Войти
Логопедический портал
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Профориентация на уроках. Урок-беседа на тему «Мир профессий глазами химика. Внеклассная работа по химии как путь формирования интереса к предмету и способ профориентации учащихся Профессиональное самоопределение на уроках химии

    Профориентация на уроках. Урок-беседа на тему «Мир профессий глазами химика. Внеклассная работа по химии как путь формирования интереса к предмету и способ профориентации учащихся Профессиональное самоопределение на уроках химии

    Профориентация обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

    О.В. Залозных,

    учитель химии

    первой квалификационной категории

    муниципального бюджетного

    общеобразовательного учреждения

    «Средняя общеобразовательная школа № 51»

    города Курска

    Так сложилось, что большую часть своей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем 10-11 классов. Именно в этом возрасте идет профессиональное определение обучающихся и моя задача и как классного руководителя, и как учителя – предметника помочь им в этом. Систематически на уроках и во внеурочное время я веду профориентационную работу - сообщаю обучающимся сведения о различных профессиях в области химии, связываю познавательные факты о профессиях и производствах с темой и содержанием учебного занятия.

    В современном мире технологические специальности являются наиболее востребованными и перспективными. Познакомиться с ними и примерить их на себя, отработать условия течения процессов, познакомиться с устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза, обучающиеся могу при изучении таких тем, как «Способы получения металлов», «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» и т.д.

    При знакомстве с минеральными удобрения в таких темах, как «Аммиак и его соли», «Фосфор и его соединения», «Соли азотной кислоты», я акцентирую внимание обучающихся на таких профессиях, как агроном, садовод (рабочий зелёного хозяйства, цветовод), мастер сельскохозяйственного производства – фермер, ландшафтный дизайнер, где эти знания могут пригодиться.

    Знакомство с профессией повар можно включать в изучение таких тем, как «Соли», «Белки», «Витамины», ведь именно люди этой специальности должны уметь правильно отварить мясо, чтобы оно получилось более сочным, или овощи, чтобы в них сохранилось как можно больше витаминов; испечь пышные пироги и т.д. В этом и помогут химические знания. В качестве подтверждения можно предложить ребятам проверить с помощью качественной реакции наличие белков в бульонных кубиках «Магги» или «Галина Бланка» и сделать вывод о том, что белков в них нет. Следовательно, они не могут считаться ценным пищевым продуктом.

    При изучении органической химии обращаю внимание на применении веществ в медицине, парфюмерии, фармакологии, военной промышленности и т.д. Это повышает интерес учеников к данным профессиям. Например, в теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. В этой же теме можно познакомить обучающихся с такой профессией, как нефтяник, так как сейчас она считается одной из самых популярных. При изучении способов получения различных веществ и их переработке важно соблюдать экологический аспект. Так происходит знакомство с профессией эколог, ролью его в современном мире и обществе.

    Связь химии с разными профессиями можно показать и через задачи, если в их условия включать применение тех или иных веществ или процессов, качественные реакции. При этом уместнее использовать тривиальные названия веществ, например, известковая вода, жженая магнезия, мрамор и т.д. Решая такие задачи, обучающиеся видят связь науки с реальной жизнью, что, на мой взгляд, дает более высокий результат.

    Профориентации обучающихся способствует и внеурочная деятельность – тематические классные часы, анкетирования, беседы, встречи с представителями разных профессий (врачами и другими медицинскими работниками, фармацевтами, парикмахерами и т.д.) и выпускниками школы, обучающимися на соответствующих факультетах, посещение высших и средних учебных заведений химической направленности в дни открытых дверей (медицинский и фармацевтический колледжи, КГМУ, КГСХА, КГУ), экскурсии на предприятия химической промышленности.

    В целом все это приводит к правильному выбору старшеклассниками специальности, а значит, в будущем они будут востребованы в нашем государстве, что и является основной целью общеобразовательной организации.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ Москвитина Марина Анатольевна МБОУ «СОШ№3» г.Братск
    Профориентация целесообразно проводить на уроках, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу. На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических,производство чугуна и стали,производство полимеров и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы: обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств; устанавливать межпредметные связи политехнического характера; решать задачи с производственным содержанием; раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства; выявлять применение химических законов и теорий в технологии; развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий. Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным во спитанием на о снове р е а л и з а ц и и политехнического принципа в обучении химии. В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей. При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные
    опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса. Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами. С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование.. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам. Большое значение имеют задачи с практическим содержанием. Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант- аналитик, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт; в 9 класс е– химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, металлург,фотограф,строитель,кулинар,ветеринар,парикмахер;10-11 классы – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик, машинист - резиносмеситель, инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик, нанотехнолог, генный инженер, эксперт-криминалист, художник.. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии обуславливается, прежде всего, практической значимостью. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач Ежегодно проводить анкетирование среди учащихся на интересующие их профессии. Исходя из полученных результатов, на уроках химии создавать условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного
    материала основными принципами являются: научность и доступность, наглядность, интерактивность. Можно использовать следующие методы и формы профориентационной работы при изучении программных тем:
    1. Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом
    .
    2. Решение различного рода задач по химии
    с практическим содержанием: Типы химических задач для профориентационной работы Закройщик 1. Органические вещества. Полимеры
    .
    Чем отличаются искусственные волокна от синтетических Парикмахер 1. Химические реакции. Почему при обработке порезов при бритье пероксидом водорода наблюдается его бурное «вскипание»? Повар- кондитер 1. Химические реакции.Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить квас? Растениевод 1. Соединения химических элементов.Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и соли содержится в 500 г? Слесарь- сантехник 1. Введение в химию
    .
    Стальные детали в результате длительного пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют это явление? К физическим или химическим явлениям вы его отнесете? Почему? 2. Вещества и их свойства. Будет ли защищена железная конструкция от электрохимической коррозии в воде, если на ней укрепить пластину из другого металла: а) магния, б) свинца, в) никеля? 3. Вещества и их свойств
    а
    . На поверхности закисленной
    почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение наиболее выражено? 4. Электролиты.В водопроводной воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде? Автослесарь 1. Органическая химия. Углеводород
    ы.
    Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить? Ювелир 1. Состав вещества. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и пробой 585°. 3. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время. 4. Домашний эксперимент и лабораторная работа. 5. Просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, связанных с профессией и производством. 7. Экскурсии на предприятия, выставки передового опыта. 8.Проведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомитьучащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров. Успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду.

    Главная > Урок

    Содержание. Стр. Введение…………………………………………………………… 3

      Профессиональная направленность обучения и пути
    ее реализации на уроках химии. (Обзор литературы)……… 4 1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников………………. 4
      2. Профессиональная ориентация школьников
    при обучении химии…………………………………………. 8
      3. Опыт учителей химии по организации
    профориентационной работы со школьниками…………….14 2. Задачи и методы исследования…………………………… 22 3. Организация и осуществление профориентационной работы на уроках химии…………………………………… 23 3. 1. Планирование профориентационной работы..…………… 23 3. 2. Ученический демонстрационный эксперимент………….. 23 3. 3. Деловая игра ……………………………………………….. 29 4. Обсуждение результатов работы…………………………… 40 5. Аннотация. Краткие выводы………………………………… 45

    Литература………………………………………………………… 46

    Введение.

    Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. Причем требования к уровню знаний и умений, необходимых для овладения специальностью, непрерывно повышается. Постоянно возрастает и роль школьной системы трудовой подготовки, предусматривающей формирование у обучаемых привычки и склонности к осознанию своих действий, готовности к труду. Именно учебная работа, связанная с овладением знаниями и умениями, оказывает решающее воздействие на выработку трудоспособности, привития культуры труда и навыков его организации. Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах. В связи с этим задачей настоящей работы явилось выявление, формирование и развитие профессиональных интересов девятиклассников средствами учебного предмета химии.

      Профессиональная направленность обучения

    и пути ее реализации на уроках химии. (Обзор литературы).

    1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников.

    Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны, т. к. «профориентация» является важнейшим средством воспроизводства рабочей силы. Ученые по-разному определяют это понятие. Представители педагогической науки считают, что под профориентацией следует понимать деятельность педагогических коллективов школ, семьи, педколлективов профессиональных учебных заведений, общественности, проводимую с целью правильного выбора школьниками будущих профессий в соответствии с их личными интересами, склонностями, способностями, психическими и физическими данными и социально-экономическими потребностями общества. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна. , Работа по профессиональной ориентации школьников базируется на следующих принципах: Сознательность. Она предопределяет хорошее представление о профессии: необходимые знания и умения, условия труда, заработная плата, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда. Научность. Она заключается в построении всей системы профессиональной ориентации на новейших данных науки. Самостоятельность. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию; но окончательное право в выборе профессии остается за школьником. Свобода выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья. Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии, а это в свою очередь – необходимая предпосылка трудовой удовлетворенности, возникающей в результате естественной потребности людей трудиться в соответствии со своими склонностями и способностями. В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности. Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности школьников, беседу-интервью, статистический метод, аппаратурный метод, тестовый метод, педагогический эксперимент. Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.

    Составные компоненты деятельности по профессиональной ориентации школьников в основном определены: это предварительная профессиональная диагностика, профпросвещение, профконсультация, частично профотбор (подбор) и профадаптация. Основой профориентации школьников является трудовое политехническое обучение и воспитание, осуществляемые на протяжении всего школьного образования при усвоении основ наук, на уроках труда и факультативах, в процессе организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной и внешкольной работы.

    Предварительная профессиональная диагностика направлена на изучение личности школьника в целях последующей профориентации. При этом успешно могут быть применены следующие методы: Наблюдение. Познание личности школьника происходит в процессе прямой и обратной связи между исследователем и предметом наблюдения. Анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.

    Анализ практических действий учащихся в школе, в общественных местах, в семье, в труде. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.

    Анкетирование . Метод анкетирования не универсален и имеет свои недостатки: в известной степени он субъективен, так как на его результатах сказываются влияние анкетера и проявление элементов субъективизма анкетируемых, последние могут дать и ложные данные.

    Беседы-интервью , для которых характерна тематическая направленность.

    Педагогический эксперимент . Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса и применяться для исследования эффективности различных форм профориентационной работы.

    Метод обобщения независимых характеристик . Все учителя, работающие в классе, дают свою характеристику школьника и одновременно рекомендуют ему избрать ту или иную профессию. Составленные таким образом характеристики помогают им правильно выбрать факультативы и будущую профессию и учитывают индивидуальные способности учащихся.

    В процессе профессионального просвещения осуществляется его основная часть – профессиональная информация, то есть ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития.

    В ходе профессиональной консультации формируется профессиональная направленность, соответствующая интересам и способностям человека. В итоге профконсультации дается заключение: ограничения в выборе профессий, рекомендации вида трудовой деятельности, профессии. ,

    Составным компонентом профориентации является также профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе этого отбора (подбора) определяется профессиональная пригодность человека в зависимости от его физических и интеллектуальных особенностей.

    Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация – это система успешного приспособления обучающихся к условиям труда.

    Все звенья системы профориентации школьников тесно связаны между собой и взаимообусловлены. ,

    1.2. Профориентация школьников при обучении химии.

