Войти
Логопедический портал
  • Иван Сусанин: интересные факты Интересные события из жизни ивана сусанина
  • Способы быстрого устного умножения чисел
  • Саги викингов читать. Викинги – люди саги. Жизнь и нравы. Проклятое кольцо Андваринаут
  • “Мне голос был. Он звал утешно…”. Анна Ахматова ~ Мне голос был. Он звал утешно… Цветаева мне голос был он звал утешно
  • Любить свою Родину - значит знать её!
  • Деникин Антон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
  • Организация и проведение психолого педагогического консилиума. Психолого-медико-педагогический консилиум

    Организация и проведение психолого педагогического консилиума. Психолого-медико-педагогический консилиум

    Консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе .

    Обязательными участниками консилиума являются психолог, завуч и классные руководители (в начальной школе - основные учителя). Чрезвычайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика - врача или медсестры.

    Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности - наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы .

    В этих материалах информация о ребенке или его семье

    во-первых, представлена в формы, не нарушающей права на конфиденциальность ,

    во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком .

    .Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума.

    В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом :

    1. Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.

    2. Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений . Это такие явления, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др . По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений.

    3. Названы те сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления.

    4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения .

    Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психолог может опираться и на первичные данные протокола, однако другим участникам консилиума для ознакомления и работы предоставляются только тексты приложений.

    Приведем в качестве примера один из возможных вариантов текста такого приложения.

    Ф. И. О. ученика Николай К., 1 класс «А»

    Дата обследования февраль 1996

    Включение в коррекционно-развивающую группу ПОСЛР нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка.

    В целом вся информация , которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы:

    1-информация о конкретных школьниках

    2- обобщенная информация по классу или параллели . Она представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.

    Информация, которую предоставляют на консилиум педагог и медик . Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:

    Качественные характеристики учебной деятельности :

    Трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий

    Трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски

    Трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы

    Трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного

    Виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности

    Предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.

    Количественные показатели учебной деятельности :

    Успеваемость по основным предметам

    Предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости

    Показатели поведения и общения в учебных ситуациях :

    Описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности

    Описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил

    Индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками

    Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях :

    Описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке

    Описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.)

    Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

    Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагогических характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной поддержке

    Участие медицинского работника на консилиуме весьма желательно. Но если это трудно организовать технически, участники консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Выделяется три основных показателя:

    :

    Соответствие физического развития возрастным нормам

    Состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы

    Переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры)

    :

    Наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка

    Факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний

    .

    Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.

    Основные этапы работы консилиума и их содержание .

    Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно.

    -Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит приложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников необходимо обсудить отдельно , посвятив этому достаточно много времени, а какие дети, являясь психологически благополучными, не станут предметом отдельного обсуждения на консилиума (либо для разработки их сопровождения нужно немного времени).

    -Педагог (классный руководитель в средней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.

    -Школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, также готовит выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и медик также каждый по своей информации выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении на консилиуме.

    - Завуч собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведения консилиумов . В среднем на обсуждение данных по одной параллели необходимо проведение трех-четырех встреч.

    При планировании работы завуч прежде всего отводит время

    1. на обсуждение стратегии сопровождения тех учеников, которые по данным психолога, педагога, медика или всех их вместе является наиболее «проблемными »,

    2. затем - на обсуждение информации по школьникам с парциальными проблемами ,

    3. в последнюю очередь разрабатываются стратегии развивающего сопровождения для «психологически благополучных» школьников.

    4. В конце своей работы консилиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и вырабатывает определенные рекомендации для классных руководителей и администрации школы.

    В функции завуча на этапе подготовки может входить также и подготовка необходимой документации - бланков протоколов консилиума.

    Проходят заседания консилиума в определенный фиксированный день, раз-два в неделю. Ведущим консилиума является завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок обсуждения, следит за соблюдением регламента обсуждения.

    Участниками консилиума могут быть также социальный работник и социальный педагог.

    Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагогического консилиума по результатам обследования определенной параллели начинается с обсуждения наиболее трудных случаев.

    Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая .

    1.Прежде всего осуществляется информационный обмен между его участниками. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Речь на данном этапе работы идет о «сборке целостного портрета» школьника (А. Л. Венгер). Участники консилиума получают возможность увидеть своего ученика во всем разнообразии его школьного поведения, а также понять причины его проблем, уже не будучи ограниченными своими профессиональными школьными задачами.

    2. Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсуждения конкретного случая, - разработка стратегии сопровождения данного ученика.

    Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов :

    Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?

    Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?

    В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?

    Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?

    Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?

    3. Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

    4. Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов.

    5. Следующим этапом работы является анализ данных по параллели в целом и выработка соответствующих рекомендаций.

    6. Итак, консилиум завершается распределением обязанностей между участниками консилиума по ведению сопровождающей и консультативной работы, с указанием примерных сроков выполнения.

    Приведем возможную форму такого заключения.

    Ф. И. О. ученика, возраст и класс

    Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:

    Актуальное состояние:

    (описание)

    Дата заполнения:

    Подписи участников:

    Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже приводили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в рамках консилиума.

    Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом:

    Ф. И. О. ученика : Николай К., 1 класс «А»

    Дата обследования : февраль 1995

    Феномен развития на момент проведения обследования :

    У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне остального класса не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая.

    Наличие отклонений или нарушений в развитии :

    Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины - парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

    Особенности психического развития, выявленные в обследовании :

    Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.

    Возможные формы сопровождения :

    Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка.

    Учитель по результатам собственного наблюдения и беседам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию:

    Качественные характеристики учебной деятельности :

    При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного материала: в математике - при записи условий и формулировке вопросов задачи, в русском языке - при применении правил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние задания выполняются с большим количеством мелких ошибок.

    Письменные работы выполняет лучше, чем устные: затрудняется с формулировкой своих мыслей. Творческие задания выполняет хуже рутинных, при выполнении простых заданий может быть очень старательным и трудоспособным.

    Наибольшие трудности возникают при выполнении заданий, требующих логики, развитой речи и творчества.

    Предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная форма помощи - наказание за плохие оценки.

    Количественные показатели учебной деятельности :

    Успеваемость по основным предметам: математика - 3, русский язык - 3, чтение - 3, труд - 5, рисование - 4.

    Показатели поведения и общения в учебных ситуациях :

    Активность на уроке практически не проявляет, с заинтересованностью относится к развивающим игровым упражнением, даже если с ними не справляется, старательно выполняет техническую работу на уроках.

    Дисциплину на уроке нарушает редко.

    Очень робок в отношении с учителями: практически не обращается с вопросами, говорит шепотом, отводит глаза. Часто не отвечает на вопросы. Отношения с ребятами хорошие: на переменах играет вместе со всеми, но никогда не лидирует, подчиняется решениям других.

    Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях :

    На уроке часто рассеян, смотрит в сторону, но может быстро включится в работу после замечания. К концу урока часто явно устает, перестает работать.

    В ответ на замечания чаще всего молчит, сжимается, иногда появляются слезы или сжимаются кулачки.

    Медицинская информация о мальчике :

    Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума :

    Развитие соответствует возрастной норме, по физкультуре занимается в основной группе, физические нагрузки переносит хорошо

    Факторы риска нарушения развития :

    Родовая травма, энцефалопатия в младенческом возрасте, хронический фарингит.

    Характеристика заболеваемости за последний год .

    Практически не болел.

    По результатам обсуждения в протокол занесены следующие сведения и решения:

    :

    Актуальное состояние : Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого воображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние не устойчивое, тревожное. Ситуации публичного ответа вызывают тревогу .

    В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен .

    : существуют определенные нарушения в познавательной сфере (низкая произвольность, несформированность внутреннего плана учебных действий, сформированность логических операций в рамках требований программы первого класса), которые могут быть скомпенсированы при организацииспециальной работы. Мальчик «педагогически запущен» из-за отсутствия должного внимания к его развитию в семье .

    Участник консилиума

    Сроки проведения

    Школьный психолог

    Включение в коррекционную группу первоклассников с трудностями в поведении.

    Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы

    Разработка и реализация стратегии помощи: организация специальных дополнительных занятий, создание благоприятных условий для работы мальчика во время урока: доброжелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, преимущественное использование письменных опросов или устных ответов вне урока.

