Войти
Логопедический портал
  • Княжение ярослава мудрого Значение «Русской Правды»
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века). Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века) Реформа образовательной сферы

    Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века). Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века) Реформа образовательной сферы

    Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

    Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

    Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.

    Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.

    Что такое либерализм

    Либерализмом называют направление общественно-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние на человека государства и других структур, в том числе религии, в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.

    Причины либеральных реформ

    Основная причина либеральных реформ – отставание России от передовых европейских стран, к середине XIX века ставшее особенно ощутимым. Другая причина – крестьянские восстания, количество которых резко возросло к середине 1850-х годов; народные выступления угрожали существующему государственному строю и самодержавной власти, поэтому положение необходимо было спасать.

    Предпосылки реформ

    Российское общество во все периоды Нового времени было очень пёстрым. Законченные консерваторы здесь соседствовали с либералами, ревнители старины – с новаторами, людьми со свободными взглядами; сторонники самодержавия пытались ужиться с приверженцами ограниченной монархии и республиканцами. К середине девятнадцатого века противоречия между «старыми» и «новыми» россиянами обострились, поскольку выросла целая плеяда просвещённых дворян, жаждавшая масштабных перемен в стране. Императорскому дому пришлось пойти на уступки, чтобы сохранить верховную власть.

    Задачи реформ

    Основная задача либеральных реформ – преодоление социальной, политической, военной и интеллектуальной отсталости Российской империи. Особенно остро стояла задача отмены крепостного права, которое к тому времени морально сильно устарело, да и тормозило экономическое развитие страны. Ещё одна задача – проявить активность именно «сверху», со стороны царской власти, пока за радикальные преобразования не взялись революционеры.

    Реформа управления земствами и городами

    Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

    Реформы проводились согласно «Положения о губернских и уездных местных учреждениях» от 1 января 1864 г. в 34 губерниях европейской части империи и «Городового положения» от 16 июня 1870 г.

    Земская реформа

    Городская реформа

    Органы управления

    • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
    • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
    • Глава городской думы и управы – Городской голова.
    • Распорядительный орган – Городская дума.
    • Исполнительный орган – Городская управа.
    • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
    • Помощь голодающим в недородные годы;
    • Устройство местного промышленного производства;
    • Агрономия и ветеринария;
    • Статистика.
    • Городское благоустройство.
    • Развитие местного производства и торговли.
    • Организация работы рынков города.
    • Образование и здравоохранение.
    • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

    Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

    • прямые в земледельческой и городской;
    • многостепенные в крестьянской.

    Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

    Основными принципами земской и городской реформ были:

    1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
    2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
    3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

    Демократичная судебная реформа

    Судебная, из всех либеральных реформ, считается самой последовательной. С 1861 г. начата работа над «Основными положениями преобразования судебной части России». В 1864 государь утвердил современные судебные уставы определившие новые принципы судопроизводства:

    Организационные принципы суда

    Бессословность суда.

    Несменяемость и независимость судей.

    Гласность.

    Разграничение полномочий судов.

    Введение института присяжных заседателей.

    Создание института судебных следователей.

    Введение института нотариусов.

    Выборность отдельных судебных органов.

    Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

    Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

    Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

    Система судов

    Специальные.

    Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

    Назревшая реформа армии

    Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

    1. Создано 15 военных округов.
    2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
    3. Введены новые воинские уставы.
    4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
    5. Отмена рекрутской системы.
    6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

    В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

    Реформа образовательной сферы

    Учреждение «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и Устава средней школы решало проблемы:

    • доступности образования для всех сословий;
    • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
    • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
    • расширения автономии университетов.

    Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

    Попутные реформы

    Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

      Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

      Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

      Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.

    Либеральные реформы Александра II: плюсы и минусы

    Название реформы

    Сущность реформы

    Судебная реформа

    Создавалась единая система судов, при этом все сословия уравнивались перед законом. Судебные заседания стали публичными, а также получали освещение в средствах массовой информации. Стороны теперь имели право пользоваться услугами негосударственных адвокатов.

    Реформа провозглашала равенство всех групп населения в правах. Отношение государства к человеку теперь формировалось на основе его поступков, а не происхождения.

    Реформа была непоследовательной. Для крестьян создавались особые волостные суды со своей системой наказаний, в которую входили и побои. Если рассматривались политические дела, то административные репрессии применялись даже в случае, если приговор был оправдательным.

    Земская реформа

    Были внесены изменения в систему местного самоуправления. Были назначены выборы в земские и уездные управы, которые проходили в два этапа. Местное правительство назначалось на четырёхлетний срок.

    Земства занимались вопросами начального образования, здравоохранения, налогообложения и т. д. Местным органам власти предоставлялась определённая автономия.

    Большинство мест в земских органах власти занимали дворяне, крестьян и купцов было мало. Вследствие этого все вопросы, затрагивающие интересы крестьян, решались в пользу помещиков.

    Военная реформа

    Рекрутский набор заменён всеобщей воинской повинностью, охватывающей все сословия. Были созданы военные округа, основан главный штаб.

    Новая система позволяла сократить численность армии в мирное время и оперативно собрать большое войско в случае необходимости. Проведено масштабное перевооружение. Создана сеть военных училищ, образование в которых было доступно представителям всех сословий. Отменены телесные наказания в армии.

    В некоторых случаях телесные наказания сохранялись – для «оштрафованных» солдат.

    Крестьянская реформа

    Юридически устанавливалась личная независимость крестьянина, также ему выдавался определённый земельный надел в постоянное пользование с последующим правом выкупа.

    Устаревшее и изжившее себя крепостное право было окончательно ликвидировано. Появилась возможность существенно поднять уровень жизни сельского населения. Благодаря этому удалось устранить опасность крестьянских бунтов, ставших в 1850-е годы обычным явлением в стране. Реформа позволила договориться и с помещиками, которые оставались полноправными владельцами всех своих угодий, за исключением небольших участков, выделяемых для крестьян.

    Сохранялся оброк, который крестьяне обязаны были платить помещику в течение нескольких лет за право пользования землёй, размер оброка помещик имел право устанавливать по своему усмотрению.

    Образовательная реформа

    Вводилась система реальных училищ, в которых, в отличие от классических гимназий, упор делался на преподавание математики и естественных наук. Было создано значительное количество исследовательских лабораторий.

    У народа появилась возможность получать разностороннее и более светское образование, осваивать науки в их современном (на то время) состоянии. Кроме того, начали открываться курсы высшего образования для женщин. Плюсом для правящего класса стало устранение опасности распространения революционных идей, поскольку молодёжь теперь получала образование в России, а не на западе.

    Выпускникам реальных училищ было ограничено поступление в высшие специальные учебные заведения, а в университет они не могли поступить вовсе.

    Городская реформа

    Вводилась система городского самоуправления, в том числе городские Дума, управа и избирательное собрание.

    Реформа позволяла населению городов обустраивать своё городское хозяйство: строить дороги, инфраструктуру, кредитные учреждения, пристани и т. д. Это позволило оживить торговое и промышленное развитие страны, а также приобщить население к гражданской жизни.

    Городская реформа носила откровенно националистический и конфессиональный характер. Среди депутатов городской думы число нехристиан не должно было превышать трети, а городской голова не должен был быть евреем.

    Итоги реформ

    «Великие реформы», как их принято называть в исторической науке, значительно осовременили и модернизировали Российскую империю. Сословное и имущественное неравенство различных слоёв населения было значительно сглажено, хотя и сохранялось вплоть до Октябрьской революции. Заметно повысился уровень образования населения, в том числе низших сословий.

    В то же время обострились столкновения между «просвещёнными бюрократами», разработавшими и проведшими реформы, и аристократическим дворянством, желавшим сохранить старые порядки и своё влияние в стране. Из-за этого Александр II вынужден был лавировать, отстраняя «просвещённых бюрократов» от дел и вновь назначая их на свои посты при необходимости.

    Значение реформ

    «Великие реформы» имели двоякое значение, что и планировалось царским правительством изначально. С одной стороны, расширение прав и свобод граждан улучшило социальную обстановку в стране; широкое распространение образования положительно сказалось на модернизации российской экономики, способствовало развитию науки; военная реформа позволила заменить старую, дорогую и неэффективную армию более современной, вполне отвечающей своим основным задачам и наносящей минимум вреда личности военнослужащего в мирное время. «Великие реформы» способствовали разложению остатков феодального строя и развитию капитализма в России.

    С другой стороны, либеральные реформы укрепили силу и авторитет самодержавной власти и позволили бороться с распространением радикальных революционных идей. Так уж получилось, что наиболее верными сторонниками неограниченной царской власти были именно либеральные «просвещённые бюрократы», а не заносчивая аристократическая верхушка. На образование возлагалась особая роль: молодёжь следовало научить основательно мыслить, чтобы помешать формированию в её умах поверхностных радикальных взглядов.

    Либеральные реформы, которые проводились в 60-70-х годах 19 века, были логическим продолжением отмены крепостной зависимости. Новая социальная структура требовала изменений в административном управлении и государственно строе.

    Курс модернизации государства был подкреплен городской, земской, военной и судебной реформами. Благодаря таким преобразованиям, русское самодержавие приспособилось к стремительному развитию капитализма в государстве.

    Судебная реформа

    В 1864 году в Российской империи была введена новая система судопроизводства, которая регулировалась законом «О новых судебных уставах». Суд становился демократической инстанцией в его состав входили представители всех сословий общества, процесс становился гласным, додерживалась процедура обязательного судебного состязания.

    Компетенция судов строго разграничивалась гражданские иски рассматривались в мировом суде, уголовные преступления в окружном. Наивысшей судебной инстанцией был Сенат.

    Для рассмотрения политических преступлений, в том числе направленных против самодержавия, были организованы особые суды, в процессе заседания которых исключался принцип гласности.

    Военная реформа

    Сокрушительное поражение русских войск в Крымской войне показало то, что армия, основанная на рекрутстве малоэффективная и во многом проигрывает европейским вооруженным силам. Император Александр II инициировал создание новой армии с запасом личного состава.

    С 1874 года, все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, обязывались проходить всеобщую военную подготовку, которая длилась 6 лет. Граждане Российской Империи, имевшие высшее образование, часто освобождались от службы в армии. К концу 70-х годов была полностью обновлена материально техническая база армии - гладкоствольные оружия заменялись нарезными, вводилась система стальной артиллерии, увеличивались конные резервы.

    Также в этот период активно развивался паровой флот. В государстве открывались учебные заведения, в которых проводилась подготовка военных специалистов. Благодаря тому, что Российская Империя не учувствовала в военных противостояниях, имперскую армию удалось значительно укрепить и поднять боеспособность.

    Земская реформа

    После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы.

    Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами.

    Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия.

    Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития.

    Государственный строй

    В пореформенный период в России сохраняется абсолютная монархия, император

    пользуется неограниченной властью.

    Высшим совещательным органом оставался Государственный совет,

    осуществлявший рассмотрение законопроектов и кодификацию законов. При нем

    действовали различные комиссии и комитеты.

    Сенат оставался высшим органом судебного надзора. Накануне реформ был

    учрежден высший государственный орган – Совет Министров, в составе председателя

    Государственного Совета, членов Комитета министров, главноуправляющих.

    Председателем в нем император.

    В структуре министерств и ведомств в этот период произошли серьезные

    изменения, некоторые министерства образовали свои органы на местах созданы новые

    министерства. В период нарастающего развития капитализма в России резко повысилась

    роль и значение таких государственных органов, как Министерство государственных

    имуществ, Министерство финансов, Министерство путей сообщения.

    Совершенствовалась работа Министерства внутренних дели его органов на местах

    Губернских правлений, губернских присутствий, уездных полицейских управлений и т.д.

    В дальнейшем происходит усиление репрессивных функций государственного аппарата, в

    отношении прежде всего политических противников режима. По закону 1871 г.

    политические дела стали изыматься из ведения судебных следователей и передаваться

    жандармерии. В 1882 г. принимается специальный закон о полицейском надзоре.

    В 1866-1867 гг. в целях укрепления самодержавной власти резко усилилась власть

    губернаторов. Им теперь подчинялись все местные учреждения и чиновники,

    представлено было право закрывать земские собрания в случае нарушения ими правил, а

    земствам было запрещено поддерживать между собой связи и публиковать без

    разрешения губернатора свои постановления и отчеты.

    Министерство юстиции осуществляло контроль за судебной системой страны,

    министр юстиции ведал подбором судебных кадров и выполнял надзорные функции.

    России, обострившийся в результате поражения в Крымской войне, мог быть преодолен

    лишь проведением коренных реформ, основной из которых является отмена крепостного

    права, которое служило главным тормозом развития рыночных отношений в стране. 52

    Александр II, выступал в 1856 г. перед московским дворянством, убедил их в

    необходимости отмены крепостного права, указав, что лучше его уничтожить сверху,

    нежели дождаться, когда оно начнет уничтожаться снизу.

    В 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, который



    впоследствии был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся

    в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых поступали предложения и

    проекты по проведению реформы.

    Во время подготовки реформы шла острая борьба между различными

    группировками дворянства, которые делились на либералов и консерваторов.

    Консерваторы выступали за сохранение всей земельной собственности в руках помещиков

    и безземельное освобождение крестьян, а либералы – за освобождение крестьян с землей

    и наделение их гражданскими правами.

    В результате подготовленная реформа носила компромиссный характер и была

    направлена, с одной стороны, на сохранение помещичьего землевладения, а с другой –

    обеспечивала в целом сохранение за крестьянами их дореформенных наделов земли за

    утвердил "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". В

    соответствие с новыми законами крепостное право помещиков на крестьян отменялось

    навсегда, и крестьяне объявлялись свободными сельскими жителями с наделением их

    гражданскими правами и свободами – свободой вступления в брак, самостоятельного

    заключения договоров, правом обращаться в суд, заниматься предпринимательством и

    торговлей, сменой места жительства, перехода в другое сословие и др.

    Вместе с тем реформа не уравняла крестьян с помещиками в их гражданских

    правах. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в

    сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость. В селах и

    волостях крестьянам было предоставлено самоуправление. Органом самоуправления

    сельского общества был сход, на котором крестьяне выбирали на 3 года сельского

    старосту и сборщика податей. Органом самоуправления волости также был сход, на

    котором выбирали волостное правление во главе с волостным старостой и волостным

    судьей для решения дел о маловажных проступках и тяжбах крестьян.

    Крестьянин был закреплен общиной и круговой порукой в общине. Уйти из

    общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при условии, что

    другую половину выплатит община.

    положение, титулы, звания сословные организации – губернские и уездные дворянские

    собрания, Политическая власть и после реформы 1861 г. остается в руках дворянства.

    Отмена крепостного права потребовала кардинального обновления

    государственного аппарата России в направлении постепенного реформирования

    абсолютной монархии в конституционную. Это привело к принятию ряда

    государственных реформ, среди которых были:

    Финансовая реформа 1862-1868 гг. Финансовая реформа заключалась прежде

    всего в централизации финансового хозяйства России в руках министра финансов и

    финансировании всех государственных расходов через Министерство финансов.

    Государственный бюджет составлялся Министерством финансов, а рассматривался и

    утверждался Государственным советом.

    Старые подати – подушная и винные откупа были заменены поземельным налогом

    и акцизами (ими облагались вино, табак, соль, сахар), что привело к росту доходной части

    государственного бюджета. Вместе с тем росли и государственные расходы.

    В 1860 году был создан Государственный банк, а также сеть коммерческих

    банков. Выкупные операции осуществлялись учрежденными для этих целей крестьянским53

    и дворянским банками. На Государственный банк была возложена также функция по

    финансированию торгово-промышленных предприятий. Произошла централизация учета

    и контроля средств государственного бюджета.

    Военная реформа 1864-1874 гг. Поражение в Крымской войне показало всю

    отсталость военной машины России. Встал вопрос о проведении коренных

    преобразований в военной сфере. В 1874 году был утвержден "Устав о воинской

    повинности", вводивший для всего мужского населения всеобщую воинскую повинность.

    Лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, призывались на военную службу по

    жребию. Не попавшие на службу зачислялись в ополчение. Сроки службы в армии –

    шесть лет с последующим зачислением в запас на 9 лет и на флоте, соответственно, семь

    лет службы, 3 года в запасе.

    Для лиц, закончивших высшие учебные заведения, срок службы сокращался до 6

    месяцев, гимназии – до полутора лет, городские училища – до 3 лет и начальные школы –

    Офицерские кадры готовились в юнкерских училищах, военных гимназиях и

    военных академиях, предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству.

    Военная реформа имела прогрессивное значение. Она избавила население от

    рекрутчины, ускорила ломку сословного строя, способствовала развитию

    железнодорожной сети, поскольку без железных дорог не возможно было проведение

    широкой мобилизации уволенных в запас.

    Судебная реформа 1864 г. Дореформенная система судопроизводства была

    архаична и запутанна. Исторически сложились сословные суды для дворян, горожан,

    крестьян, существовали военные, духовные, коммерческие, межевые суды. Рассмотрение

    дел в судах происходило при закрытых дверях. Судебные функции часто выполняли

    административные органы. В крепостной России суд и расправу над крепостными часто

    вершил сам помещик. С падением крепостного права судебная реформа стала

    неизбежной.

    В 1864 г. были утверждены основные акты судебной реформы: Учреждение

    судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского

    судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В соответствии с

    этими актами были созданы две системы судов – местные и общие. К местным

    относились:

    1. Мировые судьи;

    2. Съезды мировых судей.

    К общим судам относились:

    1. Окружные суды для нескольких уездов;

    2. Судебные палаты по гражданским и уголовным делам, учреждаемые в каждом

    округе, состоящем из нескольких губерний или областей;

    3. Кассационные департаменты Сената.

    Новые судебные органы были всесословными, т.е. они рассматривали уголовные и

    гражданские дела всех подданных империи, к какому бы сословию они не принадлежали.

    Реформа судебной системы базировалась на новых принципах: равенство всех

    перед законом и судом, отделение суда от администрации и осуществление правосудия

    только судом, создание всесословного суда, гласность судебного разбирательства,

    состязательность сторон, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор,

    выборность мировых судей и присяжных заседателей.

    В ходе судебной реформы были созданы такие новые институты, как выборный

    мировой суд, институты судебных следователей, присяжных заседателей, адвокатуры,

    учреждены при судах прокуроры с одним или несколькими товарищами (заместителями).

    Судебная реформа была самая радикальная из всех проводимых в стране

    буржуазных реформ. Благодаря ей российская юстиция стала вровень с юстицией самых54

    передовых стран. В результате произошло отделение судебной власти от других властей,

    предварительного следствия от полиции и суда, был создан самый демократичный суд

    присяжных заседателей.

    К недостаткам судебной реформы можно отнести: ограничение роли суда

    присяжных, отсутствие единства судебной системы, недопущение защиты на стадии

    предварительного следствия и т.д.

    В ходе полицейской реформы 1862 г. городская и уездная полиция были

    объединены в единую полицейскую систему, включающую урядника в волости и

    пристава в городе, а на уровне уезда – исправника. В губернских городах во главе

    полиции стоял полицмейстер, который подчинялся губернатору, а руководил всей

    полицейской системой страны министр внутренних дел. В 1880 г. в полицейскую систему

    были включены губернские жандармские управления. Были созданы также сыскные и

    охранные отделения.

    Тюремная реформа. В 1879 г. руководство тюремными заведениями было

    возложено на Главное тюремное управление. Положение заключенных в некоторых

    отношениях улучшилось, была создана система медицинского обслуживания. Однако к

    заключенным могли применить и специальные меры наказания: телесные наказания,

    помещение в карцер. Лишь в 1863 г. были отменены телесные наказания для женщин и

    клеймение, но розги в местах лишения свободы применялись вплоть до Февральской

    революции 1917 г. Применялись различные виды заключения – в крепость, в

    исправительный дом, арест, наказание в виде ссылки на Сахалин. Отбывшие каторгу

    переводились в состав ссыльнопоселенцев.

    Земская реформа. Земства создавались для руководства местным хозяйством,

    торговлей, народным образованием, медицинским обслуживанием, общественным

    Положение о губернских и уездных земских учреждениях, по которому создавались

    органы всесословного самоуправления – земские собрания. Выборы депутатов в земское

    собрание осуществлялись по 3-м куриям, были неравными и непрямыми:

    1. Курия уездных землевладельцев, имеющих не менее 200-800 десятин земли (в

    основном это была курия помещиков);

    2. Городская курия, участники которой должны были иметь высокий

    имущественный ценз, что отсекало малоимущие слои населения. Рабочие и

    ремесленники также отстранялись от выборов.

    3. Сельская курия имела систему трехступенчатых выборов: крестьяне,

    выдвинутые на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание,

    которое избирало депутатов (гласных) земства.

    Уездные и губернские земские собрания ежегодно собирались на 2-3 недели для

    решения возложенных на них задач – а это утверждение смет расходов и доходов, выборы

    исполнительных органов.

    В отличие от земских собраний земские управы были постоянно действующими

    органами, которые ведали всеми земскими делами. Учреждение земств было большим

    шагом вперед в демократизации всей системы управления России, за исторически

    короткий срок их существования была проделана огромная работа по повышению

    благосостояния народа, развитию предпринимательства, торговли, просвещения,

    здравоохранения. Земства воспитали целую плеяду политиков либерального и

    демократического направления, сыгравших большую роль во всех сферах жизни

    общества.

    К недостаткам реформ можно отнести ее неполноту - отсутствовали низшее

    (волостное) и высшее (всероссийское) звенья земской системы. Руководство и контроль за

    земствами осуществляло дворянство. Земства были ограничены в материальных

    средствах, хотя имели право облагать население сборами и повинностями на земские55

    нужды, а также не имели своего исполнительного аппарата, что снижало их

    эффективность и усиливало зависимость от государственных органов.

    Городская реформа. В 1870 г. было утверждено "Городовое положение", которым

    система всесословного самоуправления была распространена и на города. Всякий

    городской обыватель, независимо от сословной принадлежности, имел право голоса при

    избрании депутатов (гласных) при следующих условиях:

    1) Русское подданство;

    2) Возраст не менее 25 лет;

    3) Соответствие имущественному цензу;

    4) Отсутствие недоимок по городским сборам.

    Женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование было

    тайным. Все избиратели в соответствии с имущественным цензом избирали треть

    депутатов в городскую думу. Благодаря этому большинство гласных было избрано от

    зажиточных слоев населения.

