Войти
Логопедический портал
  • Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев Смотреть что такое "сестры прозоровы" в других словарях
  • Классификация органических соединений по функциональным группам
  • Различные виды уравнений прямой
  • Смотреть что такое "Третья книга Ездры" в других словарях 3 ездры
  • Взаимосвязь темперамента с экстраверсией - интроверсией
  • Правила проведения тестирования Основные положения тестирования
  • Виды деятельности по самообразованию и методической работе. Организация работы по самообразованию. Перспективный план работы

    Виды деятельности по самообразованию и методической работе. Организация работы по самообразованию. Перспективный план работы

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Научить чему-то новому,
    полезному и интересному
    может только тот педагог,
    который сам всю жизнь учится.

    Для повышения теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов ДОУ имеет значение организация целенаправленного самообразования.

    Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

    Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования (словарь Г.М. Коджарспирова).

    В науке определены три уровня самообразовательной деятельности:

    • адаптивный;
    • проблемно-поисковый;
    • инновационный.

    Каждый последующий уровень включает в себя предыдущий и вместе с тем отличается качественными изменениями. Первый уровень, адаптивный, характерен для начинающего воспитателя. Его целью является адаптация к профессии. Второй, проблемно-поисковый уровень – качественно новый этап самообразовательной деятельности. Именно на этом этапе могут быть найдены эффективные приемы работы, оригинальные методики. Третий, инновационный уровень предполагает высокую степень развития соответствующих умений. На этом этапе педагог создает социально-значимый продукт деятельности, обладающий практической новизной. Фактор полной свободы выбора, полной самостоятельности накладывает на самообразование своеобразный отпечаток. Этот выбор не каждому дается, он требует не только постановки цели, но и труда, настойчивости в ее реализации.

    Цель самообразования педагога ДОУ:

    • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;
    • углубление знаний по разным методикам;
    • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практикой;
    • повышение общекультурного уровня педагога.

    Технология самообразования:

    • общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;
    • решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приемов обучение и т.д.)
    • критический обзор периодической печати;
    • ошибки, неудачи и их учет в последующей деятельности.

    1 этап – возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

    2 этап – планирование работы по самообразованию.

    3 этап – теоретическое изучение.

    4 этап – практическая деятельность (применение полученных знаний, навыков и умений, приобретенных качеств на практике: изготовление пособий и атрибутов и т.д.)

    5 этап – подведение итогов самообразования (выступления на педсоветах, проведение открытого просмотра, оформление игры и пособия, составление картотеки по проблеме, перспективного плана работы с детьми, организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования). Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес. Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования, и в письменном виде составляет индивидуальный план – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. Написание индивидуального плана – это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту.

    Педагогам ДОУ предлагается разные формы написания индивидуального плана самообразования.

    Форма № 1

    Индивидуальный план самообразования на ______ год

    Воспитатель____________________________________

    ДОУ___________________________________________

    Ф.И.О._________________________________________

    Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

    Индивидуальная тема самообразования

    Когда начата работа над темой

    Когда предполагается закончить работу над темой

    Цели и задачи самообразования по теме

    Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам.

    Чей опыт предполагается изучить по данной теме

    Практические выходы (доклады, рефераты)

    Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте

    Выводы по окончанию работы

    Форма № 2

    1. Титульный лист
    2. Тема самообразования
    3. Цель профессионального развития
    4. Разделы плана:
      • Изучение психолого-педагогической и методической литературы
      • Разработка программно-методического обеспечения
      • Самообобщение опыта
      • Участие в ГМО, мастер-классах
      • Обучение на курсах, семинарах
      • Руководство методическим образованием других педагогов
      • Работа в составе органов управления ДОУ

    Форма № 3

    Название этапа

    Примерное содержание деятельности педагога

    Сроки выполнения

    Диагностический

    Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений; изучение литературы по проблеме.

    Прогностический

    Постановка цели, основных задач работы; разработка программы деятельности.

    Организационный

    Обеспечение условий для проведения работы.

    Практический

    Проведение исходных констатирующих срезов, отслеживание результативности процесса; реализация программы деятельности.

    Обобщающий

    Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов работы.

    Вопросы самообразования ставятся на педсоветах ДОУ. В течение учебного года каждый педагог рассказывает о своей самообразовательной работе на педагогических совещаниях. Педагоги могут применять в работе по самообразованию анкету «Степень владения навыками самообразовательной работы», разработанную О. Кокоткиной. Работа с анкетой помогает более ясно представить, каких результатов достигли в самостоятельном изучении психолого-педагогической проблемы. Самоанализ даст возможность правильно организовать свою деятельность.