    Оказание методической помощи педагогу в организации педагогической работы

    Участник консилиума

    Сроки проведения

    Школьный психолог

    Информирование педагогов о особенностях и проблемах ребенка на групповой консультации, помощь в разработке стратегий педагогической помощи и сопровождения

    Проведение индивидуальной консультации с семьей (первая встреча может быть проведена совместно с педагогом)

    Проведение индивидуальной консультации с семьей

    Оказание методической помощи педагогам-предметникам в организации работы с ребенком

    Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть стратегию сопровождения всех детей возможно лишь в малокомплектной школе. К сожалению, подробное обсуждение может быть проведено лишь для детей, испытывающих выраженные проблемы обучения и развития. Время, отводимое на обсуждение концепции сопровождения «психологически благополучных» школьников, незначительно. Очень часто работу с ними планируют не индивидуально, а для группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. Об этих особенностях педагогам сообщают во время групповой консультации. В этом случае персонально на ребенка заполняется лишь первая часть заключения, касающаяся его школьного портрета.

    Например: Алексей К., 1983 г. р., 8 «А»:

    Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования :

    Актуальное состояние : «Психологически благополучное»

    Наличие отклонений и особенностей развития : очень медлителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваивает медленнее, чем большинство одноклассников, однако приобретаемые им знания прочные и систематизированные. Попытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению темпа, но могут вызвать протест

    В добавление к таким «укороченным» вариантам протокола может быть заполнен отдельный лист, в котором фиксируются содержание и направления психолого-медико-педагогической работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочувствия.

    Например, по параллели 10 классов.

    О. В. Крючкова

    ОГБОУ «Школа №10»

    Г. Рязани

    МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

    В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

    Междисциплинарность – заимствование и перетекание подходов и методов различных дисциплин.

    Консолидация (от con - вместе, solido - укрепляю ) - укрепление чего-либо, объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

    В настоящее время среди учащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля.

    Категория детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), обусловленная различной этиологией нарушений, а также их выраженностью - от легких и быстро устранимых состояний до стойких отклонений, требующих создания специальных условий, - диктует необходимость предоставления образовательных услуг и специального сопровождения специалистами разного профиля. В нашей школе созданы специальные условия для детей с ТНР. Программа коррекционной работы является составляющей адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) школы №10 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее Стандарт) и направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ТНР, оказание помощи детям этой категории в освоении данной программы.

    Согласно Стандарту, один из основных механизмов реализации коррекционной работы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Не смотря на специально созданные условия в нашей школе, наблюдается рост числа детей, нуждающихся в дополнительной комплексной помощи

    Таким образом, для учеников, нуждающихся в дополнительной комплексной помощи, требуется объединение, сплочение специалистов разного профиля общеобразовательной организации для усиления борьбы за общие цели, т.е. требуется комплексный подход, комплексная работа, основанная на принципе междисциплинарного взаимодействия команды единомышленников в рамках службы помощи детям. В нашей школе существует такая служба – это школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее ШПМПк). В него входят педагог-психолог, учитель начальных классов, учитель-логопед, учитель русского языка и литературы, учитель математики, врач-педиатр, социальный педагог.

    Основная цель ШПМПк - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

    Основополагающими в работе ШПМПк являются принципы:

    - уважения личности и опоры на положительные качества ребенка: сoбеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;

    - максимальной педагогизации диагностики, которая определяет приоритет педагогических задач ШПМПк и предполагает, что смысл консилиума - в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;

    - закрытости информации, предполагающей строгое соблюдение этических принципов участниками ШПМПк. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания ШПМПк.

    Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:

    1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации с целью организации развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.

    2. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.

    3. Выбор оптимальной для ребенка учебной программы.

    3.1. При отсутствии положительной динамики развития в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа обучения.

    3.2. При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие школы, работающие по основным общеобразовательным программам.

    3.4. Принятие коллегиального решения о выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающегося.

    3.5. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

    3.6. Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса.

    3.7. Консультации в решении сложных, конфликтных ситуаций.

    Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума:

    1. ШПМПк создается в образовательной организации приказом директора.

    2. Заседания ШПМПк проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы. Заседание ШПМПк может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.