    К традициям преподавания химии в российской школе можно отнести глубокую заинтересованность вопросами, которые имеют прикладную направленность. Такое положение во многом исторически определялось миропониманием активной части общества, к которой относилась техническая интеллигенция, врачи, определенная часть предпринимателей и военных. Важная роль в развитии прикладной ориентации образования принадлежала и классикам науки, удачно сочетавшим в своих исследованиях решение фундаментальных проблем с выполнением конкретных практических задач и пропагандой знаний. В этом плане наиболее примечательна деятельность Д. И. Менделеева, особенно подготовка и прочтение им в институте благородных девиц курса земледельческой химии. Столь яркое педагогическое событие поддержало складывающиеся прагматические тенденции в учебных заведениях России и способствовало изданию новых по содержанию учебников химии. Становление советской школы ознаменовалось поиском новых методов преподавания, которые в начале 30-х годов привели к созданию сбалансированных программ. В них за химией закреплялись задачи формирования системы знаний, необходимых для понимания процессов, совершающихся в природе, и проблем химизации страны. Последняя задача в педагогической литературе связывалась с изучением школьниками основных химических производств, что трактовалось как политехнизация образования. Бесспорно, непростая задача связать изучение химии в школе с подготовкой учащихся к практическому использованию полученных знаний в технике, сельском хозяйстве, в быту была не только оправданной, но и остро необходимой. , Рассмотрение связи преподавания химии с реальностями жизни и сегодня представляется весьма сложной проблемой: она обширна, разнопланова, в известной степени противоречива, кроме того, сказывается абстрактность химических представлений, а также бытующие человеческие предрассудки. Поэтому, несмотря на энтузиазм многих преподавателей, авторов учебников и методистов, эффективность разработки этой проблемы оказалась незначительной. Действительно, даже одна из основных целей так называемой политехнизации школьной химии – профориентация учащихся из года в год выполнялась посредственно. К сожалению, недостатки не замечались и публично не комментировались. Более того, требования к политехнизации школьной химии возрастали. Так, в 70-е годы выдвигалось положение о необходимости раскрыть школьникам идеи оптимизации химического производства. Особенно поразительные установки были включены в программу, изданную в 1990г.: «В целях политехнической подготовки программа дает возможность знакомить учащихся с химическими производствами и основными направлениями их развития: освоение новых источников сырья, внедрение прогрессивных технологических процессов, аппаратов оптимальной единичной мощности, использование автоматизированных средств управления и микропроцессорной техники. Учащиеся получают сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды. В целях профориентации учащихся им дается характеристика профессий аппаратчика, оператора, лаборанта химических производств». Конечно, обычный школьник в сложившихся обстоятельствах не был готов воспринимать большую часть программных требований. Не могли их выполнить и авторы школьных учебников. Они лишь имитировали «политехнизацию»: в учебу включались фотографии заводов, цехов, какие-то данные о том или ином процессе, дополняя параграфы в главах учебника. Успехи в обсуждаемой проблеме могут быть достигнуты не путем перетасовки программных предложений, выделением каких-либо тем среди других, либо иной стимуляцией деятельности, а путем разработки новой концепции школьной химии и реализацией ее в новых программах, учебниках и других составляющих учебно-методического комплекса. Некоторые положения, связанные с прикладной подготовкой школьников можно привести уже сегодня.

      Для обеспечения гармоничной подготовки по химии школьные курсы химии должны оставаться систематическими. Необходимо увязать между собой изучение теоретических и прикладных аспектов химии.
    Прикладные вопросы не обязательно должны касаться промышленной тематики. Они могут относиться и к области сельского хозяйства, медицины, культуры, быта. Например, использование мыла можно обсудить в теме «Химические свойства карбоновых кислот», создание красок – проиллюстрировать в ряде тем неорганической и органической химии, «химия почвы» – способ подбора удобрений и другое.
      Следует очень серьезно отнестись к вопросам экологического содержания. Необходимо помнить, что человек важнейшую компоненту экологического образования получает только в школе. Школа должна не только ориентировать своих выпускников в вопросах общественной экологии, но и показывать примеры рационального природопользования, что обычно базируется на химических знаниях. Необходимо существенно улучшить преподавание химии в школе по линии прикладных знаний. Это возможно только после совершенствования подготовки студентов в педагогических вузах.

    Нужно не декларативно, а реально укреплять связь между теорией и прикладной химической подготовкой учащихся современной школы. Еще А. С. Макаренко широко рассматривал проблему соединения обучения с производительным трудом. Он писал, что главная задача – научить детей любить труд, развивать физические и умственные силы. Не когда-то, а как можно скорее необходимы кардинальные изменения, поскольку успех в этой работе может по-настоящему обеспечить мотивацию к заинтересованному изучению химии в школе, снять с химии ореол абстрактности и недоверие со стороны значительной части населения, сделать возможным выполнение химией тех задач, которые объективно вытекают из потребностей современного общества.