    В методическом кабинете ДОУ созданы: стенд «Советуем поучиться у коллег», выставка «В помощь самообразованию».

    Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.

    для педагогов ДОУ по самообразованию

    ЭПИГРАФ:

    Я чувствую себя вправе сказать:
    да здравствует самообразование во всех областях!..
    Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,
    побуждаемые собственной страстью.
    Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
    К.И. Чуковский

    Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

    Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

    Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

    Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

    Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

    Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

    Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

    Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

    Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

    Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

    В чем заключается суть процесса самообразования?

    Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

    · Телевидение.

    · Газеты, журналы.

    · Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

    · Интернет.

    · Видео, аудио информация на различных носителях.

    · Платные курсы.

    · Семинары и конференции.

    · Мастер-классы.

    · Мероприятия по обмену опытом.

    · Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.

    · Курсы повышения квалификации.

    Организация работы по самообразованию.

    Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

    Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

    Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

    Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

    К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

    Не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

    Не могут правильно сформулировать тему самообразования;

    При подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

    При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

    Не могут сформулировать цель и задачи работы.

    Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

    Таблица 1

    Возможная проблема

    Пути решения

    Не могут определиться с темой самообразования

    ñ выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

    ñ определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

    Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

    При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.

    Формулируйте темы по схемам:

    ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

    ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
    - Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
    Например:
    «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

    Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

    Изучаемый
    процесс

    Предмет исследования

    Изучение
    Исследование
    Развитие
    Формирование
    Становление
    Воспитание
    Анализ
    Разработка
    Организация
    Влияние

    Познавательные способности
    Познавательная активность
    Умение что-то делать
    Личностные качества
    Любознательность
    Самостоятельность
    Наблюдательность
    и.т.п.

    В ННОД по ОО «Музыка»
    На экскурсиях в природу
    В процессе изучения чего-либо
    В процессе знакомства с чем-либо
    В игровой деятельности

    Например:
    «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».
    Определение актуальности:
    Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

    ñ Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
    - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;
    - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?
    С чего начать изучение подобранной литературы:
    - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;
    - изучите современные взгляды на проблему;
    - используйте опыт других педагогов и ДОУ.

    При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.

    ñ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

    ñ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

    ñ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

    ñ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

    Не могут сформулировать цель и задачи работы.

    Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
    Например:
    Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».
    Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
    Задачи – пути достижения поставленной цели.
    Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
    Схема формулирования задач:

    Частичный предмет
    исследования

    Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

    Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.

    Этапы работы по самообразованию:

    1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

    Включает в себя:

    Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

    Изучение периодической печати.

    Посещение библиотек.

    Знакомство с работами других педагогов.

    Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

    2. Практический этап.

    На данном этапе педагог может:

    Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

    Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

    Разработка конспектов ННОД.

    Подготовить консультации по теме.

    Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

    Разработать проект.

    Разработать опросники для диагностирования детей.

    Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

    Создать собственные методические пособия, атрибуты.

    Участвовать в работе конференций, семинаров.

    3. Итоговый этап (отчет).

    Формы отчета:

    Презентация проекта.

    Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

    Открытые просмотры.

    Мастер – классы.

    Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

    Консультации для педагогов по теме самообразования.

    Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

    методических пособий.

    Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само

    образования (проблеме).

    Неделя педагогического мастерства.

    Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

    Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

    Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

    В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).

    Результаты самообразования

    Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

    Список используемой литературы:

    1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М., 1996.

    2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.

    3. Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

    Приложение 1

    Образец ведения плана самообразования.

    План самообразования

    Этап

    Результат /

    форма отчетности

    Срок

    выполнения

    2012 – 2013

    уч. год

    1. Изучение научно-

    2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).

    3. Разработка перспективного плана на 2012-2013 учебный год.

    4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

    5. Проведение мероприятий по плану.

    6. Изготовление демонстрационного материала «…»,

    картотеки «…» и т.д.

    7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования.

    Картотека методической литературы.

    Перспективный план на 2012-2013 учебный год

    Сообщение на ПС или МС.

    Оформление конспектов ННОД.

    сентябрь

    2013 – 2014

    уч. год

    1. Изучение научно-

    методической и учебно-методической литературы по данной теме.

    2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».

    Оформление методической папки материалов.

    3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

    4. Оформление информационного листа на тему: «…».

    4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».

    Пополнение картотеки методической литературы

    Методическая папка «…».

    Сообщение на родительском собрании.

    Информационный лист – ширма - передвижка.

    Выставка работ.

    Выступление на ПС, МС.

    2014 – 2015

    уч. год

    Показ открытого мероприятия.

    Обобщение опыта.

    Презентация.

    Приложение 2

    Перспективный план работы

    по самообразованию на 2012 – 2013 учебный год

    Месяцы

    Деятельность

    Отметка о

    выполнении

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Приложение 3

    Памятка для анализа процесса самообразования.

    Оправдал ли себя план?

    Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

    Планировалась ли исследовательская работа.

    Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

    Этапы проработки материала.

    Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

    Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

    Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

    Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

    Постановка новых задач.

    Приложение 4

    Требования к педагогам по самообразованию

    при подготовке к аттестации:

    · Работа по теме самообразования не менее 1 года;

    · Изучение научно-методической литературы;

    · Разработка перспективных планов, конспектов ННОД по теме, сценариев;

    · Создание предметно-развивающей среды в группе;

    · Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

    · Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

    · Обучение на курсах повышения квалификации;

    · Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;

    · Участие в семинарах, консультациях, конференциях;

    · Показ открытого мероприятия;

    Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

    «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

    Сократ

    1. Условия возникновения и становления опыта

    Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

    Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

    Развивающиеся потребности личности, общества, государства;

    Расширение пространства образования современных педагогов;

    Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

    Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

    Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

    2. Актуальность

    Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

    На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

    Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

    Инновационные направления методической работы

    · маркетинговое: изучение спроса педагогов

    · информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

    · научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ОУ

    · психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

    · управленческое: повышение компетентности педколлектива

    Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

    3. Теоретическое обоснование

    По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

    Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

    Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

    · Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

    · Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

    · Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

    · Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

    · Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

    · Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

    4.Организация самообразования

    При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

    Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

    Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

    Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

    Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

    Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

    Тематикой самообразования может являтся:

    Одна из годовых задач ОУ;

    Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

    5. Источники самообразования

    В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

    Телевидение

    Газеты, журналы

    Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

    Интернет

    Видео, аудио информация на различных носителях

    Платные курсы

    Семинары и конференции

    Мастер-классы

    Мероприятия по обмену опытом

    Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

    Курсы повышения квалификации

    Путешествия

    В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

    6. Результат самообразования

    Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

    Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

    Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

    Разработка новых форм, методов и приемов обучения

    Доклады, выступления

    Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

    Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

    Создание комплектов педагогических разработок

    Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

    Продуктивность процесса самообразования:

    Самообразование педагога будет продуктивным, если:

    В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

    Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

    Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

    Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

    Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

    Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

    Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

    Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

    «Самообразование воспитателя ДОУ».

    Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы молодых педагогов по самообразованию.

    *Введение.

    Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

    Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию.

    - Ежедневная работа с новой информацией - возникает необходимость поиска и анализа новых сведений.

    - Желание творчества - работа должна стать интересной и доставлять удовольствие.

    - Стремительный рост современной науки .

    - Изменения в жизни общества - воизбежании, формирования образа «несовременного человека» в педагоге.

    - Конкуренция - если воспитатель на хорошем счету у администрации ДОУ, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе стратегии работы, использования программ. технологий и методик…

    - Общественное мнение - воспитателю не безразлично считают его «хорошим» или «плохим».

    - Материальное стимулирование - зависит от квалификации и мастерства.

    - Интерес - способность не только учить, но и учится.

    *Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения.

    • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
    • Изучение учебной и научно-методической литературы;
    • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
    • Изучение новых программ и педагогических технологий;
    • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    • Повышение общекультурного уровня.

    Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

    Для молодых специалистов:

    • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
    • Формирование основ педагогического мастерства;
    • Развитие умений и конструктивных способностей.

    Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

    • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
    • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

    Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

    • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
    • Проявление творческого потенциала педагога;
    • Пропаганда своих достижений;
    • Развитие исследовательской деятельности.

    Для педагогов без специального образования:

    • Овладение методикой работы с детьми;
    • Адаптация к педагогической деятельности.

    Тематикой самообразования также может быть:

    • одна из годовых задач ДОУ;

    Формы работы по самообразованию:

    • с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)
    • с педагогами (организовать работу в группе, создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу по теме на след учебный год, создать учебную программу и т.д.);
    • с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).

    Выбор темы для самообразования осуществляется:

    С учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

    Направлены на достижение качественно новых результатов работы.