    3. Организация заседаний проводится в два этапа:

    - подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;

    - основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.

    4. Прием школьников на ШПМПк осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе учителя, педагога-психолога. В случае инициативы сотрудников школы получается письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка и присутствие родителя (законного представителя).

    5. На основании полученных данных коллегиально составляется протокол и рекомендации об условиях и виде коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

    6. В случае отсутствия динамики развития ребенка ШПМПк направляет его к специалистам областной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) или медицинского учреждения по профилю, куда предоставляет следующие документы:

    Психолого-медико-педагогическую характеристику ребенка;

    Письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной работы ребенка;

    Заявление на обследование на областную ПМПК родителей (законных представителей).

    Таким образом, школьный психолого-медико-педагогический консилиум представляет целостную систему работы специалистов образовательной организации, основанную на принципах междисциплинарного взаимодействия и направленную на предоставление комплексной помощи учащимся с трудностями адаптации, обучения, воспитания, развития, социализации детей с ТНР.

    Приложение № 1

    Психолого-медико-педагогического консилиум.

    Консилиум (ПМПк) является самостоятельной организационной формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях ОУ, со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач. Это систематически действующее, с постоянным составом участников, наделенное правом рекомендовать и контролировать совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе.

    Нормативно-правовая база

    Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с:

    • Международной Конвенцией о правах ребенка;
    • Законом РФ «Об образовании»;
    • Письмом МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения;
    • Уставом МАДОУ № 25;
    • Договором между ПМПк и территориальным психолого-медико-педагогическим консилиумом;
    • Договором между ДОУ и родителями (законными представителями).

    ПМПк создается на базе ДОУ приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

    Свою деятельность Консилиум осуществляет во взаимодействии с медицинской, логопедической и психологическими службами ДОУ, педагогическим советом ДОУ и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.

    Основные направления деятельности ПМПк.

    Консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;

    Консультирует родителей, воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами;

    Готовит документы на ТПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.

    Диагностическая функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых воспитателям, родителям, педагогам (Рекомендации), и Программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Основными направлениями деятельности консилиума являются:

    Формирование у воспитанников адекватной оценки педагогических явлений в целом и проблем детей;

    Комплексное воздействие на личность ребенка;

    Консультативная помощь в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

    Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условиях жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

    Охрана и укрепление соматического и психологического здоровья, профилактическое пролечивание и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка.

    Задачи консилиума:

    1. В работе консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, главное – определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.

    2. В задачи консилиума входят:

    Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;

    Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и (или) состояния декомпенсации;

    Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;

    Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения;

    Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;

    Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;

    Выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;

    Обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, что предполагает активизацию познавательной деятельности детей, уровня их умственного и речевого развития, нормализацию деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития;

    Утверждение и согласование планов работы различных специалистов, разработка единого плана работы ДОУ;

    Определение путей интеграции детей в группы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития;

    Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

    Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень его учебной успешности, подробного заключения о состоянии развития и здоровья воспитанников для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

    Организация работы консилиума и документация

    1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.

    2. Заседания консилиума подразделяются на плановые (не реже одного раза в квартал) и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом ДОУ на комплексное рассмотрение проблем детей с отклонениями в развитии.

    Совещание специалистов ПМПк может быть также созвано экстренно в связи с острой необходимостью.

    Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами ПМПк не реже одного раза в квартал.

    3. Организация заседаний проводится в два этапа. На первом, подготовительном, этапе осуществляется сбор предварительных диагностических данных, которые необходимо уточнить и дифференцировать на заседании.

    На втором, основном, этапе проводится заседание консилиума, на которое приглашаются ребенок и его родители.

    4. На период подготовки заседания ПМПк и последующей реализации рекомендаций назначается ведущий специалист: воспитатель или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или ведущий специальную (коррекционную) работу.

    Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

    5. По данным обследования каждым специалистом, участвовавшим в обследовании и коррекционной работе с ребенком, составляется Заключение на ребенка, Рекомендации (медицинские, психологические, логопедические, педагогические), которые предоставляются на заседания Консилиума.