    Дума и управа избирались на 4 года,. Половина управы должна была обновляться

    каждые два года. Думу и управу возглавляло одно и то же лицо - городской голова,

    который утверждался губернатором или министром внутренних дел. Деятельность

    городских органов была направлена на решение городских дел к прежде всего в сфере

    городского имущества и различных сборов, развитие культуры, образования,

    здравоохранения и т.д.

    Таким образом, учреждение городского самоуправления дало толчок развитию

    российских городов, способствовало становлению политических социальных и

    культурных организаций, становлению предпринимательства и торговли. Недостатком

    реформы являлось то, что органы городского самоуправления контролировались и

    подчинялись царской администрации, их самостоятельность была строго ограничена,

    материальная база недостаточна.

    История России с начала XVIII до конца XIX века Боханов Александр Николаевич

    § 4. Либеральные реформы 60-70- х годов

    К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

    1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

    Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

    Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200–800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

    Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

    Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

    С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился «третий элемент», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента».

    По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители «третьего элемента» испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли.

    На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

    Одновременно с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

    Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Русское общеуголовное законодательство в те времена не знало такой меры наказания, как смертная казнь. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти.

    Разбором мелких дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации. Судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60-70-х годов.

    И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со «Сводом законов» часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до 1904 г.

    В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912). Учитывая уроки Крымской войны, он провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ, в 1874 г., был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте - в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

    Реформы 60-70-х годов - крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

    Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в

    Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

    Военные реформы 60-70-х годов Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение

    Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

    § 1. Японо-китайская война и реформы годов кабо и ылъми Японо-китайская война, как уже говорилось, была объективно вызвана достижением относительного паритета в экономическом присутствии двух стран на Корейском полуострове при политическом доминировании Китая.

    Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

    § 2. Внутренняя политика Александра II в 1860-1870-е гг. Либеральные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Реформы в России были не причиной, а следствием

    Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

    §2. Реформы 60–70-х годов XIX века Крестьянская реформа 1861 года подорвала социально-экономическую основу феодально-крепостнической России и дала мощный толчок развитию капитализма. Очень скоро стало очевидным, что необходимо проведение и других реформ. В 60–70-х годах XIX века

    автора Ясин Евгений Григорьевич

    4. 4. Либеральные реформы Александра II Царь и народное представительство Другие эпизоды развития российской демократической традиции, если говорить не об отдельных мыслителях и несостоявшихся проектах, но о движении и волеизъявлении достаточно широких слоев населения,

    Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

    6. 2. Либеральные реформы в экономике И действительно, с самого начала новый президент заявил, что курс экономических реформ будет продолжен, более того, получит новый энергичный импульс. Экономическому развитию благоприятствовал и тот факт, что – впервые с 1992 года –

    Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    44. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1870 гг Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них

    Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

    Глава 8 ВЬЕТНАМ С 70 х ГОДОВ XIV в. ДО НАЧАЛА XV в. РЕФОРМЫ ХО КУИ ЛИ В 1369 г. Чан Зу Тонг умер, не оставив наследника. Внутри королевской семьи завязалась борьба за власть. Наиболее законным претендентом был принц Чан Нге Тонг, сын короля Чан Минь Тонга от младшей жены Минь Ты и

    Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

    Реформы и контрреформы 1964–1965 годов Смещение Н. С. Хрущева с поста руководителя партии и государства и выдвижение на эти посты Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина не сопровождалось вначале никакими серьезными кадровыми перестановками, если не считать нескольких

    Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

    Глава 27 РЕФОРМЫ 1990-х ГОДОВ Власть политической династии Неру–Ганди прерванаЧерез четыре месяца после прихода правительства Чандрашекхара к власти Конгресс отозвал свою поддержку в его пользу. Правительство было вынуждено подать в отставку, но продолжало

    Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

    Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов Екатерина II начала борьбу с коррупцией с первых же дней своего царствования. 18 июля 1762 года был издан указ о борьбе со взяточничеством в государственном аппарате. Взяточничество чиновников подверглось суровому

    автора Коллектив авторов

    Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

    Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

    6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ После отмены крепостного права были проведены реформы в области управления, суда, просвещения, военного дела и финансов. Цель их состояла в том, чтобы, сохраняя самодержавную власть царя и господство класса дворян-помещиков,

    Из книги Сербия на Балканах. XX век автора Никифоров Константин Владимирович

    Реформы 60-х годов В 1964–1965 годах в Югославии начали проводиться самые радикальные реформы в экономике за время всего самоуправленческого эксперимента. В литературе их обычно объединяют под общим названием «общественно-экономическая реформа 1965 г.» Необходимо отметить,

    Из книги Загогулина в портфеле президента автора Лагодский Сергей Александрович

    2.2. Реформы 90-х годов: от кооперации до приватизации В конце 80-х годов в советском обществе доминировала атмосфера недовольства экономическим положением страны. Рост производства, его эффективность, повышение жизненного уровня населения приостановились. Приоритетной

    История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый Коллектив авторов

    6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ

    6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ

    После отмены крепостного права были проведены реформы в области управления, суда, просвещения, военного дела и финансов. Цель их состояла в том, чтобы, сохраняя самодержавную власть царя и господство класса дворян-помещиков, приспособить страну к новым условиям социально-экономического развития.

    Земская реформа. Одной из мер правительства, направленных на совершенствование системы управления и укрепление своих позиций, стала земская реформа 1864 г. Она, как указывал В. И. Ленин, «была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска» х. В результате проведения этой реформы в ряде губерний России были созданы земства - так называемое местное самоуправление под главенством дворянства. На Украине реформа распространилась на южные и левобережные губернии, в которых было создано 6 губернских и свыше 60 уездных земских управ. На Правобережье, где большинство помещиков принадлежало к лицам польского происхождения, часть которых принимала участие в национально-освободительном движении, земскую реформу провели только в 1911 г.

    По закону земство состояло из уездных и губернских земских собраний и их исполнительных органов - уездных и губернских земских управ. В состав уездных собраний входили гласные, избранные на трехлетний срок на собраниях избирателей отдельно по куриям: на съезде землевладельцев уезда, собраниях городских собственников и волостных сходах крестьян. В первых двух куриях устанавливался высокий имущественный ценз: для землевладельцев - наличие имений в одних уездах размером от 200 до 900 десятин, в других - от 800 десятин и более, для городской буржуазии - владение предприятиями с годовым оборотом в 6 тыс. руб. или недвижимым имуществом в небольших городах (с населением до 2 тыс. человек) от 500 руб. и выше, в городах с населением свыше 10 тыс. жителей - от 3 тыс. руб. и более. Гласные, избранные на уездных земских собраниях, образовывали губернское собрание. Земские управы избирались на уездных и губернских собраниях сроком на 3 года. В уездные земства избиралось от 10 до 96 гласных, в губернские - от 15 до 100 гласных.

    Царские органы власти, выражая интересы господствующих классов, принимали все меры к тому, чтобы обеспечить избрание в земства представителей этих классов.

    Вследствие установления системы неравных выборов большинство избранных в земство гласных составляли дворяне-помещики (в среднем по стране 74,2 %), которые занимали в нем главенствующее положение и направляли его деятельность в своих классовых интересах. Трудовое крестьянство, получившее в соответствии с «Положением о земских учреждениях» право на участие в их деятельности, на самом деле никакой роли в этих учреждениях не играло (его представители составляли 10,6 % гласных). Даже в тех случаях, когда крестьяне получали победу на выборах, они не могли ею воспользоваться из-за своей неподготовленности к работе в земствах и малограмотности. Так, в частности, случилось в Бобринецком уезде (этот уезд существовал с 1829 до 1865 г.) Херсонской губернии, где в связи с отказом дворян от баллотирования в земскую управу избрали только крестьян. Но из-за малограмотности они вынуждены были составить акт о том, что вести деловодство управы не могут. Этим обстоятельством воспользовались царские власти, назначив новые выборы, и на этот раз в управу были избраны представители только привилегированных классов.

    Как уездные, так и губернские земские учреждения не пользовались самостоятельностью и какой-либо властью. «…Земство с самого начала, - писал В. И. Ленин, - было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством».

    Функции земств были ограничены. Они, по существу, сводились к поддержанию в надлежащем состоянии местных дорог, обеспечению населения продовольствием в случае голода, организации агрономической и медицинской помощи, строительству и содержанию школ, налаживанию почтовой связи, распределению государственных денежных средств, сбору и представлению в государственные органы статистических сведений. Все это, конечно, имело положительное значение. Представляя собой инородный для самодержавно-бюрократической системы общественный институт, который, хотя и формально, был выборным представительством от всех сословий, земства со временем стали оплотом буржуазно-либеральной оппозиции самодержавию.

    Судебная реформа. В 1864 г. правительство провело судебную реформу, завершившуюся учреждением буржуазного судопроизводства. Прежде суд был сословный, закрытый и целиком зависел от царской администрации, в частности от губернатора. Теперь, в соответствии с новопринятыми судебными уставами, вводились основные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательность сторон, гласность судопроизводства, которое происходило в открытых заседаниях с участием сторон и вершилось присяжными заседателями, подобранными, как правило, из имущих слоев населения. Были созданы окружные суды (по одному на губернию), представлявшие собой первую судебную инстанцию. Если их приговоры выносились с участием присяжных заседателей, они считались окончательными, приговоры же, вынесенные без участия присяжных, могли быть обжалованы в судебную палату, куда входило несколько окружных судов. Судебных палат на Украине было три - Киевская, Харьковская и Одесская. Кассационные функции исполнял сенат, который мог возвратить то или иное дело на повторное рассмотрение. Для решения мелких дел вводился институт мировых судей, избиравшихся на трехлетний срок на собраниях земских и городских гласных или назначавшихся от имени правительства. Их решения могли пересматриваться уездными съездами мировых судей. Сеть мировых судебных участков была довольно широкой. Только на Правобережной Украине насчитывалось 162 таких участка.

    Все эти и другие мероприятия, предусмотренные судебными уставами 1864 г., были определенным шагом вперед по пути преобразования феодально-сословного права в буржуазное, хотя в области судопроизводства реформа оставила значительные пережитки крепостничества: сословное представительство в судебной палате, отдельные суды для духовенства и военных, сохранение сословного волостного суда для крестьян, не связанного с общей судебной системой, которому предоставлялось право приговаривать крестьян к унизительному наказанию розгами. Народные массы нередко отказывались выполнять распоряжения ненавистных судебных чиновников, не признавали их решений и даже учиняли справедливую расправу над ними.

    Несмотря на свое несовершенство, судебная реформа была одним из важнейших преобразований, способствовавших становлению и укреплению в стране буржуазного строя.

    Школьная и цензурная реформы. Буржуазные реформы 60 - 70-х годов не могли обойти школьное и цензурное дело. Вынужденное в связи с развитием капитализма и под влиянием технического прогресса стать на путь некоторого расширения сети школьных и просветительных учреждений, царское правительство одновременно решило подчинить своему контролю учебные заведения и органы печати. В соответствии с «Положением о начальных народных училищах», утвержденным 14 июля 1864 г., вводилась единая система начального образования. Создавать начальные школы разрешалось как государственным и общественным учреждениям и ведомствам, так и частным лицам, но руководство учебным процессом и контроль за ним возлагались на уездные и губернские школьные советы, состоявшие из царских чиновников, представителей земств и духовенства.

    Исходя из установки, что начальная школа должна воспитывать в народе религиозно-монархическую мораль, «Положение» предусматривало, во-первых, назначение председателем губернского школьного совета архиерея и, во-вторых, обязательное преподавание в школе таких предметов, как «закон божий» и церковное пение. Из общеобразовательных дисциплин вводились только обучение грамоте и четырем арифметическим действиям, сведения по географии, рисование и т. д. Следовательно, программа начальной школы была очень ограничена.

