Войти
Логопедический портал
  • Методическая разработка. Входная диагностика. Аналитическая справка и бланк входной диагностики. Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка Актуальные вопросы естественных наук и пути решения: сборник материалов V научно-практической конфе
  • Деятельность школы как центра творческого развития личности школьника в пространстве дополнительного образования Система дополнительного образования в школе презентация
  • Современные образовательные технологии
  • Линейная зависимость системы векторов
  • Свен Нурдквист — Рождественская каша: Сказка Другие книги схожей тематики
  • Реферат: Химическая кинетика и равновесие
  • Критерии пмпк. Пмпк: новый взгляд. принципы деятельности пмпк. её основные задачи и функции

    Критерии пмпк. Пмпк: новый взгляд. принципы деятельности пмпк. её основные задачи и функции

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ББК 56.14я75

    Рецензенты: Куфтяк Елена Владимировна , доктор психологических наук, профессор КГУ им. Н.А. Некрасова;

    Логвинова Галина Васильевна , практический психолог.

    Составители: Сычева Наталья Викторовна , заведующий муниципальным бюджетным учреждением города Костромы «Психолого-медико-педагогическая комиссия»;

    Бобкова Елена Николаевна , кандидат педагогических наук, заместитель заведующего по методической работе муниципальным бюджетным учреждением города Костромы «Психолого-медико-педагогическая комиссия».

    Деятельность ПМПК в условиях современного образования /

    Сост. Сычева Н.В., Бобкова Е.Н. ­- Кострома, 2015.

    Методическое пособие адресовано специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В пособии рассматриваются вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, предложены образцы документации по работе школьных консилиумов, даны ответы на часто задаваемые вопросы по деятельности ПМПК, представлено мнение врачей-психиатров о необходимости медицинского сопровождения детей с нарушениями поведения и трудностями в обучении.

    © Комитет образования, культуры, спорта

    и работы с молодежью Администрации города Костром

    Диагностическое направление

    Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описаны условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, приведена система оценки результатов по отдельным позициям, даны рекомендации по выбору оптимальных условий школьного обучения (модели интеграции) в зависимости от результатов обследования.

    Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т. д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

    Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание общей картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т. е. направлено на установление функционального диагноза.

    На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

    Консультативно-просветительское и профилактическое направление

    Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

    Организация взаимодействия психолога с педагогами

    Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ЗПР является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении учебно-познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Все это, в конечном счете, приводит к осознанию ребенком своих потенциальных возможностей, что повышает его уверенность в себе, пробуждает энергию достижений.

    Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, организация педагогических консилиумов, подготовка к тематическим родительским собраниям, инди-видуальные консультации и т. д. Общие рекомендации учителям общеобразовательных классов по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми с ЗПР учебных заданий опубликованы в статье Н.В. Бабкиной (2004).

    Организация взаимодействия психолога с родителями

    Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Но на практике оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психологом и другими специалистами безразлично, игнорируя проблемы, или даже негативно.

    Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их го-товности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.

    На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).

    Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тема-тических консультациях, семинарах-практикумах и т. д.

    Мифы в детской психиатрии.

    К сожалению, в настоящее время в отношении детской психиатрии у общества существуют устойчивые мифы и предубеждения, заставляющие родителей избегать обращения к детскому психиатру.

    Миф №1 – «любое обращение за психиатрической помощью повлияет на судьбу ребенка, лишит его будущего и возможности получить профессию, трудоустроиться, так как ребенка обязательно «возьмут на учет». Большинство психических расстройств детского возраста имеют преходящий характер и при условии своевременно начатой терапии исчезают. Дети с нетяжелыми психическими расстройствами, а к ним относятся большинство резидуально – органических расстройств, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), системные неврозы – тики, заикание, энурез, энкопрез, общие неврозы – неврастения, фобический, истерический невроз, расстройства эмоций и поведения, легкая интеллектуальная недостаточность, - находятся под консультативным наблюдением детского психиатра. При консультативном учете родители обращаются к врачу только по собственному желанию при ухудшении состояния ребенка. Диагнозы «F» в подавляющем большинстве случаев будут сняты в подростковом возрасте, не возникнет ограничений в обучении и трудоустройстве детей. При более тяжелых психических расстройствах (детский тип шизофрении, выраженный аутизм, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость) дети находятся под диспансерным наблюдением, врачи – специалисты наблюдают и лечат их активно. Это улучшает прогноз заболевания, адаптацию ребенка в обществе. А некоторые ограничения в профессии обусловлены не фактом обращения к психиатру, а самим тяжелым заболеванием.

    Миф №2 – «психиатры «залечивают» ребенка тяжелыми психотропными препаратами, превращая его в «овощ». Современная психиатрия оснащена большим количеством лекарственных веществ, способных действовать исключительно на болезненные проявления психики, не затрагивая психику в целом. Они не только не приводят к нарушениям умственной работоспособности и интеллектуального развития, но даже улучшают их, снимая так называемые продуктивные расстройства и улучшают социальное функционирование.

    В арсенале детской психиатрии есть ноотропы, биотики, антиоксиданты, вазотропные средства, которые улучшают деятельность нервных клеток и защищают их. Прежде чем назначить психотропный препарат, детский психиатр обсудит это с родителями – наименование препарата, его действие, дозы, продолжительность курса лечения.

    Формы лечения у детского психиатра разные – амбулаторное, стационарное, полустационар, дневной стационар, «стационар на дому». Родители в большинстве случаев сами выбирают форму лечения.

    Депрессивные расстройства

    Выраженные депрессивные расстройства обычно возникают в подростковом возрасте, когда в достаточной степени сформирована аффективная сфера.

    При развитии депрессии подростки, в связи с недостаточной способностью понять свое болезненное состояние и выразить его словами, (алексетимия) не обращаются с жалобами. Часто депрессии протекают под различными поведенческими масками (подростки становятся вялыми, безразличными, «ленивыми» или же резкими, грубыми, опозиционными, появляются расстройства влечений). К сожалению, подростковые депрессии чреваты суицидальными попытками и завершенными суицидами. Только врач - специалист за фасадом поведенческих расстройств сможет распознать аффективную патологию. Своевременное лечение депрессий – это всегда благоприятный исход.

    Нервная анорексия

    Необходимо помнить, что нервная анорексия – психическое расстройство. В основе заболевания лежат навязчивые страхи и сверхцненные переживания. Нервная анорексия может быть проявлением глубокого невроза пубертатного возраста или началом эндогенного заболевания – шизофрении. Грубой ошибкой родителей являются попытки лечить нервную анорексию у педиатров, диетологов, гастроэнтерологов, эндокринологов или еще хуже обращаться за помощью в немедицинские учреждения, к неспециалистам.

    В настоящее время страх перед психиатрической службой зачастую заставляет родителей детей с психическими расстройствами прибегать к помощи псевдоцелителей, парапсихологов. При этом медицинской, психиатрической помощи дети не получают и состояние утяжеляется.

    Обобщая все сказанное, хочется отметить:детские и подростковые психические заболевания нужно лечить, не откладывайте визит к врачу, если ребенок нуждается в помощи!

    Хочется сказать родителям одно: не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребенке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребенка, убеждая себя, что «это просто кажется».

    Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребенком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и дает возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

    4. КОНСИЛИУМ – ЭТО ВАЖНО!

    Для успешной интеграции детей с ОВЗ в социальную среду необходимо создать специальные образовательные условия. ПМПК определяет необходимость этих условий в зависимости от категории ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение обучающихся в образовательном учреждении осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.

    Психолого-медико-педагогический консилиум постоянно действующий, объединённый общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка, разрабатывающий тактики сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющий динамическое наблюдение за развитием ребенка, консультирование семьи.

    Психолого-медико-педагогический консилиум реализует свою деятельность на основании Письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

    Психолого-медико-педагогический консилиум может сопровождать обучающегося только с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора о взаимодействии с родителями и договора о взаимодействии с ПМПК.

    Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с учащимися классов, работающих по системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), предполагает предоставление и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся, специализированное консультирование учителей, родителей, администрации. Для создания подобных классов требуется лицензия.

    В общеобразовательной школе создается команда специалистов, работающая по принципу системной организации. Тем самым обеспечивается возможность психологического, логопедического, дефектологического, медицинского сопровождения учебно-воспитательного процесса. Эффективность работы специалистов достигается посредством междисциплинарного взаимодействия, которое осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, консультативно-просветительское.

    Можно выделить следующие формы такого взаимодействия: комплексное обследование учащихся, построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов, планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развития, взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Основной из перечисленных форм является организация деятельности ПМПк, который создается приказом директора по школе. Деятельность консилиума регламентируется Положением о классах коррекционно-развивающего обучения, письмом Мин. Обр. РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901/6 от 27.03.2000. Если ребёнок с ОВЗ учится не в специальном классе КРО, а с детьми с нормативным развитием, лицензия не требуется, но условия сопровождения и инд. уч. План обязательны.

    Исходя из цели и задач работы школьного ПМПк в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:

    диагностико- консультативное,

    коррекционно-развивающее,

    просветительское,

    профилактическое,

    организационно-методическое.

    Основными формами работы являются: индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка и участие в заседаниях школьного ПМПк.

    Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

    1. Многоуровневую диагностику развития ребенка.

    2. Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка.

    3. Взаимодействие специалистов в рамках ПМПк.

    4. Организация развивающего пространства – кабинет игровой терапии, логопедический и дефектологический кабинеты.

    В организации работы специалистов выделяются ряд этапов ее построения:

    1.Диагностико-консультативный

    1.1 На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с учителем и родителями ребенка для составления общей картины учебной деятельности в классе, изучается медицинский анамнез. Также проводится наблюдение за школьником на уроке и переменах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс, уровне сконцентрированности на заданиях, уровне работоспособности, наличии истощаемости и т.д. Наблюдение на переменах позволяет определить насколько учащийся включен в жизнь класса, адаптировался ли он к детскому коллективу. Беседа с учителем и родителями дополняют сведения о ребенке, помогают обозначить те проблемы и трудности, которые не были выявлены в процессе наблюдения. Кроме того, встреча с родителями дает возможность помочь им справиться с трудными ситуациями в воспитании и способствует лучшему пониманию проблем ребенка.

    1.2. Основным моментом данного этапа является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность, т.е. знание программы, обучаемость и обученность); логопед (речевая деятельность); психолог (межличностные отношения, эмоционально-личностная сфера, познавательная деятельность). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося (см. Приложение).

    Далее проводится повторная консультативная встреча с родителями и учителем с целью доведения до их сведений результатов диагностики с ребенком, разъяснение этапов коррекционной программы, включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ.

    2. Организационно-методический

    Организуется проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составления индивидуальных комплексных программ развития. В составе консилиума принимают участие: зам. директора по учебно-воспитательной работе – руководитель консилиума, психолог, дефектолог, логопед, врач–психиатр, учитель (классный руководитель), социальный педагог. Обсуждение строится на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребенка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребенка. В данном случае могут разрабатываться различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае. Так, с ребенком могут работать сразу несколько специалистов или один из специалистов подготавливает базу для работы другого: психолог проводит поведенческую коррекцию, подготавливая ребенка для работы в группе дефектолога.

    3. Коррекционно-развивающий

    На данном этапе необходимо, учитывая учебную нагрузку, особенности детей классов КРО, правильно построить процесс работы. Важно не перегрузить ребенка, сформировать положительную мотивацию на совместную деятельность, учесть индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения. В работе специалистов можно выделить следующие направления коррекционной работы – коррекционная работа с эмоционально-волевой сферой ребенка, коррекционная работа с познавательной сферой ребенка, коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков, коррекционная работа с речевыми нарушениями. Формами ее проведения являются:

    · Индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете. Кабинет должен быть оснащен всем необходимым для игровой и песочной терапии, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка: краски, глина, скульптурный пластилин, природные материалы.

    · Групповые интегративные занятия. В целях адаптации учащихся коррекционных классов к условиям общеобразовательной школы формируются группы совместно с детьми из обычных классов, за основу выбирая психологическую проблематику. Группы небольшие по 4-5 человек.

    · Занятия-путешествия (групповые игры, где обычно задействована школа, учителя, администрация, с которыми группа детей вступает во взаимодействие, решение задачи социализации и интеграции этих детей в существующую социальную ситуацию развития, формирование навыков помощи друг другу).

    · Поддерживающие занятия (занятия направлены на адаптацию ребенка к новым условиям развития – переходные этапы: первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.

    · Социальные игры: специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально-приемлемыми способами. Игры «Лепешка», «Психологический портрет» и др.

    · Занятия тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т.д.).

    · Постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать и написать все, что хотят.

    · Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом.

    Контрольный

    Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума с целью отслеживания динамики развития наиболее сложных детей. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.

    Итоговый

    По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.

    Следует отметить, что любая работа специалистов строится на постоянном взаимодействии с учителем и родителями, которым даются рекомендации, проводятся консультативные встречи по различным вопросам, вызывающим трудности. Формы работы: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.

    Таким образом, специалистами осуществляется сопровождение обучения детей классов КРО общеобразовательной школы, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребенок во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает взаимодействие в коррекционной работе других специалистов.

    По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:

    1. Протоколы заседаний консилиума.

    2. Протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста).

    3. Представления на учащихся.

    4. Карта динамического развития ребенка (представления, выписка из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программа комплексного развития).

    Проведение заседаний консилиума является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов, реализации комплексного подхода в их работе.

    Подводя итог, можно констатировать, что совместная работа специалистов ПМП(к) по сопровождению детей с ЗПР в общеобразовательной школе должна быть организована так, чтобы в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения академическими знаниями.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

    1. Часто задаваемые вопросы

    Общие сведения о ребенке

    Дата рождения, возраст.

    Для специалистов ПМПК имеет значение информация о семье ребенка. Поэтому необходимо дать сведения о составе семьи, наличии других детей (их возраст, особенности развития и обучения), об уровне образования родителей, их участии в воспитании и обучении детей, особенностях воспитания в семье, отношение родителей к проблемам воспитания и обучения ребенка, др.

    В тех случаях, когда ребенок учится не первый год, характеристики даются каждый год отдельно, причем отмечаются особенности развития ученика за данный период, указывается по какой программе обучался ребенок. Характеристика должна иметь дату и подписи учителя и директора школы, печать учреждения.

    Необходимо указать дату поступления ребенка в школу, который год учится, в каких школах, классах учился, оставался ли на второй год, были ли длительные перерывы в обучении, по каким причинам.

    Необходимы сведения об успеваемости ребенка по четвертям. Указание причин направления его на комиссию.

    Характеристика должна иметь дату и подписи учителя и директора школы, печать учреждения.

    Состояние школьных знаний и навыков ребенка.

    Этот раздел должен по возможности заключать ответ на вопросы: что усвоил ребенок из пройденного материала по чтению, письму, математике и что затрудняло его при усвоении материала.

    Как относится ребенок к своим неудачам в обучении: безразлично или тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения, становится пассивным, как реагирует на оценку своей работы.

    Какие виды помощи применялись учителем для преодоления обнаруженных трудностей: усиленный контроль или помощь при выполнении классных занятий; облегченные домашние задания; индивидуальные в процессе фронтальной работы с классом; дополнительные занятия в школе после уроков; дополнительные задания на дом; указания родителям о помощи ребенку при подготовке уроков и т.п.

    Какие результаты были при этом достигнуты: улучшилась ли успеваемость, удалось ли преодолеть затруднения, научился ли самостоятельно работать, насколько продвинулся ребенок в усвоении школьных навыков и за какой период времени были получены сдвиги.

    Работоспособность и поведение ребенка в классе.

    В этом разделе характеристики должны быть указаны и освещены следующие вопросы:

    · Понимание ребенком требования учителя.

    · Участие в работе класса.

    Может ли ученик активно, целенаправленно работать, выполнять предъявленные к нему требования, следить за ходом урока, отвечать на вопросы, задавать вопросы учителю, в случае непонимания.

    · Состояние работоспособности.

    Эти вопросы должны быть освещены в каждой характеристике. Обратите внимание на то, как ребенок работает, заинтересован ли он в выполнении задания, целенаправлен ли он, стремится ли довести работу до конца. Усидчив ли в работе или легко отвлекается. Проявляет ли при преодолении трудностей настойчивость. Работает быстро или замедленно. Быстро утомляется и как проявляется утомление. Становится возбужденным. Наблюдаются ли резкие колебания работоспособности на протяжении урока, дня, недели, года.

    Общая характеристика личности ребенка.

    Очень ценно, если учитель может помимо своих наблюдений в классе, дать некоторую общую характеристику ребенка, указав на общее развитие, ориентировку в окружающем, его интересы, особенности характера.

    О жизни вне школы мы узнаем или со слов родителей или самого ребенка. В то же время наблюдения учителя в этом направлении могли бы дать очень многое.

    Основные трудности в процессе обучения ребенка (заключение учителя).

    В данном разделе педагог должен указать основные трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения (не может списывать, копировать, не пишет на слух, не может сливать в слоги, испытывает серьезные трудности в элементарных вычислениях, не понимает хода решения задач, с трудом сосредотачивается на задании, постоянно отвлекается, и т.д.)

    Самостоятельно по слуху писать не может, но списать с книги может правильно. Может запомнить, только опираясь на зрительную память.

    Учебный материал доступен, но мальчик не может сосредоточиться и поэтому не успевает.

    При объяснении материала очень внимателен, старателен, но освоить задание не может.

    Вместе с характеристикой школа может направить на медико-педагогическую комиссию контрольные работы, тетради, рисунки и т.п. Если ребенок повторно направлен на ПМПК, необходимо отразить соблюдались ли рекомендации ПМПК, если не соблюдались, то по какой причине.

    Формализованные характеристики с включёнными позициями для подчёркивания, как показала практика, для ПМПК недопустимы так как не передают индивидуальность ребёнка и малоинформативны.

    Вопрос: Что необходимо прописывать в заключении, рекомендациях консилиума?

    В заключении психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации должно быть отражено, справляется ли ребёнок с программой, по которой он обучается. Необходимо предоставить представления специалистов школы с рекомендациями о необходимости сопровождения специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, социальным педагогом).

    Вопрос: Как подготовить родителей к посещению ПМПК?

    Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

    Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка.

    В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

    Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее.

    При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

    Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

    Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.

    Продолжительность обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приема может отклоняться от назначенного первоначально времени.

    В процессе обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.

    При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение.

    После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Приведенный ниже протокол заседания консилиума отражает специфику взаимодействия специалистов, позволяет рассмотреть на примере конкретного ученика процесс построения индивидуальной комплексной программы развития и коррекции. Следует отметить, что обследование и последующая работа специалистов проводится с письменного согласия родителей ребенка, в некоторых случаях в присутствии мамы.