    6. Процедурная схема заседания включает следующее:

    Организационный момент;

    Заслушивание характеристики, Представлений (Заключений) специалистов, их дополнение со стороны ведущего специалиста, медсестры, других членов Консилиума;

    Собеседование с родителями (законными представителями);

    Собеседование с ребенком;

    Постановка педагогического диагноза;

    Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;

    Выбор оптимальных для данного ребенка образовательных программ;

    Разработка Программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

    7. Результаты обследования и динамического наблюдения фиксируются дефектологом (психологом) в Протоколе первичного обследования ребенка.

    8. Коллегиальное Заключение специалистов ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и Программу специальной коррекционной помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

    9. Протокол первичного обследования, заключения и рекомендации специалистов, коллегиальное Заключение и Программа специальной коррекционной помощи является составной частью Журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком (ведется психологом, логопедом, членом ПМПк).

    Первоочередные коррекционные задачи и выбор путей их решения также фиксируются в Журнале комплексного динамического наблюдения за ребенком.

    11. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в ДОУ), осуществляется по Заключению ТПМПК, ПМПк и заявлению родителей.

    12. При отсутствии в ДОУ условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики, для разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям обращаться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК).

    13. При направлении ребенка на ТПМПК копия коллегиального Заключения ПМПк выдается родителям, копии Заключений специалистов направляются только с сопровождающим представителем ПМПк.

    В другие учреждения или организации копии Заключений специалистов и копия коллегиального Заключения ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

    Состав консилиума

    1. В состав постоянных членов Консилиума по приказу руководителя ДОУ вводятся:

    Заведующая (Председатель консилиума)

    Ст. воспитатель (может быть председателем Консилиума);

    учитель-логопед;

    педагог-психолог;

    ст. медицинская сестра;

    воспитатели групп компенсирующей направленности;

    приглашенные специалисты.

    2. Состав Консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов. Постоянные члены Консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроль над выполнением рекомендаций. В функции специалистов Консилиума входит предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

    3. Руководитель Консилиума осуществляет общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива, преемственность в работе специалистов, воспитателей, родителей, школы; организует проверку и систематическое обсуждение эффективности работы Консилиума. Председатель ПМПк ставит в известность родителей и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк. Руководитель отвечает за общие вопросы организации заседаний; обеспечивает их систематичность, формирует состав членов Консилиума для очередного заседания, состав детей и родителей, приглашаемых на заседания, он же координирует связи Консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса; организует контроль над выполнением рекомендаций Консилиума; может осуществлять режиссуру заседаний Консилиума.

    4. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки ребенка.

    5. Медсестра информирует о состоянии здоровья ребенка, его возможностях; по рекомендации Консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалистам. В ходе Консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.

    6. В обязанности учителя-логопеда входит информирование специалистов Консилиума об особенностях речевого развития воспитанника, разработка Программ фронтальной коррекционно-развивающей работы; ведение документации Консилиума; Журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком.

    7. В обязанности психолога входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций, оказание методической помощи специалистам и воспитателям в оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, вскрытия проблем самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоциональной сферы; построить совместную Программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков развития.

    8. Специалисты-консультанты приглашаются по мере необходимости для непосредственного наблюдения за детьми и помощи в принятии правильного решения.

    9. Воспитатель дает ребенку характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении, активно участвует в собеседовании с родителями и самим воспитанником; составляет Программу фронтальной коррекционно-развивающей работы со своей группой; планирует индивидуальную работу с воспитанниками.

    Взаимодействие ТПМПК и ПМПк

    1.ТПМПК города Бердска является головной по отношению ПМПк образовательных учреждений, имеющихся в городе, и осуществляет свою деятельность на основе договора с учредителем.

    2. Учредительными документами являются: распоряжение учредителя о ее создании, а так же Положение о ТПМПК, утвержденное учредителем.

    3. ТПМПК осуществляет контроль и методическое сопровождение специальных (коррекционных) классов и групп в образовательных учреждениях для углубленного обследования детей, динамической дифференциальной диагностики, апробирования новых методик обследования и обучения и т.д.

    4. ПМПк образовательного учреждения:

    Создаются приказом руководителя образовательного учреждения; общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения или его заместителя;

    Являются одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации;

    Обеспечивают диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников;

    Проводятся с периодичностью не реже одного раза в квартал.

    5. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК).