой осеннего увядания, уподобляет его человеческому страданию. В последней строке стыдливость страдания человека названа божественной. Страдание человека столь же величественно, как и печальные перемены в Божьем мире. Лирический герой смотрит на мир со стороны, он наблюдает, анализирует и сопоставляет явления жизни.

    Одно стихотворение изобилует эпитетами (выделите их), другое - глаголами (что это за глаголы? Зачем один глагол несколько раз повторяется?). Какой эф­фект это создает?

    Интересно, что в стихотворении Тютчева только два глагола, один из которых незаметный, незначительный - есть. Второй - зовем - подводит итог, называет, фиксирует смысл сказанного. Стихотворение написано в форме элегии - думать об осени и страдании всегда грустно, а для размышлений собеседник не нужен.

    В каком стихотворении лирический герой участвует в общей жизни на земле, а в каком - словно смотрит со стороны?

    Попробуйте раскрасить стихи, обращая внимание на слова, имеющий свой цвет. Какое из стихотворений более цветное и почему? Как это связано с содержанием текста?

    Какое стихотворение написано в форме послания (обращения к другому чело­веку), а какое - в форме элегии (грустного размышления)? Почему избрана имен­но эта форма?

    Сравнивая эти стихотворения, мы видим удивительное поэтическое мастерство двух русских поэтов. Используя как основной прием психологический параллелизм, обращаясь к картинам природы, Фет создает картину состояния лирического героя в единстве с состоянием природы. Его лирический герой - часть Божьего мира. Тютчев же использует картины природы для сравнения с состоянием человека вообще. Не случайно в стихотворении нет местоимения я. Есть мы, то есть люди вообще. Лирический герой Тютчева - наблюдатель, аналитик, мыслитель.

    2. Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета. Любовная лирика.

    Перед вами тексты двух стихотворений. Внимательно прочитайте их, сопоставьте, затем запишите ваши наблюдения.

    Что объединяет эти стихотворения? Для ответа на этот вопрос обозначьте цве­том: слова, обозначающие время; описания (пейзаж, портрет); чувства, ощущения лирического героя, состояние, чувства девушки.

    Какие образы и как созданы в стихотворении Тютчева (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

    Какие отношения связывают лирического героя и девушку? Важно ли это?

    С какой целью поэт настойчиво обращает внимание на приметы угасающего дня?

    Сравните эпитеты, использованные в первых двух стро­ках третьей строфы.

    Для чего использована эта антитеза?

    В каких строчках сформу­лирована главная мысль стихотворения?

    Каким настроением (пафосом) оно проник­нуто?

    Что можно сказать о лирическом герое стихотворения?

    Какой образ в стихот­ворении является доминирующим (важнейшим)?

    Какие образы и как созданы Фетом (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

    Какой из них является доминирующим (главенствующим)?

    Каким пафосом проникнуто стихотворение?

    Сравните результаты анализа стихотворений и сделайте вывод об особенностях лирики двух поэтов.

    Ф. Тютчев

    Я помню время золотое,

    Я помню сердцу милый край.

    День вечерел; мы были двое,

    Внизу, в тени, шумел Дунай.

    И на холму, там, где, белея,

    Руина замка вдаль глядит,

    Стояла ты, младая фея,

    На мшистый опершись гранит,

    Ногой младенческой касаясь

    Обломков груды вековой;

    И солнце медлило, прощаясь

    С холмом, и замком, и тобой.

    И вечер тихий мимолетом

    Твоей одеждою играл

    И с диких яблонь цвет за цветом

    На плечи юные свевал.

    Ты беззаботно вдаль глядела...

    Край неба дымно гас в лучах;

    День догорал; звучнее пела

    Река в померкших берегах.

    И ты с веселостью беспечной

    Счастливый провожала день;

    И сладко жизни быстротечной

    Над нами пролетала тень.

    А. Фет

    Когда мои мечты за гранью прошлых дней

    Найдут тебя опять за дымкою туманной,

    Я плачу сладостно, как иудей

    На рубеже земли обетованной.

    Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

    Тобой так сладостно и больно возмущенных

    В те дни, как постигал я первую любовь

    По бунту чувств неугомонных,

    По сжатию руки, по отблеску очей,

    Сопровождаемым то вздохами, то смехом,

    По ропоту простых незначащих речей,

    Лишь нам звучащих страсти эхом.

    Оба эти стихотворения - воспоминания о счастливом прошлом, связанные с образом девушки. И это, пожалуй, единственное, что их роднит.

    В стихотворении Тютчева большое место (четыре с половиной из шести строф) уделено описанию: пейзажу и портрету. Место, время года и время суток точно обозначены. Картина живописна, но лирический герой как будто любуется ею со стороны, и мы не знаем, какие отношения связывают его с его юной спутницей, да это, видимо, и не важно: чувства героя не названы, а девушка беспечно весела не оттого, что влюблена или кокетничает с героем, - она просто очень молода.

    Все стихотворение построено на антитезах: высокий берег - внизу река, вверху еще солнце - внизу уже померкли берега, вековая груда камней - мла­денческая нога девушки. Река, камни, небо - все это существует дол го. Человеческая жизнь коротка и быстротечна, ее радости уходят так же быстро, как уходит за горизонт солнце, как отцветают и осыпаются яблони.

    В стихотворении три плана времени: неподвижное «золотое время» этой встречи на берегу Дуная, неподвижное нынешнее («я помню») - время воспо­минания и незаметно летящее время, быстротечность которого ощущает лирический герой.

    Главная мысль стихотворения сформулирована в двух последних строчках. Вспоминая со­бытия далекого угасающего дня на берегу Дуная, лирический герой с грустью думает о быстротечности человеческой жизни. Образ времени доминирует в стихотворении. Мотивы любви, природы Тютчеву необходимы для философских размышлений о жизни вообще.

    В первой строфе стихотворения Фета два плана времени: прошлое и настоящее. Разрыв между ними усилен библейским мотивом в сравнении. Все остальное - воспоминания о чувствах, подаренных лирическому герою первой любовью. Фет - импрессионист, поэт ощу­щения.

    3. О собенности любов­ной лирики Некрасова, Пушкина, Тютчева, Фета.

    «Клиповое сознание» - это бешеный темп, смена ярких кадров, фиксация от­дельных картинок для создания общего впечатления. Заставим «говорить» с помощью цвета сразу несколько стихотворений.

    Художественный анализ стихотворений

    А. С. Пушкин

    СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

    Прощай, письмо любви! прощай: она велела...

    Как долго медлил я! как долго не хотела

    Рука предать огню все радости мои!..

    Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

    Готов я; ничему душа моя не внемлет.

    Уж пламя жадное листы твои приемлет...

    Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

    Виясь, теряется с молением моим.

    Уж перстня верного утратя впечатленье,

    Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

    Свершилось! Темные свернулися листы;

    На легком пепле их заветные черты

    Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

    Отрада бедная в судьбе моей унылой,

    Останься век со мной на горестной груди... 1825

    1. Перескажите стихотворение. Какое событие передаёт автор?

    2. Сколько в нем действующих лиц? Через какие слова и образы они передаются?

    3. Какое настроение сопровождает стихотворение?

    Ф.И. Тютчев

    Она сидела на полу

    И груду писем разбирала,

    И, как остывшую золу,

    Брала их в руки и бросала.

    Брала знакомые листы

    И чудно так на них глядела,

    Как души смотрят с высоты

    На ими брошенное тело...

    О, сколько жизни было тут,

    Невозвратимо пережитой!

    О, сколько горестных минут,

    Любви и радости убитой!..

    Стоял я молча в стороне

    И пасть готов был на колени,

    И страшно грустно стало мне,

    Как от присущей милой тени. 1858

    Н.А. Некрасов

    О письма женщины, нам милой!

    От вас восторгам нет числа,

    Но в будущем душе унылой

    Готовите вы больше зла.

    Когда погаснет пламя страсти

    Или послушаетесь вы

    Благоразумья строгой власти

    И чувству скажете: увы!

    Отдайте ей ее посланья

    Теория: Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

    Тютчев Фет
    Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
    Жизнь - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности
    Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
    Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
    Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

    Задания: прочитайте стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и письменно выполните сопоставительный анализ данных произведений по плану:

    · Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

    · О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

    · Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.

    · Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

    · Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

    Самостоятельная работа № 16.

    Тема: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы.

    Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 1», стр. 134 – 15.

    Формы развития сюжета.

    Задания.

    1. Прочитайте статью учебника о поэме «Кому на Руси жить хорошо» стр. 134 – 157 и отрывки из поэмы в хрестоматии к учебнику на стр. 390. Устно подготовьте ответы на вопросы.

    1. Какую роль в сюжетно – композиционном строе поэмы играет пролог?

    2. Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?

    3. Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

    4. Как представлена в тексте помещичья Русь?

    Самостоятельная работа № 17.

    Тема: А. К. Толстой. Обзор творчества.

    Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 184 – 199

    Варианты заданий.

    Выполните одно по выбору:

    1. Подготовьте доклад о жизни и творчестве А. К. Толстого

    2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край…» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина»

    Самостоятельная работа № 18.

    Тема: Урок поэзии А. Майков, А Григорьев, Я. Полонский

    Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2».

    Задания: подготовить сообщение о творчестве одно из поэтов (А.Майкова, А.Григорьева, Я.Полонского), выучить наизусть одно стихотворение.

    Самостоятельная работа № 19.

    Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.

    Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 216 – 225.

    Задание.

    Прочитайте теоретический материал учебника (Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс. Часть 2) на стр. 216 - 225 и составьте конспект по следующим тезисам:

    1) Дебют писателя;

    2) Достоевский и кружок Петрашевского;

    3)Достоевский на каторге;

    4) Достоевский и проблема веры;

    5) Основные произведения Достоевского.

    Самостоятельная работа № 20.

    Тема: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Бунт Раскольникова – причины и результаты. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

    Теория.

    Теория «наполеонизма» сводится к формуле: «Свобода и власть, а главное - власть!» В романе Достоевского имя Наполеона упомина­ется несколько раз. Интерес к нему в России 60-х годов не случаен. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превра­щать их в орудие для достижения своих целей.

    Теория Раскольникова возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их - в со­циальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Он приходит к мысли, что че­ловечество делится на два разряда: па людей обыкновенных, состав­ляющих большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Напо­леон, которые, если потребуется, не остановятся и перед преступлением.

    Идея теории Раскольникова выражается в мучительном вопросе: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И он уверяет себя, что явля­ется необыкновенным человеком, прирождённым «властелином судь­бы». Власть ему нужна для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Кате­рину Ивановну, - всё страдающее человечество. Убийство вредной, жад­ной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном слу­чае своей страшной теории. Отсюда вытекает вывод, сформулированный самим героем: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

    Крушение теории Раскольникова заключается в его ошибке: при­чины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравствен­ного строя и его законов, наш герой хочет следовать им. И в результате теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, испытывает бесконечное отвращение к себе. Вместо счастья он неизбежно приносит зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда его отчаяние: «Я себя убил, а не старушонку».

    Задания:

    1. Перечитайте содержание статьи Раскольникова «О праве сильной личности»

    Заполните недостающие строки ниже (письменно в тетради):

    1) Раскольников убеждён (он «верит»), что все люди по природе делятся на ____ разряда: _________________. «Обыкновенные» люди – это люди, которые «живут в послушании», они не имеют «нового слова». «Необыкновенные» люди -______________________. Все они _________: «переступают закон», молчаливо принятый большинством». Это сильные люди.

    2) Люди «необыкновенные» могут разрешить себе _______________________________________

    2. Прочитайте следующие размышления Раскольникова: «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свята чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливаясь и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь». Сделайте вывод о том, как приходит Раскольников к своей «идее» (устно).

    Напишите сочинение – миниатюру «В чем суть теории Раскольникова, актуальна ли она сегодня?»

    Самостоятельная работа № 21.

    Цели урока:

    • систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;
    • научить ребят находить общее в творчестве поэтов;
    • прививать любовь к русской поэзии.

    Оборудование:

    • репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза”;
    • портреты Ф.И.Тютчева<Рисунок 1> и А.А.Фета<Рисунок 2>;
    • магнитофон, кассеты с романсами, выставка книг о Ф.И.Тютчеве и А.А.Фете; у каждого учащегося на столе лежат распечатки стихотворений, которые будут звучать на уроке.

    Ход урока

    Здравствуйте, ребята!

    Сегодня мы рассмотрим художественный мир лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    Наша задача - систематизировать те знания, которые вы получили при изучении творчества этих поэтов.

    Кроме того, сегодняшний урок поможет вам подготовиться к сочинению.

    Мы поговорим с вами о (план урока на доске):

    1. пейзажной поэзии Тютчева и Фета;
    2. философской лирике;
    3. лирике любви.

    Запишите пункты плана в тетрадь!

    1. Пейзажная лирика.

    Откуда были родом Тютчев и Фет?

    (оба из Орловской губернии: Фет - Новосёлки Мценского уезда, Тютчев – Овстуг на Брянщине)

    Каких ещё вы знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии?

    (Кольцов, Тургенев, Лесков)

    Какой теме уделяли оба поэта много внимания?

    (теме природы)

    Тютчев и Фет – певцы природы средней полосы России.

    А Воскресенск (город, в котором проходит урок) - средняя полоса? (Да)

    Значит, Фет и Тютчев могли наблюдать примерно такой же пейзаж, который мы видим за окном и на репродукции (на доске прикреплена репродукция с изображением зимы).

    Давайте послушаем стихотворение Тютчева “Зима недаром злится”.

    Зима недаром злится,
    Прошла её пора –
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора.

    И всё засуетилось,
    Всё нудит Зиму вон –
    И жаворонки в небе
    Уж подняли трезвон.

    Зима ещё хлопочет
    И на Весну ворчит.
    Та ей в глаза хохочет
    И пуще лишь шумит…

    Взбесилась ведьма злая
    И, снегу захватя,
    Пустила, убегая,
    В прекрасное дитя…

    Весне и горя мало:
    Умылася в снегу
    И лишь румяней стала
    Наперекор врагу.

    Чем удивило вас это стихотворение? Каковы его особенности?

    (Природа оживает, олицетворения)

    А теперь послушайте стихотворение А.А.Фета.

    Пришла, - и тает всё вокруг,
    Всё жаждет жизни отдаваться,
    И сердце, пленник зимних вьюг,
    Вдруг разучилося сжиматься . (Замерло от восторга)

    Заговорило, зацвело
    Всё, что вчера томилось немо,
    И вздохи неба принесло
    Из растворённых врат эдема . (Рай)

    О чём стихотворение? (О приходе весны)

    Что объединяет стихотворения Тютчева и Фета? (одна тема)

    Обратите внимание, что очень часто Тютчева и Фета интересуют переходные моменты: оба ждут весну.

    А с чем у вас ассоциируется весна? (Приближение весенних дождей, весенней грозы)

    С чем связан образ грозы? Каков его смысл?

    (Гроза как очищающая сила, природа оживает после грозы)

    Докажите мне это.

    Давайте посмотрим, как раскрывается образ грозы у Тютчева.

    (Читает ученик наизусть стихотворение “Весенняя гроза”)

    Весенняя гроза.

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик брызнул, пыль летит,
    Повисли перлы дождевые,
    И солнце нити золотит.

    С горы бежит поток проворный,
    В лесу не молкнет птичий гам,
    И гам лесной и шум нагорный –
    Всё вторит весело громам.

    Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба,
    Смеясь, на землю пролила.

    Какое художественное средство помогает передать красоту природы? (Олицетворение)

    Найдите эпитеты в этом стихотворении.

    А сейчас я прочту самое известное стихотворение Фета:

    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слёзы,
    И заря, заря!

    Какая особенность в этом стихотворении?

    (Много назывных предложений)

    Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение- картина…”

    2. Философская лирика.

    Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

    (Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

    Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика)

    Так у Тютчева:

    Дума за думой, волна за волной –
    Два проявленья стихии одной:
    В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
    Здесь – в заключении, там – на просторе,
    Тот же всё вечный прибой и отбой,
    Тот же всё призрак тревожно-пустой. (“Волна и думы”)

    Между чем Тютчев проводит параллель в этом стихотворении?

    (Движения в природе совпадают с волнением человеческой души, мысли)

    И у Фета описание природы передаёт состояние человека. Например, в стихотворении “Какая грусть! Конец аллеи…” (1862)

    На небе ни клочка лазури,
    В степи всё гладко, всё бело,
    Один лишь ворон против бури
    Крылами машет тяжело.

    И на душе не рассветает,
    В ней тот же холод, что кругом,
    Лениво дума засыпает
    Над умирающим трудом.

    Мы видим тоже параллель природы и состояния души человека.

    Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни.

    Какие вы помните противоречия в жизни Фета, на что он потратил много сил?

    (Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин)

    Фет устаёт от этого, ищет покоя в потустороннем мире в стихотворении “Смерть” (1878)

    Слепцы напрасно ищут, где дорога,
    Доверясь чувств слепым поводырям;
    И если жизнь – базар крикливый бога,
    То только смерть – его бессмертный храм.

    У Тютчева другое восприятие жизни и смерти.

    Когда дряхлеющие силы
    Нам начинают изменять
    И мы должны, как старожилы,
    Пришельцам новым место дать, -
    Спаси тогда нас, добрый гений,
    От малодушных укоризн,
    От клеветы, от озлоблений
    На изменяющую жизнь…

    (Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление)

    3. Лирика любви.

    Ребята, а какие вы помните противоречия в жизни Тютчева и Фета, отразившиеся в лирике любви? Что объединяет личную жизнь Фета и Тютчева?

    (Оба пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.

    Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта)

    Следовательно, это чувство носит в лирике трагический характер.

    Послушайте воспоминание Тютчевым последних часов Е.А.Денисьевой:

    Весь день она лежала в забытьи,
    И всю её уж тени покрывали,
    Лил тёплый летний дождь – его струи
    По листьям весело звучали.

    И медленно опомнилась она,
    И начала прислушиваться к шуму,
    И долго слушала – увлечена,
    Погружена в сознательную думу…

    И вот, как бы беседуя с собой,
    Сознательно она проговорила
    (Я был при ней, убитый, но живой): (Почему?)
    “О, как всё это я любила”

    Любила ты, и так, как ты, любить –
    Нет, никому ещё не удавалось!
    О господи!.. и это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…

    1864, Ницца

    Радостного в любви почти нет.

    Послушайте отрывок из романса. На чьи стихи он положен? <Приложение 1>

    (Звучит романс “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

    Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер).

    Какое ощущение возникает при его прослушивании?

    (Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

    Послушайте ещё один романс (на стихи Фета “На заре ты её не буди”).

    На заре ты её не буди,
    На заре она сладко так спит;
    Утро дышит у ней на груди,
    Ярко пышет на ямках ланит.

    И подушка её горяча,
    И горяч утомительный сон,
    И, чернеясь, бегут на плеча
    Косы лентой с обеих сторон.

    Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

    Наш урок подходит к концу.

    Мы сегодня ещё больше узнали о творчестве великих поэтов. Доказательством их величия и таланта являются пророческие слова самого Тютчева о России:

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать -
    В Россию можно только верить.

    Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

    О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

    Он в мире грёзы и мечты,
    Любя игру лучей и тени,
    Подметил беглые черты
    Неуловимых ощущений,
    Невоплотимой красоты.
    И пусть он в старческие лета
    Менял капризно имена
    То публициста, то поэта –
    Искупят прозу Шеншина
    Стихи пленительные Фета.

    А теперь запишите темы домашних сочинений :

    1. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии.

    2. Лирика А.А.Фета в моём восприятии.

    3. Свободная тема по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета (тему формулирует сам учащийся).

    Итоги урока, выставление оценок.

    Дополнительные вопросы для рассмотрения на уроке. Поэты и политика.

    Фет и Тютчев в своём творчестве были далеки от политической жизни, социальных вопросов.

    Но отношение к грандиозным историческим событиям мы всё-таки можем найти в их стихотворениях.

    Вспомните пушкинские строки:

    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена! (“К Чаадаеву”, 1818)

    Вас развратило Самовластье,
    И меч его вас поразил.

    Что это значит?

    (Тютчев считает, что без глубокого знания России любое политическое действие обернётся насилием, самовластьем. Но Пушкина при этом он ценит высоко!)

    На стенде надпись: “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”. Тютчев о Пушкине.

    А.А.Фет вообще не желает вмешиваться в общественные битвы. Для него радость в поэзии, в творчестве, а не в обществе:

    Радость чуя,
    Не хочу я
    Ваших битв.

    И даже отворачивается от страдающего человека:

    Я ради мук твоих не стану изменять

    Свободы вечному призванью.

    Это отличает его от Некрасова: “Не верь, что неимущий хлеба// Не стоит вещих струн твоих” (“Поэт и гражданин”), “Я лиру посвятил народу своему” и др.

    Фет в творчестве старается закрыться от политики, социальных тем, уйти в себя.

    Вопросы и задания для сопоставительного анализа

    1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

    3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

    4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

    5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

    6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

    В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

    Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

    Тютчев Фет
    Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
    Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
    Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
    Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
    Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

    Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

    1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

    2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

    3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

    4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

    5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

    6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

    7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

    8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

    1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

    2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

    3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

    4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

    5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

    6. В чем своеобразие темы любви в лирике Фета?

    7. Какова стилистическая роль метафор в поэзии Ф. И. Фета?

    8. "Что есть красота?" (Н. Заболоцкий). (По лирике Фета).

    9. Импрессионизм поэзии Фета.

    10. Почему у лирического "я" Фета радость есть преодоленное страдание?

    11. Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета). (По выбору уча­щихся).

    12. В чем особенности поэтического стиля Тютчева и Фета?