    Протокол заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума: «Составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося 3 класса Павла Я.»

    Повестка: составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося 3 класса Павла Я.

    Присутствовали: зам. директора по экспериментальной работе – председатель консилиума, зав. диагностико-консультативной лабораторией школы, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, психиатр, учитель начальных классов (классный руководитель).

    Заслушали: выступления специалистов, наблюдающих учащегося, учителя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ психиатра

    Краткие сведения об учащемся: трудности поведения Павла Я. в школе отмечались с начала обучения. С первого класса учащийся был переведен на надомное обучение. Со второго и по настоящее время обучается в условиях системы КРО, состоит на диспансерном учете.

    В настоящее время остается двигательно расторможенным, раздражительным, аффективно возбудимым, нарушает дисциплину в классе. Невнимателен, внимание привлекаемо с трудом на короткое время. Быстро истощается.

    Ребенок от I нормально протекавшей беременности, роды на сроке 36 недель, родился с обвитием пуповины вокруг шеи, закричал не сразу.

    Раннее развитие своевременное, речевое развитие с задержкой. С 1,5 - 2 лет стал беспокойным, непослушным, чрезвычайно подвижным. Играть целенаправленно мог только при участии взрослых. С 3-х лет поступил в ДОУ, где быстро адаптировался. В 4 года в связи с задержкой развития был переведен группу для детей с ЗПР. Отмечалась неровность поведения, ребенок не подчинялся требованиям воспитателей, были конфликты с детьми. Мать заметила, что поведение сына изменилось после развода с мужем, отцом ребенка (возраст 3,5 года). На ситуации развода свое внимание ребенок не фиксировал, о папе спрашивал редко, но стал непослушным, грубым, общаться с ним становилось все тяжелее.

    Наблюдался невропатологом с рождения, были выявлены изменения на ЭЭГ, получал лечение и получает терапию до настоящего времени. Проходил лечение амбулаторно и в стационаре.

    В настоящее время результаты ЭЭГ в пределах нормы, ЭХО-ЭГ – норма. В клинической картине имеет место задержка психоэмоционального развития, в структуре которой преобладает выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы в сочетании с расстройствами психопатоподобного круга (повышенная аффективная возбудимость, конфликтность, драчливость, двигательная расторможенность). Лечение получает.

    Цель и направления деятельности

    Психолого-медико-педагогической комиссии

    Основным документом, которым руководствуется в своей деятельности психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

    Комиссия создается с целью своевременного выявления детей с ограниченными возможностями зоровья, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

    ПМПК является межведомственной, постоянно действующей организацией.

    Основными направлениями деятельности комиссии являются:

    а) проведение обследования детей в возрасте от рождения до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении детей;

    б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ране данных комиссией рекомендаций;

    в) оказание консультационной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и/или отклонениями в поведении;

    г) оказание федеральным государственным учреждениями медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

    д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

    е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении детей.

    Структура пмпк

    Система ПМПК

    Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом деятельности ПМПК на современном этапе. К структурным единицам этой системы относятся:

    1-й уровень - психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;

    2-й уровень - психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (территориальные);

    3-й уровень - психолого-медико-педагогические комиссии регионального уровня ПМПК (центральные).

    Трехуровневая структура системы пмпк региона

    Внутри каждого из представленных уровней системы ПМПК можно рекомендовать создание профессиональных объединений, организованных по принципу методических объединений. Управление такими профессиональными объединениями может осуществляться методистом (специалистом) управления образования, курирующим деятельность ПМП-консилиумов образовательных учреждений и ПМПК и организующим их взаимодействие на основе договоров о партнерстве.

    Вопросы планирования деятельности таких профессиональных объединений и составления договоров о партнерстве решаются методистом совместно с представителями соответствующих структурных единиц системы ПМПК.

    Центральная ПМПК является головной по отношению к муниципальным (территориальным) ПМПК и, через посредство муниципальных ПМПК, по отношению к ПМП-консилиумам образовательных учреждений региона в вопросах методического обеспечения их деятельности. Контроль за деятельностью центральной ПМПК возлагается на начальника управления образования и науки администрации региона. Контроль за деятельностью муниципальных ПМПК возлагается на начальников соответствующих муниципальных управлений образования.

    Таким образом, органам управления образованием рекомендуется создавать ПМПК на региональном и муниципальном уровне как структурное подразделение образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центра) или как ППМС-центра (диагностики и консультирования), профилированного на выполнение функций ПМПК.

    Психолого-медико-педагогическую комиссию возглавляет руководитель (в г. Тамбове – заведующий).

    В состав комиссии входят: руководитель, педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, невролог, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

    Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ в области здароохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

    Отношения между работником комиссии и администрацией учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. Срок действия трудового договора и другие существенные условия договора, определяются работником комиссии и работодателем при его заключении.

    При исполнении профессиональных обязанностей специалисты ПМПК имеют право на свободу выбора и использования методик для диагностики отклонений в развитии; методов оценки эффективности диагностико-коррекционных мер, соответствующих рекомендациям членов комиссии.

    Предлагаемый подход к деятельности психолога ориенти­рован в первую очередь на работу с детьми, испытывающи­ми трудности обучения, имеющими те или иные формы не­адекватного поведения, то есть касается работы именно с теми детьми, которые чаще всего вызывают критику педагогов и родителей.

    С самого начала следует подчеркнуть, что в целом деятель­ность психолога, связанная с консилиумом, может проходить, по крайней мере, в двух режимах:

    В рамках экспертной деятельности психолого-медико-педагоги­
    ческого консилиума образовательного учреждения;

    В рамках специализированного сопровождения тех детей (групп),
    которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в
    специализированной помощи.

    Необходимо уточнить, что под консилиумом, тем более ком­плексным психолого-медико-педагогическим консилиумом, мы понимаем не только обсуждения специалистами особенностей


    а звития того или иного ребенка или образовательной ситуа­ции. в которой он находится, но постоянно действующий, ско- о рд И нированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровож­дения ребенка. В настоящее время достаточно большое коли­чество работ посвящено этому новому структурному образова­нию школы .

    Консилиум образовательного учреждения действует на ос­нове соответствующего Положения Министерства образова­ния (Приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и необходи­мая документация. Основным требованием к его деятельнос­ти является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и четкой согласованности действий всех специалистов.

    В то же время необходимо различать задачи, входящие в компетенцию консилиума, и задачи общепедагогические, не требующие (или, по крайней мере, минимизирующие) вклю­ченности этого мощного структурного образования школы.

    К задачам консилиума специального (коррекционного) об­разовательного учреждения (школьного консилиума, решаю­щего проблемы сопровождения детей коррекционных клас­сов на базе общеобразовательной школы, любого другого уч­реждения в системе специального образования, в том числе и дошкольного) следует отнести:

    Экспертные задачи по определению образовательного маршру­
    та детей с особыми образовательными потребностями при пе­
    реводе их в другую образовательную систему (например, по ито­
    гам успешности их обучения в начальной школе при решении
    вопроса о переводе в общеобразовательную школу);



    Экспертные задачи по выявлению детей, более остальных нуж­
    дающихся в дополнительной специализированной помощи со
    стороны специалистов, то есть индивидуализация образователь­
    ного маршрута коррекционного обучения (данная задача вклю­
    чает и мониторинговое сопровождение всех детей образователь­
    ного учреждения);

    Контроль эффективности дополнительной специализированной
    помощи детям и координация взаимодействия специалистов
    разного профиля.

    Также дополнительной задачей психолога следует считать координацию деятельности всех специалистов, проводящих


    Консилиум (принцип междисциплинарности и координатор. ного характера деятельности специального психолога). Дей­ствительно, ведь каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в це­лостную картину. Так, в постановке нозологического диагноза решающая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиат­ру, неврологу и др.). Оценку позитивного здоровья, социаль­но-гигиенических условий, в которых растет ребенок, лучше возложить на специалиста по организации здорового образа жизни (валеолога). Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на логопеда, который, совмест­но с учителем-дефектологом (педагогом класса), определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения в рамках данного вида образовательного учреждения 1 . Сфор-мированность образовательных навыков и умений и их соот­ветствие образовательной программе данного учреждения оце­нивается учителем-дефектологом соответствующего профиля. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности соци­ального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы .

    Все эти разнородные данные должны быть сведены в еди­ную картину, по которой будет составлен индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Координирующим специ­алистом является психолог консилиума. Именно в этом со­стоит одна из его наиважнейших задач.

    Следует перечислить задачи, которые выходят, на наш взгляд, за рамки компетенции ПМПк и должны решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога (по крайней мере, на первом этапе их решения).

    К таким задачам относятся:

    Сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, пове­дения), которые вызывают тревогу у педагога, но в связи со сво­ей незначительной продолжительностью не являются задачей работы консилиума в целом и психолога в частности;

    1 При наличии у ребенка особенностей слуха, зрения, опорно-двигательнО" го аппарата к специалистам, определяющим характер обучения ребенка, пр я * соединяется специалист соответствующего профиля (медицинского: сурД° лоГ> офтальмолог, ортопед; педагогического: сурдопедагог, тифлопедагог).


    Кратковременные проблемы поведения, связанные в первую
    очередь с сиюминутной ситуацией в семье, с начинающимся за­
    болеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным со­
    стоянием или отклоняющимся психологическим статусом, кото­
    рые, естественно, являются предметом углубленного исследо­
    вания всеми специалистами);

    * разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-вос-
    питательного процесса, рекомендуемых классному руководите­
    лю, учителю-предметнику и другим участникам образователь­
    ного процесса.

    В практике консилиумной деятельности психолога нам ча­сто приходится иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающихся, как правило, кратковремен­ных, сиюминутных проблем с достаточно ясными причинами. Психолог должен, не отказываясь в целом от того, чтобы про­комментировать психологическую составляющую этих задач, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию в этом отношении.

    Деятельность психолога в рамках консилиума состоит из ряда этапов, закономерно вытекающих один из другого. В ре­альной практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими, социокультурны­ми особенностями семей и т.п.

    Совершенно очевидно, что работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц, их замеща­ющих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администра­ции образовательного учреждения. Согласие родителей дол­жно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в Данном учреждении . Письменное согласие Родителей или опекунов, ставшее уже стандартной процеду­рой в большинстве учреждений специального образования, позволяет предупредить ряд конфликтных ситуаций, связан­ных с экспертизой.

    Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежу­точного обследования требуют проведения консилиума в том сл учае, если отмечается явно недостаточная или отрицатель­ная динамика развития. Если на промежуточном этапе были Получены значительные изменения состояния (не только вслед­ствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо


    Произошли какие-то незапланированные события, сами по себ резко изменившие как состояние, так и условия существова ния ребенка, обсуждение этой ситуации всеми специалиста ми на консилиуме также является необходимым. Таким об­разом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиу­мах. Соответствующее разделение консилиумного процесса приводится и в Положении о консилиуме образовательного учреждения 1 .

    Можно сформулировать ряд задач, на которые ориентирова­на деятельность каждого из предлагаемых типов консилиумов.

    Плановый консилиум решает следующие задачи:

    1) определение путей психолого-медико-педагогического сопро­
    вождения детей;

    2) выработка согласованных решений по определению образова­
    тельного коррекционно-развивающего маршрута и дополнитель­
    ных программ развивающей или коррекционной работы;

    3) динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее на­
    меченной программы;

    4) решение вопроса об изменении образовательного маршрута,
    развивающей и коррекционной работы по завершении обуче­
    ния (окончании учебного года).

    Как правило, периодичность плановых консилиумов состав­ляет один раз в полгода.

    Внеплановые консилиумы собираются по запросам спе­циалистов (педагога класса, психолога или одного из работа­ющих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, пово­дом для внепланового консилиума является отрицательная динамика обучения или развития ребенка, негативные осо­бенности поведения и т.п.

    Задачами внепланового консилиума являются:

    1) решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстрен­
    ных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким
    специалистом должен быть проконсультирован ребенок в пер­
    вую очередь);

    2) изменение направления ранее проводимой коррекционно-раз-
    вивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее не­
    эффективности;

    1 Впервые такое определение типов консилиума было приведено в проекте организации системы психолого-медико-педагогической помощи в 1999 году .


    3) решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреж­дения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повтор­ное прохождение психолого-медико-педагогической комиссии).

    Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках работы консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ре­бенком либо в целом завершается (в ситуации итогового кон­силиума и выведения ребенка на иную программу обучения), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, в ситуации, когда ребенок по-прежнему нуждается в допол­нительной внеучебной специализированной помощи. Если ре­бенок (группа детей) не выходит за пределы типологического норматива данного образовательного учреждения (удовлет­воряет его социально-психологическому нормативу), то оцен­ка динамики освоения программного материала (эффектив­ности воспитательных воздействий и мероприятий и т.п.) проводится педагогическим составом, классным руководите­лем на педагогических советах, то есть в рамках обычного образовательного процесса. Консилиумная деятельность в такой ситуации выражается лишь в мониторинговом компо­ненте сопровождения (в реальных условиях - в плановом наблюдении за ребенком со стороны психолога школы). По­стоянная деятельность консилиума по отношению к каждо­му ребенку, детальное обсуждение всех детей вне зависимо­сти от динамики их обучения и развития избыточны.

    При запросе со стороны педагогов, родителей или воспита­телей ГПД сведений о продолжительной болезни, «отбросив­шей» ребенка назад в программе обучения, о каких-либо кри­тических обстоятельствах консилиумная деятельность может стать средством анализа и помощи ребенку.

    Важным аспектом деятельности школьного психолого-ме-Дико-педагогического консилиума является форма взаимодей­ствия специалистов.

    Можно вслед за О.Е. Грибовой выделить харак­тер и различия формы деятельности специалистов школьно­го консилиума и деятельности специалистов в составе психо-лого-медико-педагогической комиссии.

    Поскольку в задачи консилиума прежде всего входит раз-Работка индивидуальной программы комплексного сопровож-


    Дения ребенка, то форма организации процедуры обследова ния может быть только индивидуальной для каждого специ­алиста с последующим коллегиальным обсуждением получен­ных данных, выработкой соответствующего решения и комп­лексных рекомендаций. Такая форма работы полностью совпадает с индивидуально-коллегиальной формой проведе­ния ПМПК (см. главу 2 данного раздела).

    Точно так же и формулировка коллегиального заключе­ния базируется на подробных углубленных заключениях каж­дого из специалистов и согласованных рекомендациях всех с каждым. Эти условия предъявляют и определенные требова­ния к составу консилиума. Если в регулярно действующей комиссии состав заранее определен и утвержден соответству­ющим приказом по учреждению, то в консилиум включают­ся все те специалисты, которые работают с данным ребенком (что также должно утверждаться соответствующим докумен­том). Таким образом, состав консилиума образовательного уч­реждения может различаться в зависимости от обсуждаемых проблем: одни специалисты (например, психолог или врач) работают постоянно, другие (педагог класса, учитель-логопед, воспитатель ГПД и др.) меняются. Это также накладывает определенные условия на их совместную деятельность и вза­имодействие.

    Как отмечает А.Я. Юдилевич , в современной коман­дной работе специалистов ПМПК реализуются два основных принципа - мультидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к деятельности школьного консилиума.

    Смысл мулыпидисциплинарного принципа заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребен­ка, что предусматривает необходимость равноправного уче­та данных и мнений всех специалистов консилиума (от вра­чей до социальных работников и воспитателей ГПД).

    Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость выработки (согласования) коллегиальных под­ходов при такой оценке и изменения (в некоторых случаях серьезной коррекции) мнения каждого из специалистов в за­висимости от мнения других членов ПМПК. Это, в свою оче­редь, требует соответствующих технологий проведения кол­легиального обсуждения, то есть технологий междисципли­нарного взаимодействия. Основная нагрузка в этой ситуации


    ложится на ведущего заседание консилиума специалиста. Важной задачей ведущего становится контроль за последова­тельностью обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т.п. Подобные техно­логии взаимодействия специалистов при коллегиальном об­суждении еще не получили достаточного освещения в лите­ратуре.

    Из вышесказанного следует, что учет обоих принципов командной работы специалистов на первый план выдвигает не столько задачи образования (хотя последние и воплоща­ются в конкретных рекомендациях по изменению образова­тельного маршрута или особенностях индивидуального сопро­вождения ребенка в образовательном пространстве), сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей по­мощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориенти­рованного сопровождения его семьи. Все это «...в значитель­ной мере снижает возможность возникновения диагностичес­ких ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюде­нии его прав» .

    Этапы работы консилиума

    Характер запросов и жалоб родителей или специалис­тов, контактирующих с ребенком, достаточно детально про­анализирован в ряде пособий , поэтому мы не считаем необходимым здесь на этом останавливаться. Желательно, чтобы описание проблем или жалоб происхо­дило заранее, например, при записи ребенка на консульта­цию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка (еж. раздел IV). В настоящее время Разработан ряд документов, карт развития и т.п., в кото­рых достаточно подробно и развернуто представлены те не­обходимые сведения о ребенке и его семье, с которыми дол­жен ознакомиться специалист, проводящий обследование первым.

    Первичное обследование ребенка разными специалистами " в том числе и психологом) является первым этапом сопро­вождения.

    Важной проблемой является определение последователь­ности обследования ребенка различными специалистами. Кто


    Из них должен проводить первичный прием? До сих пор Э т вопрос не имеет однозначного решения. Несомненно, мц ог зависит от состава специалистов консилиума или образова тельного центра, куда был направлен ребенок. Следует отме тить, что существует два наиболее эффективных варианта решения этой проблемы. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим опытом практической работы целесообразно, чтобы первичный прием проводил он. Когда же в силу тех или иных причин психолог не обладает необхо­димым опытом работы, первичный прием имеет смысл про­водить любому другому специалисту, в первую очередь лого­педу или врачу.

    Если первичный прием проводит психолог, в своих рекомен­дациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании дру­гих специалистов, а в некоторых случаях и определить после­довательность проведения обследований (консультаций) специ­алистами разного профиля. Несомненно, огромную роль в тако­го рода координационной работе играет опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование ре­бенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). Другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные .

    Разумеется, психологический анамнез нисколько не осво­бождает от необходимости сбора классических сведений о за­болеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза). Однако психологический анамнез своеобразен, ва­жен для построения общей гипотезы обследования и для по­становки психологического диагноза. По результатам прове­дения углубленного обследования психолог составляет раз­вернутое заключение.

    Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

    В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения обследований специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов. Это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятельности. Коллегиальное обсужде­ние результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и коМ-


    ле кс необходимых развивающе-коррекционных мероприя­тий-

    Завершающей частью второго этапа работы психолога в

    памках консилиума является участие в выработке решения 0 определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также опреде­ление необходимых психологических коррекционных и раз­вивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалис­тов друг с другом. При необходимости определяется после­довательность включения различных специалистов в работу

    с ребенком.

    Основным принципом деятельности команды специалис­тов на этом этапе является принцип мулътидисциплинарнос-ти, выдвинутый в 1968 году ведущими отечественными пси­хологами А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым.

    Характерной особенностью деятельности психолога в со­временных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от работы других специалистов (и не только педагога). Сейчас в большинстве образовательных уч­реждений (а в системе специального образования - в обяза­тельном порядке) появляются такие специалисты, как лого­пед, социальный педагог, специалисты медицинского профи­ля (невролог, психиатр, педиатр), специалисты по охране здоровья. Пока еще их работа, как правило, недостаточно согласованна, каждый из них в первую очередь заботится о максимально полном выполнении своего объема работ, за­частую вне зависимости от того, что делают остальные. Эф­фективна ли такая помощь? Как должна быть организована совместная работа и ее эффективное распределение? Меж­дисциплинарный подход позволяет решить эти про­блемы.

    Задача психолога - объединить свои усилия с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, организовать единую слаженную команду - требует от него особых психотера­певтических навыков, умения создать психотерапевтичес­кую атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона де­ятельности психолога в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных иссле­дований.

    Часто встает вопрос о том, необходимо ли присутствие Ребенка или его родителей (лиц, их заменяющих) на таком


    Обсуждении. Наш опыт показывает, что, если коллегия ное обсуждение ребенка проходит непосредственно после следования всеми специалистами (в течение 3-5 дней пос последнего обследования, а то и непосредственно после закл 6 чительного обследования каким-либо специалистом), лучц не приглашать родителей на обсуждение, а предоставить и результаты в виде понятного для них заключения и разъяс нить на консультации все интересующие или непонятные им моменты. Как правило, эта консультация проводится либо самим руководителем консилиума, либо психологом. При этом следует помнить, что каждый специалист обязан про-консультиррвать родителей по результатам своего обследо­вания и дать собственные ясные и понятные рекомендации по развитию, воспитанию ребенка. Точно так же, с нашей точки зрения, каждый специалист обязан в доступной фор­ме предоставить родителям информацию о прогнозе даль­нейшего развития ребенка, предполагаемой динамике его состояния. Тем более родителям должна быть предоставле­на информация (естественно, в щадящем режиме) о небла­гоприятности того или иного прогноза, возможном ухуд­шении состояния, динамики развития в целом. Нарушение этого принципа, сокрытие неприятной информации или ис­кажение ее в угоду превратно понимаемого щадящего от­ношения к родителям и ребенку, на наш взгляд, является нарушением профессионального долга. Подобный факт дол­жен стать предметом обсуждения профессиональным сооб­ществом.

    Если школьный консилиум не пришел к общему мне­нию о том, какая развивающая и коррекционная работа с ребенком необходима, случай оказался сложным и опыта специалистов недостаточно, ребенок может быть направ­лен на консультацию более высокого уровня: муниципаль­ную, районную или даже региональную. Точно так же не­обходимо поступать и в ситуации конфликтных отношений с родителями ребенка, непринятием родителями рекоменда­ций консилиума. Подразумевается, что в консультации бо­лее высокого уровня сосредоточены более опытные специа­листы, что позволяет им правильно оценить состояние ре­бенка. Да и авторитет такой организации может быть хорошим мотивирующим компонентом воздействия на ро­дителей.


    рее полученные результаты в виде общего (коллегиально-) заключения консилиума в подобных случаях передают- я в психолого-медико-педагогическую консультацию 1 и в аЛ ьнейшем (после дополнительного обследования ребенка) возвращаются в данное образовательное учреждение с за­ключениями всех специалистов консультации и рекоменда­циями по организации развития, воспитания и обучения ре­бенка.

    Следующим (третьим) этапом деятельности психолога

    образования является реализация решений консилиума (му­ниципальной консультации) в плане развивающе-коррекци-онных мероприятий внешкольного компонента или включе­ния специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка.

    Развивающе-коррекционная работа проходит в индиви­дуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответ­ствии с особенностями развития ребенка и наличием соот­ветствующих специалистов в школе определяются направ­ленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (а в некоторых случа­ях и разработка) индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи с учетом индивиду­ально-типологических особенностей ребенка или группы де­тей. С этим связана важная задача подбора детей для груп­повой работы. Кроме того, должна быть определена ориен­тировочная продолжительность отдельного занятия и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не толь­ко зафиксированы, но и обоснованы в программе коррек-

    Ционной работы.

    Завершением этого этапа работы психолога является ди­намическое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследование. Как уже отмечалось в разделе III, по результатам каждого из обследований пишется заклю­чение.

    1 В данной ситуации следует говорить именно о консультации, а не комис- с ии, поскольку ребенок уже находится на обучении в соответствующем кор-Рекционном учреждении после прохождения ПМПК (комиссии), и мы можем говорить только о консультирующем, сугубо рекомендательном процессе. Ес­тественно, если речь не идет о диагностической ошибке и необходимости по­зорного прохождения ПМПК (в комиссионном режиме).


    ГЛАВА 2. Организация и содержание деятельности психолога на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

    2.1. Специфика деятельности психолога в составе ПМПК

    Деятельность ПМПК особенно важна и сложна при комп­лектации начального звена коррекционных школ различного вида. Именно здесь в наибольшей степени задействован психо­лог. В настоящее время только начинает развиваться служба практической психологии в дошкольных образовательных уч­реждениях. Соответственно, и требования к деятельности пси­холога в составе ПМПК, комплектующего дошкольные обра­зовательные учреждения компенсирующего и комбинирующе­го видов, пока еще только разрабатываются. В данной главе мы рассмотрим деятельность психолога в составе комиссии, ориентированной на работу с детьми младшего школьного воз­раста. Хотя в целом описанное ниже адекватно и для работы психолога в составе ПМПК с детьми дошкольного возраста.

    Очевидно, что имеется определенное своеобразие в деятель­ности ПМПК разного уровня. Муниципальные, областные, региональные ПМПК несколько отличаются по своим целям и задачам. Но в целом в характере деятельности как психо­лога в составе ПМПК, так и всей ПМПК, других ее специали­стов можно выявить общие составляющие, единые цели, за­дачи и технологии работы.