    Тематикой самообразования также может быть:

    • одна из годовых задач ДОУ;
    • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
    • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Система работы педагогов по самообразованию:

    В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в папку по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

    Алгоритм составления плана по самообразованию

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

    • название темы
    • задачи
    • предполагаемый результат
    • этапы работы
    • сроки выполнения каждого этапа
    • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
    • способ демонстрации результата проделанной работы
    • форма отчета по проделанной работе

    В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования организуют работу по выбранной теме:

    • изучение необходимой методической, педагогической и предметной литературы;
    • обзор в Интернете информации по теме;
    • посещение МО, КПК, семинаров, конференций, уроков коллег;
    • выступление на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер - классы;
    • дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, непосредственно образовательная деятельность, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д;
    • самообразовательная работа над методической разработкой по теме;
    • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
    • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
    • Изучение информационно-компьютерных технологий;
    • Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете;
    • Участие в конкурсах в Интернете;
    • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.

    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

    Форма представления результата работы над темой

    *Защита исследовательской работы

    *Листовка

    *Проведение семинара

    *Обучения коллег новым методикам

    *Практикум

    *Открытое занятие

    Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

    *Заключение.

    Проблемы в работе по самообразованию и пути их решения

    Возможная проблема

    Пути решения

    1. Не могу определиться с темой самообразования

    ¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

    ¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно - правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

    2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

    Подбор литературы:

    ¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

    ¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

    Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

    ¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

    ¨ Включите современные взгляды на проблему

    ¨ Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

    3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

    ¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

    ¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

    ¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

    ¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

    4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

    ¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

    ¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

    5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

    ¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

    Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

    Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Наибольшего качества самообразование достигает тогда, когда педагог знает, что от него потребуют результат.

    Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Работа по самообразованию может быть:

    Формы самообразования:


    В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается.

    ИТАК, тема по самообразованию каждый год новая.

      ВАЖНО, чтобы знания по какому-­либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотекой. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

    Выбор тем для самообразования

    Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями.

    Тематикой самообразования также может быть:

      одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Оформление материалов по самообразованию

    Педагог сам определяет в какой форме ему удобнее накапливать материалы по самообразованию: это могут быть ксерокопии с подчеркиванием важных мыслей или элементов/ конспектов занятий/ других материалов или выписанная в письменном виде информация. Материалы накапливаются в папке по самообразованию. Здесь же хранится план работы по самообразованию: План может содержать примерную разбивку по месяцам


    План работы по самообразованию
    Воспитатель________группы №_____МДОУ д/с №____
    Тема:_________________________________________
    Цель:

    Задачи:__________________________________

    Литература:

      _________________________________________ _________________________________________ _________________________________________

    Алгоритм составления отчета по самообразованию

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В конце учебного года педагог представляет отчет о проделанной работе. Отчет может включать в себя:

    Советы педагогам, занимающимся самообразованием:

    1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей , определение темы по самообразованию, составление плана работы, подготовка практического материала.
    2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результата работы для педагогов без квалификационной категории: доклады, проведение мероприятий по теме самообразования. Для педагогов 1/ высшей квалификационной категории - консультации для коллег, перспективные планы и конспекты занятий, программы.
    3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.

    Возможные проблемы педагогов по вопросам самообразования

    и пути их решения

    Возможная проблема

    Пути решения

      Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, а так же статистические данные.
      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
      Составьте план или схему полученных при изучении материалов. Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в с детьми.

    Примерная тематика
    - Экологическое воспитание в семье.
    - Нравственное воспитание старших дошкольников.
    - Культурологический подход к воспитанию.
    - Воспитание культуры межнационального общения.
    - Деятельность воспитателя по ребенка.
    - Социально-педагогическая деятельность воспитателя с неблагополучными семьями.
    - Воспитание дошкольников в процессе освоения ими компьютерных технологий.
    - Технология индивидуальной работы с дошкольниками.
    - Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.
    - Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников.
    - Традиции детского коллектива.
    - Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по трудовому воспитанию дошкольников.
    - Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами фольклора....


    «Самообразование педагогических работников»

    Возможная проблема

    Пути решения

    1. Не могу определиться с темой самообразования

      Выделите из многообразия проблем ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. Определите актуальность проблемы, перспективность и практическую значимость для воспитательно-образовательного процесса.

    2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме Включите современные взгляды на проблему Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

    3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке. Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления. Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

    4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

    5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

    Самообразование педагогов. Подготовка к отчету по самообразованию.

    Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего.

    Работа по самообразованию может быть:

    Формы самообразования:

      работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; участие в работе научно-­практических конференций, семинаров; наработка материала по исследуемой проблеме.

    Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов.

    Отчет по самообразованию может включать в себя:

      название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы

    письменный отчет должен включать в себя выводы и результаты работы, рекомендации для других педагогов. Объем отчета в компьютерном варианте – 3 – 5 страниц. Длительность доклада – 5 - 7 минут.