    Изменения в области среднего образования определялись уставом от 19 ноября 1864 г., в соответствии с которым в стране создавались классические и реальные мужские и женские гимназии. Право учиться в них предоставлялось всем сословиям, но из-за высокой платы воспользоваться им могли лишь дети богачей. Право поступления в университеты имели только лица, окончившие классические гимназии. Окончание реальной гимназии давало право на поступление в высшую техническую школу, а женской - вообще никаких прав не давало, ибо ее цель, как прямо провозглашалось в уставе, - подготовить образованную «жену и мать семьи».

    Определенные изменения вносились правительством и в систему надзора за высшей школой. Новым уставом от 18 июня 1863 г. возобновлялась академическая автономия университетов, создавался совет профессоров, который должен был руководить всей жизнью учебного заведения, в том числе осуществлять надзор за студентами. Этими мерами царское правительство, идя на некоторые уступки либеральной профессуре, пыталось привлечь ее к борьбе против студенческого движения.

    Реформа в области цензуры была проведена в 1865 г. Чтобы воспрепятствовать проникновению революционных идей в народные массы через печатное слово, царское правительство установило особенно суровый надзор за органами печати и с этой целью реорганизовало цензурные учреждения. В соответствии с новым цензурным уставом они из ведения министерства народного просвещения переходили в подчинение министерства внутренних дел, в составе которого создавалось главное управление по делам печати и центральный комитет иностранной цензуры. Продолжала действовать и церковная цензура. Особо строгому надзору подвергались небольшие по размеру издания, предназначенные для массового читателя. В случае выявления в книгах нарушения требований цензуры их издатели привлекались к ответственности через судебные органы.

    К периодическим изданиям при нарушении цензурных требований предусматривалось применение административного воздействия в виде предупреждения, временного прекращения и, наконец, запрещения издания. Все провинциальные издания подвергались предварительной цензуре.

    Итак, реформы школьного и цензурного дела, как и все иные реформы 60 - 70-х годов, хотя и представляли собой шаг вперед, были ограниченными, и после их проведения оставались пережитки старых, крепостнических порядков, тормозившие дальнейший социальный и культурный прогресс русского, украинского и других народов страны.

    Городская и финансовая реформы. Удовлетворяя интересы растущей буржуазии, царское правительство решило реорганизовать систему городского самоуправления, приспособив ее к потребностям буржуазного развития. В соответствии с законом от 16 июня 1870 г. во всех городах страны менялся принцип выбора в городские думы. В основе определения права участия в выборах гласных в городские думы теперь лежал не сословный, а имущественный ценз. Избирательное право предоставлялось только владельцам недвижимого имущества, которые платили налоги; прочие, составлявшие большинство городского населения, и прежде всего рабочие, ремесленники и мелкие служащие, этого права не имели. Кроме того, от избирателей требовалось российское подданство и отсутствие задолженности по городским налогам, устанавливался также возрастной ценз не ниже 25 лет. Женщины не имели права принимать участия в выборах в городские учреждения. Чтобы обеспечить преобладание в думах представителей крупной буржуазии, выборы гласных (от 30 до 72 в разных городах страны) проводились по трем куриям, каждая из которых независимо от количества участвовавших в выборах избирала треть общего числа гласных. В соответствии с этой системой выборов несколько десятков представителей крупной буржуазии избирали столько же гласных, сколько сотни средних и тысячи мелких капиталовладельцев.

    Дума избирала на четырехлетний срок исполнительный орган - городскую управу с председателем во главе, который утверждался в губернских центрах министром внутренних дел, в других городах - губернатором. Городские управы занимались благоустройством городов, промышленностью, торговлей и другими хозяйственными вопросами. Они непосредственно подчинялись губернатору и министру внутренних дел.

    Острый финансовый кризис, охвативший страну в 50-е годы и отражавший общий упадок всего феодально-крепостнического строя, вызвал необходимость осуществления буржуазных преобразований в области финансово-кредитной системы. Финансовые реформы, проведенные в 1860–1864 гг., коснулись как налоговой и кредитной систем, так и бюджета и государственного финансового контроля. В частности, в 1860 г. был создан Государственный банк, деятельность которого оказала положительное влияние на развитие капиталистической промышленности и торговли, способствовала расширению сети частных коммерческих акционерных банков. Несколько позже вместо откупной системы было введено акцизное обложение спиртных напитков, увеличены косвенные налоги на товары массового потребления, ликвидированы ведомственные и созданы государственные кассы, которые сосредоточивали в своих руках все прибыли и расходы государства, определенные бюджетом, введен единый государственный ревизионный центр с весьма разветвленной периферической сетью и широкими правами в области финансового контроля.

    Все эти мероприятия, естественно, способствовали развитию капитализма во всех сферах общественного производства.

    Однако финансовые реформы, как и другие буржуазные реформы 60 - 70-х годов, были ограниченны и непоследовательны. В частности, длительное время сохранялся так называемый подушный налог - чрезвычайно тяжелый и унизительный для трудящихся масс. Реформы мало в чем улучшили финансовое положение государства, его бюджет был хронически дефицитным, что вынуждало царское правительство выпускать займы, задолженность по которым неуклонно возрастала.

    Военная реформа. Изменения коснулись также организации и построения вооруженных сил страны. Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10 военных округов. Украинские губернии вошли в состав Киевского (Киевская, Подольская и Волынская губернии), Одесского (Херсонская, Екатеринославская, Таврическая губернии и Бессарабская область) и Харьковского (Харьковская, Полтавская, Черниговская, Воронежская, Курская и Орловская губернии) округов. Во главе округа стоял командующий, который через штаб и военно-окружной совет осуществлял руководство войсками и их хозяйством.

    Наряду с округами создавались другие органы местного военного управления. В каждой губернии и уезде учреждались управления военного начальника. Подчиненное главному начальнику военного округа местное управление приобрело определенное значение после установления регулярной системы подготовки резервов и введения закона о воинской повинности.

    1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим определенное образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. И хотя условия прохождения военной службы стали легче, но, как и раньше, вся тяжесть ее ложилась на плечи трудящихся масс.

    На ряд народов и народностей Средней Азии, Кавказа и Крайнего Севера закон о призыве в армию не распространялся. От воинской повинности освобождалось духовенство и определенные привилегированные прослойки общества, часть иностранных колонистов.

    Яркую характеристику последствий проведения военной реформы дал В. И. Ленин, писавший, что «в сущности, у нас не было и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений.

    В сущности, у нас не было и нет ничего похожего на равноправность граждан в военной службе. Наоборот, казарма насквозь пропитана духом самого возмутительного бесправия».

    В общем реформы 60 - 70-х годов хотя и сохранили многочисленные пережитки крепостничества создали необходимые условия для более быстрого перехода страны от феодальной к капиталистической общественно-экономической формации. По определению В. И. Ленина, 1861 год знаменовал «собой начало новой, буржуазной, России, выраставшей из крепостнической эпохи».

    Проведенные царизмом реформы предполагали приспособить существующий общественно-политический строй страны к потребностям растущего капиталистического хозяйства. Подчеркивая это, В. И. Ленин писал: «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п. реформ, последовавших за крестьянской реформой 1861 года, - чтобы убедиться в правильности этого положения».

    Будучи, по определению В. И. Ленина, побочным продуктом революционной борьбы, реформа 1861 г. явилась определенной гранью, историческим переломом на пути преобразования феодально-крепостнической общественно-экономической формации в капиталистическую. В результате ее проведения были изменены старые, феодально-крепостнические производственные отношения, основанные на монопольной собственности феодалов на землю и неполной собственности на крепостного крестьянина при рутинном состоянии техники, и созданы необходимые условия для утверждения нового, капиталистического базиса. Феодальная Россия, в том числе Украина, стала страной капиталистической.

    Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

    25.16. Удержать социалистические реформы и открытость от скатывания на буржуазные рельсы От превратного истолкования «курса реформ и открытости» предупреждает Жэнъминъ жибао за 24.04.1991; «Реформа и открытость - наш неизменный курс. Мы не свернем с намеченного пути, мы даже

    автора Фроянов Игорь Яковлевич

    Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в

    Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

    Военные реформы 60-70-х годов Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение

    Из книги История России. XX век автора

    § 4. Экономика СССР в 50-е - начале 60-х годов: основные тенденции развития и реформы управления 50-е и начало 60-х гг. считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики с точки зрения как темпов экономического роста, так и эффективности общественного

    Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

    § 4. Либеральные реформы 60-70- х годов К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали

    Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

    § 2. Буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-90-х гг Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.Однако нарастание

    Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

    § 1. Японо-китайская война и реформы годов кабо и ылъми Японо-китайская война, как уже говорилось, была объективно вызвана достижением относительного паритета в экономическом присутствии двух стран на Корейском полуострове при политическом доминировании Китая.

    Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

    §2. Реформы 60–70-х годов XIX века Крестьянская реформа 1861 года подорвала социально-экономическую основу феодально-крепостнической России и дала мощный толчок развитию капитализма. Очень скоро стало очевидным, что необходимо проведение и других реформ. В 60–70-х годах XIX века

    Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

    Глава 8 ВЬЕТНАМ С 70 х ГОДОВ XIV в. ДО НАЧАЛА XV в. РЕФОРМЫ ХО КУИ ЛИ В 1369 г. Чан Зу Тонг умер, не оставив наследника. Внутри королевской семьи завязалась борьба за власть. Наиболее законным претендентом был принц Чан Нге Тонг, сын короля Чан Минь Тонга от младшей жены Минь Ты и

    Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

    Реформы и контрреформы 1964–1965 годов Смещение Н. С. Хрущева с поста руководителя партии и государства и выдвижение на эти посты Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина не сопровождалось вначале никакими серьезными кадровыми перестановками, если не считать нескольких

    Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

    Глава 27 РЕФОРМЫ 1990-х ГОДОВ Власть политической династии Неру–Ганди прерванаЧерез четыре месяца после прихода правительства Чандрашекхара к власти Конгресс отозвал свою поддержку в его пользу. Правительство было вынуждено подать в отставку, но продолжало

    Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

    4. Буржуазные реформы Крымская война наглядно показала отсталость крепостной России. Русские солдаты были вооружены преимущественно старыми, медленно заряжавшимися гладкоствольными ружьями, тогда как французские и английские пехотинцы имели скорострельные и

    Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

    Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов Екатерина II начала борьбу с коррупцией с первых же дней своего царствования. 18 июля 1762 года был издан указ о борьбе со взяточничеством в государственном аппарате. Взяточничество чиновников подверглось суровому

    Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

    Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

    Из книги Сербия на Балканах. XX век автора Никифоров Константин Владимирович

    Реформы 60-х годов В 1964–1965 годах в Югославии начали проводиться самые радикальные реформы в экономике за время всего самоуправленческого эксперимента. В литературе их обычно объединяют под общим названием «общественно-экономическая реформа 1965 г.» Необходимо отметить,

    Из книги Загогулина в портфеле президента автора Лагодский Сергей Александрович

    2.2. Реформы 90-х годов: от кооперации до приватизации В конце 80-х годов в советском обществе доминировала атмосфера недовольства экономическим положением страны. Рост производства, его эффективность, повышение жизненного уровня населения приостановились. Приоритетной