    В качестве члена ПМПК психолог должен не только про­вести углубленное психологическое обследование ребенка и дать вероятностный прогноз его развития в рамках системы специального обучения, но также указать последовательность и направленность психологической коррекционной работы, необходимость консультации других специалистов (логопе­да, дефектолога и т.п.). Другой важной задачей психолога ПМПК является участие в коллегиальном обсуждении и вы­работке решения по организации системы специального обу­чения ребенка.

    Основной задачей углубленного обследования является постановка психологического диагноза в соответствии с при­нятой на комиссии типологией и принятие решения о том, насколько данное коррекционное учреждение соответствует возможностям и особенностям ребенка.

    В качестве примера можно привести случай из реальной практики работы ПМПК.

    Для принятия решения об обучении во 2-м классе коррекционной школы VII вида на ПМПК был приведен Саша Л. (10 лет 3 месяца), до этого обучавшийся в домашних условиях. По данным педагоги­ческого тестирования ребенок не полностью владел программным материалом 1 -го класса (программа 1 -4). Психологический диаг­ноз этого ребенка представлял вариант нормативного развития, отягощенного общим снижением темпа деятельности. Нарушений речи не наблюдалось. Неврологический статус был определен как невыраженные признаки резидуально-органических повреждений ЦНС, что в наше время можно рассматривать почти как неврологи­ческую норму.

    Совершенно очевидно, что обучение такого ребенка по программе и методами специального образования в течение 3-4 лет во фрон­тальном режиме совершенно необоснованно, поскольку в индиви­дуальном режиме он может овладеть общеобразовательным про­граммным материалом начальной школы существенно быстрее. Такой вывод делается на основании выявленных особенностей раз­вития ребенка. В связи с этим комиссией не было рекомендовано обучение по программе школы VII вида, а предложено рассмотреть возможность обучения по индивидуальной программе массовой общеобразовательной школы.

    Можно привести еще один пример.

    В возрасте 9 лет на ПМПК был приведен Боря Б., который на протя­жении двух лет пребывания в 1-м классе массовой школы (програм­ма 1-4) не смог овладеть программным материалом. В педагоги­ческой характеристике из школы, в которой обучается ребенок, присутствовали жалобы не только на трудности овладения про­граммным материалом, но и на трудности поведения, отсутствие какой-либо заинтересованности в учении (учебной мотивации) и т.п. По результатам психологического обследования был поставлен диагноз: «тотальное недоразвитие психических функций простого уравновешенного типа с грубой эмоциональной незрелостью и на­рушениями нейродинамических характеристик деятельности по типу колебаний работоспособности и темпа деятельности». Лого­педический диагноз: «ОНР третьего уровня, нарушения чтения и письма у ребенка с первичными интеллектуальными нарушения­ми». Диагноз невролога: «невыраженные признаки резидуально-органического повреждения ЦНС». Поликлиническим психиатром был поставлен диагноз: «выраженная задержка психического раз­вития». Педагогическая оценка: «фрагментарные, не систематизи-


    Рованные знания программного материала 1-го класса общеоб­разовательной школы у ребенка с низкой обучаемостью и трудно­стями переноса навыков на аналогичный материал».

    После коллегиального обсуждения на комиссии было принято ре­шение о дополнительном психиатрическом обследовании и, в даль­нейшем, направлении ребенка во 2-й класс школы VIII вида, по­скольку за исключением психиатра все специалисты комиссии со­чли возможности ребенка неадекватными и недостаточными для обучения в школе VII вида.

    В большинстве случаев работы ПМПК подобные серьезные задачи и ответственные решения требуют индивидуального психологического обследования (впрочем, как и обследова­ний других специалистов). В целом, в соответствии с общими задачами ПМПК , функция психолога в качестве его чле­на коротко может быть обозначена как решение вопроса об адекватности школы (дошкольного образовательного учреж­дения) данного вида возможностям и психологическим осо­бенностям ребенка. То есть основной смысл деятельности пси­холога ПМПК заключается в понимании того, насколько дан­ная программа, особенности образовательного процесса данного вида обучения (методология, темпы, методы и сред­ства обучения, включая и дидактическое наполнение коррек-ционно-развивающей среды) соответствуют и адекватны воз­можностям и специфике развития ребенка.

    Все большее значение при такой индивидуализации начи­нает приобретать психологический диагноз и дифференциа­ция особенностей состояния и развития детей от близких и сходных по феноменологическим проявлениям других типов отклоняющегося развития .

    Помимо этого, в соответствии с представлениями о прогно­зе дальнейшего развития, психологом может быть рекомен­дована как длительность, так и форма (индивидуальная, фрон­тальная с дополнительными индивидуальными занятиями и т.п.) обучения ребенка в школе. Совершенно очевидно, что свое мнение о необходимости для ребенка того или иного вида коррекционного учреждения, длительности пребывания ре­бенка в нем имеют полное право выражать и другие члены комиссии. Конкретизация направления, видов, формы и дли­тельности коррекционной работы - задача уже психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, где будет находиться ребенок.


    Достаточно часто в практике деятельности ПМПК встреча-тся случаи, когда ребенок направляется в коррекционное чР еждение на так называемый диагностический срок, что также определяется решением ПМПК. В случае положитель­ной динамики развития и овладения программным материа­лом ребенок продолжает обучение в данной школе, в против­ном случае он вновь направляется на ПМПК для принятия решения об адекватном для него образовательном маршруте. В обоих случаях на комиссию должны быть в обязательном порядке представлены заключения каждого специалиста, ра­ботающего с ребенком (педагогов, логопеда, дефектолога, пси­холога и врача).

    Подобные условия, безусловно, должны оговариваться в договоре, который на время нахождения ребенка в коррекци-онном учреждении (например, в школе VII вида) заключает­ся с родителями . Точно так же все условия организации обучения и развития ребенка в рамках специального (кор­рекционного) учреждения (ДОУ или школы) должны быть тщательнейшим образом прописаны в уставе учреждения. Это позволяет избежать многих недоразумений и даже судебных преследований со стороны родителей в случае их несогласия, отвержения решений, принимаемых администрацией учреж­дения, его консилиумом.

    Следует отметить, что комплектация коррекционного уч­реждения осуществляется в основном в соответствующем ДОУ и начальной школе. Однако академически неуспешные по различным причинам дети могут попасть на психолого-ме-дико-педагогическую комиссию и после 5-го класса, то есть

    © 2005-2017, HOCHU.UA