Войти
Логопедический портал
  • Династия Валуа Король англии генрих 2 плантагенет
  • Что такое азот — химические свойства и соединения
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г
  • Способы задания плоскости на чертеже Могут ли существовать точки вне заданной плоскости
  • Классный час "Сдадим ОГЭ успешно" (9 класс)
  • Как разгадывать ребусы с буквами и картинками: правила, советы, рекомендации
  • Новые подходы в работе пмпк. Роль пмпк в организации и сопровождении образовательного процесса

    Новые подходы в работе пмпк. Роль пмпк в организации и сопровождении образовательного процесса

    Лекция по теме: Организационные модели деятельности ПМПК в современных условиях

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    Целевые установки

    Основная социальная цель деятельности ПМПК – помочь детям и их родителям справляться с трудностями, живя в обычных условиях в окружении своих родных и близких.

    ПМПК должны подтверждать право конкретного ребенка на особую заботу, а вместе с этим и на дополнительные средства, которые государство должно выделять на создание ребенку специальных условий для получения образования.

    Данная цель требует переориентации деятельности специалистов ПМПК на восприятие ребенка с ОВЗ и его семьи как заинтересованного (участвующего) партнера, имеющего не только дефициты, но и сильные стороны в достижении лучшего качества жизни в выбранной с их помощью среде посредством приобретения навыков и создания ресурсов.

    Изменения в нормативной, правовой базе системы образования в целом, связанные с принятием федерального закона от 29. декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), требуют специально организованной работы по обеспечению реализации его основных положений.

    Так согласно статье 5 в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

    1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

    2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

    3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

    2. Статья 79 Закона посвящена вопросам организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

    Статья 79 Закона посвящена вопросам организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

      Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

      Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

      Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

      Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

      Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

      Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

      Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

      Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

      При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

      Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

    3. Кроме того важные положения, необходимые для разработки рекомендаций ПМПК содержатся в статьях 17, 41, 42 Закона и других статьях.

    Кроме того важные положения, необходимые для разработки рекомендаций ПМПК содержатся в статьях 17, 41, 42 Закона и других статьях.

    Организация деятельности ПМПК предполагает активное взаимодействие с образовательными учреждениями, МСЭ, здравоохранением, различными социальными и общественными службами. Специалисты ПМПК позиционируются как специалисты ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, что способствует отказу от «медицинской», «дефектологической» модели восприятия трудностей ребенка.

    Общественные родительские организации одной из основных проблем в организации деятельности ПМПК называют формальность обследования. Сотрудники ПМПК имеют дело с детьми, которых они видят впервые. Однако установить эмоциональный контакт с ребенком членам комиссии обычно не удается, либо они просто не пытаются с ним взаимодействовать. Кроме того, в своем заключении часто учитываются только характеристики и рекомендации государственных образовательных учреждений, в которых занимаются дети. Часто характеристики содержат лишь перечисление того, что ребенок не может делать и не делает по сравнению со сверстниками.

    Что должно измениться в организации деятельности комиссий?

    1. Подход к пониманию общего образования – образования для всех, включающего инклюзивные, интегрированные, специальные (коррекционные) технологии образования

    2. Усиление консультативной и поддерживающей роли ПМПК, предусматривающей возможность длительного динамического обследования и неоднократного консультирования родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам дальнейшего сопровождения ребенка и реализации рекомендаций.

    3. Появление общественно-профессиональной экспертизы деятельности ПМПК посредством обратной связи от заказчиков и экспертов.

    4. Организационные модели

    Организационные модели

    Главным условием повышения объективности обследования ПМПК является:

    1. Учет характеристик всех специалистов, работающих с ребенком.

    В деятельности ПМПК реализуются мультдисциплинарный, междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы.

    Мультидисциплинарность предполагает равноправность учета мнений всех специалистов, педагогов, врачей и мнения родителей.

    Междисциплинарность предполагает необходимость выработки коллегиального, согласованного решения исходя из мнений всех заинтересованных сторон и специальную технологию взаимодействия по его принятию.

    Трансдисциплинарность предполагает исследование ситуации обращения в ПМПК сразу на нескольких уровнях, например физическом и ментальном, глобально и локально. Данный подход напрямую связан в прогнозированием формирования ресурсов развития и обретения жизненно необходимых компетентностей ребенком с ОВЗ и его семьей.

    2. Документальные подтверждения возможностей ребенка (продукты творческой деятельности, видеозаписи занятий, мероприятий)

    3. Соответствие процедуры обследования индивидуальным особенностям ребенка.

    Напряжение из-за непривычной процедуры, новизна ситуации, незнакомые люди, часто усталость из-за ожидания все эти обстоятельства могут помешать даже обычному ребенку продемонстрировать себя.

    Действующее положение о ПМПК дает возможность осуществлять комплексную диагностику в условиях, позволяющих дать оптимальную оценку развития ребенка.

    Анализ существующих моделей деятельности ПМПК позволил выделить несколько вариантов организационных моделей деятельности в зависимости от региональной (социокультурной, географической, кадровой специфики):

    - «Стационарная» в помещениях ПМПК («долгосрочная» - аналитико-консультативная и «краткосрочная» - диагностико-консультативная)

    - «Выездная» («краткосрочная», «дистанционная»). Помещение ПМПК расположено далеко от места жительства ребенка и предполагает длительный переезд на транспорте или он невозможен по ряду семейных обстоятельств.

    Причем необходимо учитывать является ли ПМПК отдельной организационной структурой или она является структурным подразделением центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в котором консолидированы ресурсы специалистов разного профиля.

    В ряде субъектов Российской Федерации имеется опыт консолидированной работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии с диагностико-коррекционными группами центра психолого-медико-социального сопровождения, который позволяет осуществлять не только диагностические процедуры, но и оказывать коррекционно-консультативную помощь детям и родителям.

    5. В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона на центр психолого-педагогической...

    В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

    1. Прохождение ПМПК предполагает включение следующих организационных процедур:

    оформление личной карты клиента (в случае повторного обращения вкладыша личной карты) с заявлением о согласии родителя или законного представителя на прохождение диагностических процедур у специалистов центра психолого-медико-социального сопровождения, а так же о согласии на обработку персональных данных;

    анализ документов (согласно установленному перечню), предоставляемых законными представителями ребенка для прохождения ПМПК;

    ознакомление законных представителей детей с графиком прохождения диагностических процедур у специалистов центра психолого-медико-социального сопровождения;

    прохождение диагностических процедур осуществляется с обязательным сопровождением ребенка законными представителями. На этом этапе законные представители ознакомляются с протоколами и предварительными результатами. Допускается проведение комплексного (одновременного) обследования специалистами: детей раннего возраста, детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Целью осуществления диагностических процедур является:

    а) определение актуальной ситуации развития ребенка и выявление его ограничений и возможных ресурсов развития;

    б) оформление результатов обследования и подготовка проекта рекомендаций.

    2. Основанием для начала действий по приему и регистрации документов для заседания ПМПК является предоставление законным представителем ребенка документов. Прием и регистрация письменного обращения осуществляется секретарем ПМПК. Максимальный срок регистрации письменного обращения не должно превышать 1 дня с момента поступления обращения.

    3. При поступлении документов от законного представителя ребенка секретарь ПМПК, регистрирует документы и проводит их экспертизу.

    4. По результатам проведения экспертизы документов секретарь ПМПК:

    а) назначает дату заседания ПМПК и согласовывает её с законным представителем ребенка;

    б) в случае несоответствия предоставленной документации выдает законному представителю ребенка уведомление об отказе в рассмотрении материалов на заседании ПМПК с указанием причин отказа и рекомендациями по их устранению.

    6. При заявлении законных представителей о смене образовательного маршрута или определении типа учреждения для ребенка...

    При заявлении законных представителей о смене образовательного маршрута или определении типа учреждения для ребенка, особое внимание уделяется уже имеющимся оценкам и характеристикам из образовательного учреждения. В случае если предоставленная документация содержит противоречивую информацию, взаимоисключающую (например: положительные оценки по общеобразовательной программе, заключение специалистов и диагноз врача-психиатра о том, что у ребенка легкая степень умственной отсталости) или заведомо ложную информацию, то это служит основанием для отказа в рассмотрении данных материалов на заседании ПМПК по данному случаю.

    При анализе документов соотносятся следующие данные:

    оценки по программе обучения,

    диагноз врача-психиатра,

    заключения специалистов из образовательного учреждения,

    характеристики из образовательного учреждения.

    Проведение заседания ПМПК

    1.Проведение заседания ПМПК осуществляется в соответствии с утвержденным графиком.

    2.Специалисты ПМПК анализируют результаты прохождения предварительных диагностических процедур, в которых обозначено актуальное состояние ребенка.

    3.Варианты моделей проведения заседаний комиссии определяются актуальным состоянием ребенка, включая возможность полноценного коммуникативного контакта:

    а) Аналитико-консультативная модель.

    Данная модель предполагает, что с ребенком предварительно были проведены необходимые всесторонние диагностические процедуры. Диагностическое обследование осуществлялось специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения в рамках их профессиональных задач и компетенции. При этом структура и содержание заключения каждого специалиста соответствуют профессиональным требованиям к диагностике и были проведены в присутствии законного представителя ребенка и ему озвучены.

    Заседание психолого-медико-педагогической комиссии начинается с уточнения запроса к комиссии у законных представителей ребенка. Далее приглашается ребенок, руководитель ПМПК знакомится с ним и представляет специалиста, который будет проводить экспресс диагностику методом срезовых изучений сформированных базовых навыков. В данной работе специалист ПМПК обязательно фиксирует ресурсные возможности ребенка. При необходимости к данной деятельности могут подключаться и другие специалисты комиссии.

    Далее специалисты ПМПК высказываются об актуальном уровне развития ребенка (опираясь, в том числе и на данные предварительных диагностических процедур), соотнося с возможностью реализации запроса обозначенного законным представителем. Это обсуждение осуществляется в присутствии законного представителя ребенка.

    При возникновении противоречивых мнений по поводу результатов диагностики, рекомендаций, вариантов выбора образовательных потребностей, принимаются компромиссные решения в пользу ребенка. Речь идет о диагностических периодах обучения, лечения, психологического и социально-правового сопровождения, динамического наблюдения специалистами Краевой центральной ПМПК в процессе повторных обследований. На этом этапе ребенку всегда рекомендуют условия, предполагающие более широкую «зону ближайшего развития» соответствующую одному (более легкому) из дифференцируемых диагнозов.

    б) Диагностико-консультативная модель.

    Диагностико-консультативная модель проведения заседания ПМПК состоит из 2х этапов. Первый этап состоит из процедуры комплексного обследования ребенка специалистами комиссии. Данный этап требует одновременного участия всех специалистов в форме супервизорства. Таким образом, все члены комиссии являются наблюдателями последовательных этапов обследования ребенка каждым из «запланированных» специалистов. По необходимости к данной процедуре могут быть привлечены специалисты не входящие в состав ПМПК, имеющие узконаправленную специализацию (например: специалист по работе с аутичными детьми и т.д.). Задачей первого этапа является: определение специальных образовательных потребностей ребенка с отклонениями в развитии.

    Второй этап - принятие решения по результатам обследования ребенка. У законного представителя уточняется еще раз запрос к психолого-медико-педагогической комиссии. Далее специалисты высказываются об актуальном уровне развития ребенка (опираясь на данные диагностических процедур зафиксированных в ходе проведения первого этапа заседания), соотнося с возможностью реализации запроса обозначенного законным представителем. Это обсуждение осуществляется в присутствии законного представителя ребенка.

    При возникновении противоречивых мнений по поводу результатов диагностики, рекомендаций, вариантов выбора образовательных потребностей, принимаются компромиссные решения в пользу ребенка. Речь идет о диагностических периодах обучения, лечения, психологического и социально-правового сопровождения, динамического наблюдения специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. На этом этапе ребенку всегда рекомендуют условия, предполагающие более широкую «зону ближайшего развития», которая соответствует одному (более легкому) из дифференцируемых диагнозов.

    В результате ребенок имеет возможность пройти предварительные диагностические процедуры, особенно это важно для детей с нарушениями внимания, расстройством аутистического спектра, цереброастеническим синдромом и т.д. то есть там, где возможен риск диагностической ошибки. Родитель, сопровождая ребенка, имеет возможность получить консультативную помощь по организации доступной среды для ребенка в домашних условиях, особенностях и возможностях своего ребенка от специалистов не только психолого-педагогического профиля (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), но и от детского невролога, психиатра, педиатра. И зачастую, в процессе понимания ситуации развития собственного ребенка, у родителя меняется исходная мотивация с внешней (меня направили: педагоги, воспитатели и др.) на внутреннюю (мне именно это важно знать, для того, что бы помочь ребенку). Иногда родители сами дополнительно записываются на прием к психологу для того, чтобы взглянуть на внутрисемейную ситуацию, в которую, безусловно включен ребенок с ограниченными возможностями здоровья, для понимания возможных вариантов социальных алгоритмов и перспектив для своего ребенка.

    После проведения диагностических процедур специалисты разрабатывают рекомендации для ребенка, которые позволяют родителям осуществлять различные действия, направленные на развитие ребенка. На основании этих рекомендаций по итогам предварительных диагностико-консультативных процедур ребенок, вместе с законным представителем приходит на заседание психолого-медико-педагогической комиссии. Работа комиссии в данном случае может быть представлена как аналитико-консультативная модель по разработке возможных вариантов включения ребенка в образовательное пространство.

    По итогам заседания ПМПК родителям можно предложить заполнить анкету, но уже не в присутствии специалистов ПМПК, а тогда, когда они выходят с комиссии и есть возможность провести рефлексию того, что происходило. Вопросы анкеты ориентируют родителей с одной стороны на внутреннее принятие ситуации, с другой стороны позволяют дать обратную связь о качестве работы комиссии в целом, проанализировать свои впечатления и почувствовать, что специалисты ПМПК заинтересованы не только в формальном качестве своей работы, но и в реальном использовании родителями их рекомендаций.

    Например:

    Насколько Вам понятно решение комиссии?

    полностью понятно _____в основном понятно _____в основном непонятно _____

    полностью непонятно ______

    высокое _______среднее низкое _______(почему)_________________________________________________

    высокое _______среднее ______низкое _______(почему)_________________________________________________

    Каким образом Вы планируете использовать рекомендации комиссии:

    Буду следовать им полностью________Буду следовать частично __________ (укажите в какой части и почему)

    Не буду_______ (почему) _______________________________

    Какие Вы могли бы внести предложения в работу комиссии в целом, либо по отдельным её элементам________________________________________________

    В чем помогла Вам и Вашему ребенку работа комиссии?

    Значительная роль в создании системы инклюзивного образования принадлежит психолого-медико-педагогическим консультациям, которые являются начальным и связующим звеном между организациями общего и специального образования по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

    В Государственной программе определены два магистральных направления развития инклюзивного образования в стране , в реализации которых активное участие должны принять территориальные ПМПК.

    Первое направление - это выявление нарушений психофизического развития у детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе (в возрасте от 0 до 3-х). Во всем мире образование детей с ограниченными возможностями развернуто в сторону раннего вмешательства как наиболее гуманную, экономически эффективную и ресурсосберегающую педагогическую технологию. Оказание ранней коррекционно-педагогической помощи позволяет к школьному возрасту сократить количество детей с ОВЗ до 30%.

    И здесь, несомненно, ведущая роль принадлежит ПМПК. Хотя возникает существенная проблема – сама организация коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста, поскольку в районе еще недостаточно кабинетов психолого-педагогической коррекции и логопунктов, где оказывается помощь детям от 0 до 3-х лет.

    Второе направление - включение детей с ограниченными возможностями в
    общеобразовательный процесс путем создания для них безбарьерной среды,
    вариативных условий обучения и воспитания с учетом их психофизических особенностей.

    В связи с этим, изменились основные функции деятельности ПМПК, азначит, и цель комиссии сегодня – не комплектование специальных коррекционных классов и групп, а подготовка рекомендаций по оказанию помощи и определению специальных условий обучения ребёнка с ОВЗ, выбор оптимального маршрута, подбор и описание условий для адаптации в рамках этого маршрута.

    При этом выделяются новые задачи деятельности ПМПК , связанные непосредственно с опытом инклюзивной практики:

      Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение инклюзивного типа;

      Выбор формы инклюзивного образования: в ППМС-Центре, структурном подразделении ДОУ, инклюзивном классе СОШ, диагностическом классе СКОШ, школы надомного обучения, учреждении дополнительного образования и т.п.;

      Выбор оптимального уровня включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, интеграция в рамках дополнительного образования и т.д.

      Определение условий, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;

      Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ;

      оценка динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательные учреждения (совместно со специалистами ПМПк ОУ);

    Как видно, теперь задачей ПМПК является не только оценка особенностей и уровня развития ребёнка, но и видение его ресурсов, видение его дефицитов и понимание механизмов психического дизонтогенеза. Т.е. специалисты ПМПК должны спроектировать прогноз! В соответствии с ним, будут прописаны те или иные условия включения в обучение. А значит и сами специалисты ПМПК д.б. полифункциональными (каждый!), обладать знаниями дефектологии, основ генетики, спец. психологии, неврологии развития, психопатологии детского возраста, основ психологии семьи проблемного ребёнка.

    Результатами проведения ПМПК является определение образовательного маршрута и условий пребывания ребенка.

      Среда включения: в какое именно учреждение его подразделение направляется ребёнок (тип ДОУ, рекомендуемая группа: группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»; инклюзивная группа – комбинированного типа). Для детей школьного возраста: тип школы - СОШ с инклюзивными классами или группами; школа надомного обучения; СКОШ (диагностический класс); учреждение дополнительного образования.

      Определяются и условия пребывания ребенка, и здесь чётко прописывается:

      объём включения: на несколько уроков или полное включение на всю учебную неделю, или во вторую половину дня, т.е. указывается степень интеграции в среду обычных детей;

      какова потребность в специальном оборудовании;

      потребность в сопровождении тьютором; направленность коррекционной работы специалистов сопровождения; рекомендуемый режим занятий и консультаций; срок повторного обращения к специалистам ПМПК.

      Прописываются и сами специалисты сопровождения: и это не только специалисты, работающие в ОУ. Не секрет, что всё чаще у детей, обучающихся по специальным коррекционным программам наблюдается нарушение поведения. И без помощи врача-психиатра здесь не обойтись. Значит в рекомендациях он должен прописан, как обязательный специалист сопровождения.

    Условиямиуспешной деятельности ПМПК является наличие как формальной базы данных по учреждениям образования района, реализующим различные формы инклюзивного образования или помощи детям с ОВЗ, так и неформальные связи со специалистами этих образовательных учреждений, что значительно облегчает выбор конкретного ОУ для ребенка. Ребёнок должен направляться именно в то учреждение, где будут реализованы те условия, которые прописаны в образовательном маршруте. Специалисты ПМПК осуществляют непосредственную связь с координаторами по инклюзивному образованию в ОУ и имеют представление о наличии мест в различных подразделениях и специфике комплектования инклюзивных групп и классов.

    Для эффективной деятельности ПМПК необходима информация об организациях здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения, реализующих свои программы по работе с детьми с ОВЗ, а также данные о негосударственных, некоммерческих организациях и фондах, центрах, других организациях. Только в этом случае деятельность ПМПК перестает быть формализованной и оторванной от реальной ситуации, а учитывает укладность и опыт каждого учреждения, наличие соответствующих ресурсов и позволяет гармонизировать процесс включения ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение.


    Указ Президента РФ В.В.Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» «в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761


    Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть обеспечены медико – социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах– интернатах». Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. 28–51–513/16





    Виды комиссий Центральные Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. Территориальные Создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.





    Динамика уровня готовности детей 6–7 лет к систематическому школьному обучению по результатам скрининга Е.А. Екжановой (район Ясенево, 2001/ /13 учебные годы) Учебный год Всего детей Высокая возрастная норма Стабильная середина Группа риска Группа экстра ­риска Проблемные дети (группы риска и экстра-риска) %30%40%2%42% %42%35%4%39% %44%41%6%47% %44%33%6%39% %40%39%6%45% %42%30%6%36% %40%34%9%43% %37%38%9%47% %38%39%8%47% %40%37%8%45% %46%31%6%37% %45%30%8%38% %42%32%6%38%


    Схема скрининга детей 6,5 – 7,5 лет района Ясенево в учебном году Осень 2012 г Весна 2013 г 23 школы 33 ДОУ23 школы 34 ДОУ 46 классов 47 групп 46 классов 48 групп 997 человек 837 человек 958 человек 857 человек 518 м 479 д 426 м 411 д 484 м 474 д 419 д 438 м 1834 человека 1815 человек


    Анализ гендерных различий психофизиологической готовности к школьному обучению школьников района Ясенево осень г.





    Количественные показатели причин социальной дезадаптации детей в 2012/2013 учебном году (% от общего числа обследованных детей) Причина дезадаптации Всего детей Из них Школь- ники Дошколь - ники парциальная недостаточность регуляторных функций расстройства эмоционально – волевой сферы социально – педагогическая запущенность парциальная недостаточность когнитивных функций 1284 психоорганический синдром с истощаемостью и инертностью психических процессов 1073 трудности адаптации, связанные с особенностями характера ребенка 981 снижение работоспособности вследствие соматической ослабленности ребенка 743 недоразвитие познавательной деятельности 211


    Изменения контингента С(К)ОУ VIII вида Количественные - увеличение в классах детей с более тяжелыми формами умственной недостаточности (дети с более легкой степенью умственного недоразвития обучаются в классах КРО общеобразовательных школ). Качественные - снижение однородности клинических проявлений, связанное с увеличением распространенности олигофрений, обусловленных последствиями эндогенных процессов, дегенеративных заболеваний нервной системы, токсических, посттравматических энцефалопатий и др.





    Клинико-физиологическая классификация УО с использованием типологии Д.Н.Исаева (1982 г.) Формы Варианты Стеническая форма Уравновешенный Неуравновешенный Астеническая форма Основной Дислалический Диспрактический Дисмнестический Брадипсихический Дисфорическая форма Основной Атоническая форма Акатизический Мориоподобный Аспонтанно-апатический Аутистическое расстройство Типичный вариант – Ранний детский аутизм Атипичный вариант – Детская шизофрения


    Тип контакта Устойчивый контакт Устойчивый контакт - у ребенка наблюдается тяга к общению, живость и адекватность проявления эмоций, добродушие и ласковость, активность на занятиях и в играх, участие в работе класса и внеклассной жизни, приветливость в отношениях с учителями и с другими детьми, (характерен для астенической и стенической форм олигофрении) Неустойчивый контакт Неустойчивый контакт - периодическое либо постоянное выпадение ребенка из сферы нормального общения, описанной выше, вследствие колебаний аффективной напряженности и резких изменений ее интенсивности. Напряженность проявляется в состояниях капризности, плаксивости, недовольства всем окружающим, частыми жалобами, раздражительности порой доходящей до злобности, легкой возбудимости и агрессии. У некоторых встречаются состояния напряженных, нелепых, немотивированных эйфорий, дети при этом становятся назойливыми и «прилипчивыми». Характерно также наличие бурных эмоциональных разрядов, «аффективных взрывов», при этом возбуждение может доходить до агрессивных действий, направленных против окружения и самого себя (характерен для дисфорической формы олигофрении).


    Тип контакта Невозможность установления контакта Невозможность установления контакта - отличается от вышеописанных типов контакта пассивной (при атонической форме олигофрении) либо активной (при аутистических расстройствах) отгороженностью ребенка от окружающей обстановки. Характерно безразличие к внешним стимулам, отсутствие прямого глазного контакта, скольжение «отсутствующим взглядом» по происходящему вокруг, отсутствие инициативы, бездеятельность либо «застревание» на стереотипной возне с каким-нибудь предметом, малая выраженность либо полное отсутствие взаимодействий с окружающими. Часто такие дети не дают ответа на обращенный к ним вопрос, обращение по имени, только повторные, настойчивые и более громкие оклики, а иногда и прикосновения заставляют детей как-то отреагировать. Имеют место поступки, производящие впечатление своеобразных и нелепых, встречается гримасничанье, неестественные позы, нелепые вопросы, нецеленаправленное, однообразное, суетливое и беспокойное поведение. В классе подобный ребенок держится в стороне от остальных, почти не участвует в уроке, играет один в свои однообразные игры либо может недолго наблюдать со стороны за другими детьми.


    Диагностический алгоритм при невозможности установления контакта Невозможность установления контакта пассивная отгороженность ребёнка поведенческие стереотипы простые Атоническая олигофрения активная отгороженность ребёнка поведенческие стереотипы сложные Аутистическое расстройство РДА Шизофрения





    Аутистическое расстройство Аутистическое расстройство Аутистическое расстройство, к которому относятся ранний детский аутизм и шизофрения, отличаются невозможностью установления контакта с ребенком, характеризующейся активной отгороженностью от окружающей действительности и наличием сложных поведенческих стереотипов. Под активной отгороженностью подразумевается отсутствие интереса не просто к обстановке вокруг, а именно к процессу общения с людьми, связанное с погруженностью в свой внутренний мир. При этом попытки вступить в контакт с таким ребенком и привлечь его внимание вызывают активное сопротивление и протест с его стороны, вплоть до вспышек агрессии. В отличие от атонической формы олигофрении такие дети не страдают грубыми расстройствами внимания и более способны к сосредоточению и волевому усилию. Особенно это проявляется в их сложной стереотипной деятельности, часто напоминающей специфические «ритуалы», которые у каждого такого ребенка свои, особенные и оригинальные, усложняющиеся с годами. *** Для сравнения *** Для сравнения - пассивная отгороженность, характерная для атонической формы олигофрении, связана с грубо расстроенным вниманием и невозможностью сосредоточиться, при этом настойчивые попытки педагогов привлечь внимание ребенка часто увенчиваются успехом, и не вызывают какого- либо сопротивления с его стороны.


    Рекомендации для учителя Обучение ребенка с РДА необходимо начинать с нескольких индивидуальных занятий, во время которых устанавливается и формируется контакт с педагогом. Учителю необходимо стараться обрести статус «проводника и опоры» ребенка в незнакомых ему прежде условиях обучения с другими детьми. Прежде всего, важно выяснить на каком расстоянии от ребенка можно находиться, каким голосом и в какой манере с ним разговаривать, какие слова и обороты целесообразно употреблять, каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности и т. д., чтобы не провоцировать отрицательных эмоциональных реакций. Для этого важно определить основные предпочтения и интересы подобных детей и формы собственной аутостимуляции, поговорив с родителями и его ближайшим окружением. Можно использовать домашние игрушки и хорошо знакомые предметы в качестве дидактических пособий и материалов для учебы. Так как такие дети склонны к монотонным, стереотипным занятиям, можно предложить им во время урока сосредотачиваться на каком – либо отдельном задании. Важно научиться отслеживать их негативные эмоциональные проявления и не создавать поводы для их возникновения. Нужно создавать условия, чтобы дети контактировали с другими ребятами и периодически ненавязчиво подталкивать их к этому общению. Необходимо следить за эмоциональной атмосферой вокруг такого ребенка в классе, созидая бесконфликтную среду, сделать попытку «подружить» его с самым спокойным, эмоциональным и отзывчивым ребенком в классе, для этого нередко хорошо подходят дети с синдромом Дауна.


    Технология работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья Раннее выявление детей с последствиями ПЭП и генетической патологией; Комплексное психолого – медико – педагогическое сопровождение семей; Онтогенетическая концепция и муниципальная модель социально – образовательной интеграции; Система межведомственного взаимодействия в отстаивании прав и интересов ребенка; Социальная протекция семьи. Культурно – досуговая и спортивно – оздоровительная реабилитация ребенка в социуме.


    Перспективы совершенствования психолого- педагогической поддержки детей в условиях С(К)ОУ Создание дошкольных отделений. Совершенствование деятельности школьного консилиума и междисциплинарного взаимодействия его членов. Работа в социуме – сеть взаимодействия. Привлечение приходящего детского контингента. Совершенствование методического обеспечения. Планирование и выполнение опытно- экспериментальной деятельности специалистов. Протекция постинтернатной адаптации, в том числе и создание социальных кондоминиумов.


    Типы нарушения психического развития ребенка (по В.В.Лебединскому) Психическое недоразвитие Замедленное психическое развитие Поврежденное психическое развитие Дефицитарное психическое развитие Искаженное психическое развитие Дисгармоническое психическое развитие





    Замедленное психическое развитие Вследствие психофизического инфантилизма Вследствие педагогической запущенности Вследствие соматической ослабленности Вследствие органического поражения мозга Эмоционально-волевая незрелость Парциальная недостаточность регуляторных функций Парциальная недостаточность когнитивных функций Классы компенсирующего обучения








    Дефицитарное психическое развитие Дети с детскими церебральными параличами Дети с последствиями полиомиелита Дети с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.) Дети с врожденными или приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата Нарушения функций моторно- двигательного аппарата Общеобразовательные учреждения Специализированные образовательные учреждения


    Искаженное психическое развитие Полная отрешенность от происходящего; Активное отвержение, протестность; Захваченность аутистическими интересами; Чрезвычайная трудность организации общения, взаимодействия. Общеобразовательные учреждения (индивидуально) Школы VIII вида (индивидуально)


    Дисгармоническое психическое развитие Конституциональные психопатии; Патологическое формирование личности; Психопатизация при различных патологических состояниях. Общеобразовательные и специализированные образовательные учреждения (чаще индивидуально)


    Рекомендуемая литература Вильшанская А.Д. Школьный психолого-медико- педагогический консилиум. –Волгоград: Учитель, Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе. – Челябинск, 2010.