    В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты с учетом краеведческого принципа; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них передовых рабочих, техников, инженеров; организация работы химического кружка и др. , Все формы и виды внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности), актуальности, практической значимости, связи с жизнью, занимательности. , Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии. Вместе с тем не следует забывать, что основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу. На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы:

      обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств; устанавливать межпредметные связи политехнического характера; решать задачи с производственным содержанием; раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля; показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства; выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

      развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

    Учебные экскурсии являются важным средством политехнического образования, трудового образования и профориентации учащихся. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями и химическими опытами, дает представление о практическом использовании химических веществ и химических процессов в производстве. Большое значение учебные экскурсии имеют для пропаганды массовых рабочих профессий химического профиля. Политехническое образование должно обеспечить школьникам возможность свободного выбора профессии. Для этого не достаточно знать технику и технологию производства. Необходимо, чтобы учащиеся познакомились с характером работы на отдельных производствах и получили представление о содержании труда работников хотя бы некоторых основных профессий. Выбор экскурсий на производство огромен. Это и экскурсия в кислородный цех, на водоочистную станцию, в пожарное депо, в аптеку, в отопительную котельную, на кирпичный завод, на сахарный завод, на биохимическое производство и другие.

    Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

    В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.

    При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно

    проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

    Особое значение в ориентации учащихся на профессии, связанные с химией, имеют учебные экскурсии на местные производства промышленного и сельскохозяйственного профиля, а также в цехи базовых предприятий.

      повышать уровень и качество общеобразовательных знаний учащихся по химии, укреплять связь преподавания с жизнью, с местным производством;

      усиливать политехническую направленность преподавания химии как теоретическую основу профориентации путем освещения достижений современного производства, перспектив его развития и нерешенных проблем;

      учить школьников применять полученные теоретические знания для решения практических задач, определения оптимальных условий проведения химических реакций и управления химическими процессами на производстве;

      совершенствовать организацию, содержание и методы профориентационной работы, знакомить учащихся на уроках и с помощью экскурсий с основными отраслями производства, ведущими профессиями, трудовыми функциями работников в органическом единстве с изучением промышленного получения веществ с тем, чтобы профессия не была дополнением, а стала составным элементом политехнического образования, которое приобретают учащиеся при обучении химии;

      расширять внеклассную работу, усиливать практическую направленность химических кружков, развивать творческие способности учащихся, умение конструировать приборы, моделировать типичные производственные аппараты и установки, поощрять рационализаторскую и исследовательскую деятельность школьников;

      учитывать потребности народного хозяйства в кадрах работников определенных профессий, систематически информировать учащихся о массовых профессиях, в которых ощущают потребность предприятия, и путях приобретения соответствующей профессии, консультировать школьников и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства.

    Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности. В процессе игры, примеряясь к роли конкретных специалистов: технологов, инженеров и др., учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к химии. Ролевые игры требуют использования совокупности различных методических приемов и средств обучения. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности учащихся. Этим и объясняется преимущество ролевой игры перед другими видами познавательной деятельности:
      необычность, занимательность содержания; получение практических или общественно-значимых знаний; ориентация на практическую роль каждого участника игры.

    Доклад на тему: «Профориентационная работа на уроках биологии».

    Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.

    Понятие «профориентация» кажется понятным каждому, кто знакомится с ним даже в первый раз, – это ориентация школьников на те или иные профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения. Профессия (от латинского professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно, так или иначе, связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В прямом смысле – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном смысле – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону.

    Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия - при­знак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности.Вы­брать себе профессию - это значит не только выбрать работу, но и быть приня­тым в определенную группу людей, при­нять ее этические нормы, правила, прин­ципы, ценности, образ жизни.

    Наиболее актуально вопрос профориентации становится в старших и выпускных классах, но начало должно закладываться в более ранних классах.

    Формы и методы проведения профессиональной ориентации учащихся, применяемые в процессе изучения курса «Биологии», чрезвычайно разнообразны, а их выбор обусловлен такими факторами, подготовленность учителя-предметника к проведению такой работы, оснащенность кабинета учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения и др. Предметный урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в обучении, поэтому на него падает большая часть работы по профориентации учащихся, осуществляемой преимущественно путем профессионального просвещения и воспитания.

    Планируя профориентационную работу на уроке, необходимо иметь в виду следующие направления:

      Формирование научного мировоззрения.

      Усиление связи теории с практикой, формирование у школьников умений, навыков и черт характера, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

      Широкое использование принципа историзма (ознакомление учащихся на уроках курса «Биологии» с историей тех или иных биологических открытий в нашей стране и за рубежом).

      Использование краеведческого принципа в обучении (ознакомление учащихся с природными условиями и современными достижениями и перспективами развития местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, с особенностями и условиями труда на них, с деятельностью различных специалистов и т. д.).

      Формирование у школьников социально значимых мотивов учения, основанных на устойчивом интересе к предмету и понимании важности приобретаемых знаний и умений для сознательного выбора ими будущей профессии.

    На уроках для решения задач профориентации возможно использование различных методов и методических приемов, которые можно объединить в три группы – словесные, наглядные, практические.

    Из словесных методов возможно использование сообщений о производствах, профессиях; выступления специалистов, приглашенных на урок, и др.

    Ознакомление учащихся с профессиями можно осуществлять по такому плану:

      Значение профессии и ее место в общей системе производства, продукция, материалы и технология производства.

      Основные операции, приемы, действия, которые должен выполнять работник данной профессии.

      Общеобразовательные и специализированные знания, необходимые для качественного выполнения трудовых функций.

      Общетрудовые и специализированные умения и навыки, необходимые для выполнения работы.

      Требования, предъявляемые к работнику, качества личности человека, которые имеют значение для повышения производительности труда; требования к возрасту и здоровью, необходимые для успешного овладения профессией.

      Система подготовки к профессии; пути получения профессии; условия повышения производственной квалификации.

    Из наглядных методов на уроках Биологии необходимо проведение демонстрационных опытов, иллюстрирующих производственные процессы, с отражением их безопасности для окружающей природной среды в целом. Из данных методов возможно использование технических средств обучения, таких как видеофильмы и записи телевизионных передач; демонстрация таблиц, схем, графиков, стендов, коллекций, и т. д.

    Немалую роль в профориентационной работе на уроке из практических методов играют лабораторные работы и практические занятия; задания на моделирование и решение познавательных задач. Для них характерно сочетание методов наблюдения, эксперимента, практической работы учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом практических и интеллектуальных умений, получению конкретных представлений о процессах и объектах живой и неживой природы, объектах и процессах, происходящих в обществе. Практические методы профориентационной работы являются наиболее эффективными, так как в этом случае осуществляется проба сил учащихся на практике, реально проверяется устойчивость их познавательного интереса к предмету и намеченной профессии.

    Так, на практических работах на уроках по курсу «Биологии» школьники приобретают элементарные умения определения химического состава веществ, получают умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, микропрепаратами; овладевают методикой проведения элементарных физиологических, экологических исследований и др. Все указанные умения и навыки могут найти применение в трудовой деятельности после окончания учебного заведения любого типа.

    Огромное значение из всех форм профориентационной работы имеют производственные экскурсии . Они дают возможность показать учащимся важные области применения знаний, умений и навыков по биологии в медицине, промышленности и сельском хозяйстве, любом виде производства, наглядно и конкретно ознакомить с содержанием трудовой деятельности различных специалистов (медиков, экологов, работников сельского хозяйства и др.). На экскурсиях учащиеся получают целостное представление и об объекте экскурсии, и о содержании и условиях труда на нем.

    По своему назначению производственные экскурсии разделяют на:

      Тематические (ознакомление с конкретным производством).

      Комплексные (учащиеся наблюдают природные или производственные объекты с точки зрения различных дисциплин – биологии, экологии ОБЖ, химии, физики).

      Экскурсии для отдельных групп учащихся, проявляющих склонность к тем или иным профессиям, связанным с применением биологии в различных отраслях экономики.

    Привлечение школьников к изучению факультативных курсов по биологии способствует профессиональному просвещению учащихся. В процессе изучения факультативов школьники приобретают практические умения и навыки, знакомятся с различными специальностями и профессиями.

    Таким образом, задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы учащихся, прививать в конечном итоге любовь к профессии, поэтому большая роль в профориентации учащихся принадлежит и различным внеурочным мероприятиям. К ним относятся занятия предметного кружка с профессиональной направленностью, малые группы по интересам, ученические научные сообщества, ролевые игры познавательно-поведенческого характера. При организации профпросвещения следует учитывать, что целесообразно создавать такие кружки, содержание работы которых отвечало бы производственному окружению учебного заведения, то есть учитывало бы региональные особенности.

    Научно-практическая часть обеспечивает углубленное теоретическое и практическое изучение конкретной области курса Биологии. При этом рекомендуется оптимальное соотношение теории и практики (1:2).

    Профессиографическая часть знакомит с профилями и отдельными специальностями с помощью экскурсий на предприятия и в научные учреждения, через наблюдение труда специалистов на рабочих местах, встречи с представителями отдельных профессий.

    Психологическая часть направлена на формирование сферы мотивации, оценки и на самооценку способностей с целью «примерки» профессии к личности ученика.

    К особой форме внеурочной работы относятся месячники профориентации, недели профессий, которые включают организацию выставок книг, изделий учащихся и предприятий, проведение экскурсий, встреч со специалистами, выпускниками школы, различные беседы, читательские конференции и т. п.

    Таким образом, практика преподавания учебного предмета показывает, что повышение воспитательной направленности профориентационной работы в обучении курса «Биологии» требует комплексного использования всех ее форм и методов.

    Приложение №1.

    Познакомимся с более востребованными профессиями современности.

    В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.

    Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды - изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.

    Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог - это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе - новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое.

    Медицинский работник. Эта профессия не новая, но своей актуальности не теряет по нынешнее время. Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.

    Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена .

    Медработники высшего звена – врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники. Младший медицинский персонал представлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.

    Врач – мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.

    Медицинская сестра – мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.

    В обязанности медицинских работников младшего звена (санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.

    Если вам нравится работать с растени­ями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельно­сти, разбираться в их многообразии.

    Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лес­ных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопарко­вого хозяйства . Специалисты этих профессий уха­живают за садово-парковыми растения­ми, выполняют работу по благоустрой­ству городских улиц, организуют и осу­ществляют мероприятия по защите лес­ных насаждений. В лесотехнических ву­зах готовят инженеров лесного и лесо­паркового хозяйства, инженеров-ар­хитекторов ландшафтного строитель­ства. Они планируют и руководят меро­приятиями по уходу, защите и восстанов­лению лесных и лесопарковых насажде­ний, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.

    Ландшафтный дизайнер . Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки - от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.

    Ветеринар . Человек с давних времен приступил к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

    Деятельность ветеринара представляет собой как лечение, так и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры, а также ветеринарно-санитарный контроль. Работа ветеринара может проходить в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.

    МОУ Судиславская СОШ

    Выступление на педагогическом совете учителя химии Кабановой Н.Н. на тему

    «Составляющие профориентационной работы на уроках химии

    и во внеурочной деятельности»

    Уважаемые коллеги!

    На основе анализа рабочих программ по химии основного общего и полного среднего общего образования можно сделать вывод, что более 50% уроков несут профориентационную составляющую. А именно материал 39 уроков по программе химии в 8 классах, 42 уроков - в 9 классах, 38 - в 10 классах и 33 - в 11 классах из 68 уроков соответственно в каждом классе имеет профориентационную направленность.

    На уроках химии, посвященных изучению новых веществ, обязательными блоками являются «Получение» и «Применение», в ходе изучения которых, учащиеся получают первоначальные представления о технологических процессах, условиях технологии производства и применения веществ, а значит, получают первоначальные представления о профессии химика - технолога на различных химических комбинатах и других профессиях, так или иначе связанных с химической технологией. Например, в 8 классах при изучении темы «Соли», обязательно останавливаемся на солях, использующихся в производстве кондитерских изделий, медицинских препаратов, удобрений. При изучении темы «Кислоты» пропагандируем престижные рабочие профессии, такие как художник – витражист, использующий в своей работе плавиковую кислоту, при помощи которой плавится стекло, при изучении темы «Металлы» ориентируем учащихся на профессию металлурга, начиная с истории металлургического производства и до современных технологий пирро-, гидро- и электрометаллургии.

    На лабораторных и практических работах при выполнении опытов учащиеся осваивают азы профессии химика – лаборанта, а при выполнении простейших анализов веществ – профессии химика-аналитика.

    Если материал 8 класса направлен на формирование первоначальных представлений о профессиях, связанных с химией, то химия 9 класса значительно расширяет и углубляет данные представления, формируя знания предмета профессии. На таких темах как «Производство серной кислоты», «Производство аммиака», «Производство азотной кислоты» учащиеся примеряют роль технолога химического производства на себя, отрабатывая условия течения процессов, устройство аппаратов, предназначенных для определенных стадий того или иного синтеза.

    В старших классах естественно учитывается предварительный профессиональный выбор учащихся и соответственно ему в материал урока органично включается составляющая тех профессий, которые традиционно выбирают наши выпускники. Например, ориентируясь на сформировавшуюся группу будущих военных химиков, с целью погружения их в профессию, осуществляем подбор материала к соответствующим темам уроков по отравляющим веществам, например в теме «Кислоты» останавливаемся на синильной кислоте – ОВ общеядовитого действия, и ее ядовитых солях цианидах, в теме «Галогены» - о ядовитом газе хлоре, истории его использования в качестве отравляющего вещества в периодI Мировой войны и, современных отравляющих веществах, созданных на основе хлора, таких как фосген, дифосген и иприт, а так же мерах их обезвреживания, чем непосредственно занимаются военные-химики. На уроках органической химии в 10 классах большое внимание уделяется медицине и фармакологии, так как это направление так же пользуется спросом у выпускников и наша задача расширить их кругозор. В теме «Нефть и ее переработка» обязательно осуществляем выход на производство медикаментов, перевязочных средств, антисептиков и их применение в медицинской практике. Может сложиться мнение, что вся профориентационная работа на уроках сводится к рассказу, объяснению учителя, это не так, разработана целая система творческих заданий с профориентационной направленностью, которые успешно выполняются учащимися иногда всем фронтом, чаще индивидуально, последнее время по желанию ученика, что, на мой взгляд, дает более высокий результат. Обязательно знакомим учащихся с успешно функционирующими и динамично развивающимися близлежащими предприятиями, такими как Ярославский нефтеперерабатывающий завод имени Д.И.Менделеева (АО «Менделеев Групп»), Буйский химический завод (БХЗ), Череповецкий металлургический комбинат «Северсталь», ОАО «Череповецкий азот», ОАО «Галичский автокрановый завод», завод «Кронастар» и другими. С творческими работами участвуем в различных конкурсах, занимая призовые места. Например, учащаяся 10 б класса Шабалина Ольга заняла второе место в конкурсе с международным участием «Лучший реферат» проекта «Интертехинформурок». Конечно, я надеюсь, что своей урочной и внеурочной деятельностью мы в какой-то мере ориентируем учащихся на свою профессию – учителя химии, которую выпускники нашей школы успешно получают в КГУ имени Н.А. Некрасова и ЯрГУ имени П.Г. Демидова, где наряду с квалификацией учителя, им присваивается квалификация химика для работы в лабораториях и на производстве.